Пенсия за годы службы в ссср

В Советском Союзе служба в рядах вооруженных сил страны считалась почетной обязанностью, исполнение которой поручалось всем годным по состоянию здоровью гражданам мужского пола. При этом срок службы в войсках составлял весьма немаленький период. Так, по общему правилу он составлял 2 года.

Для призывников, имеющих высшее образование, срок сокращался до 1 года. А для граждан, направляемых на флот, срок службы составлял 3 года. Несомненно, эти периоды осуществления социально значимых задач не могут не учитываться государством при вопросе начисления пенсии. О том, существует ли надбавка к пенсии за службу в советской армии пойдет речь в статье далее.

Бесплатно по России

Какая есть доплата

В 2015 году пенсионная система в Российской Федерации претерпела довольно серьезные изменения, касающиеся порядка исчисления размера положенных выплат. Было полностью отменено понятие «трудовая пенсия», а сами выплаты стали рассчитываться по-иному. Пенсии стали страховыми, а их формирование непосредственно зависит от количества и периода отчисления работодателем взносов в Пенсионный фонд России.

Эти взносы конвертируются в так называемые пенсионные баллы, которые имеют определенную стоимость в рублях.

Соответственно, служба в советской армии, хоть и не является страховым периодом, который можно рассматривать как основание для начисления баллов, однако представляя собой социально значимую деятельность, может учитываться при расчете пенсионных выплат гражданам.

Однако следует понимать, что размер прибавки в данном случае будет весьма небольшим, поскольку она затрагивает только лишь страховую часть пенсии, фиксированная же часть останется неизменной.

Кроме этого, существует мнение, что в некоторых случаях обращение за соответствующим перерасчетом может привести к уменьшению размера пенсии. Действительно, в отдельных ситуациях перерасчет может оказаться невыгодным. Однако уменьшение размера пенсионного обеспечения не произойдет, поскольку пенсионер вправе отказаться от применения результатов расчета.

Таким образом, бывшие военнослужащие срочной службы советской армии в большинстве своем могут рассчитывать на прибавку, размер которой, впрочем, не очень велик. В отдельных ситуациях перерасчет не приведет к изменению размера пенсионной выплаты вовсе.

Кому положена

Чтобы рассчитывать на доплату, пенсионеру или лицу, выходящему на пенсию, следует проверить, соответствуют ли он представленным ниже критериям:

  1. Прохождение срочной службы в вооруженных силах СССР вне зависимости от полученного звания и занимаемой должности.
  2. Наличие достаточного страхового стажа и ИПК для получения страховой пенсии.
  3. Наличие гражданства Российской Федерации.

Кроме этого, следует обратить внимание, что на получение надбавок могут рассчитывать только лица мужского пола. Это напрямую связано с тем, что во времена Советского Союза, равно как и в наше время, к несению срочной военной службы привлекались только мужчины.

Расчет доплаты

Итак, ранее было сказано, что для начисления страховой пенсии используется специальный показатель – пенсионный балл. В свою очередь их совокупность формирует ИПК (индивидуальный пенсионный коэффициент), от значения которого во многом и зависит размер пенсионных выплат.

За службу в советской армии гражданам также начисляются дополнительные баллы. При этом их количество напрямую зависит от срока службы. Разберем подробнее:

  • при сроке службы 1 год начисляется 1,8 балла;
  • при сроке службы 2 года начисляется 3,6 балла;
  • при сроке службы 3 года начисляется 5,4 балла.

Чтобы понять, как перерасчет отразится на общем размере пенсионной выплаты, необходимо привести пример:

Пенсионер Иванов получает пенсионную выплату в размере 14000 рублей. В 2020 году он обратился в Пенсионный фонд России в целях начисления ему доплаты за службу в войсках СССР. Иванов проходил ее в советском флоте, отслужив 3 календарных года. Таким образом, ему дополнительно начисляется 5,4 балла.

Учитывая, что стоимость одной пенсионной единицы в 2020 году составляет 93 рубля, несложно рассчитать размер доплаты:
5,4*93 рубля = 502,2.
Таким образом, размер доплаты Иванову составит 502 рубля 20 копеек, а общий размер его пенсии составит 14502 рубля 20 копеек.

При этом следует учитывать, что если бы Иванов служил 2 года, как большинство советских военнослужащих срочной службы, то размер надбавки был бы меньше, поскольку расчет выглядел бы следующим образом:

3,6*93 =334,8.

Получается, что большинство бывших срочников СА могут рассчитывать на доплату в размере 334,8 рубля при обращении за ней в 2020 году.

Куда обращаться с вопросом о доплате

Для того чтобы получить положенную доплату, гражданину необходимо обратиться в отделение пенсионного фонда лично или через своего представителя.

Кроме этого, существует возможность подачи документов в ПФР следующими путями:

  1. Через МФЦ. Многофункциональные центры во всех регионах могут принимать документы, направляемые в адрес ПФР. При этом МФЦ, как правило, имеют более удобные местоположения и графики работы.
  2. Через портал «Госуслуги». Подача документов через портал «Госуслуги» возможна только при наличии соответствующей подтвержденной учетной записи.

Нужно ли предоставлять документы для начисления

При обращении за доплатой гражданам следует предоставить, помимо заявления, и дополнительные документы, подтверждающие право на доплату.

Так, в первую очередь, к ним следует отнести:

  1. Паспорт гражданина РФ. Возможно предоставление иного документа, удостоверяющего личность и гражданство заявителя.
  2. Военный билет. Данный документ должен содержать в себе отметку о прохождении военной службы и ее срок. Если по тем и или иным причинам у гражданина военный билет отсутствует, то в ПФР следует предоставить справку из военкомата, подтверждающую факт и периоды службы в советской армии.

Следует отметить, что в зависимости от конкретной ситуации при обращении в ПФР могут потребоваться и иные документы, подтверждающие право на получение доплаты.

Сроки рассмотрения заявления

Соответствующее заявление должно быть рассмотрено в Пенсионном фонде РФ в течение 10 дней. Однако в отдельных случаях этот срок может быть продлен на более длительный период.

В случае отказа ПФР от начисления доплаты гражданин вправе обжаловать данное решение в судебном порядке.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

Граждане, проходившие службу в армии СССР, имеют право на начисление им дополнительных пенсионных баллов, которые дают прибавку к пенсии. Сама доплата зависит от срока службы в войсках. Обращаться за получением надбавки следует в местное управление Пенсионного фонда России.

Служба в армии больше не входит в страховой стаж, но за нее можно получить дополнительные баллы. Как?

В 2015 году у всех российских пенсионеров появилось новые понятия — страховой стаж (вместо трудового) и пенсионные баллы. оказалось, что некоторые периоды, которые раньше увеличивали стаж, теперь называются «нестраховыми» и на страховой стаж (дающий право на выход на пенсию) никакого влияния не оказывают. Зато за них начисляют пенсионные баллы. Что все это значит?

Страховой и нестраховой стаж

До пенсионной реформы 2015-го года (которую сейчас даже станно называть реформой) прохождение срочной службы в армии отражалась на пенсии. То есть те два или полтора года, которые в свое время пенсионер-мужчина отслужил по призыву, включались в его трудовой стаж. Тем самым увеличивая пенсионный коэффициент. Поэтому и расчет пенсии вели по этому принципу, учитывая общую совокупность факторов:

  • размер заработной платы;
  • различные повышающие и понижающие коэффициенты;
  • характер и особенностей трудовой деятельности.

То есть, имело значение, сколько человек зарабатывал до и после армии, сколько всего он заработал общего трудового стажа, а также сколько за него перечислил в Пенсионный фонд страховых взносов работодатель. То есть, конкретно за саму службу в армии никаких прибавок к пенсии не предусматривалось и годы, отданные службе Родине отдельно не оценивались.

Теперь годы службы в Вооруженных силах СССР (и России) в страховой пенсионный стаж не засчитываются.

Пенсионные баллы за службу в армии

Теперь российские пенсионеры получили реальное основание для увеличения пенсии – за прохождение срочной службы в рядах советской армии. Ведь с 2015 года за службу в армии, как во времена СССР, так и в современной России, начисляется не стаж, а пенсионные баллы, которые имеют свою стоимость. В частности, с 1 января 2019 года один пенсионный балл стоит 87,24 рубля. То есть, если за службу в армии начисляют баллы, значит они теперь непосредственно влияют на размер пенсии.

Те пенсионеры, у которых армейские годы вошли в общий трудовой стаж, при желании, могут попробовать претендовать на прибавку к пенсии. Правда, гарантий, что прибавка будет, нет никаких. По заявлению такого пенсионера Пенсионный фонд должен начать роцедуру проверки, по итогам которой сбудет принято решение, увеличится ли пенсия такого заявителя и насколько.

На какую прибавку можно рассчитывать за службу в армии

На существенную доплату рассчитывать точно не стоит. Ведь за службу по призыву начисляют всего по 1,8 балла за год. То есть те пенсионеры, которые во времена СССР отслужили 2 года могут получить всего 3,6 балла, что эквивалентно 314 рублям. Учитывая, что за службу в действующем размере пенсии все равно что-то засчитано, прибавка может быть минимальной. Но ведь, как говорят, за спрос денег не берут. И написать заявление о перерасчете в Пенсионный фонд с начислением пенсионных баллов за армейский период, никто не мешает.

Кстати, переживать о том, что пенсия может уменьшиться, не стоит. Этого не произойдет даже в том случае, если при перерасчете в ее размере обнаружат ошибку. Уменьшать уже начисленные пенсионеру суммы Пенсионный фонд права не имеет.

Кроме того, если гражданин предоставит в ПФР дополнительные документы, получение «армейской доплаты» может стать реальнее. Ведь если у человека большой стаж, например до 2002 года включительно составляет более 45 лет (без учета воинской службы). то он и так имеет право на максимальный повышающий коэффициент. Поэтому исключение из такого стажа службы в армии и перевод этих лет в пенсионные баллы, размер пенсии не уменьшит, а увеличит как раз на те самые 314 рублей.

Также на прибавку в 90% случаев, как поясняют специалист ПФР, могут претендовать мужчины, у которых есть трудовой стаж на предприятии с вредными или опасными условиями труда. Размер прибавки будет определяться индивидуально.

Таким образом, если пенсионер в свое время отдал долг Родине и отслужил по призыву, он ничего не потеряет, если напишет в отделении Пенсионного фонда по месту жительства заявление о перерасчете пенсии или просто обратиться за консультацией к специалисту. Ведь даже если такая прибавка составит всего 100 рублей в месяц, это уже имеет смысл, с учетом размеров пенсий. В случае перерасчета пенсии в большую сторону, увеличенные выплаты можно будет получать с даты обращения.

При выходе на пенсию людей, имеющих трудовой стаж во времена 1992-2002 и ранее, логичным является вопрос понимания данного процесса – начисления суммы пенсии за эти периоды. Как производится расчёт пенсии по советскому стажу и все особенности данного процесса, мы рассмотрим далее.

Общая информация по советскому стажу

Люди, которые в данный конкретный момент выходят на пенсию, работали ещё во времена Советского Союза (до развала СССР в 1991 году). За период до нынешнего времени очень многое изменилось, в том числе при начислении пенсии. Периоды трудовой и общественной деятельности для будущего пенсионера влекут за собой назначение прибавки к пенсии по определённой системе. Пример подсчёта указан далее в статье.

Всё время трудового стажа, условно, разделяется на 4 периода:

  • до 1991;
  • 1991-2001;
  • 2002-2014;
  • 2015 – настоящее время.

С 2015 года начисление пенсии будет происходить по определённой новейшей системе с начислением специальных баллов. А за 2002-2014 годы расчёт проводился по количеству страховых взносов. В данной статье нас скорее интересует советский и постсоветский стаж, поэтому сделаем упор на данной информации, а общая его суть сводится к конкретным числам.

Во времена Советского Союза вся информация утверждалась документально, следовательно, для начисления и прибавки к пенсии необходимо подобные документы иметь, подтверждая трудовую и общественную деятельность за эти периоды. Это касается также отпусков по уходу за ребёнком, службы в армии и т. д.


Согласно законодательству, имея трудовой стаж в советское время (подтверждённый документально), за все годы начисляется по 1% в сумму пенсии. То есть если человек проработал и имеет трудовой стаж во времена СССР (до 1991 года) в количестве 4 лет, его надбавка к пенсии составит 4%, если проработал 17 лет, то 17% и т. д.

Также указом президента России было решено и установлено, что вне зависимости от предоставления документов или наличия трудового стажа в принципе, за период с 1991 по 2001 год всем пенсионерам будут начислены дополнительные 10% к пенсии.

Пример расчёта пенсии за советский стаж

Пенсионер имеет трудовой стаж в количестве 35 лет, 20 из которых – в советское и постсоветское время. Необходимо посчитать коэффициент средней зарплаты пенсионера и в целом по стране. Вне зависимости от подсчётов, если коэффициент превышает 1,2, то берётся именно это значение, во всех остальных случаях – согласно подсчёту.

В данном примере средняя зарплата пенсионера равнялась 320 рублям, в то время как во всей остальной стране средняя зарплата составляла 210 рублей. Коэффициент превышает допустимый максимум, поэтому будет равняться 1,2.

Далее подсчитывается стажевой коэффициент по следующей формуле:

0,55 + 0,1 x (35 – 20) = 0,70.

Общая пенсия рассчитывается по формуле:

(0,70 (стажевой коэффициент) x 1,2 (коэффициент средней зарплаты)) x 1671 = 1223,17.

Если сумма будет свыше 660, вычитается 450 рублей. В итоге сумма становится 773,17. Это количество увеличивается на 20% за советский и постсоветский стаж до 927,80.

Полученное число умножается на индексацию (в данном примере, на момент 2014 года) – 5,6148, а затем делится на количество рублей, начисляемых за 1 пенсионный балл по нынешней системе (64,1 рубля на момент 2015 года).

В итоге пенсия, по результатам расчёта, составит 81,27 баллов, значит прибавка к пенсии за советский стаж составит около 6 300 рублей. Представленный пример был без учёта премий, прерванного стажа, рождённых детей (и соответствующих пауз в трудовом стаже). Достаточное ли это количество и стоит ли за него бороться – индивидуальное дело каждого человека.

Не зависимо от того, посчитает ли гражданин такую прибавку достаточной или нет, лучше иметь понятие, что такое советский стаж, и какие формулы используются при его расчете. Но каждый трудовой стаж – уникален, поэтому чтобы не ошибиться в подсчетах, хорошей идеей будет обратиться в Пенсионный фонд, где сотрудники Вам подробно все объяснят.

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР

от 17 декабря 1959 г. N 1397

О ПЕНСИЯХ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ,

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

В соответствии со статьей 58 Закона о государственных пенсиях Совет Министров Союза ССР постановляет:

1. Пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложению назначать:

а) учителям и другим работникам просвещения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет;

б) врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках), и не менее 30 лет в городах.

2. Пенсии за выслугу лет учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения назначать в размере 40% ставки заработной платы или оклада.

3. Максимальный размер пенсий за выслугу лет установить 1200 рублей в месяц, минимальный размер пенсии для неработающих пенсионеров - 300 рублей в месяц.

4. Пенсии за выслугу лет учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения во всех случаях исчислять из ставки заработной платы или оклада по последней перед обращением за пенсией должности, дающей право на пенсию за выслугу лет.

При исчислении пенсий за выслугу лет, назначаемых согласно настоящему Постановлению, учитывать основную ставку заработной платы (оклад) или фактически получаемую часть ставки (оклада) без надбавок и дополнительных оплат.

Если работник по основной должности не получал полного должностного оклада (ставки) и работал по совместительству на работе, дающей право на пенсию за выслугу лет, то пенсию исчислять из общей суммы его заработка, но не более, чем из полной ставки по высшей из занимаемых должностей.

Учителям, работающим одновременно на нескольких работах с различными ставками и получающим несколько неполных ставок, пенсию исчислять из общей суммы их заработка за преподавательскую работу, но не свыше, чем из полной ставки по высшей из занимаемых должностей.

Директорам (заведующим) и заведующим учебной частью школ пенсию исчислять из ставки заработной платы по их административной должности или из ставки заработной платы за преподавательскую работу по их выбору.

5. Пенсионерам, получающим пенсии за выслугу лет в соответствии с настоящим Постановлением и продолжающим работать, пенсию выплачивать в полном размере, если пенсия и заработок в общей сумме не превышают 2000 рублей в месяц.

Если пенсия и заработок, вместе взятые, превышают 2000 рублей в месяц, то соответственно снижается размер выплачиваемой пенсии с тем, чтобы общая сумма пенсии и заработка составляла 2000 рублей.

6. Установить, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.

7. Утвердить прилагаемое Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

8. При назначении, выплате и перерасчете пенсий за выслугу лет соответственно применять пункты 5, 11 - 14, 111, 113, 115, 117 - 120, 129, 140 - 143, 149 - 157, 159 - 168, 172 - 180 и 181 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590.

9. Пенсии за выслугу лет агрономам, ветеринарным врачам, зоотехникам и другим работникам сельского хозяйства назначать и выплачивать по условиям и нормам, предусмотренным действующим законодательством о пенсиях за выслугу лет работникам сельского хозяйства, с применением пунктов 3 и 5 настоящего Постановления.

10. Пенсии по случаю потери кормильца, получавшего или имевшего право получать пенсию за выслугу лет, установленную для работников просвещения, здравоохранения и работников сельского хозяйства, назначать и выплачивать в порядке, установленном Законом о государственных пенсиях для пенсий по случаю потери кормильца.

Если пенсии по случаю потери кормильца, назначенные до 1 января 1960 года, выше пенсий по случаю потери кормильца, установленных Законом о государственных пенсиях, эти пенсии сохранить в ранее назначенных размерах, но не выше максимальных размеров, установленных Законом для пенсий по случаю потери кормильца.

11. Пенсии за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства, назначенные до 1 января 1960 года, выплачивать со дня вступления в действие настоящего Постановления на следующих основаниях:

а) пенсионерам, имеющим по условиям и нормам настоящего Постановления право на более высокую пенсию, пенсии повышаются до размеров, установленных этим Постановлением;

б) остальным пенсионерам пенсии сохраняются в ранее назначенных размерах, но не выше максимальных и не ниже минимальных размеров пенсий за выслугу лет, установленных пунктом 3 настоящего Постановления;

в) работающим пенсионерам, получающим пенсии за выслугу лет, пенсии выплачиваются в соответствии с пунктом 5 настоящего Постановления.

12. Настоящее Постановление ввести в действие с 1 января 1960 года.

13. Обязать Юридическую комиссию при Совете Министров СССР представить в 2-месячный срок в Совет Министров СССР перечень решений Правительства СССР, а также постановлений, инструкций и разъяснений бывшего Народного Комиссариата Труда СССР и Союзного Совета социального страхования при Народном Комиссариате Труда СССР, утративших силу в связи с изданием настоящего Постановления.

Совета Министров Союза ССР

Совета Министров СССР

Совета Министров СССР

от 17 декабря 1959 г. N 1397

УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ, РАБОТА

В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Наименование учреждений и организаций

I. УЧИТЕЛЯ И ДРУГИЕ РАБОТНИКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Учебные заведения и детские учреждения

1. Начальные, семилетние, восьмилетние и средние школы, независимо от их наименования

Школы-интернаты и школьные интернаты всех наименований

Школы всех типов для глухонемых, слепых, нервных и других больных детей

Санаторные, санаторно-лесные и лесные школы, школы и учебные группы при детских санаториях

Школы рабочей и сельской молодежи, школы для переростков и взрослых

Средние общеобразовательные трудовые политехнические школы

Средние музыкальные и художественные школы, музыкальные школы-семилетки, школы музыкантских воспитанников

Суворовские, нахимовские и другие военные специальные средние школы и училища

Учителя, учителя-логопеды, логопеды, преподаватели, педагоги, сурдопедагоги, тифло-педагоги, педагоги-воспитатели, воспитатели-руководители (воспитатели), заведующие и инструкторы слуховых кабинетов, директора, заведующие, их заместители по учебно-воспитательной, учебно-производственной части или работе, по производственному обучению, заведующие учебной и учебно-воспитательной частью

2. Детские дома, детские трудовые воспитательные колонии, детские приемные и детские приемные пункты, детские приемники-распределители, логопедические пункты и стационары, школы-клиники

Институты трудового воспитания детей

Директора (заведующие), их заместители по учебно-воспитательной работе (части), учителя, педагоги-воспитатели, воспитатели-руководители (воспитатели), сурдопедагоги

3. Техникумы и другие средние специальные учебные заведения (педагогические, медицинские, сельскохозяйственные и др.)

Учебные заведения системы трудовых резервов, школы и училища профессионально-технического образования других систем (кроме высших учебных заведений)

Школы фабрично-заводского ученичества

4. Детские сады и объединенные ясли-сады

Заведующие, руководители-воспитатели, воспитатели

3. Лечебные учреждения

Детские клиники, поликлиники, больницы, санатории и диспансеры, ясли и дома ребенка, детские отделения в больницах, санаториях, диспансерах и колониях

Учителя, педагоги-воспитатели, логопеды и сурдопедагоги

4. Органы народного образования

Районные, окружные и городские (в городах, где нет районных отделов народного образования) отделы народного образования

Заведующие, инструкторы и инспекторы, запасные учителя

II. ВРАЧИ И ДРУГИЕ МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ

1. Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения

Больничные учреждения всех типов и наименований, в том числе клиники и клинические части, госпитали, лепрозории, психиатрические колонии

Амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (поликлиники, амбулатории, диспансеры всех профилей, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови, медсанчасти, здрав-пункты, медицинские кабинеты и пункты, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, станции санитарной авиации, рентгеновские станции и пункты, медицинские лаборатории и другие)

Детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады

Дома-ребенка, дома и комнаты матери и ребенка

Комнаты для кормления детей на предприятиях

Женские, детские и женско-детские консультации

Молочные кухни и пищевые станции Пункты сбора грудного молока

Детские учреждения и учебные заведения, перечисленные в разделе I настоящего Перечня

Санитарно-эпидемиологические, противомалярийные, противотуляремийные, противобруцеллезные, противочумные, дезинфекционные, пастеровские, санитарно-контрольные, изоляционно-пропускные, гигиенические, противоэпидемические, прививочные, бактериологические и коревые станции, пункты, отряды и лаборатории, санпропускники и другие санитарно-профилактические учреждения

Санатории и курортные лечебницы всех наименований, санаторно-курортные эвакоприемники, эвакопункты и эвакобазы

Столовые лечебного питания, диетические столовые

Горноспасательные части на шахтах и других предприятиях

Врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - все независимо от наименования должности; дезинфекционные инструкторы

2. Аптечные учреждения

Аптеки, отделения аптек и аптечные пункты (в том числе при больницах, поликлиниках, санаториях и т.д.), галеновые и контрольно-аналитические лаборатории

Заведующие, управляющие и их заместители; фармацевты, занятые изготовлением лекарств; фармацевты, занятые контролем за изготовлением и отпуском лекарств

3. Учреждения социального обеспечения

Дома инвалидов и интернаты инвалидов, дома для престарелых, школы для инвалидов, дома для детей-инвалидов

Врачи, фельдшеры, медицинские сестры и лаборанты

Медицинские отделы протезных предприятий

Врачи, фельдшеры, медицинские сестры - все независимо от занимаемой должности

4. Органы здравоохранения, врачебного контроля и врачебной экспертизы

Районные, окружные и городские (в городах, где нет районных отделов здравоохранения) отделы и управления здравоохранения

Заведующие, инспекторы и инструкторы

Врачебно-трудовые экспертные комиссии, бюро судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы

Врачи, фельдшеры, помощники врача, акушерки, медицинские сестры и лаборанты - все независимо от наименования должности

1. Учителя и другие работники просвещения заочных средних школ, техникумов и других средних специальных учебных заведений, указанных в настоящем Перечне, относятся к числу лиц, имеющих право на получение пенсии за выслугу лет.

2. Работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

3. Работа по найму до установления советской власти по специальности в должностях, соответствующих должностям, указанным в настоящем Перечне, относится к работе, дающей право на получение пенсии за выслугу лет.

Совета Министров СССР

Совета Министров СССР

от 17 декабря 1959 г. N 1397

О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ СТАЖА ДЛЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ

ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ РАБОТНИКАМ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

1. Учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитываются:

а) выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах;

б) работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях;

в) работа в качестве председателя или заместителя председателя колхоза, если они были направлены в колхозы в соответствии с решениями советских или партийных органов с работы в учреждениях, организациях и должностях, дающих право на пенсию за выслугу лет;

г) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР и органах милиции;

д) методическая, научно-методическая и учебно-методическая работа в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро;

е) педагогическая работа на курсах, в школах и институтах повышения квалификации, переподготовки и усовершенствования; педагогическая и исследовательская работа в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах;

ж) время обучения на курсах повышения квалификации по специальности;

з) время пребывания на каторге, в тюрьме или крепости, в ссылке или высылке за революционную деятельность при буржуазных правительствах; время отстранения при этих правительствах от работы по специальности по политическим причинам;

и) работа по найму за границей по специальности в должностях, соответствующих должностям, дающим право на пенсию за выслугу лет учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения.

2. В стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:

работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах;

работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в учреждениях, органах и организациях народного, профессионального и профессионально-технического образования, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем работников просвещения;

работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых;

время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

3. В стаж работы врачей и других работников здравоохранения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:

работа по специальности в домах отдыха, пионерских лагерях и курортных пансионатах, в управлениях домами отдыха и санаториями, в учреждениях, отделах и инспекциях врачебно-трудовой, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, в органах государственной и ведомственной санитарной инспекции и санитарного просвещения, в органах социального страхования и кооперативного страхования, системе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца;

работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников.

4. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности, независимо от этого условия.

5. Если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.

Судебная практика и законодательство — Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 (ред. от 03.08.1972, с изм. от 12.04.1984) "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" (вместе с "Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения")

По мнению заявителя - педагога дополнительного образования, оспариваемая норма не соответствует статьям 18, 19 и 39 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу, придаваемому ей правоприменителями, не допускает возможность включения в стаж работы педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей до 1 января 2001 года периода службы в армии. Н.Г. Пушин полагает, что отказ в зачете данного периода противоречит подпункту "г" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утверждено постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397), в соответствии с которым работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР, и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, допускающей исчисление стажа до 1 января 2001 года по нормам действовавшего в тот период законодательства.

Советский стаж по сей день представляет особую ценность для всех нынешних пенсионеров и тех, кто уже на подходе к этому почетному званию. В нем заключена не только теплая память о лучших днях молодости, но и большая практическая значимость: советский стаж делает весомый вклад в ту пенсию, которая нам сейчас назначается. Длительный советский стаж – это залог назначения пенсии, присвоения звания «ветеран труда», хорошего процента валоризации и стажевого коэффициента при расчете пенсии. Поэтому не стоит упускать ни малейшей возможности включить в свой советский стаж все периоды, которые только позволяет закон. А сделать это достаточно сложно, учитывая, что сменилось уже несколько пенсионных законов, а соответственно, и правил подсчета стажа. Предлагаем подробный обзор периодов, которые включаются в советский стаж, – в зависимости от времени его выработки и целевого назначения.

1. Что включается в стаж, который дает право на назначение страховой пенсии.

А) Периоды, выработанные до 1 января 1992 года (согласно Положению о порядке назначения и выплаты государственных пенсий от 3 августа 1972 г.):

— работа по трудовому договору, а также периоды работы в колхозах во время эвакуации рабочих в годы Великой Отечественной войны,
— работа на выборных должностях в комсомольских и партийных органах,
— работа председателем колхоза или его заместителем – в случае направления на работу от партийных органов,
— работа механизатором в составе машинно-тракторной станции колхоза (до зачисления в штат),
— служба в горноспасательных частях, военизированной охране, органах спецсвязи,
— ученичество и работа в составе промысловой артели,
— обучение в училищах, техникумах, на курсах повышения квалификации, а также в вузах, партийных школах, аспирантуре и докторантуре,
— служба в армии, а также в органах обеспечения правопорядка (системы внутренних дел и государственной безопасности),
— время ухода за инвалидом 1 группы, который утратил трудоспособность в результате воинской службы, профзаболевания или трудового увечья.

Б) Периоды, выработанные с 1992 по 2001 гг. включительно (согласно Закону о государственных пенсиях от 20 ноября 1990 г.):

— работа по трудовому договору, а также в качестве члена колхоза,
— служба в военизированной охране, в органах спецсвязи и горноспасательных отрядах,
— индивидуальная трудовая деятельность (в т.ч. сельскохозяйственная),
— занятость в творческой сфере (в качестве литератора, композитора, художника и т.д.),
— служба в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов,
— периоды обучения в профессиональных, средне-специальных и высших учебных заведениях,
— период нахождения на инвалидности 1 – 2 группы (без трудоустройства), если она наступила в результате трудовой деятельности,
— период осуществления ухода за нетрудоспособным (инвалидом 1 группы или престарелым),
— периоды ухода матери за детьми до 3 лет – не более 9 лет суммарно (если мать не была трудоустроена),
— периоды проживания жен военнослужащих в местностях, где они не имели возможности трудоустроиться, а также пребывания за границей супругов советских дипломатов и т.п. служащих (не свыше 10 лет).

2. Что включается в советский стаж, который учитывается при расчете пенсии.

Периоды, выработанные до 2001 года включительно (согласно Закону о трудовых пенсиях от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ):

— работа по трудовому договору, а также в составе колхоза, в т.ч. индивидуальная трудовая деятельность,
— служба в составе военизированной охраны, органов спецсвязи и горноспасательных частей,
— творческая деятельность,
— служба в армии и правоохранительных органах,
— период нахождения на инвалидности 1 – 2 группы без трудоустройства (если инвалидность связана с трудовым увечьем или профзаболеванием).

При расчете общего трудового стажа по п. 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях (без применения максимального соотношения заработков) в стаж дополнительно включаются следующие периоды:

— период обучения в профессиональных, средне-специальных и высших учебных заведениях,
— периоды ухода за нетрудоспособным, а также уход неработающей матери за детьми до 3 лет (максимум – 9 лет суммарно),
— периоды проживания супругов военнослужащих и зарубежных работников без возможности трудоустройства (до 10 лет).

Когда учебу выгодно включать в стаж для пенсии?

Вопросы о включении в пенсионный стаж периодов учебы неоднократно пересматривались законодателем, в связи с чем нередко возникает путаница: когда учеба все же включается, а когда – нет. Корень всех недоразумений кроется в том, что в законе принципиально разделяются два понятия стажа: страховой, который нужен для установления права на пенсию (не менее 9 лет в этом году, в частности), и стаж, который учитывается при расчете пенсии (общий трудовой стаж, выработанный до 1 января 2002 года).

С включением учебы в общий трудовой стаж для расчета пенсии все обстоит намного сложнее.

Дело в том, что для расчета пенсии по периодам работы до 2002 года предусмотрено два варианта ее исчисления по разным формулам, которые содержатся в Законе о трудовых пенсиях:

— пункт 3 статьи 30
— пункт 4 статьи 30

Включение учебы в стаж предусматривает только пункт 4, но с применением особой формулы.

Применить нормы советского законодательства к включению в общий трудовой стаж периодов учебы здесь невозможно, т.к. закон прямо указывает, что это допустимо лишь в части расчета стажа, необходимого для назначения пенсии (т.е. страхового стажа, о котором говорилось выше).

Поэтому при расчете общего трудовой стажа приходится выбирать из двух вариантов формул, а соответственно рассчитывать, выгодно ли включать учебу в стаж или нет.

Рассмотрим на наглядном примере, как это действует:

Гражданка, 1960 года рождения, обращается за назначением пенсии. Ее стаж по состоянию на 1 января 2002 года включает периоды:

— учеба в институте – 5 лет,
— работа в различных организациях – 20 лет.

Среднемесячный заработок за пять лет составил 200 рублей (1985 – 1989 гг.). Посчитаем ее пенсию по двум вариантам:

1. По пункту 3 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер пенсии рассчитывается так:

Стажевый коэффициент х Коэффициент по заработку х 1671
Учеба здесь в стаж не включается, поэтому берем общий трудовой стаж, равный 20 годам. Стажевый коэффициент составит: 0,55 (для женщин – при стаже от 20 лет).

Коэффициент по заработку составит: 200 / 223,18 (значение по стране за соответствующий период) = 0,896.

Получаем расчетный размер пенсии по п. 3 ст. 30: 0,55 х 0,896 х 1671 = 823,47 рубля.

2. По пункту 4 статьи 30 Закона о трудовых пенсиях расчетный размер пенсии рассчитывается так:

Среднемесячный заработок х Стажевый коэффициент

В общий трудовой стаж по этому пункту включается учеба в высших учебных заведениях, поэтому общий трудовой стаж составит 25 лет. Стажевый коэффициент соответственно повысится: 0,55 + 0,05 (по 0,01 добавляется за каждый год сверх 20 лет стажа у женщин) и составит 0,60.

Коэффициент по заработку рассчитывается здесь с учетом коэффициентов «осовременивания» зарплаты по состоянию на 2002 год:

1985 год – 200 рублей х 12 мес х 2599,56 = 6 238 944
1986 год – 200 рублей х 12 мес х 2488,16 = 5 971 584
1987 год – 200 рублей х 12 мес х 2376,75 = 5 704 200
1988 год – 200 рублей х 12 мес х 2265,34 = 5 436 816
1989 год – 200 рублей х 12 мес х 2153,92 = 5 169 408

Итого получаем за 5 лет суммарно заработок 28 520 952 рубля, а среднемесячный – 475 349,20 рублей. Уменьшаем его в тысячу раз (деноминация) и получаем 475 рублей 34 копейки.

С учетом полученных значений расчетный размер пенсии составит: 475,34 х 0,60 = 285,20 рублей.

Дополнительно он повышается на 5% (за 5 лет стажа свыше 20 лет) и на сумму компенсации 100 рублей. Итого получаем 399 рублей 46 копеек.

Минимальный расчетный размер пенсии составляет 660 рублей, поэтому можно его довести до этого значения.

Но, как видно, даже без включения учебы в стаж расчет по пункту 3 статьи 30 выгоднее: расчетный размер пенсии по нему составил 823 рубля 47 копеек.

Поэтому в большинстве случаев включение учебы в общий трудовой стаж невыгодно пенсионеру, т.к. применяется формула пункта 4 статьи 30.

Этот вариант расчета выгоден только тем, у кого очень большой стаж до 2002 года и при этом невысокая средняя зарплата.

С каждым годом таких людей выходит на пенсию все меньше, т.к. стаж становится более современным в силу объективных причин.

Вообще, стаж в пенсионном законодательстве – дело очень тонкое. Пожалуй, сложно найти где-то еще столько же нюансов, как в правилах исчисления стажа для пенсии.

Одной из самых «больных» тем здесь всегда было и остается включение в стаж учебы. Рассмотрим, как теперь, по итогам нескольких пенсионных реформ, решается вопрос о включении в стаж различных периодов обучения.

Под словом «учеба» подразумевается только учеба в учреждениях среднего и высшего профессионального образования (в ПТУ, техникумах, институтах, университетах, аспирантуре, докторантуре и т.д.), а равно любой другой вид профессионального обучения (курсы повышения квалификации и т.п.). Учеба в общеобразовательной школе в стаж никогда не включалась.

Следует учитывать, что стаж в пенсионном законодательстве понимается в нескольких значениях:

  1. стаж, который дает право на назначение страховой пенсии (страховой стаж),
  2. стаж, который имеет значение для расчета пенсии (общий трудовой стаж до 1 января 2002 г.),
  3. стаж, который дает право на досрочное назначение пенсии (т.н. льготный или специальный страховой стаж).

Соответственно, и вопрос о включении учебы в стаж решается по-разному, в зависимости от того, какой стаж имеется в виду.

В рамках данной статьи раскрывается вопрос о включении учебы в общий стаж (т.е. в страховой стаж для назначения пенсии и общий трудовой стаж для расчета пенсии).

1. Когда учеба входит в страховой стаж для назначения пенсии?

По состоянию на 2018 год для назначения страховой пенсии по старости требуется не менее 9-ти лет страхового стажа, а по инвалидности или по случаю потери кормильца – хотя бы один день стажа.

С 1 января 2002 г., когда вступил в действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ», учеба перестала включаться в стаж для назначения пенсии. С этой даты в стаж включаются только периоды работы, за которые перечислялись страховые взносы в ПФР, и ряд других прямо указанных в законе периодов (уход за инвалидом, за ребенком и т.д. – «нестраховые периоды»). Поэтому периоды учебы, проходившей после 1 января 2002 г., в требуемый 9-летний стаж для пенсии по старости не войдут, и бесполезно даже судиться по этому поводу.

Если же у вас есть периоды учебы до 1 января 2002 г., то можно претендовать на включение их в страховой стаж для назначения пенсии. При этом учеба в профессиональных и средне-специальных учебных заведениях включается безоговорочно, а вот обучение в учреждениях высшего образования – с условием:

– до 1 января 1992 г. требуется, чтобы периоду учебы в институте, университете и т.п. предшествовала либо работа по трудовому договору, либо служба в армии или иных приравненных к вооруженным силам подразделениях (в милиции, КГБ, НКВД и т.д.).

После 1 января 1992 г. указанное условие было отменено, соответственно, к учебе после этой даты оно не применяется.

Обращаем ваше внимание, что смысл требовать включить учебу в страховой стаж для назначения пенсии есть лишь тогда, когда вам не хватает минимально требуемого стажа (9 лет на 2018 год, в частности). Если он и так имеется, то бессмысленно тратить время на подтверждение периодов учебы для такого стажа – пенсия от этого все равно не прибавится.

2. Когда учеба входит в общий трудовой стаж для расчета пенсии?

Общий трудовой стаж определяется по состоянию на 1 января 2002 года и имеет огромное значение, поскольку напрямую влияет на размер вашей пенсии. Поэтому здесь учеба может иметь решающее значение именно для уровня вашего пенсионного обеспечения.

Условно пенсия сейчас складывается из двух частей – та, что была заработана до 1 января 2002 г., и после этой даты. После 1 января 2002 г. на размер пенсии влияет прежде всего сумма перечисленных за работника страховых взносов. А вот часть пенсии за периоды работы до 1 января 2002 г. рассчитывается с учетом двух основных показателей: стажа и величины заработка.

Для первой части пенсии (до 1 января 2002 г.) закон предусматривает несколько вариантов расчета:

  1. по п.3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»: этот вариант предполагает расчет пенсии, исходя из соотношения заработка гражданина к средней зарплате по стране, умноженного на стажевый коэффициент и среднюю зарплату по стране за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. По этому варианту учеба в стаж не включается, поэтому он выгоден тем, у кого была высокая зарплата в советский период,
  2. по п.4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»: пенсия рассчитывается из среднемесячного заработка, умноженного на стажевый коэффициент, с повышением на компенсационную выплату 100 рублей. Этот вариант позволяет включать в стаж периоды учебы, поэтому выгоден он для тех, у кого была низкая зарплата в советский период (позволяет компенсировать недостаток заработка за счет стажа).

Таким образом, для расчета пенсии учеба может включаться в общий трудовой стаж до 1 января 2002 г., если это позволяет в итоге получить гражданину более высокую пенсию.

Подтверждайте свой стаж по самому выгодному для себя варианту!

Важно!

Новый закон, принятый в рамках пенсионной реформы, вступит в действие уже с начала 2019 года. Помимо главного изменения – повышения пенсионного возраста – он принесет еще много дополнительных правил и условий, которые касаются назначения пенсии. И, разумеется, не остался в стороне вопросы о стаже и правилах его подсчета. Каких же новшеств следует ожидать в ближайшее время в этой сфере?

На сегодняшний день для страховой пенсии по старости имеют значение следующие виды стажа:

1) Страховой стаж, который нужен для подтверждения своего права на пенсию (в этом году минимальная продолжительность такого стажа составляет 9 лет, в следующем году она вырастет до 10 лет).

В стаж включается все время работы по трудовому договору, а после 2002 года действует дополнительное условие – начисление страховых взносов в ПФР за соответствующий период.

Помимо этого, в стаж можно включить также:

— периоды, которые засчитывались в пенсионный стаж по нормам ранее действовавшего законодательства;

2) Общий трудовой стаж, который учитывается непосредственно в пенсионной формуле, при расчете размера пенсии.

Он рассчитывается по состоянию на 1 января 2002 года, по нескольким вариантам – в зависимости от выбранной формулы расчета.

3) Специальный стаж, который дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Правила его подсчета также неоднократно менялись, на сегодняшний день он зависит от результатов специальной оценки условий труда в первую очередь.

В результате пенсионной реформы появятся дополнительные категории стажа:

А) Длительный стаж, который позволяет снизить пенсионный возраст на 2 года по сравнению с тем, что вводится (но не ниже прежнего возраста 60/55 лет).

Продолжительность этого стажа составляет:

— 42 года – для мужчин,
— 37 лет – для женщин.

Однако заработать этот стаж будет очень непросто: закон предусматривает особые правила его подсчета. В длительный стаж войдут только следующие периоды:

— работы и иной деятельности, за которую делались отчисления страховых взносов в ПФР,
— получения пособия по временной нетрудоспособности.

В длительный стаж не войдут:

— «нестраховые» периоды (за исключением больничного) – т.е. служба в армии, уход за ребенком, за нетрудоспособным гражданином и т.д.,
— периоды стажа по правилам советского законодательства.
Например, учеба в средне-специальных и профессиональных учебных заведениях до 2002 года включается в стаж для назначения пенсии, но это правило не применяется к новому виду стажа,

— периоды работы за границей.

Иными словами, для получения пенсии раньше на 2 года придется исключительно работать 42 и 37 лет соответственно, и в крайнем случае – находиться на больничном. Увеличить стаж за счет иных периодов, которые приравниваются к работе, не удастся. Поэтому выйти на пенсию раньше по этому основанию смогут далеко не многие.

Б) Сельский стаж, который дает право на доплату к страховой пенсии.

Новый закон вводит в действие норму, которая длительное время была приостановлена: лицам, проработавшим 30 и более лет в сельском хозяйстве, при выходе на пенсию устанавливается повышенная на 25% фиксированная выплата к пенсии – при условии, что они не работают и продолжают проживать в сельской местности.

К 2019 году будут утверждены правила подсчета сельского стажа. Предварительно, согласно проекту постановления, в стаж войдут периоды:

— работы в определенных сферах производства, по профессиям и должностям, которые перечислены в правительственном списке,
— нахождения в оплачиваемых отпусках, на больничном, в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 1,5-летнего возраста (но не более шести лет суммарно).

Таким образом, правил подсчета стажа по итогам пенсионной реформы станет еще больше.

Читайте также: