Порядок назначения военных пенсий до 1993 года

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

Краткое содержание:


Категории лиц, на которых распространяются правила назначения военных пенсий

Правила назначения и исчисления военных пенсий, установленные законом от 12.02.1993 года № 4468-1 (далее – закон), распространяются на:

  • лиц, проходивших военную службу;
  • лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел, ГПС, УИС, ОПИ, войсках национальной гвардии;
  • семьи вышеуказанных лиц.

Кроме того, при соблюдении определенных условий право на пенсионное обеспечение из числа указанных выше также имеют лица, которые проходили службу в иностранных государствах либо проживающие за рубежом.

Виды военных пенсий и условия их назначения

Законодательством установлено три вида военных пенсий:

  • пенсия за выслугу лет,
  • пенсия по инвалидности,
  • пенсия по случаю потери кормильца.

Право на пенсию за выслугу лет напрямую зависит от продолжительности службы получателя пенсии и возникает после увольнения со службы.

Если пенсионер вновь поступил на службу, дающую право на получение военной пенсии, то выплата ранее назначенной военной пенсии приостанавливается до принятия решения об увольнении. То есть в период службы военная пенсия не выплачивается.

Для назначения пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца выслуга лет не имеет значения.

Право военных пенсионеров на страховую пенсию по старости

Военные пенсионеры при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости также имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также страховой пенсии по старости.

Однако в этом случае страховая пенсия по старости будет назначена без учета ее фиксированной части.

Право на страховую пенсию по старости по общему правилу имеют мужчины и женщины при соблюдении следующих трех условий:

  • достижение возраста в 2020 году 62 и 57 лет соответственно, в 2021 году – 63 и 58 лет, в 2022 году – 64 и 59 лет, с 1 января 2023 года – 65 и 60 лет;
  • наличие страхового стажа в 2020 году не менее 11 лет, в 2021 году – 12 лет, в 2022 году – 13 лет, в 2023 году – 14 лет, а с 1 января 2024 года – не менее 15 лет;
  • наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Для получения страховой пенсии по старости военному пенсионеру необходимо обратиться с соответствующим заявлением в отделение Пенсионного фонда по месту регистрации. Автоматически данная пенсия никому не назначается.

Возникновение права на военную пенсию за выслугу лет

Право на назначение и получение военной пенсии за выслугу лет возникает при одновременном соблюдении двух условий:

  • наличие выслуги лет не ниже уровня, установленного законом;
  • увольнение с военной службы.

Если военнослужащий уволен со службы по отрицательным мотивам, то это не лишает его права на военную пенсию.

Минимальная выслуга лет для назначения военной пенсии

По общему правилу, минимальная выслуга, дающая право на военную пенсию, составляет 20 лет на день увольнения. При этом выслуга лет на военной службе, службе в ОВД, ГПС, УИС, ОПИ, войсках национальной гвардии, если такая имеется, суммируется.

Например, гражданин прослужил в ВС РФ 15 лет, после чего 4 года служил в ОВД и 3 года – в ОПИ. При увольнении со службы из ОПИ он имеет 22 года выслуги для назначения военной пенсии.

Из указанного выше общего правила есть одно исключение.

Пенсия за выслугу лет может быть назначена и при выслуге менее 20 лет, но при одновременном соблюдении следующих условий:

  • выслуга лет должна быть не менее 12 лет 6 месяцев;
  • общий трудовой стаж с учетом выслуги лет должен быть не менее 25 лет;
  • достижение на день увольнения 45-летнего возраста;
  • увольнение со службы по одному из следующих оснований: по достижении предельного возраста пребывания на службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Исчисление размера военной пенсии за выслугу лет: основные правила

В соответствии со ст. 43 закона пенсия за выслугу лет исчисляется исходя из 100 процентов денежного довольствия, куда включаются:

  • оклад по воинской должности или должностной оклад,
  • оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию,
  • ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы).

Однако в настоящее время при исчислении пенсии существуют два понижающих коэффициента.

Во-первых, действует понижающий коэффициент 2012 года (часть 2 статьи 43 закона), который с учетом изменения законодательства лучше именовать “бюджетным”:

денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

С 2016 года действие части второй статьи 43 закона ежегодно при принятии бюджета приостанавливалось вплоть до 1 января 2021 года. Сейчас понижающий бюджетный коэффициент составляет 73,68 процентов от размера денежного довольствия.

Во-вторых, существует понижающий коэффициент за выслугу лет (статья 14 закона). Он составляет от 50 до 85 процентов денежного довольствия, исчисленного с учетом бюджетного коэффициента, и напрямую зависит от периода службы.

За минимальную выслугу в 20 лет этот понижающий коэффициент составит 50%. За каждый год свыше 20 лет добавляется 3%, но не более достижения максимального уровня в 85%.

За общий трудовой стаж 25 лет (из которых 12 лет 6 месяцев выслуга) – 50 процентов, за каждый год стажа свыше 25 лет - добавляется 1 процент.

Таким образом, чтобы рассчитать размер военной пенсии (без учета надбавок) необходимо сумму денежного довольствия умножить на бюджетный коэффициент и на коэффициент за выслугу лет.

Какие существуют надбавки к военной пенсии за выслугу лет

В настоящее время существует несколько надбавок к пенсии за выслугу лет:

  • надбавка до 100% расчетного размера пенсии. Она устанавливается, если назначенная пенсия оказалась ниже расчетного размера пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 ст. 18 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В 2020 году это 5034 рубля 25 копеек в месяц;
  • увеличение пенсии за выслугу лет инвалидам (ст. 16 закона);
  • надбавки пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, – на уход за ними (ст. 17);
  • надбавки неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, которые не получают страховую или социальную пенсию (ст. 17);
  • надбавки пенсионерам - участникам Великой Отечественной войны, не являющимся инвалидами (ст. 17);
  • повышение пенсии отдельным категориям пенсионеров (ст. 45);
  • повышение пенсии с учетом районных коэффициентов (ст. 48).

Статьи на тему военной службы и службы в правоохранительных органах:

Кто может служить по контракту в армии Подробнее >>>

Ожидает ли силовые структуры очередная реформа: суть изменений, предлагаемых Минфином Подробнее >>>

Социальные гарантии и льготы военнослужащих и сотрудников ОВД предлагают сократить Подробнее >>>







АНАТОМИЯ ВОЕННОЙ ПЕНСИИ


Когда Минфин РФ запрашивают о средствах недостающих и внеплановых, ответ один –"Возьмем у военных…". И брали и берут…

1. В 1995 года в Вооруженных Силах РФ произошло увеличение должностных окладов, информация была скрыта от военных пенсионеров. Информация не могла быть скрыта, поскольку увольняемые военнослужащие вскрыли обман. Тысячи исков, с требованием вернуть заслуженную пенсию дезорганизовали работу судов. Решением Президента РФ пенсию пересчитали, не выплаченное своевременно в соответствии с законом было выплачено.

2. С 2000 года, в силу роста стоимости продовольственного пайка, выделенные на это государственное финансирование, не включалось в стоимость продовольственного пайка, входящего в пенсионное обеспечение. Офицеры ЦПУ МО РФ письмом от 26.08.2005 г. указали, что "В соответствии с п.18 Положения о продовольственном обеспечении Вооружённых Сил Российской Федерации на мирное время, введённого в действие приказом Министра обороны Российской Федерации № 400 от 22 июля 2000 г. на Центральное продовольственное управление Министерства обороны Российской Федерации возложена функция по определению размера денежной компенсации взамен продовольственного пайка." Была указана помесячная стоимость продовольственного пайка. Конституционный Суд РФ своими Определениями от 14 декабря 2004 года № 429-О, от 15 февраля 2005 года № 18-О и № 57-О, от 18 апреля 2006 года № 82-О, от 20 июня 2006 года № 164-О, от 3 октября 2006 года № 470-О поддержал законные требования военных пенсионеров. Сумма, возвращенная по суду, составляла в рамках 41000 – 42000 рублей, что равновелико 4-х месячным пенсиям офицера в звании полковник, должности зам. комдива.

Указание Конституционного Суда РФ о внесении изменений в Постановление № 941 от 22.09. 1993 г. Правительство РФ не исполнило. Правительство РФ изменений не внесло до даты 01 декабря 2007 года, с которой положения п. 8.11 из Постановления № 941 были исключены в соответствии с постановлением Правительства РФ № 837 от 01 декабря 2007 г. Исковые заявления с 2006 г. суды отказывались принимать, имея указание неизвестного "куратора".

3. Из положения части 3 ст.90 Конституции РФ следует:
"3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам".
Из выше изложенного следует, что Указ Президента РФ является подзаконным актом, не может противоречить, изменять, отменять Федеральные законы, а регулирует правоотношения, не урегулированные Федеральными законами.

Военная пенсия до сентября 2004 г. исчислялась согласно ст.43 Закона РФ № 4468-I от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон № 4468-1), иной порядок исключался.

Вместе с тем Указом Президента РФ № 1258 от 30.09.2004 г. был нарушен установленный порядок изменения окладов по должности в соответствии с табелем о рангах, где центральному аппарату в соответствии с занимаемыми должностями, выплачивалось так называемое денежное поощрение, которое выплачивается ежемесячно в размерах от 2,6 до 10,5 окладов по занимаемой должности в соответствии с табелем независимо от каких - либо параметров. Должностной оклад за ответственность по службе был меньше премии в 10 раз?! Основания выплат так называемой премии не прописаны в документах.

Противоправно был изменен специальный Закон № 4468-1 о порядке пенсионного обеспечения. Должностные оклады были "заморожены", что привело к уменьшению пенсий относительно равной по категории государственных служащих: судейского сообщества, прокуроров, следователей, где увеличение пенсионного содержания происходило с ростом окладов первых лиц, упомянутых ведомств.
Порядок в иерархии изменения должностных окладов у прокуроров, военных судей, следователей остался прежним. Их пенсионное обеспечение не претерпело существенных изменений, как и было ранее установлено, за исключением некоторого его улучшения.

В результате правонарушения, к 2006 г. пенсия уволенного с военной службы офицера МО РФ соотносилось 1:2,5, а к 2007 г. - 1:3 к пенсионному обеспечению работника прокуратуры, следователя равной должности и специального звания! Де – факто, де – юре, возникла явная дискриминация среди госслужащих по профессиональному признаку, о чем власти умалчивали.

Письмом от 07 июля 2007 г. о положении дел и нарушении действующего Закона № 4468-1 был уведомлен Руководитель Администрации Президента РФ, который имел юридическое образование и, он принял меры в силу своей компетентности. Год 2008 отражен кризисом. В 2009 г. вышло постановление Правительства РФ, предписывающие силовым министерствам подготовить и согласовать проекты законов. Минфин РФ не торопил, поскольку доход от содеянного был существенный, возмещать военным не полученную своевременно пенсию, в силу неправомерных действий, никто не планировал.

В последующем были приняты: Федеральный закон № 306-ФЗ от 7 ноября 2011 г. "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федеральный закон № 309-ФЗ от 8 ноября 2011 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".


Примечательно, законодатель не указал в Федеральном законе № 309-ФЗ на применение "обратной силы" на ранее возникшие правоотношения в пенсионном обеспечении, установленные до 01.01.2012 г.

Принятые законы "высветили", что ими занимались далекие от понятия в этом люди:


1. Была окончательно изуродована идеально продуманная схема, исполненная в СССР по принципу "каждому по труду", где в отношении ряда военных специальностей существовал индивидуальный подход, выраженный в должностном окладе. А сейчас все свелось к общей уравниловке.

2. Цифры в проект закона закладывались с "потолка", никто ничего не просчитывал. Первыми встрепенулись офицеры высшего звена, поскольку величина пенсий их не устраивала. В пожарном порядке изменили шаг увеличения оклада по воинскому званию, установленного системно в СССР, между званием "полковник" и "генерал-майор" вместо 500 рублей был увеличен до 7000 рублей. Мотивированного объяснения не имелось и не имеется. Указанная мера не дала ожидаемых результатов. Принята не имевшая здравого объяснения мера, - предоставить уволенным генералам "некую абстрактную работу" с доплатой к пенсии, соответственно: генерал-майор – 15000,00 рублей, генерал-лейтенант 20000,00 рублей, генерал-полковник – 25000,00 рублей. Настоящая мера была применена к более 4000 офицеров высшего звена.

3. Письмом, исх. № 73/13 от 29.07.2013 г., Министр обороны РФ С. К. Шойгу проинформирован о несостоятельности пенсионной формулы и заложенных в табель размеров окладов по воинскому званию и должности.

"Отставной полковник юстиции (данные из материалов дела ВС РФ), до 2011 года получавший 112 186 руб. ежемесячного содержания, пенсия составила 95358,1 рубль. После даты 01.01.2012 г., по Постановлению Правительства РФ № 992 от 05.12.2011 г., у отставного генерала-армии, в ранге первого заместителя министра обороны РФ, в соответствии с расчетом по формуле официального калькулятора, пенсия составила 47981 рубль, что в два раза меньше, чем у отставного судьи в воинском звании полковник?! Просим прокомментировать данное положение дел".

Вразумительного ответа на наше обращение от МО РФ не получено. Наше уведомление, несомненно, вызвало шок, от той несостоятельности действующей пенсионной формулы.
Меры приняты в отношении управления МО, но мы не увидели их результат.

4. Все должностные лица неустанно твердят о, якобы, "УВЕЛИЧЕНИИ" военной пенсии.
Утверждаем, что ее вынужденно "ВОССТАНАВЛИВАЛИ" после допущенного правонарушения, за которое никто не наказан. ВОССТАНОВЛЕНИЕ было возможным, как требует ст.49 Закона №4468-1, через увеличение окладов по должности и званию.

К окладам по воинскому званию "привязаны" звания военных судей и прокуроров, специальные звания работников прокуратуры, у которых и так пенсионное обеспечение существенно превышало военнослужащих МО РФ, что привело дополнительно к расслоению в среде единой категории государственных служащих.

Должностные оклады по должности у военных судей и прокуроров, работников прокуратуры соотносятся в процентах с окладом Председателя ВС РФ и Генерального прокурора РФ. Надо отметить, что в 1994 г. оклады по должности у прокуроров были ниже чем у тех, кто нёс боевую службу в поле, на море и в воздухе.


"Наказать", применив взятый с "потолка" К = 54% в пенсионном обеспечении и нарушив при этом существенные принципы Конституции РФ, решили только пенсионеров МО РФ, поскольку прокуроры и судьи могли дать "правовой бой" власти, с непредсказуемыми последствиями.


Государственная Дума РФ понимала противоправность решения, но воли не проявила!

5. Правовой коллапс после даты 01.01.2012 г. выглядел следующим образом:

- военные пенсионеры, уволенные с военной службы до 12.02.1993 г. по закону СССР от 28 апреля 1990 г. №1467-1;
- военные пенсионеры, уволенные с военной службы с 12.02.1993 г. по Закону № 4468-1;
- военные пенсионеры, уволенные с военной службы после 01.01.2012 г. по Закону № 4468-1.

Важно, что эти категории имеют отличающуюся правовую защиту пенсионных прав.
Исчисление военных пенсий регулируется исключительно положением ст.43 Закона № 4468-1.

Статья состоит из частей: ч.1-й, и ч.2-й. Иными актами исчисление пенсии не предусмотрено.

Часть 2 ст.43 была внесена в Закон № 4468-1* Федеральным законом № 309-ФЗ от 08.11.2011 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" строго в соответствии с установленным порядком.

А) На военных пенсионеров, уволенных с военной службы до 12.02.1993 г. по закону СССР № 1467-1 от 28 апреля 1990 г., уровень пенсии установлен пожизненно.

Часть.2 ст.43 Закона № 4468-1, априори, не подлежала применению согласно ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, 18, 19, 37, 39 Конституции РФ, международному Соглашению стран СНГ от 15 мая 1992 года и подписанному Россией, в том числе, Решению Экономического Суда Содружества Независимых Государств № 01-1/5-06. Соглашением СНГ по завершению судебных споров (задним числом) понижен статус пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 4 от 5 марта 2013 г. "О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10 октября 2003 года. По действующему принципу применения нормативных правовых актов в РФ упомянутое Соглашение СНГ на момент споров и принятия Закона № 309-ФЗ от 08.11.2011 г. действовало и подлежало обязательному применению к категории лиц, уволенных по законам СССР, по правовому принципу и обязывало законодателей следовать закону, действующему на момент спора.

Более того, в Законе № 309-ФЗ от 08.11.2011 г. не имеется указания законодателя на применение обратной силы. Из этого следует, что согласно ч.1 ст.4 ГК РФ и ст.11 ГПК РФ обратная сила применению не подлежит.

Конституционный Суд РФ, отвечая на процессуальное обращение о правах военнослужащих, уволенных в СССР, не рассмотренных Определением № 1800-О от 24.09.2012 г. указал, что правоприменение Федеральных законов, не является его функцией, указывая тем, что применять нормы права – функции судов общей юрисдикции. Следует, что суды общей юрисдикции не исполнили свою обязанность применить закон, имеющий наибольшую силу, касается ст.15, 17, 18, 19 Конституции РФ, покрыв "косяки" исполнительной и законодательной власти.

Б) Часть.2 ст.43 Закона № 4468-1, априори, не подлежала применению к лицам, уволенным с военной службы до 01.01.2012 г., поскольку согласно ч.1 ст.4 ГК РФ и ч.2 ст.11 ГПК РФ обратная сила применению не подлежит.

Действующий ГК РФ, имеющий наибольшую юридическую силу в отношении Федерального закона, имеет неоспоримый приоритет! В Определении № 1800-О от 24.09.2012 г. Конституционный Суд РФ искренне полагал, что пенсии увеличивают, а не восстанавливают, противоправно уменьшенные. Можно полагать, что он не имел надлежащей информации, а ранее не выплаченное возвращать никто не собирается. В этой части заблуждаясь, КС РФ полагал, что если пенсия возросла более прежней, то применение ч.1 ст.4 ГК РФ не верное на данном этапе решение. Следует заметить, что при обращении в КС РФ никто из заявителей не обострил тему ранее ущемления военных пенсионеров подзаконным актом, как это было заявлено в отношении уволенных по законам СССР. Судам не дано право отменить действующую норму ч.1 ст.43 ГК РФ Закона № 4468-1, не поставленную под сомнение заявителем в процессуальном порядке. Определение КС РФ, тем не менее, принято и обжалованию не подлежит.

В) Часть.2 ст.43 Закона № 4468-1 формально подлежала применению к лицам, уволенным с военной службы после 01.01.2012 г., но поскольку нарушены конституционные принципы, установленные ст.18, 19, 37, исключающие дискриминацию в правах, относительно равных по "цеху" государственных служащих в лице военных следователей, прокуроров и судей.

Принимая во внимание положение ч.3 ст.5. ФКЗ № 1 от 31.12.1996 г. "О судебной системе в Российской Федерации", при коллизии нормативных актов следует руководствоваться актом, имеющим наибольшую юридическую силу. Обязанность применять прямое действие Конституции РФ, в порядке руководящих указаний Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".

Суды же, якобы не видели, якобы не понимали, якобы не знали, что до сентября 2004 г. прокуроры и военнослужащие имели равновеликое пенсионное обеспечение, в 2007 г. оно составляло 1:3 в пользу прокуроров. После даты 01.01.2012 г., якобы, "увеличения" пенсия военных была меньше работников прокуратуры более чем на 46% (процентов), что и было прямым доказательством наличия дискриминации в "цехе" государственных служащих по профессиональной деятельности. Мотивацию, либо объяснения такого явления, власть не комментировала, а законодатель "зарыл" голову в песок!

Сотворив правовую "кашу" власть применяет и сегодня административный ресурс, для сохранения положения неизменным. Применение ч.2 ст.43 Закона № 4468-1 имело не правовой характер, а несло политическую составляющую властного административного ресурса. Первые лица государства, имея юридическое образование, не могли это не понимать, по этим основаниям комментариев по данному факту военные пенсионеры не услышали и не дождались на сегодняшний день. Расслоение в силовых структурах недопустимо.

6. Положение правовой конъюнктуры с 01.01.2015 г. по 01.01.2019 г.

Механизм ч.2 ст.43 приостановлен (не действует в пространстве и времени), ниже указанными, Федеральными законами с 01.01. 2015 г. по 01.01.2019 г.

Часть 1 ст.43 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г., де – юре, и де – факто, является единственным законным механизмом для исчисления военной пенсии, иное применению не подлежит.

Не подлежат применению понижающие коэффициенты принятые Федеральными законами (Таблица № 1).
Размер Кп Федеральный закон Срок действия
66,78% № 397 - ФЗ от 01.12.2014г. с 01.2015г. до 01.01.2016г.
69,45% № 367 - ФЗ от 14.12.2015г. с 01.2016г. до 01.01.2017г.
72,23% № 430 - ФЗ от 19.12.2016г. с 01.2017г. до 01.01.2018г.
72,23% № 365 - ФЗ от 05.12.2017г. с 01.2018г. до 01.01.2019г.

Упомянутые в таблице законы не внесены и не вносились в специальный Закон № 4468-1*, в порядке требования применения нормативных правовых актов, согласно нормы ч.2 ст.4 закона "О статусе военнослужащих" № 76-ФЗ от 27.05.1998 г., в истолковании порядка ее применения в Постановлении КС РФ № 9-П от 23 апреля 2004 года, Постановлении № 5-П от 15 мая 2006 г., закрепленные положением части 5 ст.79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" ФЗК №1 (в редакции от 28.12.2016 г.) от 21.07.1994 г.

Из выше изложенного следует, с 01.01.2015 г. подлежит применению, де–юре и де-факто, для исчисления военной пенсии только ч.1-я ст.43 Закона № 4468-1 от 12.02.1993 г., которая не предусматривает и не имеет и не имела унижающего нас коэффициента!

Объяснений не применения законно действующей ч.1 ст.43 Закона № 4468-1 добиться не от кого, в том числе, от суда в одиночку не представляется возможным. Совершенно "дикий косяк" исполнительной власти, изготовившей законы об установлении понижающих коэффициентов в Федеральных законах упомянутых выше, а законодательной принявшей эти законы, суды отказываются как – либо комментировать, но не могут этого не понимать.

Неясна судьба проекта федерального закона № 631118-6 "О признании утратившей силу части второй статьи 43 Закона Российской Федерации № 4468- 1 от 12 февраля 1993 г." поскольку пленарное собрание ГД РФ 22.02.2017 г. отказало предложению Комитета по обороне отклонить данный закон, проголосовав "ногами". За отклонение проголосовало всего 19 депутатов. И это полное фиаско Комитета по обороне ГД РФ мы наблюдали в прямом эфире.

Наши коллеги уходят из жизни без восстановленного уровня пенсии, заслуженной воинским трудом, признанной государством при ее назначении, что незаконно и аморально.

Читайте также: