Методические рекомендации по пенсионному обеспечению военнослужащих

Военные пенсионеры получают пенсию за выслугу лет или по инвалидности по линии МО , МВД , ФСБ и ряда других силовых ведомств. Многие военнослужащие после увольнения с военной службы продолжают трудовую деятельность на должностях, не относящихся к военной службе. В этом случае работодатели производят за них денежные отчисления в систему обязательного пенсионного страхования. При соблюдении определенных условий у военных пенсионеров возникает право на получение пенсии по линии ПФР .

Чтобы страховые взносы работодателя во время работы учитывались при назначении второй пенсии, военный пенсионер должен быть зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Сведения о гражданском стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах, размере заработной платы, а также периодах работы в гражданских организациях отражаются на индивидуальном лицевом счете в ПФР и будут определять право на страховую пенсию и возможную выплату за счет средств пенсионных накоплений.

Номер этого счета указан на страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования – СНИЛС . Его можно получить, лично обратившись в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту регистрации или фактического проживания.

Вторая пенсия по линии ПФР может быть назначена военному пенсионеру при одновременном соблюдении следующих условий :

Возраст. Достижение общеустановленного возраста – 65 лет для мужчин, 60 лет для женщин.

Для лиц, которые достигли возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины):

в период с 1 января по 31 декабря 2019 года они могут оформить вторую пенсию через 6 месяцев после достижения указного возраста;

в период с 1 января по 31 декабря 2020 года могут оформить вторую пенсию через 18 месяцев после достижения указного возраста

Отдельным категориям страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий для досрочного назначения. Например, в случае работы на Севере, труда в тяжелых условиях и т. д.

Стаж. Наличие требуемого минимального страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства. В 2019 году он составляет 10 лет и будет ежегодно увеличиваться на 1 год до 15 лет в 2024 году (Приложение 3 к ФЗ от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях»)

Баллы. Наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) – на 2019 год она установлена в размере 16,2 и будет ежегодно повышаться до 30 в 2025 году.

Пенсия. Наличие установленной пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силового ведомства.

При исчислении страхового и общего трудового стажа военным пенсионерам в него не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Военным пенсионерам страховая пенсия по старости назначается без учета фиксированной выплаты.

Страховая пенсия ежегодно индексируется государством. Если военный пенсионер после назначения второй пенсии продолжает работать в гражданских учреждениях, то размер его страховой пенсии по старости подлежит беззаявительному перерасчету 1 августа ежегодно.

Для назначения страховой пенсии по старости военному пенсионеру необходимо обратиться в территориальный орган ПФР в любое время после возникновения права на нее. Заявление о назначении пенсии может быть подано лично гражданином, которому назначается пенсия, его представителем, либо через работодателя:

  • в территориальный орган Пенсионного фонда России по месту жительства (по месту пребывания, по месту фактического проживания гражданина),
  • в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства гражданина (далее – МФЦ ),
  • по почте.

Заявление может быть направленно в форме электронного документа через «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» или через «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР .

В целях назначения пенсии необходимо к заявлению представить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • справку из органа, который осуществляет пенсионное обеспечение по линии силового ведомства;
  • документы, подтверждающие «гражданский» стаж.

В каждом государстве создана своя пенсионная система, которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности. В Российской Федерации принципы, по которым функционирует пенсионное обеспечение военнослужащих, имеет существенные отличия от общей. Выплата пенсий гражданам, которые относятся к данной категории, и членам их семей регулируется отдельным законодательным актом и выплачивается не через Пенсионный фонд, а через другие уполномоченные органы – силовые ведомства. В связи с этим данная тема требует отдельного рассмотрения.


Установленные законодательством правила, регламентирующие пенсионное обеспечение военнослужащих

Пенсионное обеспечение военных пенсионеров регламентируется рядом законов, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (последние изменения, внесенные в него, датируются 20 декабря 2017 г.).

Закон устанавливает перечень категорий граждан, которые могут претендовать на получение военной пенсии. В законе можно найти ответы на все интересующие вопросы, вплоть до алгоритма действий в том случае, если гражданин имеет право претендовать на различные пенсии. Им также регламентируется способ исчисления пенсий, а также порядок ее назначения и выплаты. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей предполагает выплату пенсии, размер которой зависит от ряда факторов. В их числе такие, как причина потери трудоспособности (это может быть как наличие достаточной выслуги лет, военной или смешанной, так и инвалидность, вызванная различными обстоятельствами). Пенсия по потере кормильца составляет 40% или 30% (если гибель не связана с участием в боевых действиях) от имеющегося заработка военнослужащего. В остальных случаях процент выше.


Пенсионная реформа, которая проводится в стране с 2014 года, их также затронула. Тем не менее, внесенные изменения можно оценить скорее как положительные. Среди них такие, как:

  • новая формула расчета, которая предполагает ввод стандартов двойной пенсии и исчисления стажа;
  • увеличение надбавок определенным категориям сотрудников, которые проявляли активность и инициативность в работе;
  • повышение потолка пенсионного возраста;
  • наличие права получать пенсию в повышенном размере при выходе на пенсию позже установленного срока.

При этом все льготы, которые полагаются военным пенсионерам, сохранены.


Особую актуальность имеет вопрос о проведении индексации военных пенсий. Принятая несколько лет назад правительством программа устанавливает, что пенсия должна пересчитываться ежегодно для перекрытия инфляционных процессов. Однако сложившаяся непростая экономическая ситуация в стране вызывает определенные трудности при реализации такой меры. Так, за 2018 год имело место повышение пенсии всего на 4%. При этом обещанная индексация, проведение которой планировалось в октябре, по факту затронула только узкое число пенсионеров.

Индексация военных пенсий: с 1 октября 2020 года пенсии военнослужащих будут увеличены на 3%.


Виды военных пенсий

Действующий в настоящее время закон о пенсионном обеспечении военнослужащих выделяет три вида пенсий, которые полагаются военнослужащим, вышедшим в отставку, или членам их семей.

  • Во-первых, пенсия выплачивается за выслугу лет. Она полагается тем гражданам, которые имеют определенный стаж работы на военной службе, в органах внутренних дел и ряде других. На сегодняшний день нижняя граница требуемого стажа составляет двадцать лет. В том случае, если гражданин пришел в военную структуру не сразу, а установленный возраст выхода на пенсию достигнут на службе, общий трудовой стаж должен составлять не менее двадцати пяти лет. Во включенную в пенсионное обеспечение военнослужащих выслугу лет включается не только время службы, но и определенные льготные периоды (в частности, служба в так называемых «горячих точках»). Следует отметить, что пенсионный возраст существенно различается в зависимости от того, какую должность занимает военнослужащий. Если для рядового состава он составляет 50 лет, то высший командный состав должен служить до 65 лет. Что касается женщин, то они выходят на пенсию не позже 45 лет.
  • Во-вторых, пенсия может быть по инвалидности в том случае, если вред здоровью был нанесен при несении службы при условиях, которые прописаны в соответствующем законодательном акте.
  • В-третьих, если военнослужащий погиб при определенных законом обстоятельствах, члены его семьи получают право на пенсию по потере кормильца.







При изучении данной темы следует уяснить, что пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.93 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Положения Закона РФ № 4468 распространяются на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (далее – по контракту) в Вооруженных Силах РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, и на семьи этих лиц.

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, и их семей осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

По Закону 1993 г. № 4468-1 размеры пенсий за выслугу лет отличаются от пенсий феде­раль­ным государственным служащим. Согласно данному закону возможны два вариантаприобретения права на пенсию:

1) наличие выслуги не менее 20 лет;

2) при отсутствии выслуги, равной 20 годам, для возникновения права на данную пенсию необходим сложный юридический состав:

- наличие общего трудового стажа не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев должна составлять указанная служба;

- достижение возраста 45 лет на день увольнения со службы;

- увольнение по одному из следующих оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Размер пенсии за выслугу лет зависит от самой выслуги и от суммы денежного довольствия. Для тех лиц, выслуга которых составляет 20 лет и более, размер пенсии равен 50% сумм денежного довольствия (заработка). Денеж­ное довольствие состоит из: окладов по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых услови­ях) и процентной надбавки за выслугу лет, включая выплаты в свя­зи с индексацией денежного довольствия, стоимость продовольст­венного пайка.

Размер пенсии увеличивается на 3% заработка за каждый год выслуги свыше 20 лет, но не более чем до 85% денежного довольствия.

В случаях, когда продолжительность выслуги менее 20 лет, размер пенсии состав­ляет 50% сумм денежного довольствия и увеличивается на 1% за каждый полный год общего трудового стажа свыше 25 лет.

Порядок исчисления выслуги лет определяется Правительством РФ (постанов­ление Правительства РФ от 22 сентября 1993г. № 941 «О порядке исчисления вы­слу­ги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу либо служ­бу в органах внутренних дел»).

Определением Конституционного Суда РФ от 11.05.2006 г. № 187 регламентировано право военных пенсионеров, работающих после установления силовыми органами пенсии, на выплату страховой части трудовой пенсии начиная с 01.01.2007 г.

Права военнослужащихна трудовую пенсию определяются действующим законодательством и в полном объеме расписаны в Письме от 27 мая 2004 г. N ГБ-25-25/5735 Пенсионного Фонда Российской Федерации «О праве военнослужащих на трудовую пенсию».

Вопросы для самопроверки:

1. Понятие пенсии.

2. Круг лиц, обеспечиваемых пенсией по Закону РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1.

3. Круг лиц, обеспечиваемых пенсией по Федеральному закону от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ.

4. Виды пенсий, назначаемых военнослужащим и членам их семей.

5. Порядок назначения и выплаты пенсий военнослужащим.

6. Право военнослужащих на трудовую пенсию.

Порядок назначения и выплаты пенсии, оформления соответствующих документов для назначения и выплаты пенсий в системе МВД России устанавливается Инструкцией об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Инструкция), утвержденной приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418.

Приказом установлено, что ответственным за организацию работы по пенсионному обеспечению уволенных со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и членов их семей в системе органов внутренних дел Российской Федерации является Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий МВД России.

Работа по пенсионному обеспечению сотрудников органов внутренних дел и их семей осуществляется в системе МВД России пенсионными органами во взаимодействии с финансовыми, кадровыми, медицинскими подразделениями, другими подразделениями органов внутренних дел.

Работа по пенсионному обеспечению включает в себя в том числе:

  • своевременное назначение и перерасчет пенсий, организацию ее выплаты пенсионерам и их семьям.
  • назначение и выплату пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, сотрудникам и их семьям.
  • контроль за полнотой и своевременностью выплаты пенсий, пособий и компенсаций учреждениями Сберегательного банка Российской Федерации.
  • выдачу пенсионерам документов, подтверждающих право на льготы, установленные законодательством Российской Федерации, оказание помощи в решении социально-бытовых вопросов.
  • рассмотрение предложений, заявлений и жалоб по вопросам пенсионного обеспечения, организацию приема пенсионеров.
  • взаимодействие по вопросам пенсионной работы и предоставления мер социальной поддержки с военными комиссариатами, органами безопасности, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, органами социальной защиты населения.

Пенсии, пособия и компенсации пенсионерам и их семьям назначаются соответствующими пенсионными органами территориальных органов внутренних дел по месту увольнения со службы.

Документы для назначения пенсий лицам, уволенным со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.

Документы для назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям умерших пенсионеров оформляются пенсионными органами по месту нахождения пенсионного дела или пенсионным органом по месту жительства семьи.

Кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.

Материалы о назначении пенсии представляются кадровыми подразделениями в пенсионные органы не позднее 10 дней со дня увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел.

Для назначения пенсии за выслугу лет кадровыми подразделениями представляются следующие документы:

  • заявление о назначении пенсии;
  • расчет выслуги лет;
  • денежный аттестат;
  • свидетельство о болезни лиц, освидетельствованных ВВК;
  • справка соответствующего органа, в компетенцию которого входит выдача документов, подтверждающих состав семьи и степень родства (при назначении надбавки на иждивенцев);
  • копия паспорта;
  • справка из органов социальной защиты населения, Пенсионного фонда России, военного комиссариата (для военнослужащих запаса, имевших право на получение военной пенсии) о неполучении пенсии по линии этих органов либо прекращении ее выплаты (при необходимости);
  • копии удостоверений, на основании которых осуществляется реализация прав и льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • согласие на обработку персональных данных;
  • данные расчетного счета в Сбербанке России для начисления пенсии;
  • две фотографии.

Перечень документов для назначения других видов пенсии определен в пункте 12 Инструкции.

На основании представленных документов пенсионным органом составляются заключения о назначении пенсии или пособия, которые утверждаются уполномоченным должностным лицом.

О назначении пенсии сотруднику направляется извещение.




Условия назначения пенсии военнослужащим

Военные могут претендовать сразу на две пенсии. Основания для их назначения разные, считаются они по-разному, поэтому имеет смысл говорить о них по отдельности.

1. Пенсия за выслугу лет

Для нее нужно удовлетворять одному из двух условий:

  • на момент увольнения отслужить не меньше 20 лет$

  • достичь 45-летнего возраста, иметь общий трудовой стаж не меньше 25 лет, из которых не меньше 12,5 составляет военная служба; при этом уволиться человек должен по достижении предельного возраста для службы, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

2. Пенсия «по старости»

После службы в армии многие успевают поработать и на гражданке. Это значит, что работодатель платит за них страховые взносы, а они сами имеют право на пенсию. Условия для ее получения такие же, как для всех россиян:

  • достижение пенсионного возраста — в 2020 году это 60,5 лет для мужчин и 55,5 лет для женщин$

  • наличие достаточного страхового стажа — в 2020 году не менее 11 лет$

  • наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионных баллов) — в 2020 году не меньше 18,6.

Поскольку второй вид пенсии для военных ничем не отличается от всех остальных граждан, сосредоточимся на пенсии военнослужащим за выслугу лет.

Размер пенсии военнослужащим

Пенсия военнослужащего зависит от размера его денежного довольствия во время службы. А также от выслуги лет и так называемого понижающего коэффициента. О них ниже, а пока давайте разберемся с размером денежного довольствия. Оно складывается из двух величин.

1) Оклад по воинской должности (другой название — тарифный разряд). Вот оклады, действующие с 1 октября 2019 года.

Важно отметить, что при назначении пенсии учитывается последнее звание и должность военнослужащего. Никто не высчитывает его среднюю зарплату за все годы службы.

Наверно, военные пенсионеры были бы только рады, если бы этими двумя составляющими их пенсии и ограничивались. Но есть еще два компонента, которые делают итоговый результат меньше суммы двух окладов.

3) Выслуга лет

Прослужив Родине 20 лет, военный получает на пенсию в 50% от суммы своего денежного довольствия. И за каждый следующий год — еще плюс 3%. Но установлен потолок в 85%, сколько не служи. Получается следующая градация:

  • 20 лет — 50%
  • 21 год — 53%
  • 22 года — 56%
  • 23 года — 59%
  • 24 года — 62%
  • 25 лет — 65%
  • 26 лет — 68%
  • 27 лет — 71%
  • 28 лет — 74%
  • 29 лет — 77%
  • 30 лет — 80%
  • 31 год — 83%
  • 32 года и больше — 85%.

За выслугу лет положена не только все большая часть от денежного довольствия, но и надбавка. Ее военный получает и во время службы, она же перекочевывает и в его пенсию:

  • 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет;
  • 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет;
  • 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет;
  • 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет;
  • 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет;
  • 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.

4) Понижающий коэффициент

Согласно Закону о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, денежное довольствие военнослужащего при назначении пенсии учитывается только в размере 54%. Но начиная с 2013 года эти проценты должны были расти на 2% каждый год, пока не достигнут 100%. То есть государство взяло на себя обязательство планомерно увеличивать выплаты военным пенсионерам.

Получается даже с опережением графика. По плану, сейчас должны были дойти только до 70%, то есть понижающий коэффициент был бы 0,7. На деле же его значение 0,7368%. Но у военных есть определенные опасения, дело в том, что коэффициент не поднимали уже два года.

Расчет пенсии военнослужащим

Понимаем, цифр много, разобраться в них непросто. На примере будет понятней.

Представим себе бравого командира полка, который отдал армии четверть века и дослужился до звания подполковника. На что он может рассчитывать?

26 034 рубля (оклад по воинской должности) складываем с 13 017 рублями (оклад по воинскому званию). Получается 39 051 рубль. Теперь прибавим к этой сумме 40% от нее же (за 25 лет выслуги). Получим 54 671 рубль 40 копеек.

Наш подполковник имеет право воспользоваться 65% от этой суммы — дело все в той же выслуге лет. То есть 32 802 рублями 84 копейками.

И последнее действие — учесть понижающий коэффициент 2020 года в 73,68%. Итого — 24 269 рублей 13 копеек.

Если приводит расчеты к какой-то формуле, получится так:

(Оклад по воинской должности + оклад по воинскому званию + ((Оклад по воинской должности + оклад по воинскому званию) х выслуга лет)) х понижающий коэффициент.

Выглядит сложно, но если один раз разобраться, все встанет на свои места.


Военнослужащие, как и все граждане страны, имеют конституционное право на пенсионную поддержку со стороны государства.

Законодательно предусмотрено несколько типов военной пенсии в зависимости от причин завершения службы, включая выплаты членам семьи защитника Родины в случае его гибели.

Законодательные основы пенсионного обеспечения военнослужащих

Принципы пенсионной поддержки граждан сформулированы в федеральном законе № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». В статье 8 данного закона перечислены отдельные условия, при соблюдении которых военнослужащий или его близкие могут претендовать на пенсию.

Во всех деталях порядок финансовой поддержки государством таких лиц обозначен в законе № 4468–1 от 12.02.1993, затрагивающем также служащих органов внутренних дел, личный состав национальной гвардии и т. д. Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется без участия Пенсионного фонда России, однако, наличие у пенсионера-силовика минимально необходимого гражданского стажа позволяет ему претендовать и на страховую пенсию на общих основаниях.

В таком случае применимыми становятся также и нормы закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях».

Пенсионное обеспечение военнослужащих в современной России

Пенсионная система Российской федерации во многом унаследовала принципы государственной материальной поддержки военнослужащих и членов их семей, установленные еще в советский периоды.

В настоящее время законные основания на получение военной пенсии за выслугу лет имеют лица, отслужившие по контракту не менее двадцати лет, а также граждане, чей суммарный трудовой стаж равен или превышает срок в 25 лет, из которых 12,5 лет или более приходятся на службу в Вооруженных силах.

Для назначения пенсии за выслугу лет на основе общего 25-летнего трудового стажа, как минимум половина которого приходится на военную службу, обязательно достижение лицом возраста 45 лет на момент увольнения со службы.

Еще одним основанием для получения пенсионной поддержки от государства является инвалидность, приобретенная в процессе воинской службы либо проявившаяся после ее завершения по причинам, прямо с ней связанным. При этом на безусловную пожизненную пенсию такого типа могут рассчитывать лишь инвалиды-мужчины старше 60 лет и женщины с ограниченными возможностями не младше 55 лет. Специальной экспертизой может быть установлено, что лицо, не достигшее такого возраста, инвалидом больше не является – в таком случае выплата данной пенсии прекращается.

Если смерть военнослужащего наступила в связи с исполнением им профессиональных обязанностей, государство берет на себя материальное обеспечение лиц, кормильцем которых он являлся. К их числу относятся иждивенцы защитника Родины – дети, братья, сестры и внуки младше 18 лет, неработающий супруг, ухаживающий за детьми возрастом до 14 лет, и другие категории родственников, по тем или иным причинам неспособных обеспечивать себя самостоятельно.

Расчет величины пенсионного обеспечения военнослужащего

Статья 43 закона № 4468–1 устанавливает в качестве основы для исчисления пенсионной поддержки денежное довольствие военнослужащего, включающее в себя следующие составные части:

  • должностной оклад;
  • оклад по воинскому или специальному званию;
  • ежемесячная надбавка за выслугу лет.

В той же статье нормативного акта значение денежного довольствия для целей определения величины пенсии устанавливается с начала 2012 г. в размере 54% от реальной суммы с ежегодным увеличением на 2%, пока не будет достигнуто 100% значение. В зависимости от уровня инфляции годовой прирост может быть скорректирован в большую сторону.

Расчет размера пенсии за выслугу лет осуществляется следующим способом: двадцатилетняя служба в Вооруженных силах обеспечивают будущему пенсионеру 50% от номинальной суммы денежного довольствия, каждый дополнительный год службы дает прибавку в 3%, но не превышая 85% в совокупности.

Военнослужащим со «смешанным» 25-летним трудовым стажем также полагается половина величины жалованья, при этом надбавка за каждый год свыше такого стажа составляет 1%.

Пенсия по инвалидности определяется на основании денежного довольствия сходным образом. Его доля, направляемая на пенсионные выплаты, рассчитывается в зависимости от степени ограничения физических возможностей военнослужащего и вызвавших такое состояние причин.

Наличие инвалидности III группы, возникшей вследствие травмы, полученной при исполнении профессиональных обязанностей, обеспечивает военнослужащему половину денежного довольствия в качестве пенсионной поддержки. Инвалидность II и I группы дает право на 85% от жалованья. Если же причиной инвалидности стала болезнь, приобретенная во время военной службы, то величина пенсии составит 40 и 75% от размера жалованья соответственно.

Материальная поддержка в связи с утратой кормильца, полагающаяся в определенных случаях супругу и ближайшим родственникам погибшего военнослужащего, как и в предыдущих ситуациях, рассчитывается на основе его денежного довольствия: половина в случае гибели из-за военной травмы и 40%, если причиной гибели стал недуг, приобретенный в месте прохождения службы.

Изменения и проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих


Основы пенсионного обеспечения военнослужащих

Одной из главных особенностей современного пенсионного законодательства в части военных пенсий является применение понижающего коэффициента, значительно уменьшающего размер пенсионных выплат по отношению к исходному денежному довольствию военнослужащего. Несмотря на то что с 2012 г. данный коэффициент повышался с опережением запланированного темпа и достиг почти 75% к началу 2017-го, Правительством РФ уже одобрен законопроект, сохраняющий его в текущем году на уровне предыдущего. Тем не менее, возможность возобновления роста коэффициента проектом закона не отрицается.

Другим важным новшеством в системе пенсионного обеспечения военнослужащих могут стать поправки в закон № 4468-1, направленные на повышение 20-летней выслуги для назначения пенсии до 25 лет. И, хотя на начало 2018 г. такие правки внесены еще не были, их одобрение соответствующими органами возможно в ближайшее время. Официальных подробностей о содержании правок и схеме перехода на новый порядок пенсионной поддержки военнослужащих его авторы пока не опубликовали.

Судебная практика

Очевидно, что рассмотренные выше тенденции к фактическому сокращению материального обеспечения военных пенсионеров не могли не стать причиной недовольства граждан, относящихся к данной категории. Так, в 2015 г. общественная организация пенсионеров из Московской области подала жалобу в Конституционный суд России, в соответствии с которой понижающий коэффициент объявлялся противоречащим Конституции РФ как ухудшающий материальное положение военных пенсионеров.


Сокращение материального обеспечения военных пенсионеров

Кроме того, инициативная группа в своей жалобе особое внимание обратила на имеющиеся исключения из порядка расчета величины пенсионного обеспечения – в частности, упомянутый коэффициент не применяется для определения величины пенсии сотрудников военной прокуратуры, военных органов Следственного комитета РФ, а также судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов.

Реакцией высшей инстанции стал отказ в признании положений, обозначенных в жалобе, противоречащими Конституции. Мотивирован он был тем, что действующее законодательство не содержит пунктов, так или иначе обуславливающих сокращение пенсионной поддержки военных пенсионеров, а исключение из общего принципа отдельных категорий сотрудников военных учреждений связано с особенностями их деятельности и спецификой правового статуса. В чем именно заключается такая специфика, в ответе пояснено не было.

Пенсионная система России полна неясностей и противоречий. Тем не менее претендовать на заслуженную финансовую поддержку может любой гражданин страны, посвятивший труду на ее благо многие годы, а знание принципов и закономерностей функционирования этой системы поможет максимально быстро и эффективно добиться предусмотренных законом денежных выплат.

Видео про обеспечение жильем военнослужащих:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.02.2020 2020-02-19

Статья просмотрена: 612 раз

Библиографическое описание:

Богданов, М. Б. Пенсионное обеспечение военнослужащих как один из важнейших элементов государственной политики в области социального обеспечения / М. Б. Богданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 273-275. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67523/ (дата обращения: 07.12.2020).

Социальная политика является важнейшей составляющей деятельности государства, направленной на удовлетворение общественных потребностей и достижение социальной стабильности в обществе. Социальное обеспечение населения связано с дистрибутивной функцией государства, то есть со справедливым перераспределением доходов и имущества с целью сокращения неравенства в обществе. В настоящее время в РФ существует два вида пенсий для военнослужащих: пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности. расчет пенсии за выслугу лет имеет особенности в зависимости от вида военной службы и места проживания (несения службы) военнослужащего, что обусловлено компенсацией государством рисков, которые были понесены в ходе службы. Отличие порядка пенсионного обеспечения военнослужащих от общеустановленного, а также большое число особенностей формирования военной пенсии для отдельных категорий военнослужащих обуславливает необходимость внедрения электронного сервиса по расчету пенсии для всех категорий военнослужащих на официальном сайте Пенсионного фонда РФ.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, военнослужащие расчет пенсий, пенсионное обеспечение.

Множество работ отечественных экономистов посвящено истории развития и становления системы пенсионного обеспечения как важнейшего элемента государственной социальной политики. Так, в работе Гареевой И.А описан опыт формирования системы социального обеспечения в ряде зарубежных стран, сделан акцент на становлении отечественной системы пенсионных выплат, однако достаточно сжато описан механизм формирования пенсий в современной России [1].

Нельзя не согласиться с тем, что длительная история развития системы пенсионного обеспечения свидетельствует о ее важности и необходимости для общественного развития. О значимости мер пенсионного обеспечения граждан также свидетельствует структура расходов федерального бюджета на социальную политику, в которой наибольшую долю (60 %) занимают расходы на пенсионное обеспечение [2].

Пенсионное обеспечение военнослужащих, являющееся одним из направлений социальной политики РФ, осуществляется в порядке, отличающемся от общеустановленного. Так, в работе Грачева И. С. произведен анализ нормативно-правовой базы в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих, дано краткое описание мер в этом направлении в ряде зарубежных стран, сделан вывод о недостаточности мер социальной поддержки военнослужащих в Российской Федерации, при отсутствии в работе детального рассмотрения и анализа таких мер поддержки в России [3]. Более подробно отечественный опыт пенсионного обеспечения военнослужащих рассмотрен в работе Шахбановой Ю. А. [4] Автором отмечена особая значимость пенсионного обеспечения военнослужащих как для них самих, так и для государства в целом, описаны условия, виды и порядок назначения пенсии военнослужащим. В работе Иващенко А. В. отмечено отсутствие в российском законодательстве общих принципов военно-социальной политики при наличии большого числа нормативно-правовых актов в области социального обеспечения военнослужащих. Автор приходит к выводу о социально- экономической «ущемленности» военнослужащих и о падении в связи с этим престижа военной службы [5]. С этим трудно согласиться, так как за последние годы рост числа желающих поступить в военные вузы увеличился вдвое, что свидетельствует о повышении престижа военных профессий [6].

Законодательные основы пенсионного обеспечения военнослужащих закреплены в Федеральном законе № 4468–1 от 12.02.1993 г. Данный закон определяет условия и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, а также категории лиц, на которых распространяется данный вид пенсионного обеспечения [7].

В настоящее время в РФ существует два вида пенсий для военнослужащих: пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности.

Кроме того, в случае гибели или смерти военнослужащего его семья приобретает право на получение пенсии по случаю потери кормильца при наличии условий закрепленных в Федеральном законе № 4468–1. Наибольший интерес представляет порядок расчета пенсии за выслугу лет.

Размер пенсии по выслуге лет зависит от общего страхового стажа и от размера денежного довольствия. При этом, под денежным довольствием, используемым для расчета пенсии за выслугу лет, понимаются оклады по воинской должности, воинскому званию (либо по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка (процентная надбавка) за выслугу лет, в том числе выплаты в связи с индексацией денежного довольствия (ст. 43 ФЗ № 4468 -1).

Размер оклада по воинской должности определяется в зависимости от тарифного разряда по штатным воинским должностям (1–50), перечень которых утвержден Приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N2700 [8]. Кроме того, военнослужащие, которым присвоена классная квалификация, получают ежемесячную надбавку к пенсии за выслугу лет в размерах к окладу по воинской должности: 30 % — за класс мастера, 20 %, 10 % и 5 % за первый, второй и третий класс соответственно.

Необходимо отметить, что для отдельных категорий военнослужащих расчет пенсии за выслугу лет имеет особенности, некоторые категории военнослужащих имеют право на надбавку к пенсии за выслугу лет, размер которой определяется законодательством. Таким образом, расчет пенсии за выслугу лет имеет особенности в зависимости от вида военной службы и места проживания (несения службы) военнослужащего, что обусловлено компенсацией государством рисков, которые были понесены в ходе службы.

Еще одним примером дополнительной поддержки отдельных категорий военнослужащих являются меры государственной поддержки Ветеранов Великой Отечественной войны. Так, например, в соответствии с законодательством они имеют право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет, по инвалидности) [9], на получение страховой пенсии, на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), а также дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО). Кроме того, отдельные меры поддержки получают граждане, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», узники концлагерей.

Отличие порядка пенсионного обеспечения военнослужащих от общеустановленного, а также большое число особенностей формирования военной пенсии для отдельных категорий военнослужащих обуславливает необходимость внедрения электронного сервиса по расчету пенсии для всех категорий военнослужащих на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации. Внедрение такого электронного сервиса («пенсионного калькулятора для военнослужащих») позволит разъяснить порядок формирования пенсионных прав военнослужащих, показать, какие факторы влияют на размер будущей пенсии (оклад по воинскому званию, оклад по воинской должности, общая продолжительность службы, надбавки за выслугу, за квалификационную категорию, надбавка летному составу, надбавка ветерану боевых действия, районный коэффициент) и сформировать представления об ориентировочных размерах будущей пенсии военнослужащего.

Таким образом, пенсионное обеспечение военнослужащих как форма материального обеспечения является важнейшим элементом государственной поддержки этой категории населения. Формирование пенсионных прав военнослужащих имеет свои особенности, определенные законодательством РФ (что во многом обусловлено их особым статусом).

Читайте также: