Пенсии государственных гражданских служащих в республике татарстан

Глава 7. Пенсионное обеспечение лиц, замещавших должности государственной службы

Статья 45. Пенсия за выслугу лет

1. Государственные служащие, замещавшие должности государственной службы Республики Татарстан в соответствии с настоящим Законом, имеют право на пенсию за выслугу лет с учетом положений, установленных частями 1.1, 1.2, 2 и 2.1 настоящей статьи, при условиях:

1) наличия стажа государственной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Закону;

1.1. Государственные служащие при увольнении с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего Республики Татарстан, замещавшего должность государственной гражданской службы Республики Татарстан категории "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона, имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности государственной гражданской службы Республики Татарстан они достигли возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", либо им назначена страховая пенсия по старости досрочно или страховая пенсия по инвалидности, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

1.2. Государственные служащие при увольнении с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего Республики Татарстан, замещавшего должность государственной гражданской службы Республики Татарстан категории "руководитель" или "помощник (советник)"), 5, 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.1-8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона, имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от приобретения на момент увольнения права на страховую пенсию по старости (инвалидности).

2. Государственные служащие при увольнении с государственной гражданской службы Республики Татарстан по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий государственного гражданского служащего Республики Татарстан, замещавшего должность государственной гражданской службы Республики Татарстан категории "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 Федерального закона, до достижения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", либо назначения страховой пенсии по старости досрочно или страховой пенсии по инвалидности имеют право на пенсию за выслугу лет при условии наличия стажа работы (службы) не менее 15 лет на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, а также иных должностях в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи.

2.1. В стаж работы (службы), указанный в пункте 2 части 1 и части 2 настоящей статьи, засчитываются также периоды работы (службы) в Республике Татарстан на должностях, указанных в пунктах 2, 7, 10 и 11 части 1 статьи 32 настоящего Закона, общей продолжительностью не более пяти лет в случае, если эти периоды непосредственно предшествовали и (или) непосредственно следовали работе (службе) на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона. При этом учитываются все периоды работы (службы) на должностях, указанных в пунктах 2, 7, 10 и 11 части 1 статьи 32 настоящего Закона, последовательно замещаемых до или после работы (службы) на должностях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона.

3. Пенсия за выслугу лет устанавливается по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", либо при назначении страховой пенсии по старости досрочно или страховой пенсии по инвалидности. Пенсия за выслугу лет назначается пожизненно и выплачивается ежемесячно.

4. Пенсия за выслугу лет государственным служащим при наличии стажа государственной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к настоящему Закону, назначается в размере 20 процентов месячного денежного содержания государственного служащего. За каждый полный год стажа государственной службы сверх указанного стажа пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания. При этом размер пенсии за выслугу лет не может превышать 50 процентов месячного денежного содержания государственного служащего.

4.1. В случае, если размер пенсии за выслугу лет, определенный в соответствии с частью 4 настоящей статьи, не превышает фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия за выслугу лет выплачивается в размере, равном указанной фиксированной выплате к страховой пенсии по старости.

5. Размер пенсии за выслугу лет исчисляется по выбору лица, обратившегося за назначением пенсии за выслугу лет, исходя из месячного денежного содержания по должности государственной службы, замещаемой на день прекращения государственной службы или день достижения им возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо по иной должности государственной службы при условии, что время работы на данной должности составляет не менее 12 полных месяцев.

В случае ликвидации указанных должностей государственной службы на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет размер денежного содержания определяется по аналогичной либо приравненной к ней должности государственной службы в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Татарстан.

6. В состав месячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется и устанавливается пенсия за выслугу лет, включаются должностной оклад и оклад за классный чин.

7. Утратила силу с 1 июля 2011 года.

8. Назначение пенсии за выслугу лет производится по заявлению гражданина, поданному в том числе в форме электронного документа, имеющего право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи.

Порядок выплаты пенсий за выслугу лет лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное место жительства за пределы территории Республики Татарстан, устанавливается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

10. Пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается со дня подачи заявления, в том числе в электронной форме, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от государственной должности Республики Татарстан или должности государственной гражданской службы Республики Татарстан, либо государственной должности Российской Федерации или должности федеральной государственной службы, либо государственной должности или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, либо выборной муниципальной должности или должности муниципальной службы и соблюдения условий, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.

11. В случае замещения лицом, которому назначена пенсия за выслугу лет, должности, указанной в части 10 настоящей статьи, выплата пенсии за выслугу лет приостанавливается со дня замещения одной из указанных должностей.

12. Индексация (дополнительное увеличение) пенсии за выслугу лет производится при повышении в централизованном порядке должностных окладов государственных служащих путем увеличения размера пенсии за выслугу лет, исчисленной по правилам части 4 настоящей статьи, на индекс увеличения должностных окладов по соответствующей должности государственной службы.

Перерасчет (корректировка) размера пенсии за выслугу лет производится при изменении в установленном порядке продолжительности стажа государственной службы по заявлению пенсионера, поданному в том числе в форме электронного документа, в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи. В этом случае перерасчет размера пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера. Заявление принимается при условии одновременного представления им всех документов, предусмотренных законодательством.

13. Государственному служащему, имеющему одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом и пенсию за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего или муниципального служащего, пенсию за выслугу лет по другим основаниям, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан или муниципальные должности в Республике Татарстан, дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, пенсию по инвалидности (за исключением страховой пенсии по инвалидности), иную ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан, бюджетов иных субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Татарстан, иных субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, выплачивается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом или иная выплата по его выбору, если иное не установлено федеральным законодательством.

14. Выплата пенсии за выслугу лет, ее доставка, удержания из пенсии, если иное не предусмотрено настоящим Законом, производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержания из страховой пенсии.

1. Лица, замещавшие должности государственной службы, иные должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 32 настоящего Закона, и вышедшие на государственную пенсию по старости (инвалидности) после вступления в силу настоящего Закона, имеют право на получение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, установленных статьей 45 настоящего Закона.

2. Лица, замещавшие должности государственной службы, иные должности, указанные в пунктах 1 и (или) 9 части 1 статьи 32 настоящего Закона, которые вышли на государственную пенсию по старости (инвалидности) до 1 февраля 2003 года и которым пенсия за выслугу лет не назначена, имеют право на получение пенсии за выслугу лет на условиях и в порядке, установленных статьей 45 настоящего Закона, с учетом особенностей, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.

3. Лица, указанные в части 2 настоящей статьи, имеют право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Законом при наличии необходимого для назначения пенсии за выслугу лет стажа работы (службы) на должностях, указанных в статье 32 настоящего Закона. При этом стаж работы (службы) в Республике Татарстан на должностях, перечисленных в пунктах 1 и (или) 9 части 1 статьи 32 настоящего Закона, должен составлять не менее 10 лет.

Статья 46.1. Информационное обеспечение установления и выплаты пенсий за выслугу лет

Информация об установлении и выплате в соответствии с настоящим Законом пенсий за выслугу лет размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение (получение) указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".








Окладная и надбавочная части зарплат поменялись местами. Оклады увеличиваются с 21% до 70%, а надбавки, наоборот, уменьшаются - с 79% до 30%. Так, раньше ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия госслужбы была 60 – 200% (в зависимости от градации – высшие, главные, ведущие, старшие и младшие сотрудники), то теперь только 3 - 12%. Ежемесячная компенсационная выплата за специальный режим работы с 20% уменьшается до 2%. К тому же, отпускные госслужащих будут только 120% должностного оклада вместо 200% их денежного содержания. Тем не менее, бедствовать чиновники точно не будут. В законе, принятом Госсоветом РТ, сразу в трёх чтениях, сказано, что только в 2018 году на зарплаты потребуется дополнительно 325,3 млн. рублей из бюджета РТ.


«Однозначно больше будут получать те, кто работает на младших должностях – специалисты, пришедшие со студенческой скамьи без опыта госслужбы или с минимальным опытом, - считает глава комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. - Раньше оклад специалиста 3-го разряда был 2 337 рублей, со всеми надбавками он получал 9756 рублей. Сейчас они будут получать порядка 15 тыс. рублей. С 1 апреля ежемесячный оклад государственного гражданского служащего будет не меньше 11 163 рублей, то есть на уровне МРОТ, вводимого в стране с 1 мая 2018 года».


По данным Альберта Хабибуллина, сегодня в республике около 5100 государственных гражданских служащих. 70% из них - так называемая младшая группа должностей (порядка 4400 человек). Плюс ещё 299 должностей вакантны. «Очень часто молодой человек, придя со после вуза на государственную или муниципальную службу, наработав там навыки, уходит туда, где выше зарплата», - отмечает депутат, надеясь, что теперь будет проще привлечь и удержать на госслужбе молодёжь. А вот зарплата других бюджетников часто растет по другим причинам: медики вкалывают в две смены, а педагоги порой тянут по две ставки. Чиновникам же зарплата прибавляется, похоже, просто так. Им надо лишь раз в три года проходить аттестацию.


Кнут или пряник?

О пересмотре зарплат служащих в сельских районах в республике говорят давно. Мол, люди работают спустя рукава, потому что им платят копейки. «Я получаю 35-40 тысяч рублей, - рассказал на условиях анонимности глава сельского поселения вблизи Казани. - Руководитель исполкома – всего 25 тысяч, его зам - 18-20 тысяч рублей, юрист - 15 тысяч рублей – а кто придет на такие деньги? В нашем сельсовете повышение коснется только пяти человек, мне, как главе, ничего не положено. Правда, недавно дали квартальную премию – 70 тысяч рублей».


Однако бедность чиновников – не более чем миф. Это видно из анализа, проведённого «АиФ-Казань» по данным Росстата за 5 лет. С 2012 года зарплаты госслужащих в РТ выросли на 81 - 86%. Вряд ли это сравнимо с ростом доходов других бюджетников.

В то же время «АиФ-Казань» неоднократно писал, как люди страдают из-за некомпетентности чиновников, не выполняющих свои обязанности и получающих за свои «художества» одни выговоры.


«АиФ-Казань» писал и о том, как наша читательница из Высокогорского района год добивалась прописки в местном сельсовете. Не потому, что там работают какие-то вредители – люди просто не знали, как вводить адрес в федеральную информационную адресную систему. Просьбу другого читателя - ввести компенсацию платы за капремонт, почему-то переадресовали в префектуру одного из районов Казани. Хотя введение этой нормы – полномочия республиканского уровня. Устроить в районах ликбез для работников соцзащиты и отделов ЖКХ предложила недавно депутат Госсовета РТ Татьяна Воропаева. «Люди не получают 100-процентной информации в муниципалитетах, - заявила она после командировок. – «Жилищники» на местах безграмотные, первоочередников – мам с больными детьми - отодвигают! «Специалисты» даже не знают, при каких заболеваниях инвалид становится первоочередником».

Но воспитывают госслужащих больше не кнутом, а пряником. Чтобы было, с кого брать пример, лучших помещают на электронную доску почёта. К слову, при их выборе учитывается такое достижение, как привлечение средств в бюджеты различных уровней или сокращение расходов бюджета. В итоге модель бизнес-управления переносится и на госструктуры, а во главу угла ставится финансовый результат. Но государство – не бизнес-структура, оно призвано решать каждодневные рутинные задачи. А для этого чиновники должны хорошо выполнять свою работу.

Комментарий

Завкафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ- КХТИ, доктор социологических наук Андрей Тузиков:

- Работа на госслужбе престижна во всём мире. По мотивации людей можно разделить на две группы. Одни нацелены на решение задачи, на достижение успеха, на решение каких-то прорывных задач. Вторые стремятся избегать неудачи, их цель – безопасность. То есть одни готовы рисковать во имя какого-то большого успеха, результата, и соответственно, не идут туда, где мало платят. А кто-то согласен на гарантированный минимум. Поступить на госслужбу – конечно, не значит, стать миллионером. Но это возможность получить вполне достойный доход, который позволит не думать о хлебе насущном. В этом смысле у госслужбы есть преимущества перед бизнес-структурой.

К тому же зачастую на госслужбе человек набирает опыт, узнаёт, как работает система изнутри. Приобретя так называемый социальный капитал, он переходит в бизнес. Таких людей - с опытом управления, со связями в бизнесе обычно ценят».

Официально

Безусловно, оценить деятельность служащих весьма сложно, ведь, как правило, в их работе отсутствуют количественные показатели. Однако поиски решений в этом вопросе продолжаются. Уже подготовлена Система оценки деятельности служащих в зависимости от уровня должности. В частности, процессные показатели оцениваются по трём критериям – сроки, сложность, качество. Однако система пока работает в пилотном режиме и требует доработки.

Кстати

В 2017 году самые высокие средние зарплаты в территориальных органах федеральных служб (налоговой, Роспотребнадзора) были в Чукотском автономном округе – 96176 руб., самые низкие в Ингушетии – 29681 руб. В ПФО самые высокие зарплаты у этой группы чиновников в Пермском крае – 40745 руб. (Татарстан на втором месте по ПФО).

У чиновников министерств и ведомств самые высокие средние зарплаты в Чукотском автономном округе – 127223 руб., самые низкие – в Ингушетии – 25571 руб. В ПФО самые высокие зарплаты у чиновников этой категории в Оренбургской области.

У муниципальных служащих самые высокие зарплаты в Чукотском автономном округе – 113250 руб., самые низкие в Псковской области – 17904 руб. В ПФО самые высокие зарплаты в Нижегородской области – 38108 руб.

Языком цифр

За пять лет количество чиновников всех уровней в РТ сократилось на примерно на 9% – с 19408 до 17601 человека. При этом укомплектованность штата федеральных и региональных гражданских служащих повысилась, что говорит о сокращении штатного расписания в этих органах. А вот укомплектованность штата муниципальных служащих снизилась, и при этом самих должностей стало примерно на 270 меньше.

В 2017 году больше всего чиновников территориальных управлений федеральных органов после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга было в Краснодарском крае – 12566, Ростовской области – 11865 и Свердловской области – 10583 человека. В ПФО в лидерах по количеству таких чиновников Нижегородская область – 8932 служащих.

Одной из категорий граждан, которые имеют право на получение пенсии за выслугу лет, являются федеральные государственные служащие.

Все граждане, которые относятся к этой категории, могут при наступлении определенных условий обратиться за ее получением. Условия и порядок назначения пенсии госслужащим, а также порядок этой процедуры будут рассмотрены далее.

  • Требования к претендентам
  • Порядок расчета
    • Средняя заработная плата за последние 12 месяцев перед выходом на пенсию
    • Величина стажа, который имеет работник на должности госслужащего
  • Как выплачивается пенсия?
  • Дополнительные надбавки

Требования к претендентам

При ее назначении не учитывается возраст гражданина, а также его трудоспособность, значение имеет лишь фактический стаж работы в определенной сфере. Выплаты данной пенсии осуществляются из федерального государственного бюджета.

Право на получение выплат по выслуге лет является дополнительной социальной гарантией, которая предоставляется от лица государства федеральным госслужащим. Для ее получения они должны соответствовать множеству критериев, а именно:

      1. Быть уволенными по одному из следующих оснований:
        • сокращение штатов;
        • соглашение сторон;
        • собственное желание;
        • обстоятельства, которые не зависят от воли сторон;
        • изменения условий действующего трудового договора (контракта);
        • достижение максимально возможного возраста;
        • ликвидация государственного органа.
      2. Иметь опыт работы на госслужбе не менее 15 лет. Однако в некоторых случаях законодательство предполагает возможность выхода на пенсию даже при меньшей величине стажа.
      3. Занимать должность госслужащего без перерыва в течение минимум 12 месяцев до увольнения.
      4. Достигнуть максимального срока, в течение которого можно пребывать госслужбе. Его продолжительность составляет 60 лет.

Стоит учесть, что одновременно работать на госслужбе и получать пенсию по выслуге лет гражданин не имеет права. Еще одно требование касается возраста, с которого госслужащий может уйти на выслугу лет. Он устанавливается отдельно для мужчин и женщин и составляет 60 и 55 лет соответственно.

Если стаж составляет 25 лет и сотрудник работал на госслужбе 7 непрерывных лет перед увольнением, то уйти на пенсию по выслуге лет он вправе в любой момент, даже до достижения установленного законодательством возраста.

Порядок расчета

На расчет пенсии для госслужащего влияют несколько факторов, представленных ниже.

Средняя заработная плата за последние 12 месяцев перед выходом на пенсию

При этом в расчет принимаются только те выплаты, что были сделаны гражданину на государственной службе. То есть, если он в этот период работал где-то в другом месте, полученная там заработная плата во внимание приниматься не будет.

Среднемесячный заработок рассчитывается путем сложения всех выплат, полученных работником за год, и делением этой суммы на 12 месяцев. К ним относятся:

  • ежемесячный оклад;
  • ежемесячная надбавка;
  • денежные поощрения;
  • ежемесячные и единоразовые премии и т. п.

При этом в расчетах не учитываются такие периоды:

  • бесплатный отпуск;
  • отпуск по беременности и родам;
  • временная нетрудоспособность;
  • отпуск по уходу за ребенком.

Все насчитанные и выплаченные за эти периоды пособия при расчете среднемесячного заработка не учитываются. Величина полученного в итоге всех расчетов среднемесячного заработка не должна превышать 2,8 оклада, установленного для соответствующей должности госслужащего.

Величина стажа, который имеет работник на должности госслужащего

В зависимости от этого показателя определяется процент от среднемесячной заработной платы, который будет получать гражданин в виде своей пенсии:

  • величина стажа составляет 15 лет – 45%;
  • стажа более 15 лет – за каждый год служащий может рассчитывать на дополнительную прибавку в размере еще 3%.

Для расчета пенсии величина оклада умножается на соответствующий процент. Итоговая сумма и будет той доплатой, которую сможет получать гражданин.

Расчет по этим правилам стоит рассмотреть на примере.

  1. Среднемесячная заработная плата за 2015 год – 23 тыс. руб.
  2. Стаж работы на государственной службе – 18 лет.

На основании этих данных можно рассчитать размер его пенсии, который составит:

П = 23 000 * 54% = 12 420 руб.

Величина 54% определена как сумма базовой оплаты в 45% и доплаты в размере 3% за каждый дополнительный год (3 + 3 + 3 = 9%). В некоторых случаях итоговая сумма получается меньше, чем страховая пенсия, поэтому оформлять ее не имеет смысла.

Как выплачивается пенсия?

По общим правилам за получением подобных выплат граждане обращаются с соответствующим заявлением в отделение Пенсионного фонда. Однако госслужащие являются исключением из правил – им следует обращаться в соответствующую структуру того органа, в котором они проходили государственную службу.

Чаще всего этой структурой является кадровая служба. Если орган, в котором работал служащий, был ликвидирован, то обращаться можно в ту организацию, которой были переданы его функции и полномочия.

Для обращения необходимо подготовить следующие документы:

  • Заявление о назначении пенсии. Оно составляется на имя председателя территориального ПФР.
  • Паспорт.
  • Другие дополнительные документы. Например, от гражданина могут потребоваться бумаги, подтверждающие его прописку, стаж работы и т.п.

Конкретный перечень необходимых документов нужно уточнять в том органе, в который подается заявление на получение пенсии. Стоит учесть, что некоторые категории госслужащих будут получать выплаты не из Пенсионного фонда РФ, а от той структуры или ведомства, в котором они и проходили службу.

Выплаты производятся ежемесячно, причем пенсионер сам вправе выбрать организацию и способ их получения (почта России, один из банков).

При получении “серой зарплаты” работник лишается всех выплат (больничных, декретных и т. д.), хотя в отдельных случаях такая оплата труда может быть и выше, чем официальная. Как повлиять на работодателя при таком незаконном решении, читайте в этой статье.

Работодатель не в праве нарушать сроки выплаты декретных. Подробнее о правах беременных женщин на получение пособия читайте здесь.

Дополнительные надбавки

Пенсия по выслуге лет назначается дополнительно к страховой и выплачивается вместе с ней. Законодательством установлен минимальный страховой стаж, требуемый для получения последнего вида пенсии. Он ежегодно увеличивается и в 2016 году составляет 7 лет.

Доплата к пенсии госслужащего возможна в том случае, если, кроме этого, он официально работал в других местах и совершал со своей заработной платы страховые взносы. В этом случае величина доплаты определяется от суммы его накопительного капитала и стажа работы, а также установленного коэффициента. Для расчета такой доплаты лучше всего обратиться в отделение ПФР, поскольку только сотрудники фонда смогут точно и правильно рассчитать размер доплаты с учетом всех характеристик пенсионера.

Пенсия за выслугу назначается некоторым категориям работников при условии наличия у них определенного стажа. К одной из таких категорий относятся и госслужащие, которые вправе уйти на эту пенсию при наличии у них минимум 15 лет стажа работы на этой службе. Ее размер определяется от среднемесячного заработка и составляет от 45 до 75% его величины.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.








Окладная и надбавочная части зарплат поменялись местами. Оклады увеличиваются с 21% до 70%, а надбавки, наоборот, уменьшаются - с 79% до 30%. Так, раньше ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия госслужбы была 60 – 200% (в зависимости от градации – высшие, главные, ведущие, старшие и младшие сотрудники), то теперь только 3 - 12%. Ежемесячная компенсационная выплата за специальный режим работы с 20% уменьшается до 2%. К тому же, отпускные госслужащих будут только 120% должностного оклада вместо 200% их денежного содержания. Тем не менее, бедствовать чиновники точно не будут. В законе, принятом Госсоветом РТ, сразу в трёх чтениях, сказано, что только в 2018 году на зарплаты потребуется дополнительно 325,3 млн. рублей из бюджета РТ.


«Однозначно больше будут получать те, кто работает на младших должностях – специалисты, пришедшие со студенческой скамьи без опыта госслужбы или с минимальным опытом, - считает глава комитета Госсовета РТ по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. - Раньше оклад специалиста 3-го разряда был 2 337 рублей, со всеми надбавками он получал 9756 рублей. Сейчас они будут получать порядка 15 тыс. рублей. С 1 апреля ежемесячный оклад государственного гражданского служащего будет не меньше 11 163 рублей, то есть на уровне МРОТ, вводимого в стране с 1 мая 2018 года».


По данным Альберта Хабибуллина, сегодня в республике около 5100 государственных гражданских служащих. 70% из них - так называемая младшая группа должностей (порядка 4400 человек). Плюс ещё 299 должностей вакантны. «Очень часто молодой человек, придя со после вуза на государственную или муниципальную службу, наработав там навыки, уходит туда, где выше зарплата», - отмечает депутат, надеясь, что теперь будет проще привлечь и удержать на госслужбе молодёжь. А вот зарплата других бюджетников часто растет по другим причинам: медики вкалывают в две смены, а педагоги порой тянут по две ставки. Чиновникам же зарплата прибавляется, похоже, просто так. Им надо лишь раз в три года проходить аттестацию.


Кнут или пряник?

О пересмотре зарплат служащих в сельских районах в республике говорят давно. Мол, люди работают спустя рукава, потому что им платят копейки. «Я получаю 35-40 тысяч рублей, - рассказал на условиях анонимности глава сельского поселения вблизи Казани. - Руководитель исполкома – всего 25 тысяч, его зам - 18-20 тысяч рублей, юрист - 15 тысяч рублей – а кто придет на такие деньги? В нашем сельсовете повышение коснется только пяти человек, мне, как главе, ничего не положено. Правда, недавно дали квартальную премию – 70 тысяч рублей».


Однако бедность чиновников – не более чем миф. Это видно из анализа, проведённого «АиФ-Казань» по данным Росстата за 5 лет. С 2012 года зарплаты госслужащих в РТ выросли на 81 - 86%. Вряд ли это сравнимо с ростом доходов других бюджетников.

В то же время «АиФ-Казань» неоднократно писал, как люди страдают из-за некомпетентности чиновников, не выполняющих свои обязанности и получающих за свои «художества» одни выговоры.


«АиФ-Казань» писал и о том, как наша читательница из Высокогорского района год добивалась прописки в местном сельсовете. Не потому, что там работают какие-то вредители – люди просто не знали, как вводить адрес в федеральную информационную адресную систему. Просьбу другого читателя - ввести компенсацию платы за капремонт, почему-то переадресовали в префектуру одного из районов Казани. Хотя введение этой нормы – полномочия республиканского уровня. Устроить в районах ликбез для работников соцзащиты и отделов ЖКХ предложила недавно депутат Госсовета РТ Татьяна Воропаева. «Люди не получают 100-процентной информации в муниципалитетах, - заявила она после командировок. – «Жилищники» на местах безграмотные, первоочередников – мам с больными детьми - отодвигают! «Специалисты» даже не знают, при каких заболеваниях инвалид становится первоочередником».

Но воспитывают госслужащих больше не кнутом, а пряником. Чтобы было, с кого брать пример, лучших помещают на электронную доску почёта. К слову, при их выборе учитывается такое достижение, как привлечение средств в бюджеты различных уровней или сокращение расходов бюджета. В итоге модель бизнес-управления переносится и на госструктуры, а во главу угла ставится финансовый результат. Но государство – не бизнес-структура, оно призвано решать каждодневные рутинные задачи. А для этого чиновники должны хорошо выполнять свою работу.

Комментарий

Завкафедрой государственного, муниципального управления и социологии КНИТУ- КХТИ, доктор социологических наук Андрей Тузиков:

- Работа на госслужбе престижна во всём мире. По мотивации людей можно разделить на две группы. Одни нацелены на решение задачи, на достижение успеха, на решение каких-то прорывных задач. Вторые стремятся избегать неудачи, их цель – безопасность. То есть одни готовы рисковать во имя какого-то большого успеха, результата, и соответственно, не идут туда, где мало платят. А кто-то согласен на гарантированный минимум. Поступить на госслужбу – конечно, не значит, стать миллионером. Но это возможность получить вполне достойный доход, который позволит не думать о хлебе насущном. В этом смысле у госслужбы есть преимущества перед бизнес-структурой.

К тому же зачастую на госслужбе человек набирает опыт, узнаёт, как работает система изнутри. Приобретя так называемый социальный капитал, он переходит в бизнес. Таких людей - с опытом управления, со связями в бизнесе обычно ценят».

Официально

Безусловно, оценить деятельность служащих весьма сложно, ведь, как правило, в их работе отсутствуют количественные показатели. Однако поиски решений в этом вопросе продолжаются. Уже подготовлена Система оценки деятельности служащих в зависимости от уровня должности. В частности, процессные показатели оцениваются по трём критериям – сроки, сложность, качество. Однако система пока работает в пилотном режиме и требует доработки.

Кстати

В 2017 году самые высокие средние зарплаты в территориальных органах федеральных служб (налоговой, Роспотребнадзора) были в Чукотском автономном округе – 96176 руб., самые низкие в Ингушетии – 29681 руб. В ПФО самые высокие зарплаты у этой группы чиновников в Пермском крае – 40745 руб. (Татарстан на втором месте по ПФО).

У чиновников министерств и ведомств самые высокие средние зарплаты в Чукотском автономном округе – 127223 руб., самые низкие – в Ингушетии – 25571 руб. В ПФО самые высокие зарплаты у чиновников этой категории в Оренбургской области.

У муниципальных служащих самые высокие зарплаты в Чукотском автономном округе – 113250 руб., самые низкие в Псковской области – 17904 руб. В ПФО самые высокие зарплаты в Нижегородской области – 38108 руб.

Языком цифр

За пять лет количество чиновников всех уровней в РТ сократилось на примерно на 9% – с 19408 до 17601 человека. При этом укомплектованность штата федеральных и региональных гражданских служащих повысилась, что говорит о сокращении штатного расписания в этих органах. А вот укомплектованность штата муниципальных служащих снизилась, и при этом самих должностей стало примерно на 270 меньше.

В 2017 году больше всего чиновников территориальных управлений федеральных органов после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга было в Краснодарском крае – 12566, Ростовской области – 11865 и Свердловской области – 10583 человека. В ПФО в лидерах по количеству таких чиновников Нижегородская область – 8932 служащих.

Начало действия документа - 16.07.2006.

Данный документ вступил в силу через 10 дней после официального опубликования (опубликован в “Сборнике постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти“ - 05.07.2006).

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

от 9 июня 2006 г. N 290

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОБРАЩЕНИЯ ЗА ДОПЛАТОЙ К ПЕНСИИ ЛИЦ,

ЗАМЕЩАВШИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИЕЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,

ИХ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ

Во исполнение статей 15, 16 Закона Республики Татарстан от 04.03.2006

N 16-ЗРТ “О государственных должностях Республики Татарстан“ и статей 45, 46 Закона Республики Татарстан от 16.01.2003 N 3-ЗРТ “О государственной гражданской службе Республики Татарстан“ (в редакции Закона Республики Татарстан от 25.10.2005 N 106-ЗРТ) Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Правила обращения за доплатой к пенсии лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан, и государственной пенсией за выслугу лет государственных гражданских служащих Республики Татарстан, их назначения и выплаты.

2. Министерству финансов Республики Татарстан ежегодно предусматривать при подготовке проекта бюджета Республики Татарстан средства на выплату доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности Республики Татарстан, и государственной пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Республики Татарстан.

3. Признать утратившим силу пункт 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.04.2003 N 192 “О порядке назначения, перерасчета и выплаты пенсий за выслугу лет государственным служащим Республики Татарстан“.

4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на отдел социального развития и занятости населения Аппарата Кабинета Министров Республики Татарстан.

от 9 июня 2006 г. N 290

ОБРАЩЕНИЯ ЗА ДОПЛАТОЙ К ПЕНСИИ ЛИЦ, ЗАМЕЩАВШИХ

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПЕНСИЕЙ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН,

ИХ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ

Настоящие Правила регулируют процедуру обращения за доплатой к пенсии лиц, замещавших государственные должности Республики Татарстан (далее - доплата к пенсии), государственной пенсией за выслугу лет государственных гражданских служащих Республики Татарстан (далее - пенсия за выслугу лет), процедуру рассмотрения заявлений о назначении (приостановлении, возобновлении) доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет, определяют порядок назначения, перерасчета и выплаты доплаты к пенсии, пенсии за выслугу лет.

1. Общие положения

1.1. Действие настоящих Правил распространяется:

на лиц, замещавших государственные должности

Республики Татарстан, предусмотренные Сводным перечнем государственных должностей Республики Татарстан; конституционные государственные должности Республики Татарстан, государственные должности Татарской АССР, Татарской ССР и приравненные к ним должности, предусмотренные Сводным перечнем государственных должностей Республики Татарстан (конституционных должностей Республики Татарстан, государственных должностей Татарской АССР, Татарской ССР) для установления и исчисления пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим указанные должности на постоянной основе (далее - лица, замещавшие государственные должности), - при наличии условий, дающих право на доплату к пенсии в соответствии со статьями 15, 16 Закона Республики Татарстан от 04.03.2006 N 16-ЗРТ “О государственных должностях Республики Татарстан“;

на лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Татарстан, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан (далее - государственные служащие) - при наличии условий, дающих право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьями 45, 46 Закона Республики Татарстан от 16.01.2003 N 3-ЗРТ “О государственной гражданской службе Республики Татарстан“ (в редакции Закона Республики Татарстан от 25.10.2005 N 106-ЗРТ).

1.2. В случае ликвидации должности государственной службы на момент обращения за назначением пенсии за выслугу лет ее тождественность должности, включенной в Реестр должностей государственной гражданской службы Республики Татарстан, устанавливает Комиссия по установлению тождественности должностей государственной службы, состав которой утверждается Кабинетом Министров Республики Татарстан.

2. Порядок обращения за доплатой к пенсии

(пенсией за выслугу лет)

2.1. Лицо, замещавшее государственную должность (государственный служащий), подает письменное заявление о назначении доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) (далее - заявление) на имя управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан с необходимыми документами в управление Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Лицо, замещавшее государственную должность (государственный служащий),

может обращаться за доплатой к пенсии (пенсией за выслугу лет) в любое время после возникновения права на нее и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности) без ограничения каким-либо сроком путем подачи соответствующего заявления.

2.2. Заявление регистрируется в день его подачи управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

3. Порядок рассмотрения заявления о назначении

доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет)

3.1. При приеме заявления от лица, замещавшего государственную должность (государственного служащего), имеющего право на доплату к пенсии (пенсию за выслугу лет), и при наличии всех необходимых документов для ее назначения управление Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства:

проверяет правильность оформления заявления и соответствия изложенных в нем сведений документу, удостоверяющему личность, и иным представленным документам;

сличает подлинники документов с их копиями, удостоверяет их, фиксирует выявленные расхождения;

регистрирует заявление и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления;

запрашивает у лица, замещавшего государственную должность (государственного служащего), дополнительные документы, необходимые для назначения доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет).

3.2. Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства в 2-дневный срок со дня поступления заявления и других документов рассматривает их и направляет в Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан вместе с пенсионным делом по старости (инвалидности).

3.3. К заявлению прилагаются документы:

удостоверяющие личность, возраст, место жительства, принадлежность к гражданству;

о периодах замещения государственной должности, работы (службы), включаемых в стаж государственной службы;

справка о размере месячного денежного вознаграждения лица, замещавшего государственную должность (справка о месячном денежном содержании государственного служащего);

подтверждение Департамента по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан о включении последней занимаемой государственным служащим должности в

Реестр государственных должностей государственных служащих Республики Татарстан (для лиц, замещавших государственные должности государственной службы после 1 января 1997г.) (за исключением лиц, замещавших государственные должности).

4. Порядок назначения и выплаты доплаты к пенсии

(пенсии за выслугу лет)

4.1. Прием документов для назначения доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) от управлений Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляется Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан.

4.2. При рассмотрении документов, представленных для назначения доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет), Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан:

осуществляет проверку правильности оформления представленных документов;

принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;

запрашивает в необходимых случаях от государственных органов и лиц, претендующих на установление доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет), недостающие документы, подтверждающие периоды замещения государственной должности и (или) стаж государственной службы;

принимает решение о назначении доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) либо об отказе в ее назначении на основании совокупности представленных документов.

4.3. Решение о назначении доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) или об отказе в ее назначении принимается Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов, о чем не позднее 10 дней со дня вынесения соответствующего решения Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в письменной форме извещает заявителя с указанием причин отказа.

При несогласии лица, замещавшего государственную должность (государственного служащего), с решением об отказе в назначении доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) - это решение может быть обжаловано.

4.4. Доплата к пенсии (пенсия за выслугу лет) назначается Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан

со дня подачи заявления, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от государственной должности Республики Татарстан или должности государственной гражданской службы Республики Татарстан, либо государственной должности Российской Федерации или должности федеральной государственной службы, либо государственной должности или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, либо выборной муниципальной должности или должности муниципальной службы и назначения трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Днем обращения за назначением доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) считается день регистрации заявления со всеми необходимыми документами управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

4.5. В случае, если к заявлению приложены не все документы, лицо, замещавшее государственную должность (государственный служащий), вправе представить на основании разъяснения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан недостающие документы.

Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, то днем обращения за доплатой к пенсии (пенсией за выслугу лет) считается день регистрации этого заявления соответствующим управлением Пенсионного фонда Российской Федерации.

4.6. Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в 10-дневный срок со дня получения всех необходимых документов осуществляет их проверку, принимает решение о назначении доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет), производит расчет размера доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) и о принятом решении в письменной форме сообщает заявителю.

4.7. Решение Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о назначении доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) вместе с заявлением и всеми необходимыми документами брошюруется в пенсионное дело.

4.8. Доплата к пенсии (пенсия за выслугу лет) выплачивается одновременно с

трудовой пенсией по старости (инвалидности) управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства на основании решения Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан.

Выплата доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет), ее доставка, удержания из пенсии производятся в порядке, предусмотренном для выплаты, доставки и удержания из трудовой пенсии.

5. Порядок приостановления, возобновления и прекращения

выплаты доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет)

5.1. Доплата к пенсии (пенсия за выслугу лет) не выплачивается в период нахождения на государственной должности Республики Татарстан или должности государственной гражданской службы Республики Татарстан, либо государственной должности Российской Федерации или должности федеральной государственной службы, либо выборной муниципальной должности или должности муниципальной службы.

Лицо, замещавшее государственную должность (государственный служащий), получающее доплату к пенсии (пенсию за выслугу лет) и назначенное на государственную должность Республики Татарстан в порядке, установленном законодательством Республики Татарстан, или должность государственной гражданской службы Республики Татарстан, либо государственную должность Российской Федерации или должность федеральной государственной службы, либо государственную должность или должность государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, либо выборную муниципальную должность или должность муниципальной службы, обязано в 5-дневный срок сообщить об этом в управление Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

Выплата доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) приостанавливается со дня назначения (замещения) на одну из указанных в настоящем пункте должностей по решению управления Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства о приостановлении ее выплаты на основании заявления соответствующего лица с приложением копии правового акта о его назначении или замещении соответствующей должности.

5.2. При последующем освобождении от указанных в пункте 5.1 настоящих Правил должностей выплата доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет)

возобновляется на прежних условиях либо, по желанию лица, замещавшего государственную должность (государственного служащего), и на основании его заявления доплата к пенсии (пенсия за выслугу лет) устанавливается вновь по последней государственной должности или должности государственной гражданской службы Республики Татарстан с приложением копии правового акта об освобождении от соответствующей должности (прекращении полномочий).

Выплата доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) возобновляется со дня, следующего за днем освобождения от должностей (прекращения полномочий), указанных в пункте 5.1 настоящих Правил.

5.3. Выплата доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) прекращается в случае назначения пенсии за выслугу лет федерального государственного гражданского служащего, пенсии за выслугу лет по другим основаниям, ежемесячного пожизненного содержания, ежемесячной доплаты к государственной пенсии, дополнительного пожизненного ежемесячного материального обеспечения, иной доплаты к государственной пенсии в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Татарстан, иных субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.

В связи с назначением выплат, указанных в абзаце первом настоящего пункта, лицо, замещавшее государственную должность (государственный служащий) сообщает в управление Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства о назначении указанных выплат с приложением копии документа о назначении этих выплат.

Выплата доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) прекращается со дня назначения выплат, указанных в абзаце первом настоящего пункта, на основании решения управления Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

6. Порядок перерасчета размера доплаты к пенсии

(пенсии за выслугу лет)

6.1. Перерасчет размера доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) производится в случаях:

а) изменения размера трудовой пенсии по старости (инвалидности);

б) увеличения в централизованном порядке денежного вознаграждения (денежного содержания) по соответствующей государственной должности (должности государственной службы) на индекс увеличения;

установленном порядке продолжительности замещения государственной должности (стажа государственной службы).

6.2. Перерасчет размера доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) производится управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства.

6.3. Перерасчет размера доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) в соответствии с подпунктом “в“ пункта 6.1 настоящих Правил производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера. При этом заявление принимается при условии одновременного представления им всех необходимых для такого перерасчета документов.

Читайте также: