Кому будет повышение военной пенсии понижающий коэффициент

Напомним, что повышение военных пенсий военным пенсионерам и приравненным к ним лицам может состояться уже с 1 января 2021 года на 2%.

Это примерно 250 — 600 рублей, если брать в расчет среднее значение военной пенсии.

К примеру, для военной пенсии размером 13 000 рублей повышение на 2% с 1 января 2021 года даст увеличение размера военной пенсии на 260 рублей.

Копейки, конечно, но за счет этого, все — таки, повышается общая база, да и 260 рублей всегда пригодятся.

Ведь не жируют сейчас военные пенсионеры, да и не жировали никогда, ну разве что во времена СССР!

Напомним, что речь идет о законопроекте № 1027752-7

О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…»


В результате принятия закона о заморозке понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий военные пенсионеры не получат двухпроцентную индексацию военных пенсий в 2021 году!

Но для военных пенсионеров еще существует возможность отстоять повышение военных пенсий у же с 1 января 2021 года!

Как это сделать?
Госдума и Совет Федерации уже одобрили этот законопроект!

Если мы по максимуму не отправим наших вопросов по военным пенсиям, то надеяться больше будет не на кого!


Обратиться с вопросами к президенту России Владимиру Путину с 6 по 17 декабря можно будет через мобильное приложение «Москва — Путину», которое появиться для скачивания с 6 декабря 2020 года. Вопросы, оставленные россиянами, будут озвучены 17 декабря, на большой пресс-конференции президента.

У военных и приравненных к ним пенсионеров остался один шанс для повышения военных пенсий с 1 января 2021 года
И не надо рассказывать и говорить о том, что «Вот, нас в очередной раз не услышали!»

Говорить так мы будем иметь право, когда все, без исключения, направим наши обращения — вопросы!

И только потом, если все это пройдет бесполезно, сможем сказать, что «Нас в очередной раз не услышали!»

Если мы будем продолжать бездействовать, то наши военные пенсии окончательной превратятся в копейки, на которые — то и прожить невозможно, не говоря о том, чтобы помочь детям и внукам!

А что говорят и думают сами военные пенсионеры?
-С пенсией нас надувают два раза: 1-й раз когда не учитывают всё денежное довольствие( надбавки и премия в расчёт не входят) как у гражданских и 2-й раз с понижающим коэф-м 73.68(хотя он и так есть 50-85 % в зависимости от выслуги.Практически понижают от 36.84 до 62.63% от и так уже обрезанного расчёта(ДО+ОВЗ+ВЛ до 40%).А если учесть падение рубля в 2.5 раза и соответственно подорожание товаров,то это вообще грабёж!

-Скоро выборы в ГД, надо всем ветеранам придти и проголосовать единогласно с учётом этого решения ЕД. России. Да и семьи свои подключить, друзей.

-Уважаемые господа, ДЕПУТАТЫ! Избирателей пенсионеров МО и приравненных к ним 2,5 миллиона и действующих военных и иже с ними 1, да членов семей с правом голоса не менее 4, итого 7500000 голосов вы точно не получите на очередных выборах. А это прощай ЕР, а может и поделом…

-Ну, что опять в сентябре строем и на выборы голосовать за тех, кто так «заботится» о военных пенсионерах? Думайте…

-Продолжаем дальше слезно изливать свои комментарии, которые, как «мертвому припарки». В целом, от» антинародной» единороссовской госдумы, другого ждать не следовало. Адекватный ответ должен исходить от военных пенсионеров на избирательных площадках.

-В голове абсурд не укладывается, сами принимают законы, затем их отменяют. Сами не меняются десятки лет в Думе и Совфеде. Их работа видна всей стране. За это надо им большую зарплату платить. Принцип «яму выкопай, затем закопай».

Меньше разбазаривать надо финансов. Не буду писать где, народ все видит. Довели страну до ручки. Ни промышленности, ни сельского хозяйства, одни торгаши, да спекулянты, ни рабочих мест, низкие зарплаты, цены растут как на дрожжах, хамство работодателей, суды, чиновники, коррупция… Десятки лет топчутся на месте. Это всех достало.. Нет справедливости. Меньшинство в масле большинство в ж…

-Неужели из военных пенсионеров еще кто-то надеется на Госдуму или Совет Федерации.

Там же подавляющее большинство — «Единая Россия». А эта партия давно не с народом страны! Что ей СВЕРХУ укажут, то она и одобряет не задумываясь.

-Это будет продолжаться до тех пор пока действующая власть будет находиться у власти. Выход у нас только один — это начать процесс постепенного удаления чиновников от власти, начиная с выборов депутатов Государственной Думы в 2021 году и выборов на региональном уровне, а затем и на местном уровне власти. А завершить этот процесс на выборах президента, возможно и раньше 2024 года. Только тогда у России появится шанс жить достойно всем работающим людям и всем без исключения пенсионерам. И чем раньше люди поймут это, тем будет лучше. И все это возможно сделать мирным путем на выборах. Только нужно заранее подготовиться к ним.

-Все уже давно развалено! Соглашаться с этим неправильно! Мы терпим Это издевательство 8 лет. Мы позволили им глумиться над нами столько лет! Тут только два варианта: принять и молчать в тряпочку или начать активно действовать.

-Если государство не «кормит» свою армию, то вскоре будет кормить армию врага. Депутатов, СФ, правительство и прочих толстосумов это не волнует, они давно уже подготовили себе теплые местечки и запасные аэродромы на западе и в других теплых странах. Как всегда основное бремя падет на многострадальный народ, а с наших «эффективных» менеджеров как с гуся вода.

-Да, в связи с пенсиями для военных, ни кто нас понять не может и не сочувствует. Мы обязаны стойко переносить все тяготы и лишения! Путин — молчит, а придёт время и Бог всех этим «защитникам народа» ПОКАЖЕТ! Аукнется им на выборах. Кто же станет в последствии защищать страну, если к военным так относятся в купе с пенсионерами. Какое будет их ждать будущее на пенсии? Олигархату, засевшему и окопавшемуся в органах власти, забота только о себе и до нужд Народа и Армии нет дела. Военных считают высокооплачиваемыми и с них можно и отщипнуть себе. Ещё раз прошу всех подумать прежде чем голосовать за кого на выборах.

-Пиши, не пиши. Жалуйся, не жалуйся. Положено, не положено. Власти и их прихвостням глубоко наплевать на военпенсов. Сколько уже лет эта байда идет, а воз и поныне там. Мы каждый год надеемся, а толку-то что? Каждый год одно и тоже-заморозка. И выборы ничего не решат. Выбирай не выбирай, а во власти будут одни и те же (задолизы). Выход один-это должен поставить вопрос Шойгу перед Путиным ребром по совести и Закону. Но этого не будет. А жаль.


Пенсии служащих армии рассчитываются совершенно иначе, нежели страховые. Их величина основана на денежном довольствии человека, пропорциональна выслуге. Следовательно, начать получать такую пенсию возможно намного раньше, чем обычную.

Получатель подобной пенсии имеет возможность устраиваться на работу, накапливать пенсионные баллы для получения страхового пенсионного обеспечения.

Бесплатно по России

Что такое понижающий коэффициент

В 2012 г. правительство ввело понижающий коэффициент. Он используется при расчете пенсионного обеспечения бывшим служащим российской армии.

В 2012 г. он равнялся 54 процентам денежного довольствия. Данный показатель не применяется, если пенсионером является:

  • военный судья;
  • сотрудник прокуратуры;
  • служащий СК Российской Федерации;
  • федеральный государственный служащий.

Как рассчитывается пенсия для бывших военных

Соответственно со ст. 43 законодательного акта от 12 февраля 1993 года номер 4468, величина выплат бывшим служащим армии, их родственникам определяется при учете денежного довольствия. Кроме того, размер пенсии зависим от:

  • оклада;
  • звания;
  • выслуги;
  • индексации.

Пенсионное обеспечение служащих армии делится на 4 типа:

  1. За выслугу 20 лет.
  2. За выслугу 12.5 лет, при этом общий стаж получателя не менее 25 лет.
  3. По утрате кормильца нетрудоспособным родственникам: сыновьям/дочерям; матери/отцу с инвалидностью либо на пенсии; жене, которая ухаживает за ребенком, не достигшим четырнадцатилетнего возраста.
  4. По инвалидности, которая наступила во время армейской службы либо из-за болезни в данный период.

Денежное довольствие – это зарплата служащего армии, включающая в себя оклад, надбавки к нему. Соответственно со ст. 2 законодательного акта от 7 ноября 2011 года номер 306, военные получают надбавки за:

  • выслугу лет – 10-40 процентов к окладу каждый месяц;
  • звание – 5-30 процентов;
  • доступ к секретной информации – до 65 процентов;
  • службу в особых условиях; исполнение задач, которые опасны для жизни и здоровья; достижения в службе – до 100 процентов;
  • добросовестное выполнение служебного долга – до 300 процентов к ежегодному окладу.

Алгоритм расчета

За начальное значение берется оклад военнослужащего. Затем к нему прибавляется надбавка за звание, полученный результат помножается на надбавку за выслугу лет. Полученный результат суммируется с суммой оклада и надбавки за звание. Так формируется база для расчета пенсионного обеспечения.

База помножается на корректирующий коэффициент (зависит от выслуги лет) и на понижающий. Затем произведение умножается на районный индекс. Полученный результат и будет указывать на размер военной пенсии.


Законопроект в 2019 году

Осенью прошлого года правительство внесло в Государственную Думу законодательный проект номер 556372-7 о пролонгации «заморозки» понижающего коэффициента еще на 2 года в значении 0.7223. Иначе говоря, правительство предложило продолжить рассчитывать военную пенсию как 72.23 процента от денежного довольствия. Государственная Дума приняла законопроект в 1-м чтении, 08.11.2018.

Ко 2-му чтению законодательного проекта, прошедшему 20.11.2018, подготовили и одобрили коррективы, которые были внесены по указу президента. 22.11.2018 Государственная Дума приняла скорректированный законопроект.

Соответственно с данным законопроектом, показатель 0.7223 станет использоваться для расчета военных пенсий лишь до 01.10.2019. С этой даты показатель повысят до 0.7368. Следовательно, пенсионное обеспечение станет рассчитываться как 73.68 процента от денежного довольствия.

С 01.10.2019 пенсионное обеспечение увеличится за счет измененного понижающего коэффициента. Кроме того, пенсионное обеспечение бывших военнослужащих, полицейских, работников МЧС, Росгвардии, ФСИН будет повышено за счет индексации на 6.3 процента.

Отменят ли понижающий коэффициент

Разговоры о том, чтобы отменить данный показатель, ходят давно. Однако до реального законодательного проекта и чтения в Государственной Думе дело дошло единожды. Это произошло в 2014 г. Член Коммунистической Партии Российской Федерации Тететкин внес в нижнюю парламентскую палату законодательный проект номер 631118-6. В законопроекте предлагалось полностью отменить применение этого показателя. Рассмотрение данного законодательного проекта прошло лишь в 2017 г. Большая часть депутатов проголосовали против него в 1-м чтении. Законопроект одобрили только 19 членов Государственной Думы.


Российское правительство испытывает недостаток денежных средств, следовательно, отмены в ближайшее время не предвидится. Кроме того, депутаты планировали осуществить «заморозку» в значении 0.7223 на весь 2019 г. (до 01.01.2020). Именно на это был направлен законодательный проект, внесенный депутатами в парламент и одобренный Государственной Думой в 1-м чтении. К счастью для военных пенсионеров, Владимир Путин внес свои коррективы.

КПРФ пыталась внести законодательный проект об аннулировании понижающего коэффициента, однако зимой 2017 г. он был отклонен. После этого правительство никак не затрагивало данный вопрос, так как планировало назначать пенсионное обеспечение с учетом стопроцентного денежного довольствия лишь с 2035 г. Сейчас увеличение понижающего коэффициента нельзя назвать стабильным. Следовательно, отменять его пока что не будут.

Полезное видео

Более подробно об отмене понижающего коэффициента в видео-ролике:

Поводов для особенного удовлетворения ростом пенсий у отставных военных в будущем году не будет. Государство снова заморозило повышение такого вида пенсий сверх процента индексации денежного довольствия в действующей армии. Пока - до 2021 года. Но при желании заморозку можно продлевать бесконечно. Напомним, каким будет понижающий коэффициент для военных пенсионеров в 2020 году, как он рос в последние годы, какой окажется средняя пенсия отставного военного после очередной индексации.

Каким будет понижающий коэффициент к военным пенсиям в 2020 году

Таким же, как в 2019 году - 0,7368 . То есть, величина пенсии будет составлять 73,68% от денежного довольствия действующего военного, который имеет то же звание и ту же должность, что и пенсионер перед увольнением со службы.

Заморозка понижающего коэффициента на 2020 год - не первая за последнее время. В 2018 году, например, понижающий коэффициент тоже не рос. Как и за год до этого, он составлял 0,7223. Хотя до этого в течение нескольких повышался, причём достаточно неплохими темпами.

Как таковой понижающий коэффициент появился с 2012 года. Тогда, напомним, была проведена реформа денежного довольствия военнослужащих - за счёт увеличения окладов и надбавок оно резко выросло. А пенсии бывших военных привязаны к “зарплате” действующих. Бюджет даже в те сравнительно тучные годы одновременный рост денежного довольствия и военных пенсий не потянул бы.

В итоге в статье 43 закона о военных пенсиях появилось специальное положение. Оно установило, что с 2012 года вводится понижающий коэффициент, который должен ежегодно расти. Изначально военная пенсия была равна 54% от денежного довольствия военного. Коэффициент должен расти до тех пор, пока не достигнет единицы. То есть, пока военная пенсия не сравняется с довольствием в армии.

Темп роста в законе также прописан - это два процента ежегодно. Причём эти два процента - минимум ежегодного повышения. Закон допускает, чтобы правительство увеличивало понижающий коэффициент более высокими темпами. Особенно если инфляция в стране того требует.

Изначально так и было - понижающий коэффициент рост довольно быстрыми темпами, заметно больше, чем на два процента ежегодно. Однако на уровне около 0,7 он начал буксовать.

Как повышали коэффициент в 2012-2019 гг.

Понижающий коэффициент для военных пенсионеров рос такими темпами:

  • 2012 г. - 0,5400;
  • 2013 г. - 0,5805;

  • 2014 г. - 0,6212;
  • 2015 г. - 0,6678;
  • 2016 г. - 0,6945;
  • 2017 г. - 0,7223;
  • 2018 г. - 0,7223;
  • 2019 г. - 0,7368;
  • 2020 г. - 0,7368.

До 2017 года включительно коэффициент рос быстрее, чем на два процента. Так что особенно не возникал сам вопрос - что такое эти два процента. Это могут быть как два процентных пункта (было 54% - стало 56%), так и два процента относительно прежнего значения (было 54 - стало 55,08). Хотя разница может быть существенная.

Конечно, и по духу закона, и по здравому смыслу речь должна идти о процентных пунктах. Но разморозка понижающего коэффициента в 2019 году показала - считать можно по-разному. Правительство увеличило коэффициент 0,7223 именно на два процента, а не на два п.п. - вместо возможного минимума в 0,7423 коэффициент составил лишь 0,7368.

Таким он будет и в 2020 году. Как подсчитали в комитете Госдумы по обороне, за последние годы военная пенсия обесценилась примерно на 20%. При том, что цены в стране на фоне кризиса в 2014-2015 году росли особенно быстро, денежное довольствие военных после реформы 2012 года не повышалось вплоть до выборного 2018 года. Обесценилось, таким образом, и знаменитое повышение “зарплат” в армии. А с “зарплатами” обесценились и пенсии отставников - понижающий коэффициент хотя и рос, за инфляцией всё равно не поспевал.

Какой будет военная пенсия в 2020 году

Небольшой рост военные пенсии в будущем году всё равно ожидает. С 1 октября 2020 года на три процента вырастут довольствия в армии. Соответственно, на эти же три процента вырастут и военные пенсии. Не более того.

Темпы роста выплат военным пенсионерам снова оказываются заметно ниже темпов роста обычных, “гражданских” пенсий, который вырастут на 6,6% уже с нового года.

Многие ветеранские организации говорят о том, что это безусловно несправедливо. Военная пенсия уже практически сравнялась с “гражданской”. Добавим, что её относительно элитный статус сохраняет разве что более ранний средний возраст выхода на отдых в сравнении с обычными пенсионерами.

Чиновники, правда, заверяют, что это не совсем так. Первый замминистра обороны Леонид Горин заявил, например, что после индексации в октябре 2020 года средняя величина военной пенсии будет составлять в России сумму 26.968 рублей. Что намного больше 16.400 рублей у гражданских пенсионеров. Как это обычно бывает, многие отставники наверняка сильно удивятся таким цифрам.

При начислении военных пенсий бывшим военнослужащим, сотрудникам МВД, ФСИН, Росгвардии, МЧС и других структур применяется понижающий коэффициент. По сути, военным пенсионерам платят не полную пенсию, а только ее часть. Так, понижающий коэффициент в 2021 году будет равен 0.7368, то есть при начислении пенсии будет учитываться только 73,68% от величины денежного довольствия граждан, проходивших военную или приравненную к ней службу. Законопроект об установлении такой величины ПК подготовлен Правительством, внесен на рассмотрение в Госдуму и уже одобрен в третьем чтении. Его текст представлен далее:


Стоит пояснить, что коэффициент, равный 0.7368, применяется при начислении пенсионного обеспечения еще с 1 октября 2019 года. Затем величину ПК «заморозили» на весь 2020 г., и вот теперь планируют продлить этот мораторий на 2021 год. То есть следующая корректировка пройдет не ранее 1 января 2022 года.

Законопроект о понижающем коэффициенте в 2021 году

30 сентября 2020 года Правительство РФ подготовило и внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект № 1027752-7 о продлении «заморозки» понижающего коэффициента (ПК) до 2022 года в значении 0,7368. Это означает, что размер военной пенсии по-прежнему будут рассчитывать с учетом 73,68% величины денежного довольствия военнослужащих.

Вступление в силу закона произойдет с 1 января 2021 года, а его положения будут применяться в течение всего 2021 г.

  • В пояснительной записке к законопроекту указано, что несмотря на «заморозку» коэффициента в 2021 году пройдет плановое повышение военных пенсий.
  • Их увеличат за счет индексации окладов по должности и званию, с учетом которых и рассчитываются военные пенсии. Индексация составит 3.7%, что соответствует прогнозному уровню инфляции предыдущего года (2020 г.).


График изменения коэффициента в предыдущие годы

Неполный учет величины довольствия при определении размера пенсионных выплат осуществляется еще с 1 января 2012 г. Тогда был введен понижающий коэффициент 0.54 частью 2 ст. 43 закона № 4468-1 от 12.02.1993 г. Затем его значение должно было ежегодно увеличиваться на 2%, пока не будет доведено до 100%. Однако фактически схема его изменения выглядела иначе — таблица представлена далее:

Период с 01.01.2015 с 01.10.2015 с 01.02.2016 с 01.02.2017 с 01.10.2019
Значение ПК 0.6212 (62.12%) 0.6678 (66.78%) 0.6945 (69.45%) 0.7223 (72.23%) 0.7368 (73.68%)

Из таблицы видно, что последний раз величину ПК корректировали 1 октября 2019 г. Затем его «заморозили» на весь 2020 г., а теперь планируют применять при расчетах и в течение 2021 года.

Вопрос-ответ

Когда отменят понижающий коэффициент для военных пенсионеров?

В 2021 году отменять применение понижающего коэффициента при начислении пенсии военным пенсионерам не планируют. Наоборот, в планах Правительства «заморозить» значение 0,7368 на весь 2021 года. С учетом такой величины ПК уже сформирован федеральный бюджет на 2021 год, законопроект о котором тоже внесен на рассмотрение в Госдуму.

Отметим, что в 2014 году депутат от КПРФ В.Н. Тетекин вносил в Госдуму законопроект № 631118-6 о полной отмене ПК к величине денежного довольствия. Рассмотрение этого законопроекта несколько лет откладывалось. В итоге, 22.02.2017 г. в результате голосования в первом чтении проект был отклонен, так как «за» его принятие проголосовало лишь 19 депутатов.

Пенсионная реформа, судя по всему, докатилась до военных. По идее, сейчас весь комитет Государственной думы по обороне должен дружно встать и, чеканя шаг, сплоченным строем во главе с генерал-полковником запаса Владимиром Шамановым покинуть зал заседаний — их требования к правительству по решению проблем военнослужащих в очередной раз были проигнорированы.

Однако, подобный демарш не состоялся, а Госдума на пленарном заседании 19 ноября, продолжая людоедскую пенсионную реформу, приняла закон, который вновь замораживает на нынешнем уровне размер денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении военных пенсий. Документ, входящий в так называемый пакет бюджетообразующих законов, был внесен правительством и в третьем чтении всё-таки одобрен депутатами. Ожидаемого с 1 января 2020 года повышения военных пенсий не будет — взамен только машинка для закатывания губ.

«В связи с Федеральным законом „О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов“… предлагается пролонгировать приостановление действия части второй статьи 43 Закона о пенсионном обеспечении до 1 января 2021 года, сохранив размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии — 73,68 процента», — говорится в принятом документе. А это означает, что размер денежного довольствия, учитываемого при начислении пенсий, останется на уровне 1 октября 2019 года, когда произошло уж очень запоздалое и незначительное повышения. И после 1 января следующего года никаких изменений в выплатах не произойдет. Так что военных сравняли с теми, кто стал жертвой пенсионной реформы.

Новый закон, который иначе как грабительским по отношению к пенсионерам не назовешь, приостанавливает действие нормы закона, согласно которой денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процента и, начиная с 1 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100-процентного его размера. При этом почему-то забывается, что президент Владимир Путин еще в мае 2012 года поручил правительству обеспечить ежегодное увеличение пенсий ветеранам военной службы не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции. Если следовать логике президентского указа, то в 2020 году военные пенсии должны быть проиндексированы на 5 процентов. Впрочем, гражданским Путин тоже обещал не проводить пенсионных реформ и не повышать пенсионный возраст.

Что в итоге? Теперь сохраняется размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, на прежнем уровне, установленном с 1 октября 2019 года, то есть всё те 73,68 процентов от денежного довольствия. То есть бросили вам, товарищи военпенсы, «косточку» в октябре и хватит, через год подумаем — повышать или и при нынешнем «достатке» не загибаетесь. К слову, последнее увеличение военных пенсий назвать «повышением» язык не поворачивается — жалкая прибавка. «Свободная пресса» уже приводила эти цифры — военный пенсионер в звании подполковника, уволившийся из Вооруженных сил с 24 тарифного разряда и прослуживший 25 календарных лет, получил прибавку в 1 583 рубля. Сержанту, уволившемуся с 5 тарифного разряда и прослужившему 23 календарных года, добавили 700 рублей к военной пенсии. Такая вот пенсионная реформа для армии.

В качестве «компенсации» за замораживание размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении военных пенсий, до 1 января 2021 года, правительство подсластило пилюлю. Как отмечается в сопроводительных материалах, новый проект бюджета всё же учитывает повышение уровня инфляции и предусматривает повышение денежного довольствия военнослужащих и ряда других категорий — на 3 процента с 1 октября 2020 года. Соответственно, что-то «обломится» и военным пенсионерам — опять крохи и только через год. То есть правительство в очередной раз «кидает» военных пенсионеров с уже крылатой фразой «денег нет, но вы там держитесь».

В итоге утерлись и депутаты из комитета по обороне, и сами военные. Вот и первый замминистра обороны Леонид Горин, выступая на пленарном заседании Госдумы, подчеркнул, что темп роста военных пенсий «имеет положительную динамику». Представитель военного ведомства отметил, что с 2011 года военная пенсия выросла в 2,6 раза и из расчета на 1 октября 2020 года должна повыситься до 26 968 рублей. При этом уровень инфляции в России в 2011 году составил 6,4 процента, а в 2018-м — 4,3 процента. В общем, ни в чем себе не отказывайте, «богатенькие» пенсионеры. Собственно, пенсионная реформа и затевалась для всех «богатеньких», чтобы стали еще богаче за счет денег, которые забрали у населения.

Во время второго чтения закона «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», которое прошло 9 октября, глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов, при поддержке соратников, резко осудил предложения правительства, которое постоянно уклоняется от выполенния законодательно закрепленных пенсионных гарантий граждан, уволенных с военной службы. В заключении, опубликованном на сайте ГД, указывалось, что с 2014 по 2016 год «прибавка к военной пенсии» за счет роста понижающего коэффициента не покрывала даже уровень инфляции, не говоря уже о выполнении указа главы государства. Согласно расчетам парламентариев, недоиндексация уже составила 20 процентов. При этом за счет понижающего коэффициента экономия бюджета с 2012-го по 2019 год составила порядка 2,8 триллиона рублей.


Вероятно, что и нынешняя «заморозка» военных пенсий до 2021 года позволит существенно пополнить казну отобранными у отставных защитников Отечества деньгами. Опять же, за это время успеет уйти из жизни не одна тысяча из них — в мир иной пенсионеры в нашей стране уходят стремительно. Тоже ведь «экономия». Есть и еще одна подоплека в замораживании повышения пенсий. Например, все экономисты считают, что эта мера, как вся пенсионная реформа, направлена на оттягивание времени, правительство ждет, когда произойдет девальвация рубля и национальная валюта еще больше обесценится. Когда рубль окончательно рухнет, правительство тут же рассчитается с пенсионными долгами, в том числе произведет выплаты и военным пенсионерам, которым сильно задолжало. Обесцененной денежной массы станет больше и ее отдавать будет уже не жалко, — утверждают эксперты.

Нельзя сказать, что сейчас, на фоне принятия грабительского для пенсионеров закона и всей пенсионной реформы в целом, комитет Госдумы по обороне «сдулся» и прекратил отстаивать права военных пенсионеров. Однако, в общем итоге бодаться с правительством на равных не получилось — команда премьера Медведева в очередной раз проигнорировала повысить уровень денежного содержания военнослужащим и добилась желаемого результата. Наплевав, по сути, не только на военных пенсионеров, но и на армию в целом.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

Посмотрите полезное видео

Заключение Комитета ГД по обороне на проект бюджета 2021 в отношении индексации военных пенсий.

Законопроектом предусмотрено уточнение бюджетных ассигнований на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы, в том числе:

увеличение ассигнований (в связи с увеличением численности получателей) в 2021 году на 9 322,8 млн. рублей и в 2022 году на 9 695,7 млн. рублей;

уменьшение ассигнований (в связи с отнесением расходов к условно утвержденным расходам) в 2022 году на 418 246,4 млн. рублей и в 2023 году на 464 559,9 млн. рублей.

Комитет по обороне отмечает, что в соответствии с Приложением № 2 к Перечню публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Закона № 380-ФЗ объем бюджетных ассигнований в 2021 году на выплату пенсий военнослужащим и приравненных к ним лиц был заложен из оценки численности «военных пенсионеров» – 2 738 тысяч человек. Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования в 2021 году в размере 797,52 млрд. рублей из оценки численности «военных пенсионеров» – 2 694 тысяч человек. Вопреки мнению авторов Законопроекта фактически наблюдается уменьшение численности «военных пенсионеров» на 44 тысяч человек.

Законопроектом в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, а также пособий и иные выплат в рамках пенсионного обеспечения, предусматриваются бюджетные ассигнования в 2021 году в размере 797,52 млрд. рублей из оценки численности «военных пенсионеров» – 2 694 тысяч человек, в 2022 году в размере 414,75 млрд. рублей из оценки численности «военных пенсионеров» – 2 771 тысяч человек, в 2023 году в размере 402,07 млрд. рублей из оценки численности «военных пенсионеров» – 2 894 тысяч человек.

При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечено, что бюджетные ассигнования на 2021 – 2023 годы уточнены с учетом индексации в 2021 году на 3,7%, в 2022 году на 4,0% и в 2023 году на 4% пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению с 1 февраля, что не соответствует действительности. Кроме того Комитет Государственной Думы по обороне считает, что это введение в заблуждение депутатов Государственной Думы.

Пенсии лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (далее — Закон № 4468-I).

В соответствии со статьей 49 Закона № 4468-1, «военные пенсии» подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (размер денежного довольствия военнослужащих должен увеличиваться (или индексироваться) с учетом уровня инфляции (п. 9 ст. 2 № 306-ФЗ);

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии (т.е. изменения «понижающего коэффициента»), установленного частью второй статьи 43 Закона (с 1 января 2012 года установлен в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно должен увеличиваться на 2% до достижения 100% его размера).

При этом в соответствии с частью третьей статьи 49 Закона № 4468-1 пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно.

Не смотря на это, Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу законопроект № 1027752-7 «О приостановлении действия части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (далее — Законопроект № 1027752-7), которым замораживается до 1 января 2022 года изменение «понижающего коэффициента» (с 1 октября 2019 года составляет 73,68 %), при этом индексация денежного довольствия военнослужащих согласно законопроекта на прогнозный уровень инфляции запланирована в 2021 году с 1 октября на 3,7%, в 2022 году с 1 октября на 4,0% и в 2023 году с 1 октября на 4,0%.

Таким образом, увеличение «военных пенсий» законодательно возможно лишь в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 49 Закона № 4468-1, а именно в 2021 году с 1 октября на 3,7%, в 2022 году с 1 октября на 4,0% и в 2023 году с 1 октября на 4,0%.

При этом обращаем внимание, что индексация страховой пенсии для граждан будет произведена с 1 января 2021 года на 6,3% (с 1 января 2020 года на 6,6%, в 2019 году с 1 января на 7,05%, а «военной пенсии» с 1 октября 2020 года на 3% и на 6,3% с 1 октября 2019 года).

В соответствии с абзацем вторым статьи 16Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ) Правительство Российской Федерации должно обеспечивать проведение единой государственной социальной политики и реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

Анализ роста пенсий в Российской Федерации показывает, что уже который год наблюдается более низкий уровень индексации «военных пенсий», чем страховых пенсий для граждан, что, как представляется, является дискриминационным.

При этом повышение «военных пенсий» с 1 октября вместо 1 января не компенсирует даже уровень расчетной инфляции. Указанные факторы снижают роль и значение военной службы, как ратного труда сопряженного с риском для жизни, который несопоставим с гражданским трудом.

Тем самым, по мнению Комитета по обороне, требования Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ в части единой государственной социальной политики Правительством Российской Федерации систематически не выполняются.

Данная ситуация усугубляется еще и тем, что Правительство Российской Федерации на практике уже седьмой год уклоняется от выполнения законодательно закрепленных пенсионных гарантий граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службе, и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации» (далее – Указ № 604), путем внесения в Государственную Думу законов о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием очередного федерального бюджета (в частности части 2 статьи 43 Закона № 4468-I) и игнорирования требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604, которым Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании от 15 января 2020 года отмечал, что все параметры, заданные в «майских» указах 2012 года, должны строго соблюдаться.

Требования подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 Правительством Российской Федерации в 2020 году были проигнорированы.

Аналогичная ситуации согласно Законопроекта и в 2021 году, требования подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 также не учтены. Законопроектом уровень инфляции в 2021 году предусмотрен в размере 3,7%. Следовательно, для выполнения требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 с учетом уровня инфляции в размере 3,7 % необходимо доведение индексации «военной пенсии» до 5,7%.

Комитет по обороне отмечает, что систематическое невыполнение требований Указа № 604 Правительством Российской Федерации является нарушением пункта 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, согласно которого указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и абзаца пятого статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», согласно которого Правительство Российской Федерации обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.

Наряду с этим, Правительством Российской Федерации постоянно игнорируются требования постановлений Государственной Думы.

Так, было проигнорировано требование Постановления Государственной Думы от 24 ноября 2017 года № 2835-7 ГД, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации предлагалось в течение 2018 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604.

Постановлением Государственной Думы от 19 ноября 2019 года № 7110-7 ГД Правительству Российской Федерации также предлагалось в течение 2020 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Указанное требование Государственной Думы Правительством Российской Федерации было проигнорировано по умолчанию.

Такое отношение Правительства Российской Федерации к «военным пенсионерам» фактически дискредитирует законодательно закрепленный механизм пенсионного обеспечения военнослужащих.

Так, в части увеличения «военных пенсий» в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 49 Закона № 4468-1 (одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих), Комитет по обороне отмечает, что начиная с 2012 года по 2017 год включительно было приостановлено действие части 9 статьи 2 № 306-ФЗ, согласно которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям должны ежегодно увеличиваться (индексироваться) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, даже при условии реализации запланированной на 2020 и 2021 годы индексации денежного довольствия военнослужащих те его размеры, которые могли бы быть достигнуты в 2018 году при безусловном исполнении Правительством Российской Федерации указанной нормы об индексации, не будут достигнуты даже в 2021 году.

При этом вследствие приостановления в 2012 – 2017 годах вышеуказанной нормы для повышения «военных пенсий» в соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 49 Закона № 4468-1, в период с 2014 года по 2016 год был задан более высокий темп роста «понижающего коэффициента», который по мнению Минфина России, должен был к 1 января 2021 года составить 72% при безусловном исполнении Закона № 4468-1, а вследствие принятых мер составляет 73,68%.

Комитет по обороне не согласен с этим мнением, поскольку даже более высокий темп роста в период с 2014 по 2016 годы «понижающего коэффициента» не покрывал даже уровень инфляции.

Вместе с этим следует учитывать, что при введении части второй статьи 43 Закона № 4468-1 Правительство Российской Федерации обязывалось обеспечить превышение «военных» пенсий по сравнению с «гражданскими» пенсиями не менее чем в 1,7 раза.

Согласно законопроекта (приложение № 1 к Перечню публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) среднегодовой размер выплаты на одного получателя «военной» пенсии в 2021 году составит 296,0 тыс.рублей, следовательно среднемесячный размер выплаты на одного получателя «военной» пенсии в 2021 году составит 24 667 рублей. При выступлении 22 октября 2019 года на пленарном заседании Государственной Думы первый заместитель Министра финансов Российской Федерации Л.В.Горнин отмечал, что «средняя «военная» пенсия (с учетом индексации в 3% с 1 октября 2020 года) составит 26 968 рублей по состоянию на 1 октября 2020 года. По заявлению Минтруда России средняя страховая пенсия с 1 января 2021 года (с учетом индексации в 6,3% с 1 января 2021 года) составит 17 443 рублей, по данным Пенсионного фонда России в настоящее время средний размер страховой пенсии составляет 16 500 рублей. По состоянию на 1 октября 2020 года с учетом увеличения с 1 октября 2020 года на 3% «военных» пенсий соотношение «военных» пенсий с «гражданскими» пенсиями составило 1,63:1. На 1 января 2021 года соотношение «военных» пенсий с «гражданскими» пенсиями составит только 1,5:1 (26968/17443=1,5; 24667/17443=1,4). Даже после запланированного законопроектом повышения с 1 октября 2021 года «военной» пенсии на 3,7% соотношение 1,7:1 достигнуто не будет (26968*1,037/17443=1,6; 24667*1,037/17443=1,46).

Таким образом, вследствие бюджетного законотворчества «недоиндексация» «военных пенсий» на текущее время составила более 25% (т.е. четвертую часть от суммы «военной пенсии»). Это привело к тому, что размер «военных пенсий» рядового и сержантского состава военнослужащих практически сравнялся с размером страховых (трудовых) пенсий, а порой и меньше (по состоянию на май 2020 года размер «военной пенсии» по категориям: рядового – 8 312,14 рублей, старшины – 14 576,37 рублей, прапорщика – 15 585,25 рублей, при этом МРОТ в 2020 году составляет 12 130 рублей).

Наряду с этим, за счет законодательно закреплённого учета неполного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении «военной пенсии» (понижающего коэффициента), «экономия» бюджета с 2012 года по 2019 год составила порядка 2,8 трлн.рублей.

В июле 2020 года Комитетом по обороне были направлены обращения Председателю Правительства Российской Федерации и в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, с просьбой недопущения приостановки действия положений Закона № 4468-I и неукоснительного выполнения его требований, а также требований Указа № 604 (в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции) при формировании бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы.

Предложения Комитета по обороне в представленном законопроекте были проигнорированы.

Комитет по обороне с сожалением констатирует, что:

за 9 лет существования части 2 статьи 43 Закона № 4468-I (с 1 января 2012 года) ее действие приостанавливалось 6 раз и будет приостановлено и в седьмой раз;

за 9 лет существования подпункта «г» пункта 1 Указа № 604 (с 7 мая 2012 года) он был выполнен только один раз (в 2019 году) и в 2021 году его выполнение не планируется.

Указанные действия федерального законодателя не способствуют формированию у граждан доверия к действиям государства, подрывают престиж военной службы и ведут к нарастанию социальной напряженности среди получателей «военных пенсий».

В целях исключения нарушения пункта 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, прекращения дискриминации «военных пенсионеров» по отношению к другим пенсионерам, а также исполнения Закона № 4468-I и Указа № 604 Комитет по обороне настаивает на доведении индексации «военной пенсии» с 3,7% до 5,7% (с 1 октября 2021 года на 3,7% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих (на размер инфляции) как и заложено в Законопроекте и на 2% с 1 января 2021 года (на основании пункта «б» части 1 статьи 49 Закона № 4468-I) за счет доведения «понижающего коэффициента» до 75,16 %). В связи с изложенным потребуются дополнительные бюджетные ассигнования: в 2021 году – 16,27 млрд.рублей, в 2022 году – 17,33 млрд.рублей, в 2023 году – 18,03 млрд.рублей (всего на 2021-2023 годы – 51,63 млрд.рублей).

1. Проект федерального закона № 1027743-7 «О федеральном бюджете 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» по разделу 02 «Национальная оборона» и Государственной программы Российской Федерации «Обеспечение обороноспособности страны» в целом подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

2. Бюджетные ассигнования по разделу «Национальная оборона«
в 2021 году составят 3 113 247,5 млн. рублей, в 2021 году – 3 231 721,8 млн. рублей и в 2022 году – 3 257 484,0 млн. рублей.

«Открытой частью» проекта федерального бюджета по разделу 02 «Национальная оборона» предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 081 830,58 млн. рублей на 2021 год, 1 107 249,28 млн. рублей на 2022 год и 1 134 215,39 млн. рублей на 2023 год.

3. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП составит в 2021 году — 2,7%, в 2022 году — 2,6%, в 2023 году — 2,5%.

Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона» в 2021 и 2023 годах по сравнению с 2020 годом (13,9%) увеличится и составит 14,5%, в 2022 году увеличится и составит 15,1%.

4. Выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации.

5. Комитет по обороне настаивает на том, что Правительству Российской Федерации в кратчайшие сроки необходимо проработать меры по повышению уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти.

6. В целях недопущения роста очереди на жилье, а так же сокращения срока ожидания реализации военнослужащими своих жилищных прав до 2-х лет, Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить финансирование соответствующих статей расходов на требуемом уровне.

7. В целях исключения дискриминации «военных пенсионеров» по отношению к другим пенсионерам, а так же исполнения Закона № 4468-I и Указа № 604 Комитет по обороне настаивает на доведении индексации «военных пенсий» с 3,7% до 5,7% (с 1 октября 2021 года на 3,7% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих (на размер инфляции) как и заложено в Законопроекте и на 2% с 1 января 2021 года (на основании пункта «б» части 1 статьи 49 Закона № 4468-I) за счет доведения «понижающего коэффициента» до 75,16 %). В связи с изложенным потребуются дополнительные бюджетные ассигнования: в 2021 году – 16,27 млрд.рублей, в 2022 году – 17,33 млрд.рублей, в 2023 году – 18,03 млрд.рублей (всего на 2021-2023 годы – 51,63 млрд.рублей).

8. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 1027743-7 «О федеральном бюджете 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению.

Читайте также: