Проблемы пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Истомина Е.А.

Цель. Исследование пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих как способа компенсации социального риска стойкой утраты трудоспособности, выявление проблем правового регулирования в этой сфере. Методы. В статье проведен анализ положений федеральных законов, законов субъектов РФ о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих , государственных гражданских служащих. Привлечены международные стандарты установления пенсионного возраста , зарубежный опыт правового регулирования соответствующих общественных отношений. Сравнительная характеристика положений нормативных правовых актов позволила обосновать предложения по совершенствованию действующего законодательства. Результаты. В работе проанализировано современное состояние законодательства о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих , с акцентом на последних изменениях, коснувшихся возраста выхода на пенсию муниципальных служащих , а также государственных гражданских служащих, увеличения требуемой продолжительности стажа государственной гражданской и муниципальной службы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что и до реформирования институт пенсий за выслугу лет вызывал сомнения в своей защитной функции, а после нововведений почти утратил свою роль стимула к длительной и эффективной деятельности на муниципальной службе. Показано, что некоторые причины увольнения со службы неоправданно лишают гражданина на пенсию за выслугу лет . Изучен механизм исчисления названной пенсии и обоснован вывод о том, что механизм, закрепленный в федеральном законодательстве, зачастую не позволяет говорить о возможности компенсации социального риска посредством этой выплаты. В качестве вывода предложено расширить перечень оснований увольнения с государственной гражданской и муниципальной службы, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет , а также закрепить в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении», дополнительно к механизму исчисления пенсии за выслугу лет ее минимальный размер как доплаты к страховой пенсии по старости (по инвалидности). Научная новизна. Научная новизна заключается в анализе федеральных законов, законов субъектов РФ и выявлении недостатков пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих как способа компенсации социального риска , предложении изменений в законодательство.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Истомина Е.А.

ACTUAL PROBLEMS OF PENSION PROVISION FOR MUNICIPAL EMPLOYEES

Purpose. Research of pension provision for long service of municipal employees as a way of compensation of social risk of persistent disability, identification of problems of legal regulation in this sphere. Methods. The article analyzes the provisions of federal laws, the laws of the subjects of the Russian Federation on pensions for seniority of municipal employees, state civil servants. International standards for establishing the retirement age , foreign experience in the legal regulation of relevant public relations have been attracted. Comparative characteristics of the provisions of regulatory legal acts allowed to substantiate proposals for improving the current legislation. Results. The paper analyzes the current state of legislation on pension provision for long service of municipal employees, with an emphasis on recent changes affecting the retirement age of municipal employees, as well as state civil servants, and increasing the required length of service for the state civil and municipal service. The conducted research led to the conclusion that, even before the reform, the institution of long service pensions was questioning its defensive function, and after innovations it almost lost its role as an incentive to long and effective activity in the municipal service. It is shown that some reasons for dismissal from service unnecessarily deprive a citizen of retirement for long service. The mechanism of calculation of the named pension is studied and the conclusion that the mechanism fixed in the federal legislation, frequently does not allow to speak about an opportunity of indemnification of social risk by means of this payment is proved. As a conclusion, it is proposed to expand the list of grounds for dismissal from the state civil and municipal service entitling the appointment of a pension for long service, and also to fix in the Federal Law "On State Pensions", in addition to the mechanism for calculating the retirement pension for its minimum size as additional payments to the old-age insurance pension (for disability). Scientific novelty. The scientific novelty lies in the analysis of federal laws, laws of the subjects of the Russian Federation and the identification of shortcomings in the provision of pensions for the long service of municipal employees as a means of compensating for social risk , proposing changes in legislation.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих»

МУНИЦИПАЛИТЕТ: ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры социального права Уральского института управления - филиала,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Россия), 620990, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66, eistomina2011@gmail.com

Цель. Исследование пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих как способа компенсации социального риска стойкой утраты трудоспособности, выявление проблем правового регулирования в этой сфере.

Методы. В статье проведен анализ положений федеральных законов, законов субъектов РФ о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих, государственных гражданских служащих. Привлечены международные стандарты установления пенсионного возраста, зарубежный опыт правового регулирования соответствующих общественных отношений. Сравнительная характеристика положений нормативных правовых актов позволила обосновать предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Результаты. В работе проанализировано современное состояние законодательства о пенсионном обеспечении за выслугу лет муниципальных служащих, с акцентом на последних изменениях, коснувшихся возраста выхода на пенсию муниципальных служащих, а также государственных гражданских служащих, увеличения требуемой продолжительности стажа государственной гражданской и муниципальной службы. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что и до реформирования институт пенсий за выслугу лет вызывал сомнения в своей защитной функции, а после нововведений - почти утратил свою роль стимула к длительной и эффективной деятельности на муниципальной службе.

Показано, что некоторые причины увольнения со службы неоправданно лишают гражданина на пенсию за выслугу лет. Изучен механизм исчисления названной пенсии и обоснован вывод о том, что механизм, закрепленный в федеральном законодательстве, зачастую не позволяет говорить о возможности компенсации социального риска посредством этой выплаты.

В качестве вывода предложено расширить перечень оснований увольнения с государственной гражданской и муниципальной службы, дающих право на назначение пенсии за выслугу лет, а также закрепить в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении», дополнительно к механизму исчисления пенсии за выслугу лет ее минимальный размер как доплаты к страховой пенсии по старости (по инвалидности).

Научная новизна. Научная новизна заключается в анализе федеральных законов, законов субъектов РФ и выявлении недостатков пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих как способа компенсации социального риска, предложении изменений в законодательство.

Ключевые слова: муниципальный служащий, социальный риск, пенсия за выслугу лет, пенсионный возраст.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. О государственной гражданской службе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 декабря 2004 г. № 97-ОЗ. URL: http://docs.cntd.ru/ document/429037666 (дата обращения 30.09.2017).

15. Это правило затронуло, помимо муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, на постоянной основе - государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, а также должности государственной гражданской службы Российской Федерации. (О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан: Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 143-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 2016. № 22. Ст. 3091).

16. Code de la sécurité sociale. [электронный ресурс]. URL: https://wwwlegifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=D E3B780DF124512571A0F62D58337186.tplgfr21s_1?cidTe xte=LEGITEXT000006073189&dateTexte=20171019 (дата обращения 21.10.2017).

17. Pensions de retraite du régime des fonctionnaires. Septembre 2017. [электронный ресурс]. URL: http://sdpsp.fgov.be/fr/ pdf/publications/retirement_pension.pdf (дата обращения 21.10.2017).

18. Les retraites des fonctionnaires à l'étranger. [электронный ресурс]. URL:http://www.cor-retraites.fr/IMG/pdf/doc-2345. pdf (дата обращения 21.10.2017).

19. О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан: Закон Республики Казахстан от 21 июня 2013 года № 105-V. [электронный ресурс]. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ Z1300000105 (дата обращения 21.10.2017).

20. Об обеспечении дохода: Рекомендация МОТ № 67 от 12 мая 1944 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. I. Женева: МБТ, 1991. С. 591-612.

21. О минимальных нормах социального обеспечении: Конвенция МОТ № 102 от 28 июня 1952 г. // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т. I. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1055-1086.

22. Карпунина Н. А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2010. 227 с.

23. Международные и российские нормы пенсионного обеспечения: сравнительный анализ / Отв.ред. Э. Г. Тучкова, Ю. В. Васильева. М.: Проспект, 2013. 440 с.

24. Соловьев А. К. Пенсионный возраст как фактор экономического развития // Журнал экономической теории. 2016. № 3. С. 202-219.

25. Настоящая новость никогда не бывает скучной. Дмитрий Медведев о бюджете, чиновниках, газетах и фотографии [электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2015/11/11/ medvedev-interviu.html (дата обращения 21.10.2017).

14. On the Civil Service of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra: The Law of the Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra of 31 December 2004 № 97-OL. [e-resource]. URL: http://docs.cntd.ru/document/429037666 (date of reference 20.10.2017).

15. This rule affected, in addition to municipal employees, persons holding public office in the Russian Federation, on a permanent basis - public offices of the constituent entities of the Russian Federation, municipal offices, as well as posts of the state civil service of the Russian Federation. (On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation Regarding Increasing the Retirement Age to Certain Categories of Citizens: Federal Law of 23 May 2016 № 143-FL // Collected Legislation of the Russian Federation 2016. № 22. Article 3091).

16. Code de la sécurité sociale. [e-resource]. URL: https://www. legifrance.gouv.fr/affichCode.do;jsessionid=DE3B780DF12 4512571A0F62D58337186.tplgfr21s_1?cidTexte=LEGITE XT000006073189&dateTexte=20171019 (date of reference 20.10.2017).

17. Pensions de retraite du régime des fonctionnaires. Septembre 2017. [e-resource]. URL: http://sdpsp.fgov.be/fr/pdf/publica-tions/retirement_pension.pdf (date of reference 20.10.2017).

18. Les retraites des fonctionnaires à l'étranger. [e-resource]. URL: http://www.cor-retraites.fr/IMG/pdf/doc-2345.pdf (date of reference 21.10.2017).

19. On pension provision in the Republic of Kazakhstan: Law of the Republic of Kazakhstan of 21 June 2013 № 105-L. URL: http://adilet.zan.kz/eng/docs/Z1300000105 (date of reference 20.10.2017).

20. On securing income: ILO Recommendation of 12 May 1944 № 67 // Conventions and Recommendations adopted by the International Labor Conference. 1919-1956. T. I. Geneva: The Office, 1991. P. 591-612.

21. On the minimum standards of social security: ILO Convention of 28 June 1952 №. 102 // Conventions and recommendations adopted by the International Labor Conference. 1919-1956. I. I. Geneva: International Labor Office, 1991. P. 1055-1086.

22. Karpunina N. Legal facts in the pension provision of the Russian Federation: a thesis for the degree of Candidate of Juridical Sciences. M., 2010. 227 p.

23. International and Russian standards of pensions: comparative analysis / Ans. E. G. Tuchkova, V. Vasilyeva. M.: Prospekt, 2013. 440 p.

24. Soloviev A. Retirement age as a factor of economic development / / Journal of Economic Theory. 2016. № 3. P. 202-219.

Библиографическая ссылка на статью:
Угличина К.Г., Радченко А.Е. Пенсия за выслугу лет и их социально-правовая оценка с позиций отраслевой науки и конституционного правосудия // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/01/91082 (дата обращения: 13.09.2020).

Научный руководитель: Пинская Елена Владимировна

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,

Российская академия народного хозяйства

и государственной службы при Президенте РФ,

Начиная с 2000-х годов российская пенсионная система претерпела достаточно большие изменения. В большинстве своем они связаны с экономическими новациями, внедрявшимися в начале 90-х годов, а также с кризисной ситуацией, которая нависала над российской экономикой. Все эти события не могли не сподвигнуть пенсионную систему на совершенствование и приближения к современным реалиям, что делает данную тему достаточно актуальной и на сегодняшний день.

Изменения коснулись так же и двух составляющих пенсионной системы – обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Подверглась изменениям и ключевая составляющая пенсионной системы – подсистема обязательного пенсионного страхования.

В государственном пенсионном обеспечении также есть свои проблемы, которые требуют внимания, а главное поиска решения. При постановки цели создания единой, непротиворечивой, адекватной пенсионной системы необходимо решать назревшие проблемы в обеих ее составляющих частях на основе принципа единства и допустимой (не разрушающей) дифференциации. И одна из таких проблем – проблема пенсионного обеспечения за выслугу лет государственных гражданских служащих.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует социальное обеспечение в области пенсионного обеспечения. Помимо Конституции, данные положения имеются в важнейших международных правовых актах: ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (1948), разделах V, IХ, Х Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952). Говоря о пенсии за выслугу лет, следует отметить тот факт, что с течением времени менялся субъектный состав получателей пенсии, условия назначения данной пенсии, порядка определения ее размера. В целом данный вид пенсии характеризует специфику национального законодательства в части пенсионного обеспечения отдельной категории граждан. Главное отличие названного вида пенсии состоит в том, что если пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца могут быть как страховыми, так и государственными, то пенсия за выслугу лет – это всегда сфера государственного пенсионного обеспечения.

В законодательстве СССР пенсия за выслугу лет предоставлялась разным категориям работников в связи с длительной профессиональной деятельностью (педагогическим, медицинским работникам и др.). В России же круг лиц путем включения в него ряда категорий, в том числе государственных служащих. Таким образом, в принципе, пенсию за выслугу лет можно назвать «пенсией госслужащих», причем это не только специфика России. Конвенции МОТ, определяя старость, инвалидность, потерю кормильца основаниями пенсионного обеспечения (в международных правовых актах – основаниями обеспечения пособиями), допускают возможность исключения из сферы применения конвенций (т.е. из общей системы обеспечения) государственных служащих. Так, в соответствии со ст. 39 Конвенции МОТ № 128 «О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца» (1967) любое государство – член Организации, ратифицировавшее Конвенцию, может исключить из сферы ее применения государственных служащих, «когда эти категории охватываются специальными системами, обеспечивающими в общей сложности пособия по крайней мере равные тем, которые предусматриваются … Конвенцией». Положения аналогичного характера содержались и в ранее принятых конвенциях МОТ 1933 года (№№ 35-40) [5].

Многие ученые высказывали свое мнение по поводу проблемы повышенного пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан. По мнению М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой: «сформировалась привилегированная обособленная подсистема пенсионного обеспечения государственных чиновников» [3]. Н.В. Антипьева также подтверждает, «что в отраслевой науке сформировалась негативная точка зрения, связанная с дифференциацией в социальном обеспечении государственных служащих» [1]. В эту привилегированную систему были включены лица, замещавшие государственные должности Российской Федерации. Давая оценку сложившейся обособленной подсистеме, В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук отмечают: «стремление законодателя к дифференциации … стало чрезмерным, что в итоге привело к существенному разрыву в уровне обеспечения…». Это приводит, считают авторы, к «сверхобеспечению», которое является «явным нарушением принципа социальной справедливости» [2].

Рассматривая критическую точку зрения данного вопроса, необходимо определить, что более высокий уровень пенсионного обеспечения всегда оправдывается достаточно большим объёмом ограничений госслужащих. Так, по мнению О.А. Кащеевой: «государственные служащие в связи с налагаемыми на них ограничениями, оказываются «в неравном положении по сравнению с гражданами, которые не состоят на государственной службе, поскольку уровень оплаты труда государственных служащих значительно ниже уровня оплаты труда работников негосударственной сферы экономики…» [4]. В такой постановке вопроса автор видит некое социальное неравенство и даже нарушение принципа социальной справедливости.

Особая позиция по данному вопросу у Конституционного Суда РФ, причем уже много лет она остается неизменной. Неоднократно в своих решениях Конституционный Суд указывал, что специфика государственной и муниципальной службы в Российской Федерации «предопределяет особый правовой статус государственных и муниципальных служащих». Исходя из особенностей этого статуса, характера выполняемых функций, установленных ограничений, «законодатель вправе с помощью специального правового регулирования устанавливать для государственных и муниципальных служащих определенные гарантии в области пенсионного обеспечения в зависимости от продолжительности, условий прохождения службы и других объективно значимых обстоятельств» [6]. В реальности, когда встает вопрос о выплате пенсии госслужащим, Конституционный Суд признает необязательный характер такой пенсии.

Механизм выплаты пенсии за выслугу лет государственным служащим определен в ст.ст. 7, 14, 21 Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.



Рис. 1. Специфика выплаты пенсии за выслугу лет

При обращении в Конституционный Суд граждан, имеющих право на две пенсии (за выслугу лет и по инвалидности), но не имеющих право получать их одновременно, суд принимает стандартные решения об отказе, при которых аргументирует это тем, пенсия за выслугу лет – это не основное (гарантированное), а дополнительное социальное обеспечение. Такой вывод прямо или косвенно присутствует во многих определениях Конституционного Суда (от 25.05.2017 № 1044-О; от 19.07.2016 № 1589-О; от 23.04.2015 № 880-О; от 21.12.2006 № 604-О и др.). Таким образом, граждане, недовольные «исчезновением» пенсии за выслугу лет, к сожалению, не смогут изменить сложившуюся ситуацию, и это еще раз доказывает, что в пенсионном законодательстве не должно быть каких-либо нормативно закрепленных возможностей искусственного повышения уровня пенсионного обеспечения.

Считаем, что в основе предоставления пенсии за выслугу лет должны лежать два определенных и понятных для людей фактора: стаж и заработная плата. Это необходимо для того, чтобы человек самостоятельно мог на них воздействовать, тем самым формируя определенный уровень своего материального обеспечения в послетрудовом периоде.

юридические науки

  • Медведев Максим Сергеевич , магистр, студент
  • Хакасский Государственный Университет Институт Истории и Права
  • РЕФОРМИРОВАНИЕ
  • ГАРАНТИЯ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ
  • ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
  • ВЫСЛУГА ЛЕТ
  • ПРАВО

Похожие материалы

«Пенсионное обеспечение», как тема для исследования являлась, является и будет актуальной до тех пор, пока существует экономический режим, при котором граждане Российской Федерации позволяют распоряжаться своими заработанными деньгами органам государственной власти. Доверяют им свою жизнь, в том, что государственные органы будут заботиться об их благополучии, уровне жизни и социальной поддержке.

Термин, ПЕНСИЯ, в общепринятом понимании — это гарантированная государством ежемесячная выплата денежных средств, для материального снабжения граждан на основании инвалидности, достижения пенсионного возраста (старостью), выслугой лет и потери кормильца. Права гражданина на получение пенсии — эта проблема, которая всегда жизненно стоит в обществе, причем не только в нашей стране, но и в любом другом государстве. Реформирование пенсионного обеспечения в Российской Федерации началось с принятия закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Основной из важнейших видов государственной социальной поддержки является пенсия. По сей день в Российской Федерации проводится политика реформирования пенсионного обеспечения граждан.

В данной статье речь пойдет о пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих.

Государственный гражданский служащий владеет радом прав, значимыми являются:

  • право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суде при их нарушении;
  • право на отдых, предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней, а так же ежегодных оплачиваемых отпусков;
  • право на медицинское страхование, на основании федерального закона о медицинском страховании государственных гражданских служащих;
  • право на получение в определенном порядке информации и материалов, которые требуются для исполнения своих должностных обязанностей;
  • право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с ФЗ от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  • право на повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

Пенсия государственным гражданским служащим назначается за выслугу лет, при условии, если он достиг определенного законом пенсионного возраста и если служащий наработал установленный стаж. Право на пенсионное обеспечение устанавливается для гражданских служащих в соответствии с принятыми региональными законами о государственной службе.

На основании общепринятых правил, государственные служащие могут выбрать только один вид пенсионного обеспечения: страховую пенсию либо пенсию по выслуге лет.

Тем не менее, государственные служащие, которые предпочли пенсию по выслуге лет, могут получать и часть страховой пенсии при определенных условиях.

До 01 января 2017 года пенсия для госслужащих по выслуге лет полагается: мужчинам, достигшим возраста 60 лет; женщинам, достигшим возраста в 55 лет, а так же при наличии стажа госслужбы свыше 15 лет.

Однако 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный Закон об изменении пенсионного возраста для государственных служащих. Данный законопроект был подписан Президентом РФ 23.05.2016 года. «Федеральный закон №143 устанавливает порядок выхода на заслуженный отдых муниципальных и государственных служащих, сроки и условия». Пенсии государственных служащих с 01 января 2017 года будут выплачиваться без изменений всем, кто уже пользуется или вот-вот воспользуется правом на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Федеральный Закон № 143 от 23.05.2016 г. предусматривает поэтапное повышение возрастного порога. Начиная с 2017 года, последующий год будет увеличивать возрастной порог на 6 месяцев. Так преобразования должны завершиться к 2032 году.

Согласно ФЗ 143 от 23.05.2016 года. Минимальный выработанный стаж необходимый гражданским служащим, дающий право на пенсию за выслугу лет вырос с 15 до 20 лет, что привело к повышению пенсионного возраста до 63 лет для женщин, и 65 лет — для мужчин.

Для того чтобы заработать 55 % надбавку к выплатам чиновникам придется продолжить свою работу. Ранее чиновникам достаточно было выполнять свои полномочия один год, чтобы получать повышенные выплаты, а согласно принятому закону потребуется 5 лет. В соответствии с новым ФЗ № 143 для получения предусмотренной для депутатов и сенаторов надбавки в 75 %, вместо 3-х лет им нужно теперь проработать на своих должностях более 10 лет.

Как было отмечено ранее государственные служащие могут получать пенсию по выслуге лет и также страховую пенсию. Однако, новый Федеральный Закон о пенсионном обеспечении госслужащих, вступающий в силу 01 января 2017 г., устанавливает постепенное увеличение пенсионного возраста и в отношении страховой пенсии по старости. Также с 2017 года будет увеличиваться на шесть месяцев каждый год. Вид пенсионного обеспечения, предоставляемого за выслугу лет, будет определяться лишь после увольнения с должности служащего и при условии наработанного стажа.

Пенсионная выплата будет совершаться при следующих условиях:

  • 45 % от среднемесячной зарплаты при выслуге в течение 15 лет;
  • далее 3-х % надбавка за каждый год сверх того.

Начисление надбавок может производиться до достижения 75 процентов от среднего месячного дохода. Выплаты для чиновников не могут превышать этот порог.

Пенсионные выплаты за выслугу лет не выплачиваются за время пребывания на государственной должности федеральной службы, государственной должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также в других случаях, определенных действующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Госслужащими являются члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Они обладают правом на ежемесячную надбавку (доплату) к пенсии. Правом на ежемесячную надбавку к государственной пенсии обладают также граждане Российской Федерации, которые более одного года исполняли полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной думы.

Согласно принятому новому ФЗ № 143 начиная с 2017 года для того, чтобы получать 55-и % ежемесячную надбавку нужно проработать не менее 5 лет, а максимальную в 75 % свыше 10лет.

Пенсионные выплаты за выслугу лет не выплачивается за время прохождения:

  • Госслужбы Российской Федерации, а равно и в случае замещения государственной должности (должности субъекта) Российской Федерации.
  • Замещаемой на постоянной основе Муниципальной должности, должности муниципальной службы, а так же за время работы в межгосударственных органах, образованных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым осуществляют назначение и выплату пенсий за выслугу лет на условиях и в порядке, которые определены для федеральных гражданских служащих.

Новый ФЗ 143 от 23.05.2016 г. также определяет порядок пенсионного обеспечения госслужащих в случаи их досрочного увольнения с госслужбы.

Если человек уволился с должности госслужащего раньше срока, то он может оформить пенсионное обеспечение на общих основаниях.

Начиная с 2017 года, право получать пенсионное обеспечение будет сохраняться у государственных служащих, если обосснование увольнения является уважительной:

  • в случаи ликвидации государственного органа;
  • при условии сокращения штата;
  • достижение предельного возраста;
  • оформление пенсионного обеспечения;
  • по состоянию здоровья.

Другие причины приведут к потере права получать гарантированные выплаты по выслуге лет.

Список литературы

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.
  2. Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении Российской Федерации" от 15.12.2001 N 166-ФЗ (действующая редакция, 2016)
  3. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ (действующая редакция, 2016)
  4. https://rg.ru/2016/05/25/pensii-kategorii-dok.html
  5. pro2017god.com/news/pensii-gossluzhashhix-2017.html

Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

  • 23 ноября 2020
  • Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»

    • 29 октября 2020
  • Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

    Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

    Среди всех видов социально-экономического права, важное значение имеет право человека на получение пенсионного обеспечения. Для каждой категории граждан этот вид пособий начисляется индивидуально. Есть лица, для которых разработаны особые требования и особые виды начислений. К таким относят государственное пенсионное обеспечение государственных служащих, в которое входят пособия за выслугу лет.


    Пенсия за выслугу

    Пенсионное пособие за выслугу представляет собой дополнение к страховому виду пенсии и не может устанавливаться отдельно от нее.

    Порядок начисления выплат для госслужащих определены законодательством. Этот вид пособий назначаются всем, кто занят на федеральной гражданской службе, на гражданской службе в субъектах страны, военным, сотрудникам правоохранительных органов.

    Независимо от выслуги лет, каждому пенсионеру положена пенсия, если для ее назначения были соблюдены установленные законопроектом минимальные требования.

    Государственное пенсионное обеспечение государственных служащих зависит от продолжительности трудовой деятельности, зарплаты. Пособие назначается при стаже пятнадцати с половиной лет. Однако, по новому законопроекту, этот показатель будет ежегодно расти, увеличиваясь на полгода.

    Гособеспечение за выслугу назначается в том случае, если соблюдается одно из нижеприведенных условий:

    1. Гражданин был уволен из органов в связи с ликвидацией учреждения, при сокращении штатов, прекращении действия полномочий, по достижении предельного возраста, при проблемах со здоровьем, по собственному желанию, при выходе на пенсию.
    2. Гражданин замещал на должности госслужащего не менее 1 года.
    3. Была назначена пенсия в соответствии с законодательством о страховых пенсиях.

    Государственное пенсионное обеспечение государственных служащих назначается со дня, в который была прекращена трудовая деятельность. Пособие за выслугу начисляется совместно с довольствием по старости, оплата производится совместно.

    Получать пособие за выслугу не могут те, кто находится на госслужбе. Раньше, таким гражданам полагалась пенсия по старости, но теперь, по новому закону, работающий гражданин не может получать пенсию (при условии, что выход на пенсию должен быть в 2017). До 2017 года, все, кто работал и получал пенсионное обеспечение, так и будут получать и зарплату, и пенсионные выплаты.


    Документы для оформления пенсионных пособий за выслугу

    Государственное пенсионное обеспечение государственных служащих назначается при подаче пакета документов в пенсионное учреждение.

    Для назначения пособия, необходимо подготовить:

    1. Паспорт.
    2. Справку о зарплате за последние полные двенадцать месяцев.
    3. Справку о должности будущего пенсионера и о стаже работы.
    4. Приказ об увольнении (копию).
    5. Трудовую книжку.
    6. Военный билет.

    Могут потребоваться иные виды документов, которые включаются в стаж госслужбы и могут пригодиться для назначения обеспечения будущим пенсионерам.


    Размер пенсии за выслугу

    За выслугу назначается пенсионное обеспечение, рассчитанное в процентном соотношении среднемесячного заработка к стажу. При минимальном стаже (в этом году он составляет пятнадцать с половиной лет), размер довольствия будет 45% от зарплаты. За каждый последующий проработанный год, если не будет назначено пенсионное обеспечение государственных служащих, к размеру пособия прибавляется 3% от среднемесячного оклада. То есть через год после достижения определенного возраста, гражданин будет получать не 45, а 48% от зарплаты. Таким образом, увеличение коэффициента возможно до 75% от оклада.

    Порядок назначения

    Пенсионное обеспечение государственных служащих назначается в определенном порядке. Этапы работы по назначению пособия следующие:

    1. Определение и учет сотрудников, у которых наступает пенсионный возраст.
    2. Извещение сотрудника о том, что ему может быть назначено пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих.
    3. Если служащий согласен уходить на отдых, то ему необходимо собрать все необходимые документы и предоставить их в организацию, занимающуюся начислением пособия.

    Согласно спискам сотрудников, специалисты отдела кадров подготавливают часть документов для оформления пенсии. При этом учитывается весь рабочий стаж, который был у служащего до работы на последнем месте.

    При подготовке документов, обязательно уточняется, есть ли в семье нетрудоспособные граждане (иждивенцы). После получения всех указанных законодательством бумаг, дающих право на пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих, выдается специальный документ. Затем в течение месяца принимается решение о назначении пособия и определяется его размер.

    Чтобы получить пенсию за выслугу лет, необходимо приложить к пакету документов справку о размере зарплаты, в которой будет расписан доход по месяцам. Также необходим документ, подтверждающий, что гражданин уже на пенсии. Если он только оформляет страховую пенсию, то пособие за выслугу лет можно оформить позже или же сразу подавать заявление на их назначение.

    Страховая пенсия

    Страховое пенсионное обеспечение федеральных государственных служащих определен для женщин в пятьдесят пять с половиной лет, а для мужчин установлен возраст в шестьдесят с половиной лет с 2017 года. При этом учитывается страховой стаж будущего пенсионера. Для каждого года выхода на пенсию, определен минимальный стаж. В 2017 году он составляет 16 лет, далее каждый год прибавляет по полгода. К 2025 году стаж должен быть двадцать лет.


    В соответствии с ФЗ№400 от 2013 года и с внесенными правка №153 от 2016 года, трудовой стаж пенсионный возраст должен быть для женщин 55.5 а для мужчин чуть больше шестидесяти. При достижении этого возраста, госслужащий может подавать документы для назначения пенсии. Ее рассчитывают по следующей формуле: Р=ИПК х СБ, где Р – это величина будущей пенсии, ИПК – это индивидуальный коэффициент пенсионера, СБ – это стоимость одного балла.

    Документы для назначения СП

    Чтобы было назначено пособие, необходимо подать в орган, начисляющий пенсию, следующий пакет документов:

    1. Паспорт и его копию.
    2. Документ, подтверждающий должность. В этом случае иногда бывают проблемы пенсионного обеспечения государственных служащих связанные с подтверждением должности.
    3. Справку о зарплате.
    4. Трудовую книжку и ее копию.
    5. Военный билет.

    Иногда могут потребоваться другие виды документов. Точный перечень сообщается в каждом конкретном случае выхода на пенсию.


    Льготы госслужащим

    Пенсионное обеспечение государственных служащих РФ предусматривает льготы и некоторые ограничения. Госслужащие не могут заниматься предпринимательством самостоятельно, а также они не могут разглашать рабочую информацию. Есть и другие запреты, часть из которых сохраняет свое действие даже после выхода на пенсию.

    Также для госслужащих разработан ряд льгот, которые дают право на бесплатное лечение, право на жилье, субсидии.

    Заключение

    Пенсионное обеспечение государственных служащих в России предусматривает сохранение некоторых видов льгот после выхода на пожизненный отдых, к примеру, компенсация за путевки, ритуальные услуги.


    Чтобы выйти на пенсию, госслужащий в 2017 году должен иметь стаж на государственной службе не менее шестнадцати лет, а также быть в возрасте чуть старше шестидесяти лет мужчины и пятьдесят пять с половиной - женщины. Эти показатели ежегодно меняются. При соблюдении этих условий, гражданину назначается пособие в размере, установленном законодательством.

    Краткое содержание:

    Пенсии за выслугу лет – денежные выплаты, назначаемые пожизненно при наличии у лица рабочего стажа (выслуги лет) в конкретной профессии. Пенсия за выслугу лет выплачивается без учета возраста и дееспособности гражданина.


    Законодательство

    Пенсионные выплаты за выслугу лет регулируют два положения:

    • ФЗ №166 – устанавливает правила назначения пенсионного обеспечения в РФ;
    • Закон РФ №4468-1 от 12.021993 – описывает особенности оформления пенсионных выплат за выслугу лет лицам, прошедшим службу в вооруженных силах России.

    Дополнительным регулятором является ФЗ №342 от 30.11.2011 - устанавливает правила расчета рабочего стажа для лиц, служивших в органах внутренних дел РФ.

    Получение пенсионных выплат за выслугу лет

    В Федеральном законе №166 представлен следующий список граждан, которые имеют право на оформление пенсионных выплат:

    • Военнослужащие. Исключение – лица, проходящие обязательную службу в вооруженных силах РФ;
    • Космонавты;
    • Сотрудники государственных силовых структур (МВД);
    • Летчики.

    Законодательство РФ не упоминает сотрудников медицинской и образовательной сферы, как кандидатов на оформление пенсии по выслуге лет, однако работникам предоставлена возможность присвоения досрочных пенсионных выплат по старости. Федеральный закон №166 устанавливает порядок и условия назначения пенсии отдельно каждой профессии.

    Военнослужащие

    Пенсия за выслугу лет для военнослужащих выплачивается на особых условиях, установленных законодательством:

    • Гражданин служил в армии РФ или СНГ;
    • Служил в армии в государствах, входящих в состав бывшего Советского Союза;
    • Время службы – не мене 20-ти лет;
    • Достижение возраста военной пенсии– 45 лет.

    Размер пенсии меняется в зависимости от определенных условий. Так:

    • При службе в 20 лет размер уплаты равен 50-ти % от оклада по должности (денежного довольствия);
    • Если стаж службы лица превысил 20 лет, то за дополнительный год назначается 3% от довольствия.

    Итоговый размер пенсионной уплаты не может быть выше 85-ти % от денежного довольствия гражданина

    Госслужащие

    Муниципальная пенсия за выслугу лет госслужащим присваивается гражданам, имеющим стаж работы в бюджетных организациях не менее 20 лет. Пенсия может быть присвоена сотрудникам, уволенным вследствие одной из следующих причин:

    • Срочное прекращение работы государственного учреждения, в котором служило лицо;
    • Сокращение штата по приказу государства;
    • Утрата дееспособности;
    • Увольнение по старости.

    Право на пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, уволенным по прочим причинам, аннулируется.

    Итоговая сумма выплат зависит от количества отработанных лет:

    • Если гражданин имеет выслугу 20 лет и меньше, то пенсия присваивается в размере 45-ти % от средней месячной зарплаты;
    • За каждый дополнительный год работы к размеру выплат добавляется 3%. В соответствии с Федеральным законом, суммарные выплаты не могут превысить 75-ти % от дохода.

    Пенсия медицинским работникам

    Государственная пенсия медицинским работникам по выслуге лет на законодательном уровне не предусмотрена. Работники медицинской сферы имеют право только на досрочные пенсионные выплаты по старости. Право на досрочные страховые выплаты основаны на стаже, который для медработников рассчитывается особым образом:

    • Для сотрудников сельских больниц 1 год идет в стаж как 1 год и 3 месяца;
    • Для хирургов 1 год = 1 год и 6 месяцев.

    На льготную пенсию могут претендовать работники рентгеновских отделений и санитары, которые ухаживали за больными.

    Пенсия педагогам

    Педагогическая пенсия по выслуге лет для работников образовательной сферы также не предусмотрена. Преподаватели на основании пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» могут оформить досрочную пенсию в связи со старостью.

    Для получения право на досрочные страховые выплаты педагог должен иметь стаж не меньше 25-ти лет работы в образовательных учреждениях. В законе №166 описаны периоды, которые входят в стаж преподавателя:

    • Деятельность с полноценным рабочим днем и внесением страховых взносов;
    • Временная недееспособность из-за заболевания;
    • Деятельность на протяжении неполного рабочего дня;
    • Отпуск;
    • Повышение уровня квалификации.

    Процесс оформления пенсии по выслуге лет

    После появления прав на пенсионные выплаты по выслуге лет лицо может в любое рабочее время посетить Пенсионный Фонд России и написать заявление, приложив следующий пакет документов:

    • Непосредственно само заявление;
    • Документ, способный подтвердить личность;
    • Справки, подтверждающие дополнительные обстоятельства: место регистрации и официального проживания, гражданство т.д.;
    • Документы в зависимости от профессиональной принадлежности гражданина (подробный перечень можно найти на сайте ПРФ).

    Уплата пенсии за выслугу лет начинаются с 1-го числа месяца, в котором лицо написало заявление, но не раньше, чем со дня появления прав на нее.

    Пенсия по выслуге лет для госслужащих в 2020 году

    Последние новости обрадовали одних и расстроили других сотрудников.

    Так, с 2017 года период службы у работников бюджетных организации увеличился с 15 до 20-ти лет. Планируется ежегодно прибавлять по полгода к трудовом стажу. Однако здесь есть свои плюсы. Для служащих, продолжающих работу по достижению стажа 15 лет, будущая пенсия будет увеличена на 3%. Однако согласно закону пенсия с учетом всех выплат не может быть более 75% от размера зарплаты.

    В соответствии с обновленным законодательство и порядок получения пенсии за выслугу для госслужащих изменился. Дополнительные требования:

    • Иметь рабочий стаж на должности не меньше 20-ти лет;
    • До увольнения по уважительной причине проработать в бюджетной организации не менее 12-ти месяцев.

    Новые изменения затронули и правила подсчета размера пенсии для госслужащих. Как рассчитать выплаты по новому законодательству? В первую очередь необходимо найти среднемесячную зарплату по формуле:

    • Зср – средняя заработная плата.
    • L – суммарный годовой заработок (квитанцию можно взять в бухгалтерии).
    • 12 – число месяцев в году, которое должен проработать сотрудник.

    После чего умножаем полученное число на процент, который зависит от стажа работы. 20-ти летний стаж – 45%, если срок службы свыше 20-ти лет, то за каждый год добавляем 3%.

    Таблица сравнения размеров пенсии по выслуге лет в период с 2011 до 2016 года:

    Читайте также: