Ошибки по военным пенсиям исправят без срока давности

Судебный участок №41 Козельского судебного района Калужской области

ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 февраля 2012 г. N 3

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В НЕКОТОРЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В связи с возникающими у судов общей юрисдикции вопросами о возможности использования в качестве дополнительных средств связи СМС-сообщений для извещения участников гражданского, административного и уголовного судопроизводства о месте, дате и времени рассмотрения дела в суде в целях обеспечения единства судебной практики Пленум Верховного Суда Российской Федерации постановляет внести изменения в следующие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
1. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству":
пункт 36 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Извещение участников судопроизводства допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".
2. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции":
пункт 2 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"При этом необходимо учитывать, что извещение участников судопроизводства допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".
3. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
первое предложение абзаца четвертого пункта 27 после слов "надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания," дополнить словами "в том числе посредством СМС-сообщения в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату,".
4. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (с изменением, внесенным постановлением Пленума от 10 июня 2010 г. N 13):
абзац первый пункта 15 дополнить предложением следующего содержания: "Извещение указанных лиц допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".
5. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2007 г. N 52 "О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях" (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 10 июня 2010 г. N 13):
абзац второй пункта 14 после слов "имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела" дополнить словами ", в том числе посредством СМС-сообщения в случае его согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату".
6. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 25 мая 2006 г. N 12, от 11 ноября 2008 г. N 23 и от 10 июня 2010 г. N 13):
второе предложение абзаца первого пункта 6 после слов "факсимильной связью и т.п." дополнить словами ", посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату".
7. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих":
абзац первый пункта 23 дополнить предложением следующего содержания: "Извещение указанных лиц допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".
8. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации":
второе предложение абзаца четвертого пункта 7 после слов "с извещением участвующих в деле лиц," дополнить словами "в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату,".
9. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 1975 г. N 5 "О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 20 декабря 1976 г. N 7, от 20 декабря 1983 г. N 10, от 27 августа 1985 г. N 7, от 24 декабря 1985 г. N 10, от 21 декабря 1993 г. N 11, от 6 февраля 2007 г. N 7):
пункт 8 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"При этом извещение указанных участников уголовного судопроизводства допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".
10. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1 "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 5 декабря 2006 г. N 60, от 11 января 2007 г. N 1, от 9 декабря 2008 г. N 26, от 23 декабря 2008 г. N 28, от 23 декабря 2010 г. N 31):
дополнить пунктом 15.1 следующего содержания:
"15.1. Извещение участников судебного заседания допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".
11. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2006 г. N 60 "О применении судами особого порядка судебного разбирательства уголовных дел" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 24 февраля 2010 г. N 4, от 23 декабря 2010 г. N 31):
пункт 9 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Извещение участников уголовного судопроизводства допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.";
второе предложение абзаца первого пункта 11 после слов "В судебном заседании следует также удостовериться в отсутствии у потерпевшего, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания," дополнить словами "в том числе посредством СМС-сообщения в случае его согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату,".
12. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 января 2007 г. N 1 "О применении судами норм главы 48 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих производство в надзорной инстанции" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 29 октября 2009 г. N 22, от 23 декабря 2010 г. N 31):
дополнить пунктом 12.1, изложив его в следующей редакции:
"12.1. Согласно части 1 статьи 407 УПК РФ, о дате, времени и месте заседания суд извещает лиц, указанных в статье 402 УПК РФ. При этом извещение участников процесса допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.";
абзац второй пункта 17 после слов "(при условии, что они извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела" дополнить словами ", в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату".
13. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2008 г. N 28 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в судах апелляционной и кассационной инстанций" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 30 июня 2009 г. N 12, от 28 апреля 2011 г. N 7):
пункт 7 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Извещение сторон допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".
14. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" (с изменением, внесенным постановлением Пленума от 23 декабря 2010 г. N 31):
пункт 10 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"Извещение указанных лиц допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".
15. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 г. N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания" (с изменениями, внесенными постановлением Пленума от 23 декабря 2010 г. N 31):
абзац первый пункта 18 дополнить предложениями вторым и третьим следующего содержания: "Извещение участников процесса допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".
16. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2009 г. N 22 "О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста" (с изменениями, внесенными постановлениями Пленума от 10 июня 2010 г. N 15, от 23 декабря 2010 г. N 31):
первое предложение абзаца третьего пункта 9 после слов "будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания о рассмотрении ходатайства в порядке статьи 108 УПК РФ," дополнить словами "в том числе посредством СМС-сообщения в случае его согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату,".
17. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. N 28 "О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству":
дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:
"7.1. При решении вопроса об извещении лиц, указанных в постановлении о назначении судебного заседания (статья 232 УПК РФ), судам следует иметь в виду, что извещение этих лиц допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.";
первое предложение абзаца первого пункта 16 после слов "В силу части 4 статьи 234 УПК РФ неявка для участия в предварительном слушании своевременно извещенных лиц" дополнить словами ", в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату,".
18. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. N 17 "О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве":
дополнить пунктом 36.1 следующего содержания:
"36.1. Извещение участников процесса, указанных в пунктах 12, 13, 30, 35 и 36 настоящего Постановления, допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".
19. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних":
пункт 10 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
"Извещение указанных лиц допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".
20. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве":
пункт 17 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Извещение указанных лиц допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".
21. В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 г. N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора"
пункт 33 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Извещение участников судебного заседания допускается, в том числе посредством СМС-сообщения в случае их согласия на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату. Факт согласия на получение СМС-извещения подтверждается распиской, в которой наряду с данными об участнике судопроизводства и его согласием на уведомление подобным способом указывается номер мобильного телефона, на который оно направляется.".

Председатель Верховного Суда
Российской Федерации
В.М.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь Пленума,
судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ДОРОШКОВ

Консультации, разъяснение судебной практики и представление интересов в суде по тел. 8(926)860-62-79

Сумма пенсии, не полученная своевременно военным пенсионером в результате неправильного исчисления выслуги лет по вине военного комиссариата, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Определение Верховного Суда Российской Федерации № 18-КГ13-146

С. обратился в суд с иском к военному комиссариату о перерасчете назначенной и выплачиваемой ему с 1983 года пенсии, взыскании задолженности по ее выплате с учетом индексации исходя из уровня инфляции, компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что при назначении пенсии ему неправильно была определена выслуга лет, исходя из которой был произведен расчет пенсии, а именно выслуга лет была определена в 25 лет, тогда как она составляет 26 лет, в связи с чем начисление пенсии происходило в меньшем размере, недоплата составляла 3% ежемесячно, с 1984 года он неоднократно обращался к ответчику по вопросу перерасчета назначенной и выплачиваемой ему пенсии, однако удовлетворительного ответа не получил.

Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением, в удовлетворении исковых требований С. отказано.

В кассационной жалобе С. просил отменить указанные судебные постановления.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по кассационной жалобе С. отменила указанные судебные постановления с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.

Судом установлено, что С. является пенсионером по линии Минобороны России с 3 марта 1983 г., получает пенсию за выслугу лет.

В соответствии с выпиской из приказа от 23 декабря 1982 г. С. был уволен с действительной военной службы в запас, выслуга лет в Вооруженных Силах в календарном исчислении была определена в 21 год 3 месяца, в льготном исчислении – 25 лет.

Согласно выписке из личного дела С. 5 октября 1960 г. он был призван на военную службу и проходил ее по призыву по 1 ноября 1963 г., в последующем: с 1 сентября 1964 г. по 2 марта 1983 г. – проходил военную службу в различных воинских должностях.

В связи с неоднократным обращением С. по вопросу правильности произведенного подсчета выслуги лет и расчета пенсии в 2011 году ему было сообщено об истребовании из архива выписки из приказа о его увольнении в запас 2 ноября 1963 г., после чего выслуга лет С. была определена в 26 лет 00 месяцев 26 дней. Ответчиком был установлен перерасчет получаемой С. пенсии с 1 июня 2012 г. и произведена выплата за период с 4 апреля 2011 г. по 31 мая 2012 г., то есть за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии вины военного комиссариата в выплате истцу пенсии за выслугу лет в меньшем размере. При этом суд указал, что препятствием к невыплате истцу пенсии исходя из выслуги более 26 лет явилось отсутствие в его личном деле сведений о прохождении военной службы по призыву в период с 11 октября 1960 г. по 2 ноября 1963 г., которые были получены только в 2012 году. Отказывая в удовлетворении требований о перерасчете пенсии за период с 1983 г. по 2011 г., суд исходил из положений ст. 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», предусматривающих, что перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения; в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. В качестве обстоятельства, влекущего за собой перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, суд счел истребованную из архива выписку из приказа командира части о его увольнении в запас 2 ноября 1963 г.

Между тем согласно ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 названного закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством обороны Российской Федерации – в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пп. «б» и «в» этой статьи), лиц, указанных в ч. 1 ст. 3 данного закона, а также их семей.

Несмотря на имеющиеся данные, подтверждающие, что С. проходил срочную военную службу с октября 1960 года по ноябрь 1963 года (копия военного билета), ответчик учитывал период для исчисления выслуги лет С. с октября 1960 г. по сентябрь 1963 г., в связи с чем ему неправомерно производилась выплата пенсии исходя из выслуги 25 лет.

Поскольку данная ошибка военного комиссариата была подтверждена после истребования только в 2012 году из архива выписки из приказа командира части об увольнении С. в запас 2 ноября 1963 г., истцу был произведен расчет выслуги, равной 26 годам 00 месяцев 26 дней. Следовательно, уменьшение размера выслуги лет истца произошло в связи с неправильным расчетом периодов срочной службы истца.

Часть вторая ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I предусматривает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, суд не учел, что признав свою вину в неправильном исчислении выслуги лет С. лишь в 2012 году, военный комиссариат в силу ч. 2 ст. 58 названного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I, должен был устранить допущенное им нарушение, выплатив пенсию за все прошлое время, то есть с момента назначения пенсии.

Консультации, разъяснение судебной практики и представление интересов в суде по тел. 8(926)860-62-79

Краткое содержание:

Последние новости из Госдумы снова подняли тему об увеличении военных пенсий с 1 января 2021 года. По данным Пенсионного Фонда РФ, прибавка запланирована для нескольких категорий бывших госслужащих. В 2020 году Агентство стратегических инициатив подготовило для рассмотрения Госдумой законопроект о повышении пенсий на 5-10%. Давайте более подробно разберёмся в этом вопросе: кому положена индексация и на сколько повысят выплаты.

Будет ли увеличена военная пенсия с 1 января 2021 года

В 2020 году премьер-министр России М. В. Мишустин получил письмо от главы АСИ Чупшевой с предложением поднять военную пенсию. Информационное агенство ТАСС обнародовало содержание документа:

«Чтобы поднять пенсии и зарплаты госслужащим до указанного уровня, а также категориям граждан, попадающим под указы главы государства, потребуется 0,5 млрд. Рублей. Эти меры позволят улучшить оптовую и розничную торговлю».

Инициативу поддержал только 1 член профильного комитета Совета Федерации. Поэтому пока рано говорить каким категориям предусмотрены выплаты.

Какая ожидается пенсия военнослужащих в России в 2021 году

В 20 году планировалось поднять военные пенсии на 3,8 — 4,3%. Но индексацию снизили до 3%, объяснив, что уровень инфляции был ниже, чем ожидалось. Также была нарушена законодательная норма, предусматривающая ежегодную индексацию пенсий на 2% от текущего уровня инфляции. Обещанная отмена понижающего коэффициента на 2% была приостановлена, а выплаты заморожены минимум до конца 2021 года.

Если рекомендация главы АСИ не будет утверждена постановлением Правительства РФ, то в 2021 году военный пенсионер может надеяться лишь на индексацию в 4 квартале.

Какая надбавка положена работающим военным пенсионерам в Москве и других регионах России

В российской Конституции закреплён закон об обязательной индексации пенсий. Во время работы над поправками, глава рабочей группы рассказала о планах ввести прибавку работающим пенсионерам. Ещё в 2019 году Владимир Путин назвал это наиболее приоритетным направлением.

Сейчас идёт юридический спор по поводу индексации. Соответствующую статью в Конституции могут скорректировать. Пока нет информации, индексация пенсии будет производиться для всех пенсионеров или отдельных категорий.


Какая ситуация сейчас. Последние новости

В связи с эпидемиологической обстановкой в России, некоторые планы, связанные с пенсионными выплатами, пришлось отложить. Ещё во 2 квартале 2020 года специалисты сообщили о недополучении в ПФР 1,6 млрд. Рублей. После продления карантина, эта цифра увеличилась в несколько раз. Продукты и товары первой необходимости подорожали, поэтому реальный показатель инфляции не может приравниваться к запланированному. Предполагается, что на пенсионные выплаты будет выделено 40% доходов федерального бюджета.

Глава ПФР Антон Дроздов заявил, что если случится рост инфляции, то власти предпримут меры по увеличению размера индексации.

Подведём итог

Пенсионерам стоит ожидать стандартную прибавку в октябре 2021 года. Она составит примерно 3 процента. Но понижающий коэффициент увеличится до 76,66 процентов.

Изменения могут произойти в случае:

  • Постановления правительства РФ перенести срок индексации на другое время.
  • Увеличения ставки индексации, если статистика Росстата покажет выше уровень инфляции, чем запланированный в бюджете.
  • Принятия законопроекта от Агентства стратегических инициатив.
  • Решения отменить ограничение индексации для работающих военных пенсионеров.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!


Пенсию, назначенную военным пенсионерам по ошибке, будут продолжать выплачивать. При условии, что факт неправомерного назначения был установлен спустя три года с начала получения пенсии, а сама пенсия является единственным источником дохода военного пенсионера.


Ошибки кадравиков не повлияют на выплату пенсии военным пенсионерам. Фото mil.ru

Пенсии военным пенсионерам

Согласно действующему законодательству, правом на пенсию за выслугу лет обладают лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более. Если выясняется, что пенсия была назначена неправомерно, без достаточных оснований, то её выплата прекращается.

Причём само по себе неправомерное назначение пенсии является ошибкой не пенсионера, а уполномоченного государственного органа как результат неправильного подсчёта кадровиками стажа службы (выслуги лет). Сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно.

Конституционный Суд Российской Федерации в своём постановлении от 14 января 2016 года № 1-П указал на правовую ущербность прекращения выплаты пенсии по такому основанию и рекомендовал внести изменения в законодательство. Эти изменения должны учитывать фактические обстоятельства в случае ошибочного назначения пенсии, чтобы не возлагать на гражданина, добросовестное поведение которого не подвергается сомнению, чрезмерного бремени негативных последствий из-за недостатка стажа службы (выслуги лет).

В связи с этим Госдума внесла соответствующие изменения в статью 62 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

В октябре 2016 года законопроект был принят в первом чтении, а 7 марта 2017 года – во втором чтении с учётом поступивших поправок.Такие вот последние новости из Госдумы о пенсиях военных пенсионеров в 2017 году. Депутаты проголосовали за то, чтобы военные пенсионеры и приравненные к ним пенсионеры продолжали получать выплату равную пенсии за выслугу лет в случае неправомерного назначения такой пенсии при условии:

с момента назначения пенсии прошло более трёх лет;

данная пенсия является единственным источником дохода пенсионера;

отсутствуют виновные действия со стороны пенсионера, которые привели к неправомерному назначению пенсии.

Указанная выплата производится ежемесячно – до возникновения у пенсионера права на назначение любой другой пенсии – и подлежит ежегодной индексации в соответствии с законодательством.

Если же неправомерное назначение пенсии будет выявлено до истечения трёхлетнего периода, выплата пенсии прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена ошибка. При этом сумма пенсии, уже выплаченная пенсионеру вследствие допущенной ошибки, удержанию и дальнейшему перерасчёту не подлежит.

  • актуальные пенсионные новости
  • сообщения Пенсионного фонда России
  • информацию для работающих пенсионеров
  • статьи о пенсионном обеспечении военных пенсионеров

Сайт для пенсионеров «Мои года», moi-goda.ru



  • Расскажите об этом своим друзьям!

В 2021 году военных пенсионеров и бывших работников МВД, Росгвардии, ФСИН, МЧС и прочих «силовых» ведомств ждет увеличение пенсий. Требуемые для поднятия военных пенсий деньги заложены в проект федерального бюджета, разработанный и внесенный на рассмотрение в Государственную Думу 30 сентября 2020 г. В соответствии с текстом проекта закона, прибавление пенсионеры получат после индексации с 1 октября 2021 г. суммы денежного довольствия военнослужащих.

Кроме того, в январе 2021 г. запланирована индексация второй пенсии для военных пенсионеров (страховой по старости) и увеличение социальных доплат с 1 апреля.

Причем в федеральный бюджет не закладываются деньги, требуемые для дополнительного увеличения военных пенсий на 2%, как это определено Указом Президента № 604 от 7 мая 2012 г. Еще не станут пересматривать размер понижающего коэффициента. Он все еще равняется 0,7368, а в данном значении он был определен с 1 октября 2019.

Индексация пенсий военным пенсионерам с 1 октября 2021 года

В 2021 году планируется увеличение пенсий для военнослужащих и пенсионеров, служивших в Росгвардии, МВД, ФСИН и прочих «силовых» ведомствах. Из текста проекта закона о федеральном бюджете (№ 1027743-7) следует, что увеличение выплат проведут посредством индексации денежного довольствия военнослужащих, учитывая которое и рассчитывают военную пенсию.

Довольствие будет увеличено на прогнозируемый показатель инфляции, который по расчетам Правительства будет равняться 3,7% в 2021 году. На поднятие размеров пенсионного обеспечения в федеральный бюджет закладывается дополнительно 9,3 млрд рублей.

Причем по существующему законодательству каждый год должны производиться также следующие виды увеличения:

  • посредством дополнительной индексации на 2% сверх уровня роста цен;
  • и после корректировки размера понижающего коэффициента, используемого при начислении пенсии, не менее чем на 2%.

Но ни одна из данных прибавок на 2021 год не запланирована, и деньги на данные цели в федеральный бюджет не заложены.

Следует заметить, что проект закона о федеральном бюджете пока что не одобрен. Очень может быть, что его содержание будет изменено в процессе рассмотрения в Государственной Думе.

Индексация на 2% сверх уровня инфляции

Указ Президента РФ № 604 от 7 мая 2012 года установил, что пенсии граждан, уволенных с военной службы, должны каждый год индексироваться на 2% сверх уровня инфляции. Но данная норма отнюдь не всегда исполняется.

  • К примеру, в 2021 году увеличение военных пенсий проведут исключительно по инфляции — на 3,7% с 1 октября. Причем дополнительного поднятия на 2% не планируется.
  • Точно такая же ситуация имела место и в 2020 году, когда пенсионное обеспечение было поднято лишь в соответствии с уровнем инфляции — на 3%, а индексация на 2% произведена не была.

Увеличение военных пенсий на 2% сверх инфляции было сделано в 2019 году. Однако тогда подобная прибавка была обеспечена посредством корректировки размера понижающего коэффициента — с 0.7223 до 0.7368, хотя оба данных увеличения должны происходить вне зависимости друг от друга. Так или иначе, даже в данном виде дополнительное увеличение выплат в 2021 году производить не планируется. В проекте федерального бюджета предусмотрены деньги только для одного вида увеличения — посредством увеличения окладов по военным должностям и званиям.

Понижающий коэффициент военным пенсионерам в 2021 году

По нормам существующего законодательства военным пенсионерам платится не полная пенсия, а лишь ее часть. Это случается по причине использования при начислении выплат понижающего коэффициента к размеру денежного довольствия. В первый раз он был введен в 2012 году и составлял 0.54 с условием обязательного ежегодного роста не менее чем на 2%. Но в последний раз его размер пересматривался 1 октября 2019 г. — с 0.7223 до 0.7368.

Далее законом № 381-ФЗ от 02.12.2019 г. использование понижающего коэффициента 0.7368 было распространено на весь 2020 год.

А сейчас планируется использовать его при расчете военной пенсии и в 2021 году. Законопроект о понижающем коэффициенте в 2021 году уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу и планируется одобрить его во время осенней сессии.

Для военных пенсионеров это значит, что прибавки посредством изменения размера понижающего коэффициента на 2% в 2021 году не случится. Им все так же продолжат выплачивать лишь 73,68% от полного размера военной пенсии.

Следующее изменение коэффициента случится не раньше 1 января 2022 г., если вновь не будет введен мораторий на его корректировку.

Надбавки к военной пенсии

Военным пенсионерам назначаются всевозможные социальные надбавки к пенсии — за назначенную группу инвалидности, участие в боевых действиях, наличие иждивенцев и прочее. Их величина назначается в процентах от расчетного размера пенсии (РРП). По законодательству, РРП — это сумма социальной пенсии по старости, величина которой определяется Правительством. А из-за пересмотра данной суммы пересчитываются также надбавки военным. Это случается каждый год 1 апреля.

К примеру, с 1 апреля 2021 года величина социальной пенсии по старости должна увеличиться на 2,6% — с 5606,17 до 5751,93 руб. Таким образом, доплаты для военных тоже будут рассчитываться с учетом размера РРП — 5751,93 руб.

  • За нетрудоспособного члена семьи военному пенсионеру доплачивается 32% РРП. То есть с 1 апреля 2021 г. данная доплата составит 1840,62 руб.
  • При достижении возраста 80 лет доплата должна составлять 100% РРП. Значит, с 1 апреля 2021 г. прибавка должна составлять 5751,93 руб.

Пересмотр величин доплат происходит автоматически. Обращаться лично за перерасчетом нет необходимости.

Вторая пенсия для военных пенсионеров в 2021 году

Граждане, уволенные с военной либо приравненной к ней службы, вправе получать выплаты второй пенсии, оформленной по линии Пенсионного фонда России. Это страховая пенсия по старости, назначаемая гражданам, имеющим стаж работы по гражданской профессии и достигшим «обычного» пенсионного возраста.

В соответствии с таблицей пенсионного возраста, в 2021 году начать получать вторую выплату смогут женщины, рожденные в первом полугодии 1965 года, и мужчины, рожденные в первом полугодии 1960 года Для чего им понадобится иметь не менее 12 лет трудового стажа «на гражданке».

  • Величину второй пенсии для военного пенсионера рассчитывают, исходя из числа пенсионных баллов, сформированных на его лицевом счете в Пенсионном фонде. А формируются они посредством уплаты работодателем страховых взносов за своего сотрудника.
  • Таким образом, чем больше перечислено страховых взносов в Пенсионный фонд, тем большее накоплено количество пенсионных баллов и больше страховая пенсия по старости.

Причем величина страхового пенсионного обеспечения каждый год индексируется. Например, с 1 января 2021 года данные выплаты должны подняться на 6,3%, однако исключительно для неработающих пенсионеров. Если гражданин трудоустроен, его вторая пенсия в январе 2021 года поднята не будет.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 января 2014 г. N 18-КГ13-146 Дело о перерасчете пенсии, взыскании неполученной суммы пенсии и компенсации морального вреда направлено на новое рассмотрение, поскольку суд неправильно истолковал положения действующего законодательства, регулирующие порядок пересмотра размера пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горохова Б.А.,

судей Гуляевой Г.А., Назаровой А.М.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Санакоева В.С. к Военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии, взыскании неполученной суммы пенсии и компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Санакоева В.С.

на решение Первомайского районного суда города Краснодара от 12 декабря 2012 года, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2013 года, которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., выслушав объяснения истца Санакоева B.C., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Санакоев B.C. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете назначенной и выплачиваемой ему с 1983 года пенсии, взыскании задолженности по ее выплате с учетом индексации, исходя из уровня инфляции, компенсации морального вреда в размере . рублей, ссылаясь на то, что при назначении пенсии ему неправильно была определена выслуга лет, исходя из которой был произведен расчет пенсии, а именно: выслуга лет была определена в 25 лет, тогда как она составляет 26 лет, в связи с чем начисление пенсии происходило в меньшем размере, недоплата составляла 3% ежемесячно, с 1984 года он неоднократно обращался к ответчику по вопросу перерасчета назначенной и выплачиваемой ему пенсии, однако, удовлетворительного ответа не получил.

Представитель ответчика иск не признал.

Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 12 декабря 2012 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2013 г., в удовлетворении исковых требований Санакоеву B.C. отказано.

В кассационной жалобе Санакоев B.C. просит решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции отменить, ссылаясь на то, что при его рассмотрении судебными инстанциями допущены существенные нарушения норм материального права, без устранения которых невозможна защита его прав и законных интересов.

По запросу судьи Верховного Суда РФ от 4 сентября 2013 г. дело истребовано в Верховный Суд РФ для проверки доводов жалобы по его материалам, и определением судьи Верховного Суда РФ от 4 декабря 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Ответчик, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание представителя не направил и не сообщил о причине его неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, руководствуясь статьёй 385 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приходит к следующему.

В соответствии со статьей 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При рассмотрении настоящего дела судами были допущены такого характера существенные нарушения.

Судом установлено, что Санакоев B.C. является пенсионером по линии Министерства обороны РФ с 3 марта 1983 г., получает пенсию за выслугу лет.

В соответствии с выпиской из приказа Главнокомандующего войсками противовоздушной обороны по личному составу № 01031 от 23 декабря 1982 г. старший лейтенант технической службы, начальник продовольственной службы войсковой части . - Санакоев B.C. был уволен с действительной военной службы в запас, выслуга лет в вооруженных силах в календарном исчислении была определена - 21 год 3 месяца, в льготном исчислении - 25 лет.

Согласно выписке из личного дела Санакоева B.C., 5 октября 1960 года он был призван на военную службу и проходил ее по призыву по 1 ноября 1963 года, в последующем: 1 сентября 1964 года был призван на сверхсрочную военную службу по должности авиационного механика войсковой части . 2 сентября 1968 года - уволен в запас, 24 сентября 1968 года - призван на сверхсрочную военную службу по должности авиационного механика войсковой части . в отдаленной местности (поселок Амдерма), 9 августа 1969 года - убыл из отдаленной местности (поселок Амдерма), с 15 августа 1969 года по 6 октября 1970 года - являлся курсантом Даугавпильсского авиационно-технического училища ПВО имени Яна Фабрициуса, 6 октября 1970 года - зачислен в распоряжение командира войсковой части . 21 ноября 1970 года - проходил военную службу по должности авиационного техника самолета войсковой части . с 22 сентября 1972 года - по должности авиационного техника корабля войсковой части с 30 октября 1972 года по 5 июля 1976 года проходил службу в отдаленной местности на островах Северного Ледовитого океана, 8 июля 1976 года - прибыл в распоряжение Командующего 14 ОА ПВО г. Омск Омской области, Сиб. ВО, с 28 августа 1976 года - проходил службу по должности авиационного техника корабля войсковой части . с 19 июня 1980 года - по должности командира эксплуатационного взвода комендатуры запасного аэродрома войсковой части . с 12 мая 1982 года по 2 марта 1983 года - по должности начальника продовольственной службы войсковой части .

При увольнении с военной службы в расчет выслуги лет Санакоева B.C. были включены:

- в календарном исчислении периоды с 5 октября 1960 года по 11 сентября 1963 года, с 1 сентября 1964 года по 2 сентября 1968 года, с 24 сентября 1968 года по 2 марта 1983 года;

- в льготном исчислении (один месяц службы за два месяца) периоды с 24 сентября 1968 года по 9 августа 1969 года, с 30 октября 1972 года по 5 июля 1976 года.

В связи с неоднократным обращением Санакоева B.C. по вопросу правильности произведенного подсчета выслуги лет и расчета пенсии, в 2011 году ему было сообщено об истребовании из архива выписки из приказа командира части о его увольнении в запас 2 ноября 1963 года, после чего выслуга лет Санакоева B.C. была определена в 26 лет 00 месяцев 26 дней. Перерасчет получаемой им пенсии ответчиком был установлен с 1 июня 2012 года и произведена выплата за период с 4 апреля 2011 года по 31 мая 2012 года, то есть за 12 месяцев, предшествовавших дню обращения за перерасчетом размера пенсии.

Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии вины Военного комиссариата Краснодарского края в выплате истцу пенсии за выслугу лет в меньшем размере. При этом суд указал, что препятствием к невыплате истцу пенсии исходя из выслуги более 26 лет явилось отсутствие в его личном деле сведений о прохождении военной службы по призыву в период с 11 октября 1960 года по 2 ноября 1963 года, которые были получены только в 2012 году.

Отказывая в удовлетворении требований о перерасчете пенсии за период с 1983 года по 2011 года, суд исходил из положений статьи 55 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», предусматривающих, что перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения; в случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии. В качестве обстоятельства, влекущего за собой перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, суд посчитал истребованную из архива выписку из приказа командира части о его увольнении в запас 2 ноября 1963 года.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судебных инстанций не соответствующим требованиям закона и материалам дела.

Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей.

Как усматривается из материалов дела, несмотря на имеющиеся данные, подтверждающие, что Санакоев B.C. проходил срочную военную службу с октября 1960 года по ноябрь 1963 года (копия военного билета - л.д. 4), ответчик учитывал период для исчисления его выслуги лет с октября 1960 года по сентябрь 1963 года, в связи с чем ему неправомерно производилась выплата пенсии исходя из выслуги 25 лет.

Поскольку данная ошибка Военного комиссариата Краснодарского края была подтверждена после истребования только в 2012 году из архива выписки из приказа командира части об увольнении Санакоева B.C. в запас 2 ноября 1963 года, истцу был произведен расчет выслуги равной 26 годам 00 месяцев 26 дней. Следовательно, уменьшение размера выслуги лет истца произошло в связи с неправильным расчетом периодов срочной службы истца.

Часть вторая статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I предусматривает, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Таким образом, суд не учел, что признав свою вину в неправильном исчислении выслуги лет Санакоеву B.C. лишь в 2012 году, Военному комиссариату Краснодарского края в силу части второй статьи 58 названного выше Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I, следовало устранить допущенное им нарушение, выплатив пенсию за все прошлое время, т.е. с момента назначения пенсии.

Учитывая изложенное, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает выводы суда об отказе в удовлетворении иска к Военному комиссариату Краснодарского края о взыскании неполученной суммы пенсии и компенсации морального вреда не соответствующими требованиям закона. Указанные нарушения норм материального права, допущенные судом первой и апелляционной инстанции, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признает существенными, поскольку они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных пенсионных прав истца.

Таким образом, состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии требованиями закона, определив размер недополученной суммы пенсии в полном объеме.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:

решение Первомайского районного суда города Краснодара от 12 декабря 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 7 февраля 2013 года отменить. Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий Горохов Б.А.
Судьи Гуляева Г.А.
Назарова А.М.

Обзор документа

Гражданин, получающий с 1983 г. пенсию за выслугу лет по линии Минобороны России, обратился с иском в суд. Он ссылался на то, что ему неправильно определили выслугу лет. На основании этого истец просил пересчитать пенсию, взыскать задолженность по ее выплате и компенсацию морального вреда.

В иске отказали. Суд исходил из того, что причиной случившегося стало отсутствие в личном деле истца сведений о прохождении им военной службы по призыву, которые были получены только в 2012 г. Отказывая в перерасчете пенсии за период с 1983 г. по 2011 г., суд руководствовался следующим. Согласно закону размеры пенсий за выслугу лет пересчитываются со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет пенсий в сторону увеличения. Если пенсионер приобрел право на перерасчет пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами выплачивается со дня приобретения права на перерасчет, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом.

Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение, указав следующее.

Несмотря на имеющиеся данные, подтверждающие, что истец проходил срочную военную службу с октября 1960 г. по ноябрь 1963 г. (копия военного билета), ответчик учитывал для исчисления выслуги лет период с октября 1960 г. по сентябрь 1963 г. В связи с этим пенсия неправомерно выплачивалась исходя из выслуги 25 лет. Данная ошибка подтвердилась после того, как в 2012 г. из архива была истребована выписка из приказа об увольнении истца в запас. После чего выслугу лет увеличили до 26 лет 26 дней. Следовательно, она была уменьшена в связи с неправильным расчетом периодов срочной службы истца.

По закону сумма пенсии, не полученная своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего ее, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Ответчику, признавшему свою вину в неправильном исчислении выслуги лет лишь в 2012 г., следовало устранить допущенное нарушение, выплатив пенсию за все прошлое время, т. е. с момента ее назначения.

Читайте также: