Пенсий для военных в грузии

Краткое содержание:


Повышение военных пенсий в 2021 году (последние новости)

В 2021 году военных пенсионеров и бывших работников МВД, Росгвардии, ФСИН, МЧС и прочих «силовых» ведомств ждет увеличение пенсий. Требуемые для поднятия военных пенсий деньги заложены в проект федерального бюджета, разработанный и внесенный на рассмотрение в Государственную Думу 30 сентября 2020 г. В соответствии с текстом проекта закона, прибавление пенсионеры получат после индексации с 1 октября 2021 г. суммы денежного довольствия военнослужащих.

Кроме того, в январе 2021 г. запланирована индексация второй пенсии для военных пенсионеров (страховой по старости) и увеличение социальных доплат с 1 апреля.

Причем в федеральный бюджет не закладываются деньги, требуемые для дополнительного увеличения военных пенсий на 2%, как это определено Указом Президента № 604 от 7 мая 2012 г. Еще не станут пересматривать размер понижающего коэффициента. Он все еще равняется 0,7368, а в данном значении он был определен с 1 октября 2019.

Индексация пенсий военным пенсионерам с 1 октября 2021 года

В 2021 году планируется увеличение пенсий для военнослужащих и пенсионеров, служивших в Росгвардии, МВД, ФСИН и прочих «силовых» ведомствах. Из текста проекта закона о федеральном бюджете (№ 1027743-7) следует, что увеличение выплат проведут посредством индексации денежного довольствия военнослужащих, учитывая которое и рассчитывают военную пенсию.

Довольствие будет увеличено на прогнозируемый показатель инфляции, который по расчетам Правительства будет равняться 3,7% в 2021 году. На поднятие размеров пенсионного обеспечения в федеральный бюджет закладывается дополнительно 9,3 млрд рублей.

Причем по существующему законодательству каждый год должны производиться также следующие виды увеличения:

посредством дополнительной индексации на 2% сверх уровня роста цен;

и после корректировки размера понижающего коэффициента, используемого при начислении пенсии, не менее чем на 2%.

Но ни одна из данных прибавок на 2021 год не запланирована, и деньги на данные цели в федеральный бюджет не заложены.

Следует заметить, что проект закона о федеральном бюджете пока что не одобрен. Очень может быть, что его содержание будет изменено в процессе рассмотрения в Государственной Думе.

Индексация на 2% сверх уровня инфляции

Указ Президента РФ № 604 от 7 мая 2012 года установил, что пенсии граждан, уволенных с военной службы, должны каждый год индексироваться на 2% сверх уровня инфляции. Но данная норма отнюдь не всегда исполняется.

К примеру, в 2021 году увеличение военных пенсий проведут исключительно по инфляции — на 3,7% с 1 октября. Причем дополнительного поднятия на 2% не планируется.

Точно такая же ситуация имела место и в 2020 году, когда пенсионное обеспечение было поднято лишь в соответствии с уровнем инфляции — на 3%, а индексация на 2% произведена не была.

Увеличение военных пенсий на 2% сверх инфляции было сделано в 2019 году. Однако тогда подобная прибавка была обеспечена посредством корректировки размера понижающего коэффициента — с 0.7223 до 0.7368, хотя оба данных увеличения должны происходить вне зависимости друг от друга. Так или иначе, даже в данном виде дополнительное увеличение выплат в 2021 году производить не планируется. В проекте федерального бюджета предусмотрены деньги только для одного вида увеличения — посредством увеличения окладов по военным должностям и званиям.

Понижающий коэффициент военным пенсионерам в 2021 году

По нормам существующего законодательства военным пенсионерам платится не полная пенсия, а лишь ее часть. Это случается по причине использования при начислении выплат понижающего коэффициента к размеру денежного довольствия. В первый раз он был введен в 2012 году и составлял 0.54 с условием обязательного ежегодного роста не менее чем на 2%. Но в последний раз его размер пересматривался 1 октября 2019 г. — с 0.7223 до 0.7368.

Далее законом № 381-ФЗ от 02.12.2019 г. использование понижающего коэффициента 0.7368 было распространено на весь 2020 год.

А сейчас планируется использовать его при расчете военной пенсии и в 2021 году. Законопроект о понижающем коэффициенте в 2021 году уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу и планируется одобрить его во время осенней сессии.

Для военных пенсионеров это значит, что прибавки посредством изменения размера понижающего коэффициента на 2% в 2021 году не случится. Им все так же продолжат выплачивать лишь 73,68% от полного размера военной пенсии.

Следующее изменение коэффициента случится не раньше 1 января 2022 г., если вновь не будет введен мораторий на его корректировку.

Надбавки к военной пенсии

Военным пенсионерам назначаются всевозможные социальные надбавки к пенсии — за назначенную группу инвалидности, участие в боевых действиях, наличие иждивенцев и прочее. Их величина назначается в процентах от расчетного размера пенсии (РРП). По законодательству, РРП — это сумма социальной пенсии по старости, величина которой определяется Правительством. А из-за пересмотра данной суммы пересчитываются также надбавки военным. Это случается каждый год 1 апреля.

К примеру, с 1 апреля 2021 года величина социальной пенсии по старости должна увеличиться на 2,6% — с 5606,17 до 5751,93 руб. Таким образом, доплаты для военных тоже будут рассчитываться с учетом размера РРП — 5751,93 руб.

За нетрудоспособного члена семьи военному пенсионеру доплачивается 32% РРП. То есть с 1 апреля 2021 г. данная доплата составит 1840,62 руб.

При достижении возраста 80 лет доплата должна составлять 100% РРП. Значит, с 1 апреля 2021 г. прибавка должна составлять 5751,93 руб.

Пересмотр величин доплат происходит автоматически. Обращаться лично за перерасчетом нет необходимости.

Вторая пенсия для военных пенсионеров в 2021 году

Граждане, уволенные с военной либо приравненной к ней службы, вправе получать выплаты второй пенсии, оформленной по линии Пенсионного фонда России. Это страховая пенсия по старости, назначаемая гражданам, имеющим стаж работы по гражданской профессии и достигшим «обычного» пенсионного возраста.

В соответствии с таблицей пенсионного возраста, в 2021 году начать получать вторую выплату смогут женщины, рожденные в первом полугодии 1965 года, и мужчины, рожденные в первом полугодии 1960 года Для чего им понадобится иметь не менее 12 лет трудового стажа «на гражданке».

Величину второй пенсии для военного пенсионера рассчитывают, исходя из числа пенсионных баллов, сформированных на его лицевом счете в Пенсионном фонде. А формируются они посредством уплаты работодателем страховых взносов за своего сотрудника.

Таким образом, чем больше перечислено страховых взносов в Пенсионный фонд, тем большее накоплено количество пенсионных баллов и больше страховая пенсия по старости.

Причем величина страхового пенсионного обеспечения каждый год индексируется. Например, с 1 января 2021 года данные выплаты должны подняться на 6,3%, однако исключительно для неработающих пенсионеров. Если гражданин трудоустроен, его вторая пенсия в январе 2021 года поднята не будет.

Скромные доходы жителей Кавказа компенсируют хороший климат и богатые урожаи?

Сегодня независимое грузинское государство едва ли переживает лучшие свои времена, однако в перспективе видны рост экономики, и повышение уровня жизни населения. Уже сейчас за счет иностранных инвестиций развивается экономика, реализуются весьма выгодные проекты в отрасли туризма, благодаря которым черноморское побережье и заснеженные горы Кавказа приобрели туристическую привлекательность далеко за пределами страны (не будем брать во внимание последние всем известные события, произошедшие на международном уровне между Грузией и Россией, а понадеемся на мудрость политиков двух стран).

Несмотря на увеличивающийся поток туристов цены удерживаются на более ли менее доступном уровне, постепенно повышаются пенсии. Пусть не на много, но это лучше, чем ничего. При этом, к сожалению, беззаботной и спокойной жизнь грузинов сегодня назвать язык не повернется, виной тому и невысокие зарплаты, и безработица. Как же живут сегодня люди преклонного возраста? Попробуем разобраться.

Пенсионная система независимой Грузии

Согласно Закону Грузии «О государственной пенсии» основанием для возникновения права на пенсионное обеспечение является достижение определенного возраста : для мужчин – 65 лет, для женщин – 60 лет. Все – ни о каком минимальном трудовом стаже или индивидуальных пенсионных баллов речи не идет. До 2019 года было лишь возрастное условие, но уже с 1 января стартовала новая пенсионная реформа, которая внесла корректировки в процесс начисления пенсий уже для будущих пенсионеров.

Пенсионная реформа в действии, или накопи на старость сам

С 1 января текущего года в Грузии стартовала пенсионная реформа, призванная обеспечить будущих пенсионеров достойной финансовой старостью. Она предполагает, прежде всего, внедрение накопительной системы пенсий. Согласно разработанному механизму, эффективность которого будет проверена только спустя годы, на специальный накопительный счет гражданина будут поступать проценты от его заработной платы следующим образом: если номинальный годовой доход грузина составит менее 24 000 лари (518 907 руб), на пенсионный счет будет перечисляться 6% от суммы его заработной платы: 2% он будет платить самостоятельно, 2% будет вносить работодатель и 2% – государство. Если ежегодный доход составляет от 24 000 до 60 000 лари, то государство будет перечислять только 1%.

Накопительная система является обязательной лишь для тех граждан страны, кому еще не исполнилось 40 лет, остальным же предоставляется право выбора. Только этот самый выбор не очень-то велик.

Какую пенсию в 2019 году получают грузины

До недавнего времени базовая фиксированная пенсия в этой кавказской стране редко превышала 180 лари или 3 892 руб. В 2019 году она показала положительную динамику и повысилась на 20 лари, что в перерасчете на российские рубли составляет 4 324 руб. В 2020 году ожидается очередной подъем на 20 лари (432 руб). Повышенное пенсионное пособие получают лишь определенные категории граждан, в которые входят парламентарии и силовики. Правда, обещают в Грузии в ближайшее время поднять выплаты чуть ли не вдвое, но пока ситуация складывается таким образом.

Как живут грузинские пенсионеры?

Сложно себе представить, как живут грузинские пенсионеры на такие смехотворные пенсии. Хорошо если есть дополнительный доход в виде сдачи в аренду собственного жилья туристам, продажи своего урожая или винодельческой продукции, хорошо если они живут с детьми и внуками или получают помощь от других близких родственников, что в принципе характерно для грузинского менталитета (как говорится, своих в беде они бросают редко!). Но как выживают на такие государственные подачки одинокие старики, остается загадкой. Вряд ли их уровень жизни хотя бы до достаточного повышают действующие в стране социальные пособия и льготы для малоимущих слоев населения.

Так что, выводы неутешительные: среднестатистические грузинские пенсионеры, не имея состоятельных и готовых оказать финансовую поддержку детей или других родственников, не просто не имеют возможности путешествовать или жить на широкую ногу, а балансируют на грани бедности. И вряд ли для них большим утешением будет хороший климат или туристическая привлекательность родины.

Местные жители рассказали, сколько зарабатывают и на что тратят

Развал СССР сопровождался разборками между республиками на тему «кто кого кормит». Многие московские обыватели, например, завидовали тому, как живут в Грузии. С тех пор много воды утекло, и сейчас особенно интересно интересно посмотреть, как живут три республики бывшего советского Закавказья, и сравнить тамошнюю жизнь с нашей.


Грузия: средняя зарплата — 400 долларов

Как рассказала «МК» политолог Лали Морошкина, в последнее время ситуация в Грузии имеет тенденцию к улучшению.

- Грузия окончательно стала страной, полностью ориентированной на туризм. – утверждает Морошкина. - В прошлом году у нас было 6,5 миллионов туристов. В 2019 году мы ждем около 9 миллионов. Для трехмиллионной страны это означает, что на обслуживании туристов заняты практически все. Открываются новые гостиницы, строятся дороги, рестораны заполнены посетителями, вырос спрос на местную экологически чистую сельхозпродукцию и вино. Благосостояние людей выросло.

Минимальная продуктовая корзина в Грузии сегодня составляет 180 лари. Это на конец декабря было эквивалентно 67,54 долларов (курс 2,67 лари за доллар).

Пенсия по возрасту – тоже 180 лари. Ее получают женщины старше 60 и мужчины старше 65 лет.

Правительство обещает, что с 1 января 2019 года пенсия вырастет на 20 лари, а к 2020 году – еще на 20 лари.

Введение накопительной системы пенсии пока только планируется. Пенсию в 180 лари сегодня в Грузии получают все, независимо от стажа. Даже те, кто не работал. У отдельных категорий граждан – парламентариев, силовиков и т.д. – пенсии, разумеется, выше.

- На Кавказе мало одиноких пенсионеров. – говорит Лали Морошкина. - Они живут вместе с детьми, внуками, им помогают родственники. Так что особых проблем со стариками в Грузии нет.

Ну как нет, хочется возразить. А если дети не имеют работы? Или получают так мало, что им самим не хватает? А у них ведь есть свои дети. Так что не у всех есть возможность помогать своим пожилым родителям.

Теперь посмотрим, сколько стоят коммунальные услуги. С момента обретения независимости в Грузии нет центрального отопления и горячей воды в квартирах. Все, кому позволяют финансы, устанавливает себе индивидуальные системы отопления. Это может быть работающий на газе бойлер, подающий горячую воду в краны и батареи. Но это довольно дорогое удовольствие. Установка системы стоит около 2 тысяч долларов, стоимость такого отопления в зимний период может достигать 150-200 лари.

Гораздо дешевле обходятся газовые обогреватели. Популярны газовые печи местного авиазавода, однако при таком способе отопления существует опасность отравиться угарным газом. В Тбилиси до сих пор можно заметить торчащие из окон квартир трубы буржуек, которые по старинке топят дровами.

Зимой в Грузии довольно холодно даже на теплом побережье. Отопительный сезон в Тбилиси длится с ноября по апрель. В среднем за отопление обычной трехкомнатной квартиры грузинская семья платит зимой 100-120 лари (30-40 долларов). Электроэнергия обходится в 30-40 лари, вода, мусор порядка 10 долларов (27 лари). В грузинских домах платные лифты. За поездку в лифте надо заплатить 10 тетри.

Мама Лали Морошкиной, которая живет с мужем в большой (70 метров) советской двухкомнатной квартире «улучшенной планировки», зимой тратит на оплату коммунальных услуг 150-200 лари. Две их пенсии составляют 360 лари, и без помощи дочери жить им было бы очень трудно. В новом элитном жилье расценки на коммунальные услуги еще выше.

Правда, у жителей Грузии отсутствует такая статья расходов, как «содержание и ремонт жилплощади», потому что отсутствуют как таковые ЖЭКи и их аналоги. Но у этого есть и обратная сторона: подъезды и дворы разрушаются и приходят в упадок.

В 2018 году средняя зарплата в Грузии составляла 1000 лари, около 400 долларов. При этом самые низкие зарплаты были в сфере образования.

Правительство обещает начать с 2019 года повышение зарплат школьным педагогам. К 2022 году средняя зарплата учителей должна вырасти до 1,8 тысячи лари, а педагогов высшей категории - до 2 тысяч лари. Госслужащий на высоком посту может в Грузии получать 3-5 тысяч лари плюс премиальные, в целом его зарплата доходит до 7-8 тысяч лари.

Цены на продукты в Грузии: хлеб – 80 тетри, мука – 1,8 лари за кг, фасоль – 3-5 лари, сахар – 1,7 лари, картофель – от 80 тетри до 1 лари, мясо – 8-15 лари, курица – 8-10 лари, молоко – 3-4 лари. Мои грузинские собеседники полагают, что для того, чтобы просто не голодать, человеку нужно на питание минимум 10 лари в день, 300 лари в месяц.

Система здравоохранения Грузии претерпела существенные изменения после ухода Саакашвили. С 2013 года в стране действует программа всеобщего здравоохранения, финансируемая за счет госбюджета. Государство стремится сделать медицинскую помощь максимально доступной для населения.

- Любой человек, если он не приобрел самостоятельно коммерческую страховку и ему работодатель не предоставил корпоративную страховку, может несколько раз в год бесплатно пройти амбулаторное обследование в районной или региональной поликлинике. – рассказывает Лали Морошкина. – Вызов скорой помощи бесплатный, бесплатно оказываются все виды экстренной помощи. Государство покрывает от 70 до 100% стоимости операций.

У меня мама пенсионерка. Я могу ее отвести в частную клинику, или она может обратиться бесплатно в ту клинику, к которой она прикреплена. Во времена правления Саакашвили в Грузии было огромное количество людей, больных гепатитом. Сейчас у нас действует абсолютно бесплатная программа лечения гепатита С. К нам приезжают бесплатно лечиться по этой программе люди из Абхазии и Южной Осетии. Для них бесплатно проводятся операции на глазах, кардиологические операции.

Лечить зубы к нам приезжают даже из Европы, потому что у нас это намного дешевле, а уровень лечения практически такой же.

С 1 июля 2013 года все лица, на тот момент не имевшие частной страховки, могут пользоваться программой всеобщего здравоохранения. Они могут получить минимальный либо полный пакет медицинских услуг. Дети до 6 лет, пенсионеры, инвалиды, ветераны и другие социально незащищенные группы населения обслуживаются бесплатно. Для всех остальных бесплатна экстренная помощь, в том числе вызов скорой, ведение беременности, роды. З а диагностику и плановое лечение приходится доплачивать в среднем до 30% стоимости услуг.

Однако к такому положению вещей пришли далеко не сразу. При Саакашвили, как известно, произошла полная приватизация медицины. Государство практически самоустранилось из этой сферы. Предполагалось, что затраты на лечение пациенты будут покрывать за счет страховки, однако к 2013 году выяснилось, что частную медицинскую страховку (индивидуальную или корпоративную) имеют всего около 500 тысяч жителей Грузии. Стоимость пакета индивидуального страхования в Грузии колеблется от 11-15 до 46 долларов в месяц, но многим грузинам даже такие цены оказались не по карману. Тем, кто не имел страховки, приходилось самостоятельно платить за все – даже за вызов скорой помощи. Страховые компании образовали холдинги со своей сетью поликлиник, больниц и аптек. Человек, покупающий коммерческую страховку, имеет право пользоваться услугами только определенных медицинских учреждений. В условиях отсутствия конкуренции счета, выставляемые частными клиниками, зачастую были непомерно высокими. «Частники» были обеспокоены в первую очередь своими доходами, а не пациентами. Эти «революционные перегибы» теперь планируют откорректировать путем создания конкуренции со стороны государственных клиник.


Армения: пенсия — 84 доллара

О положении в Армении нам рассказал житель Еревана по имени Армен (он просил не называть фамилию).

- Средняя зарплата в Армении составляет около 190 драмов. Это примерно 400 долларов. Но средняя зарплата – это как средняя температура по больнице. На самом деле очень немного людей получают больше 280-300 долларов в месяц. У большинства работающих зарплата составляет приблизительно 300 долларов. Большие зарплаты у высокопоставленных военных, сотрудников правоохранительных органов, крупных государственных чиновников. Зарплата молодого лейтенанта сразу после окончания военного училища начинается с 300 долларов.

Средняя пенсия в Армении составляет 41 тысячу драм, это 84,8 долларов. Правда, после бархатной революции на 60% увеличилась минимальная пенсия. Конечно, это не решает существенных проблем пенсионеров. Минимальная пенсия сейчас составляет 50-60 долларов. Но совсем одиноких пенсионеров в Армении мало. Как правило, они живут в семьях. Много армян находится на заработках за рубежом, причем до 80% гастарбайтеров – в России. Они помогают своим родителям. За счет этого людям удается как-то выживать.

Официально, одна треть населения находится за чертой бедности. Если считать, что население Армении 3 миллиона, то это миллион человек. При этом любопытно, что бедными себя считают только 15% жителей страны. Но почти половина – 45% - считают, что живут ниже среднего уровня. Сейчас основная задача нового правительства – сократить количество бедных.

Самый актуальный вопрос для большинства жителей Армении – это тарифы на энергоносители, то есть на электричество и на газ. Они очень высокие. Дело в том, что в Армению российский газ поступает по цене 150 долларов за тысячу кубометров. Это щадящая цена. Однако к потребителю газ приходит уже по цене почти 300 долларов за 1000 кубов, то есть вдвое дороже. Сейчас с российской стороной ведутся переговоры, но дело в том, что компания Газпром-Армения, которая является 100%-й дочкой российского Газпрома, не стремится идти на уступки. В Армении многие считают, что при старой власти существовали какие-то договоренности по поводу таких высоких тарифов.

Центральное отопление в Армении, как и в Грузии, отсутствует уже 30 лет. Кто может, устанавливает дома индивидуальную систему отопления. В холодные зимы на отопление трехкомнатной квартиры уходит не менее 100 долларов в месяц. Тарифы на электроэнергию тоже достаточно высоки.

Стоимость минимальной потребительской корзины на данный момент составляет 55 тысяч драмов - около 100 евро. Она равна минимальной зарплате и выше средней пенсии. То есть человек, получающий даже среднюю пенсию, не может обеспечить себе минимальную потребительскую корзину. Тем более тот, у кого пенсия ниже средней. Это тоже одна из важнейших задач, которая будет стоять перед новым правительством: хотя бы довести среднюю пенсию до стоимости потребительской корзины.

У нас есть бесплатная медицина, которую обеспечивает государство. Бесплатно оказывается экстренная помощь, проводится оперативное лечение ряда заболеваний. Вызов скорой, лекарства первой необходимости бесплатны. Есть также частные клиники и платные медицинские услуги. Цены сопоставимы с московскими. Существуют разные виды медицинских страховок.

Сомнительно, чтобы пенсионер мог позволить себе платную медицину. Но особых проблем с лечением в Армении нет ни у кого. Другое дело, что при прежних коррумпированных властях так или иначе врачам нужно было что-то заплатить. Теперь с этим очень жестко борются, и надеюсь, это будет изжито. Врачам повысили зарплату, хотя и ненамного. Новые власти заявили, что зарплаты учителей и врачей будут постепенно повышаться. Сейчас врачи, которые работают в государственных клиниках, получают около 400 долларов.

Безработица очень велика. Назвать точную цифру вряд ли возможно, потому что помимо открытой безработицы есть масса людей, которые считаются безработными, но зарабатывают по каким-то серым схемам. Человек официально нигде не работает, но при этом известно, что он куда-то ходит, получает какую-то серую зарплату.

Сейчас в Армении выросли цены на мясо, масло, сыр. Причина вот в чем. Раньше крупные универсамы, торговые сети платили отступные своим кураторам из государственных структур и уклонялись от налогов. Теперь эта лавочка прикрылась. Они вынуждены теперь платить налоги в полном объеме, и поэтому повысили цены. Правда, на некоторые товары цены снизились. Например, минувшей осенью существенно понизились цены на сахар. Здесь тоже есть проблема: как вернуть крупных торговцев в налоговую сферу и при этом не поднять цены.

Средняя семья из трех человек – супруги и ребенок - чтобы питаться нормально, в день должна тратить на продукты 10 долларов. То есть 300 – 350 долларов в месяц у такой семьи уходит только на продукты. Конечно, все зависит от рациона питания. Знаю людей, которые не могут позволить себе часто есть мясо. Они едят много хлеба, макароны.

Цены в Армении сравнимы с московскими, а доходы намного ниже.

Сейчас ликвидированы все поборы на таможне, чему очень рады импортеры. Знаю случай, когда знакомые возили через границу спортивные товары, платили два раза в год по 2 тысячи долларов на таможне. В последний раз они заплатили на границе просто государственную пошлину - 200 долларов, то есть в 10 раз меньше. Это вселяет определенную надежду.


Азербайджан: чтобы жить хорошо, нужно 600 долларов в месяц

О ситуации в Азербайджане нам рассказал житель Баку Ильгар:

- Средняя зарплата в Азербайджане - около 600 манатов. Это 353 доллара. Минимальная пенсия – 130 манатов (около 76 долларов). Средняя пенсия примерно 250 (147 долларов), у госслужащих - 300-400 манатов (176 – 235 долларов).

Ильгар уточняет, что это - приблизительные оценки. «Это не строгие статистические данные, а те, которые основаны на оценках людей, с которыми я общаюсь».

- На еду и повседневные нужды на одного взрослого человека нужно около 150 манатов в месяц. Минимальная пенсия не дотягивает до этого уровня. Но пожилой человек у нас, как правило, живет в семье. Двое работающих в семье позволяют обеспечить необходимый прожиточный минимум.

Для того, чтобы жить хорошо, требуется на человека минимум около 1000 – 1200 манатов в месяц. Такой уровень доходов позволяет, помимо необходимой пищи, приобретать товары ширпотреба. Если доход в семье на человека меньше этой суммы, то жить сложно.

В Баку средняя зарплата выше, в районе 1000 манатов, или 588 долларов. Люди, работающие в частном секторе, получают больше. Однако не всегда работодатели эти зарплаты официально декларируют. Зачастую практикуются серые схемы.

С этого года проходит масштабная реформа в налоговой сфере, со следующего года вступят в силу изменения, которые призваны вывести из тени эти серые зарплаты. Пенсионный фонд должен пополниться новыми средствами, которые будут аккумулироваться на накопительных счетах граждан.

В Баку и крупных городах Азербайджана, в отличие от Грузии и Армении, сохранилась система центрального отопления. Если речь идет о жэковском доме, в жилом фонде, который остался от СССР, то в среднем в год за трехкомнатную квартиру надо платить около 60 манатов. Это только квартплата, плата за пользование квартирой. Я сам плачу такую сумму. В новостройке в месяц от 70 до 170 манатов, в зависимости от площади и других факторов. Газ, свет, вода оплачиваются по счетчикам. У нас карточная система: кладешь на карту определенную сумму и вставляешь ее в счетчик. Деньги закончились – свет отключается.

В среднем моя семья платит в месяц 12 манатов за свет, за газ - около 7, за воду около 7 манатов. Плюс телефон. Всего мы платим около 30 манатов в месяц. Плюс 5 манатов в месяц на отопление во время отопительного сезона.

Есть люди, которые платят 80 манатов только за газ. У них большие площади в новостройках или отдельные частные дома. Но таких людей процентов 20 всего. В частном доме платят только за отопление 120-140 манатов.

Проезд в общественном транспорте стоит 30 копеек. В среднем человек тратит в день на транспорт до полутора манатов, если живет в городе и совершает поездки в пределах городской черты.

Цены на продукты примерно следующие. Картошка стоит 70-80 копеек. Лук - 40-60 копеек. Зелень 20 копеек пучок. Мясо без костей, говядина, на рынке 8 манатов, в супермаркете - 10-16 манатов за кг. Баранина на 2 маната дороже.

У нас семья из четырех человек. Мы не бедствуем. Тратим на еду и мелкий ширпотреб – мыло, зубная паста - около 100 манатов в неделю. В месяц выходит около 400 манатов. Но есть семьи, где только на мясо уходит 200-300 манатов. В традициях Кавказа есть много мяса.

Работу у нас найти можно. Но не всякий захочет работать за такую зарплату. Независимые эксперты оценивают безработицу в 15-20%. Но есть сезонная безработица, которая не фиксируется в документах. Многие люди работают на сезонных работах, не фиксируя свой статус. Много людей работает на стройках. Зимой они остаются не у дел.

Есть бесплатная государственная медицина и есть платные частные клиники. Вызов « Скорой» - бесплатный, диспансеризация то же. Роддома бесплатные. Но многие люди обращаются и к частным акушерам. В целом, мы бесплатность медицины на себе почти не ощущаем. Ее, в основном, используют малообеспеченные категории населения. Медикаменты дорогие, при серьезной болезни - это проблема.

С голоду, конечно, никто не умирает, можно как-то прожить. Но люди не хотят довольствоваться тем минимумом, о котором мы говорим. Хотят съездить на отдых, приобрести новую бытовую технику, сделать ремонт в квартире. В Баку официально зарегистрирован миллион автомобилей. Значит, есть люди, способные их приобрести и содержать. Растут предложения на рынке жилья. Значит, есть платежеспособный спрос.

Комментарий к статье 2
1. Комментируемым Законом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, исчисление выслуги лет для назначения пенсии осуществляется из расчета один месяц военной службы за полтора месяца.
В соответствии с подп. "г" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941 указанный порядок исчисления выслуги лет производится:
в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории Азербайджана, Армении и Грузии - с 1 января 1991 г. (за исключением местностей и периодов, указанных в п. 3 комментария к ст. 2 настоящего Закона, где выслуга лет исчисляется из расчета один месяц за три месяца);
в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории государств Прибалтики и Республики Таджикистан (за исключением местностей и периодов, указанных в п. 3 комментария к ст. 2 настоящего Закона, где выслуга лет исчисляется из расчета один месяц за три месяца) - с 6 февраля 1993 г.
2. Зачет в выслугу лет и трудовой стаж из расчета один месяц военной службы за три месяца производится военнослужащим:
выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения в составе воинских частей, подразделений, специально создаваемых штабов, оперативных и иных групп, а также на кораблях, в управлениях, учреждениях, военно - учебных заведениях, на предприятиях и в организациях Министерства обороны РФ, дислоцирующихся (направленных) на территории, где в соответствии с законодательством Российской Федерации введено чрезвычайное положение, или на территориях государств - республик бывшего Союза ССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями);
выполняющим задачи при вооруженных конфликтах в составе воинских частей, дислоцирующихся (направленных) в местностях, которые решениями (в соответствии с решениями) Правительства РФ отнесены к зонам вооруженных конфликтов;
выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения (при вооруженных конфликтах) при командировании (направлении) на территории (в местности), где введено чрезвычайное положение (которые отнесены к зонам вооруженных конфликтов);
выполняющим задачи, решение которых отнесено Правительством РФ к выполнению задач при вооруженных конфликтах.
Периоды участия военнослужащих в указанных мероприятиях оформляются приказами соответствующих командиров (начальников).
В послужных списках личных дел военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, военных билетах военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, производятся записи с указанием, в каком регионе военнослужащий выполнял задачи в условиях чрезвычайного положения (вооруженного конфликта) и периоды выполнения этих задач, которые засчитываются в выслугу лет (трудовой стаж) на пенсию на льготных условиях.
Время непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях военнослужащих, получивших ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с выполнением задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, указывается в записях в тех случаях, когда в соответствии со специальными нормативными актами оно также засчитывается в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии на льготных условиях. Запись производится на основании документов, выданных соответствующими лечебными учреждениями.
3. В соответствии с подп. "б" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 в выслугу лет для назначения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, гражданам, уволенным со службы в органах внутренних дел, засчитывается один месяц военной службы (службы) за три месяца:
в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино - осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г.;
в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в приднестровских регионах Республики Молдова, в том числе членам объединенной Контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 27 июля 1992 г.;
при выполнении задач по обеспечению безопасности российских граждан, охране и обороне объектов Вооруженных Сил РФ на территории Абхазии в условиях грузино - абхазского конфликта - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 15 августа 1992 г.;
при выполнении задач по поддержанию правопорядка, охране и обороне важных государственных объектов на территории Республики Таджикистан в условиях военного конфликта - за время выполнения задач на указанной территории в период с 28 сентября по 28 ноября 1992 г., а также при выполнении в Республике Таджикистан после 5 февраля 1993 г. задач по охране конституционных прав граждан в районах чрезвычайного положения;
при выполнении задач по контролю за прекращением военных действий на государственной границе между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения и на территории Нагорного Карабаха - за время выполнения задач на указанных территориях, но не ранее чем с 29 сентября 1992 г.;
в составе объединенных сил, приданных Временной администрации в Северо - Осетинской АССР и Ингушской Республике, в том числе лицам, направлявшимся для руководства и обеспечения деятельности этих объединенных сил, - за время выполнения задач по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка в зоне чрезвычайного положения, но не ранее чем со 2 ноября 1992 г.

О социальном обеспечении лиц, уволенных в запас с военной службы, службы в органах внутренних дел и Специальной службы государственной охраны, и членов их семей
Номер документа 430
Издатель документа Парламент Грузии
Дата издания 16/10/1996
Тип документа Закон Грузии
Источник опубликования, дата Парламентские ведомости, 27-28/4, 21/11/1996
Регистрационный код 280.070.110.05.001.000.172
Консолидированный публикации

Консолидированная версия (22/12/2018 - 02/04/2019)

Контрольный текст по состоянию на 22.12.2018 N 4098

� Pfrjy Uhepbb

О социальном обеспечении лиц, уволенных в запас с военной службы, службы в органах внутренних дел и Специальной службы государственной охраны, и членов их семей

(23.12.2005 N 2459)

Глава первая

J , obt gjkj ; tybz

Статья 1. Круг лиц, имеющих право на получение государственной компенсации (23.12.2005 N 2459)

Согласно установленным настоящим Законом условиям, нормам и правилам обеспечению государственной компенсацией подлежат уволенные в запас с военной службы, службы в органах внутренних дел и Специальной службы государственной охраны, постоянно проживающие в Грузии, имеющие гражданство Грузии следующие лица:

а) офицеры, военнослужащие, принятые по договору (контракту) на сверхсрочную добровольную военную службу и в первый разряд военного резерва, служившие в Военных Силах /Силах Обороны Грузии, внутренних войсках Министерства внутренних дел Грузии, пограничных силах Государственного департамента охраны Государственной границы Грузии, органах государственной безопасности, Государственном департаменте разведки, системе Службы государственной безопасности Грузии; (31.10.2018 N 3617, ввести в действие с принятием присяги Президентом Грузии, избранным в результате следующих выборов Президента Грузии.)

б) лица со специальными званиями, служившие в Специальной службе государственной охраны Грузии;

в) офицеры, в том числе офицеры военной прокуратуры, бывшего военного трибунала, военного суда, военнослужащие, принятые по договору (контракту) на сверхсрочную добровольную военную службу, служившие в Вооруженных Силах бывшего СССР и государств-членов Содружества Независимых Государств, внутренних, пограничных, железнодорожных войсках, войсках правительственной связи, гражданской обороны, военно-строительных войсках, органах государственной безопасности, внешней разведки, военной юстиции, других законных военных формированиях, Вооруженных Силах государств-членов Содружества Независимых Государств, и члены их семей, если вопрос пенсионного обеспечения этих лиц не решен иначе международным договором или соглашением Грузии;

г) лица рядового и начальствующего состава, служившие в органах внутренних дел Грузии, органах внутренних дел бывшего СССР и Грузинской ССР, Содружества Независимых Государств и государств, не вошедших в Содружество, если вопрос пенсионного обеспечения этих лиц не решен иначе договором (соглашением), заключенным между Грузией и союзными республиками, входившими в состав бывшего СССР, государствами Содружества Независимых Государств и государствами, не вошедшими в Содружество;

д) партизаны, добровольцы, командиры партизанских отрядов и отрядов добровольцев, должности которых соответствовали офицерским должностям;

е) члены семей военнослужащих, погибших (безвестно отсутствующих) во время Второй Мировой войны и других вооруженных конфликтов либо умерших в результате полученных тогда ранений, увечий, контузии и других заболеваний;

ж) члены семей умерших военных пенсионеров;

з) военнослужащие Вооруженных Сил, работники органов внутренних дел и государственной безопасности иностранных государств и члены их семей на основании договора (соглашения), заключенного между Грузией и этими государствами.

Статья 2. Основания для получения государственной Компенсации (23.12.2005 N 2459)

Основаниями для получения государственной компенсации являются:

а) истечение срока выслуги, установленного Законом;

б) достижение 65-летнего возраста;

в) установление статуса лица с ограниченными способностями;

г) смерть кормильца.

Статья 3. Реализация права на назначение государственной компенсации (23.12.2005 N 2459)

1. Военнослужащим, имеющим согласно настоящему Закону право на получение государственной компенсации, государственная компенсация выплачивается после увольнения в запас или ухода в отставку со службы.

2. Военнослужащим государственная компенсация ввиду ограничения способностей назначается независимо от продолжительности службы.

3. Условия назначения государственной компенсации или государственной пенсии членам семей умерших военнослужащих регулируются законами Грузии "О государственной компенсации и государственной академической стипендии" или "О государственной пенсии".

4. Государственная компенсация не назначается лицам, лишенным в судебном порядке воинских или специальных званий, и членам их семей, кроме случаев, когда они оправданы или реабилитированы в порядке, установленном законодательством Грузии.

Cnfnmz 4 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 5 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 6 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 7. (23.12.2005 N 2459)

Статья 8. Социальное обеспечение военнослужащих, предусмотренных настоящим Законом, и членов их семей � (23.12.2005 N 2459)

Обеспечение государственными компенсациями предусмотренных настоящим Законом военнослужащих и членов их семей осуществляется из Государственного бюджета Грузии.

Статья 9. Орган, осуществляющий обеспечение государственными компенсациями (23.12.2005 N 2459)

Обеспечение государственными компенсациями лиц, перечисленных в статье первой настоящего Закона, осуществляет соответствующий уполномоченный орган.

Cnfnmz 10 \ (23.12.2005 N 2459)

Глава вторая

Государственная компенсация военнослужащих

(23.12.2005 N 2459)

� Статья 11. Условия, определяющие право на получение государственной компенсации военнослужащими (23.12.2005 N 2459)

Государственная компенсация назначается:

а) перечисленным в статье первой настоящего Закона военнослужащим, имеющим ко дню увольнения с военной службы выслугу 20 и более календарных лет, военнослужащим, уволенным в принудительном порядке во время расформирования в 1956 году грузинского военного соединения (дивизии) и имеющим в Вооруженных Силах выслугу 10 и более календарных лет и общий трудовой стаж 20 и более календарных лет, а также военнослужащим Вооруженных Сил Грузии, поступившим на военную службу в период с 1991 до 1995 года и уволенным ввиду достижения предельного возраста, имеющим в Вооруженных Силах выслугу не менее 10 календарных лет и общий трудовой стаж 20 и более календарных лет;

б) военнослужащим, призванным на военную службу в силу особо важных государственных нужд, находящимся ко дню достижения пенсионного возраста на военной службе и имеющим в Военных Силах/ Силах Обороны Грузии выслугу 10 лет; (31.10.2018 N 3617, ввести в действие с принятием присяги Президентом Грузии, избранным в результате следующих выборов Президента Грузии.)

в) пенсионерам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах, органах внутренних дел, органах государственной безопасности, пограничных войсках, других законных военных формированиях бывшего СССР, зачисленным затем на кадровую военную службу в Военных Силах/ Силах Обороны Грузии. (31.10.2018 N 3617, ввести в действие с принятием присяги Президентом Грузии, избранным в результате следующих выборов Президента Грузии.)

Cnfnmz 12 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 13 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 14 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 15 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 16 \ Bcxbcktybt dsckeub ktn

1. В выслугу лет для назначения пенсии засчитываются: служба в органах прокуратуры Грузии; военная служба; служба в органах внутренних дел и государственной безопасности; служба в Специальной службе государственной охраны; служба в системе Службы государственной безопасности Грузии; служба в системе находящегося в непосредственном подчинении Премьер-министра Грузии государственного учреждения специального назначения � Службе по управлению чрезвычайными ситуациями; служба в партизанских отрядах и соединениях; период работы в органах государственной власти и других государственных организациях �военная служба или оставление в кадрах органов внутренних дел и государственной безопасности и Специальной службы государственной охраны; период пребывания в плену, если пленный не совершал преступления, направленного против государства; период отбывания наказания и нахождения под стражей, если военнослужащие, лица рядового или начальствующего состава были необоснованно привлечены к уголовной ответственности или репрессированы. (22.12.2018 N 4098, ввести в действие с 1 января 2019 года.)

2. Военнослужащим, уволенным с военной службы, в выслугу лет может засчитываться период их учебы в гражданских, специальных и высших учебных заведениях до зачисления на военную службу или службу в органах внутренних дел и государственной безопасности, в Государственный департамент разведки, систему Службы государственной безопасности Грузии, Специальную службу государственной охраны. Один год учебы сверх 6 лет засчитывается за 6 месяцев службы. (8.07.2015 N 3957)

2 1 . Лицам рядового или начальствующего состава, уволенным из органов внутренних дел или системы Службы государственной безопасности Грузии, в выслугу лет засчитывается служба в органах прокуратуры, а также в государственном подведомственном учреждении, входящем в систему Министерства юстиции Грузии, � Специальной пенитенциарной службе или (и) следственном департаменте Министерства юстиции Грузии, Генеральной инспекции, следственном департаменте и специальной пенитенциарной службе Министерства исполнения наказаний и пробации Грузии в воинском либо государственном специальном звании. (5.07.2018 N 3124)

� 3. D dsckeue ktn pfcxbnsdftncz gthbjl cke ;, s d jcj , s [ eckjdbz [ d kmujnyjv bcxbcktybb \

4. Bcxbcktybt dsckeub ktn ghjbpdjlbncz cj lyz pfxbcktybz djtyyjcke ; fotuj gj ghbrfpe yf cke ;, e lj njuj lyz = rjulf jy cjukfcyj ghbrfpe , sk edjkty d pfgfc bkb gjlfk d jncnfdre \

5. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, перечисленным в подпункте �б� статьи первой настоящего Закона, определяется Министерством лиц, вынужденно перемещенных с оккупированных территорий, труда, здравоохранения и социальной защиты Грузии. (5.07.2018 N 3124)

Глава третья

Государственная компенсация военнослужащих, имеющих

�статус ограниченных способностей (23.12.2005 N 2459)

Статья 17. Условия назначения государственной компенсации военнослужащим, имеющим статус ограниченных способностей

� (23.12.2005 N 2459)

Военнослужащим, перечисленным в статье первой настоящего Закона, государственная компенсация ввиду ограничения способностей назначается, если ограничение способностей наступило в период прохождения военной или оперативной службы либо не позднее трех месяцев после увольнения со службы или позднее этого срока, но вследствие полученного в период службы ранения, контузии, увечья или заболевания.

Cnfnmz 18 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 19 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 20 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 21 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 22 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 23 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 24 \ (23.12.2005 N 2459)

Глава четвертая

Государственная компенсация членов семей умерших военнослужащих

(23.12.2005 N 2459)

Статья 25. Условия назначения государственной компенсации членам семей умерших военнослужащих (23.12.2005 N 2459)

1. Членам семей военнослужащих, указанных в статье первой настоящего Закона, государственная компенсация назначается, если военнослужащий погиб или умер во время прохождения военной службы или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо позднее этого срока вследствие другой болезни, приобретенной военнослужащим во время прохождения военной службы или выполнения оперативной работы. Данным правом пользуются члены семей бывших военнопленных, не сдавшихся в плен добровольно и во время нахождения в плену не совершивших деяний, направленных против Родины.

2. На основании судебного решения семья военнослужащего, пропавшего без вести во время боевых действий, приравнивается к семье военнослужащего, погибшего на войне.

Статья 26. Члены семьи военнослужащего, имеющие право на получение государственной компенсации ввиду его смерти (23.12.2005 N 2459)

Право на получение государственной компенсации ввиду смерти военнослужащего имеют:

а) дети в возрасте до 18 лет;

б) нетрудоспособные супруга (супруг), родители и дети.

Cnfnmz 27\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 28\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 29\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 30\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 31\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 32\ (23.12.2005 N 2459 )

Cnfnmz 33\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 34 . (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 3 5 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 36\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 37\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 38\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 39\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 40\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 41\ (23.12.2005 N 2459)

� Cnfnmz 42 . (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 43\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 44\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 45\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 4 6 \ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 47\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 48\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 49 . (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 50\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 51\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 52\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 53\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 54\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 55\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 56\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 57\ (23.12.2005 N 2459)

Cnfnmz 58 . (23.12.2005 N 2459)

Статья 59. Зачет выслуги лет лицам некоторых категорий для назначения им государственной компенсации при их увольнении со службы (23.12.2005 N 2459)

1. Офицерам военной прокуратуры и военных судов, а также другим сотрудникам органов прокуратуры Грузии прежняя выслуга лет в Вооруженных Силах, Силах Обороны Грузии и правоохранительных органах (на службе в полиции) засчитывается в общую выслугу лет. При увольнении со службы они по своему статусу приравниваются к военнослужащим-офицерам и работникам полиции. (31.10.2018 N 3617, ввести в действие с принятием присяги Президентом Грузии, избранным в результате следующих выборов Президента Грузии.)

2. Правами, предусмотренными пунктом первым настоящей статьи, пользуются также лица, прошедшие сверхсрочную службу и службу по договору (контракту) в Министерстве обороны Грузии, Министерстве внутренних дел Грузии, в системе Службы государственной безопасности Грузии и Специальной службе государственной охраны Грузии, если они были переведены из одного вышеуказанного ведомства в другое. (8.07.2015 N 3957)

Глава седьмая (23.12.2005 N 2459)

Глава восьмая (23.12.2005 N 2459)

Ghtpbltyn Uhepbb ��������������������� " lefhl Itdfhlyflpt

N , bkbcb

16 jrnz , hz 1996 ujlf

Читайте также: