Кто осуществляет пенсионное обеспечение военнослужащих


Военная пенсия представляет собой выплату, которая предоставляется государством служащим армии.

Для ее получения и оформления необходимо иметь выслугу 20 лет либо инвалидность (законодательный акт России от 12 февраля 1993 года номер 4468).

Бесплатно по России

Военнослужащие, которые вышли на пенсию, могут получать как страховые (по старости), так и государственные (за службу в армии) выплаты.

Кому в России выплачивают военную пенсию

Соответственно с законодательством России, военная пенсия полагается служащим армии и лицам, которые приравнены к ним:

  • служащие МВД и иных воинских структур;
  • сотрудники МЧС;
  • сотрудники ФСИН;
  • служащие национальной гвардии.

Отличия в размере военных пенсий по рангам

Военная пенсия рассчитывается при учете оклада по званию. Чем выше ранг, которого достиг ушедший на пенсию военнослужащий, тем больше будет его пенсию. Сколько составляет размер оклада по званию в 2019 году следующий (показатели указаны в тысячах рублей):

  • рядовой/матрос – 5;
  • ефрейтор/старший матрос – 5.5;
  • младший сержант/старшина 2-й статьи – 6;
  • сержант/старшина 1-й статьи – 6.5;
  • старший сержант/главный старшина – 7;
  • старшина/главный корабельный старшина – 7.5;
  • прапорщик/мичман – 8;
  • старший прапорщик/старший мичман – 8.5;
  • младший лейтенант – 9.5;
  • лейтенант – 10;
  • старший лейтенант – 10.5;
  • капитан/капитан-лейтенант – 11;
  • майор/капитан 3-го ранга – 11.5;
  • подполковник/капитан 2-го ранга – 12;
  • полковник/капитан 1-го ранга – 13;
  • генерал-майор/контр-адмирал – 20;
  • генерал-лейтенант/вице-адмирал – 22;
  • генерал-полковник/адмирал – 25;
  • генерал армии/адмирал флота – 27;
  • маршал России – 30.

Кто платит пенсию военным

Назначение пенсионного обеспечения военнослужащим имеет отличия от аналогичной процедуры, выполняемой для простых граждан:

  • пенсионное обеспечение бывшим военнослужащим, работникам полиции и их родственникам выплачивается из федеральной казны;
  • пенсии военных регулируются законодательным актом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу»;
  • процесс начисления и оформления военных пенсий регулирует не Пенсионный фонд России, а министерства, ведомства и отделы, в которых служил гражданин. На официальных сайтах данных организаций можно найти всю подробную информацию, касающуюся пенсионных начислений.

Расчет военной пенсии

Для расчета пенсионного обеспечения бывшего служащего армии определяется его выслуга лет. Она должна равняться минимум 20 годам. За каждый год службы после 20 лет засчитывается надбавка (3 процента). Наибольший размер надбавки за выслугу лет – 85 процентов от денежного довольствия.

По выслуге лет

Для определения размера пенсионного обеспечения по выслуге лет денежное довольствие делят на 2. После этого к полученному результату прибавляют произведение денежного довольствия, дополнительной выслуги лет (сверх 20 лет) и 3 процентов. Сумму умножают на понижающий коэффициент.

По смешанному стажу

Если стаж военнослужащего – смешанный, подсчет производится иначе. Сначала денежное довольствие делят на 2. Полученный результат суммируют с произведением денежного довольствия, дополнительной выслуги лет и 1 процента. Производится умножение суммы на понижающий коэффициент.

Работающим военным пенсионерам

Страховые пенсионные выплаты бывшим военнослужащим рассчитываются стандартным методом. Сумму пенсионных коэффициентов (на дату выхода на пенсию) умножают на их стоимость, которая установлена на следующие 12 месяцев. К полученному результату прибавляют фиксированную выплату.


Если служащий армии ушел в отставку, но продолжает работать, а его наниматель делает взносы в Пенсионный фонд России, отчисления от работодателя подлежат учету. Для этого пенсионное обеспечение ежегодно расчитывают второй раз.

Размер пенсионного обеспечения до перерасчета суммируется с произведением числа баллов, которые заработаны за 12 месяцев, и стоимостью одного балла (на дату, с которой осуществляется перерасчет). В результате получается размер страхового пенсионного обеспечения после перерасчета.

Другие льготы бывшим военным

Льготы для бывших военнослужащих, вышедших на пенсию:

Покупка недвижимости

Квартирный вопрос, который волнует множество граждан РФ, затронул и служащих армии. Однако для них правительство предусмотрело особенный порядок получения жилья. Основным условием для получения жилой площади считается выслуга лет. Она должна равняться минимум 20 годам. Если гражданин перестал служить из-за возраста, здоровья, сокращения штата, то для использования льготных условий хватит и 10 лет службы.

Коммунальные платежи


Имеющуюся жилплощадь нужно содержать, и в первую очередь это относится к плате за коммуналку.

Льготы по оплате услуг ЖКХ могут получить лишь те военные пенсионеры, которые обладают статусом ветерана. Для этого нужно прослужить минимум 20 лет, получить за этот период награды, звания, другие отличительные знаки.

Ст. 23 федерального закона номер 5 передает полномочия по финансированию данной льготы региональным структурам. Ввиду этого в каждом регионе применяется отдельный закон, который регулирует порядок возмещения расходов на коммунальные платежи для ветеранов труда. Стандартная скидка на оплату коммуналки составляет 50 процентов.

Лечение

Отслужившие больше 25 лет, как и те, кто имеет выслугу 20 лет и уволился из-за возраста/здоровья/сокращения штата, получают возможность:

  • бесплатно обслуживаться в военно-медицинских заведениях, бесплатно получать медикаментозные средства, в том числе рецептурные;
  • бесплатно делать зубопротезирование в стоматологических клиниках;
  • покупать путевки в ведомственные санаторные учреждения по скидке 75 процентов (для себя) и 50 процентов (для родственников).

Транспорт

Возмещение расходов на проезд в муниципальном транспорте возлагается на местную власть населенного пункта. Это может быть полностью бесплатный проезд, частичное возмещение, проездные по скидке. Также бывшие военнослужащие и их родственники вправе раз в 12 месяцев бесплатно доехать до санатория/курорта и обратно.

Налоги

НДФЛ не облагаются все типы пенсионного обеспечения, подарки ценой до 10 000 рублей в год (для ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны). Бывшие военнослужащие освобождены от оплаты государственной пошлины при оформлении исков, которые связаны с несоблюдением пенсионных прав. По земельному налогу военные пенсионеры с 2018 г. располагают правом на вычет из облагаемой базы. Вычет равняется кадастровой стоимости участка земли площадью 600 квадратов, соответственно с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации.

Труд, образование

Бывшие военнослужащие могут поступать на льготной основе в вузы и колледжи. При поиске работы через центр занятости военные пенсионеры имеют приоритет перед другими кандидатами. Если в фирме, где трудоустроен военнослужащий в отставке, имеющий инвалидность, осуществляется сокращение штата, то он получает преимущественное право остаться в штате предприятия, соответственно со статьей 179 Трудового кодекса Российской Федерации.

Повышение и индексация военной пенсии в 2019 году

Изменения 2019 года коснулись всех. С 01.10.2019 пенсионное обеспечение военнослужащих будет повышено на 6.3 процента. Об этом сказал президент России 25.10.2018 на заседании с офицерами и прокурорами. Государственная Дума уже одобрила законодательные проекты, предусматривающие увеличение военных пенсий.

Индексация в 2019 г. будет осуществлена за счет увеличения денежного довольствия на 4.3 процента. Учитывая планируемое увеличение понижающего коэффициента на 2 процента, можно ожидать, что пенсионное обеспечение бывших служащих армии и работников силовых структур повысится на 6.3 процента. Также ходят разговоры об отмене коэфициента 0,54, но пока этот вопрос остается открытым.

Государство заботится о бывших военнослужащих, выделяя значительные средства на их пенсионное обеспечение. Неудивительно, что профессия «военный» становится все более престижной в Российской Федерации.

Интересное видео

Как пенсионная реформа повлияла на выплаты бывшим военнослужащим смотрите в видео-сюжете:

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

Военные пенсии – это государственные отчисления людям, посвятившим часть своей жизни военной структуре, МВД, в таможенной сфере, МЧС и другим подобным сферам. Такие россияне выходят на «отдых» раньше по трудовому стражу, и их начисления обычно выше, чем у среднестатистических граждан. Для каждого человека считаются, опираясь на количество лет, которые он отработал, его оклада по должности, звания и надбавок за выслугу лет.
За последние несколько лет условия получения военнослужащим постоянно поддаются корректировкам.

Кто может получать военную пенсию

Пенсии военным не может назначаться любому гражданину Российской Федерации. Денежные средства начисляются под контролем ведомств.
Выплачивается следующим категориям граждан, проработавших несколько лет в данных сферах:

  • МВД;
  • МЧС;
  • министерство обороны;
  • разведка и ФСБ;
  • уголовные организации;
  • отделы, борющиеся с наркотиками всех видов и контролирующие их оборот.

Когда военнослужащий может уйти на пенсию

Военнослужащий выходит в двух случаях:

  • По достижению определенного стажа, устанавливаемой каждой сферой отдельно. Военная пенсия начисляется тогда, когда человек не только отработает определенное количество времени на одном месте, но и уволится с работы. Пока военный работает, выплачиваться ничего не будет.
  • Имеет право на выплаты при получении недееспособности. Распространяется на тех граждан, которым назначили инвалидность при прохождении службы (при ранениях, полученных сразу или при появлении последствий на протяжении трёх месяцев после получения травмы). Этот вид можно получить также, если признание недееспособным было получено не позднее трёх месяцев с момента увольнения с военной сферы.

Военная пенсия

Пенсия военным может начисляться гражданам согласно нескольким типам.

По выслуге лет

Предназначена для лиц, отработавших определённое количество лет в одной из выше перечисленных сфер.

По старости

Пенсии военным пенсионерам начисляются гражданам, которые достигли общего пенсионного возраста , постановленного Российской федерацией.

Военная пенсия инвалидам

Такой тип начисляется лицам, получившим травму непосредственно на несении службы. Также может быть оформлена в том случае, когда травма была получена в рабочее время, но проявила в себя в течение трёх месяцев после этого.
Пенсионный возраст военнослужащих лиц обуславливается типом.

Алименты и другие удержания из пенсии

Алименты удерживаются независимо от того, из-за каких причин она была получена. Отчисления происходят как при выплатах, полученных по выслуге лет, так и по инвалидности.
Ребёнку до 18 лет нужно выплачивать алименты независимо от того, какие выплаты приходят от государственного обеспечения (зарплата ли это или что-то иное не имеет значения).
Максимальный размер таких удержаний может составлять до 50%, в соответствии финансовым условиям пенсионера.
Но назначенный процент удержания можно уменьшить, обратившись в суд.
Налоги для пенсионеров , получающих военные выплаты, могут быть послаблены. Дело касается недвижимости, земли и транспорта.

Формула и порядок расчета

Пенсионное обеспечение военнослужащих рассчитывается по следующему плану:

  • суммируют оклад по званию, должностной размер зарплаты, надбавки за выслугу лет;
  • полученный результат умножают на 50% и прибавляют 3% каждый год, превышающий 20-летний стаж;
  • итог умножают на коэффициент понижения (около 62%). В 2019 году его обещают уменьшить;
  • к полученному прибавляется надбавка президента в 1000 рублей.

Далее результат корректируется согласно районному коэффициенту.
Пенсия военнослужащих не может быть меньше, чем по старости.

Районные коэффициенты

Районный коэффициент – это надбавка к доходам гражданам, живущим в южных субъектах Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, субъектах Крайнего Севера.
Не может превышать коэффициент в 1,5.

Надбавка к пенсии военных пенсионеров

Устанавливаются в нескольких случаях:

  • после достижения 80-десяти лет;
  • при наличии иждивенцев (инвалидов, находящихся на полном обеспечении пенсионера);
  • признание инвалидности, полученной и появившейся на службе или в течение трёх месяцев после неё.

Размер такой надбавки устанавливается индивидуально.
В 2019 году никаких индексаций пенсии для работающих пенсионеров не предусмотрено.

Оформление военной пенсии

Куда обратиться

Для оформления пенсии военнослужащих необходимо оформиться на учет в комиссариат по месту регистрации (жительства). Затем запросить денежный аттестат (он находится в военкомате) и взять справку с пенсионного фонда, что никакие взносы не уплачивались.
После выполнения всех вышеуказанных действий нужно обратиться с заявлением в военкомат для установления.

Важно! Весь процесс оформления занимает в среднем 2-3 месяца.

Необходимые документы

После выполнения всех вышеуказанных действий нужно обратиться с заявлением в военкомат для установления.
Военнослужащим начисляется из Федерального бюджета.
Оформление второй пенсии осуществляется после достижения общего пенсионного возраста. Мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет. Этот возраст выхода действует только до конца 2018 года.

Повышение минимального возраста выхода на пенсию военнослужащих

3 октября Советом Федерации был одобрен закон, начинающий свою работу с 1 января 2019 года и полностью завершится в 2028 году.
По новым правилам, пенсионный возраст поднимается до 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин, но изменение на такие правила будет происходить постепенно.
Тех, кто уже получает пенсионные выплаты, новый закон никак не затронет, назначенные ранее льготы и права будут также выплачиваться.
По новым правилам досрочные платы по выслуге лет будет начисляться при достижении трудового стажа от 25 до 30 лет, в соответствии с должностной категорией.

Оформление военной пенсии

Военная пенсия – выплаты, начисляемые гражданам Российской Федерации, отслужившим определённый страж в военной структуре.
Денежная составляющая регулируется законом и постоянно поддаётся корректировки.
До конца 2018 года будут действовать следующие правила: выйти по выслуге лет может человек, отслуживший 25 лет, а пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
С 1 января 2019 года будет действовать новый закон (имеет плавный характер и окончательно придёт в действие в 2028 году): выход на пенсию после 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин.

В каждом государстве создана своя пенсионная система, которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности. В Российской Федерации принципы, по которым функционирует пенсионное обеспечение военнослужащих, имеет существенные отличия от общей. Выплата пенсий гражданам, которые относятся к данной категории, и членам их семей регулируется отдельным законодательным актом и выплачивается не через Пенсионный фонд, а через другие уполномоченные органы – силовые ведомства. В связи с этим данная тема требует отдельного рассмотрения.


Установленные законодательством правила, регламентирующие пенсионное обеспечение военнослужащих

Пенсионное обеспечение военных пенсионеров регламентируется рядом законов, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (последние изменения, внесенные в него, датируются 20 декабря 2017 г.).

Закон устанавливает перечень категорий граждан, которые могут претендовать на получение военной пенсии. В законе можно найти ответы на все интересующие вопросы, вплоть до алгоритма действий в том случае, если гражданин имеет право претендовать на различные пенсии. Им также регламентируется способ исчисления пенсий, а также порядок ее назначения и выплаты. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей предполагает выплату пенсии, размер которой зависит от ряда факторов. В их числе такие, как причина потери трудоспособности (это может быть как наличие достаточной выслуги лет, военной или смешанной, так и инвалидность, вызванная различными обстоятельствами). Пенсия по потере кормильца составляет 40% или 30% (если гибель не связана с участием в боевых действиях) от имеющегося заработка военнослужащего. В остальных случаях процент выше.


Пенсионная реформа, которая проводится в стране с 2014 года, их также затронула. Тем не менее, внесенные изменения можно оценить скорее как положительные. Среди них такие, как:

  • новая формула расчета, которая предполагает ввод стандартов двойной пенсии и исчисления стажа;
  • увеличение надбавок определенным категориям сотрудников, которые проявляли активность и инициативность в работе;
  • повышение потолка пенсионного возраста;
  • наличие права получать пенсию в повышенном размере при выходе на пенсию позже установленного срока.

При этом все льготы, которые полагаются военным пенсионерам, сохранены.


Особую актуальность имеет вопрос о проведении индексации военных пенсий. Принятая несколько лет назад правительством программа устанавливает, что пенсия должна пересчитываться ежегодно для перекрытия инфляционных процессов. Однако сложившаяся непростая экономическая ситуация в стране вызывает определенные трудности при реализации такой меры. Так, за 2018 год имело место повышение пенсии всего на 4%. При этом обещанная индексация, проведение которой планировалось в октябре, по факту затронула только узкое число пенсионеров.

Индексация военных пенсий: с 1 октября 2020 года пенсии военнослужащих будут увеличены на 3%.


Виды военных пенсий

Действующий в настоящее время закон о пенсионном обеспечении военнослужащих выделяет три вида пенсий, которые полагаются военнослужащим, вышедшим в отставку, или членам их семей.

  • Во-первых, пенсия выплачивается за выслугу лет. Она полагается тем гражданам, которые имеют определенный стаж работы на военной службе, в органах внутренних дел и ряде других. На сегодняшний день нижняя граница требуемого стажа составляет двадцать лет. В том случае, если гражданин пришел в военную структуру не сразу, а установленный возраст выхода на пенсию достигнут на службе, общий трудовой стаж должен составлять не менее двадцати пяти лет. Во включенную в пенсионное обеспечение военнослужащих выслугу лет включается не только время службы, но и определенные льготные периоды (в частности, служба в так называемых «горячих точках»). Следует отметить, что пенсионный возраст существенно различается в зависимости от того, какую должность занимает военнослужащий. Если для рядового состава он составляет 50 лет, то высший командный состав должен служить до 65 лет. Что касается женщин, то они выходят на пенсию не позже 45 лет.
  • Во-вторых, пенсия может быть по инвалидности в том случае, если вред здоровью был нанесен при несении службы при условиях, которые прописаны в соответствующем законодательном акте.
  • В-третьих, если военнослужащий погиб при определенных законом обстоятельствах, члены его семьи получают право на пенсию по потере кормильца.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, как и всех граждан Российской Федерации, гарантировано Конституцией. Сегодня все вопросы, связанные с назначением и размером выплат, регулируются ФЗ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». При этом учитываются изменения и дополнения, обозначенные в ФЗ-216, вступившие в силу с 1.01 2015, и ФЗ-145, которые начали действовать с 01.01 2017 г.

  1. Кто имеет право на получение военной пенсии.
  2. Виды военных пенсий.
  3. В каком возрасте военнослужащим назначается пенсия за выслугу лет.
  4. Вторая пенсия военным пенсионерам


Кто может претендовать на получение военной пенсии

Перечень лиц, на которых распространяется Закон «О военных пенсиях», приводится в статье 1 указанного документа. В обобщенном виде можно сказать, что он распространяется на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в следующих структурах:

  • в воинских частях, относящихся к Министерству обороны РФ;
  • в органах Министерства Внутренних дел;
  • в структурных подразделениях МЧС, включая Государственную противопожарную службу;
  • в государственных органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств;
  • в государственных органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы;
  • в органах внешней разведки;
  • в органах военной прокуратуры и следствия СК РФ;
  • других воинских формированиях РФ и СССР, созданных на базе закона и не противоречащих Конституции.

Право на получение военной пенсии имеют члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Виды военных пенсий

Ст. 5 ФЗ N 4468-1 предусматривает 3 вида военных пенсий:
По выслуге лет;
По инвалидности;
По потере кормильца членам семьи военнослужащего или в/пенсионера.

В каком возрасте военнослужащим назначается пенсия по выслуге лет

В отличие от социальной пенсии, на назначение пенсии по выслуге лет не влияет возраст военнослужащего. Основополагающими являются срок, место, условия службы и особенности выполнения боевых задач. Чаще всего, льготы распространяются на военных летчиков, моряков-подводников, военнослужащих, выполняющих свой долг в районах Крайнего Севера, находящихся в зоне боевых действий.


  • Военным летчики, совершающим вылеты на самолетах с турбовинтовыми и реактивными двигателями один месяц службы засчитывается за 2, на иных судах – за 1,5 месяца.
  • Аналогичный коэффициент действует и для военнослужащих, работающих на подводных лодках: для судов с атомными двигателями он равен 2, а с дизельными – 1,5.
  • Иными словами, минимальный возраст выхода на выслугу военнослужащих, отнесенным к данной категории, – 29-30 лет (5 лет учебы в высшем военном училище + 7,5 лет службы + 16/17 лет (возраст поступления в ВВУ).
  • Военнослужащим, проходившим службу в условиях Крайнего Севера и приравненным территориям, стаж рассчитывается в соответствии с территориальным коэффициентом – 1,2-1,5. Так, в зависимости от ТК один год службы может быть засчитан за 14,4-18 месяцев.
  • Наивысший коэффициент назначается военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях на территории иностранных государств, а также в России и пограничных территориях. Порядок расчета выслуги регламентирован «Законом о ветеранах». Военнослужащим, которые были задействованы непосредственно в боевых операциях, 1 день службы засчитывается за 3 дня.


Военнослужащие, как и все граждане страны, имеют конституционное право на пенсионную поддержку со стороны государства.

Законодательно предусмотрено несколько типов военной пенсии в зависимости от причин завершения службы, включая выплаты членам семьи защитника Родины в случае его гибели.

Законодательные основы пенсионного обеспечения военнослужащих

Принципы пенсионной поддержки граждан сформулированы в федеральном законе № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В статье 8 данного закона перечислены отдельные условия, при соблюдении которых военнослужащий или его близкие могут претендовать на пенсию.

Во всех деталях порядок финансовой поддержки государством таких лиц обозначен в законе № 4468–1 от 12.02.1993, затрагивающем также служащих органов внутренних дел, личный состав национальной гвардии и т. д. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется без участия Пенсионного фонда России, однако, наличие у пенсионера-силовика минимально необходимого гражданского стажа позволяет ему претендовать и на страховую пенсию на общих основаниях.

В таком случае применимыми становятся также и нормы закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Пенсионное обеспечение военнослужащих в современной России

Пенсионная система Российской федерации во многом унаследовала принципы государственной материальной поддержки военнослужащих и членов их семей, установленные еще в советский периоды.

В настоящее время законные основания на получение военной пенсии за выслугу лет имеют лица, отслужившие по контракту не менее двадцати лет, а также граждане, чей суммарный трудовой стаж равен или превышает срок в 25 лет, из которых 12,5 лет или более приходятся на службу в Вооруженных силах.

Для назначения пенсии за выслугу лет на основе общего 25-летнего трудового стажа, как минимум половина которого приходится на военную службу, обязательно достижение лицом возраста 45 лет на момент увольнения со службы.

Еще одним основанием для получения пенсионной поддержки от государства является инвалидность, приобретенная в процессе воинской службы либо проявившаяся после ее завершения по причинам, прямо с ней связанным. При этом на безусловную пожизненную пенсию такого типа могут рассчитывать лишь инвалиды-мужчины старше 60 лет и женщины с ограниченными возможностями не младше 55 лет. Специальной экспертизой может быть установлено, что лицо, не достигшее такого возраста, инвалидом больше не является – в таком случае выплата данной пенсии прекращается.

Если смерть военнослужащего наступила в связи с исполнением им профессиональных обязанностей, государство берет на себя материальное обеспечение лиц, кормильцем которых он являлся. К их числу относятся иждивенцы защитника Родины – дети, братья, сестры и внуки младше 18 лет, неработающий супруг, ухаживающий за детьми возрастом до 14 лет, и другие категории родственников, по тем или иным причинам неспособных обеспечивать себя самостоятельно.

Расчет величины пенсионного обеспечения военнослужащего

Статья 43 закона № 4468–1 устанавливает в качестве основы для исчисления пенсионной поддержки денежное довольствие военнослужащего, включающее в себя следующие составные части:

  • должностной оклад;
  • оклад по воинскому или специальному званию;
  • ежемесячная надбавка за выслугу лет.

В той же статье нормативного акта значение денежного довольствия для целей определения величины пенсии устанавливается с начала 2012 г. в размере 54% от реальной суммы с ежегодным увеличением на 2%, пока не будет достигнуто 100% значение. В зависимости от уровня инфляции годовой прирост может быть скорректирован в большую сторону.

Расчет размера пенсии за выслугу лет осуществляется следующим способом: двадцатилетняя служба в Вооруженных силах обеспечивают будущему пенсионеру 50% от номинальной суммы денежного довольствия, каждый дополнительный год службы дает прибавку в 3%, но не превышая 85% в совокупности.

Военнослужащим со «смешанным» 25-летним трудовым стажем также полагается половина величины жалованья, при этом надбавка за каждый год свыше такого стажа составляет 1%.

Пенсия по инвалидности определяется на основании денежного довольствия сходным образом. Его доля, направляемая на пенсионные выплаты, рассчитывается в зависимости от степени ограничения физических возможностей военнослужащего и вызвавших такое состояние причин.

Наличие инвалидности III группы, возникшей вследствие травмы, полученной при исполнении профессиональных обязанностей, обеспечивает военнослужащему половину денежного довольствия в качестве пенсионной поддержки. Инвалидность II и I группы дает право на 85% от жалованья. Если же причиной инвалидности стала болезнь, приобретенная во время военной службы, то величина пенсии составит 40 и 75% от размера жалованья соответственно.

Материальная поддержка в связи с утратой кормильца, полагающаяся в определенных случаях супругу и ближайшим родственникам погибшего военнослужащего, как и в предыдущих ситуациях, рассчитывается на основе его денежного довольствия: половина в случае гибели из-за военной травмы и 40%, если причиной гибели стал недуг, приобретенный в месте прохождения службы.

Изменения и проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих


Основы пенсионного обеспечения военнослужащих

Одной из главных особенностей современного пенсионного законодательства в части военных пенсий является применение понижающего коэффициента, значительно уменьшающего размер пенсионных выплат по отношению к исходному денежному довольствию военнослужащего. Несмотря на то что с 2012 г. данный коэффициент повышался с опережением запланированного темпа и достиг почти 75% к началу 2017-го, Правительством РФ уже одобрен законопроект, сохраняющий его в текущем году на уровне предыдущего. Тем не менее, возможность возобновления роста коэффициента проектом закона не отрицается.

Другим важным новшеством в системе пенсионного обеспечения военнослужащих могут стать поправки в закон № 4468-1, направленные на повышение 20-летней выслуги для назначения пенсии до 25 лет. И, хотя на начало 2018 г. такие правки внесены еще не были, их одобрение соответствующими органами возможно в ближайшее время. Официальных подробностей о содержании правок и схеме перехода на новый порядок пенсионной поддержки военнослужащих его авторы пока не опубликовали.

Судебная практика

Очевидно, что рассмотренные выше тенденции к фактическому сокращению материального обеспечения военных пенсионеров не могли не стать причиной недовольства граждан, относящихся к данной категории. Так, в 2015 г. общественная организация пенсионеров из Московской области подала жалобу в Конституционный суд России, в соответствии с которой понижающий коэффициент объявлялся противоречащим Конституции РФ как ухудшающий материальное положение военных пенсионеров.


Сокращение материального обеспечения военных пенсионеров

Кроме того, инициативная группа в своей жалобе особое внимание обратила на имеющиеся исключения из порядка расчета величины пенсионного обеспечения – в частности, упомянутый коэффициент не применяется для определения величины пенсии сотрудников военной прокуратуры, военных органов Следственного комитета РФ, а также судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов.

Реакцией высшей инстанции стал отказ в признании положений, обозначенных в жалобе, противоречащими Конституции. Мотивирован он был тем, что действующее законодательство не содержит пунктов, так или иначе обуславливающих сокращение пенсионной поддержки военных пенсионеров, а исключение из общего принципа отдельных категорий сотрудников военных учреждений связано с особенностями их деятельности и спецификой правового статуса. В чем именно заключается такая специфика, в ответе пояснено не было.

Пенсионная система России полна неясностей и противоречий. Тем не менее претендовать на заслуженную финансовую поддержку может любой гражданин страны, посвятивший труду на ее благо многие годы, а знание принципов и закономерностей функционирования этой системы поможет максимально быстро и эффективно добиться предусмотренных законом денежных выплат.

Видео про обеспечение жильем военнослужащих:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Читайте также: