Пенсии военнослужащих других государств

В октябре 2020 года военных пенсионеров России ждет «беспрецедентное» 3% повышение военных пенсий. У многих из нас это целых 500 – 800 рублей. В этой связи возникают вопросы по тому, как же обстоят дела у наших военных «партнеров». Я сделал небольшую выборку из разных источников и представляю её вам для размышления.

Довольствие французского лейтенанта составляет 1720 евро «чистыми», подполковника — 3103 евро. Больше действия — больше денег. Летающий пилот получает в полтора раза больше, чем офицер «на земле». В повседневности офицеры не живут в расположении части и приезжают туда, как на работу. Поэтому понятие «дом» ничуть не менее определенное, чем у гражданских.

Есть два четко разграниченных состояния: дома и в командировке. Командировка — это разлука с семьей, дискомфорт, а то и риск для жизни, поэтому и деньги другие. В два, а то и в три раза больше, причем значительная часть не облагается налогом. Командировка — почти всегда заграница, иногда — активные действия. Поэтому их военные в голубых касках ООН или под флагом НАТО разбросаны по странам и континентам. Везде, где миротворческие операции, кроме разве что Ирака и Абхазии.

Для полной офицерской пенсии надо прослужить 25 лет. Она опять же зависит от множества факторов. Для большинства — это 1500—1800 евро в месяц. Полковник может получить 3000 евро и больше . Никто не запрещает на пенсии работать, но редко кому из подполковников или полковников это выгодно. Налоговые системы прогрессивны и безжалостны. Проще стричь газоны во дворе своего дома, чем ходить на работу ради не такой уж большой прибавки. Если, конечно, эта работа не в совете директоров крупной компании. По данным французской счетной палаты, средний размер военной пенсии соответствовал 72 процентам среднего офицерского довольствия . Офицер, отслуживший 26 лет, получает в виде пенсии такую же долю от прежней зарплаты, сколько гражданский работник со стажем в 33 года.

Если военнослужащий пришел служить рядовым, без специального образования, то он легко за 20 лет может дослужиться до сержанта первого класса и средняя пенсия при таком звании будет около 2000 долларов. Если военнослужащий пришел на службу с учебного заведения в звании лейтенанта, то за 20 лет он обязательно дослужиться до майора.

Средняя пенсия майора в армии США около 3500 долларов.

Обычно военнослужащие армии США к выходу на пенсию уже обеспеченны собственным жильем, так как ипотека и кредиты для военнослужащим выдаются по особой программе и за 20 лет легко гасятся. Все привилегии, которые распространяются на действующих военнослужащих так же действуют и для военных пенсионеров.

Базовые оклады младшего офицерского состава военнослужащих Турции – 1300–1500 долларов, старших офицеров – 1500–2800, генералов – 2400–3600. К базовому окладу предусмотрена система различных доплат, в том числе за боевое дежурство, участие в военных операциях, службу в районах с неблагоприятными условиями, на командных должностях, внеурочные работы и прочее, которые могут применяться полностью или частично.

Выплачивается квалификационная надбавка, зависящая от уровня образования, знания иностранных языков, воинского звания и выслуги лет. Для генералов и полковников она составляет 850 долларов, подполковников (с выслугой в звании от одного года до трех) – от 750 до 800, майоров (от года до восьми лет) – 570–770, капитанов (от года до девяти лет) – 470–700, лейтенантов (включая младших и старших, с такой же выслугой, как у капитана) – 350–550 долларов.

Кроме того, офицерам, проходящим военную службу на командных должностях, устанавливается надбавка за работу с семьями военнослужащих, находящихся в их подчинении. При расчете денежного содержания квалификационная надбавка умножается на коэффициент, утверждаемый ежегодно правительством, исходя из уровня инфляции, прогнозируемого на следующий год. Характерно, что супруги военнослужащих, не находящиеся на государственной службе и проживающие вместе с мужьями в районах с неблагоприятными условиями, получают ежемесячно сумму в 15 процентов базового оклада генерала армии.
Наиболее значительной выплатой является пособие на детей. Оно назначается до достижения ими возраста 19 лет, а также положено дочерям, не вышедшим замуж, и сыновьям-студентам до 25 лет. Важным фактором в материальном обеспечении военнослужащих является значительное снижение цен на товары и услуги в гарнизонах и охраняемых местах компактного проживания. За счет государственного субсидирования армейских магазинов цены на продаваемые в них товары снижены на 10–15 процентов.
Обеспечение военнослужащих квартирами рассматривается турецким командованием в качестве одного из приоритетных направлений деятельности. При этом они пользуются всеми установленными льготами по оплате коммунальных услуг, а переселение из гарнизона на личную жилплощадь может быть осуществлено только в случае, когда число офицеров, нуждающихся в служебном жилье, превышает количество имеющихся в гарнизоне квартир. Для приобретения личного жилья Министерство обороны страны предоставляет беспроцентные ссуды с погашением части кредита за счет военного бюджета – от 40 процентов (в зависимости от срока службы).
Окончившие службу по истечении контракта получают вознаграждение в размере двух последних окладов, помноженных на срок выслуги в полных годах.

Размер пенсии после 25 лет выслуги составляет 75 процентов от последнего денежного довольствия .

Вот как обстоят дела в некоторых странах Североатлантического блока.

Подписывайтесь на мой блог, я буду простимулирован и впредь писать на различные темы затрагивающие сферу интересов военных пенсионеров.

Краткое содержание:


Понижающий военные пенсии коэффициент в очередной раз заморожен

Действие части 2 статьи 43 закона о военных пенсиях в очередной раз приостановлено, теперь до 1 января 2022 года.

Понижающий военные пенсии коэффициент сохранен на уровне 2019 года, то есть составляет 73,68%.

Таким образом, надежды военнослужащих и военных пенсионеров на то, что понижающий коэффициент в связи с достижением стопроцентного уровня уйдет в небытие, не оправдываются.

При этом следует подчеркнуть, что в 2012 году государством гарантировалось ежегодное повышение понижающего коэффициента минимум на 2%. Однако в последние 4 года указанные гарантии не выполняются, о них предпочитают не вспоминать.

Кроме того, в ноябре 2020 года Минфин выступил с инициативой о снижении уровня понижающего коэффициента на 20% (со 100 до 80) ( Подробнее >>> ).

Индексация военных пенсий в 2021 году не соответствует указу Президента

Индексация военных пенсий будет проведена с 1 октября 2021 года на 3,7% в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Вместе с тем с учетом требований Президента размер индексации должен быть не менее 5,7%.

Экскурс в историю пенсионного обеспечения военнослужащих: что гарантировало государство

Напомним, что понижающий военные пенсии коэффициент в 54% был введен с 1 января 2012 года. Тогда государством гарантировалось ежегодное увеличение понижающего коэффициента не менее чем на 2% с учетом уровня инфляции до достижения максимального стопроцентного уровня (ч. 2 ст. 43 закона № 4468-I 1993 года).

Кроме того, указом Президента № 604 2012 года Правительству было предписано

ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции ( Подробнее >>> ).

В ответе комитета Госдумы по обороне на открытое письмо военного пенсионера, обратившегося за разъяснениями в связи с введением понижающего коэффициента, сказано:

"С 1 января 2012 года будет предусмотрена индексация военных пенсий дважды в год – с 1 января каждого года и со дня увеличения окладов денежного содержания военнослужащих, что, по нашему мнению, не может рассматриваться как нарушение прав военных пенсионеров.
Новый порядок исчисления пенсий позволит поддерживать материальное обеспечение военных пенсионеров на должном уровне за счет ежегодного гарантированного увеличения размеров военных пенсий, в том числе и независимо от индексации денежного довольствия военнослужащих" ( Подробнее >>> ).

Как государство выполняло обещания, данные военным пенсионерам

Перейдем к простому арифметическому анализу изменения размера военных пенсий с 2012 года:

  • 2012 год: размер понижающего коэффициента (далее – РПК) – 54%. Индексация военных пенсий не проводилась;
  • 2013 год: РПК увеличен на 4,05% и составил 58,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 7,5%, что выше уровня инфляции 2012 года (6,58), однако ниже 8,58% (6,58% + 2%, согласно указу);
  • 2014 год: РПК увеличен на 2% и составил 60,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3,45%, что практически в 2 раза ниже уровня инфляции 2013 года (6,45), и, естественно, ниже 8,45 (согласно указу);
  • 2015 год: РПК увеличен на 6,73% и составил 66,78%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 11,21%, что ниже уровня инфляции 2014 года (11,36), и ниже 13,36 (согласно указу);
  • 2016 год: РПК увеличен на 2,67% и составил 69,45%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2015 года более чем в три раза (12,9), и ниже 14,9 (согласно указу);
  • 2017 год: РПК увеличен на 2,78% и составил 72,23%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2016 года (5,4), и ниже 7,4 (согласно указу);
  • 2018 год: РПК заморожен на уровне 2017 года, то есть составил 72,23%. На 4% увеличено денежное довольствие военнослужащих, что повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что выше уровня инфляции 2017 года (2,5), но ниже 4,5 (согласно указу);
  • 2019 год: РПК увеличен на 1,45%, что ниже установленного законом уровня в 2%, и составил 73,68%. На 4,3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это в совокупности повлекло за собой увеличение размера пенсий на 6,1%, что выше уровня инфляции 2018 года (4,3), но ниже 6,3 (согласно указу);
  • 2020 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. На 3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3%, что соответствует уровню инфляции 2019 года (3,0), но ниже 5,0 (согласно указу);
  • 2021 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. В октябре планируется увеличение денежного довольствия военнослужащих на 3,7%. Это повлечет за собой увеличение размера пенсий на 3,7%, что соответствует уровню инфляции сентября 2020 года (3,7), но традиционно ниже установленного Президентом уровня (5,7).

Из анализа приведенных цифр следует

Во-первых, государством не выполняются гарантии, данные военнослужащим и военным пенсионерам о ежегодном повышении понижающего коэффициента минимум на 2%. С 2018 года понижающий коэффициент трижды замораживался, а в 2019 году составил менее 2% (1,45).

Во-вторых, вопреки требованиям указа Президента, Правительством ни разу не обеспечено ежегодное увеличение военных пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.

В-третьих, принцип индексации военных пенсий дважды в год (в связи с увеличением понижающего коэффициента и повышением денежного довольствия), о котором заявляли в комитете Госдумы по обороне, забыт. Такая индексация была проведена лишь в 2019 году. В остальные годы индексация либо проводилась однократно, либо дважды в год, но за счет поэтапного увеличения РПК.

Вместе с тем в очередном ответе комитета по обороне сказано, что требования ч. 2 ст. 43 закона о военных пенсиях не нарушены, поскольку РПК сейчас составляет 73,68%. И если бы его увеличивали на 2% в год, а не больше, как это было в 2013–2017 годах, то размер РПК составил бы в 2020 году всего 70% ( Подробнее >>> ).

Однако это лукавство. Сослагательное наклонение в данном случае не применимо. Увеличение РПК происходило в соответствии с законом о военных пенсиях, предусматривающим возможность такого увеличения более чем на 2% с учетом уровня инфляции. При этом в законе не сказано, что в случае, если в текущем году РПК увеличен более чем на 2%, то в следующем году он может быть заморожен.

Почему Правительство и Госдума не выполняют гарантии, которые были даны военным пенсионерам

Все мы прекрасно понимаем, что федеральный бюджет не резиновый, а военная пенсия влечет за собой существенные расходы. Однако замалчивание проблемы, связанной с невыполнением государством взятых на себя обязательств, вызывает множество вопросов.

В ноябре 2020 года за принятие ФЗ “О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" проголосовало 292 депутата, против – 94, воздержалось – 3.

Печальная для военных пенсионеров статистика.

Также на тему о военных пенсиях и других гарантиях военнослужащим читайте:

Почему военных, обучающихся на платной основе, лишают права на учебный отпуск Подробнее >>>

Социальные гарантии и льготы военнослужащих и сотрудников ОВД предлагают сократить Подробнее >>>

Военная пенсия: что важно знать о назначении пенсии за выслугу лет и иных видов пенсий военным Подробнее >>>

Военная пенсия по инвалидности: на что обратить внимание Подробнее >>>

Если статья оказалась полезной, проголосуйте "Да"

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Мне эта тема безразлична

Свое мнение по этому вопросу я оставлю в комментариях


Военное пенсионное обеспечение в России

В России, как и в других странах мира, военнослужащие имеют особый статус, а система пенсионного обеспечения является главной мерой социальной поддержки тех, кто покинул ряды вооруженных сил и силовых структур с военной службой по выслуге лет или в случае наступления инвалидности. Закладывались основы пенсионного обеспечения военнослужащих еще в советское время.

В качестве основных условий для назначения военной пенсии по выслуге лет можно назвать не менее 20 лет выслуги (при этом календарных лет может быть меньше, учитывая службу в подразделениях особого риска, сложных климатических условиях и т.д.), возраст 45 лет и старше при наличии общего трудового стажа 25 календарных лет и 12,6 лет военной службы в том числе. Размер военной пенсии определяется военной выслугой, должностью, званием, суммами денежного довольствия, наличием условий для назначения надбавок. Стоит отметить, что если после ухода из вооруженных сил военный пенсионер продолжил работать в гражданских структурах, наличие военной пенсии не является препятствием для получения гражданской пенсии.

Военные пенсионеры в среднем выходят на пенсию на 20 лет раньше, чем большинство гражданских рабочих и служащих. И это вполне справедливо, учитывая сложные условия службы в вооруженных силах. Не стоит забывать, что не только летчики, подводники или десантники, но и связисты, специалисты продовольственной службы, автомобилисты и представители всех без исключения военных специальностей рискуют своей жизнью, выполняют приказы, несут службу в очень сложных условиях. Поэтому не должно вызывать удивления или возмущения то, что тыловик, медицинский специалист или финансист также выходит на военную пенсию по выслуге лет в гораздо раннем возрасте, чем гражданские специалисты.

Как обстоят дела в других странах

Не стоит думать, что военное пенсионное обеспечение России уникально. Практически все страны мира предоставляют возможность для военнослужащих более раннего выхода на пенсию, и пенсии военных там также высокие. В США правом на пенсионное обеспечение после увольнения из вооруженных сил пользуются лица, прослужившие в них не менее 20 лет, а также увольняемые по инвалидности.


Офицеры имеют право на пенсию после 10 лет службы на офицерских должностях. Тоже самое относится к уорэнт-офицерам, сержантам, рядовым, если они служили на офицерских должностях. Если инвалидность военнослужащим была приобретена не по причине выполнения служебных обязанностей, то для выхода на пенсию по инвалидности ему необходимо иметь выслугу в 8 лет службы.

Размер пенсии обычно составляет 50% от денежного довольствия, но при выслуге в 30 лет эта цифра увеличивается до 75% денежного довольствия. Также военные пенсионеры имеют целый ряд льгот, включая бесплатный проезд им и членам их семей по стране, право на пособие по безработице в течение 2 лет после увольнения со службы. При наличии права на получение любой другой пенсии военный пенсионер может выбрать ту, которая больше его устроит с финансовой точки зрения.

В Вооруженных силах Франции на пенсию по выслуге лет можно уйти после 15 лет службы. Офицеры, не достигшие предельного возраста и не прослужившие 25 лет, начинают получать военную пенсию только по достижению 50-летнего возраста.

Кадровым военнослужащим бундесвера ФРГ выплачивается выходное пособие по увольнению из вооруженных сил. Претендовать на военную пенсию они имеют право после 10 лет военной службы. При наличии выслуги в 10 лет размер пенсии установлен в 35% от оклада, за каждый последующий год начисляется по 2%, а за каждый год после 25 лет выслуги – по 1%.

Таким образом, офицер или унтер-офицер, прослуживший в армии 30 лет, получит пенсию в размере примерно 70% от своего оклада по званию и должности. Также стоит отметить, что военнослужащие, прослужившие 20 лет и более, имеют ряд льгот, связанных с оплатой жилья и коммунальных расходов.

Как видим, в разных странах мира пенсионное обеспечение военнослужащих имеет общие черты, однако есть и свои нюансы. Хотя среди гражданских пенсионеров в России принято завидовать пенсионерам военным, хотелось бы отметить, что система военного пенсионного обеспечения не лишена своих проблем. Военнослужащие, прослужившие в невысоких званиях, в большинстве своем получают относительно небольшие пенсии, которые, может, и повыше, чем у многих гражданских специалистов, но далеко не «космические».


Соглашения о военных пенсиях в рамках СНГ

Майор юстиции , начальник юридической группы направления правового обеспечения Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств

В рамках Содружества Независимых Государств на сегодняшний день по вопро­сам пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей приняты и действуют следующие международные договоры:

Соглашение между госу­дарствами-участниками Со­дружества Независимых Го­сударств "О социальных и правовых гарантиях военно­служащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей", подписанное главами государств-участников Со­дружества, от 01.01.01 года;

Соглашение "О гаран­тиях прав граждан госу­дарств-участников Содруже­ства Независимых Госу­дарств в области пенсионно­го обеспечения", подписан­ное главами правительств го­сударств-участников Содру­жества Независимых Госу­дарств, от 01.01.01 го­да;

Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения во­еннослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих госу­дарств-участников Содруже­ства Независимых Госу­дарств", подписанное глава­ми правительств государств-участников Содружества Не­зависимых Государств, от 01.01.01 года.

Комментируя названные соглашения, необходимо об­ратить внимание на следую­щее: в соответствии со стать­ей 2 Соглашения от 14 февра­ля 1992 года, военнослужа­щие и члены их семей имеют право оставаться на постоян­ное жительство на террито­рии государства, где военно­служащий проходил военную службу или избрать другое место жительства. Из этого следует, что пенсионное обес­печение военнослужащего и членов его семьи будет осуществляться в государстве из­бранного места жительства (в рамках Содружества). Порядок пенсионного обеспечения этих военнослужащих и чле­нов их семей определен в Со­глашениях от 01.01.01 года и от 01.01.01 года и, естественно, имеет опреде­ленные особенности.

В связи с этим, военнослу­жащий государства-участни­ка Содружества, пожелавший избрать иное государство для проживания после увольне­ния с военной службы, в ра­порте об увольнении указы­вает избранное место житель­ства и государство-участник Содружества для постоянно­го проживания после оконча­ния военной службы. После издания приказа об увольне­нии его личное дело оформ­ляется в установленном по­рядке и направляется в воен­комат по указанному военно­служащим месту жительства. Военнослужащий, прибыв после увольнения на избран­ное место жительства, обра­щается в военкомат для оформления получения пен­сии в установленном законодательством избранного го­сударства проживания по­рядке.

Граждане, уволенные с во­енной службы и получающие пенсию, при перемене места жительства в пределах госу­дарств-участников Содруже­ства, должны прибыть в во­енкомат по месту своего про­живания, сняться с учета и указать место и государство Содружества, куда они убы­вают для постоянного про­живания. Их снимают с воин­ского учета, а личное дело направляют в военкомат по указанному месту жительст­ва. Прибыв к избранному ме­сту жительства, они обраща­ются в военкомат для оформ­ления получения пенсии в ус­тановленном законода­тельством государства про­живания порядке.

В отношении членов семей военнослужащих сущест­вует следующая особенность: право на обращение за назна­чением пенсии указанные граждане приобретают лишь при условии регистрации (прописки) по месту житель­ства на территории государ­ства-участника Содружества, избранного места прожива­ния. Поэтому до обращения в органы, ведающие назначе­нием пенсий, гражданам в го­сударствах-участниках Со­дружества (для Российской Федерации это органы соцзащиты), указанные граждане должны зарегистрироваться (прописаться) по месту из­бранного жительства, пред­ставить соответствующее зая­вление, документы о стаже работы и заработке за перио­ды работы, отвечающие тре­бованиям законодательства избранного государства про­живания, а также справку о сроках прекращения выпла­ты пенсии по прежнему месту жительства (для граждан, ра­нее получавших пенсию). В отдельных случаях можно представить пенсионное де­ло. На основании этих доку­ментов и производится на­значение пенсии.

Продолжая комментарий соглашений, отметим, что статья 1 Соглашения от 01.01.01 года и статья 1 Соглашения от 01.01.01 года предусматривают, что пенсионное обеспечение во­еннослужащих и членов их семей осуществляется в соот­ветствии с законодательст­вом государств-участников перечисленных соглашений, на территории которых про­живают указанные лица. Ис­ходя из того, что под пенси­онным обеспечением понима­ется весь комплекс отноше­ний между государством и военнослужащим (членом его семьи), включая определение круга лиц, имеющих право на получение пенсии, исчисле­ние стажа, необходимого для назначения пенсии, назначе­ние, исчисление, выплату, пе­рерасчет пенсии. Государства-участники указанных со­глашений определили, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим за­считывается служба в воору­женных силах и других воин­ских формированиях в по­рядке, установленном зако­нодательством государства, на территории которого во­еннослужащие проходили службу. Следовательно, все остальные вопросы пенсион­ного обеспечения регулиру­ются законодательством го­сударства, в котором прожи­вает подлежащее пенсионно­му обеспечению лицо. Расхо­ды по выплате пенсий произ­водятся из бюджета того го­сударства, на территории ко­торого проживает пенсионер. Соглашение от 01.01.01 года и Соглашение от 01.01.01 года однозначно оп­ределяют, что объем прав и льгот военнослужащих и чле­нов их семей, в том числе права на пенсионное обеспе­чение, предоставляемые этим лицам государствами-участ­никами Содружества, не может быть ниже, нежели объем, установленный ранее для соответствующей катего­рии лиц законодательством Союза ССР. Поэтому госу­дарства-участники упомяну­тых соглашений не вправе устанавливать в своем зако­нодательстве правила, кото­рые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотрен­ным законодательными и иными актами бывшего СССР. Если в государстве, где проживает военнослу­жащий или члены его семьи, нормативный акт, регулиру­ющий пенсионное обеспече­ние этой категории лиц не принят, обеспечение этих лиц пенсиями осуществляется на условиях, по нормам и в по­рядке, действовавших в СССР. Это же правило при­меняется и в том случае, ког­да в государстве подобный акт существует, но в нем от­сутствует регламентация прав той или иной категории военнослужащих (членов их семей).

Общепризнанный прин­цип международного права, согласно которому участник договора не может ссылаться на положения своего внут­реннего права в качестве оп­равдания невыполнения обя­зательств по договору, при­менительно к вопросам пен­сионного обеспечения воен­нослужащих и членов их се­мей, получил закрепление и в Соглашении от 01.01.01 года. В нем предусмот­рено, что односторонние ог­раничения прав и льгот воен­нослужащих и членов их се­мей не допускаются, а госу­дарства-участники Содруже­ства обязаны взаимно согла­совывать принимаемые ими акты национального законо­дательства в этой области.

Обязательство соблюдать общепризнанные принципы международного права, а, следовательно, и обязатель­ства, принятые на себя на­званными соглашениями, за­креплено в конституциях го­сударств-участников Содру­жества Независимых Госу­дарств. Например, Конститу­цией Российской Федерации (статья 15) установлено: "Об­щепризнанные принципы и нормы международного пра­ва и международные догово­ры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации уста­новлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила между­народного договора."; Кон­ституцией Республики Казах­стан (статья 4) предусматри­вается, что международные договоры, заключенные Рес­публикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредст­венно; Конституцией Респуб­лики Беларусь (статья 8) оп­ределено, что "Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства."; Кон­ституцией Республики Арме­ния (статья 6) установлено, что заключенные Республи­кой Армения международные договоры являются состав­ной частью правовой систе­мы Республики и если в них установлены иные нормы, чем предусмотренные в зако­нах, то применяются нормы международного договора; Конституцией Кыргызской Республики (статья 9) устано­влено, что Кыргызская Рес­публика соблюдает общепри­знанные принципы междуна­родного права, а заключен­ные Кыргызской Республи­кой международные догово­ры и иные нормы междуна­родного права являются со­ставной и непосредственно действующей частью внут­реннего законодательства (статья 12) и т. д.

Исходя из вышеизложен­ного, следует, что перечис­ленные соглашения по пенси­онному обеспечению подле­жат безусловному выполне­нию государствами-участни­ками даже в том случае, если в национальном законода­тельстве государства-участ­ника содержатся правила, противоречащие указанным соглашениям. Подтвержде­нием тому является толкова­ние названных выше согла­шений Экономическим Су­дом Содружества Независи­мых Государств в Решении от 4 сентября 1996 года, а также определение от 01.01.01 года.

Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ


Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ


Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ


Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ

Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ

Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ

ПРИТОБОЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Дело N 2а-426/2016

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Глядянское 08 сентября 2016 г.
Притобольный районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Трифоновой М.Н.,
при секретаре Ч.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К. к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской области об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления.

К. обратился в Притобольный районный суд с административным иском к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской области (далее по тексту УФСБ РФ по Курганской области) об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления.
Свои требования, мотивирует тем, что он находился на воинской службе с 1975 года, которую проходил в органах КГБ СССР, а после распада Советского Союза - в КНБ Республики Казахстан. В 1997 году вышел на пенсию по выслуге лет. С 2004 года постоянно проживает на территории по виду на жительство, а с 2008 года получил . Все эти годы, то есть с 2004 года, он получает пенсию по законодательству. Также до 2015 года включительно пользовался правом на обеспечение медицинской помощи и санаторно-курортным лечением через поликлинику УФСБ РФ по Курганской области, что подтверждается штампом в пенсионном удостоверении.
В мае 2016 года в устной форме ему было отказано в медицинском обеспечении под предлогом выхода на пенсию не в России, что позднее подтвердили официальным ответом на его заявление.
Из материалов дела следует, что К. является пенсионером, ему назначена пенсия по выслуге лет. Он и члены его семьи пользовались правом на обеспечение медицинской помощью и санаторно- курортном лечении через поликлиники санатории и дома отдыха с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств -участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
Статья 1 Протокола к Соглашению между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., подписанного в г. Москве 25 января 2000 г., предусматривает, что на граждан, проходивших военную службу в воинских частях Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и органах бывшего Союза ССР и перешедших (зачисленных) на военную службу в вооруженные силы, другие войска, иные воинские формирования и органы государств- участников Содружества, при их переезде на постоянное место жительства из одного государства Содружества в другое распространяются права и льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих государства Содружества, избранного для постоянного проживания.
На основании ст. 1 Протокола, действовавшего на момент переезда К. в Российской Федерацию, на К. распространялись права и льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих Российской Федерации, установленные ч. 3 ст. 2 ФЗ " О статусе военнослужащих".
Российская Федерация участником названного Протокола не стала, о чем в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 года N 490-рп МИД России направил депозитарию соответствующее уведомление (согласно Статусу Протокола уведомление депонировано 27 июля 2011 года).
Согласно п "а" ст. 2 ФЗ от 15.07.1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах РФ", "Международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием правом заключать международные договоры в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документов, а также независимо от его конкретного наименования.
Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ "О международных договорах РФ", указанный Федеральный закон применяется в отношении международных договоров РФ (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).
В соответствии с положениями ст. 38 ФЗ "О международных договорах РФ", прекращение международного договора, в котором участвует Российская Федерация, освобождает ее от всякого обязательства выполнять этот договор в дальнейшем. Прекращение международного договора не влияет ни на права, ни на обязательства, ни на юридическое положение Российской Федерации, которые возникли в результате выполнения договора до момента прекращения его действия. Международный договор РФ, прекративший свое действие, перестает быть частью правовой системы Российской Федерации, а его положения соответственно, не подлежат дальнейшему применению.
Учитывая, что норма положения на основании которой К. пользовался правом на медицинское и санаторно - курортное обеспечение в поликлинике УФСБ России, прекратила свое действие, правовых оснований для медицинского и санаторно-курортного обеспечения в поликлинике УФСБ России по Курганской области у К. не имеется.
С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым отказать К. в удовлетворение заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 218, 219, 226, 227 КАС РФ,

К. в удовлетворении заявленных требований к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской области об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления, отказать.
В течение месяца со дня принятия решения оно может быть обжаловано в Курганский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Притобольный районный суд Курганской области.




Условия назначения пенсии военнослужащим

Военные могут претендовать сразу на две пенсии. Основания для их назначения разные, считаются они по-разному, поэтому имеет смысл говорить о них по отдельности.

1. Пенсия за выслугу лет

Для нее нужно удовлетворять одному из двух условий:

  • на момент увольнения отслужить не меньше 20 лет$

  • достичь 45-летнего возраста, иметь общий трудовой стаж не меньше 25 лет, из которых не меньше 12,5 составляет военная служба; при этом уволиться человек должен по достижении предельного возраста для службы, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.

2. Пенсия «по старости»

После службы в армии многие успевают поработать и на гражданке. Это значит, что работодатель платит за них страховые взносы, а они сами имеют право на пенсию. Условия для ее получения такие же, как для всех россиян:

  • достижение пенсионного возраста — в 2020 году это 60,5 лет для мужчин и 55,5 лет для женщин$

  • наличие достаточного страхового стажа — в 2020 году не менее 11 лет$

  • наличие определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионных баллов) — в 2020 году не меньше 18,6.

Поскольку второй вид пенсии для военных ничем не отличается от всех остальных граждан, сосредоточимся на пенсии военнослужащим за выслугу лет.

Размер пенсии военнослужащим

Пенсия военнослужащего зависит от размера его денежного довольствия во время службы. А также от выслуги лет и так называемого понижающего коэффициента. О них ниже, а пока давайте разберемся с размером денежного довольствия. Оно складывается из двух величин.

1) Оклад по воинской должности (другой название — тарифный разряд). Вот оклады, действующие с 1 октября 2019 года.

Важно отметить, что при назначении пенсии учитывается последнее звание и должность военнослужащего. Никто не высчитывает его среднюю зарплату за все годы службы.

Наверно, военные пенсионеры были бы только рады, если бы этими двумя составляющими их пенсии и ограничивались. Но есть еще два компонента, которые делают итоговый результат меньше суммы двух окладов.

3) Выслуга лет

Прослужив Родине 20 лет, военный получает на пенсию в 50% от суммы своего денежного довольствия. И за каждый следующий год — еще плюс 3%. Но установлен потолок в 85%, сколько не служи. Получается следующая градация:

  • 20 лет — 50%
  • 21 год — 53%
  • 22 года — 56%
  • 23 года — 59%
  • 24 года — 62%
  • 25 лет — 65%
  • 26 лет — 68%
  • 27 лет — 71%
  • 28 лет — 74%
  • 29 лет — 77%
  • 30 лет — 80%
  • 31 год — 83%
  • 32 года и больше — 85%.

За выслугу лет положена не только все большая часть от денежного довольствия, но и надбавка. Ее военный получает и во время службы, она же перекочевывает и в его пенсию:

  • 10 процентов - при выслуге от 2 до 5 лет;
  • 15 процентов - при выслуге от 5 до 10 лет;
  • 20 процентов - при выслуге от 10 до 15 лет;
  • 25 процентов - при выслуге от 15 до 20 лет;
  • 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет;
  • 40 процентов - при выслуге 25 лет и более.

4) Понижающий коэффициент

Согласно Закону о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, денежное довольствие военнослужащего при назначении пенсии учитывается только в размере 54%. Но начиная с 2013 года эти проценты должны были расти на 2% каждый год, пока не достигнут 100%. То есть государство взяло на себя обязательство планомерно увеличивать выплаты военным пенсионерам.

Получается даже с опережением графика. По плану, сейчас должны были дойти только до 70%, то есть понижающий коэффициент был бы 0,7. На деле же его значение 0,7368%. Но у военных есть определенные опасения, дело в том, что коэффициент не поднимали уже два года.

Расчет пенсии военнослужащим

Понимаем, цифр много, разобраться в них непросто. На примере будет понятней.

Представим себе бравого командира полка, который отдал армии четверть века и дослужился до звания подполковника. На что он может рассчитывать?

26 034 рубля (оклад по воинской должности) складываем с 13 017 рублями (оклад по воинскому званию). Получается 39 051 рубль. Теперь прибавим к этой сумме 40% от нее же (за 25 лет выслуги). Получим 54 671 рубль 40 копеек.

Наш подполковник имеет право воспользоваться 65% от этой суммы — дело все в той же выслуге лет. То есть 32 802 рублями 84 копейками.

И последнее действие — учесть понижающий коэффициент 2020 года в 73,68%. Итого — 24 269 рублей 13 копеек.

Если приводит расчеты к какой-то формуле, получится так:

(Оклад по воинской должности + оклад по воинскому званию + ((Оклад по воинской должности + оклад по воинскому званию) х выслуга лет)) х понижающий коэффициент.

Выглядит сложно, но если один раз разобраться, все встанет на свои места.

Читайте также: