Пенсии семьям погибших военнослужащих в вов

Пятница, 07.12.2012, 08:15:00

Основанием для назначения пенсии родственникам погибшего на фронтах войны являлось свидетельство о смерти (похоронка), где на стандартном бланке указывалось: «. является документом о назначении пенсии». Статья основана на примере пенсионных дел и подлинных документов (некоторые из них полувековой давности)

Основанием для назначения пенсии родственникам погибшего на фронтах войны являлось извещение о смерти (похоронка), где на стандартном бланке указывалось: «. является документом о назначении пенсии». Статья основана на примере пенсионных дел и подлинных документов (некоторые из них полувековой давности) >>


Бобров А.P. Мошкина Т.В.

Пенсионное обеспечение в годы Великой Отечественной войны


В период Великой Отечественной войны социальная защита и пенсионное обеспечение населения СССР не прекращались, несмотря на то, что финансовые возможности государства были крайне ограничены. Необходимо было заниматься эвакуацией промышленности и населения, беспризорниками. И все же государство находило возможности издавать документы о пенсионном обеспечении военнослужащих, членов семей погибших и пропавших без вести. Боец Красной Армии должен быть уверен, что его родные не останутся без внимания властей в случае его гибели. Опыт ведения боевых действий в ходе Великой Отечественной войны показал необходимость использование не только морального, но и материального стимулирования бойцов.

На четвертый день после начала войны вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О назначении пособий семьям военнослужащих» (от 26 июня 1941 г.). Для красноармейцев, награждённых орденами и медалями за боевые заслуги, были установлены льготы:

бесплатный проезд на городском трамвае, железной дороге и на пароходе;
по подоходному налогу;
по оплате ЖКХ;
по предоставлению жилья;
пенсионному обеспечению.
Данных о назначении пенсий по старости и инвалидности труженикам тыла не найдено.

Представляем материалы о назначении пенсий во время Великой Отечественной войны инвалидам-фронтовикам, семьям погибших на фронтах войны и труженикам тыла из архива Музея истории пенсий. Эта тема ранее не изучалась, документов и литературы, её касающейся, крайне мало. Информация составлена, в основном, на примере пенсионных дел и подлинных документов (некоторые из них полувековой давности), как жителей Еврейской автономной области, так и других регионов страны.

Основанием для назначения пенсии родственникам погибшего на фронтах войны являлось свидетельство (похоронка), где на стандартном бланке указывалось: «. является документом о назначении пенсии». Например, извещение (похоронка) из пенсионного дела супругов Березиных в том, что их сын мл. сержант Березин Николай Самойлович погиб 25 ноября 1944 г. и похоронен в 800 м. от деревни Бороны,

Латвийской СССР). Пенсия назначена его отцу, тоже фронтовику, по инвалидности, на основании справки о ранении из эвакогоспиталя. Ранение получил в том же, 1944 г., и демобилизован. (Справка из того же пенсионного дела о тяжелом ранении Березина Самуила Дмитриевича в феврале 1944 г.) Пенсия по инвалидности семье фронтовика назначена в размере 160 руб. После его смерти пенсия по потере кормильца назначена нетрудоспособной жене Агафье Николаевнае1891 г.р. на основании Постановления СНК СССР от 16.06.1940 г. С 1956 г. получала пенсию за погибшего сына в размере 160 руб.

Назначение пенсии проводилось комиссией по назначению пенсий семьям военнослужащих и семьям инвалидов войны.

- Инвалидам войны полагалась пенсия в размере:

1 группа - 100% от заработной платы;
2 группа - 75% от заработной платы;
3 группа - 50%.
Пример, дело инвалида войны Калабина Ильи Поликарповича включает: заявление о назначении пенсии от 6.07.1945 г.; справка о присвоении 2-ой группы инвалидности после ранения; справка о зарплате с 1934 по 1942 гг. Средняя заработная плата до призыва на фронт равнялась 313 руб. (старатель). Пенсия назначена в размере 125 рублей, поскольку, он в послевоенные годы работал сторожем (имел заработок). С 10 ноября 1956 г. пенсия выплачивалась в размере 313 руб., с 1 января 1961 г. (после денежной реформы - 31 руб. 30 коп.). Стипендия студента 1 курса техникума в этот период составляла 16 рублей.

- Семьям погибших на фронте, пропавшим без вести и умерших вследствие ранения инвалидов выплачивалась пенсия по случаю потери кормильца от 60 до 35% от зарплаты, в зависимости от количества иждивенцев. У нас в музее представлены документы из пенсионного дела семьи красноармейца Максюта Ивана Платонови-ча (на стенде № 7), пропавшего без вести в январе 1942 г. Двое детей-иждивенцев получали пенсию по случаю потери кормильца, причем, проживая в городе, получали пенсию по городской норме, в размере 100 руб. в месяц с 1942 по 1944 г. Переехав в сельскую местность, получали пенсию по 50 руб. - по сельской норме с 1944 по 1946 гг.

Пенсии в годы войны выплачивались районными отделами социального обеспечения. Порядок исчисления пенсии напрямую зависел от денежного довольствия по службе в Красной Армии, путем вычитания его из размера имеющегося заработка. Однако, во всех случаях, (продолжает работать, или имеет дополнительный доход), пенсионеру сохранялось не менее 50% его оклада. Пенсионерам, получающим пенсию по 1 и 2 группе инвалидности, или за 30 и более лет военной выслуги, пенсия выплачивалась полностью, и не ограничивалась размером его заработка.

Пенсионерам, получающим пенсию по 3 группе инвалидности, или пенсию за выслугу менее, чем за 30 лет службы, при наличии заработка, пенсия уменьшалась с таким расчётом, чтобы пенсия и заработок, взятые вместе, не превышали бы последнего штатно-должностного денежного довольствия во время службы в Красной Армии, из которого исчислена пенсия. Денежное довольствие красноармейцев командного состава в годы войны составляла от 150 до 300 руб., в зависимости от звания.

Пенсионерам-мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, или отнесённым к 1 и 2 группам инвалидности пенсия выплачивалась полностью, независимо от заработка. Документом для получения пенсии военнослужащим-инвалидам служила пенсионная книжка Народного комиссариата обороны СССР. Пенсионные дела формировались из обычных газетных страниц, которые сами уже стали в наше время раритетом и представляют определённую историческую ценность.

К пенсии полагались надбавки за боевые ордена и медали. За Орден Ленина - 25 руб.; Орден Красного знамени - 20 руб.; Орден Отечественной войны - от 20 до 15 руб., в зависимости от степеней; Орден Красного знамени - 20 руб.; Орден Славы 3-х степеней от 15 до 5 руб.; Медаль «За отвагу» - 10 руб.

Кавалеры всех орденов Славы при утрате трудоспособности имели право на увеличение пенсии на 50%. После войны наградные доплаты и жилищные льготы были отменены.
За участие в боевых действиях один год службы засчитывался за три и учитывался при назначении пенсии. Льготное пенсионное обеспечение касалось также и тех, кто воевал в штрафбатах и загра-дотрядах. Каждый день службы в постоянном составе штрафного батальона засчитывался при назначении пенсии день за 6 дней (п. 8 «Положения о прохождении службы в штрафных батальонах и за-градотрядах», 23.10.1941 г.).

Первым, после войны, документом о социальном обеспечении было постановление «О мерах по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам ВОВ и семьям военнослужащих» от 21.09.1945 г.

Представляем пенсионное дело Героя Советского Союза, персонального пенсионера местного значения, инвалида вследствие военной травмы Лопатина Георгия Дорофеевича (1913-2003 гг.), проживал в с. Амурзет Октябрьского района Еврейской автономной области.

Призван на фронт 26 июля 1941 г. Октябрьским военкоматом ЕАО. Окончил курсы младших лейтенантов 18 армии в 1943 г. Командир взвода 166 гвардии стрелкового полка (28 армия, Первый Белорусский фронт). Двадцать шестого июня 1944 г. в бою у деревни Пружиница (Октябрьский район, Гомельской области) с тремя расчётами противотанковых ружей выдвинулся вперёд, подавил 3 пулемётные точки, уничтожил 1 тяжёлый пулемёт, чем обеспечил продвижение подразделений. Звание Героя Советского Союза присвоено за бой под Бобруйском при переправе через реку Птичь 27 июня 1944 г. Закончил войну в звании гвардии старший лейтенант. Имел три боевых ранения (Крым - в декабре 1943 г., Керчь - в январе 1944 г., г. Гумбинец - в октябре 1944 г.), вернулся к мирному труду в июне 1946 г. Кавалер орденов Отечественной войны 1 и 2 степеней, Ленина, Боевого Красного Знамени, двух орденов Красной звезды, Октябрьской революции. Награжден медалями «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией», трудовыми и юбилейными медалями. Звание Герой Советского Союза присвоено указом Президиума Верховного Совета СССР 24 марта 1945 г. Трудовой стаж с 1938 по 1953 гг. - 9 месяцев, 24 дня. Пенсия по старости оформлена в 1973 г., на основании Закона «О государственных пенсиях в РСФСР», ст. 10, ПО исходя из среднего заработка 260 руб. в месяц (1973 г.), с учётом районного коэффициента, в сумме 237 руб. 50 коп. Надбавки к пенсии: за звание Герой Советского Союза - 50 руб., как реабилитированный - 25 руб., участник войны - 25 руб. Всего сумма пенсии составляла 337 руб. 50 коп., что в несколько раз превышало заработную плату в СССР (зарплата директора крупной фабрики составляла около 200 руб.). С апреля 1992 г. назначена вторая пенсия по инвалидности (вторая группа по ранению, полученному на фронте) в размере 2123 руб., 82 коп. Лопатин Георгий Дорофеевич с 1992 г. получал две пенсии - по старости и инвалидности, с учётом надбавок за звание, участие в войне, реабилитацию всего на сумму - 19491 руб. С апреля 1997 г. получал доплату, как персональный пенсионер местного значения. Полагались талоны на проездные билеты со скидкой 50%.

С 1 августа 2002 г. Георгий Дорофеевич получал пенсию в размере - 7441 руб., кроме того, за ним сохранялся пакет социальных льгот. Средняя трудовая пенсия по старости в то время составляла 1596 руб.
Участников Великой Отечественной войны в ЕАО 261 человек. Они получают пенсию, социальный пакет и ЕДВ в размере 23042 руб. Инвалидов войны 45 человек, их денежное обеспечение несколько больше - 25172 руб.
Герои Советского Союза, которых, к сожалению, в автономии уже нет, получают пенсию 33343 руб. и единовременную денежную выплату, которая с 1 апреля составляет 40051 руб.
В годы Великой Отечественной войны народными комиссарами социального обеспечения были Нина Ивановна Гришакова (1941-1943 гг.) и Алексей Николаевич Сухов (1943-1945 гг.). На их плечи легли тяготы социального обеспечения бойцов Красной Армии и оставшихся в тылу членов их семей. Несмотря на утрату многих документов, уничтожение архивов, мобильность армейских госпиталей назначение и обеспечение пенсиями красноармейцев-инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, производилось в полной мере.

В послевоенное время предоставление льгот для участников Великой Отечественной войны при назначении пенсий было приоритетным направлением государства.


Хотя такие выплаты в целом были регламентированы еще до войны, и далее это направление постоянно развивалось. А 25 ноября 1943 г. порядок оформления «военных» пенсий был даже распространен на семьи гражданских моряков, работающих в зоне боевых действий. Другой сорок первый. Как сражались 22 июня 1941 года бойцы и командиры Красной армии


Начать, пожалуй, стоит с самой проблемы «пропавших без вести».

На самом деле эта формулировка абсолютно объяснима, поскольку для военных (и вообще для органов власти) наличие либо отсутствие конкретной информации о человеке является важным показателем. Если он погиб и это зафиксировано свидетелями, в донесениях о потерях указывалось прямо: «оставлен на поле боя, занятом противником», «похоронен на краю села», или на опушке, или при дороге — часто с привязкой к местности.

Если о местоположении ничего не известно, этот статус и фиксировался, такой подход существует доныне.

В боях начального периода войны, во время крупных окружений, как, например, «киевский котел» или Барвенково, формировать сообщения о потерях и передавать их в вышестоящие штабы объективно было некому. В 1941-42 годах Красная армия потеряла основную часть своего предвоенного кадрового состава. Такой была объективная реальность, с которой ничего не поделаешь.

Даже Совинформбюро представило 25 ноября 1941 года в газете «Красная звезда» «следующие неопровержимые данные» о собственных потерях: убитыми 490 тысяч, пропавшими без вести — 520 тысяч. Записывать их в погибшие не было никаких оснований, люди довольно часто оказывались живы.

Среди известных личностей можно привести пример командира партизанского соединения, генерал-майора Михаила Наумова, встретившего войну на западной границе в звании капитана погранвойск. Долгий путь до Брянских лесов занял у него практически полгода, потом был период формирования отряда и первых боев, а еще потребовалось время, чтобы как-то связаться с семьей. Другой сорок первый. Малой кровью, на чужой территории


«…Это случилось в 10 часов утра (в июле 1942 года. — Ред.). Сергей и Валя давно ушли на работу, а я, накормив детей, сидела с Галочкой. Мама хлопотала по хозяйству. Вдруг заметила, что мимо окна прошел не почтальон, а работник телеграфа. Он вошел в комнату и сказал: "Товарищу Наумовой — телеграмма". Я расписалась. Мама настороженно смотрела на меня — лицо мое, я почувствовала, побледнело, а руки дрожали.

Телеграмму я не читала, боялась разорвать бумажную ленту, которая прятала неведомые слова. Да что это со мной? Почему не читаю? Ведь самое страшное уже миновало. Тяжелее того, что я уже знаю, не будет. Промелькнула догадка: это сообщение о месте смерти. Нет, не то. О таком не телеграфируют. Прочитала, откуда телеграмма, — Урал. Выходит, от родных мужа. Читаю: "Михаил жив, здоров, находится в партизанском отряде. Жди писем. Отец», — писала в своем дневнике жена офицера Надежда Трофимовна, находившаяся в эвакуации.

Таких же телеграмм и вообще любой весточки от своих любимых в то время ждали миллионы семей. «Пропал без вести» могло означать что угодно, главное — оставалась надежда.

А денежная сторона была отрегулирована еще в 1940 году Постановлением СНК СССР №1269, устанавливающим пенсии семьям погибших с одним нетрудоспособным в 35% от их среднемесячной зарплаты, с двумя нетрудоспособными — 45%, с тремя и более нетрудоспособными — 60%. И важное примечание: «семьи без вести пропавших в период боевых действий имеют право на обеспечение наравне с семьями погибших».

Тут надо отметить важный момент. В СССР пенсии назначались семье военнослужащего, если он погиб или пропал без вести, а пособия — по факту мобилизации человека на фронт, и платились до смены статуса «жив».

Право на получение пенсий имели так называемые «иждивенцы» — свои и приемные дети до 18 лет, пожилые родители, члены семьи с инвалидностью, бабушки и дедушки, если больше некому было о них заботиться. Тут, конечно, большое значение имела зарплата до призыва в армию, но назначаемые пенсии в городах в любом случае не могли быть ниже 50 рублей при одном, 70 рублей при двух и 90 при трех и более. Погибшая «Москва». Первая крупная потеря Черноморского флота в Великой Отечественной


Учащиеся дети получали пенсию до окончания образования, независимо от возраста, отличники получали пенсию независимо от выплаты им стипендий. В среднем можно говорить о сумме в 100-150 рублей на семью.

И начиная с лета 1941 года местные власти старались максимально широко оповещать людей о правовых нормах, касавшихся выплат вообще, — о них говорили в пунктах мобилизации, в военкоматах, в государственных учреждениях, на привокзальных площадях во время отправки мужчин на фронт, чтобы военнослужащие не волновались за положение семьи. Особо нуждающимся были предусмотрены единовременные выплаты.

Все это регулировалось новыми правовыми документами, Постановлением СНК от 5 июня 1941 г. № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям»; Указом от 26 июня 1941 г. «О порядке назначений выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время»; постановлением СНК № 1902 от 28 июля 1941 г. «Об обеспечении добровольцев, вступивших в части войск действующей Красной Армии».


В Указе, в частности, были такие слова:

«Семьи убитых, умерших или пропавших без вести военнослужащих продолжают получать установленное им пособие впредь до назначения им пенсии».

Семьям мобилизованных рабочих и служащих пособие назначалось с того дня, по который с ними был произведен полный расчет по месту работы, семьям колхозников и остальных мобилизованных — со дня призыва, а семьям военнослужащих, состоящих на действительной военной службе, — с момента объявления мобилизации. Улица двух танкистов. Последний бой танка №736


— при наличии одного нетрудоспособного — 100 рублей;

— двух нетрудоспособных — 150 рублей;

— трех и более нетрудоспособных — 200 рублей в месяц в городе и 50% этой суммы в сельских местностях.

Это основные виды выплат, а вариации тоже плавали в пределах этих сумм. Понятное дело, что пособия получали люди, не находившиеся на оккупированных территориях, — для выплат требовалось решение комиссии при городском или районном исполкоме.

Кроме того, военнослужащие получали зарплату и ряд премий (например, за уничтоженную технику противника), пособий, единовременных выплат, полевых денег. Оклад старшины роты составлял 150 рублей, минимальный оклад командира взвода — 625 рублей, командира роты — 750, и как потратить эти деньги, каждый решал сам. Многие отправляли деньги родителям, родственникам, оформляли на них денежные и продовольственные аттестаты. Помните, как у Пикуля в романе «Честь имею»?

«Все складывалось хорошо и по службе, если бы… Если бы не внезапный приказ выехать в Москву. Я не ожидал ничего дурного, но и расставаться с обретенной «семьей» было несладко, тем более к девочкам я сильно привязался, и они плакали, узнав о нашей разлуке. Я оставил «семью» на попечение Дарьи Филимоновны, вручив Луизе свой продовольственный аттестат, отдал ей и все свои деньги, какие у меня тогда были. Сражение за Киев. «Роковое решение», определившее исход войны


— Как-нибудь проживете, — сказал я на прощание. — Никуда не трогайтесь с места, будет надо — я вас найду…»

Кто-то накапливал деньги на личном счету в сберкассе. Другие переводили деньги семьям погибших однополчан — часто такие решения были коллективными. Все это как-то облегчало жизнь в тылу, хотя конечно, основная масса рядовых солдат не имела таких возможностей.

Безусловно, есть и другой аспект: можно ли было на пособие или пенсию прожить?

В условиях военного дефицита и «свободных цен» на рынках, конечно, нет. На полста рублей в тех тыловых регионах, которые охвачены данными статистики, в 1941 году можно было купить килограмм говядины или десяток яиц. Сливочное масло уже стоило неподъемных денег.

Кроме того, ввиду огромного количества погибших и пропавших без вести бюджетов объективно могло не хватать. Тогда уже местные органы власти придумывали разнообразные отговорки или справки, которые должны были сократить поток граждан, претендующих на выплаты. Уманский котёл. Как летом 1941-го попали в окружение две армии РККА


Во многих семьях подтвердят, что они не получали ничего или имели право, но не дождались помощи, поскольку, например, «не могли подтвердить местонахождение». Известны случаи, когда вернувшийся с войны солдат ходил с семьей однополчанина в военкомат и подтверждал, что тот действительно погиб.

Только это уже проблема бюрократии низового уровня: целенаправленной государственной политики по лишению людей выплат не было.

Наоборот, помимо денег государство придумало другие формы социального обеспечения семей военнослужащих: освобождение определенных категорий граждан от налогов, жилищные льготы, снабжение дровами и углем зимой, какими-то видами продуктов, разного рода поблажки с медициной, образованием, перевозками, предоставление бесплатного жилья, поддержание системы детских садов и школ-интернатов с питанием детей, социальное обслуживание на дому и т.д.

С высоты сегодняшнего дня, из своих теплых отдельных квартир с горячей водой и полным холодильником мы можем критиковать советскую власть за то, что она плохо заботилась о людях.

В общем-то это и есть главная претензия к ней на всех уровнях и во всех случаях. Однако для того, чтобы быть объективным в таких претензиях, чаще всего достаточно поинтересоваться, как именно заботится о самых слабых членах своего общества (включая, конечно, семьи пропавших без вести) современное украинское государство.

В большинстве случаев, автор уверяет вас, все претензии покажутся несущественными.

  • Теги
  • украинские мифы,
  • 1941,
  • Великая Отечественная война



Великая Отечественная война 1941—1945 гг.

Насонов Константин Александрович — подполковник, кандидат исторических наук

(Москва. E-mail: 3275500@mail.ru)

Пенсионное обеспечение военнослужащих Красной армии и членов их семей в годы Великой Отечественной войны

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих Красной армии и их семей в СССР во время Великой Отечественной войны определялись принятыми органами государственной власти и военного управления указами, постановлениями, приказами, директивами, распоряжениями и инструкциями. Пенсии в большинстве случаев обусловливались инвалидностью лиц, полученной в результате ранений, увечий и заболеваний, связанных с пребыванием на фронте, или их гибелью и пропажей без вести. В советском законодательстве учитывались особенности военной службы в боевой обстановке и поэтому предусматривались специфические меры и способы пенсионного обеспечения, гарантировалась защита прав и интересов военнослужащих и их семей.

Ещё до войны постановлениями СНК СССР 1940 года от 16 июля № 1269 «О пенсиях военнослужащим рядового и младшего начальствующего состава срочной службы и их семьям» и от 12 ноября № 2291 «О дополнении постановления СНК СССР от 16 июля 1940 г.» был установлен порядок пенсионного обеспечения военнослужащих рядового и сержантского состава по призыву и их семей. Эти категории военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранений, контузий или увечий, полученных в боях при защите Родины, при исполнении иных обязанностей военной службы, а также вследствие заболеваний на фронте, являвшихся до призыва на военную службу рабочими или служащими, обеспечивались пенсией в размерах в зависимости от групп инвалидности (от 50 до 100 проц. среднемесячной зарплаты).

Семьи погибших на фронте получали право на пенсию в размере от 35 до 60 проц. их среднемесячной зарплаты. Это право распространялось также на семьи без вести пропавших. Семьям военнослужащих, у которых заработная плата была невысокой, пенсии начислялись в твёрдых ставках. Если военнослужащие рядового состава становились инвалидами вследствие несчастных случаев, не связанных с пребыванием на фронте, пенсии назначались им в размерах, установленных в порядке социального страхования рабочих и служащих от общих заболеваний, но с предоставлением льгот в том случае, если они не имели необходимого для назначения пенсии стажа работы или не работали до призыва на военную службу в качестве рабочих или служащих. Военнослужащим и их семьям, проживавшим в сельской местности и связанным с сельским хозяйством, пенсии назначались в размере 80 проц. от назначенной суммы1.

Постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 «О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы, специалистам рядового состава сверхсрочной службы и их семьям» предусматривались пенсии за выслугу лет и по инвалидности, а семьям — по случаю потери кормильца или выходное пособие. Пенсии за выслугу лет офицерам и сверхсрочнослужащим устанавливались при наличии не менее 25 лет выслуги. При этом один месяц службы в войсках действующей армии засчитывался за три. Пенсии и пособия семьям умерших, погибших или пропавших без вести офицеров и сверхсрочнослужащих определялись в зависимости от количества нетрудоспособных в семье, причины смерти военнослужащего и размеров его прежнего денежного содержания. Таким образом, существенно повышалось социальное обеспечение указанных категорий граждан2.

Постановлением СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1475 был утверждён «Перечень специалистов рядового состава сверхсрочной службы Красной Армии, Военно-Морского Флота, пограничных и внутренних войск, имеющих право на пенсии и пособия» согласно постановлению СНК СССР за № 14743.

Уже 25 августа 1941 года директивой начальника Главного управления кадров НКО СССР генерал-майора А.Д. Румянцева № ГУК 7/45/2508 был установлен порядок оформления пенсий отделами кадров военных округов семьям лиц начальствующего состава, погибших в боях против немецко-фашистских захватчиков. Назначение пенсий производилось на основании выписок из приказов по Главному управлению кадров НКО СССР, Управлению кадров ГлавПУ РККА (Главного политического управления Рабоче-крестьянской Красной армии), Управлению кадров Главного управления Военно-воздушных сил и Главного санитарного управления Красной армии об исключении погибших из списков личного состава РККА в связи со смертью. Выписки из приказов рассылались в отделы кадров округов, которые, в свою очередь, отправляли соответствующие распоряжения районным военным комиссариатам по месту жительства семей. Пенсии назначались согласно тем должностям, которые занимали погибшие на момент смерти, даже если они и не были на них утверждены документально4.

В тех случаях, когда отделам кадров не были известны последние должности погибших, впредь до получения данных о них начисление семьям пенсий производилось из условных окладов содержания: «младших лейтенантов, лейтенантов и им соответствующих — 600 рублей; старших лейтенантов и им соответствующих — 650; капитанов и им соответствующих — 725; майоров и им соответствующих — 850; подполковников и им соответствующих — 900; полковников и им соответствующих — 1100; лиц высшего начсостава — 1400 рублей»5.

Семьям погибших лиц среднего, старшего и высшего начальствующего состава запаса, мобилизованных в народное ополчение, пенсии назначались по занимавшимся ими должностям начальствующего состава согласно постановлению СНК СССР от 5 июня 1941 года № 14746.

В начале Великой Отечественной войны учёт и обеспечение пенсионеров Наркомата обороны (НКО) СССР, которые к тому моменту вынуждены были эвакуироваться из районов военных действий, ухудшились. Эти лица в течение продолжительного периода не могли своевременно получать пенсии вследствие того, что в большинстве своём не имели при себе документов, а по прибытии в тыловые районы страны не могли доказать свою принадлежность к пенсионерам НКО7. Особенно в затруднительном положении оказались инвалиды Великой Отечественной войны. В связи с этим распоряжением СНК СССР от 12 ноября 1941 года № 10160 было разрешено Наркомсобесу РСФСР, а также наркоматам социального обеспечения других союзных республик в отдельных случаях назначать инвалидам войны пенсии по свидетельским показаниям8.

Согласно директивным указаниям начальника Финансового управления Красной армии (ФУ КА) от 28 октября 1942 года № 100391/2810 инвалидам Великой Отечественной войны, не имевшим документов, подтверждавших их принадлежность к начальствующему составу КА, пенсии не назначались, а обратившиеся лица направлялись в органы собеса для оформления пенсий наравне с младшим начальствующим составом. После получения этими лицами документов, подтверждавших их принадлежность к начальствующему составу, им назначались пенсии НКО со дня возникновения права на пенсию по инвалидности9. Значительно позже, 24 декабря 1944 года, была издана директива ФУ КА № 1454734с «О порядке назначения пенсий офицерам-инвалидам, возвратившимся из плена и прошедшим спецпроверку». В ней устанавливалось, что этим лицам, восстановленным в офицерском звании и уволенным из Красной армии, пенсии по инвалидности или за выслугу лет назначались согласно постановлению СНК СССР от 5 июня 1941 года № 1474 наравне с инвалидами Великой Отечественной войны. При этом время пребывания в плену и на спецпроверке засчитывалось в выслугу лет в Красной армии календарным порядком. Офицерам, возвратившимся из плена, денежное содержание за период нахождения их в плену и на спецпроверке не выплачивалось. Полученные семьями этих офицеров пенсии, единовременные и возвратные пособия за время нахождения в плену и на спецпроверке не взыскивались10.

Во время Великой Отечественной постоянно увеличивалось количество военнослужащих и их семей, получавших право на пенсии, в том числе и инвалидов войны (известно, что число погибших военнослужащих в 1941—1945 гг. составило 8 млн 744,5 тыс. человек11). Например, если ФУ КА в период с 22 июня 1941 года по 1 апреля 1942-го инвалидам была назначена 2961 пенсия, а семьям военнослужащих — 14 118, то на 1 ноября 1942 года количество пенсий уже составляло 23 938 и 57 171 соответственно12, а в 1945 году среди всех пенсионеров Наркомата обороны почти четвёртую часть составляли члены семей13.

Что касается реорганизации всей деятельности по назначению пенсий, то постановление Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 11 марта 1942 года № 1424 «О передаче назначения пенсий лицам начальствующего состава и сверхсрочнослужащим Красной Армии, а также семьям этих лиц из ведения Главного управления кадров НКО в ведение Финансового управления при НКО» приблизило эту работу к военным комиссариатам, инвалидам и семьям погибшего офицерского состава14. Данным постановлением на начальника ФУ КА при НКО СССР генерал-лейтенанта Я.А. Хотенко была возложена ответственность за своевременное назначение и упрощённое оформление пенсий лицам высшего, старшего, среднего начальствующего состава и сверхсрочнослужащим РККА, а также их семьям, введены изменения в штаты ФУ КА, финансовых отделов военных округов (фронтов) и финансовых органов республиканских, краевых, областных (а в г. Москве и Ленинграде — городских) военных комиссариатов. Для оптимизации пенсионного обеспечения семей погибших, умерших и без вести пропавших устанавливалось, что приказы об исключении из списков личного состава Красной армии погибших офицеров должны издаваться Главным управлением формирования и укомплектования войск РККА независимо от рода войск, в котором состоял погибший, после чего эти приказы рассылались по соответствующим управлениям и военным округам.

Областные и республиканские военкоматы в начале своей деятельности, получив функции по назначению пенсий в 1942 году, на первых порах работали недостаточно организованно, а пенсионная работа имела ряд недочётов как в организации управленческого аппарата, так и в своевременном назначении пенсий. Так, по состоянию на 1 января 1943 года в военкоматах Приволжского военного округа имелось много неотработанных пенсионных дел: в Саратовском областном военном комиссариате (ОВК) — 1377, в Куйбышевском ОВК — 2758, в Пензенском ОВК — 1505 материалов15.

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

___________________

1 Государственный архив Волгоградской области. Ф. 4528. Оп. 1. Д. 1. Л. 5—6.

2 Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации (ЦАМО РФ). Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1764. Л. 78—79.

3 Там же. Д. 478. Л. 49.

4 Там же. Д. 1322. Л. 1.

6 Там же. Д. 1288. Л. 2.

7 Там же. Д. 1764. Л. 78.

8 Лиознер Д.А., Писарев Ф.И. Льготы для военнослужащих и их семей. Алма-Ата: Казахское объединенное государственное издательство, 1943. С. 73.

9 ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1288. Л. 20.

10 Там же. Л. 70—73.

11 Кривошеев Г.К., Андроников В.М. Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь: новейшее справочное издание. М.: Вече, 2009. С. 376.

12 ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1289. Л. 2.

13 Тиванов В.В. Развитие финансов Вооружённых Сил после Великой Отечественной войны. М.: Военный финансово-экономический факультет при Финансовой академии, 1995. С. 156, 157.

14 ЦАМО РФ. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1764. Л. 78—80.

Похоронные услуги всегда тесно связаны с расходами, но согласно российскому законодательству, часть из них всегда допускается вернуть. А случаи с военными вообще рассматривается отдельно. В зависимости от конкретного чина и места службы, предусмотрена не только государственная компенсация затрат на похороны, но и организация смежных мероприятий и последующих выплат. В каких же организационных вопросах родственники погибшего могут рассчитывать на материальную поддержку?

Выплаты при смерти военного пенсионера

При констатации смерти пенсионера из числа военнослужащих, ближайшей родне положено пособие на погребение в объёме 3-ёх месячной пенсии , получаемой ко дню смерти, но не ниже суммы социального пособия, согласно ст.10 закона № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».

Пособие на погребение военного пенсионера

Для полноценного оформления пособия на погребение следует подать в пенсионное подразделение следующий пакет бумаг:

  • Заявление о выплате пособия.
  • Свидетельство о смерти (с заверенной копией).
  • Форма №33 о смерти пенсионера.
  • Платёжные документы, подтверждающие расходы, связанные с погребением.
  • Подтверждение степени родства.
  • Паспорт и сберегательная книжка лица, производившего погребение.

Точную сумму получится узнать в органе исполнительной власти, где официально числился покойный. Финальный размер зависит не только от финансовой ситуации в семье военного , но и теперешнего уровня индексации, поэтому сумма выплат растёт каждый год.

Единовременное пособие по смерти

Родственники, которые ранее не претендовали на пенсию после кончины кормильца, теперь могут рассчитывать на выплату в размере месячной пенсии.

Для этого нужно подать следующие документы:

  • Заявление о выплате.
  • Свидетельство о смерти.
  • Свидетельство о заключении брака.
  • Свидетельство о рождении детей (для несовершеннолетних).
  • Паспорт и сберегательная книжка жены (мужа).

Упомянутое пособие выплачивается в фиксированной сумме и несмотря на социальный статус умершего. При смерти (гибели) военнослужащего при исполнении служебного долга его родные получат аналог 120 окладов — для контрактников, офицеров, прапорщиков/мичманов или 120 минимальных окладов — для срочников. Заодно в сумму войдут все начисления, которые покойный не успел получить сам (зарплата и компенсации). Иногда денежное пособие по желанию членов семьи может быть заменено безвозмездными похоронами.

Ритуальные услуги

Постановлением правительства РФ № 460 зафиксировано, что за счёт государственных средств погребение финансируется в случае смерти:

  • Пенсионеров, уволенных по состоянию здоровья, по возрасту или согласно штатным мероприятиям.
  • Ветеранов военной службы.
  • Участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов.
  • Ветеранов боевых действий на территории других государств (независимо от сроков).
  • Ветеранов внутренних войск и сотрудников органов внутренних дел.
  • Пенсионеров, участвующих в боевых действиях на Северо-Кавказском регионе.

Компенсация не производится, если ранее уже совершалась выплата социального пособия размером в 4.000 рублей либо специального пособия.

Кому могут выдать деньги

Право на разовое пособие, указанное п. 22 постановления № 941 имеют члены семьи, которые входят в такие категории как:

  • Жена (муж) любого возраста и уровня трудоспособности.
  • Несовершеннолетние дети, ребёнок, ставший инвалидом до 18 лет, или дети, которые числились учащимися очных учреждений и младше 23-летнего возраста.
  • Особы, состоявшие на содержании умершего родителя, возрастом 55 (женщины) или 60 лет (мужчины).

Финансовая помощь выдается только в том случае, если членам семьи не назначены другие страховые выплаты.

Как оформить

После того, как военный пенсионер скончался, вдова или другие близкие родственники обязаны как можно быстрее приступить к процессу подготовки к похоронам, чтобы законно получить дотацию на компенсацию средств на похороны.

Куда обращаться

Чтобы своевременно получить выплаты, родственник, который принялся за организацию, должен отправиться в:

  • Пенсионный фонд, когда умерший – безработный пенсионер.
  • Организацию, если военнослужащий трудился.
  • Отдел соцзащиты, когда погибший не имел соответствующих выплат.
  • Военкомат, если средства нужны для погребения инвалида или участника войны.

Самым оптимальным сроком считается период до 6 месяцев , хотя желательно выполнить запрос максимально быстро.

Список документов

По факту оплата ритуальных услуг соответствует затратам, которые подтверждены соответствующим комплектом (но не выше, чем сумма в 18.980 рублей):

  • Заявление о компенсации ритуальных услуг.
  • Свидетельство о смерти (с копией).
  • Справка о смерти (по форме №33).
  • Удостоверение участника или инвалида войны.
  • Военный билет погибшего (умершего) или иные бумаги, подтверждающие факт участия.
  • Договора, квитанции и кассовые чеки, фиксирующие расходы.
  • Бланки, подтверждающие степень родства.
  • Справка о месте захоронения.
  • Прейскурант цен ритуальных услуг (на момент обращения).
  • Паспорт и сберегательная книжка лица, производившего расходы на погребение.

В отдельных ситуациях могут потребовать принести прочие бумаги от Министерства Внутренних дел РФ, если они имеют прямую связь со смертью пенсионера и влияют на размер суммы.

Уровень пособия

Вторая половина умершего военного пенсионера получает сразу несколько пенсий. А каждый член семьи может рассчитывать на один из уровней, если входит в перечень лиц, которым выплата полагается по закону:

  • Ежемесячный бонус к пенсионному обеспечению, независимо от прочих выплат для вдовы.
  • Преимущества при поступлении в жилищные, гаражные и огороднические кооперативы, садоводческие объединения некоммерческого характера.
  • Льготные пенсии женщинам, супруг которых погиб в период войны, имеют право получать одновременно 2 различные пенсии.

Заодно вне очереди всем ближайшим родственникам полагается оказание бытовой помощи на дому при содействии учреждений социальной защиты.

Как возместить затраты на захоронение

В список ритуальных услуг за счёт средств бюджета, включено:

  • Оформление необходимых бумаг.
  • Перевозка тела в морг, к месту погребения (кремации).
  • Подача гроба, урны, венка и других вещей для погребения.
  • Захоронение или кремация.

Финансирование совершается в формате компенсации, поэтому важно иметь на руках все чеки и предоставить их в соответствующие органы. Лимит положенных сумм колеблется в границах на 25.000 рублей на надгробный памятник и около 5.000 за его установку.

Воинские почести

При захоронении военных пенсионеров, им непременно отдаются воинские почести в порядке, установленном в указе Президента №1495. На его основании через начальника гарнизона или комиссариата города назначается военное сопровождение, которое отдает необходимые почести покойному. В этот перечень может войти:

  • Эскорт с флагом и траурной лентой.
  • Почётный караул к гробу.
  • Военный оркестр.
  • Наряд на погребение.
  • Автомобиль для перевозки гроба с телом покойного.
  • Медали на отдельной подушечке и люди, которые несут их.

Более подробный перечень зависит от воинского звания умершего военного – эти нюансы стоит смотреть в законодательстве России.

Льготы и выплаты родственникам при гибели военнослужащего

По закону РФ, воспользоваться льготами могут вдовы, дети и родители военнослужащих, погибших при исполнении или из-за подрыва здоровья в период службы или нахождения на военной пенсии. Для таких семей установлены специальные правовые нормы.

Условия получения пенсии вдовам

В ситуации, когда супруга военного претендует на оформление госпенсии в связи со смертью кормильца согласно ст.28 и 29 закона №4468-I, ей стоит учесть следующие требования:

  • Военнослужащий умер, когда пенсия еще выдавалась или в течение 5 лет после завершения выплаты.
  • Кончина произошла из-за ранения, контузии, увечья или недуга, приобретенного им при службе.
  • Супруга покойного достигла возраста 55 лет, имея инвалидность или ребёнка до 14 лет на воспитании.

Кроме того, в соответствии со ст. 35 закона №4468-I, упомянутая особа может сохранить уже имеющуюся пенсию при повторном браке.

Как исчисляется размер пенсии

Объём пенсии, назначенный вдове военного пенсионера, напрямую зависит от причины смерти, его должности, звания и срока выслуги при переходе на пенсию, поэтому может составлять следующую долю суммарного довольствия:

  • 50% (по причине военной травмы).
  • 40% (из-за заболевания, приобретенного в годы службы).

Размер дополнительной пенсии формируется за счёт произведения пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента за текущий год. Она выплачивается лишь в персональной расчётной части, без учёта фиксированной. А любое повышение происходит наравне с другими правообладателями (например, темп прироста потребительских цен).

Оформление пенсии

Для получения пенсии вдове военного пенсионера нужно лично явиться в пенсионное отделение с готовым заявлением (при госпенсии — передать бумаги в Миноборону, при дополнительной доплате — в ПФР).

К главному бланку также стоит добавить:

  • Паспорт заявителя.
  • Свидетельство о смерти.
  • Подтверждение родства с умершим.
  • Справки о детях, подтверждающие факт воспитания.
  • Иные документы по требованию.

Порой органы, отвечающие за выдачу и оформление пенсий, всегда вправе потребовать доказательства, официально подтверждающие причину смерти и наличие у покойного военнослужащего старого заболевания. После регистрации документов, окончательное решение о выплате пенсии сообщается на протяжении 10 дней. Причём, выплачивается она на протяжении всего периода нетрудоспособности или всю жизнь (отдельным лицам.

Социальные пособия выплаты и льготы

Соцвыплаты вдовам военных пенсионеров регулируются статьей закона 400-ФЗ и включает в себя льготы на:

  • ЖКХ (право на 50% возмещение затрат на ЖКУ и ремонт каждые 10 лет).
  • медобслуживание (за счёт средств бюджета, бесплатные лекарства и отдых в санаториях со скидкой в размере от 25 до 100%).
  • Проезд на общественном транспорте (возможность бесплатно или со скидкой на билет до 50% или ездить до места захоронения умершего родственника).
  • Зачисление детей военного в детские сады, школы и училища вне очереди.

Вдова, муж которой погиб на службе, во время переезда в другой регион заодно имеет право бесплатно транспортировать свои вещи в контейнере весом 20 т посредством железной дороги.

Единовременное пособие семьям

Гарантированные выплаты членам семей погибших военнослужащих условно можно сгруппировать в несколько типов:

  • Пособия родителям, чьи дети погибли во время проведения военных действий, которое включает компенсацию в виде 2 пенсий и становится возможной только в том случае, если родитель уже получает обеспечение военной специфики, начисляемое за выслугу лет.
  • Родителям, чей сын погиб непосредственно во время несения службы, положена финансовая помощь, основанная на потере кормильца. Но такие начисления имеют определенные ограничения касательно возраста (если этот показатель превышает 55 лет для отца и столько же для матери).
  • Семьям умерших военнослужащих, погибших во время несения службы. Тогда пострадавшие имеют право получить начисления, основанного на факте потери кормильца. Выплаты подобного характера осуществляется на основе действующего законодательства РФ.

Единовременное пособие женам и мужьям

Поскольку супруги военнослужащих в течение несения их службы и после её окончания находятся в особых условиях, то на уровне закона через компенсацию вторым половинам предоставлен целый перечень льгот, позволяющих:

  • Получить место труда на особых условиях.
  • Совмещать работу с графиком службы.
  • Учитывать в стаж время, проведённое в гарнизонах.
  • Претендовать на льготную пенсию.
  • Улучшить условия жизни для всей семьи.
  • Иметь возможность бесплатно лечиться в клиниках.
  • Рассчитывать на поддержку государства в других вопросах.

Правительство РФ утвердило постановление, согласно которому члены семьи военных пенсионеров имеют право на оформление единовременного пособия. И не играет роли, будут ли родственники получать пенсию по потере кормильца либо нет.

Размер денежной выплаты тоже может быть разной (3 пенсии для супруги, и по 1 полной сумме каждому безработному родственнику покойного). Даже если позже пенсия была проиндексирована, на итоговые выплаты это не повлияет.

Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников

Смысл льготы сводится к тому, что при обращении в ведомство (ПФ МВД или военкомат), где умерший состоял на службе или сборах, члены семьи имеют право получить компенсацию фактических трат на создание и доставку надгробного памятника.

Возврат средств производится исключительно после установки памятника по факту подачи документального подтверждения. Сейчас норма расходов касательно памятников за счёт средств органов исполнительной власти составляет максимум 32803 рублей (включая выбор и установку плиты или стелы, постамента, цветника).

Нормы расходов денежных средств на изготовление и установку надгробных памятников

Стоит подчеркнуть, что стандартная компенсация осуществляется при условии принадлежности прохождения последнего места военной службы военнослужащего. Поэтому для оплаты памятника заявителем должны быть представлены в пенсионный орган обязательный список бумаг и заверенных копий, ведь итоговая сумма платится исключительно на основе чеков, которые не превышают отведённую на ритуальные услуги финансовую помощь.

Фактически все расходы, которые требуют похороны военного пенсионера, перенимает на себя государство. А когда военный пенсионер имеет особенные заслуги перед страной или отслужил не менее 20 лет, ему вдобавок полагаются военные почести – почетный ритуал, траурный митинг, почетный эскорт. Со стороны ближайших родственников или лиц, которые взяли на себя данные обязанности. Важно своевременно приступить к сбору документов и как можно скорее обратиться в соответствующие органы с запросом.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Читайте также: