О взыскании пенсии военнослужащего

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

В соответствии с законодательством РФ алименты выплачиваются как доля от всех доходов родителя, однако существует перечень доходов, с которых алиментные выплаты не удерживаются. Это регламентируется Постановлением Правительства РФ №841.

Могут ли удерживать алименты с пенсии военнослужащего?

В отношении военнослужащих исключений из общего правила не установлено, удержание алиментов производится по общему порядку их взыскания: алименты с пенсии военнослужащего рассчитываются таким же образом, как и со всех видов дохода.

Военная пенсия назначается по выслуге лет, по инвалидности и т.д. Алиментные обязательства не прекращаются при выходе военного на пенсию.

Поводом для требования алиментных выплат является наличие общих несовершеннолетних детей, не проживающих совместно с военнослужащим после развода супругов. Также поводом может являться отказ родителя-военнослужащего, находящегося в браке, выполнять обязанности по содержанию своего ребенка.

Каков порядок взыскания

Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным выплатам устанавливается ФЗ от 02.10.2017 № 229-ФЗ (ред. от 03.08.18), а также главой 17 Семейного Кодекса РФ.

Организация, в которой работает лицо, обязанное выплачивать алименты, должна ежемесячно удерживать алименты из заработной платы или иного официального дохода, а также переводить их получателю выплат не позднее чем три дня после выплаты заработной платы или другого дохода. За расчет и перечисление алиментов ответственен Пенсионный Фонд РФ.

С каких доходов выплачивается содержание

В соответствии с законом деньги на содержание детей взимаются со всех разновидностей дохода военнослужащего родителя:

  • С суммы оклада, начисляемого согласно званию, с учетом всех надбавок и премий.
  • С денежного содержания (довольствия).
  • Ежемесячных пособий и иных выплат, начисляемых в случае увольнения со службы в запас.
  • С пенсии по выслуге лет.
  • С дополнительных выплат (возмещение пайка) для лиц, проходящих военную службу.

Кроме того, согласно статье 101 Федерального Закона № 229-ФЗ, алиментные обязательства уплачиваются с:

  • Выплат, полученных в результате вреда, причиненного здоровью.
  • Компенсаций из федерального и местного бюджета или субъектов РФ гражданам, пострадавшим при радиационных или техногенных катастрофах.

Однако в этом списке есть исключения. Таковыми доходами являются:

  • Пенсия, право на которую было получено в результате потери кормильца, не будет считаться облагаемым алиментами доходом, так как подобное пособие носит исключительно социальный характер.
  • Выплаты, получаемые при получении увечий при исполнении служебных обязанностей лица, обязанного выплачивать алименты.

Пенсия ветерана боевых действий является социальной выплатой и также не входит в базу для расчета алиментных выплат.

Когда происходит прекращение выплат

Алименты могут быть отменены в случае, если больше не существует законного основания их выплачивать. Освобождение от уплаты алиментов происходит исключительно в соответствии с судебным решением, за исключением случаев, когда основанием для прекращения выплат является соглашение, заключенное между родителями.

Последним платежным днем считается день перед 18-летием ребенка. Однако взыскание автоматически не останавливается. Для прекращения выплат необходимо передать расчет по выплатам из бухгалтерии судебным приставам, занимающимся данным делом. Пристав, рассмотрев дело и выполним окончательные расчеты, высылает постановление о прекращении взыскания алиментов.

Пример расчета взыскиваемых средств

Размер удерживаемых выплат с пенсии лица, получающего военную пенсию, определяется по тем же стандартам, которые используют при расчете выплат с других видов официального дохода, и зависит от количества детей:

На содержание одного ребенка удерживается 1/4 часть пенсии и/или другого официального дохода родителя.

Содержание двух детей потребует выплат, составляющих минимум 1/3 часть официального дохода.
На содержание трех и более несовершеннолетних взимается половина дохода родителя.

Сумму выше данного порога взимать не положено , так как гражданин должен иметь возможность обеспечить себя, хотя в случае задолженности по выплате алиментов, взыскание может достигать 70%.

Учитывая некоторые обстоятельства, суд может также допустить снижение величины платежей. Так, инвалидность лица, обязанного выплачивать алименты, хоть и не считается основанием для отказа в их взыскании, может послужить таким обстоятельством.

По требованию второго супруга, средства могут быть отправлены почтовым переводом. В таком случае расходы по отправке оплачиваются за счет лица, обязанного выплачивать алименты.

Выплата подоходного налога также ведется за счет военнослужащего. Схема отчислений при этом выглядит следующим образом:

(Начисленная пенсия – Подоходный налог) * Процент отчислений

При заключении соглашения по алиментам бывшие супруги могут оговорить размер ежемесячной фиксированной суммы, однако она не может быть менее установленной законодательно величины.

Существующие способы получения

Потребовать денежные средства на содержание ребенка можно имея свидетельство о расторжении брака. Однако родитель может также потребовать алименты все еще находясь в браке со вторым родителем, если тот не исполняет свою обязанность – содержать ребенка надлежащим образом.

Средства могут быть получены тремя способами : получение денежных средств в кассе военной части, перечисление выплат на счет или банковскую карту, получение почтового перевода.

Порядок взыскания средств на содержание детей военного пенсионера является общим, и может осуществляться добровольно, путем соглашения со вторым родителем, или приводиться в действие принудительно, на основании исполнительного листа.

По алиментному соглашению

Для проведения взыскания алиментных выплат с пенсии Пенсионному Фонду РФ необходимы основания. Таким основанием в случае добровольного соглашения является заявление, написанное в отделение ПФ, выплачивающего пенсию.

Соглашение супруги должны заключить в присутствии нотариуса, после чего оно приобретает юридическую силу – с этого момента соглашение приравнивается к исполнительному листу и супруги обязаны соблюдать его положения.

Если военный пенсионер проявляет инициативу и планирует начать выплачивать деньги самостоятельно, потребуется обращение в Пенсионный Фонд. Для этого достаточно составить соответствующее заявление, где будут указаны:

  • Размер ежемесячного взыскания алиментов.
  • Платежные реквизиты получателя.
  • Дата выплаты содержания.

После этого сотрудники фонда самостоятельно вычитают с военной пенсии денежные средства на содержание его ребенка.

По решению суда

В случае, если договориться не получилось, выплата взыскивается через суд. Необходимо соблюдать правила подачи иска:

Заявление со всеми необходимыми документами следует передать в мировой суд, расположенный по месту проживания одного из супругов.

Рассмотрение должно занимать не более 20 суток с подачи заявления.

Решения суда вступает в силу сразу, исполнительный лист направляется напрямую в органы пенсионного обеспечения.

Сумма к отчислению высчитывается в пенсионном органе соответственно указанным в исполнительном листе долям. После этого средства направляются на счет получателя алиментов.

Даже при вынесенном судом решении все вопросы можно урегулировать путем договоренности. В таком случае нужно составить соглашение , в котором будет указано, что второй родитель отзывает исполнительный лист при определенных условиях. При несоблюдении данных условий супруга может возобновить иск в отношении мужа.

В случае, если выплаты при уходе на пенсию прервались, следует обратиться в службу судебных приставов. На основании ходатайства судебные приставы обязаны сделать запросы и направить исполнительный лист в отделение пенсионного фонда.

Необходимо учитывать, что процесс с момента обращения до момента получения выплат может занять от одного до двух месяцев. Если же у родителя, подающего ходатайство, имеется на руках исполнительный лист, можно подать его в пенсионный фонд самостоятельно, что значительно сократит время до получения алиментов.

Нередко пенсию военные получают из специальных фондов. В таком случае исполнительный лист необходимо подать в данный орган, а не в Пенсионный Фонд РФ. Для установления источника финансирования пенсионера следует обратиться с запросом в военкомат.

Что может служить основанием для прекращения проведения алиментных выплат
Семейным кодексом Российской Федерации статьей 120 предусмотрены обстоятельства, влекущие за собой прекращение взимания алиментных платежей. Обязательства по выплате содержания несовершеннолетних детей прекращаются в случае:

1) Если обязательства установлены соглашением об уплате алиментов:

  • В результате смерти плательщика или получателя алиментов.
  • Прекращение времени действия соглашения.
  • В связи с основаниями, предусмотренными соглашением.

2) Установленные в судебном порядке:

  • Совершеннолетие ребенка.
  • Получение полной дееспособности ребенка (вступление в законный брак, вследствие решения суда или органов опеки).
  • Изменение семейного статуса (при удочерении или усыновлении ребенка, на содержание которого взимаются алименты).
  • При решении суда признать бывшего супруга вновь трудоспособным или не нуждающимся в выплате алиментов.
  • Возобновление дееспособности инвалида детства.
  • Если нетрудоспособный супруг, нуждающийся в помощи бывшего супруга, вступает в новый брак.

Для прекращения выплаты алиментов необходимо подавать иск в тот же суд, который принял решение о взыскании алиментов. В случае положительного решения, суд выдает исполнительный документ, с которым необходимо обратиться в службу судебных приставов.

Кроме вышеперечисленных обстоятельств, выплаты могут быть сокращены, если плательщик алиментов узнает, что финансовое положение получателя улучшилось или вовсе отменены при существенном изменении на более благополучное. Данное решение принимает суд.

Алименты взимаются со всех официальных доходов лица, обязанного выплачивать содержание: заработной платы, пенсии, надбавок и премий, а также иных доходов. Военнослужащие также попадают под общие правила взыскания алиментов. Обязанность выплат прекращается при достижении детьми совершеннолетия или приобретении дееспособности.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут.


"Да,на пенсию может быть наложен арест согласно. Ст. 98 ФЗ «Об исполнительном производстве». Статья 98. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина 1. Судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях: 1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; 2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; 3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме. 2. При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона. 3. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Перевод и перечисление денежных средств производятся за счет должника. 4. При перемене должником места работы, учебы, места получения пенсии и иных доходов лица, выплачивающие должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи, обязаны незамедлительно сообщить об этом судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю и возвратить им исполнительный документ с отметкой о произведенных взысканиях. 5. О новом месте работы, учебы, месте получения пенсии и иных доходов должник-гражданин обязан незамедлительно сообщить судебному приставу-исполнителю и (или) взыскателю."


Могут взыскивать с неё как и с любого другого источника доходов - 50%, а в некоторых случаях и до 75%.


уважаемый Борис Григорьевич!

Во-первых, при наличии исполнительного производства в отношении должника, судебный пристав-исполнитель вправе арестовать любой счет должника в банке на основании статьи 70 Федерального закона № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", а банк обязан будет списывать деньги со счета должника согласно статье 99 Федерального закона № 229-ФЗ.

Статья 99. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядок его исчисления

1. Размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

2. При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

3. Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

4. Ограничения размеров удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленные частями 1 - 3 настоящей статьи, не применяются при обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, на которые работодателем производится зачисление заработной платы, за исключением суммы последнего периодического платежа.

Обратите внимание на часть 4 статьи 99.

Во-вторых, также судебный пристав-исполнитель вправе по месту начисления пенсии выслать свое Постановление о возбуждении исполнительного производства с копией исполнительного документа, после чего с пенсии (любой, кроме по случаю потери кормильца) должника будут удерживать ежемесячно до 50% пенсии в погашение долга.

Вычеты из военной пенсии по исполнительному листу или другому исполнительному документу производят, как правило, при наличии долгов: по кредитам и налогам, при неуплате услуг ЖКХ, по электро- и газоснабжению, по невыплате алиментов. При этом сумма средств, подлежащая удержанию в счет оплаты алиментов, зависит от количества детей, находящихся на содержании.

По решению органов пенсионного обеспечения удержание может быть из-за переплаты пенсии, в связи с предоставлением ложной информации гражданином при ее установлении, при ее пересчете и при непредставлении информации об обстоятельствах, которые влекут изменение размера или же вообще прекращение выплаты. По судебному решению удержание может быть в тех ситуациях, когда есть переплата пенсии, а выплата ее прекратилась.

  • Размер вычета по исполнительному листу и по решению суда может быть не больше 50% от величины военной пенсии.
  • При большом количестве задолженностей — не больше 70%.
  • Размер вычета по решению органов пенсионного обеспечения может быть не больше 20% от суммы пенсии.

Могут ли удерживаться суммы с военной пенсии?

На сегодняшний день есть несколько причин производить удержание из пенсионного обеспечения военного.

  • Одна из причин — нежелание гражданина в добровольном порядке сделать возврат денежных средств. Зачастую денежные средства удерживаются у граждан, которые не предоставили своевременно информацию, влияющую на величину пенсионных выплат или же на факт их получения (т.е. когда лицу пенсию переплатили).
  • Еще одна категория граждан — это граждане, имеющие задолженность перед какой-либо организацией, государством, перед детьми (в виде алиментных обязательств) или же другими нетрудоспособными лицами, которых должны материально обеспечивать, но не производят выплаты.

Алименты с пенсии военнослужащего

Согласно Семейному кодексу РФ, мужчина и женщина (супруги), имеющие общих детей, должны в равной мере их обеспечивать. Поэтому после расторжения брака (а иногда и в браке) у одного из родителей возникают алиментные обязательства.

На основании чего проводятся удержания?

Удержание из пенсии является одним из методов по возврату излишне выплаченных денежных средств в казну или взысканию различных видов долговых обязательств с должника. В общем случае производится оно по решению органов пенсионного обеспечения, по исполнительному листу и по решению суда.

Согласно ст. 62 закона № 4468-1, основными критериями удержания из пенсионного обеспечения военнослужащего являются:

  • решения судов о взыскании денежных средств, вследствие злоупотреблений со стороны гражданина, установленного в судебном порядке;
  • решения пенсионных органов, которые осуществляют пенсионное обеспечение, о взыскании сумм пенсий, излишне перечисленных пенсионеру;
  • исполнительные документы.

Порядок уплаты или взыскание через суд

Если заключено соглашение о взыскании алиментов, удержание будет происходить по схеме с обращением в пенсионные органы с заявлением на перечисление. В ситуации, когда выплата взыскивается через суд, следует соблюдать правила подачи иска.

  • Заявление со всеми необходимыми документами нужно передать в мировой суд, расположенный по месту проживания истца либо ответчика.
  • Рассмотрение занимает не больше 20 суток.
  • Решение суда вступает в силу сразу же, исполнительный лист направляется в органы пенсионного обеспечения, которые занимаются перечислением пенсий должнику.

Размер выплат алиментов

Объем удержания зависит от количества несовершеннолетних детей, которые находятся на иждивении у военнослужащего:

  • 1/4 часть дохода удерживается на одного ребенка;
  • 1/3 часть дохода — на двух детей;
  • половина от получаемого дохода — на трех и более детей.

К сожалению, встречаются злостные неплательщики алиментов, которые имеют помимо долгов в виде алиментов еще и непогашенные кредиты. Иногда случается так, что после взыскания по непогашенным задолженностям (кредитам), для взыскания сумм по алиментам у пенсионера нет средств.

Удержание переплаты (излишне выплаченной суммы) с военной пенсии

Удержания из пенсии военного осуществляются на основании решений суда, приговоров и постановлений, исполнительных надписей нотариальных контор и иных постановлений, исполнение которых происходит в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

  • Сумма пенсионного обеспечения, излишне перечисленная пенсионеру из-за злоупотребления с его стороны, может подлежать удержанию из военной пенсии на основе решения пенсионного органа ежемесячно в величине, не превышающей 20 % причитающейся к выплате военной пенсии, сверх удержаний по иным основаниям.
  • Во всех ситуациях обращения взыскания на военную пенсию за военным пенсионером сохраняется не меньше 50 % причитающегося ему пенсионного обеспечения.

В случае, когда выплата обеспечения прекращена до полного погашения задолженности по излишне перечисленным суммам, оставшуюся задолженность взыскивают через суд.

Виды пенсионного обеспечения военнослужащих

В первую очередь военные имеют право на пенсионное обеспечение по линии Министерства обороны РФ. В зависимости от обстоятельств это может быть пенсия:

Все виды пенсии имеют свои условия установления и порядок оформления, описанные в законе РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (далее закон N 4468-1). Данный закон — основной документ, который регламентирует пенсионное обеспечение для граждан, проходящих военную службу и осуществляющих иную деятельность, приравненную (в вопросах о пенсии) к военной.

При увольнении с военной службы граждане очень часто продолжают работать: кто-то занимается бизнесом, кто-то идет в наемные рабочие и т.п. Так или иначе, законодательно предусмотрен данный вариант развития событий, о чем говорит ст. 57 закона N 4468-1.

И в случае удовлетворения всем требованиям по установлению страховой пенсии по старости пенсионер, который получает выплаты по линии Министерства обороны, может рассчитывать на две пенсии: военную и страховую по старости, но без фиксированной выплаты.

Размеры пенсий военных пенсионеров

Размеры военных пенсий за выслугу лет, в соответствии ст. 14 и 15 вышеуказанного закона, рассчитываются в процентном соотношении от величины денежного довольствия (ДД) военнослужащего и привидится ниже в таблице:

Условия установления Величина выплат (от ДД) Минимальный размер (от расчетного размера) Максимальный размер (от ДД)
Выслуга ≥ 20 лет 50% + 3% за каждый год выслуги больше 20 лет 100% 85%
Совокупный стаж ≥ 25 лет (12,5 лет выслуги включая) 50% + 1% за каждый год стажа после 25 лет 100% 85%

Для пенсий за выслугу лет есть много дополнительных выплат, самые из них значимые:

  • увеличения инвалидам — в зависимости от категории и группы инвалидности от 150% до 300% от величины социальной пенсии;
  • гражданам, у которых имеется знак «Жителю блокадного Ленинграда» — от 100% до 200% от расчетного размера;
  • пенсионерам, которые не работают и имеют нетрудоспособных иждивенцев — от 32% до 100% (зависит от количества иждивенцев).

Исходя из ст. 22 закона № 4468-1, для размеров пенсий по инвалидности таблица выглядит так:

Категория инвалидов 1 и 2 гр. инвалидности 3 гр. инвалидности
Последствия военной травмы 85% 50%
В процессе службы 75% 40%

Минимальные размеры пенсии военнослужащих в зависимости от групп инвалидности:

  • от 175% до 300% от расчетного размера для инвалидов вследствие военной травмы;
  • от 150% до 250% — причиной инвалидности является заболевание, полученное на службе.



Соответствующие поправки в закон об исполнительном производстве и ряд других законов предложила группа депутатов.

По закону у должника можно забирать не все деньги, некоторые виды выплат находятся в особом списке, и трогать их нельзя.

Приставы не вправе накладывать взыскание на различные социальные пособия, перечисленные в законе об исполнительном производстве. Эти деньги предназначаются исключительно для поддержки человека в трудной ситуации.

Например, защищены компенсационные выплаты гражданам в связи с уходом за нетрудоспособными людьми. Запрещено забирать алименты, пенсии по случаю потери кормильца, средства материнского капитала и т.п. Однако на обычные пенсии бронь не распространяется.

Рассматриваемая в Госдуме инициатива предлагает изменить ситуацию. Более того, если выяснится, что у человека нет никакого имущества, которое можно было бы арестовать, а сам он живет только на пенсию, исполнительное производство даже не будет открываться.

Предлагается такой порядок: сотрудники службы судебных приставов, получив исполнительный лист, будут прежде всего пробивать человека по всем базам данных, чтобы узнать, где у него счета, владеет ли недвижимостью, есть ли машина и прочее. Это сделать нетрудно. Если должник, допустим, военный пенсионер, живет в квартире, которая у него единственная, и ничего больше у него нет, исполнительный лист вернут взыскателю. Мол, извините.

Правда, в проекте прописаны исключения. Если пенсионер задолжал коммунальную плату или обязан возместить вред, нанесенный преступлением, защитный параграф не будет работать.

Банки, согласно поправкам, будут ответственны за то, чтобы защищенные средства никто не арестовывал.

До сих пор нередко возникали ситуации, когда приставы списывали те деньги, которые забирать не положено. Безусловно, когда выяснялось, что произошел казус, приставы возвращали средства. Однако человеку приходилось пережить массу неприятных моментов и побегать.

Вот цифра, помогающая осознать масштаб проблемы: за год гражданам было возвращено 4 миллиарда незаконно списанных рублей. Причина была в том, что все деньги на счетах выглядели одинаково и зарплата или накопления ничем не отличались от социальных выплат.

Однако в будущем году вступает в силу закон, по которому в расчетных банковских документах будет указываться соответствующий код вида дохода. Теперь защищенные средства будут маркироваться особым образом. А рассматриваемый в Госдуме проект закрепляет гарантии того, что банки будут обязаны проверять и перепроверять, чтобы арест не коснулся социальных выплат.



"Государство последовательно принимает меры по защите самых уязвимых категорий населения, - говорит председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. - Безусловно, человек должен выполнять свои обязательства, но социальные гарантии имеют наибольшую важность. Необходимо выработать разумный баланс, позволяющий избежать нарушения прав граждан в ходе исполнительного производства. До сих пор существовало две серьезные проблемы. Первая: незаконный арест средств, на которые не может быть обращено взыскание. Вторая: арест средств у так называемых двойников, то есть людей, чьи ФИО и даты рождения совпадают с данными должников. И первое, и второе исправлено на законодательном уровне. Вводится механизм маркировки в банковских документах соответствующих видов выплат. А в исполнительные документы должны включаться уникальные идентификаторы, например, номер СНИЛС. Что же касается расширения перечня защищенных выплат, эта идея интересна, она требует проработки и всестороннего обсуждения".

Читайте также: