Пенсии военным в абхазии

Пенсии в Абхазии получают граждане по 32 категориям. Размер их очень разный, но не больше 10 000 рублей. Еще 10 категорий получают в Абхазии пособия, но максимальные размеры также не превышают 10 000. Есть также немногочисленное количество граждан, которые получают персональные пособия от государства, максимальный размер этих выплат — 25 000 рублей.


Абхазия

Абхазия, непризнанная большей частью мира, расположена в Причерноморье, в северо-западной части Кавказа. Граничит с Россией и Грузией, которая считает Абхазию своей территорией, так как до 1991 года этот регион входил на правах автономии в состав Грузинской ССР.

После конфликта 1992–1993 гг. между грузинами и абхазцами регион провозгласил свою независимость от Грузии, чего последняя до настоящего времени не приемлет и считает эту территорию своей частью.

Результатом грузино-осетинского конфликта стало то, что Абхазию и Южную Осетию РФ признало независимыми. Подавляющая часть жителей Абхазии имеет российские паспорта. Они могут претендовать на российское пенсионное обеспечение, потому что являются гражданами России.


Абхазия и страны-соседи на карте

Как устроено в Абхазии пенсионное обеспечение?

Система пенсий в стране складывалась постепенно и прошла через несколько фаз своего развития:

  • В 1993 году принят закон, обеспечивающий социальную защиту инвалидов и семей погибших в конфликте 1992–1993 гг.
  • Закон 1998 года увеличил размер пенсии 11 категориям получателей.
  • В течение 1999–2001 пенсионные выплаты увеличивались еще для целого ряда категорий граждан.

В дальнейшем из года в год пенсии увеличиваются по разным категориям, но размер их оставался настолько незначительным, что пенсионное обеспечение не слишком влияло на улучшение жизни тех людей, которые не могут полноценным трудом зарабатывать себе на жизнь.

Это хорошо видно из представленных таблиц, где показана минимальная и максимальная пенсия в Абхазии, в том числе за выслугу и по старости.

Категория Пенсия (в месяц)
По выслуге 200 р. + доплата 1000 р. с 2014 г.
По старости 500 р. + доплата 1000 р. с 2014 г.
Пенсионеры, обладающие званием заслуженного работника в какой-либо отрасли Выплата 1500 р.
Шахтеры Платят этой категории 1500 р.
Люди, которым 100 и больше лет Доплачивается пособие в 5000 р.

Тем, кто участвовал в войнах, выплаты составляют:

Категория Пенсия и пособие
Обладатели медали «Герой Абхазии» 6500 р.
Кавалеры ордена Леона 5500 р.
Награжденные медалью «За отвагу» 5000 р.
Добровольцы, получившие медаль «За отвагу» 5500 р.
Участники ВОВ 5000

Семейные пенсии и пособия на 2020 год составляют:


Размер пособия в Абхазии

Выплаты по инвалидности:

Выплаты другим категориям:

Категория Пенсия или пособие
Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС и прибывшие на станцию в 1988–1990 гг. 1500–2000
Инвалиды-ликвидаторы 2000–3500
Депутаты Народного Собрания, если стаж работы в Парламенте составляет не менее пяти лет 4000–5500

Как видно из приведенных таблиц, пенсионная система Абхазии довольно разветвленная. И только на первый взгляд имеет слишком малую базу для материального обеспечения нуждающихся в пенсиях и пособиях. Учитывая, что население страны составляет более 240 тысяч человек, из которых более 50 тысяч имеет право на пенсию и пособия.

Рекомендуем посмотреть видео про пенсию в Абхазии:

Очевидно, что большое внимание уделяется семьям, участникам и инвалидам войны 1992–1993 гг., в том числе и родителям, потерявшим своих детей, а также инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и войны в Афганистане. Можно сделать вывод, что пенсионная система Абхазии ориентирована на защиту наиболее социально уязвимых граждан. Человек может получать пенсию по старости и в то же время пособие как участник боевых действий, а также потерявший сына или дочь на войне.

Соглашение с Россией

В Абхазии нелегко россиянину получить гражданство, здесь одна из самых сложных процедур в мире. Нужно прожить 10 лет безвыездно, чтобы получить такое право, и при этом еще платить все страховые взносы. Причем обладание паспортом не создает никаких преимуществ, а вот проблемы вполне могут возникнуть. Вплоть до уголовной ответственности при желании посетить Грузию.

Впрочем, и гражданину Абхазии не так просто получить гражданство России, так как после 2008 года, когда была признана независимость, жители страны стали для Российской Федерации иностранцами.

  1. Надо получить РВП (разрешение на временное проживание). Это возможно, если есть в каком-то регионе России свободная квота.
  2. Получив РВП, надо прожить в месте его получения 180 дней.
  3. После этого следует подать заявление на ВНЖ (вид на жительство), подождать шесть месяцев и, возможно, получить его.
  4. По ВНЖ надо прожить в России один год, и сдав экзамен на знание русского языка, получить гражданство, при этом отказавшись от абхазского паспорта. Процедура все же более быстрая, хотя и хлопотная, чем получение абхазского гражданства.


Политика российского правительства по поддержанию абхазской государственности до 2008 года была направлена на то, чтобы как можно больше жителей Абхазии получили российское гражданство.

В период с 2002 по 2008 год его обрели 140 000 абхазцев, т. е. больше половины населения. При этом русское меньшинство (а это 21 000 человек), как правило, не имеет никакого гражданства в Абхазии.

Абхазия заключила соглашение с РФ, чтобы живущие в ней граждане России получали пенсии, равные тем, что имеют остальные россияне. Для этого в 2015 году было заключено специальное соглашение между двумя странами, предусматривающее следующее:

  1. Общая сумма пенсии должна составлять 10 180 рублей.
  2. Тем, кто постоянно проживает в Абхазии, выплачивается эта пенсия.
  3. Производится выплата пенсии из федерального бюджета Российской Федерации.
  4. Это соглашение заключено сроком на 10 лет, по истечении которых оно продлевается на пять лет. Но одна из сторон может отказаться от продления, и тогда выплаты прекратятся.

Рекомендуем посмотреть видео про цены в Абхазии:

Деньги на реализацию этого соглашения со стороны России поступили только в 2016 году, и пенсия была проиндексирована. Доплата производилась тем, у кого пенсионная выплата не превышала 10 180 рублей, таковых оказалось более 27 000 человек. В среднем размер доплаты составил 1300 рублей. В 2017 году Абхазское правительство заявило, что доплаты будет производить из собственного бюджета.

Для начала нужно разобраться, из чего складывается пенсия военных. Об этом и многом другом подробно в материале сайта “Весь Искитим”.

Подписал закон о заморозке военных пенсий президент России Владимир Путин. Речь идет о не индексации денежного довольствия военнослужащих в 2020 году. Кроме того, новый федеральный закон ФЗ-381 от 02.12.2019 не улучшает положение военных пенсионеров, так как понижающий коэффициент, замороженный на очередной год влияет на материальное содержание военных. В материале сайта «Весь Искитим» о том, почему военным пенсионерам заморозили пенсии, и как она вырастет в 2021 году.

Пенсия военных

Для начала нужно понять, из чего складывается пенсия военных. Размер военной пенсии зависит от:

– денежного обеспечения для действующих военнослужащих соответствующего звания и должности;
– выслуга лет – чем дольше служить, тем больший процент от денежного обеспечения получает пенсионер;
– понижающий коэффициент – он один для всех, и его устанавливает федеральный закон. Сейчас коэффициент равен 0,7368.

Минимальная выслуга для назначения пенсии – 20 лет. За это дается пенсия в 50% от денежного довольствия. За каждый год службы военному пенсионеру прибавляют по 3% денежного довольствия, но не более 85%. Те пенсионеры, у которых есть стаж работы военный и гражданский, могут получать военную пенсию, имея не менее 12, 6 лет выслуги, а общий стаж – не менее 25 лет. За это даются те же 50% денежного довольствия. За каждый дополнительный год общего стажа таким пенсионерам прибавляют по 1% денежного довольствия.

Федеральный закон ФЗ-381 от 02.12.2019 распространяет свое действие на лиц, указанных в ст. 1 Закона РФ №4468-I «О военных пенсиях» от 12.02.1998г., проходящих военную службу в:
· Вооруженных силах;
· объединенных ВС СНГ;
· пограничной службе;
· нацгвардии;
· внутренних и железнодорожных войсках;
· органах ФСБ;
· войсках гражданской обороны;
· военизированных подразделениях СК РФ;
· иных воинских формированиях, подразделениях.

Таким образом, он не распространяется на сотрудников:
· МЧС РФ;
· ФСИН России;
· МВД Российской Федерации.

К исключениям относятся подразделения, отнесенные к военизированным, например, такие есть в МВД по внутренних войсках, в МЧС РФ, но их нет во ФСИН. Индексация денежного довольствия сотрудников полиции производится на иных основаниях.

Надолго ли заморозили пенсию?

Введена заморозка военных пенсий до 2021 года – такова суть федерального закона 381-ФЗ от 02.12.2019 года. Закон вступил в силу 1 января 2020 года. Что изменилось:

1. продлевается на очередной год мораторий на действие части 2 статьи 43 Закона РФ №4468-I «О военных пенсиях» от 12.02.1998г.;
2. устанавливается размер понижающего коэффициент денежного довольствия, используемый для расчета пенсий военнослужащим. Данный коэффициент устанавливается в размере 73,68% от довольствия, он действует с 1 января следующего года вплоть до других специальных распоряжений.

Отсутствие повышения коэффициента отрицательно влияет на размер пенсии, так как вообще он должен повышаться в соответствии с действующим законодательством на 2% ежегодно. Однако он остался таким же на 2020 год, каким был установлен в 2019 году. Кроме того, заморожена индексация пенсий.

Часть 2 статьи 43 закона РФ №4468-I «О военных пенсиях» от 12.02.1998г. предусматривает индексацию пенсий военным пенсионерам, но не только. Дело в том, что размер денежного содержания от государства, выплачиваемого военным пенсионерам, напрямую зависит от денежного довольствия, согласно нормам этой же статьи.
В этой же норме указано, что за основу принимается не 100% данного довольствия, а определенная часть. Эти изменения внесены в 2012 году, с тех пор коэффициент должен был повышаться каждый год на 2%. Однако данное увеличение было заморожено в 2015 году и ежегодно продлевалось.

Повышение пенсий по годам

В 2020 году денежное довольствие увеличится на 3%, в 2021 году на 4% и в 2022 году еще на 4%.

Контрактникам не выплачивают командировочные


Военнослужащим-контрактникам на российской базе в абхазской Гудауте прекратили выплачивать командировочные. Об этом сообщил в своем блоге бывший военнослужащий базы старший сержант Денис К.

По словам Дениса, о невыплате командировочных он узнал от бывших сослуживцев, которые регулярно выходят с ним на связь. В своем блоге он разместил обращение к сотрудникам Министерства обороны:

«Уважаемые чиновники Министерства Обороны Российской Федерации! Довожу до вашего сведения, что военнослужащим 7-й военной базы до сих пор не выплачены суточные деньги за март, апрель, май месяц 2010 года. Наши солдаты и офицеры честно выполняют свой долг в Абхазии в далеко не самых лучших условиях, и продолжают его выполнять, даже несмотря на то, что им это не оплачивается. Уважаемые чиновники, будьте так добры — решите эту проблему».

По словам Дениса, это не первый случай задержек командировочных. Проблемы начались сразу после развертывания базы на сопредельной территории, то есть с сентября 2008 года.

До 8 августа 2008 года миротворцам на территории Грузии выплачивались командировочные из расчета 16,2 доллара в день. Однако, 12 августа 2008 вышло постановление правительства РФ № 587 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии». В нем было прописано:

1. Установить с 8 августа 2008 г. военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии (далее — военнослужащие и сотрудники), выплату суточных в иностранной валюте в соответствии с приложением № 1 (54 доллара — «СП») к постановлению правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. № 812. При определении размеров суточных пункт 8 указанного постановления в отношении военнослужащих и сотрудников не применяется.

2. Военнослужащим и сотрудникам засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии: 1 месяц военной службы (службы) за 3 месяца;

Таким образом, солдатам — участникам боевых действий пообещали платить 54 доллара в день дополнительно к денежному довольствию, что было весьма ощутимой прибавкой при месячной зарплате рядового в 9−11 тысяч рублей. Однако этих денег никто не получил — их попросту не выплачивали.

Как пояснил «СП» член правления общества «Мемориал» Сергей Кривенко, это было связано с техническими накладками. «Проблемы были год назад, когда только устанавливалась процедура выплат. Сбербанк там открыть было нельзя, не было еще его отделения. Это были технологические проблемы, которые разрешились», — сообщил он.

Однако через некоторое время правительство передумало. Российская Федерация признала государства Абхазия и Южная Осетия, а постановление правительства № 587 было отменено. Контрактникам было объявлено, что командировочные они все же получат, но из расчета 16,2 доллара в сутки.

Теперь задерживают и эти деньги. Кроме того, прекратили выплачивать квартальные премии, а, контрактников, служащих в Абхазии и Южной Осетии, постепенно сокращают. Как рассказал «СП» Денис К., очевидно, чиновники просто решили, что 40 тысяч рублей в месяц для солдата — это слишком много.

«СП»: — Насколько я понимаю, проблемы с выплатами возникали, еще когда вы проходили службу? На данный момент с вами расплатились? Сами или пришлось через суд? Какая сумма за ними висела?

— Да, проблемы были раньше, с сентября 2008-го по апрель 2009-го. Тогда кроме денежного довольствия мы вообще не получали суточные (их еще именуют командировочными). Затем выплаты прошли, но после постановления правительства ( № 169 — «СП») в урезанном виде. Теперь проблемы с выплатами суточных начались в этом году — задержки на полтора — два месяца. В конце концов, их выдали за январь и февраль, и на этом все заглохло. С тех пор всем контрактникам и офицерам на базе должны суточные деньги уже за три месяца. При этом денежное довольствие вполне себе исправно платят.

Конкретно мне должны с марта до середины мая. При расчете во время увольнения их отказались выдавать, ссылаясь на то, что Москва все никак не перечислит. В суд пока не обращался.

«СП»: — Сейчас, если я правильно понял, там платят командировочные около 16 долларов в день?

«СП»: — А вам должны были по 54 доллара платить.

— Да, с декабря 2008-го по февраль 2009-го для этого были все основания, никаких юридических заморочек, либо бумажных нестыковок. Но, видимо, знали о том, что готовится очередное постановление правительства, урезающее выплаты до 16,2 долларов, поэтому просто тянули время.

«СП»: — А сейчас как-то мотивируют задержку — не вам, а тем, кто по-прежнему служит?

— «Москва не перечисляет, ждите».

«СП»: — Можете рассказать, почему вы уволились, и какие настроения у ваших сослуживцев?

— Было объявлено о будущем сокращении контрактников. Предлагалось на выбор переводиться в Чечню, уволиться самому или быть уволенным к осени. Я выбрал вариант «по собственному желанию», поскольку хочу работать на гражданке.

Оставшиеся парни просто думают служить до последнего, ибо нигде, кроме армии, себя не представляют. Небольшая часть согласились на перевод в Чечню.

«СП»: — А денежное содержание какое сейчас у контрактников?

— Оно составляет 9000−11000 рублей в месяц. Ранее были выплаты квартальных премий по 115-му приказу МО (по 18−25 тысяч рублей), но в последний квартал их почему-то не дали.

«СП»: — А как устроен быт части — за два года что-то обустроили?

— Пока все в палатках, но с лета прошлого года строятся модульные современные казармы.

«СП»: — 2 года в палатках?

— До лета прошлого года не было соответствующего договора с республикой Абхазия и казармы не могли начать строить. Все же земля чужая. Теперь вопросы решены.

«СП»: — А вообще там чувствуется, что это зона конфликта? Стычки, провокации, напряженность какая-то? Или обычная мирная жизнь?

— Нет, стычек нет, все очень спокойно.

Военный обозреватель газеты «Комсомольская правда», полковник Виктор Баранец вспоминает, что проблема с выплатой денег солдатам для российской армии давно стала традицией. Оставить военнослужащих без денег пытались и во время первой, и во время второй чеченской кампаний. В этом смысле война в Абхазии и Южной Осетии не стала исключением.

— Проблема выплаты боевых в российской армии вспыхнула ярче всего в период первой чеченской кампании. Самое главное, что там постоянно выпирало — то, что солдатам и сержантам, а иногда и офицерам в полном объеме не засчитывались полевые выходы и велась ложная арифметика. Обычно это делали штабные работники или сами командиры, уменьшая количество дней, экономя на этом, а потом с финансистами деля так называемую экономию.

Что касается выплат боевых, то было очень много судебных тяжб по поводу того, что финансисты внаглую говорили участникам боевых действий — «если я тебе выплачу положенные 15 тысяч, давайте пять мне, а остальное забирайте». Было немало уголовных дел, и некоторые из них расследуются до сих пор. Были случаи, когда снимали с должностей даже начальников финуправлений в Северо-Кавказском военном округе.

А потом в эфире «Эхо Москвы» заместитель министра обороны Любовь Куделина заявляет, что «нас неправильно поняли, мы, конечно, постараемся выплатить», но выплачивали, насколько мне известно, только тем парням, которые судились. А тысячи тех, кому не до этого, не получили ничего.

«СП»: — Откуда берется такое отношение к контрактникам?

— Это берется от совершенно идиотской позиции государства в этом вопросе. Можно вспомнить вторую чеченскую кампанию, когда появилась некая поправка в постановление правительства, когда части, находящиеся в Чечне, надо было считать по особому регламенту: кто участвует в боевых действиях, а кто не участвует.

«СП»: — Насколько помню, там было какое-то странное положение: многие воевавшие остались без боевых, а люди, ни разу не бравшие в руки оружие, оказались ветеранами.

— Это решение вызвало резкое неприятие у людей. И я, помню, получил письмо от солдата-водовоза. Он писал: «В мои функции входило только подвозить воду. Я ездил каждый день к роднику через зону боевых действий 3 километра, набирал воду, и привозил в часть. За это время, пока я целый месяц этим занимался, меня 18 раз обстреливали, моя машина вся изрешечена, я сам был ранен. Скажите мне, пожалуйста, я участник боевых действий или нет?»

Более того, он говорил, что его предшественники тоже не считались участниками боевых действий. И из них двое погибли. И даже после смерти их не хотели считать участниками боевых действий.

Здесь просматривается второй аспект проблемы — попытке государства сэкономить на кровных деньгах солдата.

«СП»: — Так экономия же копеечная?

— А это никого не интересует. Например, вчера я получил письмо от прапорщика, участника боевых действий на Кавказе, который 3 раза побывал в боевой перепалке и имел удостоверение участника. И когда он пришел оформлять пенсию, ему сказали: «а вам незаконно его выдали», и отобрали это удостоверение. Тем самым, те 30 или 32 процента, которые положено ему приплачивать к пенсии как ветерану, ему уже не положены.

«СП»: — Я вот чего не понимаю — а какой смысл зажимать эти крохи? Человек воюет, выполняет свой воинский долг. Казалось бы — чего ему не заплатить, даже не 54, 16 долларов 20 центов? Дворник в Москве больше зарабатывает.

— Вы задаете мне слишком совестливые вопросы. Вы говорите о государстве, которое якобы имеет совесть, совестливое отношение к своим защитникам. Забудьте! Немедленно. Рассуждать вот так — это думать нормальными человеческими категориями. Они давно подохли. Если государство начинает экономить на солдатской крови, то оно перестает быть государством. И тогда рождается эта знаменитая формула «Государство делает вид, что оно нам платит, а мы делаем вид, что ему служим».

Военные пенсионеры, служившие в 345-м парашютно-десантном полку ВС РФ, заявляют, что давно потратили деньги и им неоткуда взять 2 млн рублей, которые с них требуют по суду.


От российских офицеров, воевавших в Абхазии, потребовали вернуть командировочные спустя почти 25 лет, когда они уже находятся в отставке. При этом бывшие служащие 345-го парашютно-десантного полка вооруженных сил РФ заявляют, что деньги давно потратили, сообщает "Московский комсомолец".

В 1993 году во время вооруженного конфликта между Грузией и Абхазией около 3 тыс. военнослужащих 345-го парашютно-десантного полка были переброшены из Новороссийска в город Гудаута, где охраняли российские объекты, выезжали на грузино-абхазскую границу, эвакуировали беженцев и сопровождали грузы.

После окончания боевых действий между Грузией и Абхазией российские власти поставили полку задачу – выполнять миротворческую миссию по разделению противоборствующих сторон. При этом командировку им все время продлевали. В итоге российские военные пять лет прожили на территории бывшего советского военного аэродрома, пока в 1998 году полк не расформировали.

"Я нечаянно узнал, что некоторым нашим офицерам помимо оклада и "полевых" платили командировочные, как за пребывание на территории иностранного государства. Это было логично. Но выплачивали командировочные в долларах не всем, и делали это не афишируя. Это тоже было понятно – иначе негде было бы взять столько денег. Если военный узнавал о том, что командировочные ему положены, писал рапорт и ему выплачивали в индивидуальном порядке", – рассказал капитан в отставке Андрей Яшин .

Военный узнал о полагающихся деньгах после возвращения из Абхазии в Россию и через Московский гарнизонный военный суд вытребовал причитающиеся ему деньги.

В октябре 2002 года Яшин получил около 2 млн рублей (примерно $33,6 тыс.) за весь период нахождения в зоне вооруженного конфликта на территории другого государства (из расчета по $35 в сутки). Одновременно выиграли подобные суды еще несколько офицеров.

После увольнения в запас офицер не стал претендовать на положенную по закону квартиру, поскольку ему сказали, что жилья нет и нужно снова судиться, или задобрить нужных людей. Вместо этого на полученные по суду командировочные он купил в 2004 году в городе Дзержинске Московской области квартиру, куда переехал с женой и двумя маленькими детьми.

Однако весной 2016 года он получил повестку в суд, поскольку 14 лет назад президиум Московского окружного военного суда отменил решение гарнизонного суда и обязал военных вернуть деньги. Яшин о том процессе не знал, поскольку суд посылал повестки в воинскую часть, где когда-то оканчивал службу капитан. Аналогичная история произошла с его товарищами-офицерами Дмитрием Кулешовым, Игорем Гребченко, Дмитрием Соболевым и другими.

При этом судебные приставы все эти годы не искали военных, а только несколько раз отправляли исполнительные листы на адрес воинской части, а затем по неизвестной причине офицеров нашли.

"Где я возьму сейчас два миллиона рублей, будучи давно на пенсии? Это совершенно неподъемная сумма для меня. Да и не согласен я и мои товарищи с тем, что мы должны их возвращать. Причем с военных, которые получили командировочные не через суд, а по рапорту, деньги обратно не требуют", – заявил Яшин.

Офицеры-должники попытались отменить решение Московского окружного военного суда, однако от них потребовали доказательства того, что офицеры были на миротворческих операциях и передвигались по территории Абхазии.

Дело оказалось настолько запутанным, что его материалы затребовал Верховный суд, а офицеры заявили, что готовы дойти до Европейского суда. В этом случае России придется дать суду в Страсбурге ответы на вопросы о миротворческих операциях в Абхазии.

В 1992–1993 годах произошел вооруженный конфликт на территории Абхазии между абхазскими и грузинскими вооруженными силами. Боевые действия продолжались больше года. Стороны конфликта обвиняли друг друга в массовых нарушениях прав человека. Конфликт привел к почти полному опустошению обширных районов и массовому перемещению населения. Сотни тысяч гражданских лиц, в основном грузин, стали беженцами.

14 мая 1994 года грузинская и абхазская стороны подписали в Москве соглашение о прекращении огня и разъединении сил, выработанное в рамках Женевских переговоров по урегулированию конфликта, проходивших под руководством специального посланника генерального секретаря ООН.

Абхазский провал




На прошлой неделе в Госдуму был внесён проект федерального бюджета на 2020–2022 годы. Помимо прочих расходов в нём запланированы расходы на оказание помощи двум дружественным РФ независимым республикам – Южной Осетии и Абхазии. Согласно документу последняя должна получить в следующем году 1,7 млрд рублей, в 2021-м – 1,9 миллиарда.

Суммы эти не окончательные. Так, на нынешний год Абхазии также расписали 1,7 млрд рублей, однако затем Москва щедро выделила ещё полтора – полмиллиарда на укрепление банковской сферы республики и ещё миллиард на зарплаты и пенсии абхазским бюджетникам. Впрочем, почему абхазским? Сегодня порядка 90% жителей республики имеют российские паспорта. Потому Россия доплачивает местным пенсионерам, педагогам, врачам и работникам учреждений культуры. При этом сами абхазы, имея паспорта с орлом, никаких налогов в бюджет РФ не выплачивают.

Вопрос, зачем нам вообще нужна Абхазия, время от времени если и звучит, то тихо. Не тот тренд нынче в стране – встаём с колен, собираем земли, на это никаких денег не жаль! «Абхазия – российский форпост на Кавказе, обеспечивающий сферу наших жизненных интересов. А за это надо платить», – уверен политолог Алексей Макаркин. Про форпост, конечно, сказано чересчур громко, ну да ладно – возможность сделать бяку Грузии, нежно смотрящей в сторону НАТО, тоже хоть и мелочна, но приятна. А вот за что платить?

Бюджет Абхазии примерно на 70% финансируется Россией. Именно Россия в ущерб своему международному положению сделала так, чтобы Абхазию признал хоть кто-нибудь в мире. Что в ответ? Да практически ничего. Вряд ли стоит говорить, что многие россияне с удовольствием прикупили бы квартиру у моря. Но абхазские законы запрещают продавать недвижимость чужакам. Знаменитые пицундские здравницы будто замерли в 80-х – нет сомнений, что российский бизнес с удовольствием вложился в обновление инфраструктуры и строительство отелей. Но и тут союзники не спешат идти навстречу. И если бы только так – российские СМИ полнятся рассказами о том, чем заканчиваются попытки российских предпринимателей затеять проекты в Абхазии. Итог почти всегда один: появляются люди с автоматами, говоря, что теперь всё принадлежит им. Искать справедливости бесполезно: в республике, где все друг другу родственники или кунаки, приезжего в лучшем случае пошлют подальше. В худшем наивный гость может повторить судьбу дипломата Дмитрия Вишернева, пытавшегося защищать интересы российских бизнесменов, – его вместе с женой расстрелял киллер. Неудивительно, что предприниматель Михаил Панов, у которого отняли построенный им завод, теперь восклицает: «Я требую, чтобы был построен забор на российско-абхазской границе. И чтобы на нём висело объявление от имени правительства и МИД России: «Уважаемые россияне, сообщаем вам, что вы въезжаете на территорию, на которой не действуют законы!».

Да что там мелкий бизнес. В своё время президент Абхазии Рауль Хаджимба долго наводил тень на плетень, отказывая российским нефтяникам в разрешении начать разработку гудаутского месторождения: мол, это повредит экологии. Кем именно он ощущает себя в разговоре с Москвой, легко понять. «Абхазия должна быть интересна России, но интересна она может быть только тогда, когда у неё есть свои собственные позиции. А не просто как территория, на которой что-то можно делать. Мы не против того, чтобы Россия была здесь. Но мы хотим, чтобы Россия, будучи здесь, знала, с кем она выстраивает отношения», – заявлял он. Полноте, это точно речь человека, чья республика существует исключительно благодаря России?


Россиянка, побывавшая на отдыхе в Сочи и в Абхазии, сравнила цена на обоих курортах и поделилась своими наблюдениями с подписчиками. По ее оценке, цены в Абхазии оказались ниже практически на все популярные туристические услуги.

Самое интересное, что и те деньги, которые Москва щедро выделяет Сухуми, не слишком идут на пользу. В своё время российская Счётная палата проверила характер трат и пришла в ужас: деньги расходовались с безбожным завышением стоимости закупок. «Договоры заключались на 40 млн рублей, акты закрывались на 80 млн рублей, а деньги перечислялись в размере 90 млн рублей, – рассказывал вице-премьер Абхазии Дмитрий Сериков. – Никакие дополнительные сметы, подписанные к договорам, не оформлялись, а если и оформлялись, то они утеряны». И что же, кто-то пошёл под суд? Нет, решили, что имело место не уголовное преступление, а неэффективное расходование средств, за которое абхазские законы не предусматривают ответственности.

В общем, вряд ли можно назвать неправым того, кто сравнивает Абхазию с чёрной дырой, в которую ухают деньги российского бюджета. Непонятно только, почему с этим мирятся в РФ. Чего здесь больше – равнодушия, некомпетентности? А может, коррупции? Кстати, абхазские власти пеняли: дескать, в бюджете им выписывают миллиарды, но деньги в полном объёме к ним не доходят. Сама собой рождается версия: уж не половинят ли их по пути заинтересованные лица с обеих сторон? А что, бесконечное восстановление Абхазии – хороший способ «освоить» любые суммы. Вот, кстати, и ответ, почему Батуми сияет огнями, а Новый Афон, Гагра и Сухуми даже спустя десятилетия после окончания войны с Грузией выглядят так, словно обстрелы закончились только вчера. Гляди, приведёшь всё в порядок – денег больше не дадут…

10 октября 2012 года г. Тамбов

Апелляционная инстанция Тамбовского областного суда в составе:

Председательствующего судьи: Белоусовой В.Б.,

Судей: Ледовских И.В., Бучневой О.А.

при секретаре: Юдаевой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьянова С.В. к Военному комиссариату Тамбовской области о признании и включении в выслугу лет периода военной службы исчисляемого на льготных условиях, об обязанности произвести перерасчет пенсии и выплате разницы между начисленной пенсией и пенсией с учетом перерасчета,

по апелляционной жалобе Лукьянова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 июля 2012 года.

заслушав доклад судьи Ледовских И.В.,

Лукьянов С.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к Военному комиссариату Тамбовской области, указав, что с 11 апреля 2010 года военным комиссариатом Тамбовской области ему назначена пенсия за выслугу лет (25 лет) в размере *** руб. *** коп. в месяц. 26.01.2011 г. он обратился в военный комиссариат Тамбовской области с заявлением о перерасчете ему пенсии с учетом льготной выслуги, в связи с выполнением задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Южной Осетии в период с 21 августа по 26 декабря 2008 года. Однако в перерасчете пенсии ему было отказано. Он считает, что общая продолжительность его военной службы с учетом названного периода в льготном исчислении для назначения пенсии должна составлять 26 лет, а не 25 лет. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 2008 года № 587 была введена льгота - военнослужащим, выполняющим задачи при вооруженных конфликтах, засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии один месяц военной службы за три месяца. Аналогичные положения закреплены в п. 2 Приказа Минобороны РФ от 20 августа 2008 года №440 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Южной Осетии и Абхазии», а также в ст. 2 ФЗ от 21.01.1993 г. №4328-1 «О дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащих, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах», приказе Минобороны РФ от 04.01.1996 г. №9 «О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим ВС РФ, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан», а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах». Он был направлен в командировку в зону грузино-осетинского вооруженного конфликта сроком на 365 дней с 19 августа 2008 года по 18 августа 2009 года для участия в проведении миротворческой операции, где фактически находился с 21 августа по 26 декабря 2008 года и выполнял специальные задачи по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского вооруженного конфликта, о чем свидетельствуют предоставленные им документы. Просил суд признать период его военной службы с 21 августа по 26 декабря 2008 года исчисляемым на льготных условиях как один месяц службы за три, обязать ответчика включить указанный период его военной службы в общую выслугу военнослужащего на пенсию, составившую на 10 апреля 2010 года - 26 лет, в течение одного месяца произвести перерасчет пенсии с учетом периода службы, исчисляемого на льготных условиях, с 11 апреля 2010 года по настоящее время и в течение одного месяца выплатить разницу между начисленной ему пенсией и пенсией с учетом перерасчета с включенным периодом службы, исчисляемого на льготных условиях.

Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 июля 2012 года в удовлетворении заявленных исковых требований Лукьянову С.В. - отказано.

Не согласившись с обжалуемым судебным постановлением, Лукьяновым С.В. принесена апелляционная жалоба, в которой просит отменить его полностью и принять по делу новое решение, поскольку считает, что судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу. Судебное постановление принято с нарушением норм материального и процессуального права. В материалах дела отсутствуют: доверенность ответчика, его личное пенсионное дело и расчет его пенсии по составляющим. Судом не было принято во внимание то, что он проходил службу не по призыву, а по контракту. Не было рассмотрено то обстоятельство, было ли предоставлено государством взамен якобы отмененной льготы какие-либо заменяющие ее компенсации. Считает, что вопрос о включении того или иного периода в трудовой стаж должен решаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения работы. Автор жалобы также полагает, что ссылка суда первой инстанции на ФЗ от 12.01.1995 г. №5 «О ветеранах» с изменениями, внесенными законом №311 от 17.12.2009 г. несостоятельна и не основана на законе. Суд ошибочно пришел к выводам, что только участие в боевых действиях (период) дает право на исчисление льготной выслуги один месяц военной службы за три месяца, что противоречит буквальному толкованию положений абз.10 п.п. «б» п.3 постановления № 941 и п.2 постановления № 587 от 08.08.2008г., утратившему силу, как полагает, не с 26.08.2008г., а со 2 марта 2009г. Материалами дела установлено, что он находился в зоне грузино - осетинского вооруженного конфликта с 21 августа по 26 декабря 2008 года и выполнял различные задачи в зоне вооруженного конфликта, поэтому считает, что имеет конституционное право на зачет оспариваемой льготной выслуги и включении её в общую выслугу лет.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, считавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы Лукьянова С.В., суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, в период прохождения военной службы по контракту, заключенному сроком на 5 лет (с 06.08.2007 года по 06.08.2012 года), Лукьянов С.В. был командирован в распоряжение командующего Российского воинского контингента в зоне грузино-осетинского конфликта (г.Цхинвали) сроком с 19 августа 2008 года по 18 августа 2009 года для участия в миротворческой операции. 21 августа 2008 года Лукьянов С.В. был зачислен в списки личного состава Объединенного штаба Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского вооруженного конфликта г.Цхинвал Южная Осетия, Грузия на все виды обеспечения при войсковой части полевая почта 64787 в должности военного наблюдателя Группы военных наблюдателей Объединенного штаба ССПМ. 26 декабря 2008 года Лукьянов С.В. убыл из г.Цхинвал в пункт постоянной дислокации Военный комиссариат г.Вологды. 10 апреля 2010 года Лукьянов С.В. был уволен с военной службы, 11 апреля 2010 года ему назначена пенсия за 25 полных лет военной службы, исходя из выслуги лет, общей продолжительностью 25 лет 4 месяца 15 дней с учетом одного дня выполнения задач грузино-осетинского конфликта (21.08.2008г.)

Между тем, согласно абз.10 п.п. «б» п.3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за три месяца - в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г..

Следовательно, период службы подлежит зачету на льготных условиях только в том случае, если такой период проходил в условиях вооруженного конфликта.

Основанием для принятия Постановления № 587 послужили развернувшиеся в ночь на 8 августа 2008 года на территории Республики Южная Осетия, входившей в состав Республики Грузия, события.

Из этого следует, что Правительство Российской Федерации установило правоотношения, определяющие объем прав и обязанностей военнослужащих на период конкретного вооруженного конфликта. Суть этих правоотношений заключается в возложении на военнослужащих задач при вооруженном конфликте на территориях Южной Осетии и Абхазии, выполнение которых дает им право на дополнительные гарантии и компенсации.

Правомочность Правительства Российской Федерации устанавливать указанные правоотношения закреплена в ст.20 Федерального закона от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации» и в статье 7 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах», согласно которым Правительство обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих, что также предполагает возможность введения дополнительных социальных гарантий для военнослужащих в зависимости от условий прохождения службы, а также изменение и отмену устанавливающих их правовых норм.

В Приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», закрепляющем Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, указано, что выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, осуществлялось с 8 по 22 августа 2008 года (раздел № 3 Перечня)

Вышеуказанные обстоятельства указывают на отсутствие с этой даты оснований для предоставления военнослужащим, находящимся в командировке в Республиках Южная Осетия и Абхазия, гарантий и компенсаций, перечисленных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года № 587, поскольку изменились условия несения военной службы военнослужащими Российской Федерации, направленными на территории названных республик, с точки зрения статуса территории ее прохождения, оснований пребывания на данной территории, а также стоящих перед военнослужащими целей и задач.

В связи с изложенным правильным является вывод суда первой инстанции о том, что не подлежит удовлетворению требование Лукьянова С.В. о зачете всего спорного периода военной службы в выслугу лет в льготном исчислении и как следствие - о перерасчете размера его пенсии, исходя из выслуги лет общей продолжительностью 26 лет, так как правовых оснований не имеется.

Ссылка Лукьянова С.В. в жалобе на решения Ленинского районного суда г.Тамбова по делу № 2-790/2012 г. от 11.04.2012г., по делу № 2-1773/10 по искам граждан к Пенсионному фонду о досрочном назначении трудовой пенсии по старости лет, является несостоятельной, поскольку данные решения не являются обязательным при рассмотрении настоящего гражданского дела.

Отсутствие в материалах дела копии доверенности представителя ответчика, участвовавшего в судебном заседании на основании доверенности № 57 от 13.02.2012г., пенсионного дела и расчета пенсии по составляющим, не влечет отмену по существу правильного решения суда.

Выводы суда основаны на нормах материального права, приведенных в решении, полно мотивированы, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами апелляционной жалобы истца, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку в решении.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция,

Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 2 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лкьянова С.В. - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Читайте также: