Пенсии для военнослужащих уволенных в 1992 году


а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;
б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением;
в) при повышении установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Как видим, из оснований пересмотра пенсий, назначенных военнослужащим, уволенным в запас или от¬ставку, были исключены: повышение стоимости жизни и оплаты труда и повышение установленного федеральным законом минимального размера пенсии по старости.
Кроме того, была нарушена взаимосвязь правовых норм, согласно которым размеры денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и, соответственно, военные пенсии под¬лежали пересмотру пропорционально повышению окладов соответствующих категорий государственных служащих (при этом размеры денежного содержания военнослужащих должны были пересматриваться Правительством России в порядке и сроки, предусмотренные для федеральных государственных служащих /п. 2 ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» , ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» /).
Де-факто указанная взаимосвязь неоднократно нарушалась. Так, в период 01.01.1995 - 28.02.1998 военным пенсионерам не были пересмотрены их пенсии в связи с повышением на 25% должностных окладов военнослужащих. Правительство России откладывало на неопределенный срок решение указанной коллизии. В октябре 2007 г. о данном ущемлении прав военных пенсионеров один из них в ходе «прямой линии» сообщил Главе нашего государства. Вопрос с пересмотром военных пенсий был решен «задним числом», лишь благодаря личному вмешательству Президента России, который 18.10.2007 "обнародовал" Указ № 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной за¬щиты отдельных категорий пенсионеров» , которым Правительству России было поручено произвести лицам, ранее проходившим военную службу, единовременную доплату к их военным пенсиям в связи с увеличением военнослужащим должностных окладов на 25% за период 01.01.1995 - 28.02.1998 .
Далее, с 01.03.2005 было произведено увеличение денежного довольствия военнослужащим за счет введения ежемесячной надбавки в размере одного должностного оклада, но эта надбавка не учитывалась при исчислении и перерасчете военных пенсий . В том же году военнослужащим был увеличен размер надбавки за сложность и напряженность службы (в столичном регионе до 200% должностного оклада), однако и это не учитывалось при расчете и перерасчете военных пенсий . Аналогичным образом обстояли дела в от¬ношении иных многочисленных надбавок, премий, поощрительных выплат военнослужащим, действовавшим до конца 2011 года .
В результате в России сформировалась практика повышения уровня денежного довольствия военнослужащих за счет введения различными подзаконными нормативными правовыми актами надбавок, иных доплат к их денежному содержанию. Основа же указанного содержания - оклады по должности, воинскому или специальному званию - оставались, по сути, без пересмотра, адекватного инфляции в стране и, следовательно, не осуществлялся надлежащим образом законодательно предусмотренный перерасчет в сторону увеличения военных пенсий, резко снижался коэффициент их замещения.
До недавнего времени в расчет пенсий, назначаемых лицам, проходившим военную службу, включалась действительная стоимость выдаваемого им продпайка (денежная компенсация за продпаек). В период 01.01.2000 - 31.11.2007 в расчет входила явно заниженная денежная сумма: 20 рублей в сутки. Большинство военных пенсионеров мирились с таким положением дел, но тысячи обращались в суды и выигрывали соответствующие дела . Это стало предметом рассмотрения Конституционном Судом России, который в своем решении от 14.12.2004 № 429-О признал, что понятие «денежное довольствие для исчисления пенсии военнослужащим» отличается от понятия «денежное довольствие военнослужащих», закрепленного статьями 12 и 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих», и имеет самостоятельное норматив¬но-правовое значение для целей исчисления и пересмотра военных пенсий: увеличение любой из составляющих денежного довольствия военнослужащих для исчисления им пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе стоимости продпайка как конкретной формы продовольственного обеспечения военнослужащих, необходимо обусловливает и пересмотр военных пенсий .


Показательно, что, по оценке группы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, к концу 2007 года долг государства военным пенсионерам (тем, кто в суды не обращался) в части недоплаченных им компенсаций за продпаек достиг 100 млрд руб. (для сравнения: это чуть менее 1/8 расходов на оборону страны, предусмотренных федеральным бюджетом в 2007 году в размере 822 млрд руб.) .
Правительство России отреагировало на сложившуюся ситуацию неадекватно. Им были, в частности, инициированы изменения в нормативные правовые акты, регулирующие денежное довольствие и продовольственное обеспечение военнослужащих, штатных сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и их пенсионное обеспечение, в соответствии с которыми с 01.12.2007 стоимость прод¬пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, уже как бы и не входила, но, тем не менее, сохранялась - путем ее «поглощения» окладом по воинскому (специальному) званию. В рас¬чет оклада по воинскому (специальному) званию была включена не действительная стоимость продпайка (по экспертным расчетам составившая в 2001-2007 годах - 2000-4000 руб.), а, опять-таки, заниженная его стоимость - 608 руб. в месяц или 20 руб. в сутки. Было за¬явлено, что с «поглощением» денежной компенсации за продпаек окладом по воинскому (специальному) званию, она (компенсация) будет автоматически индексироваться при его (окладе) индексации .
На основании ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» , работодатели уплачивают за своих работников страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Эти взносы затем отражаются на индивидуальных лицевых счетах работников и учитываются при исчислении и перерасчете им трудовой пенсии, установленной на основании Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Военные же пенсионеры, работающие по трудовому до¬говору (контракту) и получающие пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Законом России от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу.», не имели возможности получать страховую часть трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах. Нелепость ситуации была очевидной постольку, поскольку страховые взносы - это «индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете» (ст. 3 Федерального закона России от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Складывалась ситуация, когда работающие военные пенсионеры участвовали в пенсионной реформе лишь в качестве «доноров», а не полноценных участников. Это побудило многих из них к судебной защите своих прав. Дело дошло и до Конституционного Суда России, куда обратился с жалобой, в частности, военный пенсионер В.В. Наумчик, имеющий страховой стаж, требуемый для назначения трудовой пенсии, и соответствующий возраст, но получивший отказ ПФР в начислении ему второй пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости).
В своей жалобе в Конституционный Суд России он оспорил конституционность пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона России от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» , согласно которым граждане, которые имеют право на разные пенсии (например, труд¬вую или по государственному пенсионному обеспечению), по общему правилу, вправе выбрать из них ту, которая их больше устроит. Суд согласился с довода¬ми заявителя, приняв решение, по которому законодателю надлежало в срок не позднее 01.01.2007 предусмотреть правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам, помимо военной пенсии по государственному пенсионному обеспечению , и страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР .
В срок до 01.01.2007 законодатель не уложился, приняв позже Федеральный закон Российской Феде¬рации от 22.07.2008 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде-рации по вопросам пенсионного обеспечения»22, на основании которого военные пенсионеры теперь имеют право на одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за выслугу лет или по инвалидности) и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части).
Но, во-первых, несмотря на то, что Закон вступил в силу со дня его официального опубликования (25.07.2008), его действие распространяется лишь на соответствующие общественные отношения, возникшие с 01.01.2007: не ясно, как быть с исчислением, расчетом и пересмотром трудовых пенсий работающих военных пенсионеров с учетом страховых взносов, отраженных до указанной даты на их индивидуальных лицевых счетах в ПФР, то есть накопленных, предположим, за период 2002-2006 годов.
Во-вторых, военный пенсионер должен иметь официально подтвержденный страховой стаж не менее 5 лет, в течение которых ему должна была быть начислена «белая» заработная плата, а работодатель дол-жен был ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в ПФР.
В-третьих, военному пенсионеру необходимо достичь общегражданского пенсионного возраста (60 лет -для мужчин и 55 лет - для женщин) .
На пенсионном учете в военных комиссариатах Рос¬сии на середину 2010 г. находилось порядка 1,5 млн бывших военнослужащих, около 519 тысяч получали пенсии ниже среднего уровня трудовых пенсий (46% от общей численности военных пенсионеров), а средняя пенсия офицера запаса составляла около 7 тысяч рублей. В целом же средние размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, составляли 25-30% от общего объема денежного довольствия военнослужащих . Пенсии в Минобороны России оказались значительно меньше, чем у бывших чиновников и пенсионе¬ров других «силовых» ведомств и на порядки меньше, чем у военнослужащих США и других экономически развитых стран Запада . Зато, нашим военным пенсионерам, достигшим общегражданского пенсионного возраста, предлагается уповать на вторую пенсию, которая редко у кого превышает 1 тысячу рублей.
Предоставив военным пенсионерам возможность получения страховой части трудовой пенсии по старости, государство, следовательно, стремится держать их на рынке труда. Ведь установка многих ветеранов военной службы работать после увольнения в запас или в отставку - вынужденная необходимость, вызванная высокой стоимостью жизни и сравнительно низким размером военных пенсий. Право на трудовую пенсию по достижению общегражданского пенсионного возраста ими востребовано до тех пор, пока размеры их пенсий по государственному пенсионному обеспечению не достигнут величины достойного защитников Родины уровня жизни. Если это произойдет, то 70% работающих военных пенсионеров уйдут на заслуженный отдых .
В 2011 году состоялось принятие двух федеральных законов: «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» . Первое лицо государства уже объявило, что с 01.01.2012 военные пенсии увеличены в 1,6 раза .
Фактически Руководством страны Минобороны России дан «карт-бланш» на проведение крупнейшей за последние десятилетия финансовой реформы Российских Армии и Военно-Морского Флота. Причем ее инициаторы, ссылаясь на так называемую Стратегию социального развития Вооруженных Сил Российской Федерации до 2020 года, публично уверяют граждан России, что наши военные пенсионеры станут жить гораздо лучше, чем прежде .
На самом деле, в конце 2011 года на встрече с ново¬избранными депутатами нижней палаты Парламента России заместитель министра обороны России по финансово-экономической работе В.Е. Чистова обнародовала основные направления данной реформы: отменить все социально-значимые льготы военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей; ликвидировать пропорциональную увязку повышения окладов денежного содержания военнослужащих и военных пенсий, легализовать масштабный разрыв между ними - на фоне минимум 3-кратного увеличения окладов денежного содержания военнослужащих военные пенсии увеличить в среднем на 50-70%.
Адмирал В.П. Комоедов, бывший Командующим Черноморским флотом ВМФ России, ныне - член комитета по обороне Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, сравнил «формулы Чистовой» с присно памятным 122-м законом о «монетизации» льгот , обратив особое внимание на то, что «для ограниченного, оставшегося в новом облике, офицерского корпуса денежное довольствие, действительно, существенно увеличится, учитывая установку, данную Президентом России о том, что денежное довольствие командира взвода должно составлять в среднем более 50 тысяч рублей в месяц, а командира батальона - более 100 тысяч рублей», а вот «наши военные пенсионеры станут жить еще хуже» . И, похоже, что он прав.

Автор: Хмелевский Сергей Владимирович, к.ф.н., доцент


Пенсия за выслугу лет

Категория получателей: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту.

Текст нормы: для военнослужащих, уволенных с военной службы по контракту и имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более. Уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения с военной службы 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба (статья 13).

Размер выплаты:

  • военнослужащим, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;
  • военнослужащим, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия (статья 14).

Нормативные правовые акты:

  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • денежный аттестат;
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • выписка из приказа об увольнении, копия послужного списка (все в личном деле);
  • расчет выслуги лет на пенсию.

Пенсия по инвалидности

Категория получателей: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, ставшие инвалидами вследствие военной травмы либо заболевания, полученного в период военной службы (статья 21).

Текст нормы: Для военнослужащих, ставших инвалидами, в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, независимо от продолжительности их военной службы (статья 28).

Размер выплаты:

  • инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия;
  • инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия (статья 22).

Нормативные правовые акты:

  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • денежный аттестат;
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • выписка из приказа об увольнении, копия послужного списка, копия заключения ВВК (все в личном деле);
  • выписка из акта освидетельствования в учреждении МСЭК.

Пенсия по случаю потери кормильца

Категория получателей: нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) военнослужащих (военных пенсионеров) состоявшие на их иждивении (статья 29).

Текст нормы: Для членов семей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по контракту (военных пенсионеров).

Размер выплаты:

  • членам семей военнослужащих (военных пенсионеров), умерших вследствие военной травмы, — 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи;
  • членам семей военнослужащих (военных пенсионеров), умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, — 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи (статья 36).

Нормативно-правовые акты:

  • Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • денежный аттестат;
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • копии свидетельств, выданных ЗАГСом, о рождении детей, о браке, о смерти;
  • справка образовательного учреждения об учебе детей.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью

Категория получателей: Военнослужащие, проходившие военную службу по контракту (уволенные с военной службы по контракту) – при установлении им в период прохождения военной службы либо после увольнения с военной службы инвалидности вследствие военной травмы.

Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, (военных пенсионеров).

Размер выплаты:

  • инвалиду I группы — 17244.99 рублей;
  • инвалиду II — группы 8622.49 рублей;
  • инвалиду III группы — 3448.99 рублей.

Нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копия справки федерального учреждения МСЭК, подтверждающей факт установления инвалидности вследствие военной травмы.

Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью

Категория получателей: члены семей военнослужащих погибших (умерших) вследствие военной травмы и в случае смерти пенсионеров из числа инвалидов вследствие военной травмы.

Текст нормы: Для членов семей военнослужащих погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (военных пенсионеров из числа инвалидов следствие военной травмы).

Размер выплаты:

  • в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы — размер ЕДК рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной для инвалида I группы (17 244 рублей 99 коп) на количество членов семьи, имеющих право (включая самого кормильца);
  • в случае смерти инвалида вследствие военной травмы – размер ЕДК рассчитывается путем деления ЕДК, установленной на день смерти для инвалида соответствующей группы на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида) (пункты 9, 10 статьи 3).

Нормативно-правовые акты:

  • Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • копия документа, удостоверяющего личность;
  • копия документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего (пенсионера);
  • копия свидетельства о смерти инвалида;
  • копии свидетельств ЗАГСа о заключении брака, о рождении детей;
  • копия справки федерального МСЭК, подтверждающей факт установления инвалидности с детства;
  • справка образовательного учреждения, подтверждающая обучение ребенка.

Выплата оклада по воинскому званию

Категория получателей: выплачивается в течение 1 года после увольнения военнослужащих, имеющим общую продолжительность военной службы менее 20 лет, и уволенным с военной службы по контракту по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (пункт 18).

Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Размер выплаты:

размер зависит от оклада по воинской должности.

Нормативно-правовые акты:

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • денежный аттестат;
  • копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства;
  • выписка из приказа об увольнении.

Денежная компенсация в возмещение вреда здоровью

Категория получателей: военнослужащие, проходившие военную службу по контракту, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.

Текст нормы: Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (военных пенсионеров).

  • Размер выплаты:
  • инвалиду I группы – 18425.94 рублей;
  • инвалиду II группы – 9212.98 рублей;
  • инвалиду III группы – 3685.17.

Нормативно-правовые акты:

  • Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • копия специального удостоверения инвалида;
  • копия справки федерального МСЭК подтверждающей факт установления инвалидности;
  • копия заключения межведомственного экспертного совета или ВВК о причинной связи инвалидности с работами по ликвидации последствий ЧАЭС.

Денежная компенсация в возмещение вреда здоровью

Категория получателей: нетрудоспособные члены семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров), находившиеся на их иждивении.

Текст нормы: Для членов семей погибших (умерших) военнослужащих (военных пенсионеров).

Размер выплаты:

  • размер компенсации, приходящейся на всех иждивенцев, определяется как разность между всем размером ежемесячной денежной компенсации и частью, приходившейся на самого кормильца (пункт 15 статьи 14).

Нормативно-правовые акты:

  • Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Перечень документов, необходимых для принятия решения:

  • заявление;
  • копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • копия свидетельства о смерти кормильца;
  • справка о составе семьи;
  • документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных иждивенцев (копии свидетельства о рождении детей, пенсионного удостоверения, справки об установлении инвалидности, трудовой книжки и другие).

Справочно:

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2012 г. № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» организация и осуществление информационной работы по вопросам пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации, возложена на военные комиссариаты.

Никакие другие органы исполнительной власти осуществлять работу по назначению уволенным военнослужащим и членам их семей пенсий, пособий, предоставлению компенсаций и других выплат не уполномочены.

В связи с этим по всем вопросам назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций, предоставления других социальных выплат следует обращаться в военный комиссариат по месту жительства, где находятся личные (пенсионные) дела граждан, уволенных с военной службы по контракту со всеми необходимыми документами.

Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ


Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ


Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ


Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ

Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ

Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ

ПРИТОБОЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Дело N 2а-426/2016

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Глядянское 08 сентября 2016 г.
Притобольный районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Трифоновой М.Н.,
при секретаре Ч.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К. к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской области об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления.

К. обратился в Притобольный районный суд с административным иском к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской области (далее по тексту УФСБ РФ по Курганской области) об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления.
Свои требования, мотивирует тем, что он находился на воинской службе с 1975 года, которую проходил в органах КГБ СССР, а после распада Советского Союза - в КНБ Республики Казахстан. В 1997 году вышел на пенсию по выслуге лет. С 2004 года постоянно проживает на территории по виду на жительство, а с 2008 года получил . Все эти годы, то есть с 2004 года, он получает пенсию по законодательству. Также до 2015 года включительно пользовался правом на обеспечение медицинской помощи и санаторно-курортным лечением через поликлинику УФСБ РФ по Курганской области, что подтверждается штампом в пенсионном удостоверении.
В мае 2016 года в устной форме ему было отказано в медицинском обеспечении под предлогом выхода на пенсию не в России, что позднее подтвердили официальным ответом на его заявление.
Из материалов дела следует, что К. является пенсионером, ему назначена пенсия по выслуге лет. Он и члены его семьи пользовались правом на обеспечение медицинской помощью и санаторно- курортном лечении через поликлиники санатории и дома отдыха с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств -участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Статья 1 Протокола к Соглашению между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., подписанного в г. Москве 25 января 2000 г., предусматривает, что на граждан, проходивших военную службу в воинских частях Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и органах бывшего Союза ССР и перешедших (зачисленных) на военную службу в вооруженные силы, другие войска, иные воинские формирования и органы государств- участников Содружества, при их переезде на постоянное место жительства из одного государства Содружества в другое распространяются права и льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих государства Содружества, избранного для постоянного проживания.
На основании ст. 1 Протокола, действовавшего на момент переезда К. в Российской Федерацию, на К. распространялись права и льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих Российской Федерации, установленные ч. 3 ст. 2 ФЗ " О статусе военнослужащих".
Российская Федерация участником названного Протокола не стала, о чем в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 года N 490-рп МИД России направил депозитарию соответствующее уведомление (согласно Статусу Протокола уведомление депонировано 27 июля 2011 года).
Согласно п "а" ст. 2 ФЗ от 15.07.1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах РФ", "Международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием правом заключать международные договоры в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документов, а также независимо от его конкретного наименования.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ "О международных договорах РФ", указанный Федеральный закон применяется в отношении международных договоров РФ (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).
В соответствии с положениями ст. 38 ФЗ "О международных договорах РФ", прекращение международного договора, в котором участвует Российская Федерация, освобождает ее от всякого обязательства выполнять этот договор в дальнейшем. Прекращение международного договора не влияет ни на права, ни на обязательства, ни на юридическое положение Российской Федерации, которые возникли в результате выполнения договора до момента прекращения его действия. Международный договор РФ, прекративший свое действие, перестает быть частью правовой системы Российской Федерации, а его положения соответственно, не подлежат дальнейшему применению.
Учитывая, что норма положения на основании которой К. пользовался правом на медицинское и санаторно - курортное обеспечение в поликлинике УФСБ России, прекратила свое действие, правовых оснований для медицинского и санаторно-курортного обеспечения в поликлинике УФСБ России по Курганской области у К. не имеется.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым отказать К. в удовлетворение заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 218, 219, 226, 227 КАС РФ,

К. в удовлетворении заявленных требований к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской области об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления, отказать.
В течение месяца со дня принятия решения оно может быть обжаловано в Курганский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Притобольный районный суд Курганской области.



Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих регламентируются Законом РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Кому гарантируется военная пенсия

Пенсионное обеспечение гарантируется всем проходившим военную службу (в случае гибели - членам их семей), даже проживающим в настоящее время на территории бывших республик Союза ССР (за исключением стран СНГ), если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения.

Виды пенсии

а) за выслугу лет;

б) по инвалидности;

в) в случае гибели или смерти военнослужащих их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается после увольнения со службы. Пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца назначаются независимо от продолжительности военной службы.

Лицам, имеющим одновременно право на иные виды пенсии в соответствии с законодательством РФ, выплачивается одна из пенсий по их выбору.

Исключение составляют случаи:

  • получения права на страховую гражданскую пенсию после увольнения с военной службы (в таком случае выплачивается две пенсии: страховая пенсия, за исключением фиксированной ее части, и пенсия за выслугу или пенсия по инвалидности);
  • потери кормильца (кормильцев); при потере двух и более кормильцев выплачивается пенсия только в отношении одного из них - на выбор.

Кто имеет право на пенсию за выслугу лет

а) военнослужащие, имеющие на день увольнения выслугу 20 лет и более, здесь учитывается и выслуга на службе в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, а также в войсках национальной гвардии Российской Федерации;
Прим.: Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.

б) военнослужащие, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации.

В общий трудовой стаж включаются трудовой стаж и страховой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом "О страховых пенсиях".

При расчете "пенсионной выслуги" учитывается также обучение в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях с военной кафедрой, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.

Кто имеет право на пенсию по инвалидности

Право на пенсию возникает у военнослужащих, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Группа и причины инвалидности, время наступления и период инвалидности устанавливаются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Размер военной пенсии

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:

  • имеющим выслугу 20 лет и более:
    за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия;
    за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;
  • имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации:
    за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия;
    за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.

Пенсия по инвалидности устанавливается в следующих размерах:

  • инвалидам вследствие военной травмы I и II групп - 85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия;
  • инвалидам вследствие заболевания, полученного в период военной службы, I и II групп - 75 процентов, III группы - 40 процентов соответствующих сумм денежного довольствия.

Для исчисления пенсии учитываются оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В какое ведомство обращаться за выплатой пенсии

Пенсионное обеспечение осуществляется в зависимости от последнего места службы:

а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их семей;

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, а также их семей;

в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;

г) Генеральной прокуратурой Российской Федерации - в отношении лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры после 1 января 2017 года, а также членов их семей;

ж) Следственным комитетом Российской Федерации - в отношении лиц, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации после 1 января 2017 года, а также членов их семей.

Читайте также: