Пенсионный возраст в россии повышение не для госслужащих


Напомним, у работающих пенсионеров ежегодная индексация пенсий сейчас "заморожена". То есть пока работник, оформивший получение пенсии, продолжает трудиться, он ее получает без индексации, в первоначальном назначенном размере в течение всех лет "переработки".

Правда, стоит отметить, что поскольку с зарплаты таких граждан работодатели продолжают платить взносы в Пенсионный фонд, пенсию им ежегодно пересчитывают с учетом размера поступивших отчислений - это происходит с 1 августа каждого года. А вот когда гражданин увольняется, пенсия ему пересчитывается с учетом всех пропущенных индексаций. Например, пенсионер продолжал трудиться три года - значит, когда он прекратит карьеру, пенсия ему будет проиндексирована с коэффициентами, действовавшими в последние три года.

Этот принцип "отложенных индексаций" предполагается сохранить для работающих пенсионеров и после начала реформы. Но поскольку правительство обещает увеличить коэффициент индексации после введения новой возрастной планки, эта группа пенсионеров в итоге также окажется в выигрыше, ведь повышенные коэффициенты будут действовать для всех.

Добрый доктор

Более 60 лет отработала в родной больнице в Рязани старейший хирург России (а может, и мира) Алла Ильинична Левушкина.

Ей 90 лет, а оперировать она перестала всего месяц назад. Более 60 лет приходила в ординаторскую первого хирургического отделения 11-й горбольницы Рязани.

"Ни разу не изменила ни больнице, ни хирургии, и о том, чтобы оставить работу, даже не думала", - говорит доктор. А пациенты всегда стремились попасть лечиться к ней - маленькой, хрупкой, но с твердой рукой и бесконечной добротой.




C премьер-министром Дмитрием Медведевым встретилось руководство партии и фракции "Единой России", чтобы обсудить трудовые гарантии для граждан в рамках предстоящей пенсионной реформы.

С одной стороны, речь идет о людях в возрасте после 50 лет, которым необходимо гарантировать трудоспособное будущее. Сейчас такие работники в зоне риска с точки зрения потери работы. Также им довольно сложно в случае увольнения найти новое место.

Нужны гарантии, чтобы людей в этом возрасте не увольняли, либо, если увольнение произошло, чтобы они могли пройти переобучение. Впрочем, в Роструде уже сообщили, что для возрастных работников будут предложены особые программы помощи в трудоустройстве.

Еще одна возрастная категория - молодые люди, у которых нередко возникают проблемы с поиском стартового места работы. Один из обсуждаемых вариантов: дать выпускникам вузов гарантию первого рабочего дня. Другая возможность - вернуться к старой системе распределения выпускников.


Реальное повышение пенсионного возраста, о чем многие сегодня не помнят, началось 1,5 года назад. И первой категорией, для которой было принято такое решение, стали государственные служащие.

Поправки в Закон "О страховых пенсиях" вступили в силу с 1 января 2017 года. Параметры повышения, кстати, были те же самые, что предлагаются сегодня для всех остальных работников (за исключением льготников): возраст увеличивается с 60 лет до 65 для мужчин и с 55 до 63 для женщин. Только шаг повышения тогда был выбран более плавный: по полгода увеличения за год.

Одновременно с возрастом были изменены и некоторые другие параметры для назначения пенсий - например, минимальный стаж работы на госслужбе.

Теперь возраст выхода на пенсию для госслужащих предлагается привести в соответствие с предстоящим увеличением общеустановленного возраста. С 1 января 2020 года шаг уже проводимого второй год увеличения трудоспособного возраста будет ускорен - по принципу "год за год".


Для "обычных" работников, которые по действующему законодательству выходят на пенсию в возрасте 60 лет - мужчины, и 55 лет - женщины, предполагается повысить возрастную планку на 5 лет для сильной половины и на 8 лет - для женского населения. То есть когда реформа закончится, мужчины смогут оформить страховую пенсию по старости в 65 лет, а женщины - в 63 года. Но это повышение не будет скачкообразным. Как показал опыт других стран, чтобы люди адаптировались и спокойнее принимали перемены, возраст надо повышать постепенно.

Начать правительство предлагает уже с 1 января 2019 года, при этом предусматривается достаточно длительный переходный период: с 2019 по 2028 год для мужчин и с 2019 по 2034 год для женщин. Таким образом, возраст выхода на пенсию предлагается увеличивать по принципу "на год за год, пропуская год" в течение 10 лет для мужчин и 16 лет для женщин. (См. инфографику выше)

Если законопроект будет принят в нынешнем виде, увеличение пенсионного возраста первыми затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения. Граждане этого возраста с учетом переходных положений получат право выйти на пенсию в 2020 году - в возрасте соответственно 61 год и 56 лет.

Отметим, что когда рассматривались разные варианты реформы, эксперты просчитывали и другие параметры, например, более медленное увеличение возраста "по полгода за каждый год". В пользу такого подхода высказалась на днях глава Совета Федерации Валентина Матвиенко. Так что дискуссии и в правительстве, и среди парламентариев продолжаются. Окончательные параметры станут ясны позднее.

Много вопросов возникло и по поводу, что правительство собирается сделать с льготными пенсиями. Категорий льготников у нас очень много. Для некоторых сегодняшний порядок выхода на пенсию решено не менять. Для других - изменения все же будут.


Граждане, отработавшие определенный срок (иногда его называют "северным стажем") в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к северным территориям, имеют право на досрочную пенсию. Правительство предложило для тех северян, кому сейчас установлен возраст выхода на пенсию в 55 лет (для мужчин) и 50 лет (для женщин), постепенно его повысить. Предусматривается повышение пенсионного возраста до 60 лет и 58 лет соответственно у мужчин и женщин.

Досрочные пенсии для северян ввели в 50-е годы прошлого века, когда нужно было осваивать северные территории. Условия работы и жизни в отдаленных северных регионах были чрезвычайно сложными, инфраструктура, всевозможные социальные объекты, обеспечивающие нормальную жизнь, отсутствовали и строились с нуля. Фактически льготой по раннему выходу на пенсию правительство компенсировало людям жизнь и работу в очень непростых условиях.

Сейчас ситуация другая. А продолжительность жизни у северян растет даже быстрее, чем в среднем по стране. За 2010-2016 годы в целом по России ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,93 года. За это же время на Чукотке стали жить дольше на 6,93 года, в Ненецком автономном округе - на 6,16 года, а в Сахе (Якутии) - на 4,09 года.

Порядка 42 тысяч россиян получают сегодня социальную пенсию. Это граждане, которые не работали вообще или трудились непродолжительное время. В результате они не наработали полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии. В таких случаях государство берет на себя обязательство выплачивать им небольшую по размеру социальную пенсию.

До сих пор социальная пенсия назначалась женщинам, достигшим 60 лет, и мужчинам - в 65 лет.

Сроки ее получения также предлагается отодвинуть. Если законопроект будет принят, социальная пенсия будет назначаться женщинам на восемь лет позже нынешнего срока - в 68 лет, а мужчинам - позже на пять лет, то есть, соответственно, по достижении 70 лет.

Увеличение возраста для получения социальной пенсии будет проходить точно таким же образом, как и в случае с обычными страховыми пенсиями: плавно и постепенно.

Что касается пенсий по инвалидности, порядок их назначения остается, по сути, прежним. Граждане, имеющие значительные нарушения жизнедеятельности, как и раньше, имеют право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении (независимо от возраста) получать социальную пенсию по инвалидности. Средний размер социальной пенсии с 1 апреля 2018 г. составил 9072 рубля.


Главный момент: досрочные пенсии бюджетникам льготных категорий решено сохранить. Но время их назначения планируется постепенно сдвигать одновременно с увеличением общеустановленного пенсионного возраста.

Напомним, право оформить пенсию досрочно есть у педагогов, медиков и артистов. Сейчас к конкретному возрасту момент назначения пенсии не привязан: нужно только выработать специальный стаж по профессии: от 15 до 30 лет. Например, школьные учителя должны отработать по профессии 25 лет. У врачей, работающих на селе или в поселках городского типа, спецстаж 25 лет, а если доктор работает в городской поликлинике и больнице, он должен отработать не менее 30 лет. У артистов право на льготную пенсию появляется в 50-55 лет, и лишь у некоторых категорий не зависит от возраста.

Требования к стажу разные: у профессий с большими физическими нагрузками, у солистов стаж меньше, у "массовки" - больше. Ключевой момент: требования к величине стажа менять не планируется. "Исходя из общественной значимости этих работников институт досрочных пенсий сохраняется в полном объеме, - пояснили "РГ-Неделе" в минтруде. - Никакого ужесточения требований по спецстажу не будет". Тем не менее порядок назначения досрочных пенсий предлагается изменить. Параллельно с увеличивающимся общеустановленным пенсионным возрастом будут постепенно (по году за год) "сдвигать" и сроки назначения льготной пенсии. В итоге, когда закончится переходный период, срок оформления этого вида пенсий сдвинется на 8 лет.

"Новый возраст выхода на пенсию будет исчисляться исходя из даты выработки спецстажа и приобретения права на досрочную пенсию, - уточнили в минтруде. - Сейчас таким работникам необходимо выработать от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории льготника. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовать это право (назначить "досрочную" пенсию) можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учетом увеличения трудоспособного возраста и переходных положений" (см. рисунок).

С 2019 года в России повысили пенсионный возраст. Это тот возраст, с которого мужчины и женщины получают право на пенсию по старости от государства.

Раньше на пенсию по старости можно было выйти в 55 или 60 лет — даже без выслуги, льгот, троих детей и тяжелой работы. Теперь возраст повысили. Но не сразу на пять лет, а постепенно. Кому-то дали больше льгот, кто-то получит прибавку, а кто-то должен будет дольше работать.

Мы еще не рассказывали, что именно изменилось в пенсионной системе. Но уже пора, поэтому вот полный разбор основных поправок.

Главное из пенсионной реформы

Вот что нужно знать всем, кто собирается получать пенсию в России:

  1. Пенсионный возраст повысили до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.
  2. Повышение будет постепенным. Таблица по возрастам есть в статье.
  3. Право на досрочную пенсию за тяжелый и вредный труд сохранили.
  4. Многодетные матери смогут получать пенсию на три или четыре года раньше. А некоторые — с 50 лет.
  5. Женщины со стажем 37 лет и мужчины со стажем 42 года могут выйти на пенсию на два года раньше. Но только с 55 и 60 лет.
  6. Безработные предпенсионеры смогут получать пенсию досрочно по решению службы занятости.
  7. Жители Крайнего Севера выходят на пенсию на пять лет раньше остальных, но возраст им тоже повысили на пять лет. Требования к стажу не изменились, и есть переходный период.
  8. Сельские пенсионеры получат прибавку — в 2019 году она составит 1333 Р в месяц.
  9. Социальную пенсию без стажа и баллов будут платить с 65 лет женщинам и с 70 лет мужчинам. То есть на пять лет позже, чем было. Переходный период тоже действует.
  10. Учителям, врачам и артистам сохранили досрочную пенсию за выслугу, но платить ее будут с отсрочкой.
  11. Госслужащим пенсионный возраст повысят постепенно: женщинам до 63 лет, мужчинам до 65 лет.
  12. Средняя пенсия по старости будет расти на 1000 рублей каждый год. Прибавку заплатят сверх прожиточного минимума.
  13. Предпенсионерам дали льготы с учетом возраста: по налогам, наследству, пособиям, алиментам и диспансеризации.
  14. Для тех, кто вышел на пенсию до 2018 года, ничего не изменится. Дорабатывать им не нужно, а прибавку уже платят.

Что такое пенсионная реформа?

Пенсионная реформа — это изменения в правилах назначения пенсии. До 2019 года были одни условия, а с 2019 года они изменились. Основное и самое резонансное изменение в законе о пенсиях — повышение пенсионного возраста.


Пенсионный возраст — этот тот возраст, когда у любого гражданина России возникает право каждый месяц получать деньги от государства просто потому, что ему исполнилось сколько-то лет.

Пенсия по старости может быть страховой — когда накопился трудовой стаж и баллы. Еще она может быть социальной — когда стажа и баллов не хватает, но бюджет все равно будет что-то платить, чтобы поддерживать минимальный уровень жизни социально незащищенных граждан.

До 2019 года право на страховую пенсию по старости возникало в 55 лет у женщин и в 60 лет у мужчин. Это значит, что любая женщина, которой в 2018 году исполнилось 55 лет, при условии, что у нее накопилось 9 лет стажа и минимум 13,8 балла, получала право на пенсию от государства. Каждый месяц ей бы платили какую-то сумму — не меньше прожиточного минимума в регионе. Средняя пенсия по старости в 2018 году составляла 14,5 тысячи рублей. У мужчин право на такие выплаты появлялось с 60 лет.

Правительство решило повысить пенсионный возраст. Мы разобрали предпосылки для пенсионной реформы — если кратко, то в России всё больше пенсионеров, всё меньше трудящихся, уже сейчас половина денег на пенсии берется из федерального бюджета, пенсионного фонда не хватает, а тратить на пенсии нужно больше, чем Россия зарабатывает на нефти и газе.

Мы уже собирали мнения читателей по улучшению пенсионной системы и предложения, как накопить на старость без поддержки государства. Теперь посмотрим на нормы федерального закона, которые уже вступили в силу и работают.

Пенсионный возраст повысили до 60 и 65 лет, но не для всех сразу

До 2019 года право на пенсию по старости можно было получить в 55 и 60 лет, но в 2019 году уже нельзя. Если женщине в мае 2019 года исполняется 55 лет, она еще не может прийти в отделение ПФР и обратиться за назначением пенсии.

В 2019 году пенсионный возраст для женщин составляет 55,5 года, а для мужчин — 60,5 года. Та же женщина сможет обратиться за пенсией не в мае 2019 года, а в ноябре — на полгода позже.

Такой пенсионный возраст сохранят не для всех. Сейчас идет переходный период. Каждый год мужчины и женщины будут все позже получать право на пенсию по старости. Например, в 2021 году женщинам назначат пенсию уже не в 55,5, а только в 56,5 года. А в 2024 году — в 58 лет.

В итоге в 2028 году пенсионный возраст повысят окончательно. Он составит 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Первыми это повышение почувствуют те, кто родился в 1968 и 1963 году. Сейчас этим женщинам 51 год, а мужчинам 56 лет. Еще год назад они рассчитывали уйти на заслуженный отдых или получать прибавку к зарплате через пять лет, но теперь им придется отработать до пенсии еще почти десять лет.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Современные положения законодательства предполагают, что граждане Российской Федерации по достижению ими возраста нетрудоспособности могут ожидать материальное обеспечение – пенсию. Большая часть из них получает выплаты по линии государственного пенсионного фонда, которые формируются по страховым принципам.

Однако обеспечение денежными средствами отдельных категорий работников может осуществляться в особенном порядке. Так, лица, осуществлявшие деятельность в качестве госслужащих, имеют право на пенсию, рассчитываемую по специальному стажу. Она выплачивается за счет государственной казны и рассчитывается по несколько отличным от страховой пенсии правилам.

Бесплатно по России

Пенсионная реформа, проводимая в настоящее время в стране, затронула и порядок начисления выплат госслужащим. О том, что изменилось в данном вопросе в 2019 году, пойдет речь далее.

Кто имеет право на получение пенсии госслужащего

Порядок приема, прохождения и освобождения от обязанностей госслужбы в нашей стране строго отрегулирован текущим законодательством. Так, оно дает четкое определение того, работников каких структур следует считать госслужащими, и разделяет их на две категории.

Федеральные государственные служащие

К ним относятся работники, осуществляющие трудовую деятельность в:

  • федеральных органах исполнительной власти;
  • федеральных судебных органах;
  • иных федеральных государственных органах;

Осуществление полномочий данных структур не зависит от решений регионального руководства и законодательства субъектов РФ. Граждане, относящиеся к данной категории, получают заработную плату за счет федерального бюджета.

Государственные служащие субъектов РФ

Это лица, осуществляющие трудовую функцию в региональных органах власти, деятельность которых обеспечивается средствами региональных бюджетов.

Не все работники, трудящиеся в государственных и региональных органах являются госслужащими, а только среди них, которые занимают соответствующие должности. Таким образом, и право на пенсию по выслуге возникает только у них.

Возраст выхода на пенсию у государственных служащих

Государственные служащие получают средства в счет материального обеспечения несколько позже. Это связано с тем, что возраст выхода на пенсию для них стал увеличиваться раньше, чем для остальных категорий граждан. Так, чиновники-женщины могут претендовать на обеспечение в 56 лет, а мужчины в 61 год.

При наличии стажа в 25 лет, из которых не менее 7 лет является периодом прохождения службы, граждане могут выйти на пенсию раньше по времени.

Кроме этого, чиновники имеют право не только на выплаты по выслуге, но и на обычную пенсию по старости. Это возможно в том случае, если ранее гражданин осуществлял трудовую деятельность, не связанную с гражданской службой, и за него вносились взносы в пенсионный фонд, а также при наличии достаточного стажа и количества страховых баллов.

Увеличился ли возраст в результате реформы

В 2019 году в России проходит реформа системы пенсионного обеспечения, в общих чертах предполагающая установление более сложных критериев для назначения материального обеспечения. Изменения коснулись и лиц, занятых на госслужбе.

Так, возраст, когда чиновник вправе обращаться за выплатой материального обеспечения, будет поэтапно увеличиваться. Итогом реформы станет то, что к 2028 году мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины в 2034 в 63 года.

В 2019 году возраст, дающий право на выплаты государственных служащих увеличился на полгода по сравнению с 2018 годом.


Стаж, необходимый для выхода на пенсию

Чиновники выходят на пенсию на основании выслуги. Под ней следует понимать определенный беспрерывный стаж работы, когда лицо осуществляло соответствующие функции, трудясь в органах государственной власти. В этом году претендовать на выплату могут лица, имеющие выслугу, составляющую 16,5 лет.

Однако требования к выслуге увеличиваются с каждым годом. Так, итогом пенсионной реформы станет то, что госслужащие смогут выходить на заслуженный отдых, имея 20 лет выслуги. Произойдет это в 2026 году.

Что входит в стаж

Чтобы рассчитать выслугу, необходимо понимать, какие периоды в нее входят.

Разберем их подробнее:

  • периоды непосредственного выполнения обязанностей, связанных со службой;
  • период временной нетрудоспособности;
  • время, проведенное в ежегодном оплачиваемом и дополнительном отпусках;
  • период нахождения в отпуске по БиР.

Данный перечень не является закрытым.

Размер пенсии госслужащего

Пенсия рассматриваемой категории лиц непосредственно зависит от их заработка. В качестве основы для расчета используется его усредненный доход за последние 12 месяцев.

Так, для определения его суммы учитываются следующие материальные выплаты:

  • должностной оклад;
  • премии;
  • надбавки за выслугу;
  • надбавки за особые условия службы;
  • разовые выплаты и материальная помощь.

Не входит в базу для подсчета заработка оплата за иную деятельность, осуществляемую помимо госслужбы. К примеру, преподавание в университете.

При расчете пенсии учитывается, что она должна составлять не более 45% от среднемесячной зарплаты. Также пенсия госслужащих подлежит периодической индексации.

Для служащий в региональных органах, в соответствии с местными нормативными актами, этот процент может быть увеличен.

Следует учитывать, что если чиновник имеет стаж гражданской службы сверх выслуги, то ему положена надбавка в размере 3% за каждый год. Однако в совокупности общий объем пенсионного обеспечения не может составлять более 75% от его среднемесячной зарплаты.

Как рассчитать будущую пенсию

Пенсия государственных служащих рассчитывается по следующей формуле, которая претерпела некоторые изменения, связанные с увеличением срока выслуги до 16,5 лет в 2019 году:

где:

П – размер пенсионного обеспечения.

СЗ – размер среднего заработка.

СП – размер страховой пенсии.

Ст – период, отработанный сверх положенной выплаты.

Для наглядности смоделируем следующую ситуацию:

Гражданин Иванов осуществлял трудовую деятельность на должности государственной службы 18,5 лет. Среднемесячный заработок его за последние 12 месяцев составил 30 тысяч рублей. При этом гражданин Иванов заработал право на страховую пенсию, размер которой составляет 4 тысячи рублей (без фиксированной выплаты).

В данном случае порядок расчета выглядит следующим образом:

Таким образом, пенсия по выслуге бывшего чиновника Иванова составит 11 300 рублей в месяц.

В отдельных случаях бывшему чиновнику выгоднее получать пенсию по старости, чем по выслуге.

Государственные служащие имеют право на назначение им особой пенсии. Для этого они должны достигнуть соответствующего возраста и иметь стаж, составляющий не менее 16,5 лет в данной сфере. При этом в рамках проходящей пенсионной реформы требования к будущим пенсионерам будут ужесточаться, равно как и для остальных лиц, проживающих в РФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео-сюжет о формировании пенсии госслужащих по новому закону:

Пенсионный возраст в России с 2019 года: последние новости. Президент России Владимир Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста с 2019 года в России. До этого Госдума и Совет Федерации приняли документ с учетом президентских поправок.

Повышение пенсионного возраста в России с 2019: таблицы пенсионного возраста в последней редакции нового закона

Пенсионный возраст в России с 2019 года: последние новости. 3 октября 2018 года новый закон о повышении пенсионного возраста в России № 350-ФЗ был подписан Президентом и официально опубликован на государственном портале правовой информации.

  • Неделей ранее он был принят депутатами Госдумы в третьем, окончательном чтении, с учетом многочисленных поправок (основные из них были предложены Президентом и направлены на смягчение последствий пенсионной реформы).
  • Вступление закона в силу запланировано уже с 2019 года.

К реализации реформы приступят уже с 1 января 2019 года, при этом все изменения будут производиться поэтапно:

  • с постепенным увеличением «возраста трудоспособности» ежегодно на 1 год, кроме первых двух лет реформы, когда будет предусмотрен льготный выход на пенсию (на полгода раньше).
  • Таким образом, новые нормы пенсионного возраста будут окончательно установлены в 2023 году для мужчин и женщин.

Пенсионная реформа в 2018 году

Подготовленный и одобренный закон содержит целый комплекс изменений в пенсионном законодательстве России, касающихся следующих видов пенсий:

  • страховых по старости;
  • социальных пенсий нетрудоспособным гражданам;
  • для государственных служащих (которым пенсионный возраст уже и так повышается с 2017 года).

В рамках пенсионной реформы предполагается корректировка с 2019 года и в отношении досрочных пенсий:

  • для получателей северной пенсии;
  • для педагогов, медицинских и творческих работников.

По всем этим видам пенсий в той или иной форме будут пересмотрены требования к возрасту возникновения права на их получение. Корректировка начнется с 01.01.2019 года и будет происходить путем поэтапного повышения возраста до предусмотренных новым законом нормативов.

Рассмотрим более подробно каждое из предлагаемых изменений (по видам пенсий и категориям их получателей).

Рассмотрение законопроекта

Основное изменение, которое предлагалось этим законопроектом в его исходной редакции — это увеличение c 2019 года возраста выхода на пенсию до 63 для женщин и 65 лет для мужчин (сейчас составляют соответственно 55 и 60 лет). Однако президентскими поправками эти параметры закона были скорректированы. Президент предложил следующие основные меры по смягчению пенсионной реформы:

  • снижение верхней границы пенсионного возраста женщинам с 63 до 60 лет (т.е. повышение будет не на 8, а на 5 лет);
  • возможность выйти на пенсию на 6 месяцев раньше предусмотренного законом срока в течение первых двух лет (т.е. для тех, кто по старому закону должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 году);
  • смягчение условий досрочного выхода на пенсию на два года раньше, чем это предусмотрено новым пенсионным возрастом — сделать это можно будет при наличии стажа 42 года у мужчин и 37 лет у женщин;
  • возможность льготного оформления пенсий для многодетных матерей, воспитавших не только 5 детей, но и 3-4 (за троих детей — выход на пенсию на 3 года раньше установленного срока, за четверых — на 4 года).

Увеличение пенсионного возраста для выхода на страховую пенсию по старости

В рамках предложенного Правительством законопроекта предусмотрено поэтапное повышение возраста выхода на пенсию, при достижении которого будет назначена трудовая пенсия по старости (которая с 2015 года теперь называется «страховой»). С учетом предложенных корректировок Президента В. Путина предусмотрено закрепление возраста на уровне 60 и 65 лет для женщин и мужчин (т.е. увеличение будет одинаковым и составит 5 лет).

Производить изменения предлагается ежегодно, увеличивая значение пенсионного возраста: ежегодно на 1 год в течение переходного периода, но с некоторыми корректировками:

  • в период с 2019 по 2020 г. можно будет выйти на полгода раньше установленного срока;
  • с 2021 года до окончания переходного периода (т.е. до 2023 г.) значение возраста будет увеличиваться на 1 год.

Определить, в каком году гражданин сможет оформить пенсию по старости, можно исходя из данных таблицы.

Таблица — Пенсионный возраст в России с 2019 года (законопроект с учетом принятых поправок, предложенных В. Путиным):

Год выхода на пенсию по старому закону Пенсионный возраст по новому закону Год выхода на пенсию по новому закону
Мужчины Женщины
2019 60 + 0,5 55 + 0,5 2019 и 2020
2020 60 + 1,5 55 + 1,5 2021 и 2022
2021 60 + 3 55 + 3 2024
2022 60 + 4 55 + 4 2026
2023 60 + 5 55 + 5 2028

Необходимо отметить, что эти изменения никак не повлияют на тех, кто уже на пенсии — они ориентированы только на будущих пенсионеров, которые еще не оформили пенсию по старости по действующим в 2018 году нормативам (55 и 60 лет).

Таким образом:

  • Первыми предусмотренные изменения коснутся женщин 1964 г.р. и мужчин 1959 г.р.— они смогут выйти на пенсию только во втором полугодии 2019 и первом полугодии 2020 года.
  • Женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р. смогут выйти на пенсию во второй половине 2021 и первой половине 2022 года.
  • Следовательно, под изменения подпадут только те граждане (женщины и мужчины), которые на 2018 год имеют возраст младше 55 и 60 лет.

Закон предусматривает небольшую «компенсационную меру» за столь непопулярное решение:

  • Работникам, имеющим продолжительный трудовой стаж, право выхода на пенсию будет предоставлено на 2 года раньше установленного пенсионного возраста.
  • Такое снижение предусматривается для женщин, имеющих стаж более 37 лет, при условии достижения 55 лет, и для мужчин, имеющих стаж более 42 года, при достижении 60 лет.

Выход на пенсию в районах, приравненных к Крайнему Северу

Для работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям планируется повысить возраст выхода на пенсию на 5 лет мужчинам (до 60 лет) и женщинам (до 55 лет). Переходный период предусматривается такой же, как и для пенсий по старости — ежегодно возраст повышается на 1 год, пока не достигнет новых установленных показателей (с учетом первых двух лет с предусмотренным льготным выходом на пенсию).

Эти изменения авторы законопроекта мотивируют изменением продолжительности жизни в северных регионах из-за положительного влияния реализованной демографической программы, а также улучшением условий проживания в этих регионах со времен установления этих льгот.

Такая инициатива не коснется граждан, которые работают в тяжелых условиях труда (шахтеры, железнодорожники, машинисты и др.) — для них будут действовать прежние льготные условия.

Льготные пенсии учителям и медработникам с 2019 года

  • Для выхода на пенсию учителям и медикам ранее требовалось иметь стаж работы от 25 до 30 лет.
  • Согласно новому закону, возраст выхода на пенсию им будет увеличен на 5 лет, однако требования к стажу при этом сохраняются.
  • Для установления нового пенсионного возраста тоже предусмотрен переходный период, в течение которого срок выхода на пенсию откладывается ежегодно на год (кроме первых двух лет, когда предусматривается льготный выход на пенсию).

Сроки назначения страховой пенсии для врачей и учителей по новому закону представлены в таблице:

Год получения необходимого стажа работы Срок назначения пенсии Год выхода на пенсию по новому закону
2019 2019 + 0,5 года 2020
2020 2020 + 1,5 года 2022
2021 2021 + 3 года 2024
2022 2022 + 4 года 2026
2023 и последующие года 2023 (или 2024, 2025 и т.д.) + 5 лет 2028 и далее

Это означает, что выйти на пенсию педагогам и медицинским работникам можно будет через установленное новым законом количество летпосле приобретения необходимого льготного стажа работы (или по новым общеустановленным нормам — в 60 или 65 лет). Например, если необходимый стаж будет наработан в 2019 году, то досрочную пенсию гражданин сможет оформить не ранее, чем через полгода (во второй половине 2019 г. или в первой половине 2020 года).

Для работников творческих профессий (на сцене театров и в театрально-зрелищных организациях):

  • Ранее досрочная пенсия устанавливалась в 50-55 лет (в зависимости от характера работы) при наличии стажа не менее 15-30 лет.
  • Согласно законопроекту, устанавливается новый возраст выхода на досрочную пенсию таким работникам при наличии необходимого стажа — в 55-60 года.
  • Повышение возраста в течение переходного периода также производится по 1 году ежегодно до достижения установленных новым законом значений.

Сроки выхода на социальную пенсию по новой пенсионной реформе

В части социальных пенсий нетрудоспособным также произойдет ряд изменений:

  • будут скорректированы условия назначения социальных пенсий по старости(лицам, которые не наработали трудовой стаж, необходимый для назначения обычной страховой пенсии).
  • Ранее такие пенсии назначались на 5 лет позже — лицам, достигшим 65/60 лет (мужчины/женщины).
  • По новому закону такую пенсию можно будет оформить тоже на 5 лет позже, но уже относительно нового пенсионного возраста — то есть после достижения 70 и 65 лет.

Для этих изменений предусматривается переходный период до установления новых значений:

  • Ежегодно возраст будет увеличиваться на 1 год в течение периода с 2019 по 2023 г. для мужчин и женщин (с учетом предложенного Президентом льготного выхода на пенсию в 2019 и 2020 годах — на 6 месяцев раньше установленного срока).
  • Это означает, что окончательные положения законопроекта будут установлены для мужчин и женщин с 2023 года.

Изменения в пенсионном законодательстве для госслужащих в 2018 году

Законопроект, помимо уже рассмотренных выше изменений, также предусматривает корректировку пенсионного возраста для государственных служащих.

  • С 1 января 2017 года для них возраст выхода на пенсию уже увеличивался ежегодно на полгода.
  • Окончательные значения по принятому тогда графику должны были быть установлены в 2026 году для мужчин (65 лет) и в 2032 году для женщин (63 года).
  • Новым законом предусматривается изменение темпов увеличения пенсионного возраста для госслужащих в соответствии с темпами повышения общеустановленного возраста — ежегодное повышение на 1 год, начиная с 1 января 2020 года.

Тогда повышение возраста выхода госслужащих на пенсию будет происходить согласно графику, представленному в таблице ниже:

Год выхода на пенсию по старому закону Пенсионный возраст по новому закону Год выхода на пенсию по новому закону
Мужчины Женщины
2017 60 + 0,5 55 + 0,5 2017-2018
2018 60 + 1 55 + 1 2019
2019 60 + 1,5 55 + 1,5 2020-2021
2020 60 + 2 55 + 2 2022
2021 60 + 3 55 + 3 2024
2022 60 + 4 55 + 4 2026
2023 60 + 5 55 + 5 2028
2024 55 + 6 2030
2025 55 + 7 2032
2026 и следующие года 55 + 8 2034

Таким образом, определенные законопроектом новые значения возраста выхода госслужащих на пенсию (65 и 63 года) будут установлены в 2023 году для мужчин и в 2026 году для женщин.

Кого не коснется повышение пенсионного возраста?

Законопроектом четко определены категории получателей пенсии, которых коснутся предлагаемые изменения. Поэтому «методом исключения» однозначно можно выделить тех, кому можно не ожидать каких-либо изменений в части повышения пенсионного возраста.

Корректировки не затронут следующих граждан:

  1. Работающих в опасных или вредных условиях:
    • в пользу которых осуществляется уплата взносов по соответствующим тарифам по результатам специальной оценки труда;
    • на подземных и горных работах (добыча угля, руды, строительство шахт и проч.);
    • летчиками гражданской авиации, в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов;
    • в экспедициях, геологоразведочных, поисковых, изыскательных и прочих отрядах;
    • на судах морского, речного флота и на флоте рыбной промышленности;
    • в текстильной промышленности с тяжестью и повышенной интенсивностью (для женщин);
    • в составе локомотивных бригад и работников, осуществляющих организацию и безопасность перевозок на железнодорожном транспорте и метрополитене;
    • водителями грузовых автомобилей в рудниках, карьерах, шахтах;
    • в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишений свободы;
    • машинистами строительной, дорожной и погрузочно-разгрузочной техники, трактористами-машинистами в сельском хозяйстве;
    • водителями автобусов, трамваев, троллейбусов на регулярных городских маршрутах;
    • другие профессии, включенные в «малые списки».
  2. Получателей пенсий по состоянию здоровья или социальным мотивам:
    • женщинам, родившим 5 и более детей, которые воспитали их до достижения 8 лет;
    • женщинам, родившим 2 и более детей и имеющим необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним районам;
    • одному из родителей или опекунам инвалидов с детства, которые воспитали их до достижения 8 лет;
    • инвалидам по зрению (1 группа инвалидности), больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональным карликам;
    • инвалидом ввиду военной травмы;
    • гражданам, постоянно проживающим в районах Крайнего Севера или приравненных к ним районам, которые работали оленеводами, рыбаками, охотниками-промысловиками и другие.
  3. Лиц, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф (в частности, Чернобыльской АЭС).
  4. Граждан, проработавших в летно-испытательном составе, занятых в летных испытаниях авиационной, парашютно-десантной и др. техники.

Подробнее о категориях пенсионеров, для которых по новому закону не предусматривается повышение пенсионного возраста с 1 января 2019 года, можно ознакомиться на официальном сайте ПФР.

Читайте также: