Может ли военный пенсионер устроиться в госслужбу


Спасибо посетителям нашего сайта за подсказанную тему: «почему пенсии военнослужащих не приравнены к пенсиям чиновников?» Разберёмся все ли государственные служащие у нас одинаково в почёте, или есть привилегированные, которые «ровнее других»? Для этого в минимальном объеме, чтобы не сильно затруднить чтение статьи, приведем основные положения ряда законов РФ.

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:
государственная гражданская служба;
военная служба;
правоохранительная служба.
2.Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
3.Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Таким образом, военная служба такая же государственная служба , как и государственная гражданская служба, и правоохранительная служба.

В статье 14 этого Закона определено следующее:

1. Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.

Главный вывод из этого, что законы «…о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей…» разные, для различных видов государственной службы. И этот факт приводит к отличиям в пенсионном обеспечении гражданских и военных государственных служащих.

Рассмотрим только федеральные законы о видах государственной службы, к которым относится и военная служба.

Для государственных гражданских служащих действует Федеральный Закон РФ № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ. Далее в законе, вместо «государственная гражданская служба», применено сокращение – «гражданская служба».

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:


1) соотносительности основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий (сегодня оказалось, что социальные гарантии военных прокуроров, судей и следователй СК больше, чем у военных пенсионеров на 46%. );
2) установления ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;
3) учета стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы;
4) соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации.

Таким образом, взаимосвязь всех видов государственной службы обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования. Пока все очень положительно.

Статья 14. Основные права гражданского служащего

18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Статья 52. Основные государственные гарантии гражданских служащих

1. Для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются:

11) государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Статья 54. Стаж гражданской службы

3. Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Статья 71. Вступление в силу настоящего Федерального закона

10. Условия медицинского и санаторно-курортного обслуживания государственных служащих, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданскими служащими, и членов их семей, в том числе после выхода государственных служащих на пенсию за выслугу лет, сохраняются до вступления в силу федерального закона о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.

То есть ничего особенного в этом законе нет. Все ясно, понятно и «ровно». В соответствии с Конституцией.

Осталось понять, сколько же и за какую выслугу (стаж) сейчас Родина платит пенсионерам после окончания государственной гражданской службы. Как будет показано далее, соотносительность размеров оплаты труда и социальных гарантий (пенсий в том числе) понимается нашими законодателями в пользу гражданских госслужащих (ведь к ним относятся и сами депутаты).

Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим
б) пункт 1 изложить в следующей редакции:


1. Федеральным государственным гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности - примерно 4000 рублей с 1.04.2010), установленной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей трудовой пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка федерального государственного гражданского служащего, определенного в соответствии со статьей 21 настоящего Федерального закона.

Статья 21. Среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих

1. Размер пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию, предусмотренную Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".


2. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого федеральному государственному гражданскому служащему исчисляется пенсия за выслугу лет, за исключением случаев исчисления размера среднемесячного заработка в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, не может превышать 2,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения), установленного федеральному государственному гражданскому служащему в соответствующем периоде либо сохраненного в соответствующем периоде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С должностными окладами, которые установил Президент Российской Федерации после 1 августа 2006 года по соответствующим должностям федеральной государственной гражданской службы, можно ознакомиться в Интернете (Указ Президента Российской Федерации от 25.07.06 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»). В качестве замечания хочется отметить, что для многих государственных служащих главное – это денежное вознаграждение, которое может быть в десятки раз больше их окладов.

У военных пенсии начисляются в соответствии с Законом «О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ». И здесь все проще. За 20 лет выслуги – 50% и далее за каждый год службы плюс 3%, но не более 85% от «…оклада по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. »

И у кого же, если сравнить законы, самая сложная и напряженная государственная служба ? Конечно, у гражданских государственных служащих . Они за 20 лет службы получают 60% пенсии, а военный - только 50%. И военный в настоящее время получает эти проценты от окладов по воинскому званию, должности плюс процентная надбавка за выслугу лет (это сейчас не больше 35% от всего денежного содержания), а гражданский – от среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы (то есть от всех доходов).

Получается, что привилегированные пенсионеры – это государственные гражданские служащие. На федеральном уровне средняя пенсия гражданских госслужащих к началу 2011 году – примерно 11 тысяч рублей, а военная - всего 8800 рублей (разница 25%. ). Чем лучше работники других министерств и ведомств, аппарата Президента и Правительства, по сравнению с военнослужащими министерства обороны?

Этот вопрос хотелось бы переадресовать руководству страны: почему гражданские государственные служащие получают пенсию раньше (на 5 лет!) и в больших размерах (на 25%!), чем военные пенсионеры? Неужели риск для жизни, тяготы и лишения службы, сложность работы и ответственность в других министерствах выше, чем у военных?

А пока нет четкого ответа от руководства нашей страны, остается следующий выход – при первой возможности увольняться и устраиваться в гражданские госслужащие , тем более, что в стаж государственной службы пока еще засчитывается военный стаж. И тем более быстро надо увольняться тем, кто может устроиться в надежную частную компанию.

Примечание
В регионах применяются свои законы, определяющие заработок гражданских служащих субъектов РФ. И здесь границы вознаграждения за их «сложнейший» труд не знают пределов. Пенсия, начисленная бывшему мэру Москвы Лужкову Ю.М. больше, чем будет у Президента страны и Премьер-министра. Таких казусов много и в регионах, например, в Перми… Но это тема отдельного разговора.

Почему…, почему…?
Кто такие государственные гражданские служащие? Чиновники! У кого власть в стране? У чиновников! Чем занят на службе наш среднестатистический чиновник? Командует то, что ему командуют, и докладывает то, что ему докладывают. А это непосильный, для простого человека, морально угнетающий труд.
И пока военнослужащие, в частности моряки, прохлаждаются на кораблях по девять месяцев в году по морям и океанам, по три (и более) месяца на подводных лодках в «автономках» под водой, чиновники ежеминутно находятся в стрессовой ситуации: как начальству угодить и себя не обидеть.
Среднестатистический военный и в морях, и на полигонах дышит свежим воздухом, постоянно в движение, все время думает: как лучше изготовится и супостата на родную Землю не пустить, чего-то ищет и решает… А это все положительно отражается на его здоровье.
А бедный чиновник? В непроветриваемом помещении, и мало двигается, и думает как–то нервно: а вдруг кто-нибудь поймет мою бесполезность?, а вдруг отвечать придется?, а вдруг посадят, а вдруг… А это здоровья никому не прибавляет.
Вот поэтому-то наше государство военнослужащих федеральными государственными служащими и не считает, а чиновников… Так это свои, и по определению – государственные служащие, и здоровье надрывают непосильным трудом….
Потому-то наши чиновники и получают пенсию раньше и больше, чем военные.

Да, тяжела служба у чиновника, поди попробуй ещё взятку приличную … слупить, так и норовят все на халяву, по закону всё получать. А чиновник он тоже человек и в куршавелях желает гулять, так что же на свои кровные прикажете туда ездить? Извините не для того в “единую россию” (((с маленькой это я специально, что бы со страной не спутали))) вступали и на госслужбу пристраивались, чтобы по мелочам свои кровные тратить. И вообще всё что создано народом принадлежит чиновникам и их чадам и домочадцам.

Друзья по жизни! Смотрите в корень. Стенаниями мы ничего не добьёмся, надо менять, если не систему, то хотя-бы команду. В едином блоке ( Фронте) с беспартийными – это мы уже проходили. Нужна не управляемая, а истинная демократия, чтобы ни одна из партий не набирала более 50 % голосов (мандатов) в Думу. Тогда надо договариваться, торговаться – учитывать запросы всех слоёв населения. Может пора идти в Ополчение?!

Никифоров Владимир : 02.02.2011

Своя рубашка ближе к телу. Да и как можно обидеть себя любимого!

Отслужил Родине 27 лет – с 1981 по 2008 (Прибалтика, Кавказ, Средняя Азия). Сейчас на пенсии устроился в ЧОП по сопровождению кассиров, выдающих пенсии старушкам, нужное дело (особенно в наше время). Вот только обидно, когда приносишь пенсию бывшему ЧИНОВНИКУ из “Гадюкино”, оказывается, что он получает пенсию намного больше тех, кто защищал их и их избалованных детей!

Спасибо “Единой России” и её лидеру В.В.Путину за нашу счастливую старость.

полковник запаса : 16.03.2011

Да, дела мужики. Мы и сами, в свое время, своим постыдным поведением, кто увольнением, кто молчаливым согласием, а кто может и за определенную выгоду (на тот период времени) помогли строительству такого “СОЦИАЛЬНОГО” государства во главе с таким правительством и президентом какое имеем сегодня. Вот они нас военных пенсионеров и благодарят за проделанную работу. Так, что на предстоящих выборах нужно сделать определенные выводы и проголосовать за КПРФ. Ведь в том государстве о нас заботились на несколько порядков лучше.

На нынешний момент з/п у военных несоизмеримо больше чем у госслужаших. Я успел побыть и старлеем на корабле, з/п составляла 35 тыс. рублей и это без дальневосточных, сейчас на севере госслужащему с полярками обещают максимум 25 тыс., а у военных тут вообще астрономические цифры (однокашники служат и в ус не дуют). Мое мнение: одним пенсию пораньше, другим з/п получше, если честно я разочаровался в госслужбе. Ибо о пенсии рановато пока думать.

Дело всё в политическом решении президента, а он никогда не был военным…

Головинов Михаил : 10.08.2011

Мне, 08 АВГУСТА 2011, от депутата Госдумы РФ фракции «ЕДИНАЯ РОССИЯ», Председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, В.А.Озерова по почте на домашний адрес пришел ответ от 15.07.2011г. №3.5.-35/1166 следующего содержания:
В Комитете Совета федерации по обороне и безопасности Ваши очередные предложения по внесению изменений в проекты федеральных законов «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и «Об изменении и признании ….» В ЧАСТИ РАСЧЕТА ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАССМОТРЕНЫ.
В Комитете ПОДГОТОВЛЕНЫ И НАПРАВЛЕНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОПРАВКИ В УКАЗАННЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ГАРАНТИРУЮЩИЕ, НАЧИНАЯ С ОПРЕДЕЛЕННОГО ВОЗРАСТА, ВОЕННЫМ ПЕНСИОНЕРАМ ВЫПЛАТУ ПЕНСИЙ С 1 ЯНВАРЯ 2012 ГОДА В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ.
В СЛУЧАЕ ИХ ПРИНЯТИЯ, БУДУТ ВНЕСЕНЫ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ПОПРАВКИ В ФЗ « О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ» в части пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел.
C уважением Председатель Комитета В.А.Озеров.

Военные, дослужившиеся до пенсионного возраста (военного), встают перед выбором – уходить на пенсию, либо оставаться в рабочем строю вне воинской сферы. У многих граждан возникает масса вопросов по данной теме. Что положено работающим пенсионерам, в каком размере будет выплачиваться пенсия, а также все о бюрократической стороне вопроса, расскажем в нашей статье.

Можно ли работать и получать военную пенсию?

В соответствии с законом Российской Федерации под номером 4468-1 от 12.02.1993 года военные пенсионеры, закончившие службу, имеют право продолжать рабочую деятельность в гражданской сфере (статья 57).

Пенсионные выплаты осуществляются в полном размере, исключение составляют лишь лица, получающие пенсию по инвалидности, которые имеют свой бизнес либо иной вид дохода .

В отношении данной категории граждан прекращается финансовая поддержка на содержание членов семьи, которые являются ограниченными в своих физических или ментальных возможностях (статья 24 и пункт «б» статьи 17). Государственные надбавки возобновляются сразу после полного прекращения предпринимательской деятельности.

Какие требования выдвигаются к стажу и возрасту военного пенсионера для начисления пенсионного обеспечения?

Для того, чтобы военнослужащий смог заявить свои права на военную пенсию, он должен достигнуть 45 летнего возраста , в отдельных случаях по заключению медицинской комиссии допускается более ранний возраст для выхода на пенсию (по инвалидности).

Согласно Федеральному закону «о военных пенсиях» военнослужащие могут получить пенсию по выслуге лет спустя 20 лет службы, либо спустя 12 с половиной лет службы в Вооруженных Силах Российской Федерации при наличии общего трудового стажа минимум 25 лет.

Каким образом оформить пенсию?

Для того, чтобы начать процесс по начислению пенсионных денег военному, уволенному со службы понадобится:

  • Зарегистрироваться в военном комиссариате по месту прописки (встать на учет).
  • Предоставить документы, подтверждающие основания для получения пенсии (по выслуге лет либо по инвалидности).
  • Означить пересылку денежного аттестата в месте, где проходила служба, если его не перевели в военкомат по умолчанию.
  • Получить справка из Пенсионного Фонда РФ, которая подтверждает отсутствие каких-либо финансовых переводов.
  • Заполнить заявление в военкомате, приложив к нему весь пакет требуемых бумаг для получения свидетельства о пенсии.
  • После совершения выше указанных действий, пенсионные выплаты начнут начисляться после 2-3 месяцев рассмотрения конкретного дела.

Какие документы потребуется предоставить?

Полный пакет документов, необходимых для обращения за военной пенсией:

  • Паспорт, удостоверяющий личность.
  • Военный билет, в котором проставлена отметка о выполнении службы и дата увольнения.
  • Предписание из военной части, где проходила служба по приказу.
  • Личное дело заявителя, взятое из архива части, в которой находился бывший военный.
  • Денежный и вещевой аттестаты.
  • Фотография, требования к которой устанавливаются администрацией военкомата.
  • СНИЛС.
  • Трудовая книжка.
  • Справка Пенсионного Фонда РФ.

Как начисляется пенсионное обеспечение?

За порядок расчета пенсионных выплат отвечают статьи 7, 14 и 22 закона № 4468-1, а также статья 15 Федерального закона «о государственном пенсионном обеспечении в РФ» для призывников.

  • Продолжительность стажа.
  • Оклад бывшего военнослужащего с учетом надбавок за полученные звания (денежное довольствие военнослужащего).
  • Индексация денежного довольствия.
  • Звание, занимаемое на момент увольнения со службы.

Каким путем осуществляется денежная выплата?

По Указу Президента РФ № 1609 от 7 декабря 2012 года все выплаты, связанные с пенсией военных пенсионеров обязаны осуществлять военные комиссариаты.

Куда приходят деньги:

  • В отделения Почты России, где пенсионер сам в праве получать пенсионные переводы, либо почтальон будет приносить пенсию по месту жительства бывшего военного.
  • На банковский счет Сбербанка.
  • Если пенсионер по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно получить пенсию, то в таком случае нужно оформить доверенность на третье лицо. Данный посредник обязан предъявить собственный паспорт, копию паспорта пенсионера, а также нотариально заверенную доверенность.

Возможно ли увеличить размер пенсионного обеспечения работающему военному пенсионеру?

По закону (статья 17 ФЗ №4468-1 РФ) военная пенсия увеличивается в том случае, если у пенсионера возникает право на различные надбавки, предусмотренные законом, а также с помощью ежегодной индексации.

Лица, которым положены надбавки:

  • Увеличение на 100% для Героев РФ и СССР, кавалеров трех степеней орденов Славы.
  • На 50% для героев труда РФ и СССР, чемпионов Олимпийских и Паралимпийских игр.
  • На 32% для ветеранов ВОВ 1941-1945 годов (указанные в подпунктах «а»-«ж», «и» пункте 1 статьи 2 Закона РФ «о ветеранах» 12 января 1995 года). Для ветеранов боевых действий, выше указанного закона (подпункты 1-4 пункта 1 статьи 3), пленников нац. концлагерей до 14 летнего возраста, награжденных блокадников Ленинграда, инвалидов детства от ранений или последствий ВОВ.
  • На 15% для обладателей ордена Трудовой Славы трех степеней и ордена «За службу Родине в ВС СССР».

Каков порядок индексации пенсий?

В соответствии со статьей 25 Федерального Закона №166 от 15 декабря 2001 года военные пенсионные начисления проходят индексацию каждый год 1 апреля.

Индексация военной пенсии регулируется статьей 43 ФЗ №4468-1.

Количество начисляемой пенсии зависит от денежного довольствия военнослужащего и меняется с его увеличением, а также оно зависит от понижающего коэффициента. Если ДД не менялось, то и пенсия остается прежней.

Однако, после вступления в силу статьи 7 ФЗ от 29 декабря 2015 года правительство Российской Федерации временно приостановило индексацию пенсий работающим пенсионерам. Военным пенсионерам также, была остановлена индексация, распространяющаяся на лиц, получающих одновременно две пенсии (одна из них страховая).

Как выглядит ежегодный перерасчет пенсии?

Перерасчет пенсий реализуется 1 августа Пенсионным Фондом, пенсионеру не требуется подавать заявки и собирать пакет документов. Все необходимые сведения, относящиеся к данному вопросу, отсылаются в Пенсионный Фонд без дополнительного участия бывшего военнослужащего . О том, как именно происходит данный процесс относительно страховой пенсии по старости, читайте в конце статьи.

Как происходит порядок расчета второй пенсии военным пенсионерам в 60 лет?

После наступления 60 летнего возраста (для мужчин и 55 лет для женщин) военный пенсионер в праве получать страховую пенсию по старости. Если работа осуществлялась в суровых климатических зонах (крайний Север), то возраст для получения второй пенсии снижается.

Также важно соблюсти наличие страхового стажа, который с каждым годом увеличивается на 1 год:

  • 2017 – 8 лет.
  • 2018 – 9 лет.
  • 2024 – 15 лет (далее рост стажа прекращается).

К гражданскому стажу не берутся в расчет годы, проведенные в силовых структурах РФ.

Для оформления страховой выплаты нужно получать военную пенсию по инвалидности либо за выслугу лет и иметь минимальную сумму баллов пенсионных накоплений, которая растет с каждым годом:

  • 2017 – 11,4 балла.
  • 2018 – 13,8 баллов.
  • 2025 – 30 баллов, что составит предельный максимум для данного параметра, дальнейшего увеличения не предусмотрено.

Когда следует обращаться за назначением гражданской пенсии?

Подать заявление на выплату по гражданской пенсии можно в любой день, после наступления срока, позволяющего получать данный вид пенсии (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), а также при соблюдении всех требований, выдвинутых к получению второй пенсии для военных пенсионеров.

Процесс получения второй пенсионной выплаты для военнослужащих старше 60 лет

Получение страховой пенсии начинается с момента подачи заявления на нее. Данный вид обеспечения военных пенсионеров производится ежемесячно и до наступления смерти граждан.

Формула для подсчета размера страховой пенсии:

  • СП – количество страховой пенсии.
  • ИПК – сумма личных коэффициентов пенсии.
  • СИПК – стоимость 1 коэффициента актуального ко дню назначения.

Как осуществляется индексация страхового пенсионного обеспечения?

Военный пенсионер, продолжающий работать ежемесячно отчисляет платежи в ОПС, что влияет на рост пенсионных баллов, именно по этой причине и производится перерасчет страховой пенсии. Данный вопрос находится в компетенции Пенсионного Фонда РФ и вычисляется по формуле:

СП ст = СП стп + (ИПК i / К / КН x СПК),

  • СП ст — это объем страхового обеспечения.
  • СП стп — размер страхового обеспечения по состоянию на 31 июля года, актуального для данного перерасчета.
  • ИПК i – размер ИПК по состоянию на 1.01 года, соответствующего перерасчету.
  • СПК — стоимость одного коэффициента пенсии.
  • К – особый коэффициент, который вычисляется по правилу, установленному в пункте 11 статьи 15 закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
  • КН – коэффициент равный 1.

В виду вступления в силу статьи 26.1 Федерального Закона №400 с 1 января 2016 года для работающих пенсионеров, в том числе военных, индексация по страховым выплатам не производится до 2020 года включительно.

Куда нужно обращаться за назначением гражданской пенсии?

Военный пенсионер должен обратиться в Пенсионный Фонд по адресу проживания, в котором он подаст заявку на получение гражданской пенсии и предоставит полный пакет всех необходимых документов.

Какие документы на оформление второй пенсии потребуется предоставить военному пенсионеру?

Список необходимых бумаг для подачи заявки на вторую пенсию:

  • Паспорт заявителя.
  • СНИЛС.
  • Трудовая книжка либо иные документы, которые могут подтвердить стаж работы.
  • Справка из бывшего места прохождения службы, в которой должны быть отражены следующие моменты:
  • Отметка об увольнении с военной службы.
  • Перечисленные периоды службы.
  • Справка с определенной датой, которая установила начисление военной пенсии.
  • Выписка о средней зарплате за 60 месяцев (идущими подряд), данное требование относится к пенсионерам, проработавшим на гражданских предприятиях до 1 января 2002 года.

Каким образом реализуется индексация по выплатам?

Перерасчет по пенсионным выплатам работающим пенсионерам начнется лишь после увольнения с настоящего места работы. После выхода на пенсию гражданам перечислят все пропущенные индексации , а сама сумма пенсии будет выше, чем на момент занятости.

Если по истечению некоторого срока пенсионеру потребуется снова трудоустроиться, то снижения пенсионного обеспечения не наступит, пенсионер сохранит высокие выплаты и сможет дальше зарабатывать на официальной работе.

Как осуществляется индексация по государственному обеспечению?

Для работающих военных пенсионеров предусмотрена индексация гос. обеспечения в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 166 каждый год 1 апреля, а также Федеральным Законом РФ №4468-1.

За последнее время увеличение государственной пенсии было увеличено на 4% по сравнению с показателями 2015 года – 7.5%.

Как происходит перерасчет по страховым выплатам?

Бывшим военным начисляется страховая пенсия без учета фиксированной платы, а значит объем такой пенсии будет зависеть от умножения:

  • Перечисленных платежей в ОПС, переведенных в пенсионные баллы.
  • Стоимость 1 балла (из формулы расчета страховой индексации).

В январе 2018 года перерасчет страховых отчислений составил 3,7%, произошло увеличение стоимости 1 балла (СИПК), итогом перерасчета стала сумма в 81 рубль 49 копеек.

В Российской Федерации военнослужащим позволено уходить на пенсию при достижении 45 летнего возраста, однако в этот период большая часть военных пенсионеров продолжают работать, что позволяет значительно улучшить их финансовое положение и обеспечить лучшую старость.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут


В соответствии с законом, Россия – государство социальное, и, кроме прочего, это означает, что каждый ее гражданин, проработав до определенного возраста, вправе рассчитывать на денежное обеспечение в нетрудоспособном возрасте – пенсию.

Однако для ряда категорий работников предусмотрены определенные льготы, когда они имеют право выйти на заслуженный отдых раньше. Это касается государственных гражданских служащих, педагогов, медицинских работников, и, конечно, военных. Военнослужащим пенсия назначается по правилам, отличным от условий начисления выплат остальным категориям работников. Однако в ряде случаев офицерам и лицам, служившим в войсках по контракту, может быть назначена смешанная пенсия – военная и гражданская.

Бесплатно по России

Что такое смешанная пенсия

По общему правилу для получения военной пенсии гражданин обязан прослужить в войсках или иных силовых структурах, приравненных к ним, не менее 20 лет. Это так называемая выслуга лет. Ее начисление имеет ряд особенностей, о которых пойдет речь ниже.

Однако если гражданин не имеет подобной выслуги, то есть, период его службы составляет менее 20 лет и при этом он трудился на гражданских должностях, то на полное военное пенсионное обеспечение он рассчитывать не может. Ему назначается смешанная пенсия, учитывающая как стаж военной службы, так и за гражданский стаж. Основания для ее начисления конкретно прописаны в законе и являют собой:

  1. Общий трудовой стаж – не менее 25 лет.
  2. Период стажа в войсках – не менее 12 лет и 6 месяцев.

При этом важно учесть и обстоятельства, на основании которых военнослужащий был уволен в запас. Они могут быть следующими:

  • состояние здоровья;
  • сокращение и реорганизация воинского подразделения (иных структур);
  • достижение определенного возрастного порога (к примеру, для военнослужащих контрактной службы из рядового и сержантского состава предельный возраст пребывания в войсках – 35 лет).

Гражданская пенсия военным пенсионерам

Назначение выплат за выслугу лет у большинства бывших военнослужащих происходит в тот период, когда они вполне трудоспособны. Поэтому многие из них по окончании службы в войсках или иных структурах, приравненных к ним, трудоустраиваются на «гражданке» или занимаются бизнесом, регистрируясь в качестве индивидуальных предпринимателей.

Соответственно, на бывших военнослужащих распространяются положения ФЗ № 200 «О страховых пенсиях» и они обязаны зарегистрироваться системе пенсионного страхования. Однако расчитывается гражданская пенсия для военных пенсионеров в отличном от остальных категорий граждан порядке.

Расчет военной пенсии

Расчет ее суммы состоит из многих слагаемых и производится по следующей формуле:

Используя данную формулу, можно рассчитать пенсию военнослужащему по следующему алгоритму:

  1. Складываются значения выплат по должности (ОВД), выплат по званию (ОВЗ), и надбавки за выслугу (НВЛ).
  2. Полученная сумма умножается на фиксированный понижающий коэффициент. На данный момент он составляет 72,23.
  3. Затем, при условии полной выслуги (20 лет), года работы сверх выслуги (N) умножается на 50%, при этом за каждый последующий год добавляется еще 3%. Если же расчет происходит для смешанной пенсии, будет прибавляться не 3%, а 1% за каждый год переработки.
  4. Оба полученных значения умножаются друг на друга.
  5. К полученному значению прибавляется президентская надбавка (ПД), индексирующаяся каждый год.
  6. Общее значение умножается на районный коэффициент (РК), который определяется исходя из местности прохождения службы.


Как и когда военному пенсионеру оформить гражданскую пенсию

При условии получения соответствующих выплат по выслуге, работающий военный пенсионер вправе получать и гражданскую пенсию.

Для этого должны быть выполнены следующие условия:

  1. Достижениегражданином общепринятого пенсионного возраста (до начала пенсионной реформы он составлял 60 лет для мужчин и 55 для женщин, однако предусмотрено его плавное увеличение).
  2. Следует иметь минимальный страховой стаж по гражданской специальности. До 2016 года он составлял 6 лет, однако предусмотрено его повышение на 1 год ежегодно. Таким образом, в 2019 году он составляет уже 10 лет.

Как начисляется гражданская пенсия военному

Она рассчитывается из трех составляющих:

  • страховая выплата;
  • накопительная часть;
  • фиксированная выплата.

Сумма фиксированной выплаты совершенно не зависит от того, сколько проработал гражданин. Особенностями отличается назначение страховой части военному пенсионеру. Она высчитывается по следующей формуле:

Где СПБ – здесь сумма пенсионных баллов. Один пенсионный бал в 2019 году составляет 74,27 рубля.

ИПК это пенсионный коэффициент за весь стаж.

Рассчитать самостоятельно эти суммы сложно, так как для этого нужно знать свой ИПК, являющийся непостоянным значением.

Можно ли получать сразу военную и гражданскую пенсию одновременно

Многие бывшие военные задаются вопросом: нужно ли переходить с военной пенсии на гражданскую или положена двойная выплата? Законодательством предусмотрено, что военный пенсионер, получающий соответствующие денежные средства, имеет право и на получение второй, гражданской пенсии при выполнении условий, о которых говорилось в данной статье ранее.

Полезное видео

Еще больше информации по вопросу предлагаем посмотреть в видео-сюжете:

Военнослужащие, исходя из рода своей деятельности, связанной с повышенной опасностью для жизни, имеют целый ряд льгот и преференций по вопросам, связанным с пенсионным обеспечением. Они вправе рассчитывать на выплаты от МО по достижении выслуги лет. Дополнительно, как и все граждане РФ, они могут получать и вторую, гражданскую, если после окончания службы трудились на гражданских должностях. Для военнослужащих, не прослуживших 20 лет по уважительным причинам, предусмотрено назначение смешанных выплат.


В мае 2012 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ подготовить изменения в законодательство, направленные на повышение престижа и привлекательности военной службы по призыву 1 . Так, отслужившим в армии должны были быть предоставлены дополнительные льготы при поступлении в вузы, гранты на обучение в российских и зарубежных бизнес-школах, а также преференции при поступлении на государственную гражданскую службу (далее – госслужба). В целях реализации данного поручения был принят Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву"(далее – Закон), вступивший в силу с 1 января 2014 года. В нем определено, в частности, что граждане, прошедшие военную службу по призыву, имеют преимущественное право зачисления в вузы для получения второго высшего образования в области экономики и управления. Преференции же при поступлении на госслужбу, предусмотренные Законом, оказались выражены не в том, что при прочих равных условиях преимущественное право отдается отслужившим по призыву, а в том, что факт прохождения военной службы стал обязательным условием для занятия должности госслужащего (ст. 3 Закона). Более того, граждане, которые уже состоят на госслужбе, должны освободить занимаемые должности, в том случае если не служили в армии без законных на то оснований.

НАША СПРАВКА

Требования заявителя (Парламент Чеченской Республики): Признать запрет на допуск к госслужбе граждан, не прошедших военную службу без законных на то оснований, противоречащим Конституции РФ, так как он нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе.

Суд решил: Сам по себе данный запрет не противоречит Конституции РФ. Однако его бессрочный характер не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ. В связи с этим федеральному законодателю надлежит установить сроки действия этого запрета.

КС РФ по запросу заявителя проверил конституционность п. 1 ст. 3 Закона (далее – оспариваемое положение), расширяющего перечень связанных с госслужбой ограничений (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", далее – закон о госслужбе). Согласно внесенному им изменению гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на госслужбе, в случае если призывная комиссия признала его не прошедшим военную службу без законных на то оснований.

Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает конституционные принципы равенства граждан (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ), соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод (ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), ограничивает право на равный доступ к госслужбе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое положение необоснованно ухудшает положение лиц, поступивших на госслужбу до его вступления в законную силу.

Заявитель также подчеркнул, что в ряде случаев пройти службу по призыву невозможно в силу объективных причин. Он напомнил, что с начала 90-х годов и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а в настоящее время от этого региона призывается лишь небольшое количество молодых людей (в этом году планируется призвать около 500 человек). Получается, что многие граждане не проходят армейскую подготовку в силу не зависящих от них обстоятельств, а не потому что уклоняются от службы по призыву. Однако госслужащими они стать не могут.

Еще один спорный момент, на который указали члены Парламента Чеченской Республики в своем заявлении, – бессрочность запрета на допуск уклонистов к госслужбе. Они подчеркнули, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (ст. 328 УК РФ), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного (ст. 47 УК РФ). Таким образом, даже в УК РФ, устанавливающем наказания за наиболее серьезные общественно опасные деяния, определены конкретные сроки действия такого запрета. Получается, что оспариваемая норма противоречит УК РФ и поэтому подлежит пересмотру.

КС РФ уже неоднократно отмечал, что деятельность госслужащих осуществляется в публичных интересах, поэтому они наделены особым правовым статусом. Федеральный законодатель может устанавливать специальные правила поступления на госслужбу и ее прохождения, а также предъявлять к госслужащим и поступающим на службу лицам специальные требования, причем речь идет не только о деловых, но и о морально-нравственных качествах (Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2013 г. № 6-П, Определение КС РФ от 1 июля 1998 г. № 84-О, Определение КС РФ от 1 декабря 1999 г. № 219-О, Определение КС РФ от 3 октября 2002 г. № 233-О, Определение КС РФ от 20 октября 2005 г. № 378-О, Определение КС РФ от 22 октября 2008 г. № 538-О-О). Такие ограничения не ущемляют права граждан, в случае если являются формально определенными, четкими и не допускают расширительного толкования. Кроме того, они не должны иметь обратной силы (Постановление КС РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П, Постановление КС РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П, Постановление КС РФ от 30 июня 2011 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 18 июля 2013 г. № 19-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2014 г. № 7-П).

Защита Отечества – конституционно закрепленная обязанность каждого гражданина России (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), которая может быть реализована посредством несения военной службы, напомнил КС РФ. Основной формой последней является военная служба по призыву (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"; далее – закон о военной службе). Призыву, напомним, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности или призыва на военную службу. В некоторых случаях мужчинам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а кто-то призыву и вовсе не подлежит (п. 2 ст. 22 закона о военной службе).

КС РФ подчеркнул, что отношение гражданина к обязанности пройти военную службу характеризует его как способную или, напротив, неспособную к ответственному осуществлению публичной деятельности личность и поэтому может рассматриваться как особое репутационное требование, предъявляемое к лицам, которые претендуют на занятие должности госслужащего (абз. 1 п. 3.2 Постановления). Доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии без законных на то оснований, снижает не только престиж военной службы, но и авторитет самой госслужбы. Запрет такого доступа не противоречит Конституции РФ, поскольку преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, отметил Суд.

Заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносит призывная комиссия при зачислении его в запас (п. 1.1. ст. 28 закона о военной службе). Стоит отметить, что данное положение вступило в силу только с 1 января текущего года. Поэтому в отношении тех, кто не служил без законных на то оснований, но был зачислен в запас до 1 января 2014 года, такое заключение выноситься не может. Соответственно, не может распространяться на них и ограничение, установленное оспариваемым положением. В то же время уклонисты, которые поступили на госслужбу до указанной даты, но еще не достигли возраста 27 лет, должны будут оставить занимаемые ими должности. В противном случае они получали бы необоснованные преимущества при реализации права на равный доступ к госслужбе по сравнению с теми, кто только претендует на замещение должностей госслужбы, считает КС РФ (абз. 3 п. 4 Постановления).

Важно отметить, что призывная комиссия может вынести заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований вне зависимости от того, привлекался ли он к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП РФ) или уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ). Более того, в законодательстве не закреплена обязанность призывной комиссии ни по установлению факта привлечения гражданина к такой ответственности, ни по оценке фактических обстоятельств, вследствие которых он не прошел военную службу.

Тем не менее, заключение призывной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ. Суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к ограничению права граждан на судебную защиту (см., например, Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 28 октября 1999 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 14 июля 2003 г. № 12-П, Постановление КС РФ от 12 июля 2007 г. № 10-П). Таким образом, причины, в силу которых гражданин не прошел военную службу, все же подлежат исследованию, следовательно установленный оспариваемым положением запрет сам по себе не противоречит Конституции РФ, считает КС РФ.


Сергей Маврин, судья КС РФ:

"Мы истолковали Закон таким образом, что призывная комиссия, принимая соответствующее решение о том, имел человек законные основания, для того чтобы не служить, или не имел, не должна, по сути дела, ограничиваться тем перечнем оснований, которые на сегодняшний день существуют в законе [о военной службе. – Ред.]. Если, скажем, на конкретной территории не проводился по каким-либо причинам призыв, как это было в Чеченской Республике, то значит было законное основание для того, чтобы человек не служил. И это обстоятельство, разумеется, не может быть ограничением ни для поступления на гражданскую службу, ни для освобождения от должности государственного служащего. В том случае, когда призывная комиссия не воспримет наши аргументы, у гражданина есть возможность обжаловать ее решение в суд. В силу самостоятельности судебной власти суд вправе откорректировать решение комиссии, не будучи связанным теми обстоятельствами, которые на сегодняшний день установлены как основания для освобождения от обязанности несения службы".

В то же время бессрочный характер запрета на допуск к госслужбе тех, кто не служил в армии, ставит их в худшее положение по сравнению с гражданами, для которых запрет на замещение определенных должностей является наказанием за совершение административного правонарушения или преступления, заключил Суд (абз. 3 п. 6 Постановления). Он согласился с доводами заявителя о том, что бессрочность запрета на прохождение госслужбы уклонистами противоречит установленным в уголовном законодательстве срокам лишения права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности. Более того, лица, осужденные за уклонение от призыва, после снятия судимости снова могут претендовать на занятие должностей госслужбы в отличие от граждан, признанных не прошедшими службу без законных на то оснований. Таким образом, в этой части оспариваемое положение не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ, постановил КС РФ.

В связи с этим Суд поручил федеральному законодателю устранить существующее в настоящее время противоречие в нормативных положениях, касающихся ограничения доступа к госслужбе не отслуживших в армии граждан.

После провозглашения Постановления член Парламента Чеченской Республики Хамзат Дадаев сообщил, что полностью удовлетворен решением Суда по данному делу.

***
В заключение отметим, что в ходе рассмотрения дела в Суде представители Президента РФ и Генерального прокурора РФ подняли вопрос о закреплении в законодательстве возможности проверки каким-либо властным органом или должностным лицом решений о признании гражданина не служившим в армии без законных на то оснований. Можно предположить, что такая процедура будет более быстрой по сравнению с обжалованием такого решения в суде. Возможно, положения о такой досудебной проверке решений призывных комиссий будут обсуждаться при разработке рекомендованных КС РФ поправок. ГАРАНТ.РУ продолжит следить за развитием темы.

Читайте также: