Пенсионное обеспечение госслужащих в азербайджане

Рассказываю, сколько получают пенсионеры, в каком возрасте положена пенсия и сколько лет нужно работать, чтобы заработать хотя бы минималку.

По состоянию на 1 января 2020 года в Азербайджане числилось 1270,6 тысяч пенсионеров, что составляет 12,8% населения страны. Для сравнения – у нас пенсионеров почти треть, 46 миллионов.

Если хотите больше достоверной информации о трудовой, социальной и пенсионной системах Азербайджана, рекомендую не гуглить и не читать байки в соцсетях, а посмотреть сайт Министерства труда и социальной защиты населения Sosial.gov.az. Там есть и законодательство, и новости, и фото-отчеты… Например, вот такие квартиры дали бесплатно инвалидам Карабахской войны буквально месяц назад:

Не уверен, есть ли подобная практика в России. В остальном – многие социальные схемы такие же, как и у нас. Есть программа поддержки самозанятости, пособия на детей, звания «Ветеран труда», бесплатные путевки для отдельных категорий граждан…

Но некоторые моменты в корне отличаются от того, что мы видим в нашей стране. Расскажу подробнее о трех ключевых особенностях пенсионной системы, а потом покажу, сколько денег получают пенсионеры в Азербайджане.

Пенсионный возраст поднимают не так, как у нас

В Азербайджане решили пойти по европейскому пути и уравнять время выхода на пенсию для мужчин и женщин – сделать 65 лет для всех. Поднимали шустро, по полгода в год.

Сейчас мужчины могут отправиться на заслуженный отдых в 65 лет. У женщин процесс растянется до 2027 года, с 1 июля 2020 года оформление пенсии доступно в возрасте 62 лет.

Нетипичное для страны с арабским уклоном поведение, правда? В той же Турции, с которой Баку любит пример брать, с прекрасным полом так не поступают.

Но у азербайджанских пенсий еще одна особенность, которая может нивелировать негативное восприятие подъема пенсионной планки для женщин.

Хочешь раньше на пенсию? Рожай детей!

Для женщин, родивших и вырастивших до 8-летнего возраста не менее 5 детей, пенсионный возраст снижается на год за каждого ребенка. 10 детей – на 10 лет раньше пенсия.

Мне кажется, такая практика пригодилась бы и в России. Только начинать не с 5 детей, а с двух-трех. В наше время поднять даже троих детей в семье – это подвиг.

И вот все бы вроде хорошо, сладкая морковка такая висит… Рожай детей, заботься о них, а государство тебе раннюю пенсию даст… Но не так все просто.

В Азербайджане более жесткие требования по трудовому стажу, чем в РФ

Дело в том, что получить трудовую пенсию можно только с полностью выработанным стажем. Минимум – 25 лет. Причем как для мужчин, так и для женщин. Если у дамы есть пятеро детей, но не набралось 25 лет оплачиваемой работы, ранняя трудовая пенсия ей не светит, только пособие по старости.

Если ко времени стандартного выхода на пенсию трудового стажа недостаточно, ее не будет. Вместо трудовой пенсии будет социальная помощь – ее выплачивают мужчинам с 67 лет, а женщинам с 62 лет.

Сколько платят?

Пособие по старости – фиксированное. Иногда его увеличивают отдельным Указом президента. Например, с 1 апреля 2019 года его размер составляет 130 манатов. На наши деньги – 6 тысяч рублей.

Трудовая пенсия – по-разному. Чем больше стаж, чем больше было страховых отчислений – тем больше денег. Если по страховой схеме на пенсионном счете не собралось достаточно средств, государство доплачивает до минимальной пенсии.

Согласно соответствующим поправкам в Закон Азербайджанской Республики «О трудовых пенсиях», минималка стабильно повышается. С 1 октября 2019 года минимальная трудовая пенсия выросла до 200 манатов (это 80% от МРОТ). На наши деньги – 9230 рублей.

Средняя трудовая пенсия недалеко ушла от минимальной – 300 манатов на начало 2020 года (13840 рублей). К концу этого года азербайджанские власти планируют довести ее объем до 350 манатов.

Цены на некоторые продукты я показывал в статье о зарплатах в Азербайджане . Поверьте, на эти деньги там вполне можно жить.

По инициативе Президента Азербайджана Ильхама Алиева в стране проводятся социальные реформы. Они продолжаются более года и внесли значительный вклад в усиление социальной защиты населения, повышение экономической устойчивости и развитие предпринимательства.

Заместитель министра труда и социальной защиты населения Анар Керимов рассказал Oxu.Az о деталях проводимых реформ:

- Анар муаллим, сначала затронем тему пенсий. Сколько человек охватит повышение минимальной суммы пенсии?

- Как известно, социальные реформы в нашей стране проводятся последовательно. В начале года начался первый этап этих реформ, и минимальная пенсия была повышена до 160 манатов. Эта реформа охватила около 233 тысяч пенсионеров. В результате большого пакета реформ, подписанного Президентом Ильхамом Алиевым, ожидается, что пенсионные реформы охватят 750 тысяч человек.

- Министр труда и социальной защиты населения Сахиль Бабаев заявил СМИ, что новая пенсионная концепция предусматривает создание частных пенсионных фондов.

- В Азербайджане планируется создание частных пенсионных фондов. Пока что в нашей стране существует пенсионная система с обязательными накоплениями. Мы проанализировали вопрос создания частных пенсионных фондов в рамках проекта, который мы реализовали с Евросоюзом в 2017-2019-х годах, и работа в этом направлении будет продолжена.

- Опыт какой страны лучше использовать в этой сфере?

- Мы учитываем опыт Франции, Латвии и ряда стран Восточной Европы. Существует несколько моделей - скандинавская, либеральная и классическая. Мы стараемся извлечь пользу из их опыта.

- Когда будет готова новая концепция развития пенсионной системы?

- В этой области ведется активная работа. Для этого мы сотрудничаем с Программой развития ООН. Они поддержат нас в вопросе привлечения к этой работе международных консультантов. Полагаем, что к концу 2019 года мы сможем завершить нашу работу, в 2020 году сможем начать реализацию новой концепции развития пенсионной системы. Один из ключевых компонентов новой концепции предусматривает шаги по активизации добровольных сбережений.

Во-вторых, как говорилось ранее, будут предприняты шаги по созданию негосударственных пенсионных фондов, и самый важный момент - приняты меры для повышения эффективности пенсионной системы. Почему это важно? Потому что на последующих этапах мы попытаемся рассмотреть организационно-правовую форму пенсионного фонда: то есть как добиться того, чтобы оказывать более проактивные социальные услуги.

Составная часть новой концепции предусматривает расширение деятельности пенсионной системы, использование электронного и инновационного подходов, составление электронного аудита, повышение эффективности различных ступеней страховой системы.

- Появилась информация о повторном увеличении размера пенсий с начала следующего года. Как это будет осуществляться?

- Все пенсии пересматриваются в январе каждого года. В настоящее время в Азербайджане 1 млн 300 тыс. пенсионеров. При пересмотре их пенсий учитывается повышение среднемесячной зарплаты в прошлом году, в соответствии с ней пенсии повышаются и индексируются каждый январь. Дело в том, что в этом году пенсии и минимальная заработная плата повышались дважды. Это неизбежно повлияет на среднемесячную зарплату.

Среднемесячная заработная плата сегодня составляет 544 маната. Полагаем, что в следующем году этот показатель составит около 625 манатов, то есть ожидается рост на 10-15%. Повышение среднемесячной заработной платы в 2019 году приведет к увеличению всех пенсий в январе 2020 года.

- После недавнего указа Президента Ильхама Алиева некоторые эксперты говорили о риске инфляции. Насколько это верно?

- Серьезного инфляционного риска не ожидается, поскольку первый пакет реформ, реализованный в начале этого года, не привел к инфляции. Во время подготовки реформ были рассмотрены и проанализированы различные сценарии. Экономический рост в Азербайджане составляет около 3%. В настоящее время инфляция составляет около 2,4%. В целом инфляция в Азербайджане в прошлом году была на низком уровне, примерно 2,7%. Учитывая это, мы считаем, что инфляционные риски низкие, и реформы окажут положительное влияние.

- Россия является единственной страной СНГ, которая не подписала с Азербайджаном соглашение о признании пенсий. Что бы вы сказали о сотрудничестве с Россией в пенсионной сфере?

- Мы обращаемся к международному и региональному опыту в вопросе пенсионного обеспечения. К примеру, в Казахстане существует успешная система накопления пенсий, на пространстве СНГ есть некоторый опыт. Поэтому мы сотрудничаем с Россией в этой плоскости.

В апреле наша делегация провела очередной раунд переговоров о пенсионном обеспечении и по соответствующему соглашению. Думаем, что к концу этого года мы завершим обсуждение, подпишем данное соглашение. Это создаст основу для нашего продуктивного сотрудничества.

Как вы знаете, в России проживает много граждан Азербайджана. Они работают и достигают пенсионного возраста в России. Естественно, возникают такие социальные проблемы, как их выход на пенсию. Наличие соответствующих соглашений между двумя странами облегчит многие процедуры в этом направлении.

- С этого года в Азербайджане применяется автоматизированная система назначения пенсий. Сколько человек получили пенсию в рамках этой системы с начала года?

- Автоматизация выплат пенсий - важный вопрос. Это следующий этап социального развития. Поэтому автоматизированная выплата пенсий является хорошим примером социальных услуг. 12 тыс. граждан получили пенсии, не выходя из дома.

- Сколько человек, по прогнозам министерства, получат пенсию в автоматизированном режиме до конца года?

- Мы полагаем, что до конца года эта цифра достигнет 25 тыс. человек. В целом в 2019 году будут назначены пенсии 30 тыс. человек, 80% - в автоматизированном режиме.

- В Азербайджане также планируется автоматизировать социальные выплаты. Когда эта работа будет завершена? Когда будет автоматизирована выплата социальных пособий?

- На первом этапе реформ пособия охватили 600 тыс. человек. Семь видов президентских стипендий, 14 видов льгот были повышены, а также учреждены два вида стипендий. Поэтому, если мы говорим о финансовых критериях, мы должны обеспечивать качество всякий раз, когда увеличиваем выплату средств. Мы стараемся осуществлять все в автоматическом режиме. В настоящее время автоматизировано 40% пособий и 85% стипендий.

- Повышение пенсионного возраста вызывает определенное недовольство. Можно ли пересмотреть этот момент? Каковы в целом критерии увеличения возрастного ценза?

- Корректировка (повышение или понижение) пенсионного возраста используется в передовой международной практике с целью обеспечения и укрепления пенсионной системы. В рамках пенсионных реформ представителям некоторых профессий может быть предоставлена возможность более раннего выхода на пенсию.

Парламент Азербайджана во вторник, 1 июня, принял в третьем (окончательном) чтении закон "О пенсионном обеспечении госслужащих".

На заседании председатель парламентской комиссии по социальной политике Хады Раджаблы заявил, что, согласно закону, лица со стажем работы на государственной службе не менее 15 лет имеют право получать пенсию в размере 80% от размера своего должностного оклада.

По его словам, на госпенсию могут рассчитывать также премьер-министр и вице-премьеры, в то время как в первоначальном варианте на них действие закона не распространялось. Кроме того, закон распространяется только на госслужащих, которые вышли на пенсию после 1 сентября 2001 года, когда вступил в силу закон "О госслужбе".

источник: ИА "Интерфакс"

07 декабря 2020, 19:57

Видео с похорон Абдулака Анзорова в Чечне не выглядят масштабными в сравнении с обычными для региона похоронами и не говорят об особых почестях, указал журналист Владимир Севриновский. Пресс-секретарь Путина заявил об отсутствии достоверных данных насчет похорон Анзорова в Чечне и их масштабности.

07 декабря 2020, 19:20

Журналист Афган Садыгов уже 34-й день продолжает голодовку в СИЗО, и врачи констатировали ухудшение его состояния, сообщил адвокат. Преследование Садыгова носит явно политический характер, указали его коллеги.

07 декабря 2020, 18:51

Глава МИД Армении потребовал от Анкары вывести из зоны карабахского конфликта турецких военных и "террористические группировки". Заявление прозвучало на фоне резкой критики Эрдоганом французского парламента за призыв призыв признать независимость Нагорного Карабаха.

07 декабря 2020, 17:58

На два дня закрыт лицей №11 Волгограда, учащиеся которого обратились к врачам с симптомами отравления. В учебном заведении запланирована дезинфекция всех поверхностей.

07 декабря 2020, 17:40

Суд признал виновным бывшего военного комиссара Пролетарского и Первомайского районов Ростова-на-Дону в получении взятки за освобождение призывников от службы. В ходе слушаний обвиняемый полностью признал свою вину.

07 декабря 2020, 18:51


Армения потребовала убрать турецких военных из зоны карабахского конфликта

07 декабря 2020, 14:28


До 30 человек выросло число пострадавших после посещения бассейна в Астрахани

07 декабря 2020, 12:59


"Мемориал" обжаловал в ЕСПЧ штрафы за публикации

07 декабря 2020, 12:38


Ставрополье сравнялось с Дагестаном по приросту смертей от COVID-19

07 декабря 2020, 02:45

07 декабря 2020, 00:50


Абдулака Анзорова похоронили в Чечне

07 декабря 2020, 17:58

Волгоградский лицей закрыт на дезинфекцию после отравления детей

07 декабря 2020, 17:00

Осужден ингушский активист Закри Бопхоев

07 декабря 2020, 15:29

Прокуратура отреагировала на отравление семьи в Ингушетии

07 декабря 2020, 14:55

Глава Минприроды Северной Осетии ушел в отставку после освобождения из СИЗО

07 декабря 2020, 11:32

14 больных COVID-19 задержаны в Азербайджане за нарушение карантина

07 декабря 2020, 09:46

16 человек госпитализированы после отравления в астраханском бассейне

07 декабря 2020, 09:20

Военно-Грузинская дорога закрыта для всех машин

07 декабря 2020, 07:35

Военврачи из России начали выезды к селянам Нагорного Карабаха

По инициативе Президента Азербайджана Ильхама Алиева в стране проводятся социальные реформы. Они продолжаются более года и внесли значительный вклад в усиление социальной защиты населения, повышение экономической устойчивости и развитие предпринимательства.

Заместитель министра труда и социальной защиты населения Анар Керимов рассказал Oxu.Az о деталях проводимых реформ:

- Анар муаллим, сначала затронем тему пенсий. Сколько человек охватит повышение минимальной суммы пенсии?

- Как известно, социальные реформы в нашей стране проводятся последовательно. В начале года начался первый этап этих реформ, и минимальная пенсия была повышена до 160 манатов. Эта реформа охватила около 233 тысяч пенсионеров. В результате большого пакета реформ, подписанного Президентом Ильхамом Алиевым, ожидается, что пенсионные реформы охватят 750 тысяч человек.

- Министр труда и социальной защиты населения Сахиль Бабаев заявил СМИ, что новая пенсионная концепция предусматривает создание частных пенсионных фондов.

- В Азербайджане планируется создание частных пенсионных фондов. Пока что в нашей стране существует пенсионная система с обязательными накоплениями. Мы проанализировали вопрос создания частных пенсионных фондов в рамках проекта, который мы реализовали с Евросоюзом в 2017-2019-х годах, и работа в этом направлении будет продолжена.

- Опыт какой страны лучше использовать в этой сфере?

- Мы учитываем опыт Франции, Латвии и ряда стран Восточной Европы. Существует несколько моделей - скандинавская, либеральная и классическая. Мы стараемся извлечь пользу из их опыта.

- Когда будет готова новая концепция развития пенсионной системы?

- В этой области ведется активная работа. Для этого мы сотрудничаем с Программой развития ООН. Они поддержат нас в вопросе привлечения к этой работе международных консультантов. Полагаем, что к концу 2019 года мы сможем завершить нашу работу, в 2020 году сможем начать реализацию новой концепции развития пенсионной системы. Один из ключевых компонентов новой концепции предусматривает шаги по активизации добровольных сбережений.

Во-вторых, как говорилось ранее, будут предприняты шаги по созданию негосударственных пенсионных фондов, и самый важный момент - приняты меры для повышения эффективности пенсионной системы. Почему это важно? Потому что на последующих этапах мы попытаемся рассмотреть организационно-правовую форму пенсионного фонда: то есть как добиться того, чтобы оказывать более проактивные социальные услуги.

Составная часть новой концепции предусматривает расширение деятельности пенсионной системы, использование электронного и инновационного подходов, составление электронного аудита, повышение эффективности различных ступеней страховой системы.

- Появилась информация о повторном увеличении размера пенсий с начала следующего года. Как это будет осуществляться?

- Все пенсии пересматриваются в январе каждого года. В настоящее время в Азербайджане 1 млн 300 тыс. пенсионеров. При пересмотре их пенсий учитывается повышение среднемесячной зарплаты в прошлом году, в соответствии с ней пенсии повышаются и индексируются каждый январь. Дело в том, что в этом году пенсии и минимальная заработная плата повышались дважды. Это неизбежно повлияет на среднемесячную зарплату.

Среднемесячная заработная плата сегодня составляет 544 маната. Полагаем, что в следующем году этот показатель составит около 625 манатов, то есть ожидается рост на 10-15%. Повышение среднемесячной заработной платы в 2019 году приведет к увеличению всех пенсий в январе 2020 года.

- После недавнего указа Президента Ильхама Алиева некоторые эксперты говорили о риске инфляции. Насколько это верно?

- Серьезного инфляционного риска не ожидается, поскольку первый пакет реформ, реализованный в начале этого года, не привел к инфляции. Во время подготовки реформ были рассмотрены и проанализированы различные сценарии. Экономический рост в Азербайджане составляет около 3%. В настоящее время инфляция составляет около 2,4%. В целом инфляция в Азербайджане в прошлом году была на низком уровне, примерно 2,7%. Учитывая это, мы считаем, что инфляционные риски низкие, и реформы окажут положительное влияние.

- Россия является единственной страной СНГ, которая не подписала с Азербайджаном соглашение о признании пенсий. Что бы вы сказали о сотрудничестве с Россией в пенсионной сфере?

- Мы обращаемся к международному и региональному опыту в вопросе пенсионного обеспечения. К примеру, в Казахстане существует успешная система накопления пенсий, на пространстве СНГ есть некоторый опыт. Поэтому мы сотрудничаем с Россией в этой плоскости.

В апреле наша делегация провела очередной раунд переговоров о пенсионном обеспечении и по соответствующему соглашению. Думаем, что к концу этого года мы завершим обсуждение, подпишем данное соглашение. Это создаст основу для нашего продуктивного сотрудничества.

Как вы знаете, в России проживает много граждан Азербайджана. Они работают и достигают пенсионного возраста в России. Естественно, возникают такие социальные проблемы, как их выход на пенсию. Наличие соответствующих соглашений между двумя странами облегчит многие процедуры в этом направлении.

- С этого года в Азербайджане применяется автоматизированная система назначения пенсий. Сколько человек получили пенсию в рамках этой системы с начала года?

- Автоматизация выплат пенсий - важный вопрос. Это следующий этап социального развития. Поэтому автоматизированная выплата пенсий является хорошим примером социальных услуг. 12 тыс. граждан получили пенсии, не выходя из дома.

- Сколько человек, по прогнозам министерства, получат пенсию в автоматизированном режиме до конца года?

- Мы полагаем, что до конца года эта цифра достигнет 25 тыс. человек. В целом в 2019 году будут назначены пенсии 30 тыс. человек, 80% - в автоматизированном режиме.

- В Азербайджане также планируется автоматизировать социальные выплаты. Когда эта работа будет завершена? Когда будет автоматизирована выплата социальных пособий?

- На первом этапе реформ пособия охватили 600 тыс. человек. Семь видов президентских стипендий, 14 видов льгот были повышены, а также учреждены два вида стипендий. Поэтому, если мы говорим о финансовых критериях, мы должны обеспечивать качество всякий раз, когда увеличиваем выплату средств. Мы стараемся осуществлять все в автоматическом режиме. В настоящее время автоматизировано 40% пособий и 85% стипендий.

- Повышение пенсионного возраста вызывает определенное недовольство. Можно ли пересмотреть этот момент? Каковы в целом критерии увеличения возрастного ценза?

- Корректировка (повышение или понижение) пенсионного возраста используется в передовой международной практике с целью обеспечения и укрепления пенсионной системы. В рамках пенсионных реформ представителям некоторых профессий может быть предоставлена возможность более раннего выхода на пенсию.

ЗАКОН АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 7 февраля 2006 года №54-IIIГ

О трудовых пенсиях

(В редакции Законов Азербайджанской Республики от 28.11.2006 г. №184-IIIГД, 06.11.2007 г. №474-IIIГД, 01.04.2008 г. №582-IIIГД, 02.06.2008 г. №621-IIIГД, 13.06.2008 г. №648-IIIГД, 13.06.2008 г. №649-IIIГД, 04.07.2008 г. №669-IIIГД, 14.04.2009 г. №785-IIIГД, 28.04.2009 г. №807-IIIГД, 20.10.2009 г. №895-IIIQD, 27.10.2009 г. №904-IIIQD, 31.05.2010 г. №1017-IIIQD, 18.03.2011 г. №94-IVQD, 17.05.2011 г. №128-IVQD, 10.06.2011 г. №139-IVQD, 15.11.2011 г. №254-IVQD, 01.10.2012 г. №425-IVQD, 01.10.2012 г. №432-IVQD, 22.02.2013 г. №573-IVQD, 30.04.2013 г. №643-IVQD, 24.05.2013 г. №659-IVQD, 31.05.2013 г. №666-IVQD, 03.04.2015 г. №1247-IVQD, 10.03.2017 г. №543-VQD, 13.06.2017 г. №730-VQD, 02.10.2017 г. №799-VQD, 31.10.2017 г. №825-VQD, 24.04.2018 г. №1078-VQD, 30.11.1018 г. №1362-VQD, 01.02.2019 г. №1482-VQD, 19.02.2019 г. №1515-VQD, 23.04.2019 г. №1565-VQD (вступ. в силу 26.05.2019 г.), 23.04.2019 г. №1568-VQD, 12.07.2019 г. №1650-VQD (вступ. в силу 01.10.2019 г.), 12.07.2019 г. №1661-VQD, 22.10.2019 г. №1685-VQD, 29.11.2019 г. №1701-VQD, 19.05.2020 г. №111-VIQD)

Настоящим Законом устанавливаются основания возникновения прав граждан Азербайджанской Республики на трудовую пенсию, правила реализации этих прав и система обеспечения трудовой пенсией.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1.0. В обеспечении целей данного Закона используются следующие основные понятия:

1.0.1. трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата гражданам в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом, в целях компенсации заработной платы и иных доходов, которые получали застрахованные (далее - застрахованный) по обязательному государственному социальному страхованию до назначения им трудовой пенсии, либо доходов, утраченных в связи со смертью застрахованных членами их семей;

1.0.2. социальный страховой стаж (далее - страховой стаж)учитываемая при определении права на трудовую пенсию совокупность периодов работы или иной деятельности (при условии уплаты взносов по обязательному государственному социальному страхованию в соответствующий орган исполнительной власти), а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж по соответствующему законодательству;

1.0.3. военнослужащие - лица с воинскими званиями, служащие в Вооруженных силах Азербайджанской Республики и иных государственных органах (структурах, входящих в состав государственных органов);

1.0.4. лица со специальными званиями - лица со специальными званиями, служащие в соответствующих органах исполнительной власти Азербайджанской Республики;

1.0.5. денежное довольствие - сумма в размере (учитывая последующие надбавки) получаемых военнослужащими до момента увольнения (при увольнении в запас или выходе в отставку из распоряжения, на день зачисления в распоряжение) с военной службы месячного должностного оклада, оклада за звание, надбавок за выслугу лет, денежной компенсации за продовольственный паек, других исчисляемых из должностного оклада доплат, надбавок (за исключением надбавок, начисленных за счет внебюджетных средств, и других выплат);

1.0.6. персонифицированный учет - организация в индивидуальном порядке регистрации и учета сведений, необходимых для обеспечения предусмотренных законодательством прав застрахованных на социальную защиту;

1.0.7. индивидуальный счет - лицевой счет с постоянным (неизменным) номером социального страхования, открытый в учетный период на каждого застрахованного соответствующим органом исполнительной власти, осуществляющим персонифицированный учет в системе государственного социального страхования;

1.0.8. страховая часть индивидуального счета — субсчет, на котором регистрируются 90 процентов взносов по обязательному государственному социальному страхованию, выплаченных по застрахованным, и средства на специальном счете и который учитывается при исчислении страховой части трудовой пенсии;

1.0.9. накопительная часть индивидуального счета - субсчет, на котором накапливаются взносы по добровольному социальному страхованию, выплачиваемые по застрахованным и учитываемые для исчисления накопительной части трудовой пенсии, а также доходы, полученные с оборота этих средств;

1.0.10. пенсионный капитал - сумма средств, зарегистрированных в страховой части индивидуального счета, и средств, накапливаемых в накопительной части индивидуального счета;

1.0.11. Исключен в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 10.03.2017 г. №543-VQD

1.0.12. страховая часть трудовой пенсии - представляет собой сумму, исчисляемую путем деления пенсионного капитала, зарегистрированного в страховой части индивидуального счета, на количество месяцев ожидаемого периода пенсионной выплаты;

1.0.13. накопительная часть трудовой пенсии - представляет собой сумму, исчисляемую путем деления пенсионного капитала, накапливаемого в накопительной части индивидуального счета, на количество месяцев ожидаемого периода пенсионной выплаты;

1.0.14. ожидаемый период пенсионной выплаты - показатель, устанавливаемый для целей настоящего Закона и используемый для исчисления страховой и накопительной частей трудовой пенсии;

1.0.15. определение трудовой пенсии - назначение трудовой пенсии, перерасчет ее размера и перевод с одного вида трудовой пенсии на другой;

1.0.16. административные расходы — расходы на управление системой обязательного государственного социального страхования, индивидуального учета, трудовых пенсий и других социальных выплат, с верхним лимитом в размере 2,5 процента от уплаченных по застрахованным взносов по обязательному государственному социальному страхованию. Часть этих расходов, превышающая утвержденную сумму, и их неиспользованный остаток относятся к резерву социального страхования;

1.0.17. резерв социального страхования — средства, которые формируются из суммы, оставшейся после вычета из выплаченных по застрахованным взносов по обязательному государственному социальному страхованию части, направленной на страховую часть индивидуального счета и административные расходы, которые направляются на доведение трудовых пенсий до минимальной суммы трудовой пенсии, установленной настоящим Законом, финансирование расходов на пособия и другие выплаты за счет взносов по обязательному государственному социальному страхованию, порядок использования которых устанавливается соответствующим органом исполнительной власти и не использованный к концу года остаток которых переходит на следующий год;

1.0.18. специальный счет — счет, на который поступают дополнительные средства, выплачиваемые по застрахованным в порядке и в размере, установленном соответствующим органом исполнительной власти, в целях формирования пенсионного обеспечения в размере минимальной или более высокой суммы трудовой пенсии.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Азербайджанской Республики от 10.03.2017 г. №543-VQD, 02.10.2017 г. №799-VQD, 30.11.1018 г. №1362-VQD, 23.04.2019 г. №1565-VQD)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство Азербайджанской Республики о трудовых пенсиях

2.1. Законодательство Азербайджанской Республики о трудовых пенсиях состоит из Конституции Азербайджанской Республики, международных договоров, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, настоящего Закона и других нормативно-правовых актов Азербайджанской Республики.

2.2. Если международными договорами, к которым присоединилась Азербайджанская Республика, установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международных договоров.

Статья 3. Право на обеспечение трудовой пенсией

3.1. Граждане Азербайджанской Республики обладают правом на обеспечение трудовой пенсией в случаях, указанных в настоящем Законе.

3.2. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Азербайджанской Республики, имеют право на обеспечение трудовой пенсией наравне с гражданами Азербайджанской Республики на условиях, предусмотренных настоящим Законом.

3.3. Положения, связанные с пенсионным обеспечением лиц, предусмотренных статьей 1.0.3 настоящего Закона, распространяются и на лица, предусмотренные статьей 1.0.4 настоящего Закона.

3.4. Вопросы пенсионного обеспечения экс-Президента Азербайджанской Республики регулируются Конституционным Законом Азербайджанской Республики "Об обеспечении экс-Президента Азербайджанской Республики и членов его семьи".

(Пункт 3.4. статьи 3 введен в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 31.05.2013 г. №666-IVQD)

Статья 4. Виды и состав трудовой пенсии

4.1. В соответствии с настоящим Законом устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

4.1.1. трудовая пенсия по возрасту;

4.1.2. трудовая пенсия по инвалидности;

4.1.3. трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

4.2. Трудовая пенсия по возрасту состоит из:

4.2.2. страховой части;

4.2.3. накопительной части.

4.3. Трудовая пенсия по инвалидности состоит из:

4.3.2. страховой части;

4.3.3. накопительной части.

4.4. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из страховой части.

4.4.1. базовой части;

4.4.2. страховой части.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 10.03.2017 г. №543-VQD)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Право выбора пенсии

5.1. Лицам, имеющим право на различные пенсии по законам Азербайджанской Республики, назначается только одна пенсия по их выбору.

5.2. Застрахованные помимо трудовой пенсии, назначенной им по законодательству, имеют право на негосударственную пенсию.

5.3 Порядок назначения, исчисления и перерасчета трудовых пенсий (кроме статьи 26.3 настоящего Закона), перевода с одного вида на другой и уплаты устанавливается соответствующим органом исполнительной власти.

(В статью 5 внесены изменения в соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 30.11.1018 г. №1362-VQD)
(см. предыдущую редакцию)

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Пенсия в Азербайджане

Пенсионная система в Азербайджане


Продолжаем серию публикаций о пенсиях в разных странах.

В Азербайджане пенсионные проблемы стоят так же остро как и на всем пост советском пространстве. Пенсий не всегда хватает на решение вопросов медицинского обеспечения достойного питания не говоря уже о возможности покупки каких либо излишеств.

По расчетам азербайджанских экономистов приемлемая пенсия в Азербайджане должна быть не менее 250 манатов примерно 9000 рублей. При сложившихся ценах на питание такая пенсия для

азербайджанских пенсионеров позволила бы обеспечить достойный рацион, медицинское обслуживание и удовлетворительный уровень жизни.

Про повышение пенсионного возраста речи пока не ведется и азербайджанские пенсионеры могут быть спокойны за своих детей, за внуков ни чего сказать не беремся время покажет.

Немного пенсионной статистики, хотя как сказал кто то из великих: «Статистика это фонарный столб на темной улице, который ни чего не освещает, но на него всегда можно опереться».

Количество азербайджанских пенсионеров

Всего пенсионеров в Азербайджане 1 300 000 человек

300 тыс. пенсионеров

80 тыс. пенсионеров

10 тыс. пенсионеров

В первом квартале этого года еще более 40 тыс. будущих пенсионеров открыли счета в Государственном фонде социальной защиты Азербайджана и в случае систематических пенсионных отчислений нынешние работники могут надеяться на достойные пенсии.

По данным Государственного фонда социальной защиты Азербайджана распределение застрахованных лиц складывается следующим образом.

Почти 150 тыс. будущих пенсионеров

от 50 до 60 лет

Почти 345 тыс. будущих пенсионеров

от 40 до 50 лет

Почти 450 тыс. будущих пенсионеров

от 30 до 40 лет

380 тыс. будущих пенсионеров

В Азербайджане классическая пенсионная система, когда младшее поколение зарабатывало пенсию для старшего поколения, и на Государственном фонде социальной защиты лежала функция достойного разделения пенсий. Но эта схема дала сбой во время экономического кризиса во всем мире, темпы роста труда и демографический прирост не достаточен для обеспечения достойной пенсии старшему поколению пенсионеров. Теперь свою пенсию работник должен формировать сам, откладывая средства с заработной платы на свой индивидуальный пенсионный счет.

Застрахованные граждане, имеющие индивидуальный личный счет в Азербайджане

925 тыс. будущих пенсионеров

мужское население Азербайджана

755 тыс. будущих пенсионерок

женское население Азербайджана

В соответствии с законодательством Азербайджанской Республики для обеспечения права на трудовую пенсию и других прав по социальной защите, организация и ведение учета информации о каждом застрахованном являются обязательным условием. Согласно закону Азербайджанской Республики "О трудовых пенсиях", трудовые пенсии рассчитываются согласно пенсионному капиталу, накопленному на индивидуальном счете. Доступ к сведениям о своих пенсионных накоплениях будет иметь каждый работник, и узнать размер своей будущей пенсии будет достаточно просто, надо будет поделить накопления на 144 такая система, используется широко за рубежом. Данные по застрахованным гражданам, складываются из суммы накоплений до 2006 года и в последующие годы.

Уже к концу текущего года каждый будущий пенсионер, должен получит пенсионные письма счастья.

Базовая (минимальная) пенсия составляет 85 манатов.

В настоящее время пенсия начисляется исходя из размера заработной планы по последнему месту работы за пять лет, но уже в следующем 2011 году в пенсионной системе произойдут серьезные изменения, при расчете пенсии буде учитываться трудовой стаж, который должен составлять не менее 10 лет. Будем надеяться, что нововведение приведет к росту пенсий.

Ваша консультация противоречит практике, применяемой ПФР РФ. Согласно письму УПФР РФ по СПб и ЛО № Ю-7648-11/8398-19 от 20.05.2019 г. моим родителям, гражданам РФ, состоявшим на консульском учете в Посольстве РФ а Азербайджане с 2012 г. (на момент выхода на пенсию), отказали в получении пенсии по старости в Калиниском ОПФР, на основании отсутствия основания для получения таковой (СНиЛС, ИНН, внутренние паспорта РФ, а так же постоянную регистрацию на территории СПб они имеют). В названном письме ПФР указал, что мои родители имеют вид на жительство в РФ, однако, перечень, указанный в вышеприведенных скобках соответствует тому, что они являются полноценными Гражданами РФ. С 2012 г. они получали пенсию в Азербайджане до мая текущего года, когда истек срок действия азербайджанских банковских карт и Министерство Труда и социальной защиты населения Азербайджана отказало им в получении пенсии. Результат: пожилые люди остались без денежных средств. При обращении в исполнительный орган Министерство Труда и социальной защиты населения Азербайджана была получена рекомендация об обращении в Калининское отделение ПФР по СПб и ЛО с целью запроса пенсионных дел в Азербайджан и выплаты соответствующих сумм в рублевом эквиваленте на территории РФ. На такое обращение ПФР ответил отказом в отправке запроса с рекомендацией самостоятельного решения собственных проблем, выдав справку о том, что мои родители не получают пенсий и пособий на территории РФ. Прошу дать комментарии и рекомендации в решении этого вопроса.

19 Июня 2019 12:41

Ответы юристов ( 1 )


В настоящее время действует Соглашение

О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

в рамках Постановления Правительства РФ

от 31 октября 1998 года N 1270

О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения

согласно которому следует:

«граждане» — лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации или Азербайджанской Республики, на которых распространяется законодательство этих государств в области пенсионного обеспечения;
Статья 2
Пенсионное обеспечение граждан, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они постоянно проживают. Статья 3
Настоящее Соглашение распространяется на все виды государственного пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством каждого из государств, Статья 7
1… выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданином подано соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.По новому месту жительства пенсионера пенсия назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства

Это означает. что Ваши родители при наличии постоянного жительства в РФ, что подтверждается видом на жительство, имеют право на получение пенсионного обеспечения в рамках законодательства РФ, при этом они также вправе обратиться в ПФР РФ по вопросу назначения им пенсий, приема заявления и документов, направления соответствующего запроса в пенсионный орган по прежнему месту жительства в Азербайджане.

При этом, как указано в приведенном соглашении выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором гражданином подано соответствующее заявление в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а уже по новому месту жительства пенсионера пенсия назначается с первого числа месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства.

С 2012 г. они получали пенсию в Азербайджане до мая текущего года, когда истек срок действия азербайджанских банковских карт и Министерство Труда и социальной защиты населения Азербайджана отказало им в получении пенсии.

Т.е. пенсия по прежнему месту жительства уже им была прекращена, для этого необходимо взять подтверждающий документ или запросить его самостоятельно направив письмо обращение, получить справку подтверждающую прекращение пенсии и уже на основании этой справки и необходимых документов и заявления вновь обратиться в ПФР РФ по месту жительства в РФ.

ПФР РФ обязан принять все документы и заявление, рассмотреть их и вынести решение, при необходимости направить соответствующий официальный запрос.

Порядок регулируется согласно Приказу Минтруда и соцзащиты РФ

от 17 ноября 2014 года N 884н

Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

3. Граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую (далее — установление пенсии) путем подачи заявления о назначении пенсии

22. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:

в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;

е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;

Необходимый перечень документов утвержден в рамках Приказа Минтруда и соцзащиты РФ

от 28 ноября 2014 года N 958н

Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению

Читайте также: