Обязательное пенсионное страхование для военнослужащих

Как правило, военнослужащие не зарегистрированы в Пенсионном фонде России, не имеют свидетельства обязательного пенсионного страхования и СНИЛС. Будущая пенсия военнослужащих не формируется через систему обязательного пенсионного страхования, а назначается по линии «силового» ведомства. Тем не менее, регистрация в военнослужащих в Пенсионном фонде осуществляется и становится всё более актуальной, что обусловлено несколькими причинами.

Во – первых, регистрация в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования необходима военнослужащим для учёта пенсионных прав. Во время прохождения службы военнослужащие могут заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, если это не препятствует исполнению обязанностей службы. При этом указанную деятельность они, как правило, осуществляют на основании трудового договора или договора гражданско – правового характера. Тогда на военнослужащих как на застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, включая уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Во вторых, данные индивидуального лицевого счёта используются для назначения и выплаты военнослужащим страховой части трудовой пенсии. Граждане, являющиеся получателями пенсии по выслуге лет или по инвалидности по линии того или иного силового ведомства (Министерства обороны, МВД, ФСБ и т.д.), с вступлением в силу Федерального закона от 22.07.2008 №156 – ФЗ получили право на страховую часть трудовой пенсии по старости при достижении общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), при наличии установленной пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силового ведомства и при наличии страхового стажа продолжительностью не менее пяти лет, не учтённого при назначении пенсии по линии силового ведомства. Отдельные категории граждан имеют право на получение страховой части трудовой пенсии ранее достижения указанного возраста при соблюдении условий для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. При наличии у военнослужащего средств пенсионных накоплений ему будет назначена и накопительная часть трудовой пенсии по старости. Для того, чтобы сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах и периоды работы на «гражданке» учитывались, военнослужащий должен быть зарегистрирован в ПФР. В этом случае данные индивидуального лицевого счёта будут определять право на страховую часть пенсии и её размер.

В – третьих, военнослужащие, являющиеся федеральными льготниками (например, участниками боевых действий), в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 №122 – ФЗ имеют право на государственную социальную помощь. Для оформления положенных в соответствии с данным законом выплат им также необходимо пройти регистрацию в ПФР.

В - чётвёртых, СНИЛС используется для идентификации пользователя на портале государственных услуг www . gosuslugi . ru , где можно получить ключевые государственные услуги: бланки и информацию для получения паспорта, информацию о налогах, штрафах в ГИБДД, выписку с индивидуального лицевого счёта в Пенсионном фонде и др. После 1 января 2012 года в России начнется реализация пилотного проекта, в рамках которого в соответствии с Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» граждан обеспечат универсальными электронными картами. На них будет фиксироваться информация о положенных льготах и пособиях. Главным реквизитом карты будет СНИЛС. Таким образом, страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, ранее служившее исключительно для целей пенсионного обеспечения, в настоящее время становится подобием социального паспорта.

Помимо этого, получение СНИЛС и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования необходимо в случае, если военнослужащий изъявит желание участвовать в Программе государственного софинансирования пенсии, перечисляя на накопительную часть свое будущей пенсии не менее 2 000 рублей в год и получая от государства сумму, равную уплаченной.

Военнослужащие и военные пенсионеры могут зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования, лично обратившись в территориальный орган ПФР по месту жительства или прохождения службы, заполнив анкету застрахованного лица и предъявив документ, удостоверяющий личность.

Срок получения страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования с даты подачи анкеты застрахованного лица не превышает трёх недель.

В силу специфики своей деятельности военнослужащие обладают определенными льготами и преимуществами. В частности, это касается вопросов, связанных с их будущим пенсионным обеспечением. Так, военные выходят на пенсию относительно рано, а соответствующее право возникает у них на основании выслуги без привязки к наступлению того или иного возраста.

Кроме этого, денежное обеспечение военнослужащих осуществляется за счет федерального бюджета, а не государственного пенсионного фонда как у большинства россиян. По сути это означает, что они могут не являться участниками системы пенсионного страхования. Однако на практике СНИЛС все же необходим военнослужащим, но ситуаций, где он может потребоваться, в данном случае значительно меньше.

Бесплатно по России

Что такое СНИЛС

СНИЛС являет собой специальный номерной идентификатор, присваиваемый гражданину ПФР в момент регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. В первую очередь, он необходим для идентификации и учета застрахованных лиц.

Есть ли СНИЛС у военнослужащих

На данный момент регистрации в системе ОПС и присвоение соответствующего номера происходит по следующим основаниям:

  • детям – по факту рождения;
  • взрослым – по факту заявления.

Необходим он, в первую очередь, для тех граждан, которые осуществляют трудовую деятельность, поскольку без представления соответствующих сведений устроиться на работу официально невозможно.

Военнослужащим нет необходимости предоставлять СНИЛС, поскольку Министерство обороны гарантирует им ведомственное пенсионное обеспечение при выполнении определенных условий, связанных с продолжительностью выслуги. Таким образом, обязанности регистрироваться в ПФР у военных попросту нет. Однако каких-либо ограничений для данной категории граждан в этом плане также не существует.

Нужен ли военнослужащему

Говоря о необходимости регистрации в ПФР военнослужащих, нельзя не отметить, что на сегодняшний день СНИЛС является важным идентификатором личности. Этот номер используется не только в целях подтверждения регистрации в системе пенсионного страхования, но и при обращении в различные структуры и государственные органы.

Таким образом, СНИЛС не нужен военным для осуществления служебной деятельности, однако необходим в целях реализации некоторых гражданских прав и тех возможностей, которые предоставляет наличие страхового номера.

Что дает наличие СНИЛС

Ниже рассмотрим основные преимущества, которыми могут воспользоваться военнослужащие с присвоенным страховым номер в пенсионном фонде.

Возможность трудоустроиться по гражданской специальности

Отдельные категории военнослужащих вправе трудоустроиться по какой-либо гражданской специальности. К примеру, преподавателем в ВУЗ. Естественно, это возможно только в том случае, если подобного рода деятельность не препятствует прохождению военной службы.

В этом случае у военнослужащего будет насчитываться страховой стаж, а его работодатель будет осуществлять перечисления страховых взносов в ПФР.

Вышесказанное справедливо и в тех случаях, когда служащий армии оказывает ту или иную услугу в рамках гражданско-правового договора, поскольку в этом случае перечисление взносов в ПФР также является обязательным.

Кроме этого, многие военнослужащие оформляют СНИЛС сразу после увольнения из армии. Дело в том, что на пенсию они выходят в довольно раннем возрасте. При определенных условиях стать военным пенсионером можно даже в 45 лет.

Естественно, что многие из бывших военных устраиваются на работу по трудовому договору. Следует отметить тот факт, что существует целые отрасли, где предпочтение при трудоустройстве отдают армейским пенсионерам. В первую очередь, это относится к организациям, осуществляющим охранную деятельность, а также службам безопасности в составе различных коммерческих структур.

Возможность получения государственных услуг в электронном виде

С развитием технологий модернизируются методы взаимодействия между гражданами и органами государственной власти. Так, уже несколько лет функционирует портал «Госуслуги», где граждане могут подавать и получать документы в электронном виде. Для регистрации на данном интернет ресурсе необходимо наличие СНИЛС, который также будет использоваться как логин для последующих авторизаций.

Как получить документ военному

До апреля 2019 года подтверждением того, что гражданин зарегистрирован в системе ОПС являлась специальная зеленая карточка. Однако ее выдачу было решено прекратить. По сути, при ее отсутствии, сведения о СНИЛС можно узнать из специального документа – уведомления из ПФР.

Если военнослужащему не присвоен страховой пенсионный номер, то ему следует обратиться в пенсионный фонд по месту жительства или по месту несения службы с соответствующим заявлением.

При себе в обязательном порядке необходимо иметь паспорт, при помощи которого можно подтвердить личность. После проверки всех необходимых данных военному будет присвоен СНИЛС, а также выдано соответствующее уведомление, содержащее сведения о нем.

Военнослужащие не являются участниками ОПС, поскольку их пенсия зависит от выслуги и выплачивается за счет федерального бюджета. Однако наличие СНИЛСа предоставит военному дополнительные преимущества. Так, он сможет устроиться на работу по трудовому договору, а также получит возможность получать государственные услуги в электронном виде.

Полезное видео

Об изменениях в оформлении СНИЛС в 2019 году в видео-сюжете:

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

Мне через месяц исполняется 60 лет, получаю смешанную пенсию по линии Минобороны России за выслугу лет и за инвалидность по военной травме. После выхода на военную пенсию выработал стаж 15 лет, накопил 36 баллов. В каком возрасте и в какие сроки Пенсионный фонд России должен назначить мне страховую пенсию за гражданский стаж?


Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Военные пенсионеры получают пенсию за выслугу лет или по инвалидности по линии Минобороны, МВД, ФСБ РФ и ряда других силовых ведомств.

Если после службы военные пенсионеры продолжают работать в гражданских организациях, то при соблюдении определенных условий у них возникает право на получение страховой пенсии, назначаемой Пенсионным фондом РФ.

Военный пенсионер должен быть зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Тогда страховые взносы работодателя во время работы в гражданских учреждениях учитываются при назначении второй пенсии.

Сведения о гражданском стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах, размере заработной платы, а также периодах работы в гражданских организациях отражаются на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде РФ. Номер этого счета указан на страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования – СНИЛС.

Вопросы назначения Пенсионным фондом РФ страховой пенсии по старости регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон о страховых пенсиях).

Военным пенсионерам может быть назначена пенсия по линии Пенсионного фонда РФ – страховая пенсия по старости – при одновременном соблюдении ряда условий:

1. Достижение общеустановленного возраста выхода на пенсию.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона страховых пенсиях с 1 января 2019 г. при определении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, учитываются переходные положения приложения 6 к Закону страховых пенсиях, в соответствии с которыми предусмотрено поэтапное повышение возраста (ежегодно на 12 месяцев) по 2023 год до достижения максимального значения - 65 и 60 лет (соответственно для мужчин и женщин).

При этом следует иметь в виду, что гражданам, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 6 Закона страховых пенсиях, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").

Отдельным категориям военных пенсионеров страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий для досрочного назначения. Например, в случае работы на Севере, труда в тяжелых условиях и т. д. (ст. 30-33 Закона страховых пенсиях).

2. Наличие требуемого страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства (иными словами, «гражданского» стажа).

В 2019 году он составляет 10 лет и будет ежегодно увеличиваться на 1 год до 15 лет в 2024 году (приложение 3 к Закону страховых пенсиях).

3. Наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов

На 2019 год она установлена в размере 16,2 и будет ежегодно повышаться до 30 в 2025 году (ч. 3 ст. 35 Закона страховых пенсиях).

4. Наличие установленной пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силового ведомства

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом (ч. 4 ст. 13 Закона страховых пенсиях).

Для назначения страховой пенсии по старости военному пенсионеру необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (МФЦ), в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда РФ и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением, либо по почте.

Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте Пенсионного фонда РФ.

В целях назначения пенсии необходимо оформить заявление и представить следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность;

- справка из органа, который осуществляет пенсионное обеспечение по линии силового ведомства (содержит данные о том, с какой даты гражданин получает пенсию, о периодах службы, предшествовавших назначению пенсии по инвалидности, либо периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет);

- документы, подтверждающие «гражданский» стаж (трудовую книжку, трудовой договор и т. д.) и другие документы в соответствии с приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".

За разъяснениями с учетом анализа конкретной ситуации следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

Сотрудники силовых ведомств Российской Федерации, кроме прохождения службы, имеют право заниматься преподавательской, научной или творческой деятельностью, если это не противоречит закону и не мешает выполнению воинских обязанностей. Соответственно у этой категории граждан есть основания претендовать не только на военную пенсию, но и на пенсию по старости. Оформить в будущем дополнительную выплату возможно в случае регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. Делимся информацией, как военнослужащему получить СНИЛС и в каких случаях это сделать необходимо.

Что представляет собой документ с номером лицевого счета

Счет в Пенсионном фонде, на котором накапливаются страховые взносы в течение всей трудовой жизни гражданина, называется страховым номером индивидуального лицевого счета, или в обиходе СНИЛС. На нем отражается вся информация, которая потребуется в будущем для определения размера пенсии, а именно сведения о стаже, зарплате и добровольных отчислениях застрахованного лица.

Кроме того, наличие карточки СНИЛС необходимо претендентам на получение социальных льгот, пособий, муниципальных услуг и гражданам, желающим пользоваться помощью портала государственных услуг. Получить страховой номер можно как взрослым, так и детям. Школьникам он необходим для посещения медицинских учреждений и трудоустройства во время каникул.

Кто может получить статус военного пенсионера

Военными пенсионерами становятся сотрудники не только Министерства обороны Российской Федерации, но и работники таких учреждений, как Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба безопасности, Министерство внутренних дел и ряда других федеральных ведомств.

Всем сотрудникам силовых ведомств выдаются документы, удостоверяющие их личность и определяющие правовое положение. Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» четко определено, кто имеет статус военнослужащих.

Есть ли необходимость регистрироваться в системе ОПС

Будущая пенсия основной массы российских граждан формируется за счет страховых взносов, которые перечисляет работодатель за своих работников на индивидуальные лицевые счета. Доступ к этим сведениям имеют лица, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования и получившие СНИЛС. В связи со спецификой деятельности такой категории граждан, как «силовики», возникает вопрос, есть ли СНИЛС у военнослужащих и обязательно ли оформление этого документа?

В Российской Федерации военные пенсионеры получают пенсию через банковские организации, на открытый счет в которых зачисляется положенная отставнику пенсия.

Оформлением пенсионных выплат занимаются воинские комиссариаты, в которых состоит на учете отставной военнослужащий, поэтому паспорт, военный билет, предписание, денежный аттестат – это основные документы, необходимые для оформления пенсионной помощи лицам, проходившим военную службу.

В связи с этим категория граждан, состоящая на службе в силовых структурах, не зарегистрирована в Пенсионном фонде России и не имеет так называемой «зеленой карточки» со страховым номером. В связи с этим правомерен вопрос, нужен ли СНИЛС военнослужащему, если он не зарегистрирован в ПФР?

Зачем получать страховое свидетельство

Многие работники «силовых» ведомств во время прохождения службы занимаются дополнительной оплачиваемой трудовой деятельностью. Педагогическая, научная либо другая деятельность осуществляется на основании трудового договора. Таким образом, существует ряд причин, по которым для военнослужащих СНИЛС является необходимым документом, то есть военнослужащие обязаны зарегистрироваться в системе обязательного пенсионного страхования и уплачивать страховые взносы.

Также следует обратить внимание на такой момент, как возможность работать на гражданском поприще после выхода военнослужащего на пенсию по выслуге лет. Если такие лица уплачивают страховые взносы более пяти лет, то они могут претендовать на дополнительную пенсию по старости. Чтобы эти средства учитывались, нужен индивидуальный лицевой счет.

Пригодится СНИЛС военнослужащим и для получения государственных услуг, которые предоставляет портал Госуслуг , при регистрации на нем нужно указать страховой номер. Среди полезных функций ресурса можно назвать получение информации о состоянии лицевого счета в ПФР, о наличии административных правонарушений в области дорожного движения, а также замена, выдача паспорта гражданина РФ или загранпаспорта и другие услуги.

Где выдают СНИЛС

Выдача военнослужащим страхового свидетельства со СНИЛС, как и всем гражданам РФ, производится в территориальном органе Пенсионного фонда России. Можно также обратиться в МФЦ по месту проживания или регистрации. Если в процессе рассмотрения заявления не возникает никаких вопросов, то военнослужащему будет открыт индивидуальный лицевой счет и выдано страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

У военнослужащих, которые служат в гарнизонах, расположенных вдали от местонахождения отделения Пенсионного фонда, существует возможность получить СНИЛС через свою войсковую часть. Также можно направить заявление и копии документов, необходимых для предоставления государственной услуги, по почте.

Что нужно для получения СНИЛС военнослужащим

В территориальное отделение Пенсионного фонда России предоставляется документ, удостоверяющий личность военнослужащего, и заполненная анкета застрахованного лица. Сотрудники государственного учреждения обязаны зарегистрировать анкету-заявление, присвоить номер по порядку и указать дату регистрации. Паспорт или другой удостоверяющий личность документ предоставляется для снятия копии, сам оригинал сотрудники ПФР обязаны вернуть заявителю.

Сколько стоит государственная услуга

Как узнать СНИЛС, для военнослужащих или гражданских лиц неважно, если необходимой «зеленой карточки» нет под рукой? По телефону или онлайн его узнать невозможно, ведь это конфиденциальная информация. Альтернативным и самым надежным способом является обращение в отделение ПФР с паспортом, где указывается фамилия гражданина и другие личные данные.

Продолжительность изготовления «зеленой карточки»

Сроки оформления страхового свидетельства военнослужащим колеблются в зависимости от способа подачи заявления и от инстанции обращения. Если гражданин обратился лично в территориальный орган Пенсионного фонда, то получить СНИЛС он сможет в течение пяти рабочих дней со дня подачи анкеты, хотя в оборудованных всей необходимой оргтехникой отделениях ПФР, за исключением некоторых случаев, документ выдается в день обращения. Оформление страхового свидетельства через МФЦ занимает в зависимости от региона от пяти до семи рабочих дней. Дополнительно один-два дня потребуется на передачу документов из Пенсионного фонда в многофункциональный центр.

Краткое содержание:


Военные пенсии и реформа ВС РФ 2021: последние новости

Массовое обсуждение новой реформы по сокращению вооруженных сил Российской Федерации на 10% (примерно 100 тысяч человек) и оптимизации расходов МВД России 2020-2021 привлекло внимание Президента РФ В.В. Путина. Никаких решений о сокращении финансирования министерства обороны и других силовых структур пока не принималось, заявил президент РФ Владимир Путин. О том, что сказал Президент РФ В.В.Путин касательно реформирования и оптимизации силовых ведомств Российской Федерации, зарплатах и поощрениях сотрудников органов правопорядка и безопасности в 2020-2021 году — читайте на портале «ДЕЖУРКА».

Напомним, что Минобороны России посчитало неприемлемым предложение Минфина России по сокращению численности Вооруженных сил страны. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на официальное заявление военного ведомства от 20 октября 2020 года. «В Минобороны России внимательно проанализировали содержание предложений, подготовленных Минфином России, по сокращению численности Вооруженных сил и изменению отдельных положений системы социальных гарантий военнослужащих. В Совет безопасности Российской Федерации направлена мотивированная позиция о неприемлемости данных предложений и отсутствии их поддержки со стороны руководства военного ведомства», — заявили «Известиям» в Минобороны.

Военные пенсии и реформа ВС РФ 2021: последние новости на декабрь 2020 года.

Отмечается, что на текущий момент численность и структура ВС страны установлены президентом и определены исходя из всего комплекса задач в области эффективного обеспечения безопасности государства. По мнению Минобороны, предложение Минфина России по сокращению должностей приведет к нулевому экономическому эффекту, так как средства на выплату денежного довольствия военнослужащим выделяются на реальную численность.

Напомним, что Минфин России в октябре 2020 года направил в Совет безопасности проект реформы по сокращению военнослужащих в 2021 году, основанный на оптимизации бюджета, сообщает газета «Известия» со ссылкой на копию документа. Как сообщили источники издания в Министерстве обороны, военное ведомство действительно получало предложения Минфина. В первую очередь, в нововведениях предлагается сократить штатную численность военнослужащих на 10 процентов. Как пишет «Лента. Ру», исходя из того, что в указе Президента РФ В.В.Путина от 2018 года численность войск установлена в размере чуть более 1 млн человек, Министерство финансов РФ подразумевает сокращение 100 тысяч должностей. О последних новостях реформы и кого коснется сокращение — читайте НИЖЕ.

Урезать штат Вооруженных сил, согласно планам Минфина, следует за счет свободных вакансий и перевода на гражданскую службу лиц, не связанных с выполнением боевых задач, то есть медиков, кадровиков, юристов, финансистов, преподавателей, служащих тыла.

Другой способ экономии, предложенный Минфином, — увеличение сроков использования вещевого имущества или его замена денежной компенсацией. Более того, как пишет издание, в случае досрочного расторжения контракта военнослужащему придется возместить стоимость военной формы «пропорционально сроку носки».

Реформирование может отразиться и на питании военнослужащих. Минфин предлагает обеспечивать им контрактников только в полевых выходах и на боевом дежурстве.

Еще один пункт реформирования — предложение исключить ежегодную индексацию военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции. Кроме того, предлагается увеличить срок выслуги, необходимой для ее получения, с 20 до 25 лет. Причем Минфин хочет убрать из этого срока учебу в военном вузе, которая сейчас входит в него. Ввиду таких изменений период, нужный офицерам для пенсии, может увеличиться в общей сложности на десять лет.

Как сказал в беседе с «Известиями» учредитель ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев, предложение не включать годы учебы в военном вузе в срок выслуги противоречит законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».

«Курсанты приступают к учебе после принятия присяги. Во время обучения их привлекают для решения задач военной службы, они заступают в караулы, патрули, охраняют гарнизонные гауптвахты. На них распространяются ограничения, как и на других военнослужащих. В отличие от студентов, у них всего один месяц отпуска летом», — обратил внимание эксперт.

Помимо этого, в Минфине России предложили увеличить срок службы, который нужен для получения военного ипотечного счета: ежемесячно на него перечисляются средства, которые служащий через несколько лет может использовать как первоначальный взнос по ипотеке.

Сейчас он открывается для офицеров сразу по окончании вуза, а для контрактников — через три года. Финансисты собираются увеличить эти сроки до пяти лет для офицеров после окончания вуза и до восьми лет для контрактников.

Накануне стало известно, что похожие предложения со стороны Минфина поступили и в Федеральную службу войск национальной гвардии. Копия документа также была в распоряжении «Известий». Эти предложения дословно повторяют текст, направленный в военное ведомство, но адресованный главе Росгвардии Виктору Золотову.

Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, Министерство финансов предложило оптимизировать расходы на правоохранительный блок. Впоследствии из Совета безопасности в несколько силовых ведомств направили запрос, в котором просили сформулировать свое видение по этому вопросу. О полученном запросе РБК сообщил источник в центральном аппарате МВД.

Отмечается, что министерство «фактически предлагает провести масштабную реформу силового блока». Оно предложило сократить на 10% и численность сотрудников органов внутренних дел. Минфин также отметил, что это должно произойти за счет перевода в разряд гражданских служащих сотрудников подразделений, которые не участвуют в правоохранительной деятельности. Кроме того, в ведомстве предложили передать часть функций полиции в Минтруд России и Минздрав России.

Речь идет о координации программы переселения россиян из-за рубежа, регулировании трудовой миграции, а также контрольно-разрешительном регулировании в области легального оборота наркотических средств.

Минфин также предложил рассмотреть возможность создания единого правоохранительного органа на основе МВД, которому могут передать функции Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), Государственной фельдъегерской службы (ГФС) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) при условии одновременного сокращения штатов. «При этом Министерство финансов считает необходимым рассмотреть возможность создания единой системы материально-технического (тылового) обеспечения силового блока», — указали в материале.

Что касается пенсионного обеспечения военнослужащих, то как сообщает «Российская газета» Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о повышениях пенсий по утере кормильца нетрудоспособным членам семей погибших военных. Согласно поправкам Правительства РФ, всем нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих будут сделаны прибавки к такой пенсии. Документ затрагивает также семьи погибших сотрудников силовых структур. Около 1,8 млрд рублей в год потребуется для реализации мер, прописанных в законопроекте о повышении пенсий, сообщила а пленарном заседании в Госдуме заместитель министра обороны РФ Татьяна Шевцова.

При отсутствии подобного закона семьи имеют право только на пенсии по потере кормильца и получают доплаты к пенсии только через суд. Документ предложено принять в целях снятия социальной напряженности среди членов семей погибших (умерших) военнослужащих исходя из судебной практики. Кроме того, Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит обеспечивать жильем нуждающихся членов семей погибших военнослужащих, не являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы. Авторами законопроекта выступили первый зампред комитета ГД по обороне Андрей Красов и зампред комитета Юрий Швыткин.

Бюджет Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 год учитывает повышение на уровень инфляции денежного довольствия военнослужащих и ряда других категорий. Это 3% с 1 октября 2020 года. Следствием будет рост пенсий военным пенсионерам на ту же величину. Данная индексация станет третьей за последние восемь лет для военных пенсионеров. А в ближайшие два года их пенсии будут индексироваться на четыре процента. В целом по плану до 2022 года военные пенсии увеличатся на 11 процентов.

Вплоть до 1 октября пенсии военным будут начисляться в прежнем объёме.

Глава комитета по обороне Владимир Шаманов выступил с предложением перенести срок индексации на более раннюю дату, чтобы инфляция не опережала рост выплат. Однако официально это предложение не было внесено в Госдуму. В 2021 году пенсии военных снова вырастут. На этот раз индексация составит 4%. Также в текущем году для них повысятся гражданские пенсии по старости. Для тех военных, которые достигли возраста завершения трудовой деятельности, страховая часть выплат вырастет на 6,6%, информирует портал live24.ru

Еще не так давно действовал закон о том, что военные пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников. Рост был запланировал в 2% — ежегодно, начиная с 1 января 2013 года. Однако в 2015 году действие этой нормы было приостановлено. Депутаты решили продлить «заморозку» до 1 января 2021 года. До этой даты сохраняется размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 73,68%.

Как работает система социальных гарантий в армии

Военнослужащие, как ещё говорят «армейские» – это категория особая, живущая по другим, нежели у других категорий граждан, правилам. Достаточно строгим и обязывающим при постоянной готовности к любым неожиданностям. В похожем режиме привыкли жить и семьи военнослужащих. Именно поэтому их социальное обеспечение, его уровень во многом определяет не только моральное и психологическое состояние каждого воина и члена его семьи, личного состава подразделений, но, в конечном итоге серьезно влияет на уровень обороноспособности страны.

Не случайно, особенно в последнее время, такое пристальное внимание государства к проблеме социальных гарантий военнослужащих. Национальные интересы заставляют постоянно совершенствовать всю систему обеспечения материальным довольствие и, конечно, жильем тех, кто стоит на страже Отечества, порой, рискуя своей жизнью и благополучием. Постоянной стала также оценка качества, эффективности принимаемых Законов и постановлений, решений и конкретных шагов, предпринимаемых по инициативе Президента России и Правительства.

Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает такие основные направления социальной защиты, как:

реализация в полной мере всех прав и существующих гарантий (в том числе и финансовых), а также компенсаций военнослужащим;

постоянное совершенствование специально созданных для этой цели государственных институтов и механизмов защиты;

охрану здоровья и самой жизни военнослужащих;

иные эффективные меры, которые учитывают специфику военной службы и конкретные ситуации во время прохождения службы.

Повышение зарплат и пенсий

Если говорить в целом, то на социальное обеспечение военнослужащих государство направит в течение 3 лет немалую сумму в размере 113 миллиардов рублей. При этом уже предусмотрена ежегодная индексация денежного довольствия, которая в текущем 2020-ом году (это произойдёт с 1 октября) будет равна трем процентам, а в последующие два года зарплаты вырастут дважды на 4%..

Благодаря этому заработная плата военных вырастет больше, чем на 10%. Вырастут и пенсии. Так с 1 октября текущего года средний размер военной пенсии увеличится и станет равен 26 968 рублям.

А что с призывниками? Их оклад повысят до 2 тысяч рублей в месяц (напомним, что они в принципе в это время находятся на полном армейском довольствии). И здесь есть свои нюансы. Если раньше оклад срочника полностью зависел от должности (к примеру, старшина батальона имел 1800 рублей, а пулемётчик чуть больше тысячи, то теперь установлен единый оклад для всех призывников вне зависимости от занимаемой должности. Такое решение стало итого семилетнего эксперимента Министерства обороны России.

Готовится и ещё одно решение, которое предусматривает определенные надбавки для военнослужащих по призыву. Так выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья (если речь идёт о мирном времени, к примеру, обезвреживание бомб, спасательные и водолазные работы), предусматривают надбавку в 50%.

Есть одно новшество и для контрактников рядового состава – им теперь будут платить «подъёмные» точно также, как офицерам и прапорщикам.

Медицинское обеспечение

С начала года Минобороны получило право самостоятельно регистрировать лекарства для Вооруженных сил России. Понятно, чем это продиктовано: военнослужащие, выполняющие определённые задания, подвергаются специфическому воздействию – на них оказывают влияние химические, радиационные, биологические и иные неблагоприятные факторы. И для лечения и профилактики здесь потребуются уже иные лекарства и средства.

Еще одна новость – Министерство обороны завершит создание до 2025 года целой системы военных госпиталей. Всего их будет 155. Это будут самые современные медицинские учреждения. Министр обороны С. Шойгу подчеркнул, что госпитали будут обслуживать кроме военнослужащих членов их семей и военных пенсионеров.

Жильё и ипотека

Сразу стоит отметить, что за последние восемь лет, в результате реализации целевых правительственных решений, создания специальной накопительно-ипотечной системы (НИС) и такой организации, как «Росвоенипотека» очередь на постоянное жилье среди военнослужащих сократилась более чем в два раза.

Новая редакция закона о военной ипотеке позволяет государству единым платежом и досрочно погасить ипотечный кредит военнослужащего, погибшего при исполнении служебного долга.

Появились и новые подходы в решении такой проблемы, как обеспечение своим жильем увольняющихся в запас, но остающихся жить в закрытых военных городках.

Читайте также: