Проблемы пенсий для мвд







2.1 Особенности пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

В структурах государственных органов предоставляются социальные гарантии для сотрудников и пенсионеров органах внутренних дел. Учитывая сложность работы и небольшие заработные платы, государство создало для этой категории госслужащих большое количество льгот и различных социальных выплат, включая пенсионное обеспечение с рядом доплат, в зависимости от стажа работы, при выходе на заслуженный отдых.

Все это указано федеральным законодательством, и цель данных льгот – сделать службу в органах внутренних дел более привлекательной, а также обеспечить достойные вознаграждения тем, кто уже служит в органах внутренних дел.

Основными нормативными правовыми актами в области пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел являются Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».

Действующий закон приводит список сотрудников государственных органов внутренних дел, имеющих полное право получать пенсионное обеспечение:

1) граждане, которые служили в офицерском составе, а также прапорщики/мичманы различных армейских структур, военных образований, военно-образовательных организаций и силовых госорганов;

2) граждане, проходившие контрактную службу в качестве матросов, сержантов, солдат и старшин курсантов различных армейских структур, военных образований, военно-образовательных организаций и силовых госорганов;

3) граждане, которые являлись работниками органов правопорядка, органов контролирующих оборот наркотических средств, противопожарной службы и других внутренних структур;

4) семьи, являющиеся иждивенцами на содержании гражданина относящегося к одной из перечисленных выше категорий[7].

Для приведенных в перечне гражданских лиц и сотрудников, проходивших службу в органах внутренних дел, Федеральный закон гарантирует соответствующее пенсионное обеспечение.

Размер этого обеспечения определятся согласно причинам, на основании которых оно назначается. Законодательство предусматривает несколько категорий пенсий для работников органов внутренних дел.

Помимо классификации лиц, имеющих право претендовать на государственное обеспечение после выхода на пенсию, Конституция РФ также определяет и несколько подпунктов, на которые можно разделить пенсионное содержание. Список их выглядит следующим образом:

1) Пенсия, назначающаяся за выслугу для сотрудников госорганов внутренних дел. Гражданин может получить ее, только если имеет наработанный, предусмотренный законодательством срок службы в государственных структурах, таких как военная контрактная служба, и/или противопожарная служба РФ, и/или в органах внутренних дел, и/или в органах уголовно-исполнительной системы, и/или в органах, контролирующих оборот наркотических веществ и так далее.

2) Пенсия, назначающаяся лицу по инвалидности, заработанной во время службы в органах внутренних дел.

3) Социальные пенсии семьям-иждивенцам погибшего служащего органов внутренних дел.

4) Социальные пенсии семьям, умершего пенсионера органов внутренних дел[8].

При восстановлении на службе, выплаты пенсии за выслугу лет будут приостановлены, получать заработную плату и социальное пособие одновременно нельзя. Тем гражданам, которые получили травму во время службы в органах внутренних дел, следует знать, что стаж, наработанный в государственных структурах, не влияет на размер пенсии по инвалидности. Это относится и к размеру социальной поддержки семьям, утратившим кормильца.

Пару последних лет показатели государственного содержания для уволившихся сотрудников государственных органов внутренних дел постоянно росли. Пособия пересчитывали порядка 6 раз. Четыре из них напрямую связаны были с ростом заработных плат служащих органов внутренних дел, относительно которых как раз и вычислялась сумма пенсионных отчислений. Два других были вызваны необходимостью повышения рассветных долей для надбавок, которые требовались отдельным категориям пенсионеров.

После всех увеличений и пересчетов пенсионное обеспечение данной категории в среднем увеличилось примерно на 14,5%. Правительство РФ также с октября-ноября 2017 провело индексацию заработных плат для сотрудников органов внутренних дел. Она затронула не только офицерский состав, но также денежные довольствия рядовых работников. Увеличение суммы довольствий для органов внутренних дел обязательно повлек за собой рост пенсий.

Также согласно ФЗ № 4468-1, пенсионное обеспечение бывших сотрудников органов внутренних дел в обязательном порядке подлежит пересмотру и пересчету относительно расчетного размера базовой ставки и согласно ее увеличению.

Базовая часть соответствует размеру социально пенсии. И тот факт, что социальное обеспечение в 2017 году также подверглось индексации на 5,5%, говорит о том, что у пенсионеров органов внутренних дел повысились суммы денежных отчислений.

Сотрудник органов внутренних дел, входящий в приведенный выше перечень лиц, может заслужить свое пенсионное содержание по выслуге лет двумя основными способами. Прежде всего, отработать в структурах Министерства внутренних дел на протяжении 20 полных лет. Это также дает возможность досрочного выхода на заслуженный отдых.

Вторым способом, который позволяет поучить данное обеспечение является смешанный рабочий стаж. Право на пенсию за выслугу предоставляется для тех сотрудников, которые отслужили в разных структурах органов внутренних дел не меньше 25 лет, и уволились после 45- летнего возраста по причине сокращения штата в органах внутренних дел либо по состоянию здоровья.

Для первого и второго способов существуют некоторые законодательные поблажки. Например, к двум годам рабочего стажа приравнивается год службы в отдельных регионах Крайнего Севера. Большинство сотрудников, увольняющихся из органов внутренних дел, уходя на отдых в 45-50 лет, также успевают заработать для себя и страховое обеспечение. Согласно законодательству РФ пенсия по выслуге выплачивается от структур Министерства внутренних дел, страховая же отчисляется Пенсионным фондом. Чтобы заработать страховое обеспечение, требуется после увольнения найти гражданскую работу.

2.2 Проблемы пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

На современном этапе функционирования правоохранительных органов, в условиях постоянных реформ, связанных как с социально-экономическими изменениями в стране, так и с реформацией деятельности правоохранительных органов, появляется необходимость в упорядочивании пенсионной и социальной системы сотрудников органов внутренних дел.

Вследствие этого появляется острая проблема необходимости развития механизмов пенсионной и социальной системы Министерства внутренних дел.

Меры, реализуемые в рамках «социального и пенсионного пакета», должны быть направлены не только на повышение социального уровня, но и на качественный рост их социально-профессионального статуса, стимулирование деятельности служащего с целью повышения эффективности правоохранительной службы, в целом, преодоление экономических первопричин коррупции в правоохранительных органах.

Исследуя данную тему, можно выделить несколько проблем:

1) Увеличение нижнего предела выслуги лет с 20 лет до 25 лет. Стоит отметить, что это лишь возможность увеличения предела выслуги лет, поскольку в законодательство по - прежнему не внесены изменения в этой части. В данном случае речь идет о перспективах развития законодательства, что является вполне обоснованным.

Однако следует отграничить «обычную» пенсию от пенсии по выслуге лет, т.к. субъектами последней является установленный Законом круг лиц, тем самым создаются привилегии для сотрудников органов внутренних дел в части их пенсионного обеспечения.

Соглашаясь с повышением нижнего предела выслуги лет, сторонники данной позиции ссылаются в первую очередь на необходимость экономии бюджетных средств.

Безусловно, при сложившейся экономической ситуации в стране необходима экономия бюджетных средств, однако представляется, что экономия денежных средств не должна осуществляться за счет пенсии по выслуге лет, полагаемой сотрудникам органов внутренних дел.[9]

Таким образом при изменении нижнего предела выслуги лет фактически произойдет изменение контракта в одностороннем порядке.

Так, сотрудник, заключив контракт на одних условиях, для продолжения прохождения службы будет вынужден подписать дополнительное соглашение к контракту, которое фактически ухудшит положение сотрудника.[10]

2) Некоторые ученые выделяют проблему с нормативными правовыми актами в которых не предусмотрена возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел времени обучения по заочной и вечерней формам обучения в высших или средних специальных учебных заведениях, предшествующего поступлению их на службу.

3) Также есть мнение, что проблемой является современный правовой механизм пенсионного обеспечения родителей сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей, который не предусматривает возможность учета при назначении им пенсии по случаю потери кормильца факта гибели двух и более детей.

4) Проблемой считается то, что сотрудники органов внутренних дел не уплачивают взносы в государственные внебюджетные фонды, и то, что у сотрудников органов внутренних дел не имеются накопления на индивидуальном счете застрахованного лица.

В итоге при выходе на пенсию сотрудники не могут претендовать на достойную пенсию, если они не будут работать после выхода на пенсию.

5) Проблемой является не назначение выплат пенсии лицам по старости, которые уволились из органов внутренних дел и лишились права на досрочное назначение пенсионного обеспечения.

6) Существует точка зрения, согласно которой в связи с изменением законодательства в части предельного возраста пребывания на службе, необходимо внести изменения в законодательство в части пенсионного обеспечения за выслугу лет. Так, п.п. 4 п . 1 ст. 88 No342-ФЗ установлен предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел –50 лет.

Стоит согласиться с В.С. Бялтом, С.Н. Трипутиным, которые предлагают внести изменения в п. б ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 No 4468-1, изложить в следующей редакции: «. достигшие на день увольнения 50-летнего возраста».[11]

7) Среди теоретиков также ведутся споры относительно отмены пенсий, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 No 4468-1. С данным мнением мы категорически не согласны. Во-первых, отмена пенсий подрывала бы престиж и военной службы, и службы в органах внутренних дел или других органах. Во – вторых, во многих случаях хорошая зарплата и пенсия оказываются стимулом к продолжению службы.

8) Также теоретиками и практиками предложено заменить пенсии серьезным по сумме выходным пособием в размере одной или двух годовых зарплат сотрудника. К данному предложению стоит отнестись критически, т.к. хоть пособие по своей сумме значительно превышает месячный размер пенсии, но носит разовый, единовременный характер.

Получив такое пособие, гражданин фактически лишается месячного содержания по выслуге лет, как правило, сотрудники органов внутренних дел и другие силовики выходят на пенсию в сравнительно молодом возрасте, соответственно право на пенсию по старости еще не возникло.

9) Одной из основных проблем также является финансово-экономическое обеспечение.

Для реализации социальной защиты сотрудников органов внутренних дел потребуются дополнительные бюджетные ассигнования на выплату единовременных пособий и денежного довольствия, которые связаны с увольнением.

Привлечение дополнительных финансовых ресурсов для выплаты пенсий является одной из важнейших и наиболее сложных для исполнения задач.

Для решения данной проблемы необходимо совершенствование законодательства в данной сфере и тщательный анализ всех возможных последствий, чтобы избежать потери платежеспособности бюджетной системы для реализации поставленной задачи.

Также внимание привлекает такая проблема, как назначение выплаты пенсии лицам по старости, которые уволились из органов внутренних дел и лишились права на досрочное назначение пенсионного обеспечения.[12]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Темой исследования являлось изучение пенсионного обеспечения одной из важных частей социальной защиты государственных служащих –сотрудников органов внутренних дел и членов их семей.

Проведен анализ современных подходов государственного пенсионного обеспечения указанной категории граждан в свете последних организационных реформ в системе органов внутренних дел. Выполнены следующие задачи, поставленные в начале исследования:

1) в первой главе изучено состояние пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей как часть российской пенсионной системы, также изучены понятие пенсии за выслугу лет, по инвалидности, по потери кормильца и порядок их предоставления

2) рассмотрены основные виды и особенности пенсий, назначаемых сотрудникам органов внутренних дел в Российской Федерации;

3) рассмотрены виды и условия назначения выплаты пенсий;

4) рассмотрены порядки назначения, исчисления и выплаты пенсий;

5) во второй главе изучены особенности и выявлены проблемы современного пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел

Исходя из вышеуказанного можно сделать вывод, что пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в органах внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, Федеральной миграционной службы и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно–исполнительной системы, и их семей».

Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение сотрудников полиции и членов их семей, в условиях повышающегося уровня жизни, роста инфляции требует постоянной корректировки с целью обеспечения их достойного существования.

Также необходимо серьезное реформирование пенсионной системы Российской Федерации направленное на дальнейшее усовершенствование Российской пенсионной системы.

Это связанно с тем, что проблема пенсионной системы является для страны вопросом жизнедеятельности нескольких поколений людей и поэтому требует серьезный и сложные по своему характеру методы и подходы, которые будут применяться при решении текущих проблем.

Это важно и для лиц служивших в органах внутренних дел Российской Федерации.

Предложения по решению обнаруженных проблем:

1) Предлагаю внести дополнения в пункт 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, касающийся повышенного размера пенсионного обеспечения для родителей двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел.

Дополнить данный пункт следующим предложением: «Родители двух (или более) детей, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца в двойном размере»;

2) Предлагаю внести изменения в Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пункт 10 ч. 2 ст. 38 данного Закона изложить в следующей редакции: «Время (не более шести лет) обучения сотрудника до поступления на службу в органы внутренних дел по основным образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной, очно-заочной, заочной формам при условии завершения освоения данных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы»;

3) Предлагаю не повышать срок прохождения службы для получения пенсии, а установить размеры пенсии в зависимости от срока службы.

Это позволит увеличить размеры пенсии при продолжении службы после 20 лет и будет являться мотивацией для сотрудников, чтобы они продолжали службу в органах внутренних дел.

Таким образом, нами исследованы проблемы назначения пенсии по выслуге лет.

Теоретиками и практиками активно обсуждаются вопросы о внесении изменений в законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел.

На наш взгляд, институт пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел нуждается в реформировании, однако в той части, в которой это не ухудшает нынешнее положение сотрудников органов внутренних дел

В течение последних двух лет пенсии в системе МВД России пересчитывались шесть раз: четыре - в связи с ростом доли денежного довольствия, учитываемого для назначения пенсий, два - в связи с ростом расчетного размера пенсии, применяемого для исчисления надбавок и повышений отдельным категориям пенсионеров (участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, ветеранам боевых действий и т.п.).

В среднем пенсия вышедшим на заслуженный отдых сотрудникам органов внутренних дел за два года выросла на 14,5 процента.
В 2014 году в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами осуществлена выплата более 910 тысячам пенсионеров пенсий, пособий и компенсаций на сумму 166,9 млрд рублей. Причем пенсии в прошлом году в системе МВД России пересматривались трижды:
с 1 января 2014 года - в связи с увеличением суммы денежного довольствия, принимаемой для исчисления пенсии до 60,05 процента;
с 1 апреля 2014 года - в связи с индексацией социальной пенсии по старости;
с 1 октября 2014 года в - связи с увеличением суммы денежного довольствия, принимаемой для исчисления пенсии, до 62,12 процента.
Таким образом, в результате проведенных в 2014 году мероприятий по повышению пенсий обеспечено выполнение требований подпункта «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 604 «О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации», то есть их размеры в среднем увеличились на 7,0 процента, что на 2 процента превышает прогнозируемый уровень инфляции (5,0 процента), установленный федеральным законом о бюджете на 2014 год.
В итоге средний размер пенсии составил:
за выслугу лет – 15 770 рублей;
по инвалидности – 17 400 рублей;
по случаю потери кормильца – 7 630 рублей.
По состоянию на 1 января 2015 года на пенсионное обеспечение МВД России принято 12 тысяч пенсионеров Крымского федерального округа. В составе центров финансового обеспечения МВД по Республике Крым и УМВД России по г. Севастополю созданы пенсионные подразделения для организации пенсионного обеспечения граждан, уволенных со службы.
В 2015 году приостановлено действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон от 12 февраля 1993 года № 4468-I), предусматривающей ежегодное увеличение на 2 процента доли денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии.
В соответствии с частью 9 статьи 9 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в 2015 году размер денежного довольствия, учитываемый при исчислении пенсии, установлен на уровне 2014 года (62,12 процента от размера этого денежного довольствия).
Согласно статье 49 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1 минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные вышеназванным Законом, подлежат пересмотру при увеличении расчетного размера пенсии, одновременно с его увеличением.
Расчетный размер пенсии, установленный статьей 46 Закона от 12 февраля 1993 года № 4468-I, соответствует размеру социальной пенсии, предусмотренному подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 166-ФЗ), и пересматривается одновременно с изменением (индексацией) социальной пенсии.
Социальные пенсии в соответствии со статьей 25 Федерального закона № 166-ФЗ индексируются ежегодно с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионеров в Российской Федерации за прошедший год. Коэффициент индексации социальных пенсий определяется Правительством Российской Федерации.
Следовательно, увеличение размера социальной пенсии влечет за собой повышение расчетного размера пенсии, упомянутого в Федеральном законе № 4468-I, и, соответственно, перерасчет всех надбавок, повышений, увеличений к пенсиям по линии МВД России, выплачиваемых отдельным категориям граждан.
В случае принятия Правительством Российской Федерации решения об индексации социальной пенсии с 1 апреля 2015 года будет увеличен и расчетный размер пенсии для пенсионеров системы МВД России, что повлечет за собой перерасчет надбавок, повышений и увеличений.

ФЭД МВД России, декабрь 2014 г.

О расчёте пенсии для сотрудников полиции, проходящих службу в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера

Приводим пример расчета пенсии с 1 января 2013 года для оперативного дежурного авиационного отряда, капитана полиции, уволенного со службы с выслугой 27 лет, 6 месяцев в льготном исчислении, из которых 18 лет в календарном исчислении для процентной надбавки за выслугу лет.

Оклад по должности – 15500 рублей
Оклад по званию – 11000 рублей
Процентная надбавка за выслугу 18 лет (25%) – 6625 рублей
Итого: 33125 рублей

33125 х 56% = 18550 рублей – это денежное довольствие для исчисления пенсии.

За 27 лет пенсия назначается в размере 71 процент (за 20 лет – 50% плюс за каждый год 3% (7х3=21))
Пенсия составит 18550 х 71% = 13170 рублей 50 копеек.

К пенсии пенсионеров, проживающих в г. Якутске, начисляется районный коэффициент – 40 %.
Таким образом, размер пенсии составит:

13170 рублей 50 копеек х 1,40 = 18438 рублей 70 копеек.

Данный размер пенсии при выезде пенсионера в районы, где районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере будет сохраняться только при условии, что стаж службы в районах Крайнего Севера переезжающего составляет не менее 15-ти лет.


Бывшие сотрудники МВД и других силовых органов получают пенсии по тем же правилам, что и военные пенсионеры. Каждый год их пенсии повышаются, не станет исключением и 2021 год. Мы разобрались, как рассчитываются пенсии этой категории пенсионеров, когда и на сколько их поднимут.

Пенсия по выслуге лет в системе МВД

Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:

  • те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
  • те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.

В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:

  • при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более : 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
  • при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более : 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.

При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.

Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.

Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.

Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.

Пенсии по смешанному стажу

Как уже было сказано выше, бывший сотрудник МВД или других силовых органов может иметь выслугу всего в 12 лет и 6 месяцев, но если он имеет общий страховой стаж в 25 лет и больше, достиг 45-летнего возраста и был уволен со службы по состоянию здоровья или из-за достижения предельного возраста, он получает право на пенсию по смешанному стажу.

Рассчитывается она уже от общего стажа – за 25 лет начисляется 50% от денежного довольствия, а за каждый год сверху этого еще по 1%. Но, что еще важно, такие пенсионеры могут оформить еще и страховую пенсию по старости, правда, если соответствуют всем требованиям.

Требования эти стандартные для назначения страховой пенсии:

  • возраст – не меньше общеустановленного пенсионного (в 2021 году это будет 61,5 года мужчин и 56,5 лет для женщин);
  • наличие страхового стажа (не менее 12 лет в 2021 году);
  • наличие пенсионных коэффициентов (не менее 21 в 2021 году).

И в данном случае есть одна особенность – в страховой стаж не будут входить те годы, которые учтены при назначении пенсии по выслуге лет. То есть, если пенсионер прослужил в МВД 15 лет, а всего стаж у него – 25 лет, то годы службы в МВД не войдут в страховой стаж для назначения страховой пенсии.

С другой стороны, если человек прослужил меньше минимальных 12,5 лет, то он не получает права на пенсию по выслуге, и тогда все годы службы можно включить в страховой стаж.

И еще один нюанс – «вторая» пенсия от Пенсионного фонда России назначается без учета фиксированной выплаты. То есть, сумма будет определяться только пенсионными баллами – за минимальный 21 коэффициент пенсионер в 2021 году получит лишь 2076,06 рублей. По сути, это скорее доплата, чем полноценная пенсия (а так как общая выплата будет больше прожиточного минимума, пенсионер не получит права на социальную доплату).

Повышение пенсий бывшим сотрудникам МВД

Как уже было сказано выше, пенсии сотрудникам МВД, Росгвардии и других силовых органов рассчитываются по тем же правилам, что и военные пенсии – как определенный процент от денежного довольствия, уменьшенного на понижающий коэффициент. Соответственно, пенсия может вырасти только двумя способами:

  • повышение денежного довольствия действующим сотрудникам МВД;
  • увеличение понижающего коэффициента.

В 2019 году были увеличены одновременно обе цифры – оклады выросли на 4,3%, а понижающий коэффициент вырос на 2 процентных пункта.

На 1 октября 2020 года запланирована индексация окладов военнослужащих и сотрудников других силовых органов на 3%, рост понижающего коэффициента не запланирован. Фактически пенсии бывших сотрудников МВД вырастут всего на 3% с 1 октября – это даже меньше, чем инфляция, накопленная с начала года.

Что касается 2021 года, то индексация окладов, скорее всего, будет снова лишь с 1 октября, ориентировочно на 4% (именно такую инфляцию рассчитывает получить Центробанк по итогам года). Об увеличении понижающего коэффициента в 2021 году ничего не известно.

Однако те, кто получает вторую пенсию от Пенсионного фонда, получат больше уже с 1 января – страховые пенсии будут проиндексированы на 6,3%. Правда, учитывая, что такие пенсионеры получают пенсии без учета фиксированной выплаты, прибавка не будет значительной.

Например, если пенсионер набирает минимально необходимый 21 коэффициент, он будет получать всего на 123 рубля больше.

Кроме того, некоторые пенсионеры, получающие 2 пенсии, продолжают работать – это не запрещено (кроме продолжения службы – тогда пенсия по линии МВД приостанавливается). В таком случае прибавки с 1 января не будет, но она будет с 1 августа – когда будут учтены все страховые пенсионные взносы, которые будут пересчитаны в пенсионные коэффициенты (правда, как и для всех остальных работающих пенсионеров – прибавится не более 3 баллов).

Пенсии бывшим сотрудникам МВД назначаются, как и военным пенсионерам, согласно положениям закона РФ № 4468-1 от 12.02.1993. В 2021 году пройдет очередная индексация выплат. Кардинальных изменений в порядке расчета сумм и выхода силовиков на заслуженный отдых не ожидается.

Будет ли повышение

В 2021 году повышение пенсий в МВД будет осуществляться за счет плановой индексации денежного довольствия, которое является одной из составляющих формулы расчета выплат. Его проиндексируют ориентировочно на 3,7%, что соответствует прогнозируемому уровню инфляции предыдущего (2020) года. На эти цели в проекте федерального бюджета РФ на следующий год предусмотрено увеличить финансирование на 9,3 млрд. руб.


На дополнительное повышение могут рассчитывать бывшие силовики, которые получают вторую пенсию – страховую по старости – от Пенсионного фонда (при условии соответствия стандартным требованиям для ее оформления). Ее проиндексируют на 6,3% с 1 января 2021 г. В денежном выражении сумма прибавки будет несущественной, поскольку для расчета выплат этой категории пенсионеров применяется только сумма накопленных индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК), без учета фиксированной выплаты. Значение 1 ИПК в 2021 году увеличивается с 93 руб. до 98,86 руб. Так, наличие минимально необходимых 21 ИПК обеспечит выплату 2076,06 руб., то есть всего на 123 рубля больше по сравнению с прошлым годом.

Пенсионеры, которые продолжают трудовую деятельность после выхода на пенсию из рядов МВД, могут все так же получать 2 пенсии (при условии, что работа не связана с продолжением службы в силовых структурах). Но для них прибавка по страховой пенсии будет не с 1 января 2021, а с 1 августа, как и для всех работающих пенсионеров, когда происходит перерасчет страховых пенсионных взносов в пенсионные коэффициенты (но не более 3 баллов за год).

На что не стоит рассчитывать

Действующим законодательством для пенсий в МВД предусмотрено еще два инструмента для повышения размера выплат, но согласно последним новостям на 2021 год их реализация не планируется и средства в проекте федерального бюджета не закладываются. Речь идет о следующем:

  • 2% индексации сверх уровня инфляции. Как и в 2020 году, никакого дополнительного увеличения выплат за счет более высокого по сравнению темпом инфляции процента индексации в 2021 году не будет. Последний раз эту прибавку, утвержденную президентским указом № 604 от 07.05.2012, проводили в 2019 году.
  • Корректировка понижающего коэффициента, который применяется к величине денежного довольствия при расчете пенсий бывшим сотрудникам МВД. После введения в 2012 году в значении 0,54 его должны были повышать ежегодно минимум на 2%, но в последний раз его корректировали 01.10.2019 с 0,7223 до 0,7368. Согласно законопроекту № 1027752-7, внесенному в Госдуму для рассмотрения на октябрь 2020 г., эта же величина будет использоваться в 2021 году. То есть сумма выплат пенсионера будет составлять по-прежнему 73,68% денежного довольствия. Коэффициент может измениться не ранее 01.01.2022, если власти снова не примут решение продлить его «заморозку». О полной его отмене или, точнее, о достижении показателя в 100%, несмотря на многочисленные петиции и жалобы пенсионеров, речь вовсе не идет.

Возраст выхода на пенсию

Всеобщее повышение пенсионного возраста работников МВД не касается, поскольку их пенсионные выплаты финансируются не Пенсионным фондом. Для них по-прежнему определяющим фактором выхода на заслуженный отдых остается требуемая выслуга лет. Ее продолжительность в 2021 году остается без изменений, несмотря не периодически возникающие слухи о том, что для получения статуса пенсионера придется служить не 20, а 25 лет.

Относительно недавним (с августа 2019 г.) нововведением стало только увеличение на 5 лет предельно допустимого возраста выхода на пенсию для лиц старшего офицерского состава (при наличии врачебного вердикта о надлежащем состоянии здоровья):

  • генералы – 65 лет;
  • полковники – 60 лет;
  • подполковники – 55 лет.


Тем не менее изменения в требованиях к пенсионному возрасту касаются претендентов на основную страховую выплату от Пенсионного фонда. Ее можно получать только после достижения предусмотренного законодательством РФ возраста выхода на пенсию. Для 2021 года это должно быть не менее 61,5 года для мужчин и 56,5 лет для женщин при наличии минимум 12 лет стажа (за исключением периода службы в МВД) и накопления 21 ИПК.

Единоразовая выплата вместо пенсии

Еще менее вероятный для практической реализации в 2021 году слух – отмена пенсий МВД и введение на замену крупного материального «бонуса» (своего рода разового выходного пособия) после достижения выслуги лет в качестве благодарности за годы службы в силовых структурах.


Поскольку сотрудники МВД выходят на пенсию в относительно молодом возрасте, эти деньги должны стать подспорьем на пару лет отдыха от службы, на время поиска работы «на гражданке» и, возможно, переобучения. Инициативу выдвинул еще в 2019 году подведомственный Минфину Научно-исследовательский финансовый институт, мотивируя ее возможностью экономить ежегодно 500-700 млрд. руб. Но дальнейших разработок или законопроектов в этом направлении, а тем более реально принятых решений, пока нет.

Среди всех категорий граждан, претендующих на пенсионные выплаты с выходом на покой, особое место занимают бывшие военнослужащие и правоохранители. В отличие от большинства россиян, они раньше начинают получать пенсии и претендуют на большое количество надбавок. Такая поддержка государства легко объяснима: в ходе службы военные и сотрудники МВД сталкиваются с риском для своего здоровья и жизни. В данном статье попробуем разобраться, что собой будут представлять пенсии МВД 2020 года: изменился ли порядок их начисления и оформления, стоит ли ожидать надбавок.


Особенности выплаты пенсий сотрудникам МВД

Принцип начисления пенсий для сотрудников правоохранительных органов отличается от норм, применяемых для расчета выплат гражданский лицам. Это касается прежде всего оснований для пенсии. Лица, служащих в МВД, получают право на пособие в нескольких ситуациях:

  • Как и в случае с гражданскими лицами, по достижении определенного возраста — в данном случае, 45 лет;
  • При наличии проблем со здоровьем, препятствующим несению службы;
  • При наличии минимального стажа, необходимого для начисления пенсионных выплат, — 25 лет. При этом половина выслуги (12,5 лет) должна относиться непосредственно к работе в органах и приравненных подразделениях.

Отметим, что из всех трех оснований именно стаж является ключевым параметром. Имея за плечами более двух десятилетий работы в органах, сотрудник МВД может претендовать на пенсию вне зависимости от своего реального возраста.

Часть специального трудового стажа экс-сотрудника полиции может стать служба в армии (в том числе, срочная), национальной гвардии, ФКСН России, пожарной охране. По особому тарифу учитываются годы участия лица в антитеррористических мероприятиях, работа в уголовном розыске и служба в зоне ведения военных действий.

Сотрудник правоохранительных органов вправе сам выбрать основание для выхода на пенсию. Не всегда им становится выслуга: очень часто работники полиции выбирают остаться на службе и после 45 лет, если имеют на желание и силы. Кстати, сотрудники МВД относятся к категории граждан, могущей получать как страховую пенсию, так и по гособеспечению. Те выплаты, которые полагаются за стаж в органах, исходят от федерального бюджета.


Как производится расчет пенсии для служащих МВД?

В основе своей (без учета надбавок и льгот) величина пенсионных выплат сотрудникам МДВ зависит от нескольких критериев:

  • По факту занятия последней должности (выбирается за 5 минувших лет);
  • За специальное звание;
  • Размер оклада сотрудника.

  • Годы военной службы, подлежащие льготному исчислению;
  • Трудовой стаж вне органов;
  • Надбавки.

Итоговая формула, позволяющая вычислить размер выплат экс-сотруднику МВД, выглядит следующим образом:

Формула выплаты пенсии сотруднику МВД
П = 0,5 x (Д + З +В) x 72,73%
(Д + З +В Денежное довольствие
Д Должность
З Звание
В Выслуга
П Размер пенсии

В 2020 году данная формула продолжает применяться при расчете пенсий в РФ без изменений.


Виды и возраст выхода на пенсию в МВД

По своей сути пенсия сотрудников МВД мало чем отличается от военной – действуют особые льготы, обусловленные тяжелыми условиями работы и высоким риском для жизни и здоровья сотрудников. Государство старается обеспечить достойный уровень жизни людей, которые уходят на заслуженный отдых, отработав достаточно времени на благо страны.

Стаж работы в правоохранительных органах должен составлять 20 лет, либо сотрудник отслужил 12,5 лет, а еще столько же – отработал в гражданских условиях. Для второго случая возраст должен превышать 45 лет.

По потере кормильца

Когда сотрудник полиции умер или погиб, нетрудоспособные члены его семьи имеет право обратиться за назначением выплат.

Инвалидность должна наступить во время службы или в течение трех месяцев с момента увольнения.

Таким образом, возраст для выхода на пенсию установлен выслугой лет. Если человек поступил на службу в 18 лет или начал обучение в ведомственном учебном заведении, он сможет выйти на пенсию в 38 лет. Однако пенсии МВД в 2020 году планируется выдавать только тем сотрудникам, кто имеет стаж не 20, а уже 30 лет. Пока такой законопроект не утвержден, но паника в рядах МВД посеяна. Проведение реформы позволит сократить расходы на финансирование, уменьшить дыру в бюджете.

Порядок оформления пенсионных выплат

Оформление пенсионного содержания у силовиков подчиняется установленному алгоритму — так же, как это происходит на гражданке. Однако имеются свои тонкости. Первым делом сотрудник МВД уведомляет начальство о желании уйти из органов в форме рапорта, который подается не позже, чем 3 месяца до предполагаемого ухода на покой. Помимо намерения уйти из правоохранительных органов, в рапорте силовик указывает:

  • Причины своего решения;
  • Основания для этого;
  • Дату ухода из органов.

После того, как рапорт будет донесен и одобрен, начинается процесс оформления пенсионного содержания. Помимо заявления, сотрудник собирается обширный пакет документов: бумаги, подтверждающие право на льготное исчисление, денежный аттестат, а также расчетный лист. Сверх этого, при наличии трудового стажа на гражданке, подается трудовая книжка. Дополнительно предоставляют справки о наличии инвалидности и проч.

Пенсии МВД — последние новости

Внимание силовиков в последние годы оказывается прикованным к сводкам новостей: стоит ли ожидать повышения пенсий МВД в обозримом будущем? В 2020 году индексация военных пенсий составит 3%, согласно показателю инфляции за прошлый год. Однако этот перерасчет произойдет только в начале октября. Что касается повышения пенсий МВД с 1 апреля, то правительство однозначно наметило график индексаций, по которому изменений в размере денежного довольствия в нынешнем году более не планируются. Зато четырехпроцентного роста можно будет ждать в 2021 г.

Читайте также: