Кто может обслуживать пенсионеров украина

Для поддержания лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, государством предусмотрены определенные виды помощи – пособия, выплаты и предоставление социальных услуг. О том, какие социальные услуги в Украине можно получить бесплатно, а за что нужно платить, и кто имеет право на получение бесплатных социальных услуг, мы и поговорим.

Социальные услуги в Украине: кто может ими воспользоваться

Согласно Закону Украины «О социальных услугах» на получение бесплатных услуг имеют право лица, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах. К таким лицам относятся:


  • Лица, не способные себя обслуживать самостоятельно из-за болезни, преклонного возраста или инвалидности. При этом у них нет родственников, которые могут обеспечить им присмотр и необходимую помощь.
  • Лица, находящиеся в сложной жизненной ситуации из-за безработицы (им необходимо состоять на учете в службе занятости), катастроф, стихийных бедствий, а также лица, ставшие беженцами в результате военных и межэтнических конфликтов, если их среднемесячный совокупный доход ниже установленного законом прожиточного минимума.
  • Дети и молодежь, находящиеся в сложной жизненной ситуации вследствие инвалидности, тяжелой болезни, беспризорности, сиротства, конфликтов в семье или в результате жестокого обращения.

Социальные услуги в Украине: что можно получить бесплатно

В печень услуг, предоставляемых бесплатно указанным выше лицам, входят услуги самых разнообразных сфер деятельности:

  • Социально-бытовые, в которые входят обеспечение продуктами питания и горячим питанием, предоставление транспортных услуг, социально-бытовой патронаж, вызов врача, покупка и доставка медикаментов и так далее.
  • Социально-педагогические, в перечень которых входят такие обязанности, как организация индивидуального воспитательного, учебного и коррекционного процессов, организация досуга и спортивно-оздоровительной деятельности, организация художественной деятельности и так далее.
  • Психологические, в которые входят психологические консультации по вопросам социальной адаптации и психического состояния, психологическая коррекция, различные психологические советы.


  • Социально-медицинские – консультации врача, оздоровительные мероприятия, профилактические мероприятия, организация трудотерапии.
  • Социально-экономические – предоставление натуральной помощи продуктами или одеждой, либо предоставление денежной помощи, выплаты одноразовых компенсаций.


  • Юридические консультации, оформление защиты прав и интересов, оформление юридических документов, помощь адвоката, нотариуса и так далее.
  • Содействие в трудоустройстве и социальное сопровождение трудоустроенного.
  • Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными физическими возможностями.
  • Информационные услуги.


Указанный перечень услуг можно получить бесплатно, если представить документы, подтверждающие ваше право на их получение. А что делать, если человек действительно нуждается в помощи (пенсионер, инвалид), но у него есть дети, которые хотя по закону и обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях, но живут далеко или социально неблагополучные и такую помощь оказывать не могут или не хотят? А сами нуждающиеся не могут оплачивать определенный перечень услуг?

Выход есть и в этом случае. Для получения необходимой помощи следует обратиться в управление труда и социальной защиты населения по месту жительства. Помощь будет оказываться теми лицами, кто может ее предоставлять и также обратились в данное управление. За их услуги им выплачивается денежная компенсация от государства.

Платные социальные услуги в Украине

Некоторые социальные услуги в Украине предлагаются платно. Их предоставляют государственные учреждения и организации, целью которых не является получение дохода. Да, они платные, но их стоимость на порядок ниже, благодаря чему многие могут ими воспользоваться. Единого прейскуранта на них нет, каждое учреждение может устанавливать свою цену. В перечень платных услуг входят:


  • Пошив одежды и обуви.
  • Некоторые транспортные услуги.
  • Койко-места в учреждениях, предоставляющих социальные услуги.
  • Ведение домашнего хозяйства.
  • Стирка белья и одежды.
  • Сельхозработы.
  • Парикмахерские услуги.
  • Услуги специалистов-дефектологов.
  • Образовательные услуги.

Это далеко неполный перечень социальных платных услуг. По конкретному вопросу можно обратиться в управление социальной защиты и получить подробную консультацию.

Помните, что вряд ли кто-то придет к вам домой и предложит свою помощь. Если вы действительно в чем-то нуждаетесь, то обращайтесь за помощью – дверь открывают тому, кто стучится. В Украине много хороших людей, и помощь вы обязательно получите.


Украинские пенсионеры делятся на несколько типов: те, кто еще способен работать, и те, кто живет на одну пенсию; те, кому помогают дети, и те, кто «лишнюю» копейку отдает им, перебиваясь с хлеба на воду. Отдельная категория — одинокие старики и без определенного места жительства. С каждым годом им становится все труднее не умереть если не от болезней, на лечение которых нет денег, так от голода после оплаты коммунальных услуг. Самые отчаявшиеся сегодня стоят с протянутой рукой, но не буквально — делают вид, что продают мелочевку.

«Отдаем подпорченный товар, они и рады»

Сухонькая, маленькая, аккуратно одетая старушка, закутанная в пуховой платок, — постоянный посетитель киевского Житнего рынка. Бабушка, сидя на низком напольном железном ограждении у стеклянной витрины магазина, в протянутой руке держит флакончики. Рядом лежит ее деревянная палка. Мутным взором старушка провожает всех входящих и выходящих с рынка. Мало кто интересуется ее товаром, многие проходят, не обращая внимания на бабушку. Но находились те, кто просто дает старушке деньги, — она быстро прячет их в карман пальто и благодарит, желая здоровья. И так же выставляет руку с флакончиками, издали даже сложно понять — она просит подаяние или же что-то предлагает. Мария, так представилась 72-летняя пенсионерка, почти слепая, с трудом различает силуэты только одним глазом. Всю жизнь женщина проработала дояркой в селе и получила минимальную пенсию. А сейчас и пенсию не получает.

«Горе у меня произошло. От рака умер 24-летний внук, которого мы два года лечили. Продали мой дом в селе, взяли огромный кредит в банке в 300 тысяч гривен, но внука не спасли. Теперь вся моя пенсия и зарплата моей дочери с зятем уходит на оплату кредита плюс коммуналка, и на питание ничего не остается. Вот и хожу сюда — продаю марганцовку на 5 гривен дороже, чем купила. Однажды 10 штук продала и 50 гривен заработала. А если никто не купит, мы без еды останемся, даже хлеб не смогу купить. Просить денег стыдно», — рассказывает «Вестям» пожилая женщина.


Мария продает марганцовку, чтобы выжить

Раньше, в селе, было большое хозяйство: свиньи, куры, огород. А сейчас, в городе, без подсобного хозяйства очень непросто. «Хотела отравиться, напиться таблеток от повышенного давления, но в последний момент остановилась. Во-первых, это грех, а, во-вторых, надо помочь дочери кредит выплатить, еще два года надо протянуть», — говорит Мария и с надеждой смотрит на проходящих мимо женщин и мужчин, а вдруг кто-то подбросит какую-то копейку.

Рынки, метро, переходы — не единственное место, где можно увидеть нуждающихся пожилых людей. «У нас на рынок, особенно в выходные дни, много стариков приходит продавать. Ну как продавать, по сути, милостыню просить. Есть люди, которое это понимают, прицениваются, платят деньги, но товар не берут и уходят. Вот тут постоянно бабушка спички продает по 10 гривен, еще старушка ходит со свитером. Жалко их, мы им иногда подпорченный товар даром отдаем. Они рады, некоторые уже подходят и спрашивают, нет ли чего для них», — рассказывает продавец овощами Светлана.

Очередь за едой

Впрочем, в городе у стариков появился шанс выжить. Сегодня их подкармливают различные благотворительные организации, церковные общины и просто люди, неравнодушные к проблемам стариков, которым нужно как-то выжить. Одна из точек бесплатного питания расположена недалеко от Житнего рынка. К обеду, к 13:00, туда каждый день стекаются дедушки и бабушки с судочками, стеклянными баночками, пластиковыми коробочками из-под творога, бутылками и бумажными стаканами. Занимают очередь, рассаживаются по скамейкам и ждут приезда кухни, разговаривая в основном о еде.

«Что сегодня будут давать, не слышали?» — интересуется старичок с седой бородой в меховой шубе, больше похожий на гнома из сказки. «Говорили, что будет суп и пицца», — отвечает всезнающая дородная женщина, которая из-за своего скандального характера считается здесь чуть ли не главной. — «Вчера было хорошо, церковь привозила первое, второе и даже чай. Так тут такая толпа собралась, человек двести было».

Как признались старики, на обеды они приходят каждый день, если позволяет здоровье. Но даже если не очень здоровится, все равно стараются приехать, чтобы сэкономить на еде.

«Я уже два года езжу на бесплатные обеды на Подол с Лесного. Мне было бы ближе ехать на Дарницу, то там я могу кого-то встретить из знакомых, стыдно», — рассказывает 81-летняя киевлянка Светлана Константиновна.

Как призналась женщина, у нее, проработавшей 65 лет (10 лет «севера») инженером, пенсия около трех тысяч. «Но я помогаю сыну-инвалиду, у него пенсия — 1400 гривен, я еще 1000 даю на лекарства, он не может работать. Потом оплачиваю коммуналку, и то, что остается, распределяю на месяц. Но чтобы купить что-то, мне приходится походить по магазинам и рынку. Вот на прошлой неделе картошку брала по 5,50, а сегодня она уже 9,50–10 гривен, ищу, где дешевле. А на рынке вчера повезло, мне отдали пакет подмороженных мандаринов, так я их дома почистила, проварила и выжала сок. Такая вкуснота получилась», — делится Светлана Константиновна.

Еле сводит концы с концами коренной киевлянин Петр Васильевич, которому дочь и внуки не могут помочь. Старику приходится во многом себе отказывать, так как субсидию им не дают — в его двухкомнатной квартире прописаны шесть человек, а живут дочь и трое внуков. О том, что 74-летний старик едва выживает, можно судить и по тому, что у него нет зимней куртки. В мороз он ходит в легкой коттоновой куртке с логотипом одного из ЖК. Его худая и длинная фигура сгорблена от ветра, в руках замызганный мешок для стройматериалов. «Разве это жизнь, когда нечего даже поесть, это выживание. Я, инженер-текстильщик, на мусорке сегодня собираю банки и бумагу», — объясняет со слезами на глазах пенсионер.


За бесплатной едой на Подоле пенсионеры стоят в очереди

Присоединились рестораны

Тут неожиданно на аллею к одной из скамеек подошли с пакетами два парня восточной внешности, и бабушки замерли в ожидании, с интересом разглядывая парочку. Молодые люди водрузили на скамейку пакеты. «Подходите! Берите! Угощайтесь! Это вам!» — произнес один из них на ломаном русском. Старики, как голуби, тут же слетелись на зов и буквально выхватывали из рук парней упакованный в судочки еще горячий плов. Хватило двум десяткам пенсионеров, которые благодарили парней так, словно они спасли им жизнь. Два старика не успели, но парни вместо плова предложили им две еще горячие самсы, которые явно предназначались им самим на завтрак.

«Вы откуда?» — поинтересовалась я, пока некоторые пенсионеры, достав из карманов вилки, уминали горячий плов. «Из Узбекистана», — ответил парень. «Вы из какого-то ресторана?» — допытываю неразговорчивых молодых людей. «Нет. Мы просто так. От себя. Дома готовим. Мы слышали, что тут стариков кормят, и решили помочь. Нам несложно», — ответили парни и поспешили уйти, не представившись.

В это время на аллее возле деревянного домика с надписью «Обед без бед» собралось человек пятьдесят. На часах уже был второй час. Заветную дверь в деревянную избушку открыли волонтеры, и все засуетились в поисках крепкого и здорового среди собравшихся, способного донести огромный бидон. После десяти минут приготовлений волонтеры стали раздавать обед: суп и пиццу, а также яблоки, печенье и молоко. Старики по очереди подходили к окошку, получали обед и отходили, а самые нетерпеливые мужчины тут же жадно хлебали еще горячий суп. Кто-то ждал, когда можно будет подойти за добавкой. «Я тут постоянно ем, обитаю в приюте на Суздальской. Но там можно только переночевать, а целый день надо где-то пробыть. Из моей пенсии в 1400 гривен я по 10 гривен плачу за каждую ночь, а на оставшееся не разгуляешься», — говорит 62-летний пенсионер Василий, в прошлом, как он уверяет, руководитель сети кинотеатров.

Как рассказал Василий, после развода с женой он оставил ей все имущество и приехал в Киев. В Чернигове, откуда родом, он бы не выжил. А в столице, по его словам, есть возможность раз в день поесть. Прежде всего благодаря программе «Обед без бед», которую организовывает благотворительный фонд «Жизнелюб». «У нас десять домиков по всему Киеву, где кормят обедами стариков и инвалидов. И каждая точка в день обслуживает по 100–150 человек. Так как не все могут прийти за обедом, мы привозим еще и на дом», — поясняет «Вестям» проектный менеджер Антонина Зубкова.


По ее словам, у них жесткие правила — обеды дают только по предъявлению пенсионного удостоверения и отказывают пьяным. Но такие редко приходят. «Мы всех своих стариков за эти годы уже в лицо знаем. Помогаем не только едой. Вот сегодня их кормят по очереди три сети ресторанов: «Мафия», «Пузата хата» и «Хинкальня», а наши волонтеры покупают от себя печенье, конфетки, фрукты. По просьбе приобретаем необходимые лекарственные препараты, если они не очень дорогие. Вот раздавали зимнюю обувь б/у, собираемся раздавать зимнюю одежду», — перечисляет Антонина Зубкова.

Пока мы разговариваем, волонтеры уже успевают накормить всех желающих и предлагают взять добавку — суп остался. Ту же выстроилась очередь из еще двадцати желающих, но на всех, увы, не хватило. «Дедушки и бабушки иногда берут по две порции, чтобы на следующий день не идти: кому-то тяжело, ноги болят», — объясняет волонтер, раздавая оставшееся печенье, за которым тянется море рук.

Но старики и после этого не торопятся расходиться, с надеждой смотрят на домик, вдруг еще что-то предложат. И почти каждый подходит и интересуется, когда же будут записывать на новогодние наборы. «Мы назвали эту акцию «Собери оливье жизнелюбу». Вот сейчас собираем деньги, на которые купим колбасу, горошек, мандарины и прочее на новогодний стол на 180 гривен и раздадим перед Новым годом», — отмечает проектный менеджер.

Через несколько минут аллея опустела. Бабушки и дедушки разбрелись кто куда до завтра. Потому что завтра они снова придут сюда за порцией супа или каши, если им позволит здоровье.

Многие стесняются

Время от времени в Украине проходят акции «Купи бабушке», «Купи продукты пенсионеру». Волонтеры и просто неравнодушные оплачивают на кассе покупки старикам или покупают им то, на что не хватает денег. К примеру, недавно такая акция прошла в столичных супермаркетах, но, увы, она охватила далеко не всех пенсионеров. «Раз в квартал мы проводим флешмоб «Let’s Help! Бабушка». Волонтеры разъезжаются по супермаркетам и оплачивают покупки в размере 200–300 гривен на чек. Но наша задача не купить проднабор, а привлечь внимание граждан к проблемам пенсионеров и помогать им. В любом магазине можно увидеть человека, которому нужно помочь, кому можно предложить помощь в оплате продуктов», — подчеркивает операционный директор фонда Оксана Даутова.

Да, отмечает волонтер, некоторые отказываются, и их приходится уговаривать принять помощь. Многие стесняются своего положения. И благотворительные фонды, по мнению волонтеров, не могут решить глобальную проблему стариков, а лишь оказывают им пассивную помощь.

Вряд ли она решится и в следующем году, несмотря на то, что Кабмин планирует повышать пенсии в три этапа. Первый — в январе: украинским военным и милиционерам-полицейским. Учитывая, что им за последние несколько лет значительно увеличили зарплаты, Кабмин принял решение пересчитать и пенсии: чем старше пенсионер, тем больше устарела его зарплата и тем выше будет прибавка. В марте всем украинцам пересчитают выплаты по формуле (по примеру того, как это было в октябре 2017-го). Учитывать будут обновленный показатель зарплаты (его повысят на половину инфляции и половину от роста заработных плат). Кроме того, в следующем году ожидается два этапа индексации минимальных пенсий. В результате ее размер увеличится с 1497 до 1638 грн. В июле — с 1497 до 1564 грн, а в декабре — с 1564 до 1638 грн.

В этом же декабря украинским пенсионерам повысили минимальную пенсию по возрасту на 45 грн — с 1452 до 1497 грн. На эту же сумму увеличился прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность. Но на деле не всем привалило такое счастье. «Да, обещали поднять пенсию на 45 гривен, а мне подняли только на десять. Ну теперь заживу по-человечески», — иронизирует 70-летняя пенсионерка, которую мы встретили в очереди за бесплатным обедом.

Как подорожали основные продукты

Как признались старики, стоявшие за бесплатным обедом, они могли бы отказаться от благотворительной помощи, если бы им дали нормальную пенсию — 4 тыс. грн и не повышали цены на продукты, лекарства и коммуналку.

В Ассоциации поставщиков торговых сетей подсчитали, что за последние десять месяцев, с января по октябрь 2018 года, покупательная способность украинских пенсионеров снизилась, несмотря на то, что размер пенсии, по данным Пенсионного фонда, вырос на 4% за девять месяцев — с 2479 грн до 2577 грн. Поскольку многие люди пенсионного возраста получают субсидию, то большую часть денег они тратят на еду и лекарства. Поэтому покупательная способность в социальных продуктах определяет их существования. За десять месяцев текущего года покупательная способность снизилась на главные продукты пенсионера.

Батон (500 г): в январе можно было на среднюю пенсию приобрести 237 буханок батона, в октябре — 215 буханок.

Хлеб пшеничный из муки первого сорта (1 кг): в январе средней пенсии было достаточно на 172 кг, в октябре — только 155 кг.

Макароны украинские (1 кг): в январе можно было купить 166 кг на пенсию, в октябре — только 155 кг.

Мука пшеничная (1 кг): в январе — 260 кг, в октябре — 232 кг.

Картофель (1 кг): только этот овощ принес немного позитива. В январе — 385 кг, в октябре — 395 кг. Впрочем, в ноябре цена на картофель резко пошла вверх и уже достигла начала года.



Анна Пешкова


Анна Пешкова

Раньше за уход за 80-летними можно было получить компенсацию. Правда, она была совсем смехотворной - 4 гривны и 80 копеек. Ставка делалась на то, что за престарелыми захотят ухаживать в обмен на стаж. Больше года назад эту помощь отменили из-за несостоятельности выплаты, и с тех пор тем, кто ухаживает за престарелыми пенсионерами, не светят автоматические отчисления к будущей пенсии.

В конце июля правительство приняло постановление, согласно которому одинокие пенсионеры старше 80 лет получат 685 гривен ежемесячного пособия. Экспертное сообщество восприняло это как новость о повышении объема компенсации. Но в правительстве говорят, что это не старая компенсация, а новая, специально созданная доплата. Ее экс-премьер Алексей Гончарук обещал еще во время презентации бюджета на текущий год.

Более того, пенсионеры могут на старте получить на руки даже больше 685 гривен. В постановлении указано, что оно начинает работать "задним числом", 1 января 2020 года. Министр соцполитики Марина Лазебная подчеркнула, что будет учитываться период, который уже прошел.

Пенсионеры обращаются за предоставлением выплаты в собесы, однако им пока отказывают. В чем причина заминок, и как теперь будут начислять помощь на уход?

Выплата не для всех

Правительство внесло изменения в порядок начисления помощи по уходу, который раньше включал уход по инвалидности или для малообеспеченных пенсионеров. Согласно решению правительства, одиноким 80-летним украинцам будут начислять 40% прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность.

Это гораздо больше, чем для других категорий. В порядке, в который вносятся изменения, людям с инвалидностью II группы выделяют лишь 25% от прожиточного минимума, а для IIІ группы - и вовсе только 15%. С чем связано такое распределение - неясно. Адвокат Ростислав Кравец считает, что сумма взята "с потолка" и абсолютно логически не обоснована.

Можно предположить, что законодатели отталкивались от компенсации профессиональной деятельности по уходу. Если пересчитать выделяемую сумму на 20 гривен в час, денег хватит на то, чтобы оплачивать 1 час специалиста в день. Впрочем, удастся ли найти желающих работать за такие деньги на практике - отдельный вопрос.

Кроме того, эти выплаты учтут в общем семейном доходе, как это недавно сделали с субсидиями. Поднимая один показатель в формуле выплат, законодатель отменяет другой. Так что, если оформить эту доплату, выплату для малообеспеченной семьи пенсионеры рискуют уже и не получить. Как вариант, можно оформить вместо новой выплаты уже существующую надбавку за уход, которая не учитывается в общем доходе. Но стоит ли 50 гривен в месяц бумажной волокиты?

Сейчас эти 685 гривен будут суммироваться с 500 гривнами доплат пенсионерам - их до конца карантина никто не отменял. То есть одинокие пенсионеры будут получать в общей сложности минимум 2 897 гривен. Надбавка получается неплохая. Но с учетом того, что фактический прожиточный минимум в Украине составляет более 4 тысяч гривен, даже этой суммы мало.

Отдельный вопрос - почему выплата "светит" только 80-летним. Ведь нельзя сказать, что одинокие 75-летние защищены лучше. Вероятно, это попытка правительства сэкономить. Рассчитывать на новую выплату сможет совсем небольшое количество пенсионеров, учитывая, что средний возраст жизни украинца - 72 года. Экс-глава Офиса президента Андрей Богдан говорил, что 80-летних в Украине – всего полтора миллиона.

Руководитель управления социального страхования и пенсионного обеспечения Федерации профсоюзов Владимир Максимчук считает, что выплачивать надбавки стоило исходя не из возраста пенсионеров, а из их стажа. Так как 65-летний, который официально проработал 40 лет, не сможет рассчитывать на выплату, которую получит менее трудолюбивый 80-летний с таким же стажем. По его словам, это будет провоцировать социальную несправедливость и недовольство.

Помимо того, что 80-летних в Украине немного, тех из них, кто подпадает под критерий одиночества, еще меньше. Для получения помощи нужна целая кипа бумаг: заявление, справка о составе семьи, вывод врачебно-консультативной комиссии о проблемах со здоровьем. Получить ее заключение не так уж и легко. Это не только рискованно с точки зрения коррупции, но и просто физически сложно для пожилых людей.

Впрочем, что гадать на кофейной гуще? В расчете количества тех, кто почувствует на себе позитивные изменения, можно пойти и от обратного. На новые надбавки правительство в 2020 году предусмотрело дополнительные 806 миллионов гривен. Получается, ежемесячно выплату смогут получать максимум 97 800 человек. Это меньше 1% (!) от всех пенсионеров Украины (их, по данным на начало года, в стране 11,3 миллиона). Вот такая "прорывная" соцпомощь.

До свидания, родственнички

К одиноким, согласно текущему порядку выплат, относятся граждане, не имеющие трудоспособных родственников, обязанных по закону их содержать. Ранее же, когда устанавливалась компенсация по уходу за 80-летними, одиночество определялось тем, что пенсионер просто проживает один.

Получается полный разворот от идей экс-министра соцполитики Андрея Ревы, который считал, что помощь по уходу за пожилым человеком должны предоставлять родственники и предлагал платить за работу им, а не соцработникам. Правда, денежная выплата была столь мизерная, что в основном эти выплаты оформляли как раз ради стажа, чтобы можно было рассчитывать на пенсию.

Теперь же трудоспособные дети, мужья, братья и сестры, которые готовы уйти с работы, чтобы следить за своими родителями, не получат ни денег, ни стажа. Для них, начиная с 2019 года, ничего не меняется. Родственники могут разве что рассчитывать на соцработника, если предоставят объективные причины, по которым не могут следить за своими родителями. А если причины покажутся соцслужбе не слишком весомыми, не будет и этого.

Отчасти, в отмене нормы со стажем есть резон, так как некоторые предприимчивые украинцы оформляли специально ради стажа, и, фактически не оказывая услуг, работали "в тени". Да и уровень ухода со стороны родственника все равно хуже, чем со стороны соцработника. К примеру, человек, который ухаживает за своей не ходячей матерью, может сорвать спину. А специалист знает, что есть скользящие простыни для перемещения больных, которые можно купить или взять напрокат. Медсестры знают, как правильно усаживать, поворачивать пожилых людей, чтобы не травмировать их, предотвратить появление пролежней, безопасно кормить, - если нужно, через специальный зонд, как оказать помощь с гигиеническими процедурами, чтобы человек сохранил достоинство даже в такой ситуации.

Но, скорее всего, правительство ушло от этой практики не только из справедливости, а и потому, что это крайне выгодно. Ежегодно увеличивается требование по количеству отработанных лет для выхода на пенсию (сейчас его нужно 27 лет, а в конце реформы понадобится 35). Чем дальше, тем больше украинцам будет не хватать стажа для выплаты. Дополнительной опции в виде ухода за престарелым не будет, а покупать месяц стажа за 2 тысячи гривен - слишком дорого. Значит, больше людей будет получать наименьшую из возможных видов помощи - минимальную пенсию.

Никакие преимущества от ухода за пенсионерам не получат и посторонние украинцы. Они вообще не будут подавать документы для такой помощи. В порядке начисления доплат речь идет только о данных о самом пенсионере.

Впрочем, есть надежда на то, что хотя бы сами пенсионеры откусят кусок пирога побольше. В постановлении идет речь о том, что правила вступают в силу "задним" числом - с 1 января. Значит ли это, что получат 4 800 гривен за все прошлые 7 месяцев?

5 тысяч гривен "задним числом"

Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Экономический эксперт Олег Пендзин говорит, что норма вступает в силу с момента подписания закона, а значит, на дополнительные суммы рассчитывать не стоит. А вот адвокат Ростислав Кравец подчеркивает: пересчет будет, раз это указано в постановлении. Судя по заявлениям Минсоцполитики, Кравец прав. Но вряд ли начисления будут одномоментными. Здесь все зависит от правительства и от того, найдутся ли деньги в бюджете.

Секвестр здорово порезал социальные выплаты. Почти месяц назад Кабмину уже пришлось увеличить бюджет Пенсионного фонда из-за коронавирусного секвестра почти на 33 миллиарда гривен из-за различных доплат. Согласно украинскому Бюджетному кодексу, все нормативные акты и законы, которые предусматривают выплату различных надбавок, пособий, корректируются с нормами, заложенными в госбюджете на год. Ситуация та же, что и с выплатами для чернобыльцев, УБДшников. Пендзин уточняет, что выплату при желании можно вообще отменить.

"Это была, как мы помним, инициатива президента. И это далеко не все "прорывные" социальные нормы, которые нас ждут. Зеленский хочет, чтобы в следующем году надбавки получат пенсионеры "75+". Лазебная также много говорила об индексации пенсий, которая в 2021 году пройдет не в мае, а в марте, как положено. А еще планируют поднять минимальную пенсию в соответствии с минимальной зарплатой, пропорционально. Проблема в том, что у нас высокий дефицит Пенсионного фонда. Во всех своих выступлениях министр соцполитики говорит, что выплаты будут внедрены, если это поддержит Минфином. Мол, мы-то хотим, но злые дяди из министерства могут вставить нам палки в колеса", - говорит Пендзин.

Дополнительные права для Кабмина решать, начислять или нет такую помощь, дал закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины" (законопроект №2494). Сам по себе, несмотря на благие цели, он был спорный и второе чтение прошел только со второго раза.

С другой стороны, власти уже сэкономили на выплатах пенсий около 60 миллиардов гривен, когда перенесли индексацию с марта на май. Даже если пенсионерам выплатят все 8 220 миллиардов гривен за год, все равно экономия будет существенной. К слову, чиновники по любопытному совпадению заявили о надбавке для 80-летних как раз тогда, когда перенеслась индексация - возможно, в попытке сгладить негативный шлейф.

"Новой выплатой власть якобы хочет крыть те лишения, которые были до того. Но на практике это лишь несколько процентов от тех сумм, которые были сэкономлены раньше", - соглашается Ростислав Кравец.

Как можно будет распорядиться деньгами

Ростислав Кравец утверждает, что помощь можно будет потратить на свое усмотрение. Здесь все как с монетизацией проезда и услуг ЖКХ, когда человек получает возмещение за льготу, которой не пользуется. Но, судя по тому, как на данный момент выписан порядок по предоставлению помощи на уход, если вы выбираете деньги, рассчитывать на бесплатного соцработника от государства не сможете. Получается, берете либо деньгами, либо услугами.

За уточнением этого и других аспектов мы обратились в собесы по всей Украине. Звонки в управления защиты труда по всей стране заканчиваются тем, что только в городе Дубно знают о новшествах от Кабмина. Хотя мы выждали неделю после принятия постановления, чтобы представители управления ознакомились с нормой. Специалисты говорят: детально проконсультировать не могут, так как ждут принятия специального порядка назначения и выплаты соцпомощи. Однако ждать, видимо, придется долго, ведь речь идет об изменениях в уже существующий порядок.

Учитывая реалии украинского общества, скорее всего пенсионеры будут отказываться от услуг и попытаются самостоятельно выполнить всю работу по дому, чтобы позволить себе приобрести еду или лекарства. Предположить, что на эти деньги они будут нанимать сиделок, сложно: для этого выплата по уходу должна быть хотя бы в 10 раз больше. Наверное, не стоит уточнять, что начисление такого "дополнительного приятного бонуса" может быть опасно. Ведь не зря же выплата называется "на уход".

Украина особенно нуждалась в пенсионной реформе хотя бы потому что размер ее ежемесячных пенсионных выплат является одним из самых низких в Европе. Учитывая, что за последнее время размер заработной платы в Украине вырос практически вдвое, пенсии населения скатились за черту среднего прожиточного минимума. Правительство к 2024 году рассчитывает вывести Пенсионный Фонд из дефицита, в котором он в настоящее время находится.
Слабым звеном в ныне существующей в стране пенсионной системе можно смело назвать широкую теневую занятость. И также неумолимо растущий показатель соотношения уровня пенсионеров к работающему населению. В этом Украина догоняет Европу.

Пенсионная система в Украине

В настоящее время на Украине действует солидарная система, предусматривающая несколько видов пенсий:

  1. Пенсии по возрасту. Начисляется при минимальном стаже равном 15 годам трудовой деятельности. А также в трудовом стаже: для женщин 30 лет, для мужчин 35 лет. В формулу расчета такого вида пенсии входят: зависимость средней ЗП работника к средней ЗП по Украине и коэффициент выработанных лет.
  2. Социальные пенсии. При низком трудовом стаже (меньше 15 лет) работник имеет право на получение ежемесячной социальной выплаты. Ее величина напрямую зависит от прожиточного минимума.
  3. Пенсии при потере кормильца. Без необходимого трудового стажа умершего кормильца, близкие родственники, находящиеся на содержании, не имеют прав на ежемесячные выплаты.
  4. Пенсия по инвалидности. Размер пенсии зависит от степени потери трудоспособности человека. Для получения данной выплаты необходимо иметь страховой стаж 2–5 лет, в зависимости от возраста человека.

Изменения грядущей пенсионной реформы 2017 года

Изменения, содержащиеся в новом законопроекте о реформе, могут вступить в силу же октябре 2017 года. Сам размер выплат вырастет, но вот выйти на пенсию будет значительно сложнее.

В чем заключаются изменения:

  1. Льготники: вышедшие на пенсию в Украине раньше будут финансировать работодателем. Для них изменится ставка социального взноса до 37 процентов. Это касается шахтеров, медработников и прочих. 2019 год готовит для них нововведения в виде будущих накоплений на частных счетах для работающих в возрасте до 35 лет. Пока это финансирование происходит за счет ПФ. Таким образом, правительства пытается его разгрузить за счет накопления средств в профессиональный системах. Размер социального взноса для работников льготного списка менее вредных условий труда составит 29 процентов от ЗП.
  2. Изменениям подлежит цифра страхового стажа. Работающие, с 25-ти летним стажем смогут выйти на пенсию в возрасте 60-ти лет. Но с последующими годами эта цифра изменится до 35-ти в 2018 году. Расчет, производится прибавляя ежегодно один год. Если же работник не достиг необходимого стажа в возрасте 65-ти лет он может рассчитывать на ежемесячную социальную выплату, цифра которой будет зависеть от суммы доходов всех членов семьи пенсионера.
  3. Возможность докупить недостающий стаж. Размер суммы одного года стажа составит 16896 гр. Максимально возможное количество приобретенных лет будет равняться 5 годам. Малоимущие пенсионеры, не имеющие возможности купить недостающие года смогут рассчитывать лишь на ежемесячную социальную выплату.
  4. Пенсионеров, предпочитающих продолжать рабочую деятельность, освободят от налогообложения. Такой шаг позволит правительству увеличить средний размер пенсии на 18 процентов.
  5. Солидарная пенсионная система закончит свое существование. Лишь первый уровень продолжит эту традицию. Добровольными пенсионными взносами граждан, будут пополнятся негосударственные пенсионные фонды. Новоиспеченный пенсионер сможет воспользоваться накоплениями или же передать их по наследству.
  6. Освоевременивание пенсий для тех, кто не получал прибавки за последние четыре года.

Как рассчитывается размер пенсионной выплаты

Основными показателями расчета пенсии являются:

  • размер средней ЗП по Украине;
  • выработанные годы (рассчитывает коэффициент при умножении каждого выработанного года на 1,35);
  • зависимость личной ЗП — средняя величина между тремя последним ЗП работника к среднему размеру ЗП по Украине (этот показатель меняется ежегодно).

Все это при величине перемножаются между собой и в итоге получается размер ежемесячной пенсионной выплаты.

Льготы для пенсионеров в Украине

Ситуация с пенсионными льготами, к сожалению, неутешительная. С 2016 года их распределение было передано в органы местного управления. Но при существующем системе выделенные деньги не доходят до адресата, а застревают в центральных органах власти. Таким образом, как таковые льготы пенсионерам в реальном положении вещей, отсутствуют.

Дефицит пенсионного фонда и уравнивание пенсий. Острый дефицит Пенсионного фонда довольно-таки яркий показатель того, что страна находится в глубоком экономическом кризисе. Для стабилизации ситуации необходима общая реформа:

  • уменьшение НДС;
  • стабилизации нулевой ставки ЕСВ;
  • стабилизация налога на доходы в пределах 19%;
  • стабилизация налога на прибыль в пределах 29%.

Таким образом, произойдет общее распределение труда и семейный бюджет поднимется на необходимый уровень для стабилизации экономического роста.

Еще одним вариантом влияния на дефицит ПФ является:

  • увеличение пенсионного возраста в Украине;
  • уменьшение среднего размера пенсии в Украине;
  • освобождение ПФ от несвойственных ему расходов, одной из которых является доплата к минимальной пенсии.

Новоиспеченная реформа 2017 года грозит быть социально справедливой. Реальными шагами к этому могут стать:

  • борьба с теневой заработной платой;
  • борьба с равенством;
  • новая улучшенная пенсионная система.

В настоящее время сложно судить о будущем пенсионной системы Украины. Только время покажет насколько эффективными будут предпринятые сегодня меры в последующие годы. Одно можно сказать с уверенностью, процесс это непростой и требующий времени. Нынешние пенсионеры, чья средняя продолжительность жизни в Украине оставляет желать лучшего, вряд ли заживут лучше в недалеком будущем.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

от 27.01.2015 г. № 927/0/14-15/014

О предоставлении социальной услуги ухода на дому

Министерством социальной политики рассмотрено обращение об организации предоставления социальной услуги ухода на дому отделением социальной помощи на дому территориального центра социального обслуживания (предоставление социальных услуг).

В территориальный центр социального обслуживания (предоставления социальных услуг) или в отделение социальной помощи на дому обратился пенсионер, инвалид войны для получения социальных услуг. Согласно предоставленным им документам его дочь достигла пенсионного возраста, но является частным предпринимателем, не проживает и не прописана вместе с ним. Имеет ли право такой пенсионер на бесплатное получение социальных услуг?

Деятельность территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг) регулируется Типовым положением о территориальном центре социального обслуживания (предоставления социальных услуг) и Перечнем социальных услуг, условиями и порядком их предоставления структурными подразделениями территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 29.12.2009 г. № 1417 (далее — Перечень).

В соответствии с пунктом 6 Перечня территориальный центр обеспечивает бесплатное, в объемах, определенных государственными стандартами, социальное обслуживание (предоставление социальных услуг) граждан преклонных лет, инвалидов, больных (из числа лиц трудоспособного возраста на период до установления им группы инвалидности, но не более четырех месяцев), не способных к самообслуживанию и не имеющих родных, которые должны обеспечить им присмотр и помощь, или родные являются гражданами преклонных лет или признаны инвалидами в установленном порядке.

Гражданами преклонных лет в соответствии со статьей 10 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонных лет в Украине» признаются лица, которые достигли пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», а также лица, которым до достижения указанного пенсионного возраста осталось не более полтора лет.

Учитывая изложенное, пенсионер, нуждающийся в социальной услуге ухода на дому в территориальном центре и имеющий дочь пенсионного возраста, может пользоваться этой услугой бесплатно.

Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Перечня пенсионер, который является инвалидом войны, имеет право на внеочередное предоставление социальных услуг отделением социальной помощи на дому территориального центра.

Для получения социальных услуг ему необходимо подать письменное заявление в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения местной государственной администрации по месту жительства.

Имеет ли право территориальный центр бесплатно обслуживать пенсионеров, дети которых получили удостоверение пенсионеров не по возрасту, а по выслуге лет (военные, врачи, учителя и т. п.)?

Лица преклонных лет, инвалиды, нуждающиеся в предоставлении социальных услуг в территориальном центре и имеющие детей-пенсионеров, которые вышли на пенсию по выслуге лет и не относятся к категории лиц преклонных лет, определенных в статье 10 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонных лет в Украине», не могут бесплатно обслуживаться территориальным центром.

Гражданам преклонных лет, инвалидам, больным, которые не способны к самообслуживанию, имеют родных, которые должны обеспечить им уход и помощь, территориальный центр может оказывать платные социальные услуги. Также этим гражданам в объемах, определенных государственными стандартами социальных услуг, территориальный центр может оказывать социальные услуги с установлением дифференцированной платы.

В соответствии с пунктом 20 Перечня местный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который создал территориальный центр, может принимать как исключение решение (распоряжение) об освобождении от платы за социальное обслуживание (предоставление социальных услуг) отделением социальной помощи на дому граждан, имеющих родных, которые должны обеспечить им уход и помощь.

В то же время в соответствии с пунктом 7 1 Перечня решение об освобождении может принимать комиссия, созданная местным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, который создал территориальный центр.

Районный территориальный центр обслуживает дома одиноких нетрудоспособных граждан, которые проживают в нескольких населенных пунктах (селах). В таких пунктах созданы рабочие места для социальных рабочих. При этом в населенном пункте работает один социальный рабочий и обслуживает граждан со значительно сниженной двигательной активностью. Если такой работник идет в ежегодный отпуск, как его заменить? Можно ли на период отпуска оформить срочный трудовой договор с другим лицом?

Согласно пункту 12 Мер по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, которые используют средства государственного бюджета, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 01.03.2014 г. № 65 (далее — Меры), предусмотрено временное прекращение установления доплат за выполнение обязанностей временно отсутствующих работников (кроме врачей, специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием и профессионалов с высшим немедицинским образованием и научных работников, которые допущены к медицинской деятельности, младших медицинских сестер, социальных рабочих, воспитателей, помощников воспитателей, учителей, мастеров производственного обучения, преподавателей профессионально-технических и высших учебных заведений).

Таким образом, социальным рабочим территориальных центров социального обслуживания и других учреждений социальной защиты населения может устанавливаться доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Под исполнением обязанностей временно отсутствующего работника следует понимать замену работника, отсутствующего в связи с временной нетрудоспособностью, командировкой, отпуском, выполнением общественных обязанностей и т. п., когда в соответствии с действующим законодательством за ним сохраняется рабочее место (должность). По вакантной должности, которая имеется в штатном расписании, но не заполнена, доплата за выполнение временно отсутствующего работника устанавливаться не может.

Работники исполняют обязанности временно отсутствующего работника одновременно с исполнением своих основных обязанностей в пределах установленной графиком работы (сменности) продолжительности рабочего дня (смены).

Поручение дополнительной работы в порядке исполнения обязанностей временно отсутствующего работника оформляется приказом по заведению, учреждению по согласованию с работником. В соответствии со статьей 31 Кодекса законов о труде Украины собственник или уполномоченный им орган не имеет права требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором.

В соответствии с пунктом 3.1 Условий оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденных приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519, конкретный размер доплат работнику определяется в зависимости от сложности, характера, объема выполняемых работ, степени затрат основного рабочего времени и не может превышать 50 процентов должностного оклада по занимаемой им основной должности.

В соответствии со статьей 23 Кодекса законов о труде Украины срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера такой работы или условий ее выполнения, или интересов работника и в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Заключение срочного трудового договора на время ежегодного отпуска работника не запрещено законодательством, но целесообразным считаем возложить обязанности временно отсутствующего работника на другого работника учреждения.

Читайте также: