Пенсия которую мы заслужили


Сергей Черкасов

это интересно
это рядом

Cегодня нет боле простого способа потерять аудиторию, как отозваться о пенсионной реформе в позитивном ключе. От того, забавно наблюдать, как патриотично настроенные блогеры, особенно специализирующиеся на отпоростроении, пытаются и просмотров срубить на горячей теме, и лояльность платежеспособной аудитории не потерять, и с проторенных рельсов не сойти.

Мне, как подлинно независимому, на страницах журнала На Линии, публицисту, который не связан обязательствами ни, к сожалению, с заказчиком, ни, к сожалению, с журналом и не имеет, к сожалению, собственной аудитории, гораздо проще в этой ситуации.

Поэтому я хочу предложить вашему вниманию пенсионную реформу, которую мы заслуживаем. Она не только решит проблему с пенсиями и возрастами, но и позволит отчасти решить проблему «замены социального государства и самой структуры общества, порожденного индустриальной революцией»

Для реализации реформы нужно подправить нынешнюю пенсионную систему лишь немного, но эффект от этого будет колоссален. Напомню изящную суть нынешней системы: пенсионеров, т.е. старше поколение, достигшее нетрудоспособного возраста, содержат молодые поколения, еще способные трудится.

На мой взгляд, эту систему нужно конкретизировать – пусть пенсионеров содержат конкретные представители молодого поколения, а именно - их дети.

Вот смотрите, мы сейчас отменяем государственные пенсии для всех людей в возрасте до 30 лет, в том числе и для меня.

Как же я буду жить в старости?

На мое содержание будут идти 22% с зарплаты моих детей.

Правда, гениальная система?

Придумал, её, как и все в этом мире, естественно, ни я.

А теперь, давайте напряжемся, будут циферки. Мне тоже будет непросто – врожденное косноязычие, знаете ли. Скажем так, вот мой сын идет работать. 12% от его зарплаты работодатель переводит в специальный государственный фонд. Еще 10% мой сын сам, но в обязательном порядке, переводит со свой зарплаты на специальный банковский счет. Когда я становлюсь старым и немощным эти 20% объединяются и из них и формируется моя ежемесячная пенсия. Те же деньги, что накопились в фонде и на банковском счету за время когда я еще был не на пенсии, используются для нивелирования перерывов в трудоустройстве сына и прочих форс мажоров, а также для выплаты мне пенсии с того момента, когда мой сын сам ушел на пенсию. После того, как накопленные средства закончатся и по достижении определенного возраста, например, 90 лет (ну или выше), начинает выплачиваться специальная государственная пенсия. Учитывая, что до этого возраст доживают не многие, нагрузка на государство будет не большая.

Теперь, скажем, я умер до пенсии.

Вот те 10%, что отчислялись моим сыном, переходя на его индивидуальный пенсионный счет, увеличивая его будущею пенсию.

Тогда как, те 10% что отчислял работодатель переходят в особую часть государственного фонда.

Внимательный читатель спросит, куда я подевал еще 2% от тех средств, что перечисляет работодатель? А они идут тоже в особую часть фона. И этого фонда выплачивается пенсии тем редким счастливчикам, что дожили до рекордных возрастов и их накопления исчерпаны, а также социально незащищенным пенсионерам. Среди них, например, родители, чей ребенок погиб на войне за страну, или бесплодные (но только при условии, если у нас появится дефицит брошенных детей) и пр.

А теперь давайте прикинем, если я на пенсии хочу получать 40% от среднего заработка, то скольких детей мне нужно вырастить? Учитывая, что родителя двое – то минимум четверых детей и то, при условии, что они будут получать эту среднюю зарплату.

Зато, если их будет, скажем, пятеро или шестеро, и все они состоятся в жизни, то представляете какая у меня будет пенсия? О-го-го.

За одним мы решаем сразу несколько других проблем

Проблему демографическую – большая семья станет единственным способом обеспечить себе состоятельную старость. Ну, кроме самостоятельных накоплений на пенсию.

Проблему черных зарплат - объяснять, что работаешь в черную чтобы не платить налоги ты будешь уже собственной матери, которую лишаешь пенсии. Сейчас же ты лишаешь пенсии какую-то чужую и гипотетическую мать, которую, естественно, не жалко.

Детские дома исчезнут как явление, ибо брошенные дети будут расхватываться как горячие пирожки теми, кто уже не может или не мог изначально завести своих детей.

Пенсионный возраст станет потерявшим смысл анахронизмом - как накопилась необходимая сумма на счету, так и шагай на пенсию. Вот выучил я своих сыновей и дочь, корпел с ними над домашним заданием, да направил грамотно в ВУЗ, зарабатывают они выше среднего и неплохо так выше, и могу я идти на пенсию хоть в 40 лет, писать для вас статейки. А коли просидел вечера за пивасиком или танками, не получили дети вовремя отческого наставления, пробились как смогли и куда смогли, так и работаю до упора.

Опять же, двинул я кони от нездорового образа жизни чуть за 60, и дети мои получили неплохую такую прибавку уже к своей пенсии. Так через одно, два поколения можно будет внести поправки и разрешать часть накоплений использовать для приобретения, например, недвижимости.

В общем, всестороннее справедливой считаю такую пенсионную систему.

Хотя и у нее, конечно, хватает сложных мест. Например, нам понадобится много новых яслей детсадов, школ. Серьезно возрастет нагрузка на бюджет, потому как увеличатся расходы на пособия на рождение детей. Опять же, нужно будет как-то придумать, чтобы подрастающие массы детишек своей юношеской безудержной энергией не разорвали страну какой-нибудь новой революционной идей. Придется решать, что делать с теми стариками, что отказались заводить детей и не стали делать самостоятельных пенсионных накоплений. Это самые очевидные из сложностей. Но они решаемы.

Опят же, посмотрите, как с такой пенсионной реформой наполнятся наши города щебетом детворы, как многочисленны и полноводны станут наши семьи. А ведь одна из главных проблем нашей страны – это высокие инфраструктурные расходы при низкой плотности населения. С внедрением предлагаемой в статье пенсионной системы население страны начнет расти все ускоряющимися темпами. И будет нас к 2100 году не 130 миллионов, а все 200, а то и 250 млн.

Ведь пока нас много, мы можем пережить любые катаклизмы и решить любые проблемы.

Только что-то мне подсказывает, что обществу такая пенсионная система не понравится. А вы как думаете?

ет ни, к соалению, заказчиков, ни не связан ни, к сожалениюзаказчиков, кторых, к сожалению, нет, ни от

От редакции: суждения ув. авторов в рубрике "Мнения" могут не совпадать с мнением редакции и не являются рекомендацией к каким-либо действиям.






В 2019 году в России началась пенсионная реформа. Гражданам на пять лет отсрочили выход на заслуженный отдых, работающим пенсионерам перестали индексировать выплаты. Особняком продолжают стоять «сословия» – их пенсионных гарантий эти изменения опять практически не коснулись. Что делать с этой социальной пропастью?

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 тыс. рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-ых. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», – рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018г. составлял 826,5 тыс.руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустинав должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы – Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путинасоставляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову – 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков – 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко – 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова – 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, – комментирует экономист Игорь Николаев. – Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть всё – и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса – долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

– Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-ые годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" – хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», – подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат – а это сотни тысяч рублей в месяц – и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль – служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц – несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», – комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», – отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», – говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», – рассуждает Екатерина Шульман.

Краткое содержание:


Давайте поговорим о наших с вами пенсиях, вернее о том, как их нам начисляют…На этом форуме я часто вижу статьи и комментарии с недоуменными вопросами нынешних пенсионеров: «А почему у меня пенсия именно такая?» , «Почему так мало?»…

Пенсионное страхование не случайно называется именно так. Когда вы застрахованы, вы регулярно платите страховой компании небольшую сумму. Если наступает «страховой случай» — обычно что-то неприятное, — получите компенсацию.

Пенсия работает примерно так же. Работодатель каждый месяц платит страховые взносы на будущую пенсию работников. Когда те достигают пенсионного возраста —наступает страховой случай, им назначают пенсию по старости. Есть тонкости и исключения, бывают другие виды пенсий — например, по инвалидности, — но общие правила одинаковые. По сути, пенсия – это страховое пособие.

Если вы привыкли жить хорошо, то наша нынешняя пенсия не обеспечит вашу старость.

Этой суммы будет явно недостаточно, чтобы в старости путешествовать, ходить в кино и завтракать в ресторанах. Разве что в стране произойдет что-то волшебное, и чаша изобилия Пенсионного фонда переполнится…

Но пока надежды на это нет и нам, пенсионерам, следует иметь хотя бы общее представление о том, как и из чего складывается наша нынешняя пенсия.

Для примера возьмем россиянку Галину Ивановну, которая вышла на заслуженный отдых в 2010 году. Ей 55 лет. Стаж работы — 35 лет, 27 из них – до 2002 года и 8 лет - после.

Ее пенсия будет состоять из 2-х частей:

1. Часть пенсии, заработанная до 1 января 2002 г. — начала пенсионной реформы;

2. Постреформенная страховая часть пенсии — заработанная после 2002 г.

1. Часть пенсии, заработанная до 1 января 2002 г. — начала пенсионной реформы

А)Страховая дореформенная часть:

Итак – формула: 0,62 × 1,2 × 1671 — 450 = 793,22

0,62 — это стажевый коэффициент за время, отработанное до 2002 г.

По 0,55 дают женщинам за 20 лет стажа (мужчинам — за 25). Плюс за каждый год сверх 20 лет по 0,01 (но не более 0,2). Так как Галина Ивановна до 2002 г. отработала 27 лет, к 0,55 ей добавят 0,07 (0,55+0,07=0,62).

1,2 — коэффициент, в который переводят среднемесячную зарплату. Чтобы его рассчитать, берут среднемесячный заработок будущего пенсионера за 24 месяца 2000-2001 гг. (или за любые 60 месяцев до 01.01.2002 г.; можно учитывать и советский период) и делят на среднюю зарплату по стране за этот же период (по данным Росстата).

У нашей пенсионерки средняя зарплата в то время была 8000 руб., а в общем по стране — 1494,5 руб. Соответственно, этот коэффициент для неё равен 5,4. Но по закону он не может быть больше 1,2 (для северян 1,4-1,9). Получается, что Галине Ивановне при расчёте пенсии учтут не всю зарплату, а только ту часть, которая на 20% больше средней по стране.

1671 руб. — зафиксированный в законе средний заработок по стране за III квартал 2001 г. (последняя известная на то время среднемесячная зарплата).

450 руб. — размер базовой пенсии на 1991 г., так как в данном случае рассчитывают только страховую часть.

Сразу возникает вопрос: Почему так, ведь получается, что, сколько бы ты ни зарабатывал, пенсию высокую не получишь?

Ответ Минздравсоцразвития: В советское время разница в среднем заработке в различных отраслях, а также между рабочими и инженерами не превышала 1,2 раза. Более половины пенсионеров, у которых для расчёта пенсии учтён советский заработок (до 1991 г.), получали не более 120% средней зарплаты в стране.

Как правило, больше получали те, кто работал на Крайнем Севере. У них предельно учитываемый заработок при оценке пенсионных прав может достигать 1,9.

Заработки в 2000-2001 гг. соотносятся со специально утверждённой средней зарплатой, с которой фактически уплачивались взносы в соцфонды. Её размер (1671 руб.) вдвое ниже средней начисленной зарплаты в то время.

Повышение коэффициента учитываемого заработка не дало бы прибавку к пенсии большинству лиц старшего поколения. Основная прибавка досталась бы тем, кто имел официальный заработок выше среднего в начале 2000-х. (Получается, что в правах уравняли тех, кто в 2000-2001 гг. работал честно и получал белую зарплату, с которой исправно платил налоги, и тех, кто свои заработки скрывал.)

Б)Валоризация (перерасчёт с учётом советского стажа):

Формула - 793,22 × (10% + 16%) = 206,24

793,22 руб. — страховая дореформенная часть пенсии, которая получилась у нас по первой формуле выше.

10% — столько добавляют к страховой дореформенной части всем, работавшим во времена СССР.

16% — получились в результате того, что за каждый год, отработанный до 1991 г., приплюсовывают по 1% (у Галины Ивановны 16 лет стажа в Советском Союзе).

В)Индексация:

Формула - (793,22 + 206,24) × 3,6784 = 3676,41

793,22 руб. — страховая дореформенная часть (см. выше).

206,24 руб. — валоризация (об этом читайте выше).

3,6784 — во столько раз государство увеличило страховую часть пенсии с 1991 по 2010 г.

И - опять вопрос: Почему нельзя сделать формулу проще, чтобы каждый мог сам подсчитать свою пенсию?

Минздравсоцразвития: Формулы громоздкие, потому что сейчас одновременно работает несколько правил расчёта пенсий. Эти правила закреплены в законах и оценивают ранее приобретённые пенсионные права с учётом «дореформенного» стажа и заработка.

Чем проще была бы формула, тем у большего количества людей эти права были бы не учтены в полной мере.

Мечта о «простой и понятной» пенсионной формуле на практике может быть реализована лишь в системе полной «уравниловки». Ведь любой учёт стажа, заработка или взносов для расчёта пенсии — это уже сложно само по себе и не всегда понятно каждому.

Если же мы хотим, чтобы наши пенсии адекватно соответствовали нашим «вложениям» в пенсионную систему, придётся смириться с существованием не самых простых формул расчёта пенсионных прав.

Но в итоге, когда в полную силу заработает новая пенсионная реформа, старые нормы должны будут утратить силу, а закон наконец превратится в компактный и для всех понятный документ.

2. Постреформенная страховая часть пенсии — заработанная после 2002 г.

Итак, новая формула - 150 000: 192 = 781,25

150 000 руб. — сумма процентов от зарплаты, которые работодатель перечислил в ПФР за 8 лет работы Галины Ивановны после 2002 г. (при зарплате около 20 000 руб.). (Cообщения об этих накоплениях нам приходили в «письмах счастья» от ПФР.)

192 месяца (16 лет) — эту цифру неофициально называют «временем дожития» для 2010 года— в течение такого срока государство предполагает выплачивать пенсию пожилому человеку. С каждым годом этот срок увеличивается и в 2019 году составляет 252 месяца.

3676,41 + 781,25 + 2723,4 = 7181,06

3676,41 руб. — индексация (см. выше).

781,25 руб. — постреформенная страховая часть пенсии (см. выше).

2723,4 руб. — базовая часть пенсии, сумма которой зафиксирована в законе (её назначают тем, кто имеет меньше 5 лет трудового стажа).

Почему размер базовой части именно такой — 2723 руб.? Госчиновники затруднились ответить, из чего высчитана эта сумма. Похоже, она взята с потолка.

Итог: Галина Ивановна за 35 лет работы при выходе на пенсию может рассчитывать максимум на 35% от своей последней зарплаты (20 000 руб. — зарплата, 7186 руб. — пенсия).

Из этого следует, что государство не ставило перед собой задачу сделать жизнь пенсионера комфортной. Задача, перед ним стоящая, была и есть более скромная - пенсионер должен как-то свести концы с концами, не умереть с голоду.

А как в Европе?

В других странах сегодня формула пенсии такая же сложная?

Поселим нашу героиню во Францию, где примерно такая же пенсионная система (с обязательными базовой и накопительной частями). Для получения гарантированной госпенсии она должна закончить работать в 60 лет со стажем 40,5 лет, в течение которых отчислять взносы в пенсионный фонд.

480 000: 25: 12: 2 = 800

480 000 евро — сумма зарплат за 25 лет (для расчёта берутся любые 25 лет с максимальным заработком).

Столько заработала бы наша будущая пенсионерка, если бы получала среднюю для страны зарплату 1000-2000 евро с 1986 по 2010 г.

25 лет — количество, на которое нужно разделить доход, чтобы получить среднюю зарплату за год. Делим на 12 месяцев — получаем среднемесячный заработок.

2 — вычисляем половину заработка, поскольку по французским законам при максимальном стаже на пенсии можно получать половину от учитываемой в расчётах зарплаты.

Итак, получаем: 800 + 800 × 25% = 1000

800 евро — гарантированная базовая часть. У нашей пенсионерки — 40% от последнего заработка, который равнялся 2000 евро в месяц.

1000 евро — базовая часть от государства плюс обязательная накопительная из профессиональных пенсионных касс.

В течение работы и человек, и работодатель отчисляют туда от 3 до 12% от зарплаты каждый. В итоге человек получает оттуда прибавку к пенсии от 25 до 40%. Даже если добавка из спецкассы для нашей пенсионерки будет минимальной — 25%, то её пенсия всё равно будет приличной — 1000 евро.

Итого: героиня получит пенсию, которая составляет 50% от последнего заработка (в среднем по стране — 80%).

Как было в СССР

После того, как мы с трудом подсчитали пенсию нынешнего пенсионера, давайте посмотрим, а в Советском Союзе её высчитывали так же непросто (ведь чиновники уверяют, что усложняет формулу именно то, что учитывают и советские законы)?

Итак, как выглядел бы расчёт пенсии Галины Ивановны, если бы она работала и вышла на пенсию в СССР.

196 руб. — средняя зарплата (в 1986 г. без допвыплат и льгот, по данным Госстата) за последние 12 месяцев работы либо за любые 5 лет из последних 10 лет перед пенсией.

50% — столько процентов от зарплаты по закону составлял размер пенсии при зарплате более 100 руб. При заработке от 80 до 100 руб. — от 55%; от 60 до 80 руб. — от 65%; от 50 до 60 руб. — от 75%; до 50 руб. — 85%.

98 + 98 × 20% = 117, 6

98 руб. — гарантированная часть (см. выше).

20% — надбавка женщине, имеющей детей, которая 20 лет проработала на одном предприятии. Такую же доплату получали работники с непрерывным стажем в 25 лет.

Право на надбавку в 10% имели мужчины с 35 годами стажа, женщины — с 30 годами общего стажа работы.

Плюс пенсионерам, имеющим на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи, к пенсии добавляли 10-15%.

117,6 руб. — Полученная пенсия не могла быть ниже 50 руб. и выше 120 руб. (для занятых на работах с неблагоприятными условиями труда в зависимости от срока работы — до 160 руб. в месяц).

Итого: советская пенсия Галины Ивановны без социальных доплат составляла бы минимум 60% от зарплаты (в среднем по стране — 75%).


В редакцию приходит много писем с вопросом: «А почему у меня пенсия именно такая?» Поэтому «АиФ» взял на себя нелёгкий труд и подсчитал размер пенсии.

Для примера взяли россиянку Галину Ивановну, которая выходит на заслуженный отдых в этом году. Ей 55 лет. Стаж работы - 35 лет. Цифры в формулах, которые не поддаются логическому объяснению, мы попросили прокомментировать их разработчиков - сотрудников Минздравсоцразвития РФ.

1. Часть пенсии, заработанная до 1 января 2002 г. - начала пенсионной реформы

Страховая дореформенная часть:

0,62 × 1,2 × 1671 - 450 = 793,22

0,62 - коэффициент, в который переводят стаж, отработанный до 2002 г.

По 0,55 дают женщинам за 20 лет стажа (мужчинам - за 25). Плюс за каждый год сверх 20 лет по 0,01 (но не более 0,2). Так как Галина Ивановна до 2002 г. отработала 27 лет, к 0,55 ей добавят 0,07.

1,2 - коэффициент, в который переводят среднемесячную зарплату.

Чтобы его рассчитать, берут среднемесячный заработок будущего пенсионера за 24 месяца 2000-2001 гг. (или за любые 60 месяцев до 01.01.2002 г.; можно учитывать и советский период). Его делят на среднюю зарплату по стране за этот же период (по данным Росстата). У нашей пенсионерки средняя зарплата в то время была 8000 руб., а в общем по стране - 1494,5 руб. Соответственно, этот коэффициент для неё равен 5,4. Но по закону он не может быть больше 1,2 (для северян 1,4-1,9). Получается, что Галине Ивановне при расчёте пенсии учтут не всю зарплату, а только ту часть, которая на 20% больше средней по стране.

1671 руб. - зафиксированный в законе средний заработок по стране за III квартал 2001 г. (последняя известная на то время среднемесячная зарплата).

450 руб. - размер базовой пенсии на 1991 г., так как в данном случае рассчитывают только страховую часть.

Почему вычитают базовую советскую часть, а для расчёта формулы берут уже российский средний заработок? Минздравсоцразвития: Вычитают, чтобы определить пенсионный капитал (условную сумму, которая пойдёт на выплату вашей пенсии на все оставшиеся человеку годы). Сейчас этот капитал рассчитывают одновременно с назначением пенсии. К 2013 г. эта сумма должна быть зафиксирована на индивидуальном лицевом счёте каждого будущего пенсионера. Тогда вычеты и прибавления не понадобятся.

Почему так, ведь получается, что, сколько бы ты ни зарабатывал, пенсию высокую не получишь? Минздравсоцразвития: В советское время разница в среднем заработке в различных отраслях, а также между рабочими и инженерами не превышала 1,2 раза.

Более половины пенсионеров, у которых для расчёта пенсии учтён советский заработок (до 1991 г.), получали не более 120% средней зарплаты в стране. Как правило, больше получали те, кто работал на Крайнем Севере. У них предельно учитываемый заработок при оценке пенсионных прав может достигать 1,9. Заработки в 2000-2001 гг. соотносятся со специально утверждённой средней зарплатой, с которой фактически уплачивались взносы в соцфонды. Её размер (1671 руб.) вдвое ниже средней начисленной зарплаты в то время. Повышение коэффициента учитываемого заработка не дало бы прибавку к пенсии большинству лиц старшего поколения. Основная прибавка досталась бы тем, кто имел официальный заработок выше среднего в начале 2000-х. (Получается, что в правах уравняли тех, кто в 2000-2001 гг. работал честно и получал белую зарплату, с которой исправно платил налоги, и тех, кто свои заработки скрывал. - Ред.)

Валоризация (перерасчёт с учётом советского стажа):

793,22 × (10% + 16%) = 206,24

793,22 руб. - страховая дореформенная часть (как она получается, читайте выше).

Почему стаж пересчитывают советский, а зарплату для этого берут уже российскую? Минздравсоцразвития: Те, кто работал в советское время, мог взять для расчёта страховой части (формулу см. выше. - Ред.) и советский период стажа.

10% - столько добавляют к страховой дореформенной части всем, работавшим во времена СССР.

16% - получились в результате того, что за каждый год, отработанный до 1991 г., приплюсовывают по 1% (у Галины Ивановны 16 лет стажа в Советском Союзе).

(793,22 + 206,24) × 3,6784 = 3676,41

793,22 руб. - страховая дореформенная часть (см. выше).

206,24 руб. - валоризация (об этом читайте выше).

3,6784 - во столько раз государство увеличило страховую часть пенсии с 1991 по 2010 г.

Почему нельзя сделать формулу проще, чтобы каждый мог сам подсчитать свою пенсию? Минздравсоцразвития: Формулы громоздкие, потому что сейчас одновременно работает несколько правил расчёта пенсий. Эти правила закреплены в законах и оценивают ранее приобретённые пенсионные права с учётом «дореформенного» стажа и заработка. Чем проще была бы формула, тем у большего количества людей эти права были бы не учтены в полной мере. Мечта о «простой и понятной» пенсионной формуле на практике может быть реализована лишь в системе полной «уравниловки». Ведь любой учёт стажа, заработка или взносов для расчёта пенсии - это уже сложно само по себе и не всегда понятно каждому. Если же мы хотим, чтобы наши пенсии адекватно соответствовали нашим «вложениям» в пенсионную систему, придётся смириться с существованием не самых простых формул расчёта пенсионных прав. Но в итоге, когда в полную силу заработает новая пенсионная реформа, старые нормы должны будут утратить силу, а закон наконец превратится в компактный и для всех понятный документ.

2. Постреформенная страховая часть пенсии - заработанная после 2002 г.

150 000 : 192 = 781,25

150 000 руб. - сумма процентов от зарплаты, которые работодатель перечислил в ПФР за 8 лет работы Галины Ивановны после 2002 г. (при зарплате около 20 000 руб.). (Cообщения об этих накоплениях нам приходят в «письмах счастья» от ПФР.)

192 месяца (16 лет) - эту цифру неофициально называют «временем дожития» - в течение такого срока государство предполагает выплачивать пенсию пожилому человеку. После 2013 г. эта цифра увеличится до 228 месяцев (19 лет). (Похоже, государство «разрешит» молодым пожить подольше. - Ред.) Почему так? Известно, что ли, что те, кто сейчас выходит на пенсию, будут жить меньше?

Минздравсоцразвития: С 2002-го идёт плавное повышение предполагаемого периода выплаты пенсии (начиная от периода в 12 лет). В 2001 г. законодатель посчитал целесообразным постепенно увеличивать срок выплаты пенсии, потому что те, кто выходит на заслуженный отдых в ближайшее время, имеют меньше возможностей «заработать» себе на пенсию. А за счёт того, что срок у них меньше, прибавка к пенсии за каждый год уплаты взносов будет несколько выше.

3676,41 + 781,25 + 2723,4 = 7181,06

3676,41 руб. - индексация (см. выше).

781,25 руб. - постреформенная страховая часть пенсии (см. выше).

2723,4 руб. - базовая часть пенсии, сумма которой зафиксирована в законе (её назначают тем, кто имеет меньше 5 лет трудового стажа). Почему размер базовой части именно такой - 2723 руб.? Госчиновники затруднились ответить, из чего высчитана эта сумма. Похоже, она взята с потолка.

Итог: Галина Ивановна за 35 лет работы при выходе на пенсию может рассчитывать максимум на 35% от своей последней зарплаты (20 000 руб. - зарплата, 7186 руб. - пенсия).

Комментарий эксперта

Чтобы выяснить, почему методика расчёта пенсии так сложна, мы решили обратиться к специалистам по финансовой математике. Вот мнение Бориса Кашина, члена-корреспондента РАН, главного научного сотрудника Математического института им. В. А. Стеклова:

- Человеку, далёкому от математики, формула расчёта пенсии действительно сложна для понимания. И упростить её не получится - она учитывает различные положения закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ограничения на размер пенсии, которые в нём присутствуют. Эта формула была подогнана под скромную задачу: пенсионер должен как-то свести концы с концами, не умереть с голоду.

Как сейчас в Европе

Париж нам только снится. В других странах сегодня формула пенсии такая же сложная? Поселим нашу героиню во Францию, где примерно такая же пенсионная система (с обязательными базовой и накопительной частями). Для получения гарантированной госпенсии она должна закончить работать в 60 лет со стажем 40,5 лет, в течение которых отчислять взносы в пенсионный фонд.

480 000 : 25 : 12 : 2 = 800

480 000 евро - сумма зарплат за 25 лет (для расчёта берутся любые 25 лет с максимальным заработком). Столько заработала бы наша будущая пенсионерка, если бы получала среднюю для страны зарплату 1000-2000 евро с 1986 по 2010 г.

25 лет - количество, на которое нужно разделить доход, чтобы получить среднюю зарплату за год. Делим на 12 месяцев - получаем среднемесячный заработок.

2 - вычисляем половину заработка, поскольку по французским законам при максимальном стаже на пенсии можно получать половину от учитываемой в расчётах зарплаты.

800 + 800 × 25% = 1000

800 евро - гарантированная базовая часть. У нашей пенсионерки - 40% от последнего заработка, который равнялся 2000 евро в месяц. 1000 евро - базовая часть от государства плюс обязательная накопительная из профессиональных пенсионных касс. В течение работы и человек, и работодатель отчисляют туда от 3 до 12% от зарплаты каждый. В итоге человек получает оттуда прибавку к пенсии от 25 до 40%. Даже если добавка из спецкассы для нашей пенсионерки будет минимальной - 25%, то её пенсия всё равно будет приличной - 1000 евро.

Итого: героиня получит пенсию, которая составляет 50% от последнего заработка (в среднем по стране - 80%).

Как было в СССР

Чем проще, тем больше. После того как мы с трудом подсчитали пенсию нынешнего пенсионера, решили посмотреть: а в Советском Союзе её высчитывали так же непросто (ведь чиновники уверяют, что усложняет формулу именно то, что учитывают и советские законы)? Итак, как выглядел бы расчёт пенсии Галины Ивановны, если бы она работала и вышла на пенсию в СССР.

196 руб. - средняя зарплата (в 1986 г. без допвыплат и льгот, по данным Госстата) за последние 12 месяцев работы либо за любые 5 лет из последних 10 лет перед пенсией.

50% - столько процентов от зарплаты по закону составлял размер пенсии при зарплате более 100 руб. При заработке от 80 до 100 руб. - от 55%; от 60 до 80 руб. - от 65%; от 50 до 60 руб. - от 75%; до 50 руб. - 85%.

98 + 98 × 20% = 117, 6

98 руб. - гарантированная часть (см. выше).

20% - надбавка женщине, имеющей детей, которая 20 лет проработала на одном предприятии. Такую же доплату получали работники с непрерывным стажем в 25 лет. Право на надбавку в 10% имели мужчины с 35 годами стажа, женщины - с 30 годами общего стажа работы. Плюс пенсионерам, имеющим на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи, к пенсии добавляли 10-15%. 117,6 руб. - Полученная пенсия не могла быть ниже 50 руб. и выше 120 руб. (для занятых на работах с неблагоприятными условиями труда в зависимости от срока работы - до 160 руб. в месяц).

Итого: советская пенсия Галины Ивановны без социальных доплат составляла бы минимум 60% от зарплаты (в среднем по стране - 75%). Благодарим за помощь в подготовке материала профессора Московской государственной юридической академии Э. Г. Тучкову

АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ - Екатерина Донских, Дмитрий Скуржанский

Читайте также: