Пенсионер несовершеннолетний государственный служащий еврей

Государственная служба — дело хорошее, вот только пожилых людей туда не берут. На совершенно законных основаниях, кстати. Разберемся, куда точно не получится устроится пожилому человеку?

Сейчас в прессе и интернете в связи с грядущим повышением пенсионного возраста идет активная кампания, направленная на создание положительных эмоций у граждан, которые потеряли возможность выйти на заслуженный отдых, как планировали. Чиновники обещают им гарантированное трудоустройство в пожилом возрасте и защиту от увольнения. Однако, мало кто помнит о том, что далеко не везде можно работать пожилым людям. В частности, возрастных работников не возьмут на государственную или муниципальную службу, в ректоры вузов и в судьи. Какими законодательными нормами предусмотрены эти ограничения, и для чего они введены?

Возрастные ограничения в Трудовом кодексе

В Трудовом кодексе РФ отсутствуют возрастные ограничения на трудоустройство пожилых граждан. В нем установлен только возраст, с которого можно заключать трудовые договоры с несовершеннолетними. А вот предельного возраста для за­ключения трудового договора в ТК РФ не предусмотрено. Но, нужно помнить, что ТК РФ регулирует далеко не все узкие сферы и есть множество законов, которые могут устанавливать такие ограничения. И, да, эти ограничения существуют. И даже в ТК РФ, но только для отдельных должностей. Например, вы знаете,

Когда не берут. в ректоры

В части 12 статьи 332 ТК РФ сказано, что в государствен­ных и муниципальных высших учебных заведениях нельзя замещать должности:

  • ректора,
  • проректоров,
  • руководителей филиалов (институтов)

лицам в возрасте старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Это значит, что исполнилось ректору 65 лет — здравствуй пенсия. Правда, возраст по решению всего трудового коллектива могут продлить еще на 5 лет, тогда можно будет поруководить вузом до 70 лет. Ну и про пенсию, это по желанию. Можно остаться работать и дольше, если есть такое желание, но уже в должности обычного преподавателя, научного сотрудника, ну, или заведующего кафедрой, в крайнем случае. На этих должностях законодательство не запрещает работать хоть до 100 лет. Аналогичные нормы предусмотрены для председателей судов и их заместителей. А вот государственным и муниципальным служащим повезло меньше:

Чиновников в 65 лет отправят на пенсию

Между тем законодательством предусмотрены отдельные ограниче­ния, связанные с возрастом кандидата. В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Аналогичное ограничение предусмотрено для муниципальных служащих. Когда чиновник достигает этого предельного возраста пребывания на гражданской службе, его начальство, которое принято называть представителем нанимателя (а наниматель — это само государство) должно спросить согласие гражданина на продолжение работы в государственном органе, но уже на на условиях срочного трудового договора . В этом случае он может занимать должность, которая не является должностью гражданской службы.

Пенсионный возраст госслужащих

При этом пенсионный возраст чиновников повысили еще в прошлом году. Но, этого почему-то особо никто не заметил. Хотя схема, которую применили чиновники тогда, очень похожа на нынешнюю всеобщую реформу увеличения пенсионного возраста:

  • в 2032 году женщины получат право на страховую пенсию в 63 года,
  • в 2026 году мужчины смогут выйти на пенсию в 65 лет.

Правда, в отличие от остальных граждан, государственным служащим решили прибавлять возраст на 6 месяцев ежегодно, а не на 1 год, как всем остальным гражданам. Поэтому, несмотря на то, что реформа для чиновников стартовала раньше, они достигнут предельных значений пенсионного возраста намного позже. Правда, речь идет только о работающих госслужащих. Как только гражданин освобождается от замещаемой должности, он может рассчитывать на страховую пенсию (в том числе досрочную) с учетом прежних возрастных критериев. Но,если пенсионная реформа будет принята в заявленном виде, это перестанет быть выгодным. Также законодательно установлен минимальный стаж для госслужащих всех категорий, который потребуется для выхода на пенсию за выслугу лет. Постепенно он будет увеличиваться с 15 до 20 лет – на 6 месяцев ежегодно. Очевидно, что если все чиновники захотят остаться на своих местах, то для остальных несостоявшихся пенсионеров ограничения по возрасту при найме на госслужбу уже не будут иметь принципиального значения.

Кстати, в следующий раз мы поговорим о льготной пенсии для бюджетников, так, что не забывайте следить за нашими публикациями.


Госслужащие в соответствии с действующим законодательством имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Федеральным закон N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".


Мой муж имеет военную выслугу: календарная 14 лет, льготная 19 лет. Был уволен по ОШМ. Сейчас устроился в МЧС. Положена ли ему пенсия по выслуге лет через год? И будет ли положена пенсия по старости при достижении 60 лет или у пенсионеров МЧС только одна пенсия (по выслуге лет)?


пенсия по выслуге лет Вашему мужу будет положена. Но вот вторую пенсию по старости (60 лет) он уже к сожалению не получит. Закон предусматривает только один вид пенсии, совмещать их нельзя.


В 2015 году уволилась с государственной гражданской службы по собственному желанию в связи с достижением пенсионного возраста (55 лет). Последние 20 лет занимала должности Федерального гражданского служащего.

Для назначения пенсии за выслугу лет в пенсионный фонд мною были представлены все необходимые документы.

ПФ определил размер моей пенсии за выслугу лет и размер пенсии по старости.

В связи с тем, что размер пенсии по старости оказался выше, чем размер пенсии за выслугу лет, мне была назначена пенсия по старости, как наибольшая.

По версии ПФ может быть назначен только один вид пенсии: либо по старости, либо за выслугу лет.

Согласно п.2 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней.

Могу ли я, получая пенсию по старости, так же претендовать на получение пенсии за выслугу лет?

В случае положительного ответа обязан ли ПФ сделать мне перерасчёт, начиная с 2015 года?



Не. не можете. Т.к. надо выбрать одну пенсию., что следует как из ФЗ О о страховых пенсиях, ст. 5, 8 так и из прочих нормативных актов.


Увы вы не можете получать две пенсии согласно Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом

2. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

3. Право на одновременное получение двух пенсий предоставляется

1) гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) участникам Великой Отечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий). Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей");

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) вдовам военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву вследствие военной травмы, не вступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца), или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 4 (с применением пункта 5) статьи 15 настоящего Федерального закона, и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей";

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2006 N 239-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.06.2010 N 122-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) гражданам, указанным в подпункте 11 пункта 1 статьи 10 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная пунктом 3 (с применением пункта 4) статьи 17 настоящего Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная статьей 18 настоящего Федерального закона (за исключением социальной пенсии по случаю потери кормильца);

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда". Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная статьей 16 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости;

(пп. 6 введен Федеральным законом от 25.11.2006 N 196-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7) членам семей погибших (умерших) граждан из числа космонавтов, предусмотренных статьей 7.1 настоящего Федерального закона. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 17.1 настоящего Федерального закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

(пп. 7 введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

4. Пенсии, предусмотренные настоящим Федеральным законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии".

(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Федеральные государственные гражданские служащие имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

(п. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Граждане из числа космонавтов при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".

(п. 7 введен Федеральным законом от 24.07.2009 N 213-ФЗ, в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой пенсии по старости, устанавливаемой к указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

(п. 8 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Лицам, являющимся инвалидами, пенсия по инвалидности в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

(п. 9 введен Федеральным законом от 03.10.2018 N 350-ФЗ)


Алексей Никольский/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Государственные служащие вплоть до уровня муниципалитетов, имеющие паспорта других государств либо виды на жительство там, должны будут сделать нелегкий выбор: отказаться либо от «второй родины», либо от работы на родине первой (конечно, отказаться они должны не вообще от работы, а от работы чиновником либо депутатом). Таков смысл законопроекта, который внес в Госдуму президент Владимир Путин.

«Национализация элит» на данном этапе в очередной раз затронет губернаторов и депутатов, но также государственных и муниципальных служащих, сотрудников ФСО, МЧС, СВР, ФСИН, Росгвардии, таможенных органов и военнослужащих, а также персонально председателя ЦБ РФ.

Еще в 2006 году президент России подписал федеральный закон, который запрещает иметь второе гражданство президенту России, председателю Счетной палаты, его заместителям и аудиторам, губернаторам, депутатам Госдумы, членам Совета Федерации, а также депутатам законодательных собраний субъектов федерации. Год спустя эта норма была распространена на министров (премьер не может иметь второй паспорт с 2005 года).

Собственно же процесс, названный политологами «национализацией элиты», был запущен Кремлем вскоре после возвращения туда Владимира Путина в 2012 году. Новации затронули в основном вопросы владения зарубежной собственностью.

Правда, в 2014 году принят и закон, осложняющий владение вторым паспортом всем, независимо от статуса. Запретов там нет, но законодатель обязал всех обладателей вторых (и третьих) паспортов зарегистрироваться в управлениях ФМС по месту жительства под страхом суровых штрафов. У российско-иностранных граждан тогда это вызвало переполох, однако последующие годы подтвердили ту истину, что суровость российских законов идет рука об руку с необязательностью их исполнения: за минувшие шесть лет не было ни одного сообщения о том, чтобы кого-либо из этой категории граждан привлекли к ответственности за сокрытие второго паспорта.

Появления нового президентского законопроекта можно было ожидать после принятия летом соответствующих поправок в Конституцию РФ. Главное в нем то, что он существуенно расширяет круг должностных лиц, не имеющих права на второй паспорт, а также делает более определенной эту норму для тех, кого она уже касалась.

И все же после его вступления в силу главным вопросом, по мнению экспертов, будет — насколько у тех, кто под него подпадает, хватит законопослушности «расшифроваться» добровольно. Ведь иного наказания, кроме как увольнения с должности, закон за его неисполнение не предусматривает. Впрочем, и лишний повод ломать карьеру вряд ли кому-то нужен.

Не говорю вам «до свидания»

Четко видно, что российские элиты подспудно саботируют попытки Кремля лишить их «пропусков на выход», однако этот саботаж не делает их положение безопаснее, говорит гендиректор Центра изучения кризисного общества Максим Вилисов.

«Не надо думать, что в Кремле не видят, что его требования по отказу от иностранных гражданств их обладателями по факту не исполняются. Отлично видят, но руководству страны это как раз может быть на руку. Потому что любой чиновник, прячущий под подушкой иностранный паспорт, понимает, что это — гарантия его лояльности. Если он чем-то не угодит вышестоящему начальству, факт сокрытия двойного гражданства станет достаточным основанием для снятия его с должности, как бы блестяще ни шли у него дела», — указывает политолог.

Он отмечает, что попытки оставить всех принимающих и исполняющих государственные решения наедине с российскими паспортами — это попытки исправить те перекосы, которые в России были допущены в 1990-е годы, когда отечественное законодательство о гражданстве стало одним из самых либеральных в мире — и уж точно на постсоветском пространстве.

В тот момент элитам казалось, что, открыв Россию миру, а мир — России, они получат неограниченный доступ к финансовым и прочим ресурсам. Однако по мере сужения ресурсной базы произошло «перепроизводство элит»: стала возникать необходимость оттеснять конкурентов от «кормушки».

Это вызвало стремление части элит «запереть» другую часть внутри страны, отрезав их доступ к внешним «источникам питания». Но поскольку невозможно принять закон, касающийся только части элит, законы нарочно пишутся таким образом, чтобы их можно было применять точечно, к отдельным персоналиям, указывает эксперт.

«Все перипетии с запретами на другие гражданства вызваны тем, что Россия так и не стала привлекательной для своих же элит. Они не смогли создать институты, которым сами бы доверяли. Но если даже элиты открыто не верят в свою страну, то какой сигнал они этим посылают обществу?», - говорит Вилисов.

Он ожидает, что в связи с новым электоральным циклом законопослушность государственных чиновников и депутатов еще сильнее снизится, потому что никто из них не знает, что ожидает их после Единого дня голосования в сентябре 2021 года: «Все они сейчас живут в ожидании «последнего дня», и это страх перед неизбежным обновлением элит довлеет у них над всеми прочими мотивациями».

«Зачем чиновнику или депутату спешить извещать о наличии у него иностранного гражданства, если через десять месяцев, возможно, он и так лишится мандата или должности в результате выборов? Поэтому они будут «торопиться медленнее», соблюдая при этом внешние приличия», - предсказывает политолог.

Бьют не по паспорту

Первый звонок прозвенел для «двойных граждан депутатов» еще в июле. Депутат от КПРФ Денис Парфенов весной 2020 года «подложил свинью» 39-ти коллегам от правящей партии, «заложив» их перед лидером фракции «Единой России» Сергеем Неверовым. Спикер Госдумы Вячеслав Володин в июле на основании заявления Парфенова поручил проверить наличие иностранных паспортов у членов парламента.

Тогда же Парфенов назвал и несколько десятков имен сенаторов, глав регионов и федеральных министров, которые, по его данным, тоже «сидят на двух стульях».

По иронии судьбы, в числе «подозреваемых» был назван сам глава комиссии по контролю за достоверностью доходов депутатов Отари Аршба, которому Володин поручил заняться парфеновской инициативой.

Впрочем, никаких проверок в отношении «заложенных» Парфеновым депутатов и чиновников проведено не было. Во всяком случае, никто за свое второе гражданство не пострадал.

В октябре глава комитета по госстроительству и законодательству Госдумы Павел Крашенинников подтвердил, что ни о какой специальной проверки сенаторов и депутатов на наличие у них иностранного гражданства или вида на жительство не ожидается.

Не пойман — не гражданин

Если депутат Парфенов был прав, то внесенным законопроектом некоторой части депутатов Госдумы придется собственноручно лишить себя такой привилегии, как «запасной аэродром» в виде второго гражданства. От чего им может сделаться еще больнее, так это оттого, что законами ряда стран отказ заявителя от гражданства автоматически лишает оного и его несовершеннолетних детей.

Казалось бы, такой привилегии нет и сейчас: лица со вторым гражданством не обладают пассивным избирательным правом. Но из нового закона следует необходимость о втором паспорте заявить.

То есть законодателям (разумеется, не всем, но какой-то их части) предстоит выбор не просто политический,но экзистенциальный: либо ослушаться президента, что для думского большинства просто немыслимо, либо своими руками лишить себя и своих близких всего, «нажитого непосильным трудом».

Поэтому субъекты нового законопроекта наверняка изберут третий вариант: формально придать ему силу закона, но на практике не замечать его настолько долго, насколько позволят обстоятельства, уверен член фракции «Единая Россия» Вячеслав Лысаков.

«Депутаты сейчас совершенно не в настроении начинать дебаты из-за законопроекта, который многих из них через десять месяцев уже не будет касаться. В любом случае, в депутатском корпусе тех, кого требование отказа от иностранного гражданства коснется, составляют меньшинство. Более того, именно они в первую очередь будут выступать за его принятие, потому что в противном случае они сами себя выдадут», - предположил он в беседе с «Экспертом Online».

Депутат напомнил, что несколько его коллег (Ирина Роднина, Вячеслав Фетисов, Оксана Пушкина) официально вернули имевшиеся у них виды на жительство в посольства соответствующих стран еще до того, как президент внес свой законопроект.

Вячеслав Лысаков, однако, как и Максим Вилисов, убежден в том, что после вступления закона в силу его практическое исполнение будет весьма избирательным и зависеть от статуса каждого конкретного обладателя двойного гражданства.

«Те люди, которые на виду, вроде губернаторов, или вообще указаны в законе в единственном числе — председатель Центробанка, в примеру — им придется пойти на этот шаг, хотят они того или нет, потому что наличие у них второго гражданства проверяется на раз-два. А вот госслужащие низового уровня — их миллионы, и проверить каждого невозможно физически, да и не станет никто этим заниматься. Поэтому на этом уровне максимум, чего могут опасаться чиновники — это доносы каких-то своих личных недоброжелателей», — считает он.

Нынешний президентский законопроект достаточно мягкий: он предусматривает, что обладатели иностранных документов «раскроют карты» добровольно. Никаких обысков в сейфах чиновников в поисках вторых паспортов не предусматривается, как и обещал Крашенинников. На «явку с повинной» им дается 10 дней. Еще полгода с момента, когда (и если) закон вступит в силу дается на отказ от второго гражданства. Ведь в некоторых странах, например в США, этот процесс сопряжен с огромным количеством времязатратных формальностей.

Главный российский приватизатор — в ООН. Это не шутка!






Бывший глава «Роснано» Анатолий Чубайс теперь будет заниматься внешнеполитическими делами — он назначен на должность спецпредставителя президента РФ по связям с международными организациями. Как пояснил официальный представитель Кремля Дмитрий Песков, в новой для себя должности не будет иметь статуса госслужащего и не войдет в штат сотрудников администрации президента.

Кроме того, Песков рассказал, что Чубайс будет заниматься связями с организациями, входящими в систему ООН.

Назначение Чубайса уже прокомментировали в ООН. По словам официального представителя генерального секретаря организации Стефана Дюжаррика, там готовы к сотрудничеству.

«Мы ждем с нетерпением взаимодействия с Анатолием Чубайсом в должности спецпредставителя президента Владимира Путина по связям с международными организациями, — отметил Дюжаррик. — Российская Федерация — ключевой партнер ООН во всех сферах нашей работы, в том числе в области достижения целей устойчивого развития».

В Госдуме России Анатолия Чубайса назвали востребованным в новой для него должности.

«Не сомневаюсь, что огромный профессиональный опыт Анатолия Борисовича будет успешно востребован на новом посту», — сказал председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.

Сам Чубайс, комментируя на странице в Facebook свое назначение, заявил о «значимом деле» на благо страны. Он пояснил, что ему не раз приходилось в жизни «заниматься тем, что важно для страны, хотя и не очень приятно» для него самого.

«На этот раз, похоже, предстоящее дело по-настоящему значимо для страны и интересно мне лично», — отметил он.

Чем же он на самом деле будет заниматься? И что за должность такая? Зачем его вообще убрали с «Роснано»?

— Чубайса не убрали с «Роснано», а направили на более ответственную работу, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин.

— Мотивация при принятии данного решения состояла вовсе не в том, чтобы поменять Чубайса на посту главы «Роснано» на более эффективного менеджера и, тем более, не в том, чтобы наказать его. Мотивация — в том, чтобы прибегнуть к услугам Чубайса на направлении, которое представляется главе государства на данном этапе куда более важным, чем какой-то там «Роснано».

Сегодня российская экономика находится в предкатастрофном состоянии. Но еще большей проблемой для власти является фактический арест денег российского олигархата в офшорах и их имущества за рубежом. Получилось так, что значительная доля награбленного ими в России богатства сегодня находится за пределами РФ, а на все это наложена лапа британских и американских спецслужб. И с этим нужно что-то делать. Лучше Чубайса (так полагает правящая группировка) с этой проблемой никто не справится: это самый «авторитетный» сегодня на Западе представитель российского олигархата. Его задача — спасти олигархические авуары, обеспечить договоренности конкретных российских чиновников и олигархов, включая главу государства, с западными структурами о «спасении» их денег.

«СП»: — Для самого Чубайса новая должность повышение или понижение?

— Эта должность — повышение Чубайса и, одновременно, обращение к нему как спасителю украденных российскими нуворишами триллионов — с пролонгацией его почетной и сверхобеспеченной пенсии где-нибудь в Швейцарии после исполнения особой миссии.

Понятно, что Чубайс на этом новом посту будет заниматься не столько спасением чьих-либо денег, сколько собственным обустройством, но, когда у вора отнимают наворованное, у него наступает аберрация сознания — и он обращается за помощью о защите своих денег к еще большему вору. Так будет и в случае с Чубайсом: кое-кому из своих дружков и подельников он, безусловно, пособит, но, к примеру, в отношении тех 50 млрд долларов, которые РФ вынуждена будут выплатить акционерам «ЮКОСа», Чубайс ничего сделать не сможет, да и не будет он этим заниматься. Это ведь и он приложил руку к тому, что Россия разворована до основания, в том числе — зарубежными юристами и судами.

«СП»: — А у Чубайса есть опыт в международных делах?

— Сила Чубайса, как полагает президент, не в опыте или квалификации, она — в его связях с зарубежными акулами и его международном «авторитете». Судя по всему, глава государства полагает, что Чубайса на Западе будут слушать — и какие-то вопросы негосударственного, а частно-корпоративного и теневого характера ему удастся решить.

«СП»: — Чем конкретно он будет заниматься? О каких международных организациях, может идти речь?

— Причем здесь какие-то международные организации? Ситуация в этих организациях (МВФ, ВБ, БМР, ЕС и других) такова, что на их позицию никакой Чубайс повлиять не может. Россия сегодня не допущена даже в предбанник этих организаций. Речь идет о точечном взаимодействии Чубайса с разного рода частными и корпоративными заинтересованными посредниками на Западе по поводу решения проблем частных вкладов и недвижимости отдельных российских персонажей.

«СП»: — Чубайс, по мнению многих экспертов, выглядит скорее представителем Запада в России. Он традиционно двигал историю о максимальной интеграции в западную повестку, причем опережающими темпами. Так ли это?

— Так будет и в данном случае. Нужно понимать, что Чубайс — не был представителем России в «Роснано», он по факту был смотрящим в «Роснано» от Запада. Так будет и на посту спецпредставителя президента за рубежом: Чубайс будет работать на этом посту в интересах Запада и своих личных интересов. Что такое для него Путин? Сегодня он есть, а завтра его нет, а вот партия мирового олигархата будет всегда — и именно ей в свое время присягнул Чубайс.

Думаю, что те, кто направил Чубайса на новый пост, в целом ситуацию понимают, но зависшие на зарубежных счетах деньги спасать все равно надо (хотя бы их часть), а кроме того, многие уже подумывают, как бы удачнее свалить на Запад, поскольку лафа в России заканчивается. Так вот задача Чубайса — помочь конкретным лицам обустроиться на Западе.

«СП»: — А как такого «переговорщика» воспримут сами международные организации? Добьется ли Чубайс на этой должности чего-то чего не добились другие переговорщики?

— У нас есть какие-то переговорщики? У нас в РФ есть в основном сливщики, мутильщики и сдельщики. Кроме того, никакой Чубайс, даже если бы был великолепным переговорщиком, а не банальным решалой, не может подменить МИД и всю систему российских внешнеполитических институтов. И если эта система сегодня не работает, ее не заменит никакой супер-пупер Чубайс. Этот персонаж, повторю, направлен на новую работу вовсе не для решения государственных задач. Его основная миссия — разрулить возникшие проблемы с нынешними размещенными в западных банках и офшорах «общаками».

— Новая должность для Чубайса — это работа мечты, — считает политолог Константин Калачев.

— Не госслужащий. Не под Администрацией президента. Характерна реакция самого Чубайса. Он доволен. Отношения по внешнему контуру, в том числе с международными организациями, то, что ему близко и понятно. Всем сестрам по серьгам. Хулители и хэйтеры плачут.

«СП»: — А чем он все же будет заниматься? С какими международными организациями договариваться и о чем?

—А разве это важно? Важно, что человека пристроили. А договариваться он готов хоть с ООН. Хотя, судя по позиции 59 стран ОЗХО, стоило бы начать с них.

«СП»: — А как такого переговорщика воспримут на Западе? У него ведь нет международного опыта……

— У Чубайса репутация либерала. Со многими он знаком еще с 90-х. На Западе воспримут как знак и сигнал.

— Думаю, множество людей в России хотели бы, чтобы фигура Чубайса — в значительной степени демонизированная — была выведена из политики совсем, — говорит доцент кафедры философии, социологии и культурологии Уральского государственного педагогического университета Андрей Коряковцев.

— Ну что ж! Мы уже видим, как она уже выведена из российской внутренней политики. Насколько символично — посмотрим.

Если мы даже поверхностно познакомимся с биографией Чубайса, то увидим, что он имеет зарубежные связи ещё с позднесоветского времени. Чем он будет конкретно заниматься сейчас — трудно сказать. Только ведь ясно, что такая символическая фигура годится для решения внешнеполитических задач Кремля без лишнего раздражения западных «партнёров». И вопрос заключается лишь в том, что это за задачи и насколько Чубайс политически самостоятелен. Это мы и увидим в ближайшие годы.

«СП»: — А нет ли ощущения, что Чубайс будет не представителем России на Западе, а смотрящим от Запада в России?

— Чтобы Чубайс выполнял функции смотрящего за Россией с Запада, это как минимум предполагает согласие Кремля показывать ему то, что хочет видеть Запад. Но суть в том, что в последнее время возрастает разница между тем, что хочет видеть Запад и что хочет демонстрировать ему Кремль. И вряд ли Чубайсу удастся убедить Запад в том, что он хочет видеть именно то, что ему показывают.

«СП»: — До чего, по-вашему, Чубайс договорится с Западом?

— До того, до чего согласится договориться Запад и до того, до чего сочтет нужным договориться Кремль. И что-то мне говорит, что это — не отмена санкций и не территориальные уступки со стороны России.



Семейственность может быть хорошей и плохой. Плохо, когда большой начальник устраивает на теплые места своих сыночков и племянников. Подозрительно, когда на молодую жену высокого руководителя вдруг начинают сыпаться выгодные контракты, а муж только умиляется бизнес-талантам своей юной леди. И тому подобное.



Хорошо, когда семья превращается в династию, когда люди живут делом и из поколения в поколение передают секреты мастерства.

Как отличить деловые родственные связи от порочных родственных связей на госслужбе? Ответ дает специальный обзор правоприменения в сфере конфликта интересов.

Конфликт интересов - как раз ситуация, когда есть риск перепутать свой собственный карман с государственным. Подобные обзоры регулярно готовятся в течение нескольких последних лет по заданию президиума Совета при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. Сейчас вышел четвертый такой обзор.

Например, в нем разобрана ситуация: в отдаленном гарнизоне командир части принял на службу фельдшером свою жену. Это хорошая семейственность или плохая?

Ответ дали эксперты правительственных антикоррупционных служб, а также министерства труда и социальной защиты, подготовившие обзор.

Если вкратце, то можно, но с соблюдением определенных процедур. В данном случае командир их выполнил. Он уведомил своего непосредственного начальника о том, что взял на службу свою жену.

Поскольку гарнизон дальний, большого выбора у жены нет: или сиди дома и жди круглыми сутками мужа. Или иди служить под начало своему благоверному.

Однако, как указали антикоррупционные подразделения, командир в таком случае не должен единолично принимать решение поощрять или наказывать свою жену. Не важно, отличилась она или проштрафилась, такие вопросы должна решать специальная комиссия. Так что кулуарно выписать жене высокую премию командир не может. Процедура поощрения своей ненаглядной подчиненной должна быть максимально прозрачной.

"Принимая во внимание, что в силу специфики расположения воинской части и сложившейся кадровой ситуации Аттестационной комиссией рекомендовано обеспечить рассмотрение всех вопросов, связанных с установлением заработной платы, поощрением и наложением взысканий в отношении лица, замещающего должность фельдшера медицинской службы воинской части (супруги командира части) на заседаниях Аттестационной комиссии", - сказано в обзоре.

Иными словами, работать и служить вместе можно, но командовать друг другом и тем более выписывать родным людям премии надо аккуратно.

"Сам факт работы родственников в одной и той же организации или тем более в одной профессиональной сфере не свидетельствует о наличии конфликта интересов, - подчеркивает член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова. - Если родственники не имеют властных полномочий по принятию каких-либо организационных решений в отношении друг друга, то их работа внутри даже одного подразделения вполне возможна и не нарушает требования закона".

Кстати, в советские годы трудовые династии поощрядись и прославлялись. Разве не трогательно, когда сын идет по стопам отца? Но, как напоминает Мария Спиридонова, советские трудовые династии предполагали в первую очередь занятость членов семьи внутри одной отрасли или направления.

"Но даже в то время у других сотрудников возникали вопросы, в случае если отец был вправе непосредственно принимать решения, например, о премировании сына, - говорит Мария Спиридонова. - Грань, конечно, тонка, тем не менее в приведенных примерах четко исследован вопрос подчиненности. Причем подчиненность исследуется именно с правовой точки зрения, с точки зрения нормативного акта, которым такая подчиненность явно установлена".


В частности, в другом примере рассказывается о некоем ректоре университета, принявшем на работу преподавателем жену своего сына.

Понятно, что именно от свекра зависит, какая у женщины будет учебная нагрузка, насколько высокие она получит премии. Хватит ли ему мудрости, чтобы оставаться объективным при принятии таких решений?

"В целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов ректором было принято решение о рассмотрении вопроса принятия на работу супруги своего сына, установления размеров ее заработной платы, а также премирования и наложения взысканий на заседаниях ученого совета университета", - говорится в обзоре.

То есть свекр решил оформлять премии своей невестке коллегиально и счел, что этого достаточно. Однако в соответствии с уставом университета ректор является председателем ученого совета. Было бы интересно посмотреть, как кто-нибудь из членов ученого совета встанет на заседании и, смело глядя в глаза ректору, скажет, что его невестка не справляется с обязанностями и ее надо не премировать, а гнать из университета. При условии, конечно, что невестка действительно так плоха в качестве преподавателя.

Антикоррупционная комиссия, изучив ситуацию, решила, что ректор не прав. Ведь он имеет возможность оказывать непосредственное влияние на принимаемые ученым советом решения, так что рассмотрение вопросов в отношении супруги сына ректора на заседании ученого совета не является мерой по предотвращению конфликта интересов.



"По итогам заседания комиссии признано, что ректор не исполнил обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, - подчеркивается в документе. - Учитывая, что в ходе проведенной проверки не были установлены факты принятия необоснованных решений при принятии на работу супруги своего сына, установлении ей уровня заработной платы, премировании и наложении взысканий, к ректору университета применено взыскание в виде выговора".

Проще говоря, ректора спасло то, что он не успел выписать слишком крупных премий своей невестке. Иначе мог бы поплатиться и должностью.

Претензий к деловым качествам невестки не было, в вину ректору поставили только непринятие мер профилактики против плохой семейственности.

Зато никаких претензий не возникло к директору департамента государственного ведомства, заказавшему научную работу в институте, где работает его жена. Директор уведомил руководство, что на деловом горизонте появился родной человек. И не только сам отстранился от принятия решения, но и вывел своих подчиненных из состава конкурсной комиссии.

В другом деле глава городского округа выделил деньги для организации каникулярного отдыха школе, где учатся его дети. Помогать школам вообще дело хорошее. Однако в данном случае, как сказано в обзоре, "личная заинтересованность главы администрации может повлиять на объективность и беспристрастность осуществления им своих полномочий". С другой стороны, почему другие ученики должны страдать от того, что учатся вместе с сыном мэра? Чтобы ни у кого не возникало вопросов, при выделении денег должна соблюдаться специальная антикоррупционная процедура. Как сказано в документе, такие решения должны проверяться контрольно-ревизионной комиссией городского округа и Советом депутатов. Одно дело, если помогать школам - обычная практика, и другое дело, если это исключительный случай, и адресную помощь получила только школа, в которую ходят дети начальника. А уведомление о возникшей ситуации необходимо опубликовать на сайте администрации: все местные жители должны знать, что одноклассники детей мэра города поедут отдыхать за счет казны.

Кстати, недавно председатель Совета судей Виктор Момотов заявил, что необходимо законодательно закрепить и критерии конфликта интересов для судей. Если для чиновников вырабатывается вполне четкая и разумная практика, то для людей в мантиях конфликт интересов понимается достаточно широко. Допустим, если у судьи есть родственники адвоката или просто юристы, им лучше не работать по профессии вообще, иначе у судьи могут возникнуть проблемы. В Совете судей полагают, что ситуации конфликта интересов все-таки должны быть прописаны более конкретно.

"Неурегулированность в законе такой категории, как конфликт интересов, влечет за собой необоснованные отказы в назначении или переназначении достойных и отвечающих всем требованиям квалифицированных кандидатов, - сказал Виктор Момотов. - Конфликт интересов должен быть прежде всего юридическим фактом, доказанным в соответствующих процедурах, а не презумпцией и некой тенью, неуловимо преследующей кандидата".

Понятие "непотизм" появилось на Апеннинах еще в Средние века. Папы могли продвигать свои семейные интересы только путем назначения так называемых кардиналов-племянников. Подобная схема продолжает успешно работать в Италии и по сей день практически во всех областях, лишая возможности пробиться в жизни тех, кто этого порой по-настоящему достоин. Первый шаг в сторону отказа от кумовства был сделан в Италии в 2010 г. Власти одобрили закон, направленный на борьбу с непотизмом в научной сфере. Он ужесточил требования к найму сотрудников, запретив руководителю того или иного подразделения принимать на работу даже непрямых родственников - племянников, двоюродных братьев или сестер. Как показывают исследования, за прошедшие годы ситуация немного улучшилась на севере страны, а югу еще предстоит пройти длинный путь. Есть и другая проблема, которую довольно сложно обнаружить: гораздо чаще "биологического непотизма" встречается "академический непотизм", когда руководители покровительствуют не своим родственникам, а друзьям и ученикам. К примеру, в 2017 году правоохранительными органами была выявлена группа из 59 глав департаментов итальянских университетов, известных как "бароны". Они раздавали ученые степени и повышения не за заслуги, а в обмен на услуги или в угоду личному либо профессиональному интересу.



Семейственность, несомненно, присуща и политическим деятелям, предпочитающим окружать себя близкими, проверенными людьми и желательно, чтобы они были еще и родственниками. Специального закона для этой категории пока не существует, но на муниципальном уровне делаются первые робкие попытки, нацеленные положить конец воинствующему кумовству. Так, в 2020 году администрация города Пистоя (область Тоскана) одобрила норму, согласно которой в госучреждениях руководство и подчиненных не должны впредь связывать никакие родственные узы, которые "оказывают прямое воздействие на дальнейшее развитие карьеры".

Во Франции с сентября 2017 года действует закон о морализации общественно-политической жизни. В соответствии с целым рядом статей этого закона парламентариям, министрам, руководителям госучреждений и, что подчеркнем особо, представителям администраций на местах (городской, департаментской, региональной) запрещено нанимать родственников на работу. Причем понятие "родственники" расшифровано: это супруги, партнеры (те, кто состоит в гражданском браке), дети, родители. Для того чтобы принять на работу близких, скажем так, второго круга, а это дяди, тети, племянники разной степени, а также бывшие члены семьи, требуется специальное разрешение. Нарушителям грозят тюремное заключение до трех лет и штраф до 45 тысяч евро. Правда, такое наказание, как правило, применяют в облегченном виде. Так, женщина-мэр города Юррюнь в свое время добилась положительного решения муниципального совета, по которому земли, принадлежавшие ее мужу и родственникам с его стороны, были переведены из разряда негодных к застройке в годные. После чего земли были проданы, а прибыль составила четыре миллиона евро. Дело вскрылось, и мэр был осужден на четыре месяца тюремного заключения (условно), штраф в 10 тысяч евро, не считая возмещения убытков.

Читайте также: