Обязательное пенсионное страхование гражданских служащих

Информация об изменениях:

Законом Приморского края от 5 марта 2014 г. N 380-КЗ Закон дополнен статьей 19.1, вступающей в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования названного Закона

Статья 19.1. Обязательное государственное страхование гражданских служащих

1. Действие настоящей статьи не распространяется на гражданских служащих, подлежащих обязательному государственному страхованию в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Обязательному государственному страхованию подлежат жизнь и здоровье гражданских служащих в течение всего периода прохождения гражданской службы, который исчисляется со дня назначения на должность гражданской службы по день освобождения от должности гражданской службы.

3. При наступлении страховых случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 9 настоящей статьи, право на получение страховой выплаты сохраняется в течение одного года после освобождения от должности гражданской службы, если смерть, инвалидность гражданского служащего наступили (повысилась группа инвалидности) вследствие возникшего несчастного случая и (или) полученного профессионального заболевания в период прохождения гражданской службы.

4. Страховщик по обязательному государственному страхованию определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

5. Страхователем по обязательному государственному страхованию от имени Приморского края выступает соответствующий государственный орган, в котором проходят гражданскую службу гражданские служащие (далее - страхователь).

6. Застрахованными лицами по обязательному государственному страхованию (далее - застрахованное лицо) являются гражданские служащие.

Информация об изменениях:

Законом Приморского края от 30 апреля 2015 г. N 606-КЗ часть 7 статьи 19.1 Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона

7. Договор обязательного государственного страхования (далее - договор страхования) заключается между страхователем и страховщиком в пользу застрахованного лица (выгодоприобретателя) в письменной форме не менее чем на один календарный год, а при заключении договора страхования в течение календарного года - до конца текущего календарного года со страховой защитой в течение 24 часов в сутки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

8. Освобождение гражданского служащего от должности гражданской службы до истечения срока действия заключенного договора страхования влечет прекращение его действия в отношении указанного гражданского служащего с даты освобождения от должности гражданской службы.

9. Выплаты по обязательному государственному страхованию осуществляются при наступлении следующих страховых случаев:

1) смерти застрахованного лица в период прохождения гражданской службы, а также в течение одного года после освобождения от должности гражданской службы, наступившей вследствие возникшего несчастного случая и (или) полученного профессионального заболевания в период прохождения гражданской службы;

2) инвалидности (повышения группы инвалидности) застрахованного лица в период прохождения гражданской службы, а также в течение одного года после освобождения от должности гражданской службы, наступившей вследствие возникшего несчастного случая и (или) полученного профессионального заболевания в период прохождения гражданской службы;

3) телесных повреждений (травм), полученных застрахованным лицом в период прохождения гражданской службы, явившихся следствием несчастного случая.

10. Размер страховой суммы по договору страхования составляет:

1) для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы высшей и главной группы должностей, - 1000000 рублей;

2) для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы ведущей группы должностей, - 800000 рублей;

3) для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы старшей группы должностей, - 600000 рублей;

4) для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы младшей группы должностей, - 500000 рублей.

11. Размеры страховых сумм по договору страхования ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом Приморского края о краевом бюджете на соответствующий год и плановый период с учетом уровня инфляции (потребительских цен).

12. Размер страховой выплаты по договору страхования составляет в случаях:

1) смерти застрахованного лица - 100 процентов от страховой суммы;

2) инвалидности I группы - 100 процентов от страховой суммы;

3) инвалидности II группы - 80 процентов от страховой суммы;

4) инвалидности III группы - 60 процентов от страховой суммы;

5) телесных повреждений (травм), полученных застрахованным лицом в период прохождения гражданской службы, явившихся следствием несчастного случая, - в соответствии с таблицей размеров страховых выплат, являющейся неотъемлемой частью договора страхования.

13. Если до истечения одного года после освобождения от должности гражданской службы лицу, которому в период действия договора страхования установлена II или III группа инвалидности, наступившая вследствие возникшего несчастного случая и (или) полученного профессионального заболевания в период прохождения гражданской службы, повышена группа инвалидности, то размер страховой выплаты увеличивается на сумму, составляющую разницу между страховой выплатой, причитающейся по вновь установленной группе инвалидности, и страховой выплатой по прежней группе инвалидности.

14. Если в связи со страховым случаем застрахованному лицу была выплачена страховая сумма, но в течение года со дня наступления страхового случая наступили ухудшение здоровья или смерть, являющиеся следствием указанного страхового случая, производится дополнительная страховая выплата за вычетом ранее выплаченной страховой суммы (страховых сумм).

15. Страховщик освобождается от выплаты страховой суммы по обязательному государственному страхованию, если страховой случай:

1) наступил вследствие совершения застрахованным лицом противоправного деяния;

2) находится в установленной судом прямой причинной связи с алкогольным, наркотическим или токсическим опьянением застрахованного лица;

3) является результатом доказанного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью;

4) является результатом доказанного судом умышленного причинения выгодоприобретателем вреда здоровью застрахованного лица;

5) является результатом самоубийства, за исключением случая доведения до самоубийства, установленного в судебном порядке.

16. Решение об отказе в выплате страховой суммы принимается страховщиком и сообщается застрахованному лицу (выгодоприобретателю) и страхователю в письменной форме с обязательным мотивированным обоснованием причин указанного отказа в срок, установленный частью 20 настоящей статьи.

17. Осуществление страховых выплат производится страховщиком на основании заявления застрахованного лица (выгодоприобретателя) и документов, подтверждающих наступление страхового случая, представленных застрахованным лицом (выгодоприобретателем).

18. Перечень документов, необходимых для принятия решения об осуществлении страховой выплаты, порядок их подачи и рассмотрения устанавливаются договором страхования.

19. Страховые суммы выплачиваются страховщиком застрахованным лицам (выгодоприобретателям) путем перечисления причитающихся сумм в рублях способом, определенным договором страхования.

20. Выплата страховых сумм производится страховщиком в 10-дневный срок со дня получения документов, необходимых для принятия решения об указанной выплате.

21. Периодичность внесения страхователем страховых взносов устанавливается договором страхования.

22. Финансирование расходов на обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств краевого бюджета.


>
Дополнительные государственные гарантии гражданских служащих
Содержание
Закон Приморского края от 7 июня 2012 г. N 51-КЗ "О государственной гражданской службе Приморского края"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) начала работать в Российской Федерации с 2002 г. Она основывается на принципе страхования – будущее пенсионное обеспечение граждан образуется благодаря суммам, которые вносит наниматель в ПФР за собственных сотрудников.

Что такое обязательное пенсионное страхование

Бесплатно по России

ОПС представляет собой систему мер, которые предприняты государством для обеспечения трудоустроенным россиянам частичного возмещения потерянного дохода после достижения соответствующего возраста.

Россияне, которые заключили договор ОПС, считаются застрахованными гражданами. Когда они получают установленные законодательно основания для получения пенсии, ПФР предоставляет им пенсионное обеспечение.


Принципы ОПС в России

Система действует, базируясь на определенных принципах. Следуя им, государство обеспечивает ей устойчивость и эффективность:

  • ОПС доступно для всех россиян, независимо от их положения в обществе;
  • государство гарантирует, что интересы всех застрахованных лиц будут соблюдены;
  • правительство постоянно контролирует, как работает ОПС;
  • работодатели обязаны регулярно вносить платежи за собственных работников;
  • государство отвечает за то, чтобы финансы системы ОПС были использованы рационально и по назначению;
  • ОПС подчинено интересам правительства и граждан;
  • ОПС обеспечивает достойный уровень жизни ушедшим на пенсию по старости людям;
  • пенсионное обеспечение и суммарные взносы – равнозначные величины;
  • возвратность денежных средств, накопленных гражданином в системе ОПС;
  • страховые взносы учитываются индивидуально для каждого гражданина.

Основные понятия и субъекты

Основные понятия, связанные с ОПС:

  1. Обязательное страховое обеспечение – выполнение ПФР собственных обязательств перед застрахованным гражданином при наступлении страхового случая путем предоставления страхового/накопительного пенсионного обеспечения.
  2. Средства ОПС – деньги, управляемые ПФР по ОПС.
  3. Бюджет ПФР – форма образования и расхода денег на цели ОПС в РФ.
  4. Обязательные платежи – суммы, вносимые работодателем на ОПС.

В системе ОПС участвуют:

  1. Застрахованными лицами являются люди, которые имеют СНИЛС. Это могут быть граждане, которые:
  • работают по трудовому либо гражданско-правовому договору;
  • сами обеспечивают себя работой. Сюда относятся бизнесмены, юристы, фермеры, нотариусы;
  • работают за границей, однако вносят платежи в ПФР.

СНИЛС – пластиковая карта зеленого цвета, на которой написана информация об обладателе и идентификатор счета в ПФР. Раньше документ выдавался при визите в ПФР либо при 1-м официальном устройстве на работу. Теперь СНИЛС перестали выдавать, данные о застрахованных лицах заносятся в электронную базу.

  1. Страхователи – сторона, делающая взносы в ПФР за собственных сотрудников в счет их будущего пенсионного обеспечения. Сюда относятся наниматели: юрлица, ИП, физлица. Страхователи располагают правом на:
  • получение нужной информации у страховщиков, если она касается работы ОПС;
  • защиту имеющихся прав в суде;
  • перевод дополнительных средств собственным работникам на формирование накопительного пенсионного обеспечения;
  • принятие участия в управлении системой.

В обязанности страхователя входит регистрироваться в законодательно определенном порядке, своевременно перечислять денежные средства в пенсионный фонд.

  1. Страховщики – сторона, управляющая деньгами в государственном фонде. Сюда относятся ПФР и НПФ. Страховщики вправе:
  • контролировать остальных субъектов, требовать устранения нарушений;
  • обмениваться данными с учреждениями ФНС;
  • распоряжаться денежными средствами пенсионного фонда.

Страховщики должны назначать, рассчитывать и выплачивать пенсионное обеспечение застрахованным гражданам. Выполнение обязательств пенсионным фондом гарантируется самим государством.


Правовое регулирование

Работа системы регулируется Конституцией России, а также такими федеральными законами (ФЗ):

  • «Об ОПС в РФ»;
  • «Об основах обязательного социального страхования»;
  • «О страховых взносах в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, Федеральный фонд ОМС и территориальные фонды ОМС»;
  • «О трудовом пенсионном обеспечении в РФ»;
  • «Об индивидуальном учете в системе ОПС».

Главные функции

Для реализации глобальных целей, которые поставлены перед системой ОПС РФ, данная система:

  • формирует список застрахованных граждан;
  • индивидуально учитывает платежи, которые поступают в ПФР;
  • анализирует опыт других стран в формировании пенсий;
  • назначает и контролирует выплаты пенсий;
  • выдает материнские сертификаты;
  • упорядоченно взаимодействует со страхователями;
  • эффективно управляет денежными средствами ПФР.

Виды пенсий

В системе ОПС Российской Федерации предусмотрено 4 типа пенсионного обеспечения:

  1. Страховое – ежемесячно выплачивается россиянам, чтобы компенсировать им зарплату либо иной доход, который был утрачен после достижения установленного возраста.
  2. По государственному обеспечению – отличается от страхового тем, что выплачивается за выслугу лет военнослужащим, космонавтам, чиновникам.
  3. Накопительное – формируется за счет платежей нанимателей в ПФР и прибыли, полученной от инвестирования взносов страхователей в различные проекты.
  4. Добровольное – выплачивается НПФ, обычно взносы в фонд делает сам гражданин, а не его работодатель.

Программа накопительного пенсионного обеспечения в системе ОПС

Накопительное пенсионное обеспечение выплачивается раз в месяц до конца жизни застрахованного лица, формируется благодаря взносам нанимателей и доходу от инвестирования этих средств. Формирование такой пенсии доступно россиянам, родившимся после 1967 г. и сделавшим выбор в пользу накопительного пенсионного обеспечения.

Россияне, родившиеся после 1967 г., в пользу которых страховые взносы станут делаться нанимателями в 1-й раз только с 2014 г., могут выбрать тип своего пенсионного обеспечения (формировать лишь страховое пенсионное обеспечение либо еще и накопительное) в течение 5 лет с даты, когда был сделан 1-й страховой взнос.


У россиян, родившихся до 1967 г., накопительная пенсия может формироваться лишь за счет добровольных платежей в рамках госпрограммы софинансирования пенсионных накоплений. Кроме того, россияне могут направлять средства маткапитала на накопительное пенсионное обеспечение. Если россиянин трудоустроен, страховые платежи на ОПС идут только на увеличение страхового пенсионного обеспечения.

Величина накопительной части определяется при учете ожидаемого периода выплаты с 2019 г. (21 год, то есть 252 месяца). Для расчета ежемесячно предоставляемой пенсии нужно размер накопительной части поделить на 252 месяца. Ежемесячная выплата будет больше, если оформить пенсию позже. К примеру, если оформить пенсию на 12 месяцев позже, размер накопительной части будет делиться на 240, а не на 252 (252 — 12 = 240).

Источники пенсионного страхования

Источники финансирования ПФР таковы:

  • страховые платежи нанимателей;
  • страховые платежи россиян, которые занимаются индивидуальной трудовой деятельностью;
  • страховые платежи остальных групп трудоустроенных россиян;
  • перечисления из российской казны на предоставление пенсионного обеспечения служащим армии, их родственникам и людям, которые приравнены к ним;
  • деньги, которые возмещает ПФР госфонд занятости населения России по причине оформления досрочного пенсионного обеспечения нетрудоустроенным гражданам;
  • добровольно осуществляемые юрлицами и физлицами платежи;
  • прибыль от работы ПФР.

Деньги ПФР используются для того, чтобы:

  • выплачивать трудовое пенсионное обеспечение, в том числе россиянам, которые выезжают за границу;
  • компенсировать утраченный доход гражданам, которые ухаживают за неработоспособными лицами;
  • повышать пенсионное обеспечение лицам, участвовавшим в Великой Отечественной войне;
  • предоставлять выплаты лицам, ухаживающим за детьми;
  • оказывать материальную поддержку старым и неработоспособным людям;
  • предоставлять выплаты на погребение;
  • финансировать работу ПФР и его учреждений.

Органы, осуществляющие ОПС

ОПС в Российской Федерации осуществляют следующие государственные органы:

  • ПФР;
  • Фонд соцстрахования;
  • Федеральный фонд ОМС.

Для регистрации в системе требуется составить анкету, подписать ее. Анкета подается в учреждение ПФР непосредственно заявителем или его нанимателем.

Также заявление возможно предоставить в МФЦ. Понадобится предоставить документ, который удостоверяет личность (общегражданский паспорт). Если заявление отправляется через почтовую службу, требуется заверить его и ксерокопии прилагаемых бумаг у нотариуса.

Иностранцам для постановки на учет в системе ОПС требуется подготовить перевод своего паспорта, который заверен в нотариальной конторе. Также им понадобится предъявить бумагу, которая подтверждает наличие прописки и права на нахождение в Российской Федерации. Обычно данным документом служит вид на жительство. Если бумаги подаются при личном визите в государственное учреждение, постановка гражданина на учет осуществляется сразу же.


Теперь вам известно, как работает система ОПС в России. Чтобы она работала эффективно, нужно достичь равномерного распределения нагрузки между теми, кто делает взносы, и теми, кто получает пенсии. Лишь в таком случае можно обеспечить эффективную и продуктивную работу системы ОПС.

Полезное видео

Интересная информация о самозанятых в системе ОПС в видео:

  • Обзор законодательства за период с 30 ноября по 6 декабря
  • Как оплачиваются новогодние праздники в 2021 году
  • 31 декабря 2020 года — сокращенный рабочий день или нет?
  • Какие ограничения ввели власти Санкт-Петербурга из-за коронавируса
  • Судебная практика в связи с коронавирусом: обзор самых интересных дел

Страховая пенсия для гражданских госслужащих в 2020 году

Госслужащему, как и любому другому гражданину РФ, назначат страховую пенсию по старости, когда он достигнет трех критериев:

  1. Возраста.
  2. Страхового стажа.
  3. Индивидуального пенсионного коэффициента.

Однако на этом сходство заканчивается, и начинаются нюансы.

Пенсионный возраст у госслужащих на гражданской службе регулируется ФЗ от 28.12.2013 № 400, а именно приложением № 5 к нему. Пенсионный возраст госслужащих в России с 2020 г. равен 56 годам для женщин и 61 — для мужчин с ежегодным (до 2032) повышением на шесть месяцев. То есть до 65 (у мужчин) и 63 лет (у женщин).

Страховой стаж (в данном случае) — это общее время работы на федеральных, субъектных или муниципальных должностях со страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ. В 2020 г. необходимый минимум такого стажа равен девяти годам с ежегодным (до 2024 г.) увеличением на год, до 15 лет. О периодах работы, которые входят в соответствующий стаж, говорится в ст. 11 и 12 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Посчитать его продолжительность можно по правилам из ст. 13 и 14 этого же ФЗ.

Индивидуальный пенсионный коэффициент измеряется в баллах, его величина определяется по приложению № 4 к тому же ФЗ 400. В 2020 г. его необходимый минимум равен 13,8 балла, каждые 12 месяцев (до 2025 г.) он увеличивается на 2,4 балла, до 30.

Подробнее условия назначения страховых пенсий изложены в ст. 8, 35 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Посчитать размер указанной выплаты поможет формула из ст. 15 этого ФЗ.

Условия для пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим в 2020 году

Госслужащие, перечисленные в президентском Указе от 31.12.2005 № 1574, будут получать пенсию при совпадении двух условий:

  1. Величина стажа соответствующей работы. В 2020 г. — 16 лет, с ее ежегодным ростом (до 2026) на шесть месяцев, до 20 лет. Если лицо замещало должность федеральной государственной гражданской службы, его минимальный стаж должен составлять полные 12 месяцев, то есть не менее календарного года.
  2. Увольнение со службы по причинам, указанным в ч. 1 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 № 166. Например, из-за расторжения контракта по воле служащего.

Обеспечение по выслуге лет можно получать до пенсионных выплат по старости (инвалидности). Для этого чиновник должен:

  • уволиться по собственному желанию;
  • иметь к моменту увольнения 25 лет служебного стажа;
  • непосредственно перед уходом семь лет занимать должность федеральной государственной гражданской службы.

Пенсии по старости (инвалидности) и выслуге лет выплачиваются одновременно.

Обеспечение по выслуге лет не выплачивается в случаях, когда чиновник:

  • продолжает служить;
  • занимает государственные должности РФ, ее субъекта или муниципалитета;
  • постоянно занимает должность муниципальной службы;
  • работает в межгосударственных (межправительственных) органах (на должностях), за которые по международным договорам РФ получает аналогичное обеспечение.

Выплату такого обеспечения можно возобновить по заявлению служащего о ее восстановлении со следующего дня после его увольнения с указанных работы и должностей. Заявление подается в орган (его аппарат), где сотрудник служил перед увольнением. Туда же подаются документы для назначения пенсии, их список можно увидеть в приложении № 1 к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.05.2017 № 436н.

Госслужащие могут выбрать конкретную выплату, которая будет им назначена. Такое развитие событий возможно, когда они имеют право одновременно на несколько выплат. В числе вариантов на выбор присутствуют:

  • пенсия за выслугу лет;
  • ежемесячное пожизненное содержание;
  • ежемесячная доплата к пенсии (содержанию);
  • дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, которое его назначают на основе ФЗ, президентских указов и правительственных постановлений и финансируют из федерального бюджета;
  • обеспечение за выслугу лет (ежемесячная доплата к пенсии, иные выплаты), которое назначают и выплачивают на основе законодательства субъектов РФ или актов муниципалитетов за замещение соответствующих должностей или прохождение подобающей службы.

Пенсии государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципалитетов устанавливаются на основе региональных нормативных актов и выплачиваются из местных бюджетов. Такие лица вправе получать доплаты по выслуге лет одновременно как со страховой пенсией, назначенной согласно ФЗ от 28.12.2013 № 400, так и с досрочно установленной по Закону РФ от 19.04.1991 № 1032-1. Необходимая продолжительность стажа для этого случая в текущие 12 месяцев составляет 16 лет.

Размер выплаты по выслуге лет для гражданских госслужащих

Этот размер зависит от величины служебного стажа. В текущие 12 месяцев, при минимально необходимой величине стажа 16 лет, чиновник будет получать за выслугу лет 45 % своей среднемесячной зарплаты (размер которой определяется по правилам ст. 21 ФЗ от 15.12.2001 № 166.) минус страховая пенсия, фиксированная выплата к ней и ее повышения, о которых говорится в ст. 16, 17 ФЗ от 28.12.2013 № 400. Каждые полные 12 месяцев сверх необходимого минимума в 2020 году прибавят три процента среднего заработка к указанным 45. Максимальная сумма всех обеспечений, которые может получать госслужащий, равна 75 % их среднемесячной зарплаты.

Чиновникам, работающим на Крайнем Севере (и в приравненных местностях), указанный доход увеличивают на районный коэффициент, который устанавливается по правилам Постановления Правительства РФ от 17.04.2006 № 216. Точный список названных мест можно увидеть в Постановлении Совмина СССР от 03.01.1983 № 12. Выезд из них аннулирует коэффициент.

Размер обеспечения остается прежним в случаях:

  • повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, приходящийся на нетрудоспособных членов семьи получателя из-за достижения им 80 лет или наличия у него инвалидности I группы;
  • увеличения расчетного пенсионного капитала, которое происходит в соответствии со ст. 30.1 ФЗ от 17.12.2001 № 173;
  • установления и исчисления размера доли страховой пенсии, которые происходят в режиме ст. 19 ФЗ от 28.12.2013 № 400;
  • роста размеров страхового обеспечения по старости и фиксированной выплаты при его назначении впервые (включая досрочно), после появления такого права, когда оно восстановлено или обеспечение назначено вновь после отказа от него.

В президентском Указе от 20.09.2010 № 1141 перечисляются должности, периоды работы в которых включаются в стаж, который учитывается при назначении платы за выслугу лет. Названное включение происходит по правилам Постановления Правительства РФ от 15.09.2003 № 570.

Таким образом, при определенных условиях госслужащие могут получать двойное пенсионное обеспечение (страховое по старости и за выслугу лет).

Можно ли остаться на службе сверх предельного возраста

Разобрались, каков пенсионный возраст в России для госслужащих. Теперь ответим на вопрос: может ли служащий, который достиг предельных лет нахождения на службе, продолжить работу. Максимальный возраст нахождения на гражданской службе равен 65 годам. Гражданскому служащему в таком возрасте, имеющему статус помощника (советника), могут продлить служебный срок при его согласии (максимум до 70 лет). Решение об этом принимает представитель нанимателя. В результате срок службы такого чиновника удлиняется до завершения полномочий его руководителя. Помощники (советники) есть, например, у руководителей государственных органов.

Лицу в статусе руководителя высшей группы должностей гражданской службы его служебный период может быть увеличен максимум до 70 лет. Соответствующее решение, при согласии госслужащего, принимает госорган либо должностное лицо, назначившее его на пост.

Есть и другой вариант продолжить работу в госоргане: служащего в предельном возрасте могут перевести на труд, не относящийся к гражданской службе. Такие переводы происходят по решению представителя нанимателя при согласии переводимого лица, которое продолжает работать в госоргане по срочному трудовому договору.

В России действует страхование государственных служащих на основании соответствующей нормативно-правовой базы. В НПА приведены виды страхования, которые распространяются на госслужащих, порядок, условия их осуществления.

О страховании


Под страхованием государственных служащих понимается совокупность организационных, правовых, иных мер, направленных на защиту имущественных интересов граждан, поступивших на госслужбу, связанных с различного рода страховыми рисками – уходом из жизни, получением инвалидности, травмы, рождением ребенка, временной нетрудоспособностью.

Важно! Общее нормативное регулирование страхования государственных гражданских служащих осуществляется ст. 969 ГК России, ФЗ № 79 от 27. 07. 2004 “О государственной…” (далее – ФЗ № 79).

Также некоторые положения содержатся в специальных федеральных НПА, регламентирующих порядок и условия страхования отдельных категорий госслужащих, например в:

Что входит в страхование госслужащего

В России страхование государственных служащих осуществляется по нескольким направлениям:

  • медицинское страхование (п. 5 ч. 1 стат. 52 ФЗ № 79), которое осуществляется в соответствии с условиями служебного контракта, а также (в будущем) согласно специальному ФЗ о медстраховании государственных служащих, который еще не принят;
  • страхование на случай болезни и материнства, осуществляемое на тех же условиях, что в отношении граждан, работающих по трудовым договорам (ФЗ № 255 от 29. 12. 2006 “Об обязательном…”, далее – ФЗ № 255);
  • обязательное государственное страхование, которое осуществляется на условиях, представленных в специальных ФЗ.

Важно! Госслужащие не являются застрахованными по ОМС в связи с отсутствием их в перечне застрахованных лиц согласно стат. 10 ФЗ № 326 от 29. 11. 2010 “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 326).

Соответственно, страхуемые риски будут зависеть от вида страхования:

  • по медицинскому страхуются риски несения государственным служащим расходов, связанных с оплатой им медицинских услуг, оказанных больницами, клиниками;
  • по ВНиМ страхуются риски утраты дохода в случае ухода на больничный лист, рождения ребенка;
  • по государственному страхованию страхуются риски ухода из жизни, получения ущерба здоровью в связи с осуществлением государственным служащим своей профессиональной деятельности.

Участники системы

Участниками системы по обязательному страхованию государственных служащих могут быть различные лица, организации в зависимости от конкретного вида страховки. Обычно это страховщик, страхователь и непосредственно само лицо, замещающее должность государственной службы на федеральном, региональном уровне.

Страхователь

В п. 2 ч. 1 стат. 2 ФЗ № 255 четко сказано, что государственные служащие подлежат страхованию на случай болезни и родов. В стат. 2.1. отдельно не определено, кто же страхователи относительно указанной категории. Для тех, кто работает по трудовым договорам понятно, что это юрлица, ИП, физлица-работодатели, а вот для госслужащих, вероятно, федеральные и региональные органы власти, в которых предусмотрена госслужба.

Относительно государственного страхования для определения страхователей используются нормы, указанные в специальных НПА. Например, в ч. 2 ст. 2 ФЗ № 52 от 28. 03. 1998 “Об обязательном…” указано то же самое, что в ФЗ № 255, то есть страхователи – органы, где госслужащий (например, сотрудник ФСИН или Государственной Противопожарной Службы) осуществляет работу.

Внимание! Поскольку закон о медицинском страховании государственных гражданских служащих еще не вышел, представляется, что по аналогии закона, страхователи по этой страховке – тоже органы федеральной, региональной власти.

Права, обязанности указываются в соответствующих НПА. Примеры:

  • регистрироваться в территориальных органах страховщика;
  • отбирать СК в конкурсном порядке согласно ФЗ № 44 от 5. 04. 2013 “О контрактной…”;
  • своевременно уплачивать страховые взносы, премии.

Страховщик

Страховщик по ВНиМ – ФСС.

По госстрахованию – страховые компании, получившие лицензию от ЦБ на осуществление госстрахования и выбранные страхователями в соответствии с законодательством РФ о госзакупках (если иное не сказано в специальных ФЗ).

По медицинскому страхованию применяем аналогию закона – то есть, скорее всего, это страховые компании, с которыми страхователи заключают договоры о медобслуживании госслужащих согласно условиям, указанным в служебном контракте (а в будущем – еще и согласно условиям специального НПА о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации).

Права и обязанности указываются в соответствующих актах. Примеры:

  • осуществлять выплату страховых возмещений согласно закону, договору;
  • формировать страховой фонд из страховых премий, взносов, других источников;
  • отказывать в выплате при совершении застрахованным умышленных действий, направленных на возникновение страхового случая.

Госслужащий


Под государственным служащим понимается гражданин, который принял на себя обязанность по прохождению госслужбы.

Под самой госслужбой понимается вид профессиональной деятельности, осуществляемой в:

  • федеральных госорганах на должностях, установленных Указом Президента № 1574 от 31. 12. 2005 “О Реестре…”;
  • органах власти субъектов России на должностях, установленных актами субъектов.

Следует разграничивать понятия “госслужащий” и “муниципальный служащий”. Последний осуществляет свою деятельность либо в органе местного самоуправления, либо аппарате избирательной комиссии муниципального образования (ч. 1 ст. 6 ФЗ № 25 от 2. 03. 2007 “О муниципальной…”, далее – ФЗ № 25). Первый же работает в любой общефедеральной структуре, например:

  • ФСИН;
  • МВД;
  • ФССП;
  • ГПС;
  • Счетная Палата;
  • Администрация Президента;
  • ФНС;
  • Следственный Комитет;
  • Прокуратура Российской Федерации.

Внимание! Соответствующий статус государственный служащий приобретает сразу после заключения с ним служебного контракта в соответствии со стат. 26 ФЗ № 79.

Права и обязанности указываются в соответствующих законах. Примеры:

  • получать всю необходимую информацию о страховании, его видах, условиях;
  • предоставлять все документы, перечень которых установлен законом или договором между СК и страхователем, при возникновении страхового случая;
  • в случае неисполнения органом власти обязанности по страхованию – требовать от него компенсации в тех же размерах и на тех же условиях, как если бы страхование было осуществлено.

Оформление страховки

Страховка оформляется на условиях и в порядке, зависящих от ее вида.

Так, в отношении ВНиМ никаких договоров госслужащему заключать не нужно. Он будет автоматически застрахован сразу после поступления на службу. Его страхователю, после постановки на учет в ФСС согласно стат. 2.3. ФЗ № 255, нужно лишь ежемесячно платить страховые взносы согласно Главе 34 НК и предоставлять отчетность, указанную в ч. 1 ст. 4.8. ФЗ № 255.

Относительно госстрахования государственным служащим также ничего не нужно делать – все делает страхователь:

  • выбирает СК в соответствии с законодательством о госзакупках;
  • далее заключает с ней договор в пользу выгодоприобретателей – госслужащих и членов их семей, содержащий сведения о сроке страхования, страховых суммах, страховых премиях и др. – согласно специальному закону.

Важно! Медстрахование, вероятно, оформляется так же, как и госстрахование.

Страховой случай

Страховые случаи разные и зависят от вида страховки.

Так, по госстрахованию это (если иное не установлено специальным законом):

  • гибель (смерть) государственного служащего, наступившая в ходе исполнения служебных обязанностей;
  • инвалидность 1-й, 2-й, 3-й группы (также наступившая в ходе службы);
  • телесные повреждения (травмы, контузии, увечья).

Порядок действий (общий):

  • сбор документов, подтверждающих наступление страхового случая;
  • написание заявления на выплату;
  • предоставление заявления, документов страхователю;
  • ожидание выплаты в срок, установленный законом или договором между СК и страхователем.

Внимание! Если государственный служащий умер, то выплаты в равных долях получат выгодоприобретатели. Как правило, это наследники 1-й очереди, а при их отсутствии – 2-й, а при отсутствии и их – 3-й в соответствии с гражданским законодательством (если иное не указано в специальном законе).

Финансовые основы страхования госслужащих

Финансовое обеспечение страхования осуществляется в зависимости от его вида.

Так, по ВНиМ, согласно ч. 1 стат. 3 ФЗ № 255, денежные средства на выплату больничных пособий, по родам, беременности, уходу за ребенком, в основном предоставляются из бюджета ФСС. Лишь первые три дня больничного оплачиваются страхователем.

Госстрахование же финансируется из средств соответствующих бюджетов:

  • федерального – если государственный служащий осуществляет деятельность в федеральном органе власти;
  • регионального – если в органе власти субъекта.

Важно! Медстрахование, по аналогии закона, финансируется из тех же источников, что госстрахование.

Страхование муниципальных служащих

В силу п. 5 стат. 5 ФЗ № 25, основной принцип муниципальной службы –соотносительность социальных гарантий муниципальных и государственных служащих.

Согласно п. 6 и п. 7 ч. 1 стат. 23 ФЗ № 25, относительно муниципального служащего, как и государственного, действует обязательное:

  • государственное страхование;
  • социальное страхование на случай болезни или родов.

И если ВНиМ осуществляется согласно общему порядку, представленному в ФЗ № 255, то о страховых суммах, страховых премиях, минимальном сроке действия страхового договора и других нюансах госстрахования ни в ФЗ № 25, ни еще где-либо, ничего не сказано. Вероятно, что все это определяется согласно локальным нормативным актам муниципального образования.

Про медицинское страхование ничего не сказано, однако п. 4 ч. 1 ст. 23 ФЗ № 25 регламентирует, что муниципальный служащий имеет полномочие на медицинское обслуживание, в том числе, после выхода на пенсию. ФЗ № 326 об ОМС, в отличие от государственных служащих, распространяет свое действие на муниципальных, так как с последними заключается трудовой договор, а не служебный контракт (ч. 6 стат. 16 ФЗ № 25).

Итак, в России все государственные служащие застрахованы от рисков получения травм, ухода из жизни, болезни, необходимости оплаты услуг больниц и клиник. Что-то непонятно или есть дополнительный вопрос? Юрист всегда поможет – достаточно сформулировать свою проблему в чате.

Ускорить появление на нашем сайте новых полезных материалов – например, таких как статья об актуальных правилах ОМС на 2021 – помогут ваши лайки, репосты, комментарии.

Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих

Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии в Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливаются следующие виды пенсий:

  • трудовая пенсия по старости;
  • трудовая пенсия по инвалидности;
  • трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Условия назначения трудовых пенсий определены главой II Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Для назначения трудовой пенсии по старости необходимо представить следующие документы:

  • Паспорт;
  • Трудовая книжка;
  • Военный билет;
  • Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • № лицевого счета в Сбербанке России, через который будут производиться выплаты пенсии.

С 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в соответствии с которым федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы по определенным основаниям.

Условия назначения пенсии федеральным государственным служащим определены статьей 7 данного Федерального закона.

Пенсия за выслугу лет устанавливается лицам, замещавшим государственные должности федеральных государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», а также государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, являющимися соответствующими разделами Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденные соответствующими указами Президента Российской Федерации.

Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и уволенные с федеральной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на трудовую пенсию по старости(инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и выплачивается одновременно с ней.

Для оформления пенсии за выслугу лет необходимо представить следующие документы:

  • Трудовая книжка.
  • Копия приказа об увольнении.
  • Справка о размере среднемесячного заработка федерального государственного служащего за последние 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с федеральной государственной службы.
  • Справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о размере получаемой пенсии за месяц, когда будут оформляться документы.
  • Копия пенсионного удостоверения.
  • Копия военного билета.
  • Копия паспорта.
  • № лицевого счета в Сбербанке России, через который производятся выплаты трудовой пенсии по старости (инвалидности).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. № 570 «О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях федеральных государственных служащих, определяемых Президентом Российской Федерации», Минздравсоцразвития России приказом от 26 декабря 2011 г. № 1648н утвердил Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.

Читайте также: