Правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих

С.В. Фомина, государственный советник юстиции 3 класса.

Федеральным законом от 31.07.95 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 07.11.2000; далее - Закон о госслужбе) закреплено право федеральных государственных служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет, по инвалидности, а также в случае потери кормильца на условиях и в порядке, определяемых специальным федеральным законом. До принятия соответствующего закона вопросы пенсионного обеспечения регулировались Указом Президента РФ от 16.08.95 N 854 (в ред. от 13.12.2000) путем установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости или инвалидности. 15 декабря 2001 г. был принят Федеральный закон N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в наст. время - в ред. от 25.07.2002; далее - Закон о пенсионном обеспечении), согласно которому федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет. Таковой признается выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в ред. от 25.07.2002; далее - Закон о пенсиях).

Право на пенсию за выслугу лет имеют граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Законом о госслужбе.

Условия, при которых может быть назначена пенсия за выслугу лет:

  1. стаж государственной службы не менее 15 лет;
  2. увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, перечисленным в ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении;
  3. замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением;
  4. назначение трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Законом о пенсиях.

Следует отметить, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим определяется по ст. 14 Закона о пенсионном обеспечении: 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности). Пенсия увеличивается за каждый полный год сверх 15-летней выслуги на 3% среднемесячного заработка. В целом же общая сумма пенсии за выслугу лет и базовой и страховой частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального госслужащего.

Исчисление пенсии за выслугу лет производится из среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения работником возраста, дающего право на трудовую пенсию. Вместе с тем законодательством не установлен исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав среднемесячного заработка федеральных государственных служащих. В соответствии со ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении под среднемесячным заработком понимается денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы гражданина, которые учитываются для исчисления размера пенсии, выраженные в денежных единицах РФ и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в выслугу лет или трудовой стаж.

Федеральным государственным служащим в соответствии с действующим законодательством устанавливается денежное содержание, а лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, - денежное вознаграждение. Денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавки к этому окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы и выслугу лет, а также из премий по результатам работы. Наряду с денежным содержанием госслужащим производятся иные выплаты, предусмотренные федеральными законами, а также оказывается материальная помощь.

Исходя из смысла статей 2, 14 и 21 Закона о пенсионном обеспечении, среднемесячный заработок федерального государственного служащего следует определять как совокупность всех перечисленных выплат за последние 12 полных месяцев его службы. При этом размер среднемесячного заработка, по которому государственному служащему рассчитывается пенсия за выслугу лет, не может превышать 1,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 1,8 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ (ст. 19 Закона о пенсионном обеспечении). Упоминаемые периоды работы определяются Правительством РФ.

Индексация пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим производится при увеличении их денежного содержания на индекс его увеличения.

Выплата пенсий за выслугу лет осуществляется одновременно с выплатой трудовой пенсии (п. 2 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении). Однако в период нахождения на государственной службе, дающей право на пенсию за выслугу лет, пенсия не выплачивается.

Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством РФ, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Впредь до вступления в силу нормативных правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих назначение, перерасчет и выплата пенсий за выслугу лет этим служащим производятся в порядке, предусмотренном для назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы (Постановление Правительства РФ от 11.11.99 N 1233). Тем самым на 2002 г. закреплен порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет по правилам и условиям назначения, перерасчета и выплаты доплаты к государственной пенсии, производимой до 1 января 2002 г.

Назначение, перерасчет и выплата пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим до вступления в силу специальных нормативных актов в течение 2002 г. производятся Министерством труда и социального развития РФ.

Пенсионное обеспечение членов семей федеральных государственных служащих в случае смерти госслужащего осуществляется в порядке и размерах, установленных Законом о пенсиях.

Однако некоторые правовые проблемы пенсионного обеспечения в действующем законодательстве остались неурегулированными либо противоречащими теории права пенсионного обеспечения. Так, на наш взгляд, законодателем допущено смешение правовых институтов пенсионного законодательства и не учтено, что по своей правовой природе пенсия за выслугу лет является самостоятельной выплатой, зависящей от соответствующего специального стажа и не зависящей от возраста и фактической трудоспособности. В связи с этим вряд ли допустимо - с правовой точки зрения - определение размера пенсии за выслугу лет как дополнительной выплаты к базовой и страховой частям трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Нормами Закона о пенсионном обеспечении не предусматривается перерасчет пенсий за выслугу лет в случае увеличения этой выслуги, при последующем после увольнения замещении вышестоящей должности, а также при представлении дополнительных документов - например, о периодах государственной службы и имеющемся заработке. Такой подход законодателя к механизму исчисления пенсий, по нашему мнению, противоречит общим правилам исчисления пенсий за выслугу лет.

Следует отметить, что, в отличие от ранее назначаемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии, размер пенсии за выслугу лет гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяется без применения соответствующего районного коэффициента.

В настоящее время для устранения пробелов в действующем законодательстве по вопросам пенсионного обеспечения как федеральных государственных служащих, так и лиц, проходивших военную службу и службу в правоохранительных органах, а также в целях реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации предполагается разработка законопроекта, предусматривающего общие и соотносимые критерии и принципы пенсионного обеспечения служащих всех видов государственной службы.

Пенсии госслужащим в России устанавливаются и предоставляются опираясь на ФЗ № 173, №79. Основание на получение соответствующего обеспечения возникает у всех гражданских чиновников, имеющих пенсионную страховку и выполнивших условия трудового законодательства. Подробнее с данным вопросом можно будет ознакомиться в настоящей статье.

  • 1 Правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих
    • 1.1 Пенсионное обеспечение федеральных гражданских государственных служащих
    • 1.2 Пенсионное обеспечение государственных гражданских и муниципальных служащих
  • 2 Структура пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих
  • 3 Условия пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих
    • 3.1 Похожее

Правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих

Закон № 166 гласит о том, что гражданские госслужащие с выработкой в 15 и более лет, которые имеют стаж замещения должности гражданской службы в течение одного года и более могут претендовать на выплату пособия по выслуге. В статье 7 представленного законодательного акта рассматриваются условия, дающие основание для оформления соответствующего обеспечения.

Назначенная пенсия выплачивается дополнительно к аналогичной по возрасту или потере трудоспособности. Чтобы ее получить, необходимо предоставить ряд документов:

  • Паспорт с копией всех страниц;
  • Трудовую книжку;
  • Пенсионное удостоверение с копией;
  • Дубликат приказа об окончании срока контракта (увольнении);
  • Выписку из ПФ, где указана величина пенсионных начислений;
  • Справку о заработке с последнего места службы за полный предшествовавший год;
  • Военный билет и его копия;
  • Номер банковского расчетного счета, куда производится передача пенсионного обеспечения по утрате трудоспособности или по возрасту.

Порядок учета стажа и определения размера выплат регулируются приказом Минздравсоцразвития России за номером 1648н от 26.12.11 года.

Пенсионное обеспечение федеральных гражданских государственных служащих

Назначение пенсионного содержания зависит непосредственно от того, насколько долго продолжалось осуществление службы и от трудового вклада, внесенного работником. При этом возраст и степень трудоспособности не играют никакой роли.

Пособие по выработке стажа федеральному государственному чиновнику не устанавливается раньше, чем он освободит замещаемую гражданскую должность. В отличие от обычной, страховой пенсии, которую можно получать, оставаясь на службе.

Пенсионное обеспечение государственных гражданских и муниципальных служащих

Пособия для данной группы служащих базируются на одних и тех же принципах, однако имеют ряд существенных отличий.

Так, муниципальным работникам для реализации преимуществ на льготные выплаты надлежит соответствовать некоторым условиям. Они изложены в том же законе о государственных пенсиях:

  • Выработка конкретного “муниципального” стажа;
  • Получение прав на пенсию согласно законодательству;
  • Окончание профессиональной деятельности служащего должно произойти по объективным причинам.

Кроме того, в отдельных субъектах федерации устанавливаются дополнительные правила. Например, в некоторых обязательным условием является прописка в данном городе. В других лица, получающие иные виды социальной поддержки, не могут рассчитывать на пособие по выслуге лет.

Структура пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих

Получать пенсию, положенную за длительную службу, могут:

  • Федеральные и региональные государственные чиновники;
  • Военнослужащие со стажем более двадцати лет, кроме проходящих срочную службу.

Пенсия государственным федеральным и муниципальным служащим предоставляется из федерального, регионального или муниципального бюджета.

Общие правила таковы: гражданин имеет возможность выбора между пенсией по стажу и страховой. На практике же во многих муниципалитетах РФ зачастую получателям первой одновременно производят выплаты и доли страховой пенсии. Это служит одной из вспомогательных гарантий госслужащим.

Условия пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих

Назначение содержания федеральным и региональным государственным гражданским служащим основано на многих условиях. Среди них следует отметить:

  • В стаж государственной службы включаются периоды замещения должностей;
  • Служащим, которые обладают стажем 15 и более лет, оплачивается выслуга в размере 45% от его среднего заработка. Из этих сумм вычитается страховая часть пенсии по возрасту или социальная — по инвалидности;
  • Каждый год выработки свыше пятнадцати лет эта сумма увеличивается на 3%, пока не достигнет 75%;
  • Среднемесячный заработок, который будет считаться основой для расчета размера пенсии госслужащего не должен быть выше 2,8 оклада.

Несмотря на столь сложную структуру, на практике государственные обязательства по пенсионному обеспечению гражданских служащих работают далеко не всегда эффективно, а связь с трудовыми пенсиями создает дополнительные проблемы при исчислении доплаты по стажу.

Важным этапом в жизни каждого гражданина считается время выхода на заслуженный отдых. Государство оставляет за собой право на поддержку пенсионеров. Это касается как простых граждан, так и представителей власти.

Похожее

Федеральный закон был создан для регулирования отношений по перечислению оплаты в Пенсионный фонд. Эти манипуляции…

Муниципальные служащие представляют собой весьма широкую категорию работников в России. Если появляются какие-либо новшества в…

Текущий Федеральный закон вместе с Конституцией РФ, которая была принята 15 декабря 2001 года, гласит…

Чтобы регулировать текущую деятельность государственных служащих на территории Российской Федерации, в 2004 году был создан…

Не только поощрения могут заработать работники, но и за свои проступки могут понести наказание. Муниципальных…

В Российском законодательстве помимо Трудового кодекса и иных нормативных актов существует закон о занятости населения. Главная цель…

Филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

«Псковский государственный университет»

В г. Великие Луки Псковской области

Цикловая комиссия гуманитарных, правовых и экономических дисциплин

Курсовая работа

по дисциплине (междисциплинарному курсу): Право социального обеспечения

Тема: «Пенсионное обеспечение государственных гражданских и муниципальных служащих»

Cтудентка 2 курса

Направления подготовки (специальности)40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Номер зачетной книжки

Даниель Татьяна Вадимовна

К защите допущен: ____________________ /___Лягина Е.В.______________________/ подпись преподавателя /расшифровка подписи/

Оценка: _______________________ _/ __Лягина Е.В.______________________/ подпись преподавателя /расшифровка подписи/

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ …………………………………………….

ГЛАВА 2. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ГРАЖДАНСКИМ СЛУЖАЩИМ

ГЛАВА 3.ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………..

ВВЕДЕНИЕ

Согласно положениям статей 7 и 39 Конституции РФ в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях, законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия[1].

Специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации, предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих, обусловленный содержанием профессиональной служебной деятельности, характером выполняемых функций, предъявляемыми квалификационными требованиями, равно как и ограничениями, связанными с прохождением государственной и муниципальной службы. С учетом этих особенностей законодатель с помощью специального правового регулирования устанавливает для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств.

Конституция РФ закрепляет право граждан на равный доступ к государственной службе, из ее статей 19, 32 (части 2 и 4) и 37 (часть 1) вытекает и право граждан на равный доступ к муниципальной службе[2].

Федеральный законодатель, в компетенцию которого входит установление видов пенсий и доплат к ним, определение оснований приобретения права на получение пенсий отдельными категориями граждан и правил исчисления размера соответствующих выплат, должен гарантировать соблюдение минимального правового стандарта пенсионного обеспечения всех муниципальных служащих и одновременно - не допускать произвольное, чрезмерное повышение уровня пенсионного обеспечения[3].

Выбор темы курсовой работы обусловлен актуальностью обобщения правового регулирования пенсионных правоотношений государственных и муниципальных служащих, выявления проблем применения законодательства в указанной сфере.

Цельюкурсовой работы является изучение правового регулирования и организации пенсионного обеспечения в системе государственной гражданской и муниципальной службы в качестве одной из основных государственных гарантий.

Цель исследования определила необходимость решения следующих задач:

- раскрыть понятие категории государственных гражданских и муниципальных служащих.

- проанализировать условия, принципы назначения, порядок назначения пенсий государственным гражданским и муниципальным служащим;

-по результатам исследования сформулировать выводы и предложения.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проходивших государственную гражданскую и муниципальную службу и их семей.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие отношения по государственному пенсионному обеспечению государственных гражданских и муниципальных служащих и их семей, а также складывающаяся на их основе правоприменительная практика.

Для решения поставленных задач использовались общие научные методы исследования, такие как системно-структурный и логический, анализ источников и научной литературы, специально-юридические и др.

Нормативной базой при написании работы послужила Конституция РФ, Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ и другое законодательство, касающееся темы исследования. Теоретической основой явились работы таких авторов как М. Л. Захаров, Э. Г. Тучкова, Гусов К. Н. и др [4] .

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения

ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

На сегодняшний день, выделяется 2 вида государственныхгражданскихслужащих: федеральные государственные служащие и государственные гражданские служащие субъекта РФ.

Федеральным государственным служащим является гражданин, который осуществляет свою рабочую деятельность, занимая должность на федеральной государственной службе, а также получающий денежное содержание с помощью средств федерального бюджета.

Государственным гражданским служащим на сегодняшний день, является гражданин Российской Федерации, занимающий определенную должность, а так же имеющий определенные права и обязанности и осуществляет функции государственного органа.

Признаки гражданского служащего:

1) гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет;

2) владеет государственным языком;

3) прохождение гражданской службы;

4) замещает гражданскую должность;

5) имеет денежное довольствие из средств федерального бюджета;

В зависимости от групп должностей различают: высшие, главные, ведущие, старшие, младшие должности гражданской службы.

Гражданский служащий обладает рядом прав, основными которые являются:

- отдых с предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, в том числе и ежегодных оплачиваемых отпусков;

- оплата труда и другие выплаты в соответствии с ФЗ от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;[5]

- получение в установленном порядке информацию и материалы, которые требуются для исполнения своих должностных обязанностей;

- повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;[6]

- защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении;

Федеральным государственным гражданским служащим пенсия может назначаться за выслугу лет, если он достиг определенного пенсионного возраста и если данный гражданин наработал определенный стаж. Права на пенсию гражданских служащих устанавливаются в соответствии с принятыми региональными законами о государственной службе.

В соответствии с общими правилами, данные лица имеют право выбрать лишь один вид пенсионного обеспечения государственного служащего: пенсия по выслуге лет или страховая пенсия.

Пенсия для государственных служащих по выслуге лет полагается: женщинам , достигших пенсионного возраста 55 лет и мужчинам 60 лет, а так же наличие стажа государственной службы от 15 лет.

При наличии минимального стажа сроком от 15 лет пенсия исчисляется как 45% зарплаты, но в эти 45% входит не только пенсия госслужащего по выслуге лет, но и положенная гражданину страховая пенсия. В зачет принимаются только те части страховой пенсии, которые были заработаны до назначения государственной пенсии по выслуге лет.

Каждый год выслуги свыше 15 лет пенсия увеличивается на 3%, но увеличение ограничено. Максимальный размер пенсии, на данный момент, не должен быть больше 75% среднемесячного заработка.

Для того, чтобы назначить трудовую пенсию по старости необходимы следующие документы: паспорт, трудовая книжка, военный билет, страховое свидетельство обязательного страхования, а так же номер лицевого счета в Сбербанке России.

Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной должности федеральной службы, государственной должности государственной службы субъекта РФ ,а также других случаях, установленным действующим законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Государственными служащими являются и депутаты Государственной Думы, и члены Совета Федерации. Они имеют право на ежемесячную доплату к пенсии. Право на ежемесячную доплату к государственной пенсии имеет гражданин РФ, который не менее одного года исполнял полномочия члена Совета Федерации.

Ежемесячная доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла: от 1 года до 3 лет – 55%, свыше 3 лет – 75% ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

Выплата ежемесячной доплаты к государственной пенсии гражданину, являвшим членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, приостанавливается при замещении им государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, должности государственной гражданской службы или муниципальной должности муниципальной службы.

Согласно российским правовым нормам, отдельные лица могут иметь льготное пенсионное содержание. К примеру, таким бывает пенсионное обеспечение государственных служащих. Оно полагается за выполнение особых задач для решения государственных нужд. И здесь присутствуют особые права выхода на заслуженный отдых.

Пенсионное обеспечение федеральных госслужащих


Пенсии госслужащих — выплаты, предоставляемые за длительный труд, замещая должности федеральной госслужбы. Параметры пенсионного содержания зависят от длительности пребывания на госслужбе.

Федеральные служащие вправе получать пособия, устанавливаемые по 3-м правовым актам:

Кого относят к федеральным госслужащим


Федеральный госслужащий — должностное лицо, осуществляющее профдеятельность на федеральной госслужбе и получающее за это финансовое содержание из средств госбюджета. Но не все бюджетники выступают госслужащими.

Ими расцениваются только:

  • обладающие властно-распорядительными, управленческими полномочиями;
  • персонал исполнительных органов госвласти.

Аспекты федеральной службы регламентированы ФЗ-79.

Назначение пособий федеральным служащим


Правомочия на такое обеспечение возникают у людей лишь при некоторых обстоятельствах (смерть, нетрудоспособность по здоровью или из-за преклонного возраста).

Послужные пенсии госслужащим устанавливают при присутствии обозначенных условий:

  1. Госслужба от 16,5 лет (для 2019 г.).
  2. Отставка по 1-й из следующих причин:
  • сокращение численности госслужащих или ликвидация властных органов;
  • отставка с должности, ввиду сложения лицом своих полномочий;
  • достижение предельно допустимого для пребывания в должности возраста;
  • ввиду физического состояния, препятствующего продолжению службы;
  • самостоятельное увольнение ввиду отправления на заслуженный отдых.

Правомочия на госсодержание возникают у граждан, отработавших прямо перед оформлением выплат от 12 месяцев.

Важно! Это не распространимо на уволенных из ликвидируемого госоргана либо в числе сокращаемых лиц.

Возрастные пределы для госслужащих в 2020 году


Госдумой России 23.05.2016 г. принят нормативный акт, увеличивающий возрастные рамки госслужащих для отправления на заслуженный отдых. Закон вступил в силу 01 января 2017 года.

Возраст выхода на пенсию:

  1. 65 лет для мужчин.
  2. 63 года для женщин.
Повышение возрастной планки касается только работающих госслужащих. При освобождении от занимаемой должности гражданин получает право на страховую пенсию (в том числе досрочную) с учетом прежних критериев возраста.

Возрастание возрастной планки отправления на заслуженный отдых будет поэтапным. С 2017 г. он возрастает ежегодно на полгода до достижения нужного уровня. Максимум будет достигнут в 2034 г. для женщин, а для мужчин уже в 2028.

Требования для выхода на пенсию по старости:

Год рождения женщины Возраст Год выхода Минимальный размер ИПК (баллы) Стаж
1963 56 2019 16,2 10
1964 1 полугодие 56,5 2020 2 полугодие 18,6 11
1964 2 полугодие 56,5 2021 1 полугодие 21 12
1965 57 2022 23,4 13
1966 58 2024 28,2 15
1967 59 2026 30 15
1968 60 2028 30 15
1969 61 2030 30 15
1970 62 2032 30 15
1971 63 2034 30 15
Год рождения мужчины Возраст Год выхода Минимальный размер ИПК (баллы) Стаж
1958 61 2019 16,2 10
1959 1 полугодие 61,5 2020 2 полугодие 18,6 11
1959 2 полугодие 61,5 2021 1 полугодие 21 12
1960 62 2022 23,4 13
1961 63 2024 28,2 15
1962 64 2026 30 15
1963 65 2028 30 15

Госслужащая Сергеева И.В. 01.09.1963 г.р. достигла возраста 55 лет 01 сентября 2018 г. Право на страховую пенсию у нее возникнет только по достижении возраста 56 лет, то есть 1 сентября 2019 г.

Если Сергеева решит оставить госслужбу 01 сентября 2017 г. или перейти на работу, не связанную с госслужбой, то право выхода на пенсию по старости сохраняется за ней на 01.08.2018 год .

Чтобы приобрести послужную госпенсию, следует выработать спецстаж.

Год назначения пенсии за выслугу лет Стаж для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году
2019 16 лет 6 месяцев
2020 17 лет
2021 17 лет 6 месяцев
2022 18 лет
2023 18 лет 6 месяцев
2024 19 лет
2025 19 лет 6 месяцев
2026 и последующие годы 20 лет

Правительство в таком шаге видит определенные преимущества:

  • сохранение квалифицированных кадров, которых непросто подобрать из-за постоянного снижения количества трудоспособного населения.
  • значительная экономия денег в бюджете.

Исчисление срока гражданской госслужбы


Период госслужбы — это суммированная длительность трудовой и деятельности, идущей в учет при появлении правомочий на такие выплаты служащих и при исчислении параметров пособий.

В стаж госслужбы включают труд:

  1. на должностях федеральной гражданской госслужбы;
  2. на должностях, определяемых Президентом РФ.

Если для законного пособия требуется труд некоторой длительности, в него включают работу и другую общественно-полезную деятельность, засчитываемую в необходимый страховой стаж.

Объемы пособий


Объем государственных дотаций определен ст. 14 ФЗ-166. Таким лицам устанавливают госпособие за отработку в 16,5 лет (в 2019 г.) в 45% среднемесячной оплаты федерального служащего, с учетом:

  • страхового возрастного (инвалидного) обеспечения;
  • фиксированных (базовых) платежей к страховой пенсии;
  • прироста, определяемого законом.
Внимание! Послужная пенсия возрастает на 3% среднемесячной оплаты за каждый год госслужбы больше 16,5 лет.

Расчет объемов пособий


Порядок подсчета параметров послужного госпособия определен в ст. 14 ФЗ-166:

П = (45%СЗ — СП) + 3%СЗ × Ст,

  • П — объем пенсионного послужного содержания;
  • СЗ — средний размер оплаты труда;
  • СП — размер страхового инвалидного/возрастного обеспечения и фиксированных выплат;
  • Ст — опыт более 16,5 лет.

Общие параметры послужного обеспечения и страховой возрастной/инвалидной пенсии, фиксированных платежей к пенсии и прироста фиксированных платежей не могут быть свыше 75% среднемесячной оплаты госслужащего, установленной ст. 21 ФЗ-166.

Если длительности наработки достаточно для оформления пособия, то ее считывают на базе средней оплаты за последний служебный год.

Повышение пособий


Северянам и людям, проживающим в аналогичных по климату местностях, присуждают возрастную пенсию до обозначенного в законе срока.

Таким людям устанавливают повышенные фиксированные платежи к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент, установленный Правительством РФ зависимо от местожительства на все время пребывания в этой местности.

Важно! При смене местожительства объем социального гособеспечения рассчитается без таких коэффициентов.

Как индексируют пенсию


Начисление послужного гособеспечения, перерасчет его параметров и переход с 1-й формации на другую проходят в заявительном порядке. Это происходит вне зависимости от времени после возникновения правомочий и без ограничения сроков. Исключение — инвалидные соцвыплаты.

Перерасчет величин послужной госдотации производится при:

  • динамике параметров инвалидных/возрастных выплат;
  • роста продолжительности стажа госслужбы;
  • общефедерального возрастания оплаты труда служащих.

В иных ситуациях происходит переход с 1-го дотационного вида на другой тип пенсионного гособеспечения.

Внимание! Послужные госвыплаты индексируют при общефедеральном возрастании оплаты труда федеральных гражданских госслужащих в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Правомочия на пособия


Госслужащие с присужденной послужной пенсией, обладающие 15-летним стажем, с включением периодов, определяемых ч. 2 ст. 19 ФЗ-400, при достижении требуемой возрастной планки, приобретают возрастное обеспечение, устанавливаемое к послужной пенсии. Учитывается также совокупный ИПК за рабочий год после установления послужной дотации. После выхода нового закона уже в 2017 г. для приобретения соответствующих правомочий мужчинам следует иметь возраст 61 год, а женщинам — 56.

В страховой стаж включают:

  • деятельность, определяемую ст. 11 ФЗ;
  • а также работа, учитываемая при подсчете стажа госслужбы для оформления послужной дотации согласно ст. 19 ФЗ-166;
  • деятельность, учитываемая для назначения возрастной пенсии, к которой установили послужную выплату.

Оформление послужной пенсии


Без ограничений во времени люди вправе обращаться за оформлением такой разновидности выплат после возникновения соответствующих правомочий.

В последнем случае периодом обращения будет считаться день, указанный на почтовом штемпеле в момент отправления его заявителем. Если же заявка подается через МФЦ , то днем обращения будет считаться день принятия этого документа сотрудниками МФЦ .

Совет! Заявление на пенсионные платежи также может передаваться в отдел кадров по месту работы.

Сроки назначения выплат


Законный срок рассмотрения поданного заявления не может превышать 10 дней с момента его подачи вместе с полным комплектом документации. Если каких-то документов не хватает, то сотрудники ПФ уведомляют об этом заявителя и предоставляют дополнительное время (до 3 месяцев) на передачу в ПФ оставшихся документов. Если претендент на соцобеспечение укладывается в этот срок, то пенсия назначается с момента подачи заявления. Если же времени оказывается недостаточно, то могут назначить пенсию по имеющимся документам или приостановить срок рассмотрения еще на 3 месяца.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ статья 7 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

ГАРАНТ:

Размеры пенсий за выслугу лет, установленные до 1 января 2015 г. в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального закона, пересчитываются с 1 января 2015 г. с учетом положений статей 14 и 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ)

Положения пунктов 1, 2 и 4 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.

Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

ГАРАНТ:

За лицами, приобретшими право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона и уволенными (освобожденными от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 г., лицами, замещающими на 1 января 2017 г. должности федеральной государственной гражданской службы и имеющими на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет, а также лицами, замещающими на 1 января 2017 г. должности федеральной государственной гражданской службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 г. право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, сохраняется право на пенсию за выслугу лет в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ в настоящий Федеральный закон

1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2-4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2 (за исключением случаев истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 3 и 7 части 1 статьи 33, подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 37 и пунктом 4 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 9, 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" и непосредственно перед увольнением замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев.

Федеральные государственные гражданские служащие при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 2 (в случае истечения срока действия срочного служебного контракта в связи с истечением установленного срока полномочий федерального государственного гражданского служащего, замещавшего должность федеральной государственной гражданской службы категорий "руководитель" или "помощник (советник)"), 8 и 9 части 1 статьи 33, подпунктом "а" пункта 1, пунктами 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2-4 части 1 и пунктами 2 и 3 части 2 статьи 39 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее одного полного месяца, при этом суммарная продолжительность замещения таких должностей составляет не менее 12 полных месяцев.

ГАРАНТ:

См. Правила обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, и Правила выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты, утвержденные приказом Минтруда России от 22 мая 2017 г. N 436н

См. разъяснения Минтруда России от 1 июня 2020 г. N 21-4/10/ФС-866 по вопросу продолжительности стажа муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципального служащего

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в пункт 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

1.1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ в пункт 2 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

2. Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней.

ГАРАНТ:

См. также постановление Правительства РФ от 4 марта 2002 г. N 141 и письмо Минтруда РФ от 11 марта 2002 г. N 193-АП

3. Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ статья 7 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3.1, вступающим в силу с 1 января 2015 г.

3.1. Лицам, имеющим одновременно право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов Российской Федерации или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации или муниципальной службы, назначается пенсия за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей или одна из иных указанных выплат по их выбору.

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

ГАРАНТ:

За лицами, проходившими государственную службу, государственную гражданскую службу субъектов РФ, муниципальную службу, приобретшими право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления в связи с прохождением указанной службы, и уволенными со службы до 1 января 2017 г., лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 г. должности государственной гражданской службы субъектов РФ, должности муниципальной службы и имеющими на 1 января 2017 г. стаж государственной гражданской службы, стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет, лицами, продолжающими замещать на 1 января 2017 г. должности государственной гражданской службы субъектов РФ, должности муниципальной службы, имеющими на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретшими до 1 января 2017 г. право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, сохраняется право на пенсию за выслугу лет в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ в пункт 4 статьи 7 настоящего Федерального закона

4. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. При этом государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации, муниципальные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", при наличии стажа государственной гражданской службы, стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которых для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Читайте также: