Пенсионное обеспечение мвд ссср

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Пенсии в СССР: Cоциальные реформы 1917-1990 гг.

Создание органов социального обеспечения советского периода началось буквально в первые дни после Октябрьской революции. Так, уже 29 октября (по новому стилю 11 ноября) 1917 года, глава нового правительства Владимир Ленин подписал постановление о создании Народного комиссариата государственного призрения.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Уже 30 октября (12 ноября) состоялась беседа Ленина с Александрой Коллонтай, которая после большого опыта партийной работы в начале 20 века была приглашена на пост первого министра в Советском правительстве. Выбор кандидатуры на пост наркома призрения был не случайным.

Александра Коллонтай возглавляла Наркомат государственного призрения лишь несколько месяцев: с 30 октября 1917 года по 19 марта 1918 года. Но даже за такой короткий срок деятельность первого наркома призрения сыграла важнейшую роль в становлении органов попечительства в Советской республике - в чрезвычайных условиях ведения двух войн (мировой и гражданской), с огромным потоком раненых солдат и людей, оставшихся без средств к существованию.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году - для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году - для работников горнорудной и текстильной промышленности. Всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в первые годы Советской власти регулировалось постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 года «Об утверждении Кодекса законов о льготах и преимуществах для военнослужащих Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Рабоче-Крестьянского Красного Флота Союза ССР и членов их семей».

Буквально накануне Великой Отечественной войны, 5 июня 1941 года, было принято постановление СНК СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей», которое определяло размер пенсии в зависимости от заработной платы и причин нетрудоспособности военнослужащих.

С завершением периода НЭПа и началом коллективизации в 1929 году уровень жизни работающего населения быстро падал.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих - по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины — был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.

Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России. При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере. Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей.

В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники.

Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников. Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости.

В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами.

Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников. В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления.

Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы - низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности. Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам - большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».

С одной стороны, ранний пенсионный возраст рассматривался в числе особых привилегий трудящихся при социализме. С другой стороны, увеличивать возрастную планку было невыгодно государству: ранний выход на пенсию был своего рода компенсацией невысокого размера пенсионных выплат.

Кроме того, уровень пенсионной выслуги государство использовало в качестве эффективного инструмента регулирования занятости: льготный пенсионный возраст — когда на пенсию можно было выходить значительно раньше 60-ти и 55-ти лет — устанавливался при опасных условиях труда, а также для работающих в экстремальных климатических условиях, например, на Крайнем Севере и на Дальнем Востоке. Причем все региональные и отраслевые льготы обеспечивались исключительно за счет государственного финансирования. Как и многие другие пенсионные привилегии, которых за всю советскую историю сложилось немало.

Система пенсионных привилегий в СССР начала формироваться уже в первые годы советской власти.

Первый Декрет Совета народных комиссаров « О персональных пенсиях лицам, имеющим исключительные заслуги перед республикой » вышел 16 февраля 1923 года, с поправками и дополнениями в Декрете от 24 апреля того же года.

Независимо от конкретных заслуг перед государством, на всем протяжении советского периода пенсий существовали три категории пенсионных привилегий: пенсионеры союзного, республиканского и местного значения.

Традиционно правом на получение персональной пенсии наделялись выдающиеся ученые, заслуженные партийные работники, а также носители почетных званий и наград: Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Славы (трех степеней).

Размер пенсии союзного значения составлял 250 рублей в месяц. Республиканского и местного значения — соответственно, 160 и 140 рублей в месяц. Наряду с регулярной денежной выплатой персональные пенсионеры получали ежегодную доплату на оздоровление — в размере одной или двух месячных пенсий.

Ставки персональных пенсий были относительно невысокими по сравнению в ведомственными надбавками.

Так, например, действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 рублей в месяц. Члены-корреспонденты – 400 рублей. Доплата за звание выплачивалась пожизненно: сначала в виде надбавки к зарплате, затем — к пенсии.

На особом положении в СССР были также военные пенсионеры. Уровень пенсии отставных офицеров в среднем в два раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Например, отставные офицеры армии и органов безопасности получали пенсионное жалование в 250 рублей в месяц, служащие МВД - 220 рублей. Уровень пенсий высшего командного состава начинался от 300 рублей в месяц.

При этом офицеры на высших должностях были одной из немногих в Советском Союзе категорий пенсионеров, которые имели привилегию продолжать пребывание на службе без ограничений по возрасту. Что само по себе было существенной прибавкой к пенсионному доходу.

Несмотря на многообразие пенсионных привилегий, в том числе компенсации за особые условия труда — средний уровень пенсионного обеспечения в СССР все же оставался довольно низким относительно пенсионных доходов в европейских странах, в том числе уступая европейским странам так называемого «соцлагеря».

Одной из причин такого положения было несовершенное пенсионное законодательство. В Советском Союзе не была законодательно предусмотрена возможность индексации пенсионных выплат в связи с изменениями внешней и внутренней экономической ситуации. Они менялись гораздо чаще, чем происходило реальное повышение пенсий в стране. Также не был прописан регламент изменения ставок минимальной и максимальной пенсий в зависимости от роста зарплат.

Проблемы пенсионного обеспечения в стране резко обострились в конце 80-х годов. На тот момент сложился целый комплекс причин, почему это происходило.


Финансовое состояние пенсионной системы СССР полностью зависело от динамики наполнения госбюджета. В свою очередь, бюджет страны практически полностью зависел от динамики мировых цен на нефть.

В середине 1980-х годов падение цен на энергоносители привело советскую экономику в состояние коллапса: отток валютной выручки резко снизил общий уровень национальных доходов, затем последовало лавинообразное падение объемов производства.

Уже в конце 80-х годов уровень дефицита госбюджета вырос до 10% ВВП. Социальные программы, включая пенсионное обеспечение, сворачивались по всем направлениям.

Но нефтяной кризис 80-х годов лишь обнажил проблемы советского уклада пенсионной системы, а вовсе не стал их причиной.

Численность пенсионеров в СССР значительно увеличилась за последние 30 лет: примерно с 14 миллионов до 34 миллионов с 1961 по 990 годы. В то же время ставки социальных отчислений для предприятий оставались практически неизменными. Доля государственного финансирования пенсий неуклонно возрастала. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в фонде государственного социального страхования достигала 60%.

Во исполнение закона СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» было принято постановление Совета Министров СССР от 30 декабря 1989 года «О тарифах взносов на государственное социальное страхование по профессиональным союзам».


Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года.

Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Во-первых, отсутствие единообразной пенсионной стратегии с унифицированными правилами назначения пенсий. Множественность вариантов пенсионных схем наряду с дополнительными социальными льготами и привилегиями (региональными, отраслевыми, статусными и прочими) порождали непрозрачную и крайне громоздкую систему расчета индивидуальных пенсий.

Во-вторых, избирательность действия пенсионного права, которая стала особенно ощутимой с принятием в СССР закона о предпринимательской деятельности. Массовое появление частных предприятий и развитие форм независимой занятости фактически лишили права на пенсии наиболее активные группы населения.

В-третьих, относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) в условиях общего «старения» населения повышал нагрузку на пенсионную систему, и прежде всего на госбюджет. Критическая зависимость пенсионной системы СССР от бюджетного наполнения обусловила критически низкий запас прочности социальной системы страны в целом.

При том, что конституция страны декларировала всеобщие социальные гарантии, общий уровень жизни в последние годы существования СССР резко понизился, в том числе из-за увеличения доли населения пенсионного возраста. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в Советском Союзе были пенсионеры, преимущественно старшего и преклонного возрастов.

Основные этапы пенсионного обеспечения

по линии МВД СССР – МВД России

Началом пенсионного обеспечения по линии МВД СССР считается постановление распорядительного заседания Совета Труда и Обороны СССР от 13 августа 1927 г., распространившее пенсионное обеспечение РККА на сотрудников ОГПУ.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 21 февраля 1931 г. № 57/129 было утверждено новое Положение о гособеспечении начальствующего состава РККА, введенное в действие с 1 января 1931 г. и распространенное также на сотрудников ОГПУ. С 1 января 1932 г. это Положение было распространено и на начальствующий состав милиции. Положение о гособеспечении 1931 г. действовало до 1 июля 1941 г.

С 1 июля 1941 г. введено в действие постановление Совнаркома СССР от 5 июня 1941 г. № 1474. Правом на получение пенсии пользовались лица начальствующего состава органов НКВД, имевшие военные или специальные звания, лица высшего, старшего и среднего начальствующего состава милиции и военизированных охран – пожарной и исправительно-трудовых учреждений НКВД. Пенсии этим лицам исчислялись из ¾ оклада по последней должности. С 1 апреля 1944 г. в соответствии с постановлением Совнаркома СССР 1944 г. № 342 пенсии стали исчисляться из полного штатного оклада.

За выслугу 25 лет назначалась пенсия в размере 50% оклада и за каждый год выслуги сверх 25 лет по 3% оклада, но всего не более 80% оклада. Лицам, получавшим пенсию за выслугу 30 лет и более, а также инвалидам 1 и 2 групп пенсия выплачивалась полностью, независимо от заработка.

Лицам рядового и младшего начальствующего состава милиции и военизированных охран – пожарной и исправительно-трудовых учреждений НКВД в соответствии с постановлением Совнаркома СССР от 5 июня 1941 г. № 1474 пенсии по инвалидности назначались от МВД (НКВД) по правилам и нормам, установленным постановлением Совнаркома СССР от 16 июля 1940 г. № 1269.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 июня 1946 г. пенсии офицерскому составу с 1 октября 1946 г. стали исчисляться из окладов по должности и воинскому званию. Выплата окладов по специальным званиям лицам среднего, старшего и высшего начальствующего состава милиции (на 10% ниже окладов по офицерским званиям) была введена с 1 октября 1947 г. только для проходивших службу в городах особого списка.

С 15 сентября 1952 г. лицам среднего, старшего и высшего начальствующего состава органов МВД была отменена выплата окладов по воинским и специальным званиям, а исчисление пенсий этим лицам стало производиться из оклада по штатной должности, занимаемой на день увольнения.

Для офицеров войск МВД (охраны) была установлена также пенсия за выслугу от 20 до 25 лет. Впервые этот вид пенсии был введен постановлением Совета Министров СССР от 19 мая 1954 г. № 952 для офицеров войск МВД уволенных с военной службы после 16 марта 1953 г. по сокращению штатов или в результате осуществления организационных мероприятий. Позднее условия назначения этой пенсии были дополнены и уточнены.

В последующем неоднократно менялся круг лиц, вид пенсий и порядок выплаты пенсий по линии МВД.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1960 г. № 168 были определены в основном все нормы пенсионного обеспечения лиц начальствующего и рядового состава органов МВД, а также их семей. Ряд изменений и дополнений к этим нормам был внесен в последующие годы.

С 1 июля 1969 г. в органах МВД СССР была введена выплата окладов по специальным званиям лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава и исчисление пенсий этим лицам, увольняемым со службы после указанной даты, стало производиться с учетом окладов по званию, а лицам младшего начальствующего и рядового состава военизированной пожарной охраны и контролерской службы следственных изоляторов – с учетом продовольственного пайка.

Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 было утверждено новое Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, которое изменило ранее действовавший порядок назначения пенсий лицам начальствующего и рядового состава по линии органов социального обеспечения. Пенсия по старости назначалась лицу старшего и среднего начальствующего состава только при достижении ко дню увольнения 60-летнего возраста с исчислением еѐ из оклада по должности и специальному званию на день увольнения со службы. Лицам младшего начальствующего и рядового состава, достигшим 60-летнего возраста ко дню увольнения, этот вид пенсии назначался только при отсутствии на день увольнения права на пенсию по линии МВД. Исчисление пенсии по старости в этом случае производилось только из должностного оклада на день увольнения.

В соответствии с п. 14 Инструкции по применению постановления Совета Министров СССР от 17 февраля 1960 г. № 168 «О пенсиях и пособиях лицам начальствующего и рядового состава органов министерств внутренних дел и их семьям», утвержденной приказом МВД СССР от 11 февраля 1980 г. № 40, пенсии за выслугу лет лицам начальствующего и рядового состава при выслуге 25 лет назначались в размере 50% суммы денежного содержания (пункт 39) и за каждый год выслуги сверх 25 лет – по 3% этой суммы, но всего не более 75% указанной суммы.

Указанный порядок назначения пенсии за выслугу лет был сохранен, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1985 г. № 493, приказом МВД СССР от 14 июня 1985 г. № 120.

В последующем порядок назначения пенсии изменялся в соответствии с введением в действие Закона СССР от 28 апреля 1990 г. № 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих». Так пенсии за выслугу лет лицам начальствующего и рядового состава: за выслугу 20 лет назначались в размере 40%, а уволенным в отставку по возрасту или по болезни – 45% соответствующих сумм денежного довольствия (статья 46); за каждый год выслуги сверх 20 лет – по 3% этой суммы, но всего не более 75% этих сумм. А имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба или служба в ОВД: за общий трудовой стаж 25 лет – 40% и за каждый год стажа сверх 25 лет – 1% соответствующих сумм денежного довольствия.

С 1 февраля 1993 г. условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения по линии МВД России установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации». Во исполнение указанных НПА приказом МВД России от 3 ноября 1993 г. № 480 была утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России.

В целях урегулирования в системе МВД России деятельности по пенсионному обеспечению уволенных со службы военнослужащих внутренних войск МВД России, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и членов их семей, приказом МВД России от 27 мая 2005 г. № 418 была утверждена Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В настоящее время действует Инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденная приказом МВД России от 9 января 2018 г. № 7.

В настоящее время пенсии за выслугу лет назначаются: за выслугу 20 лет - 50% соответствующих сумм денежного довольствия (статья 43) независимо от статьи увольнения; за каждый год выслуги сверх 20 лет – 3% указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85% этих сумм. Лицам имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет военная служба и (или) служба в ОВД …: за общий трудовой стаж 25 лет – 50% и за каждый год стажа сверх 25 лет – 1% соответствующих сумм денежного довольствия.

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены новые параметры довольствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и внесены изменения в ст. 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» - установлены новые параметры исчисления пенсии.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. Статья 43.

Денежное довольствие для исчисления пенсий.

Пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РоссийскойФедерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учетаповышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексациейденежного довольствия.

Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 г. в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

История подразделений МВД СССР – МВД России, осуществляющих работу по пенсионному обеспечению в г. Москве

Изначально работа по пенсионному обеспечению лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей, проводилась финансовыми подразделениями МВД (ВЧК, ОГПУ, НКВД, МООП).

В последующем организация работы по пенсионному обеспечению в системе МВД СССР осуществлялась Финансово-плановым управлением МВД СССР, непосредственное исполнение работы по пенсионному обеспечению осуществляли финансово-плановые отделы МВД союзных и автономных республик, управлений внутренних дел крайоблисполкомов.

До 1980 года пенсионным обеспечением в Московском регионе занимался один орган - пенсионный отдел ФПУ ГУВД Мособлисполкома.

На начало 1980 года на обслуживании пенсионного отдела ФПУ ГУВД Мособлисполкома было 33 тысячи пенсионеров.

В июне 1980 года был создан пенсионный отдел ФПУ ГУВД Мосгорисполкома - 8 штатных единиц, из которых 2 единицы аттестованного состава (начальник и заместитель начальника) и 6 вольнонаемного состава.

На обслуживание изначально из пенсионного отдела ФПУ ГУВД Мособлисполкома поступило 11 тысяч пенсионеров, бывших сотрудников гарнизона Петровки 38.

Пенсионный отдел ФПУ ГУВД Мосгорисполкома с 1980 г. по 1992 г. находился на ул. Самокатной, д. 3/8. Работа велась вручную, материалы готовились на пишущих машинках, подсчет выслуги лет и размеры выплат производились на счетах.

С годами возрастала как численность пенсионеров так и штатная численность отдела.

В 1989 году начальник пенсионного отдела стал одновременно

заместителем начальника Финансово-планового управления ГУВД Мосгорисполкома.

С 1992 года в отдел начали поступать первые компьютеры и создаваться база данных.

Пенсионный отдел ФПУ ГУВД Мосгорисполкома с 1993 г. по 1999 г. находился на ул. Большая Бронная, д. 27.

В декабре 1996 года пенсионный отдел ФПУ реорганизован в 3-й (пенсионный) отдел Финансово-экономического управления ГУВД г. Москвы.

На обслуживании к тому времени было 24 тысячи пенсионеров.

С 2000 г. по настоящее время Пенсионный отдел, а в последствии Центр пенсионного обслуживания находится на ул. Новослободской, д. 47.

Центр пенсионного обслуживания ГУВД г. Москвы стал приемником пенсионного отдела ФЭУ ГУВД г. Москвы, он создан в июле 2003 года, с августа 2006 года переименован в Центр пенсионного обслуживания ГУВД по г. Москве.

В последствии в штатное расписание Центра вносились изменения и в июне 2011 года Центр пенсионного обслуживания ГУВД по г. Москве был реорганизован в Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Москве.

Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Москве с июня 2018 года осуществляет деятельность по пенсионному обеспечению более 70 тысяч пенсионеров.

Центр пенсионного обслуживания ГУ МВД России по г. Москве является самостоятельным структурным подразделением Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве.

Структура и штатное расписание Центра утверждаются начальником ГУ МВД России по г. Москве.

Центр возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности начальником ГУ МВД России по г. Москве.

Работа центра организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении служебных вопросов и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника за порученный участок работы и при выполнении отдельных поручений.

Но: при исчислении размера страховой пенсии может учитываться сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных периодов, в частности, периодов военной службы.

Коэффициент за полный календарный год такого периода составляет 1,8 баллов.

В то же время, в соответствии с Федеральным законом от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», гражданам РФ:

— проходившим военную службу,

— службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы,

— иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование,

— уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года

— и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет,

— не имеющим право на пенсию по инвалидности

— или не имеющим права на ежемесячное пожизненное содержание,

финансируемые за счет средств федерального бюджета, ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ РАЗМЕРА СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ (ИНВАЛИДНОСТИ) УЧИТЫВАЮТСЯ СУММЫ,

выделяемые Пенсионному фонду Российской Федерации из средств федерального бюджета за периоды службы (работы), подлежащие включению в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица и отражению в общей части его индивидуального лицевого счета.

Для дополнения Вашего индивидуального лицевого счета сведениями о периоде прохождения военной и иной службы Вам следует обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства с документами, подтверждающими период прохождения Вами службы в правоохранительных органах, например, справкой, выданной силовым ведомством, по линии которого проходила служба.

1 Служба в армии – для каких видов стажа она имеет значение?
1.1 Как включается служба в армии в общий трудовой стаж?
1.2 Как включают службу в армии в страховой стаж?
2 Каким образом армейская служба отражается в льготном стаже?
2.1 Как рассчитывается стаж служивших в армии
2.2 Как подтвердить пребывание в армии
3 Преимущества, которые обеспечивает трудовой стаж, заработанный в армии
4 Законодательная база
Служба в армии – для каких видов стажаона имеет значение?
Период несения воинской обязанности принимается во внимание для следующих видов стажа:

Общий трудовой – с принятием поправок 2002 года потерял юридическое значениедля начисления пенсии. Поскольку многие граждане проходили службу в СССР, начисление стажа осуществляется на основании норм действующего на тот момент законодательства.
Страховой — применяется для расчета пенсионного обеспечения с 2002 года. Прохождение обязательной службы в Вооруженных войсках РФ в этот вид стража не включается, поскольку отчисления за гражданина в Фонд социального страхования не производились.
Льготный – гарантируется служба в армии при зачислении в специальный стаж при работе в специальных условиях. Применяется в отношении сотрудников, осуществляющих обязанности в горячих точках, районах Крайнего Севера и др.
Подтверждение стажа при службе в ВС РФ осуществляется при предоставлении военного билета или справки, трудовой книжки с записью отдела кадров об исполнении обязанностей.

Военный билет


В страховой период не включается, поскольку в течение этого срока не производятсяотчисления в пользу ФСС РФ.

Как включается служба в армии в общий трудовой стаж?
На основании ФЗ №173 от 17.12.2003 время службы в воинских частях РФ включается в общий стаж работы.

Трудовой стаж утратил прежнее юридическое значение, но согласно действующего законодательства до сих пор влияет на такие факторы как:

размер баллов при начислении страховой части пенсии при выходе на заслуженныйотдых;
определение непрерывности занятия определенной трудовой деятельностью для выслуги лет или занятия высокой должности по специальности, что остается актуальным для государственных и муниципальных служащих, адвокатов, судей, нотариусов и др.;
установление права на выход на пенсию досрочно на льготных условиях для работников отраслей на вредном производстве, под землей, в районах КрайнегоСевера и приравненных местностях, в зонах повышенного радиоактивного излучения и др.
Как включают службу в армии в страховой стаж?
На основании ст.2 ФЗ №53 «О воинской обязанности и военной службе», срок нахождения в составе армейских частей делится на пребывание:

по призыву в обязательном порядке до достижения определенного возраста;
по контракту на платной основе.
Полезно знать: значение придается службе по срочным договорам с Министерством обороны РФ. Если ранее военнослужащий не осуществлял трудовую или предпринимательскую деятельность и на его лицевой счет не вносились страховые взносы, то срок входит только в трудовой стаж. Для того чтобы период службы входит в страховую часть, дающую больше преимуществ, чем трудовая, нужно иметь постоянное место занятости до направления в ВС РФ и после окончания срока действия контракта.
Такое правило не распространяется на случаи призыва в Вооруженные силы СССР. Период засчитывается в трудовой стаж при выполнении обязанностей в составе ВМФ СССР, пограничных или внутренних войсках.

Каким образом армейская служба отражается в льготном стаже?
Служба в армии включается в льготный трудовой стаж при выполнении следующих требований:

обеспечивает досрочный выход на заслуженный отдых в случае выполненияполномочий в условиях повышенной опасности – в МВД, районах Крайнего Севера, приравненных территориях, на вредных производствах или при других тяжелых обстоятельствах, грозящих жизни и здоровью работника;
при выполнении правильного подсчета срока выслуги лет, руководствуясь требованиями действующего законодательства, при наличии такого права.
Армейская служба входит в льготный трудовой стаж при реализации воинских обязанностей в районах ведения боевых действий, районах Крайнего Севера с низкимитемпературами, на высокогорье.

Как рассчитывается стаж служивших в армии
На основании Закона №4458-1 правом на военную пенсию обладают граждане, служившие в званиях:

офицеры флота и армии;
солдаты и матросы, в том числе контрактники;
мичманы и прапорщики.
Пенсия для военных также полагается сотрудникам:

органов МВД;
подразделений МЧС;
Российской гвардии;
других силовых структур РФ.
Для оформления государственного обеспечения требуется оформление выслуги лет. Онаподтверждается трудовым стажем. Для зачета периода необходимо предоставить в Пенсионный фонд при оформлении досрочного права на пенсию трудовую книжку.


Трудовая книга изнутри

Если документ утерян, предоставляется справка с государственного архива о периоде службы.

Выплаты военным по трудовым листкам осуществляются с учетом отработанного времени – трудового стажа.

В отношении расчета стажа действуют следующие требования:

если пенсия еще не заслужена, производится зачисление отработанного времени исходя из одного дня трудовой занятости к одного дню, засчитываемому в стаж,дающий право на выход на пенсию досрочно;
при службе по призыву в ВС РФ и Советского союза день службы приравнивается к двум дням стажа, при исполнении обязанностей в течение 1,5 лет устанавливается период в 3 года, 2 года для офицерского состава – 4 года.
Для военнообязанных интересно решение вопроса о том, как идет отсчет педагогического стажа при занятости в ВС РФ. В отношении таких ситуациях применяются общие правила о включении воинской службы в период общей трудовой деятельности.

Если карьера началась до армии, то стаж для педагогов не будет прерываться.
Когда занятость до момента вступления в состав Вооруженных сил РФ не велась, то период службы не будет включен в трудовой стаж по правилам о непрерывности.

Как подтвердить пребывание в армии
Службу в Вооруженных силах для непрерывности трудового стажа необходимо подтвердить документально. Для этого нужно:

перед отправлением для исполнения военных обязанностей написать заявление в кадровый отдел предприятия о направлении в ВС РФ;
дождаться внесения в трудовую книжку записи на основании приказа руководителя организации о воинской обязанности и пребывания в воинской части в связи с установлением периода непрерывности трудового стажа.
Для подтверждения непрерывности трудового стажа необходимо предоставить в Пенсионный фонд РФ:

военный билет для сверки данных на служащего ВС РФ;
трудовую книжку;
справку из комиссариата или иную документацию о несении воинской обязанности, договор с Минобороны для контрактников.
Включается в трудовой стаж не только служба в ВС РФ, но и обучение по военным специальностях в учреждениях Министерства обороны России. Для доказательства непрерывности стажа предоставляется справка о получении образования или диплом о прохождении курса.

Преимущества, которые обеспечиваеттрудовой стаж, заработанный в армии
Годы, проведенные на службе в составе Вооруженных сил РФ и рядах советской армии, благоприятно влияют на трудовую деятельность сотрудника и дают следующие преимущества.

Трудовая деятельность военнослужащих и право на досрочное получение пенсии регулируются нормативными актами:

выход на заслуженный отпуск с предоставлением государственного обеспечения на льготных условиях при наличии выслуги лет;
получение пособий по временной нетрудоспособности в связи с ухудшениемсостояния здоровья, беременностью и уходом за ребенком с получением повышенного размера социального пособия в связи с ускоренным течением стажа;
зачет периодов заслушивания курсов в ВУЗах, институтах и других образовательных учреждений при Минобороны РФ, непрерывность трудового стажа;
служба в войсках учитывается при повышении звания, повышения по должности при службе в ВС РФ;
возможность получения жилья на льготных условиях с выплатой средств за счет федерального бюджета, средств Минобороны, считается, что таким преимуществом обладают сотрудники ВС РФ, имеющие выслугу от 1 года и заключившие контракт на срок до 20 лет.
Законодательная база
Порядок расчета трудового стажа и получения пенсии на льготных условиях регулируется нормативной базой:

Трудовой кодекс РФ;
ФЗ №400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях»;
ФЗ №53 от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе»;
ФЗ №255 от 29.12.2006 «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
Приказ Минздравсоцразвития №91 от 06.02.2007 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения трудового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам».
Стаж в МВД
Стаж в МВД — суммарная продолжительность трудовой деятельности работников, несущих службу в подразделениях Министерства внутренних дел. Благодаря специальному стажу работники МВД имеют право на льготную пенсию. Законодательный регулятор механизма «Стаж в МВД и его последствия» — это ФЗ РФ №4468-1. Он устанавливает порядок исчисления срока работы сотрудника и условия предоставления льготных пенсий. Юристы сайта ежедневно отвечают на вопросы пользователей, интересующихся данной темой, в частности, о том кто имеет право на льготы, поэтому полезные советы по теме есть всегда.

Расчет пенсии по смешанному стажу
Если гражданин трудился на определенных производствах, в профессиях и должностях или на отдельных видах работ, то он имеет смешанный стаж. Этот стаж может давать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, т.е. выход на пенсию по смешанному стажу. Но этот стаж должен быть правильно посчитан.

Встречаются ситуации, когда у гражданина нет полного требуемого стажа для досрочной пенсии, но при этом он работал в особых условиях и в разных местах. Например, он жил и трудился 9 лет на Крайнем Севере, а потом еще 7 лет работал водителем самосвала на угольном карьере. Право на льготную «северную» пенсию он не приобрел, так как для этого требуется 15 лет. Водители грузового транспорта на шахтах, карьерах для досрочного выхода на пенсию должны отработать полные 12.5 лет.

В таких т похожих случаях производится суммирование льготного стажа. Но это делается по особым правилам. Суть этих правил состоит в том, что к работе, дающей право на досрочную пенсию по менее льготным условиям, прибавляется период работы с более льготными условиями. Если условия одинаковые, то производится простое суммирование.

Рассмотрим примеры. Снижение пенсионного возраста по Списку 2 составляет пять лет, а по Списку 1 составляет 10 лет. Для получения права на льготу по Списку 2 в специальный стаж включаются периоды по Списку 1. Обратный вариант не допускается.

Какие виды льготного стажа могут быть объединены для получения досрочной страховой пенсии?

К работе по Списку 1, а это производства, работы, профессии и показатели на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, приравнивается только деятельность по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

К работе по Списку 2 (производства, профессии, должности и показатели с вредными и тяжелыми условиями труда) прибавляется работа по Списку 1. Кроме этого, могут быть включены периоды работы на железнодорожном транспорте, водителем грузовика на вывозе руды из карьеров, сезонные работы на лесосплаве, плавсоставе, в геологоразведочных экспедициях, на рыбном промысле.

Обратите внимание: перечисленные виды будут учтены, только если при суммировании набирается полный требуемый стаж – 12,5 лет (мужчины) и 10 лет (женщины).
К «северному» стажу приплюсовываются стаж по Спискам 1 и 2 и практически все, так называемые «малые списки», дающие снижение по пенсионному возрасту на пять лет.
Отдельно отметим, что «северный стаж» не только дает возможность выйти на пенсию досрочно, но и влияет на ее размер. При наличии справки о зарплате с повышенным коэффициентом (хотя бы за один месяц) размер пенсии будет выше. Кроме этого, «северная» льгота по стажу рассчитывается пропорционально отработанному времени, если оно составляет семь с половиной и более лет.

Как рассчитать смешанный стаж
Определение стажа на соответствующих видах работ носит особый характер, поэтому порядок исчисления периодов такой работы регулируется специальными правовыми актами. К таким актам, в частности относится .

В частности, исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона о страховых пенсиях, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных

В связи с тем, что ко мне в Виртуальную школу пенсионера поступает много вопросов oт военных пенсионеров я решил создать отдельный раздел, посвященный различным аспектам военных пенсий, а также привести примеры расчета военных пенсий для ряда типовых ситуаций.

Военные пенсии на­значаются по нормам За­кона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, ор­ганах по контролю за оборотом наркотических средств и психо­тропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — За­кон № 4468-1).

Право на военную пенсию за выслугу лет определяется статьей 13 Закона № 4468-1.

Выход на пенсию по смешанному стажу
Военная назначается по положениям законодательства РФ лицам, состоявшим на службе в вооруженных силах России, а также на службе в органах МВД, на службе противопожарной охраны, служившим в органах контроля над оборотом наркотиков и психотропных веществ, в учреждениях уголовно-исполнительной государственной системы. Военная пенсия положена данным лицам за выслугу лет, по инвалидности, а также членам их семей в случае смерти военнослужащего.

Право на назначение военной на основании выслуги лет имеют лица, у которых на день выхода на пенсию есть 20-летний и более стаж на военной службе.

Читайте также: