Проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих и пути их решения


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 19.02.2020 2020-02-19

Статья просмотрена: 2103 раза

Библиографическое описание:

Богданов, М. Б. Пути решения проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации / М. Б. Богданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67522/ (дата обращения: 07.12.2020).

Согласно статье 7 Конституции РФ, наша страна является социальным государством, основным направлением политики которого является обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека. Одной из таких главных социальных гарантий является пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей. Сущность и значение пенсии военнослужащих заключается в компенсации утраченного заработка, а также компенсации военнослужащим и их членам семьи всех тягот военной службы.

В РФ существует целый ряд проблем пенсионного обеспечения военнослужащих. Военнослужащие, как и государственные служащие, обладают особым правовым статусом. Именно поэтому размер, порядок и условия назначения пенсии данным категориям лиц должен быть скорректирован, что обеспечит гарантированность и правильность назначения пенсий указанным лицам. Безусловно, некоторые аспекты пенсионного обеспечения военнослужащих нуждаются в доработке и совершенствовании, однако прежде чем проводить новые реформы, необходимо создать единую систему пенсионного обеспечения военнослужащих, которая будет построена на общих принципах формирования и функционирования.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионная реформа, военнослужащие.

При исчислении пенсии за выслугу лет для военнослужащих не учитываются повышающие выплаты. В Законе РФ N4468–1, а именно в ст.43 определен перечень учитываемого денежного довольствия при исчислении пенсии. К нему относятся оклады по специальному или воинскому званию, по должности, а также процентная надбавка за выслугу лет, включающая выплаты с индексацией денежного довольствия. Проблема осложняется и тем фактом, что многие граждане, уволенные с военной службы, оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте — около 40 лет, однако отсутствие у них гражданского стажа и опыта препятствует им в поисках достойно оплачиваемой работы. В итоге пенсия становится основным источником доходов, при этом, как правило, такие пенсионеры имеют детей на иждивении. Правительством РФ активно обсуждаются меры поддержки граждан, имеющих право на пенсию по выслуге лет, рассматриваются вопросы о помощи в переподготовке/переквалификации указанных лиц, однако на сегодняшний день никаких существенных действий не предпринято.

Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по завершению военной службы, связанной с большой ответственностью и зачастую риском, они получат достойный уровень пенсионного обеспечения. При отсутствии такого уровня, привлекательность военной службы будет значительно снижаться, что отрицательно отразится на комплектовании кадров Вооружённых Сил и понизит уровень обеспечения военной безопасности РФ.

В расчет денежного довольствия военнослужащих для определения размера пенсии не включены многие из дополнительных надбавок и выплат, определенные в Законе о денежном довольствии военнослужащих, что ведет к значительному снижению размера пенсии.

Многими авторами [1] высказывалось предложение о внесении изменений в Закон о пенсиях военным в части включения в денежное довольствие, которое учитывается при исчислении пенсий военнослужащим, ежемесячных надбавок к денежному довольствию и других дополнительных выплат, которые имеют постоянный характер.

Законом о трудовых пенсиях при исчислении размеров трудовой пенсии по старости предусмотрено, что пенсионный капитал, формируемый за счет страховых взносов в ПФ РФ, учитывается при расчете пенсии. Однако, не предусмотрена уплата взносов в государственные внебюджетные фонды с денежного довольствия военнослужащих, накопления на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в ПФ РФ у них отсутствуют. Все это ведет к тому, что размер пенсий по старости у военнослужащих значительно меньше, чем у граждан, на ИЛС которых проводятся накопления страховых взносов.

Для решения проблемы представляется необходимым предусмотреть в Законе о страховых взносах обязательность по уплате страховых взносов с денежного довольствия военнослужащих.

Действующим Законом о трудовых пенсиях значительно ухудшено положение супругов военнослужащих по сравнению с законодательством, действовавшим ранее, чем нарушен общеправовой принцип неухудшения положения субъектов правоотношений. Общее правило предусматривает, что обратной силы закон, ухудшающий положение субъектов, не имеет, и распространяет свое действие на отношения, возникшие после вступления данного закона в силу. Тенденция, которая сегодня наблюдается в вопросах пенсионного обеспечения, тревожна: принимаются законы, которыми ухудшается положение субъектов правоотношений и действие таких законов распространяется и на существовавшие задолго до их принятия правоотношения.

Полагаем, что необходимо пересмотреть действующие нормы Закона о трудовых пенсиях и предусмотреть возможность включения в страховой стаж супругов военнослужащих периодов, в которые они не имели возможности работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства и по состоянию здоровья детей, которое связано с условиями проживания по месту военной службы супругов [2].

Считаем необходимым принятие комплекса нормативно-правовых актов Государственной Думой РФ, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в направлении проводимых пенсионных реформ, в результате которых социальная значимость пенсий за выслугу лет для военнослужащих должна усилиться с учётом особого правового статуса данной категории лиц.

Также, необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468–1 [3] и установить, что для исчисления пенсии будут учитываться иные повышающие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению. Введение данных поправок обусловлено прохождением службы в особых условиях, которые обуславливают преждевременное профессиональное старение и потерю трудоспособности.

Еще одной проблемой правового регулирования является изменение продолжительности службы необходимой для назначения пенсии за выслугу лет. На сегодняшний день на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект, согласно которому с 2019 года будет изменена продолжительность службы для приобретения права на пенсию за выслугу лет с 20 до 25 лет. С точки зрения ряда ученых, в числе которых А. Г. Силуанова, изменения, отраженные в данном законопроекте, будут способствовать экономии денежных средств бюджета, что соответственно приведет к увеличению размера пенсии за выслугу лет военнослужащим, которые пойдут на пенсию в дальнейшем. Мы считаем, что данный законопроект повлечет большое количество негативных последствий, в частности: масштабную утечку кадров и массовые недовольства.

Мы считаем целесообразным не увеличивать продолжительность службы необходимой для назначения пенсии за выслугу лет до 25 лет для лиц, участвовавших в боевых действиях, ведь их работа выполняется в условиях больших рисков и ответственности; а для военнослужащих, не участвовавших в боевых действиях изменить продолжительность службы для приобретения права на пенсию за выслугу лет с 20 до 25 лет, то есть разделить механизм назначения пенсии за выслугу лет.

Для устранения данных правовых проблем, мы считаем необходимым внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468–1, относительно учета других выплат, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению, при исчислении пенсии за выслугу лет, а также разделить механизм назначения такой пенсии для лиц участвовавших и не участвовавших в боевых действиях. Было бы целесообразно произвести совершенствование нормативно-правовой базы, в частности принятие комплекса нормативно-правовых актов Государственной Думой РФ, которые позволят устранить вышеизложенные правовые проблемы.

Помимо этого, мы считаем, что Российской Федерации нужен консолидированный нормативно-правовой акт, объединяющий положения о назначении пенсии и ее размере, как военнослужащим, так и иным лицам, проходящим государственную службу, ведь именно такой акт был бы проявлением принципа равенства и социальной справедливости, который является одним из существенных условий существования и реализации политики социального государства, каким является Российская Федерация.

Необходимо изменить редакцию ч. 1 ст. 45 Закона, указав в ней, что повышение размеров пенсий распространяется не только на лиц, являющихся героями, участниками войны, ветеранами боевых действий и т. п., но и на членов семей, получающих пенсии по случаю потери кормильца, либо исключить положения ч. 5 ст. 46 Закона.

Верховному Суду РФ следует принять постановление Пленума о судебной практике по применению Закона РФ от 12 февраля 1993 г. Соответствующим федеральным органам исполнительной власти необходимо производить повышения пенсий по случаю потери кормильца членам семей лиц, перечисленных в ст. 45 закона, руководствуясь как ст. 45, так и ч. 5 ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г.

  1. Корякин В. М. Государственное пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и их семей // Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М., 2015.
  2. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с изм. от 20.12.2016 г.)// Собрание законодательства РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.
  3. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей” от 12.02.1993 N 4468–1 (ред. от 01.05.2019 г.)// «Российская газета” от 26 февраля 1993 г.

Споры по вопросам назначения и выплаты пенсий военнослужащим и их семьям, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и пособий разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Федеральной службы безопасности Российской Федерации либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Существует множество проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России, но большинство из них является несущественными. Основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день уровень военных пенсий снизился и практически приравнялся к уровню пенсий, назначаемых по старости лет для гражданских лиц.

В силу действующего законодательства уровень пенсии военнослужащих зависит от их должностного оклада. Следует отметить, что в последние три года уровень денежного содержания военнослужащих существенно изменился, но изменился он за счёт ввода надбавок, которые не по Закону влияют на величину пенсии. В результате денежное содержание растёт, а уровень пенсий военнослужащих остаётся на прежнем уровне. Одновременно осуществляется рост гражданских пенсий, которые уже практически нагнали по уровню пенсии военные, которые всё время считались льготными. Проблема осложняется тем, что многие военнослужащие оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте (30-40 лет), но отсутствие у них гражданского стажа и опыта по гражданской специальности, не позволяет им найти достойно оплачиваемую работу. В результате пенсия становится главным источником доходов пенсионера, у многих при этом на иждивении находятся дети. Даже если у них и получается устроиться на работу, то в основном эта работа связана с охранной деятельностью и она низко оплачиваема.

Меры социальной поддержки, помощи в профессиональной переподготовке уволенных в запас военнослужащих, и их пенсионное обеспечение обсуждаются Правительством России постоянно, но пока ничего действенного не принято. Проблема осложняется тем, что ряды военных пенсионеров, в связи с массовыми сокращениями армии, ежегодно пополняются. Ежегодно ряды Вооруженных сил покидают примерно 50 тысяч офицеров в возрасте от 40 до 45 лет. Пока у государства нет четко выраженной программы переподготовки увольняемых офицеров, как нет и рычагов трудоустройства их в гражданские организации, а уровень их пенсии (а многие из них пенсионеры по выслуге лет) очень мал.

Необходимо понимать, что военные пенсионеры отличаются от пенсионеров гражданских не только возрастом, но и той долей ответственности, которая на них возложена за свои семьи. Пенсионеры по возрасту, как правило, уже имеют трудоустроенных детей и даже внуков, а пенсионеры по выслуге лет зачастую на руках имеют несовершеннолетних детей и должны нести бремя по их содержанию. Всё это усугубляет проблему низкого уровня военных пенсий и здесь нельзя ни в коем случае стараться приравнять пенсии военные с пенсиями гражданскими.

Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Ещё недавно военные пенсионеры считались надёжно защищёнными в социально-правовом отношении. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий соответствующих категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующим военнослужащим. Кроме того, на ветеранов военной службы распространялись многие льготы, которыми можно было пользоваться уже при наличии 20-летней и более выслуги военной службы.

Таким образом в Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий.

Правительство Российской Федерации решилось на внесение изменений в законодательство, были внесены изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы денежного довольствия и продовольственного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, которыми исключены правовые основания для выплаты либо учёта при исчислении пенсии денежной компенсации взамен продовольственного пайка и денежной продовольственной компенсации соответственно. Теперь стоимость продовольственного пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, не включается, но в денежном выражении сохранена путём включения её в оклад по воинскому (специальному) званию.

Другой проблемой пенсионного обеспечения военнослужащих являются разногласия, которые возникают между их устаревшей системой пенсионного обеспечения и системой нового (страхового) пенсионного законодательства Российской Федерации. Явная несправедливость в отношении работающих военных пенсионеров, побудила многих из них к судебной защите своих прав.

Судебные споры привели к тому, что в России был принят Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения». В соответствии с этим федеральным законом военные пенсионеры при наличии у них условий для назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части). Однако в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ далеко не все работающие военные пенсионеры смогут претендовать на получение страховой части трудовой пенсии.

Во-первых, для получения страховой части трудовой пенсии военный пенсионер после увольнения с военной службы должен иметь официальный страховой стаж не менее 5 лет. Чтобы получать «вторую» пенсию после увольнения с военной службы необходимо не только 5 лет отработать, но и работодатель военного пенсионера весь указанный период должен ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Если же военный пенсионер получает неофициально зарплату, а его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет.

В случае назначения военному пенсионеру страховой части трудовой пенсии в страховой стаж не включаются периоды военной службы, с учётом которой был определён размер его военной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности - периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии. Тем самым законодатель ограничил военнослужащих, получающих в период прохождения военной службы дополнительные доходы по трудовым договорам в праве на получение страхового стажа для назначения страховой части трудовой пенсии одновременно с получением выслуги лет, необходимой для назначения ему военной пенсии.

Во-вторых, для получения страховой части трудовой пенсии введены жёсткие ограничения по возрастному цензу: для получения такого рода права военный пенсионер должен достичь общегражданского пенсионного возраста, дающего основание для назначения трудовой пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет - для женщин). При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удалённой либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.

На фоне финансового кризиса можно сделать вывод о том, что в ближайшее время уровень пенсий военнослужащих увеличен не будет, ровно как и их должностные оклады.

Главная причина сложившейся ситуации - неравномерное реформирование пенсионной системы Российской Федерации. Другими словами, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц остались в стороне, так как на тот момент, когда встал вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц. Теперь ситуация меняется коренным образом, и так называемые гражданские пенсии по своему уровню догоняют пенсии военные. Этого нельзя допускать, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учитывать их особый правовой статус.

Поэтому, для решения проблемы, Правительство РФ должно принять ряд нормативно-правовых актов, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в русло проводимых пенсионных реформ, в процессе которых социальная роль военных пенсий должна сохраниться с учётом особого правового статуса военнослужащих.

Также, необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ и установить, что для исчисления пенсии учитывается не только оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, но и все другие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению.

Есть и другие примеры, характеризующие недостаточную согласованность законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих с иными законодательными актами в сфере пенсионного обеспечения граждан. Так, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно затрагивалась проблема, касающаяся вопроса о выплате лицам, проходившим военную службу по контракту, также и той пенсии, право на которую было приобретено в системе обязательного пенсионного страхования. Первоначально такая возможность гражданам, относящимся к указанной категории, не предоставлялась. Однако с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", вследствие чего в ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих и ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении появились положения, предусматривающие для граждан, проходивших военную службу по контракту, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости возможность одновременного получения пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части, которая с 1 января 2010 г. именуется фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии).

Заключение

Таким образом, гарантированная социальная защищенность военнослужащих и членов их семей создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, помогает решить вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом зависит успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.

На сегодняшний день в Российской Федерации действует ряд нормативно-правовых актов, которые регулируют порядок пенсионного обеспечения военнослужащих. Как показали проведённые исследования, этот порядок существенно отличается от порядка пенсионного обеспечения других граждан, а именно, по вопросам исчисления стажа, дающего право на получение пенсии по выслуге лет.

Законодательство устанавливает два вида пенсий для военнослужащих: пенсия за выслугу лет и пенсия по инвалидности. Пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим, которые имеют на день увольнения выслугу на военной службе 20 лет и более. Пенсия за выслугу лет устанавливается в процентном отношении от сумм денежного довольствия военнослужащих в зависимости от выслуги. Право на пенсию по инвалидности имеют военнослужащие, ставшие инвалидами, если инвалидность наступила в период прохождения ими службы или не позднее трех месяцев после увольнения со службы либо если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы.

Основная проблема пенсионного обеспечения военнослужащих заключается в неравномерном реформировании пенсионной системы Российской Федерации. Вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц, остались в стороне, так как на тот момент, когда обсуждался вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц.

Для решения проблемы, Правительство РФ должно принять ряд нормативно-правовых актов, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в русло проводимых пенсионных реформ, в процессе которых социальная роль военных пенсий должна сохраниться с учётом особого правового статуса военнослужащих.

Гарантированная социальная защищенность военнослужащих создает и обеспечивает престиж военной службы и, в конечном итоге, решает вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом будет зависеть успех и судьба военной реформы, дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.

Обеспечение социальной защищенности военнослужащих, в том числе установление и реализация льгот, пособий и компенсаций, является многоплановой проблемой. Ее решение заключается в законодательном закреплении прав и льгот военнослужащих и создании четко функционирующего правового механизма их исполнения. Кроме того, реализация указанных мер в воинской части (учреждении) зависит в первую очередь от уровня знаний норм права командирами (начальниками) и должностными лицами, которые призваны осуществлять и по должности обязаны решать вопросы социальной защиты своих подчиненных, и во вторую очередь - от знания своих прав самими подчиненными.

Краткое содержание:


Понижающий военные пенсии коэффициент в очередной раз заморожен

Действие части 2 статьи 43 закона о военных пенсиях в очередной раз приостановлено, теперь до 1 января 2022 года.

Понижающий военные пенсии коэффициент сохранен на уровне 2019 года, то есть составляет 73,68%.

Таким образом, надежды военнослужащих и военных пенсионеров на то, что понижающий коэффициент в связи с достижением стопроцентного уровня уйдет в небытие, не оправдываются.

При этом следует подчеркнуть, что в 2012 году государством гарантировалось ежегодное повышение понижающего коэффициента минимум на 2%. Однако в последние 4 года указанные гарантии не выполняются, о них предпочитают не вспоминать.

Кроме того, в ноябре 2020 года Минфин выступил с инициативой о снижении уровня понижающего коэффициента на 20% (со 100 до 80) ( Подробнее >>> ).

Индексация военных пенсий в 2021 году не соответствует указу Президента

Индексация военных пенсий будет проведена с 1 октября 2021 года на 3,7% в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Вместе с тем с учетом требований Президента размер индексации должен быть не менее 5,7%.

Экскурс в историю пенсионного обеспечения военнослужащих: что гарантировало государство

Напомним, что понижающий военные пенсии коэффициент в 54% был введен с 1 января 2012 года. Тогда государством гарантировалось ежегодное увеличение понижающего коэффициента не менее чем на 2% с учетом уровня инфляции до достижения максимального стопроцентного уровня (ч. 2 ст. 43 закона № 4468-I 1993 года).

Кроме того, указом Президента № 604 2012 года Правительству было предписано

ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции ( Подробнее >>> ).

В ответе комитета Госдумы по обороне на открытое письмо военного пенсионера, обратившегося за разъяснениями в связи с введением понижающего коэффициента, сказано:

"С 1 января 2012 года будет предусмотрена индексация военных пенсий дважды в год – с 1 января каждого года и со дня увеличения окладов денежного содержания военнослужащих, что, по нашему мнению, не может рассматриваться как нарушение прав военных пенсионеров.
Новый порядок исчисления пенсий позволит поддерживать материальное обеспечение военных пенсионеров на должном уровне за счет ежегодного гарантированного увеличения размеров военных пенсий, в том числе и независимо от индексации денежного довольствия военнослужащих" ( Подробнее >>> ).

Как государство выполняло обещания, данные военным пенсионерам

Перейдем к простому арифметическому анализу изменения размера военных пенсий с 2012 года:

  • 2012 год: размер понижающего коэффициента (далее – РПК) – 54%. Индексация военных пенсий не проводилась;
  • 2013 год: РПК увеличен на 4,05% и составил 58,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 7,5%, что выше уровня инфляции 2012 года (6,58), однако ниже 8,58% (6,58% + 2%, согласно указу);
  • 2014 год: РПК увеличен на 2% и составил 60,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3,45%, что практически в 2 раза ниже уровня инфляции 2013 года (6,45), и, естественно, ниже 8,45 (согласно указу);
  • 2015 год: РПК увеличен на 6,73% и составил 66,78%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 11,21%, что ниже уровня инфляции 2014 года (11,36), и ниже 13,36 (согласно указу);
  • 2016 год: РПК увеличен на 2,67% и составил 69,45%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2015 года более чем в три раза (12,9), и ниже 14,9 (согласно указу);
  • 2017 год: РПК увеличен на 2,78% и составил 72,23%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2016 года (5,4), и ниже 7,4 (согласно указу);
  • 2018 год: РПК заморожен на уровне 2017 года, то есть составил 72,23%. На 4% увеличено денежное довольствие военнослужащих, что повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что выше уровня инфляции 2017 года (2,5), но ниже 4,5 (согласно указу);
  • 2019 год: РПК увеличен на 1,45%, что ниже установленного законом уровня в 2%, и составил 73,68%. На 4,3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это в совокупности повлекло за собой увеличение размера пенсий на 6,1%, что выше уровня инфляции 2018 года (4,3), но ниже 6,3 (согласно указу);
  • 2020 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. На 3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3%, что соответствует уровню инфляции 2019 года (3,0), но ниже 5,0 (согласно указу);
  • 2021 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. В октябре планируется увеличение денежного довольствия военнослужащих на 3,7%. Это повлечет за собой увеличение размера пенсий на 3,7%, что соответствует уровню инфляции сентября 2020 года (3,7), но традиционно ниже установленного Президентом уровня (5,7).

Из анализа приведенных цифр следует

Во-первых, государством не выполняются гарантии, данные военнослужащим и военным пенсионерам о ежегодном повышении понижающего коэффициента минимум на 2%. С 2018 года понижающий коэффициент трижды замораживался, а в 2019 году составил менее 2% (1,45).

Во-вторых, вопреки требованиям указа Президента, Правительством ни разу не обеспечено ежегодное увеличение военных пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.

В-третьих, принцип индексации военных пенсий дважды в год (в связи с увеличением понижающего коэффициента и повышением денежного довольствия), о котором заявляли в комитете Госдумы по обороне, забыт. Такая индексация была проведена лишь в 2019 году. В остальные годы индексация либо проводилась однократно, либо дважды в год, но за счет поэтапного увеличения РПК.

Вместе с тем в очередном ответе комитета по обороне сказано, что требования ч. 2 ст. 43 закона о военных пенсиях не нарушены, поскольку РПК сейчас составляет 73,68%. И если бы его увеличивали на 2% в год, а не больше, как это было в 2013–2017 годах, то размер РПК составил бы в 2020 году всего 70% ( Подробнее >>> ).

Однако это лукавство. Сослагательное наклонение в данном случае не применимо. Увеличение РПК происходило в соответствии с законом о военных пенсиях, предусматривающим возможность такого увеличения более чем на 2% с учетом уровня инфляции. При этом в законе не сказано, что в случае, если в текущем году РПК увеличен более чем на 2%, то в следующем году он может быть заморожен.

Почему Правительство и Госдума не выполняют гарантии, которые были даны военным пенсионерам

Все мы прекрасно понимаем, что федеральный бюджет не резиновый, а военная пенсия влечет за собой существенные расходы. Однако замалчивание проблемы, связанной с невыполнением государством взятых на себя обязательств, вызывает множество вопросов.

В ноябре 2020 года за принятие ФЗ “О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" проголосовало 292 депутата, против – 94, воздержалось – 3.

Печальная для военных пенсионеров статистика.

Также на тему о военных пенсиях и других гарантиях военнослужащим читайте:

Почему военных, обучающихся на платной основе, лишают права на учебный отпуск Подробнее >>>

Социальные гарантии и льготы военнослужащих и сотрудников ОВД предлагают сократить Подробнее >>>

Военная пенсия: что важно знать о назначении пенсии за выслугу лет и иных видов пенсий военным Подробнее >>>

Военная пенсия по инвалидности: на что обратить внимание Подробнее >>>

Если статья оказалась полезной, проголосуйте "Да"

Проголосуйте, чтобы увидеть результаты

Мне эта тема безразлична

Свое мнение по этому вопросу я оставлю в комментариях

Споры по вопросам назначения и выплаты пенсий военнослужащим и их семьям, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и пособий разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Федеральной службы безопасности Российской Федерации либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Существует множество проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в России, но большинство из них является несущественными. Основная проблема заключается в том, что на сегодняшний день уровень военных пенсий снизился и практически приравнялся к уровню пенсий, назначаемых по старости лет для гражданских лиц.

В силу действующего законодательства уровень пенсии военнослужащих зависит от их должностного оклада. Следует отметить, что в последние три года уровень денежного содержания военнослужащих существенно изменился, но изменился он за счёт ввода надбавок, которые не по Закону влияют на величину пенсии. В результате денежное содержание растёт, а уровень пенсий военнослужащих остаётся на прежнем уровне. Одновременно осуществляется рост гражданских пенсий, которые уже практически нагнали по уровню пенсии военные, которые всё время считались льготными. Проблема осложняется тем, что многие военнослужащие оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте (30-40 лет), но отсутствие у них гражданского стажа и опыта по гражданской специальности, не позволяет им найти достойно оплачиваемую работу.

В результате пенсия становится главным источником доходов пенсионера, у многих при этом на иждивении находятся дети. Даже если у них и получается устроиться на работу, то в основном эта работа связана с охранной деятельностью и она низко оплачиваема.

Меры социальной поддержки, помощи в профессиональной переподготовке уволенных в запас военнослужащих, и их пенсионное обеспечение обсуждаются Правительством России постоянно, но пока ничего действенного не принято. Проблема осложняется тем, что ряды военных пенсионеров, в связи с массовыми сокращениями армии, ежегодно пополняются. Ежегодно ряды Вооруженных сил покидают примерно 50 тысяч офицеров в возрасте от 40 до 45 лет. Пока у государства нет четко выраженной программы переподготовки увольняемых офицеров, как нет и рычагов трудоустройства их в гражданские организации, а уровень их пенсии (а многие из них пенсионеры по выслуге лет) очень мал.

Необходимо понимать, что военные пенсионеры отличаются от пенсионеров гражданских не только возрастом, но и той долей ответственности, которая на них возложена за свои семьи. Пенсионеры по возрасту, как правило, уже имеют трудоустроенных детей и даже внуков, а пенсионеры по выслуге лет зачастую на руках имеют несовершеннолетних детей и должны нести бремя по их содержанию. Всё это усугубляет проблему низкого уровня военных пенсий и здесь нельзя ни в коем случае стараться приравнять пенсии военные с пенсиями гражданскими.

Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по окончании нелёгкой службы они получат обеспеченную старость. В противном случае привлекательность военной службы явно будет невысокой, что негативно скажется на вопросах комплектования кадров Вооружённых Сил и соответственно на уровне обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Ещё недавно военные пенсионеры считались надёжно защищёнными в социально-правовом отношении. Их пенсии существенно превышали размеры пенсий соответствующих категорий государственных и муниципальных служащих и регулярно индексировались одновременно с повышением денежного довольствия действующим военнослужащим. Кроме того, на ветеранов военной службы распространялись многие льготы, которыми можно было пользоваться уже при наличии 20-летней и более выслуги военной службы.

Таким образом в Российской Федерации сложилась практика повышения денежного довольствия военнослужащим за счёт введения различных надбавок и дополнительных выплат. При этом не происходит повышения их денежного содержания и, следовательно, не осуществляется повышение военных пенсий.

Правительство Российской Федерации решилось на внесение изменений в законодательство, были внесены изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы денежного довольствия и продовольственного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, которыми исключены правовые основания для выплаты либо учёта при исчислении пенсии денежной компенсации взамен продовольственного пайка и денежной продовольственной компенсации соответственно.

Теперь стоимость продовольственного пайка в состав денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсий, не включается, но в денежном выражении сохранена путём включения её в оклад по воинскому (специальному) званию.

Другой проблемой пенсионного обеспечения военнослужащих являются разногласия, которые возникают между их устаревшей системой пенсионного обеспечения и системой нового (страхового) пенсионного законодательства Российской Федерации. Явная несправедливость в отношении работающих военных пенсионеров, побудила многих из них к судебной защите своих прав.

Судебные споры привели к тому, что в России был принят Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» .В соответствии с этим федеральным законом военные пенсионеры при наличии у них условий для назначения трудовой пенсии по старости, имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, а также трудовой пенсии по старости (за исключением её базовой части). Однако в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ далеко не все работающие военные пенсионеры смогут претендовать на получение страховой части трудовой пенсии.

а) Для получения страховой части трудовой пенсии военный пенсионер после увольнения с военной службы должен иметь официальный страховой стаж не менее 5 лет. Чтобы получать «вторую» пенсию после увольнения с военной службы необходимо не только 5 лет отработать, но и работодатель военного пенсионера весь указанный период должен ежемесячно отчислять соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Если же военный пенсионер получает неофициально зарплату, а его работодатель не отчисляет страховых взносов, то и страховая часть трудовой пенсии формироваться не будет.

В случае назначения военному пенсионеру страховой части трудовой пенсии в страховой стаж не включаются периоды военной службы, с учётом которой был определён размер его военной пенсии, а в случае назначения пенсии по инвалидности - периоды военной и приравненной к ней службы, предшествовавшие назначению этой пенсии.

Тем самым законодатель ограничил военнослужащих, получающих в период прохождения военной службы дополнительные доходы по трудовым договорам в праве на получение страхового стажа для назначения страховой части трудовой пенсии одновременно с получением выслуги лет, необходимой для назначения ему военной пенсии;

б) Для получения страховой части трудовой пенсии введены жёсткие ограничения по возрастному цензу: для получения такого рода права военный пенсионер должен достичь общегражданского пенсионного возраста, дающего основание для назначения трудовой пенсии по старости (60 лет для мужчин и 55 лет - для женщин). При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удалённой либо особой местности, участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.

На фоне финансового кризиса можно сделать вывод о том, что в ближайшее время уровень пенсий военнослужащих увеличен не будет, ровно как и их должностные оклады.

Главная причина сложившейся ситуации - неравномерное реформирование пенсионной системы Российской Федерации. Другими словами, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и приравненных к ним категорий лиц остались в стороне, так как на тот момент, когда встал вопрос о проведении пенсионной реформы, проблема пенсионного обеспечения военнослужащих не была чётко обозначена и уровень военных пенсий в два или три раза превышал уровень пенсий гражданских лиц.

Теперь ситуация меняется коренным образом, и так называемые гражданские пенсии по своему уровню догоняют пенсии военные. Этого нельзя допускать, так как пенсионное обеспечение военнослужащих должно учитывать их особый правовой статус.

Поэтому, для решения проблемы, Правительство РФ должно принять ряд нормативно-правовых актов, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в русло проводимых пенсионных реформ, в процессе которых социальная роль военных пенсий должна сохраниться с учётом особого правового статуса военнослужащих.

Так-же, необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ и установить, что для исчисления пенсии учитывается не только оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия, но и все другие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению.

Есть и другие примеры, характеризующие недостаточную согласованность законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих с иными законодательными актами в сфере пенсионного обеспечения граждан. Так, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации неоднократно затрагивалась проблема, касающаяся вопроса о выплате лицам, проходившим военную службу по контракту, также и той пенсии, право на которую было приобретено в системе обязательного пенсионного страхования.

Первоначально такая возможность гражданам, относящимся к указанной категории, не предоставлялась. Однако с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", вследствие чего в ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих и ст. 3 Закона о государственном пенсионном обеспечении появились положения, предусматривающие для граждан, проходивших военную службу поконтракту, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости возможность одновременного получения пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом о пенсионном обеспечении военнослужащих, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части, которая с 1 января 2010 г. именуется фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии).

Читайте также: