Пенсии за погибшего военнослужащего при исполнении служебных обязанностей

Женщин, которые стали вдовами, неизменно волнует вопрос: как оформляется пенсия военного пенсионера после его смерти? Именно их супруги являются социально незащищенными особами: служба вынуждает часто переезжать, а при таких условиях жене довольно сложно искать работу каждый раз на новом месте. После того, как оба стали пенсионерами, именно доход супруга можно считать основным средством дохода семьи. Когда же супруг умирает, то его жена лишается даже такой поддержки. Каким же образом государство поддерживает вдов военных?

Кто имеет статус вдовы военного пенсионера

Центральным законодательным актом, контролирующим пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей, — это закон России от 12.02.1992 года №4468-1, учитывая последние поправки и изменении в тексте.

Кроме военных, он также касается сотрудников МВД, МЧС, госнаркоконтроля, УИС и национальной гвардии.

В частности, в статье 28 упоминается, что вдова может получать военную пенсию по потере кормильца, если тот:

  • погибает, выполняя служебные обязанности, находясь на службе;
  • отправляется в запас и умирает от болезни, либо ран, полученных в период службы;
  • скончался от травм, полученных при исполнении служебного долга, пусть и позже оформления пенсионного обеспечения;
  • имеет статус военнопленного или был признан без вести пропавшим.

Примечательно, что статус вдовы и права на выплаты сохраняются за женщиной до тех пор, пока она официально нигде не трудоустроена. Согласно статье 35 пенсия вдове военного пенсионера сохраняется даже при вступлении в новый брак.

Какие льготы положены

В зависимости от обстоятельств, вдове может быть назначен конкретный вид пенсии:

  • военная (или выплаты по потере кормильца) – на неё могут претендовать женщины, чей муж на момент смерти (или не позднее 5 лет до этого) получал госувыплаты за службу в вооруженных силах;
  • страховая (или социальная пенсия) – назначается при достижении пенсионного возраста при соблюдении ряда иных условий, предусмотренных законодательством.

В отдельных случаях вдова может получать одновременно оба вида пенсионного обеспечения (например, социальную и по утрате кормильца). Вдобавок, женщины имеют право рассчитывать на смежную материальную поддержку в быту.

Расходы на погребение

Похороны считаются довольно дорогим событием, включающим большой расход денежных средств, с которым вдовам часто невозможно справиться самостоятельно.

Поэтому им полагаются выплаты на погребение умершего мужа. Пособие на погребение выплачивается в размерах, установленных законодательством, включая сразу несколько статей расходов по ритуальным услугам:

  • оформление необходимых бумаг;
  • перевозка тело умершего в морг;
  • предоставление и доставка гроба (урны) и венка, оплата кремации;
  • перевозка тела и родственников к месту погребения.

Заодно вдовам полагается возмещение за памятник: она производится по фактическим затратам, хотя максимальная сумма выплат за изготовления – 24 495 рублей, с компенсацией установки до 5 000 рублей.

Воинские почести усопшему предусмотрены лишь для отдельной категории военнослужащих. Тогда организация похоронной процессии целиком переходит в обязанности начальства погибшего, а все расходы выплачиваются министерством.

Но подобное прощание возможно только, если военный пенсионер погиб при выполнении своих профессиональных обязанностей.

Льготы по ЖКХ

В сфере оплаты услуг ЖКХ льготы для вдов гарантируются как государством, так и регионами. Обычно она составляет 50% возмещение затрат. В рамках статьи 24 ФЗ №76 супруги военнослужащих вправе рассчитывать на:

  • улучшение жилищных условий (сохранность служебного жилья за семьей даже в случае смерти мужа с дальнейшим предоставлением квартиры по социальному найму);
  • помощь в ремонте квартиры либо частного дома или компенсации затрат;
  • установку телефона;
  • покупку твёрдого топлива;
  • оплату коммунальных услуг со скидкой, установленной на региональном уровне;
  • иные льготы в области ЖКХ уже на местном уровне.

Кроме того, вдове, проживающей в частном доме, раз в 10 лет положен ремонт (для многоэтажок ремонт осуществляется по графику ЖКХ). Если муж стоял в очереди на улучшение жилищных условий и не успел воспользоваться этим правом, то оно автоматически переходит к его супруге.

Льготы на медицинское обслуживание

Социальные привилегии для вдов военных пенсионеров распространяются и на здравоохранение . В общих положениях за ними закрепляются следующие гарантии:

  • бесплатно состоять на учете и проходить лечение в ведомственных медицинских учреждениях за скидку от 25% до 100%;
  • обеспечение бесплатными лекарствами, которые официально прописаны в учреждении при прохождении лечения;
  • необходимая поездка для общего оздоровления, где за проезд также полагается денежная компенсация;
  • крупные скидки на билеты в санатории и на курорты, если данные учреждения находятся во владениях ведомства.

Важно, чтобы все этапы лечения имели документальное подтверждение. Именно при помощи бумаг вдовам можно максимально быстро получить денежное возмещение.

Другие льготы

Государство обеспечивает помощь не только жёнам умерших военных пенсионеров, но и другим членам семьи, которые подразумевают под собой:

  • зачисление детей погибшего в детские сады, школы и училища вне очереди;
  • бесплатная перевозка вещей в контейнере весом до 20 тонн железной дорогой;
  • бесплатный проезд до места погребения военного раз в 12 месяцев.

Более подробную информацию, касаемо компенсаций в конкретном регионе, можно получить, обратившись в ЖЭК или социальный отдел защиты населения . Там вдове подробно расскажут, на какие льготы она имеет право претендовать, какие из них можно совмещать (если их несколько) и каковы требования по поводу оформления.

Условия получения, порядок оформления и размер

Пенсионные начисления на момент кончины военного, будут оставаться активными, если с момента последней выплаты прошло не более 5 лет. Сохранить прежний статус позволяет и ряд других условий:

  • наличие у покойного несовершеннолетних отпрысков (до 14 лет);
  • пенсионный возраст (50-и лет) и степень инвалидности у жены;
  • отсутствие официального трудоустройства.

Но помимо наличия самих прав, важно своевременно подтвердить их и собрать соответствующие документы.

Нередко именно запоздалое оформление может стать причиной задержки или отмены. Повторное обращение на деле оказывается довольно трудоёмким процессом, поэтому данные вопросы лучше решать как можно быстрее после кончины мужа.

Пенсионные выплаты

Поддержка вдовам проявляется в разных формах: единовременные выплаты и ежемесячные пособия (страховые компенсации), льготы и субсидии (начисления), затрагивающие области соцсферы (общая забота со стороны государства).

Они выплачиваются в сумме, установленной в рамках федерального законодательства , включая несколько статей расходов:

  • пенсионное обеспечение (оставить свои выплаты, либо получать пенсию своего умершего супруга);
  • пособие на содержание несовершеннолетних иждивенцев;
  • доплата по причине потери кормильца семьи;
  • финансовые льготы на оплату коммунальных услуг;
  • пособие на погребение военного пенсионера.

Вдова должна в течение 5 лет с момента наступления смерти супруга обратиться в ПФ РФ за начислением соответствующей пенсии, но сама выплата осуществляется за период не более 1 года к дате подачи заявления.

Порядок и сроки оформления

Чтобы получить полученную пенсию, вдова должна произвести следующий алгоритм действий:

  • Посетить военный комиссариат и стать на учёт.
  • Иметь при себе паспорт, предписание, личное дело умершего и военный билет.
  • Обратиться в Пенсионный фонд России.
  • Подать заявление установленного образца в отделении и предоставить копии и оригиналы паспортных реквизитов, справок, свидетельств и прочих документов, подтверждающих родство с погибшим.
  • Дождаться одобрения и получить пенсионные выплаты.

Приблизительный период проверки документации — 10 дней . Положенная пенсия выплачивается в течение всего периода нетрудоспособности женщины, а после выхода вдовы на пенсию, отчисления производятся до конца жизни.

Размер выплат

Как правило, материальную помощь по потере военнослужащего пенсионера назначают, исходя из его:

  • звания;
  • обстоятельств смерти;
  • выслуги лет;
  • должности.

Вдова вправе рассчитывать на пособие по смерти военнослужащего кормильца размером в:

  • 40% денежного довольствия, после подтверждения тяжелой болезни, появившейся во время службы и ставшей причиной смерти;
  • 50% от денежного довольствия, если мужа уволили ввиду травм, нанесенных при службе.

Для расчёта итоговой величины, необходимо вычислить произведение пенсионных коэффициентов военнослужащего и пенсионной ставки на число подачи заявления.

Когда пенсионные выплаты назначаются дополнительно, основной по-прежнему остаётся личная расчетная часть. Вдовы, которые проживают на Крайнем Северы или местах, приравнённых к данной территории, могут получать увеличенную сумму обеспечения – районные коэффициенты.

Какими льготами может воспользоваться вдова военнослужащего при начислении пенсии и других материальных выплат

При достижении пенсионного возраста супруга умершего военнослужащего может оформить пенсионные выплаты в соответствии с собственным трудовым стажем или перейти на пенсию супруга.

Так или иначе, вдова может воспользоваться предоставляемыми законом льготами, при этом она может претендовать на 50% от его денежного довольствия. В отдельных случаях сумма выплат удваивается, если:

  • женщина достигла 80-летнего возраста;
  • бывшая супруга стала инвалидом I группы;
  • вдова находилась на иждивении.

В России разрешено переоформить пенсию вдове военнослужащего. Но главное условие для законных прав – женщина не должна работать на момент подачи бумаг и написать соответствующее заявление. Если не обратиться в течение полугода, то вдобавок к стандартному пакету, для ПФР придётся предоставить ещё и решение суда о назначении пенсии , что существенно затянет процесс назначения положенных выплат.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Среди всех видов государственной службы, военная - занимает особенное место. Даже в мирное время жизнь и здоровье военнослужащих подвергается повышенному риску. Высокая смертность в результате постоянного контакта с источниками повышенной опасности, участие в локальных военных конфликтах, повышенные физические и психологические нагрузки влекут уход из жизни военнослужащих в расцвете сил. У них остаются не только родители, супруги, несовершеннолетние дети, но и неисполненные финансовые обязательства, которые в отсутствие источника дохода – денежного довольствия, тяжким бременем ложатся на оставшихся членов семьи. Стремясь оградить семьи военных от финансовых обязательств, обеспечить достойное воспитание и возможность обучения детей в случае гибели родителя, государство установило повышенные социальные гарантии в случае смерти или гибели военнослужащего.

Законодательство о социальных гарантиях военнослужащих

Военнослужащие являются одной из самых социально защищенных групп населения. В случае гибели или смерти военнослужащего установлены самые высокие выплаты, которые могут выплачиваться по поводу потери кормильца семье или родственникам. Система, гарантирующая выплаты в случае смерти финансируется из двух источников: частично – за счет средств министерства Обороны РФ, частично – за счет выплаты страхового возмещения. Более 20 лет назад был принят закон № 52-ФЗ от 28.03.1998 г. «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…». Чуть позже, в развитие положений закона – Постановление Правительства РФ № 855 от 29.07.1998 г. «О мерах по реализации федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих…». Эти нормативные акты гарантировали выплаты выгодоприобретателям – семьям и родным погибшего или умершего военного, призванного на действительную военную службу по призыву или проходящего службу по контракту. Спустя 17 лет положение об обязательном страховании было распространено на лиц, призванных на военные сборы (Приказ МО № 833 от 24.12.2015 г. «Об организации в РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих вооруженных сил российской федерации и граждан, призванных на военные сборы». Таким образом были уравнены все категории лиц, исполняющих гражданский долг по службе в вооруженных силах в период активной службы – по призыву или контракту, а так же находящихся в запасе, но периодически привлекаемых на сборы для повышения уровня боевой подготовки.

Страховая система выплаты компенсации в случае смерти/гибели

Чтобы избежать ситуации при которой военнослужащий по тем или иным причинам не застрахует собственную жизнь на случай наступления смерти или вреда здоровью за него это делает министерство обороны или другое профильное министерство/орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная или военизированная служба, связанная с исполнением обязанностей в условиях повышенного риска. Основным страховщиком для МО РФ выступает « Росгострах » с которым заключается договор страхования одновременно с изданием приказа о зачислении военнослужащего на воинскую службу.

Единственным выгодоприобретателем в случае причинения вреда здоровью выступает сам военнослужащий. В случае его гибели круг получателей значительно расширяется. В него входят:

  • Супруг/супруга умершего;
  • Несовершеннолетние дети, дети-инвалиды ставшие ими до достижения совершеннолетия, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в учебных заведениях и не имеющие собственного источника дохода;
  • Отец и мать в отсутствие у служащего супругов и детей;
  • Дедушка и бабушка – в отсутствие указанных выше категорий родственников;
  • Отчим или мачеха, принимавшие участие в воспитании умершего в несовершеннолетнем возрасте не менее 5 лет;
  • Подопечные военнослужащего, связь с которыми установлена законным способом (воспитанники детских домов, приемные дети).

Основания и размер выплаты

Предусмотрено два основания выплаты в случае смерти:

  • Гибели в результате воздействия поражающих факторов в период проходжения службы или военных сборов;
  • Смерти, наступившей не позднее одного года после увольнения со службы или окончания военных сборов явившейся результатом поражающего воздействия (ранения, контузии, травмы, отравления, облучения ионизирующими веществами), или заболевания, полученного в связи со службой или в период военных сборов.

Страховая выплата « Росгостраха » составляет 3 000 000 рублей, независимо от воинского звания и должности, а так же основания наступления страхового события: гибели или смерти. (Ч. 8 и 9 ст. 3 ФЗ № 306-ФЗ от 07.10.2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»). Определяющим является только то, что это событие должно соотноситься с нахождением военнослужащего на службе/воинских сборах и быть сопряжено с исполнением служебных обязанностей. Либо, смерть от любого из перечисленных выше факторов должна наступить в течение одного года после увольнения со службы. Умышленное причинения себе смерти не является основанием в отказе в выплате страхового возмещения. Такое, не характерное для договоров страхования условие, обусловлено спецификой воинской службы и возможностью возникновения ситуаций, не встречающихся в гражданской жизни. Если выгодоприобретателей несколько, то страховое возмещение по поводу смерти выплачивается им в равных долях.

Вторая выплата в размере 100/25 размеров оклада военнослужащего выплачивается в соответствии с ФЗ № 4468-1-ФЗ на каждого члена семьи.

Пенсии по поводу потери кормильца-военнослужащего

Кроме единовременной выплаты страховой компенсации в случае гибели/смерти предусмотрены ежемесячные выплаты в виде пенсии. Право на них имеют несовершеннолетние дети до 18 лет (обучающиеся в ВУЗах – до 23 лет), выплат пенсии лишаются дети погибшего военнослужащего обучающиеся в кадетских училищах или вузах система МО, МВД, ФСБ, ФСО , МЧС. Супруги-пенсионеры или инвалиды, родители-пенсионеры или нетрудоспособные, нетрудоспособные братья и сестры, находившиеся на иждивении погибшего/умершего, а так же бабушки и дедушки, не получающие государственных пенсий.

Не монетизированные льготы семьям умершего военнослужащего

Перечень льгот, на которые вправе рассчитывать семья умершего военнослужащего, достаточно обширен. Они включают в себя:

  • Первоочередное предоставление жилья в случае нуждаемости;
  • Бесплатный ремонт жилого помещения по нормам, установленным Правительством РФ;
  • Компенсации при найме жилого помещения;
  • Компенсация части оплаты коммунальных услуг;
  • Бесплатное приобретение и доставка топлива в частные дома;
  • Право на пользование санаториями МО после смерти военнослужащего;
  • Бесплатный проезд к месту лечения/отдыха и обратно;

Все эти льготы действуют в отношении супруга военнослужащего до его вступления в последующий брак , а право на получение жилой площади рассчитывается на то количество членов семьи, которые были в семье на момент смерти/гибели военного.

Определение момента смерти или причин, повлекших смерть военнослужащего

Не редки случаи, когда необходимо установить причинно-следственную связь между наступлением смерти и воинской службой умершего. Обычно спорные моменты возникают при выплате страхового возмещения умершим военнослужащим, страдавшим заболеванием, которое было получено в период их службы в войсках или в период прохождения воинских сборов.

Дача заключения отнесено к компетенции ВВК – Военно-врачебной комиссии гарнизона, в котором проходил службу военнослужащий или места его проживания к моменту смерти.

Выплата ипотеки в случае смерти военнослужащего

Со смертью военнослужащего его денежные обязательства по погашению ипотечного кредита не прекращаются. Но Министерство обороны РФ предусмотрело несколько вариантов которые позволяют снять бремя финансовых затрат с семьи, оставшейся без кормильца.

После вступления в права наследования супруг/супруга или дети военнослужащего переоформляют на себя правопреемство по обязательствам умершего, но плательщиком выступает уже не наследник, а Росвоенипотека ;

Если смерть наступила до полного погашения кредита, то семья может погасить его за счет средств, выделяемых из расчета лет, оставшихся до полной выслуги военнослужащего – 20 лет выслуги.

Третьим вариантом снятия бремени выплаты с семьи умершего военнослужащего является страхование на случай смерти. Несколько увеличивая стоимость кредита и размер ежемесячных платежей такое страхование гарантирует полное погашение ипотечного кредита при наступлении трагического случая за счет средств страховой компании.

Друзья! Если статья оказалась полезной, ПОЖАЛУЙСТА, поделитесь ею с друзьями в любой социальной сети, чтобы как можно больше военнослужащих знали о своих правах!

Форма для бесплатной юридической консультации (телефон указывайте обязательно)

  • Кто может получать пенсию после смерти военнослужащего?
  • Право на пенсию родителям погибшего военного
    • Назначение на льготных условиях
    • Размер пенсионного обеспечения родителей в 2020 году
      • Надбавки к пенсии по потере кормильца
  • Право родителей на вторую пенсию
  • Порядок оформления выплат после смерти военнослужащего
  • Период назначения выплат

В случае смерти военнослужащего его родственникам полагается от государства материальная помощь в виде пенсии по потере кормильца по государственному обеспечению. Эта помощь выплачивается ежемесячно.

Оформить выплату могут нетрудоспособные члены семьи умершего — его дети, родители, супруг или супруга, а также при определенных обстоятельствах дедушки, бабушки, внуки, братья или сестры. Их нахождение на иждивении покойного является обязательным условием при назначении, но Законодательством предусмотрены исключения.

Размер пенсии по потере кормильца зависит от нескольких факторов:

  • какую службу проходил погибший (по призыву или по контракту);
  • от чего наступила смерть;
  • от суммы денежного довольствия или социальной пенсии (для контрактников и призывников соответственно).

Также в порядке исключения для некоторых категорий получателей предусмотрена особая льгота — досрочное оформление выплаты (ранее пенсионного возраста). Некоторым гражданам устанавливаются специальные надбавки к пенсии. А иные получатели имеют право оформить сразу два вида выплат.

Какие родственники могут получать пенсию после смерти военнослужащего?

В случае смерти гражданина его родственники могут оформить денежные выплаты по потере кормильца по страховому или социальному обеспечению. Однако если погибает военный, его членам семьи устанавливается особая выплата — государственное обеспечение в случае потери кормильца.

Получателями такой материальной поддержки могут стать нетрудоспособные родственники умерших военнослужащих, служивших по призыву или по контракту. Это могут быть:

  1. несовершеннолетние дети;
  2. совершеннолетние дети, не достигшие возраста 23 лет, обучающиеся на дневном отделении;
  3. совершеннолетние дети, ставшие инвалидами до 18 лет;
  4. внуки, братья и сестры, если у них нет трудоспособных родителей (наравне с детьми погибшего);
  5. супруг/супруга;
  6. родители;
  7. дедушка, бабушка (если они не имеют родных, обязанных их содержать).

Стоит отметить, что выплата может быть установлена родным, если они находились на иждивении умершего военнослужащего. Однако в то же время законодательством РФ в некоторых случаях предусмотрено установление пенсии членам семьи независимо от их нахождения на иждивении. Таковыми являются:

  1. дети;
  2. безработный отец (мать, супруг, дедушка, бабушка, брат или сестра) умершего военнослужащего, занимающийся уходом за его детьми, братьями или сестрами в возрасте до 14 лет (независимо от его возраста и трудоспособности);
  3. родители погибшего военнослужащего-призывника;
  4. вдова призывника, не вступившая в новый брак;
  5. нетрудоспособные родители и супруг(а) умершего контрактника, утратившие источник средств к существованию.

Право на пенсию по потере кормильца родителям погибшего военного

Статьей 28 Закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 года определены условия, согласно которым граждане могут оформить данную выплату. Родители погибшего военнослужащего, так же, как и другие его родственники, могут обратиться за установлением пенсии по потере кормильца, если он умер или трагически погиб:

  • в период прохождения службы;
  • в течение трех месяцев после увольнения со службы;
  • вследствие ранения или заболевания, которые были получены во время прохождения службы.

Стать получателями пенсионного обеспечения по потере кормильца могут родители военнослужащего, которые:

  • имеют любую группу инвалидности;
  • достигли общеустановленного в РФ возраста выхода на пенсию (60 лет — отец, 55 лет — мать);

В соответствии со статьями 33 и 34 Закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 года оформить выплату наравне с родными родителями могут усыновители, а также отчим и мачеха умершего. Однако последние могут рассчитывать на выплату только в том случае, если они содержали умершего военнослужащего не менее пяти лет.

Назначение на льготных условиях

Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года и статье 30 Закона № 4468-1 от 12 февраля 1993 года в особых случаях для некоторых граждан предусмотрено назначение обеспечения на льготных условиях.

Таким образом, ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а именно в 50 лет и в 55 лет (соответственно, женщины и мужчины), оформить выплату могут родители умерших военнослужащих, которые проходили службу:

  • по призыву;
  • по контракту.

При этом родители погибших контрактников становятся получателями пенсии на льготных условиях только в том случае, если смерть военнослужащего наступила в результате инвалидности вследствие военной травмы, полученной при защите Родины, во время пребывания на фронте или при исполнении служебных обязанностей, а также во время пребывания в плену.

Размер пенсионного обеспечения родителей в 2020 году

Сумма выплат напрямую зависит от причины, вследствие которой наступила смерть военнослужащего и размера ежемесячного денежного довольствия (для контрактников) или социальной пенсии (для призывников).

Воинская службаПричина смертиРазмер обеспечения
По призыву (зависит от размера социальной выплаты)По причине военной травмы200%
По причине заболеваний, полученных в период службы150%
По контракту (зависит от суммы денежного довольствия)По причине военной травмы50%
По причине заболеваний, полученных в период службы40%

Стоит отметить, что для жителей Крайнего Севера и приравненных к нему районов с тяжелыми климатическими условиями устанавливается районный коэффициент, благодаря которому размер обеспечения увеличивается. Однако данный коэффициент применяется только тогда, когда гражданин проживает в этой местности. Если получатель выезжает за пределы данных территорий, его пенсия определяется уже без учета «северной надбавки».

Надбавки к пенсии по потере кормильца

Кроме пенсионных выплат по потере кормильца для некоторых граждан предусмотрены особые надбавки. Так, в размере 100% от расчетного размера ежемесячного обеспечения назначается, если получатель, а в данном случае отец или мать погибшего военнослужащего:

  • являются инвалидами первой группы;
  • достигли возраста 80 лет.

Данная надбавка не единовременная и выплачивается ежемесячно вместе с государственной пенсией на уход за гражданами.

Право родителей на вторую пенсию (государственную или страховую)

Родители погибшего военнослужащего, который проходил службу по призыву, имеют право получать одновременно две пенсии. Так, помимо государственного обеспечения по потере кормильца они могут получать выплату:

  • по старости (страховую или социальную);
  • по инвалидности (любой вид);
  • за выслугу лет по государственному обеспечению;
  • накопительную.

Если граждане получают обеспечение по потере кормильца, то по достижении пенсионного возраста они вправе оформить один из вышеуказанных видов выплат. Для этого необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту регистрации (жительства).

Порядок оформления выплат после смерти военнослужащего

Для того чтобы стать получателем пенсии по потере кормильца по государственному обеспечению родителям умершего военнослужащего нужно обратиться в ПФР или МФЦ (Многофункциональный центр) в любое время после смерти гражданина, представив следующие документы:

  • соответствующее заявление;
  • паспорт или другой документ, подтверждающий личность;
  • свидетельство о смерти (или решение суда);
  • свидетельство о рождение или усыновлении/удочерении.

В особых случаях могут потребоваться иные документы. Например, справки из жилищных органов, из образовательных учреждений, о доходах и так далее. Если документы представляет доверенное лицо, то от него дополнительно потребуется иметь свой паспорт и документ, подтверждающий полномочия (нотариально заверенная доверенность и т.д.).

Подать заявление и документы можно непосредственно в отделение ПФР, а можно почтовым отправлением или электронным документом через официальный сайт Пенсионного фонда России. В почтовое отправление необходимо вложить копии всех документов, заверенные у нотариуса.

При оформлении обеспечения нужно выбрать желаемый способ получения средств. Законодательством РФ предусмотрено несколько таких способов:

  • через Почту России (в отделении или на дом);
  • в отделении банка (на счет или банковскую карту);
  • через доставочную организацию (на дом или в кассе).

Какой способ выбрать, получатель решает самостоятельно. Также в любое время гражданин вправе изменить его, предварительно написав в ПФР соответствующее заявление.

Период назначения выплат военной пенсии по случаю потери кормильца

Пенсионное обеспечение по потере кормильца устанавливается родителям умершего военнослужащего на все время, в течение которого те являются нетрудоспособными, а тем, кто достиг пенсионного возраста — бессрочно. Оформить его можно сразу после смерти гражданина. Выплата денежных средств осуществляется ежемесячно.

Обратиться за установлением можно в любое время, однако в случае, если отец или мать представили документы не сразу после смерти военного, то они получат средства за весь период со дня смерти гражданина, но не более чем за год.

Также при наступлении определенных обстоятельств выплата средств родителям погибшего может быть прекращена. Такими обстоятельствами являются:

  • смерть получателя;
  • признание трудоспособности (снятие инвалидности и т.д.);
  • официальное трудоустройство и т.д.

Уже больше года семидесятипятилетний Валерий Колчанов из Очёра добивается ежемесячной компенсации от Минобороны после гибели сына в армии. Сначала в военкомате не взяли заявление, потом стали говорить, что пенсионер якобы не имеет права на деньги. Московский фонд «Право матери» подал от его имени иск в суд. На этой неделе в Ленинском районном суде Перми прошло одно из первых заседаний. В благотворительной организации говорят: несмотря на позицию Верховного суда, военные комиссариаты почти никогда не назначают выплаты сразу — только после тяжб. Тем временем, к юристам обращаются единицы. При том, что услуги фонда бесплатны, знают о нём не все.

Подполковник Сергей Колчанов служил в Екатеринбурге. Был начальником финансовой инспекции Пятой армии ВВС и ПВО. В 2007 году у него резко ухудшилось здоровье, после приступа его увезли в реанимацию. Там мужчину не спасли. Сергею было чуть больше сорока пяти лет.

Компенсация после гибели: попробуй, получи

В 2012-м родственники погибших военнослужащих получили право на ЕДК ежемесячную денежную компенсацию (вдобавок к пенсии по потере кормильца). Причем речь идёт и о людях, скончавшихся до введения ЕДК. Компенсацию каждый год индексируют. Сейчас она составляет более шестнадцати тысяч рублей. Эту сумму делят на количество членов семьи военнослужащего. Причём включая его самого. Каждому назначают равную долю, а часть погибшего остаётся в бюджете.

Фонд «Право матери» и ответчик, краевой военкомат, разошлись в толковании юридических норм.

Есть два основания, при которых назначают ЕДК, говорит юрист благотворительной организации Надежда Кузина. Первое если смерть наступила «при исполнении обязанностей военной службы». Второе если идёт речь о «военной травме». Под ней закон понимает случаи, когда человек умер уже после увольнения из армии. Для этого нужно заключение военно-врачебной комиссии (ВВК). В случае Сергея Колчанова такое заключение не требуется, так как в момент трагедии он находился при исполнении, непосредственно на своём рабочем месте. В таких случаях юридически значимым является приказ командира, где сказано: «Смерть связана с исполнением обязанностей военной службы».

В отзыве на иск представители военкомата, напротив, ставят во главу угла заключение ВВК. В нём сказано, что Колчанов умер «вследствие заболевания, полученного в период прохождения военной службы». Ключевое выражение, по мнению военных, «в период». Якобы значит, не «при исполнении».

При этом вдова Сергея Колчанова и невестка истца Ирина свою часть ежемесячной компенсации получает. Добилась её год назад, тоже в суде и тоже при помощи фонда «Право матери». То есть с теми же самыми документами (потому что речь идёт об одном и том же человеке) уже доказала неправоту комиссариата.

«Стандартный спор, не представляет никакой сложности»

Сам Валерий Колчанов, отец погибшего подполковника, на суд не пришёл. Здоровье не позволило.

Ну, представитель истца, какие у вас пояснения имеются? отвлечённо говорит судья Курнаева, не поднимая глаз на Надежду Кузину.

В исковом заявлении даётся ссылка на огромную практику субъектов Российской Федерации, в том числе на разъяснение Верховного суда.

Какое отношение эти дополнения имеют к настоящему иску? перебивает судья и, не дождавшись ответа, продолжает: У нас, у Ленинского суда, нету что ли системы «Консультант Плюс»?

Кузина начинает отвечать, но Курнаева не останавливается:

Ну, проанализируйте практику Ленинского районного суда по этой категории споров. Тоже довольно-таки обширная.

Виталий Перешеин, замначальника центра социального обслуживания военного комиссариата Прикамья, повторяет текст отзыва. Говорит, что гибель наступила «во время прохождения военной службы, на этом основании возражаем».

Неожиданно спор судьи и представителя истца начинается вновь.

Ещё раз повторяю, что это стандартный спор, размеренно произносит Курнаева. Он не представляет никакой сложности.

Не представляет, если люди знают, куда обратиться, говорит Кузина.

Но к вам ведь пришли, вы оказали помощь. Сейчас дело рассматривается уже судом.

На январском заседании ничего не решили. Дело продолжат рассматривать в феврале.

Добиться выплаты можно только через суд

По мнению Надежды Кузиной, ЕДК Валерию Колчанову должны выплатить с учётом накопившегося долга с 1 января 2012 года, даты, когда появилось право на компенсацию. И пусть пенсионер впервые обратился за деньгами только в 2015-ом.

В «Праве матери» говорят, что до этого отец погибшего попросту не знал о ЕДК. Ведь сообщили о ней не военные, а невестка.

У неё тогда закончилась собственная тяжба. Женщина добивалась пособия три года.

Обратилась в военкомат, вспоминает Ирина. Мне сказали, что в моих бумагах не та формулировка. Как поняла потом, это их обычная практика. Пошла в военную прокуратуру, но тоже безуспешно. Делала перерывы, потому что долго этим заниматься не могла. Потом снова шла в разные инстанции так прошло три года.

Ирина искала советы в интернете, там и наткнулась на «Право матери».

Это не единичные случаи, говорит юрист Надежда Кузина. Эти штампованные ответы мы видим от многих глав военных комиссариатов по всей стране. Права родных удаётся отстоять только через суд. А многие попросту не знают о нашем фонде. Людям дают отказ, и они ему верят: «Подписал начальник, наверное, он умнее меня».

Если всё же решают настоять на своём, просят запастись терпением. Потому что, как видим, «стандартные» споры растягиваются на несколько лет.

  • «Звезда» уже разбиралась, с чем сталкиваются родственники погибших военнослужащих. Читайте материал здесь.

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

Читайте также: