Проблемы военных пенсий по инвалидности научные статьи
Краткое содержание:
Понижающий военные пенсии коэффициент в очередной раз заморожен
Действие части 2 статьи 43 закона о военных пенсиях в очередной раз приостановлено, теперь до 1 января 2022 года.
Понижающий военные пенсии коэффициент сохранен на уровне 2019 года, то есть составляет 73,68%.
Таким образом, надежды военнослужащих и военных пенсионеров на то, что понижающий коэффициент в связи с достижением стопроцентного уровня уйдет в небытие, не оправдываются.
При этом следует подчеркнуть, что в 2012 году государством гарантировалось ежегодное повышение понижающего коэффициента минимум на 2%. Однако в последние 4 года указанные гарантии не выполняются, о них предпочитают не вспоминать.
Кроме того, в ноябре 2020 года Минфин выступил с инициативой о снижении уровня понижающего коэффициента на 20% (со 100 до 80) ( Подробнее >>> ).
Индексация военных пенсий в 2021 году не соответствует указу Президента
Индексация военных пенсий будет проведена с 1 октября 2021 года на 3,7% в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц. Вместе с тем с учетом требований Президента размер индексации должен быть не менее 5,7%.
Экскурс в историю пенсионного обеспечения военнослужащих: что гарантировало государство
Напомним, что понижающий военные пенсии коэффициент в 54% был введен с 1 января 2012 года. Тогда государством гарантировалось ежегодное увеличение понижающего коэффициента не менее чем на 2% с учетом уровня инфляции до достижения максимального стопроцентного уровня (ч. 2 ст. 43 закона № 4468-I 1993 года).
Кроме того, указом Президента № 604 2012 года Правительству было предписано
ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2% сверх уровня инфляции ( Подробнее >>> ).
В ответе комитета Госдумы по обороне на открытое письмо военного пенсионера, обратившегося за разъяснениями в связи с введением понижающего коэффициента, сказано:
"С 1 января 2012 года будет предусмотрена индексация военных пенсий дважды в год – с 1 января каждого года и со дня увеличения окладов денежного содержания военнослужащих, что, по нашему мнению, не может рассматриваться как нарушение прав военных пенсионеров.
Новый порядок исчисления пенсий позволит поддерживать материальное обеспечение военных пенсионеров на должном уровне за счет ежегодного гарантированного увеличения размеров военных пенсий, в том числе и независимо от индексации денежного довольствия военнослужащих" ( Подробнее >>> ).
Как государство выполняло обещания, данные военным пенсионерам
Перейдем к простому арифметическому анализу изменения размера военных пенсий с 2012 года:
- 2012 год: размер понижающего коэффициента (далее – РПК) – 54%. Индексация военных пенсий не проводилась;
- 2013 год: РПК увеличен на 4,05% и составил 58,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 7,5%, что выше уровня инфляции 2012 года (6,58), однако ниже 8,58% (6,58% + 2%, согласно указу);
- 2014 год: РПК увеличен на 2% и составил 60,05%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3,45%, что практически в 2 раза ниже уровня инфляции 2013 года (6,45), и, естественно, ниже 8,45 (согласно указу);
- 2015 год: РПК увеличен на 6,73% и составил 66,78%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 11,21%, что ниже уровня инфляции 2014 года (11,36), и ниже 13,36 (согласно указу);
- 2016 год: РПК увеличен на 2,67% и составил 69,45%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2015 года более чем в три раза (12,9), и ниже 14,9 (согласно указу);
- 2017 год: РПК увеличен на 2,78% и составил 72,23%. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что ниже уровня инфляции 2016 года (5,4), и ниже 7,4 (согласно указу);
- 2018 год: РПК заморожен на уровне 2017 года, то есть составил 72,23%. На 4% увеличено денежное довольствие военнослужащих, что повлекло за собой увеличение размера пенсий на 4%, что выше уровня инфляции 2017 года (2,5), но ниже 4,5 (согласно указу);
- 2019 год: РПК увеличен на 1,45%, что ниже установленного законом уровня в 2%, и составил 73,68%. На 4,3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это в совокупности повлекло за собой увеличение размера пенсий на 6,1%, что выше уровня инфляции 2018 года (4,3), но ниже 6,3 (согласно указу);
- 2020 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. На 3% увеличено денежное довольствие военнослужащих. Это повлекло за собой увеличение размера пенсий на 3%, что соответствует уровню инфляции 2019 года (3,0), но ниже 5,0 (согласно указу);
- 2021 год: РПК вновь заморожен, то есть остался на уровне 2019 года в размере 73,68%. В октябре планируется увеличение денежного довольствия военнослужащих на 3,7%. Это повлечет за собой увеличение размера пенсий на 3,7%, что соответствует уровню инфляции сентября 2020 года (3,7), но традиционно ниже установленного Президентом уровня (5,7).
Из анализа приведенных цифр следует
Во-первых, государством не выполняются гарантии, данные военнослужащим и военным пенсионерам о ежегодном повышении понижающего коэффициента минимум на 2%. С 2018 года понижающий коэффициент трижды замораживался, а в 2019 году составил менее 2% (1,45).
Во-вторых, вопреки требованиям указа Президента, Правительством ни разу не обеспечено ежегодное увеличение военных пенсий не менее чем на 2% сверх уровня инфляции.
В-третьих, принцип индексации военных пенсий дважды в год (в связи с увеличением понижающего коэффициента и повышением денежного довольствия), о котором заявляли в комитете Госдумы по обороне, забыт. Такая индексация была проведена лишь в 2019 году. В остальные годы индексация либо проводилась однократно, либо дважды в год, но за счет поэтапного увеличения РПК.
Вместе с тем в очередном ответе комитета по обороне сказано, что требования ч. 2 ст. 43 закона о военных пенсиях не нарушены, поскольку РПК сейчас составляет 73,68%. И если бы его увеличивали на 2% в год, а не больше, как это было в 2013–2017 годах, то размер РПК составил бы в 2020 году всего 70% ( Подробнее >>> ).
Однако это лукавство. Сослагательное наклонение в данном случае не применимо. Увеличение РПК происходило в соответствии с законом о военных пенсиях, предусматривающим возможность такого увеличения более чем на 2% с учетом уровня инфляции. При этом в законе не сказано, что в случае, если в текущем году РПК увеличен более чем на 2%, то в следующем году он может быть заморожен.
Почему Правительство и Госдума не выполняют гарантии, которые были даны военным пенсионерам
Все мы прекрасно понимаем, что федеральный бюджет не резиновый, а военная пенсия влечет за собой существенные расходы. Однако замалчивание проблемы, связанной с невыполнением государством взятых на себя обязательств, вызывает множество вопросов.
В ноябре 2020 года за принятие ФЗ “О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" проголосовало 292 депутата, против – 94, воздержалось – 3.
Печальная для военных пенсионеров статистика.
Также на тему о военных пенсиях и других гарантиях военнослужащим читайте:
Почему военных, обучающихся на платной основе, лишают права на учебный отпуск Подробнее >>>
Социальные гарантии и льготы военнослужащих и сотрудников ОВД предлагают сократить Подробнее >>>
Военная пенсия: что важно знать о назначении пенсии за выслугу лет и иных видов пенсий военным Подробнее >>>
Военная пенсия по инвалидности: на что обратить внимание Подробнее >>>
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 19.02.2020 2020-02-19
Статья просмотрена: 2103 раза
Библиографическое описание:
Богданов, М. Б. Пути решения проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации / М. Б. Богданов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 8 (298). — С. 271-273. — URL: https://moluch.ru/archive/298/67522/ (дата обращения: 07.12.2020).
Согласно статье 7 Конституции РФ, наша страна является социальным государством, основным направлением политики которого является обеспечение условий для достойной жизни и свободного развития человека. Одной из таких главных социальных гарантий является пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей. Сущность и значение пенсии военнослужащих заключается в компенсации утраченного заработка, а также компенсации военнослужащим и их членам семьи всех тягот военной службы.
В РФ существует целый ряд проблем пенсионного обеспечения военнослужащих. Военнослужащие, как и государственные служащие, обладают особым правовым статусом. Именно поэтому размер, порядок и условия назначения пенсии данным категориям лиц должен быть скорректирован, что обеспечит гарантированность и правильность назначения пенсий указанным лицам. Безусловно, некоторые аспекты пенсионного обеспечения военнослужащих нуждаются в доработке и совершенствовании, однако прежде чем проводить новые реформы, необходимо создать единую систему пенсионного обеспечения военнослужащих, которая будет построена на общих принципах формирования и функционирования.
Ключевые слова: пенсионное обеспечение, пенсионная реформа, военнослужащие.
При исчислении пенсии за выслугу лет для военнослужащих не учитываются повышающие выплаты. В Законе РФ N4468–1, а именно в ст.43 определен перечень учитываемого денежного довольствия при исчислении пенсии. К нему относятся оклады по специальному или воинскому званию, по должности, а также процентная надбавка за выслугу лет, включающая выплаты с индексацией денежного довольствия. Проблема осложняется и тем фактом, что многие граждане, уволенные с военной службы, оказываются на пенсии ещё в экономически активном возрасте — около 40 лет, однако отсутствие у них гражданского стажа и опыта препятствует им в поисках достойно оплачиваемой работы. В итоге пенсия становится основным источником доходов, при этом, как правило, такие пенсионеры имеют детей на иждивении. Правительством РФ активно обсуждаются меры поддержки граждан, имеющих право на пенсию по выслуге лет, рассматриваются вопросы о помощи в переподготовке/переквалификации указанных лиц, однако на сегодняшний день никаких существенных действий не предпринято.
Защитники Отечества должны быть уверены в том, что по завершению военной службы, связанной с большой ответственностью и зачастую риском, они получат достойный уровень пенсионного обеспечения. При отсутствии такого уровня, привлекательность военной службы будет значительно снижаться, что отрицательно отразится на комплектовании кадров Вооружённых Сил и понизит уровень обеспечения военной безопасности РФ.
В расчет денежного довольствия военнослужащих для определения размера пенсии не включены многие из дополнительных надбавок и выплат, определенные в Законе о денежном довольствии военнослужащих, что ведет к значительному снижению размера пенсии.
Многими авторами [1] высказывалось предложение о внесении изменений в Закон о пенсиях военным в части включения в денежное довольствие, которое учитывается при исчислении пенсий военнослужащим, ежемесячных надбавок к денежному довольствию и других дополнительных выплат, которые имеют постоянный характер.
Законом о трудовых пенсиях при исчислении размеров трудовой пенсии по старости предусмотрено, что пенсионный капитал, формируемый за счет страховых взносов в ПФ РФ, учитывается при расчете пенсии. Однако, не предусмотрена уплата взносов в государственные внебюджетные фонды с денежного довольствия военнослужащих, накопления на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в ПФ РФ у них отсутствуют. Все это ведет к тому, что размер пенсий по старости у военнослужащих значительно меньше, чем у граждан, на ИЛС которых проводятся накопления страховых взносов.
Для решения проблемы представляется необходимым предусмотреть в Законе о страховых взносах обязательность по уплате страховых взносов с денежного довольствия военнослужащих.
Действующим Законом о трудовых пенсиях значительно ухудшено положение супругов военнослужащих по сравнению с законодательством, действовавшим ранее, чем нарушен общеправовой принцип неухудшения положения субъектов правоотношений. Общее правило предусматривает, что обратной силы закон, ухудшающий положение субъектов, не имеет, и распространяет свое действие на отношения, возникшие после вступления данного закона в силу. Тенденция, которая сегодня наблюдается в вопросах пенсионного обеспечения, тревожна: принимаются законы, которыми ухудшается положение субъектов правоотношений и действие таких законов распространяется и на существовавшие задолго до их принятия правоотношения.
Полагаем, что необходимо пересмотреть действующие нормы Закона о трудовых пенсиях и предусмотреть возможность включения в страховой стаж супругов военнослужащих периодов, в которые они не имели возможности работать в связи с отсутствием возможности трудоустройства и по состоянию здоровья детей, которое связано с условиями проживания по месту военной службы супругов [2].
Считаем необходимым принятие комплекса нормативно-правовых актов Государственной Думой РФ, которые приведут пенсионное обеспечение военнослужащих в направлении проводимых пенсионных реформ, в результате которых социальная значимость пенсий за выслугу лет для военнослужащих должна усилиться с учётом особого правового статуса данной категории лиц.
Также, необходимо внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468–1 [3] и установить, что для исчисления пенсии будут учитываться иные повышающие выплаты, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению. Введение данных поправок обусловлено прохождением службы в особых условиях, которые обуславливают преждевременное профессиональное старение и потерю трудоспособности.
Еще одной проблемой правового регулирования является изменение продолжительности службы необходимой для назначения пенсии за выслугу лет. На сегодняшний день на рассмотрении в Государственной Думе РФ находится законопроект, согласно которому с 2019 года будет изменена продолжительность службы для приобретения права на пенсию за выслугу лет с 20 до 25 лет. С точки зрения ряда ученых, в числе которых А. Г. Силуанова, изменения, отраженные в данном законопроекте, будут способствовать экономии денежных средств бюджета, что соответственно приведет к увеличению размера пенсии за выслугу лет военнослужащим, которые пойдут на пенсию в дальнейшем. Мы считаем, что данный законопроект повлечет большое количество негативных последствий, в частности: масштабную утечку кадров и массовые недовольства.
Мы считаем целесообразным не увеличивать продолжительность службы необходимой для назначения пенсии за выслугу лет до 25 лет для лиц, участвовавших в боевых действиях, ведь их работа выполняется в условиях больших рисков и ответственности; а для военнослужащих, не участвовавших в боевых действиях изменить продолжительность службы для приобретения права на пенсию за выслугу лет с 20 до 25 лет, то есть разделить механизм назначения пенсии за выслугу лет.
Для устранения данных правовых проблем, мы считаем необходимым внести изменения в статью 43 Закона РФ № 4468–1, относительно учета других выплат, которые осуществляются военнослужащим исходя из среднего уровня их доходов за 12 месяцев, предшествующих увольнению, при исчислении пенсии за выслугу лет, а также разделить механизм назначения такой пенсии для лиц участвовавших и не участвовавших в боевых действиях. Было бы целесообразно произвести совершенствование нормативно-правовой базы, в частности принятие комплекса нормативно-правовых актов Государственной Думой РФ, которые позволят устранить вышеизложенные правовые проблемы.
Помимо этого, мы считаем, что Российской Федерации нужен консолидированный нормативно-правовой акт, объединяющий положения о назначении пенсии и ее размере, как военнослужащим, так и иным лицам, проходящим государственную службу, ведь именно такой акт был бы проявлением принципа равенства и социальной справедливости, который является одним из существенных условий существования и реализации политики социального государства, каким является Российская Федерация.
Необходимо изменить редакцию ч. 1 ст. 45 Закона, указав в ней, что повышение размеров пенсий распространяется не только на лиц, являющихся героями, участниками войны, ветеранами боевых действий и т. п., но и на членов семей, получающих пенсии по случаю потери кормильца, либо исключить положения ч. 5 ст. 46 Закона.
Верховному Суду РФ следует принять постановление Пленума о судебной практике по применению Закона РФ от 12 февраля 1993 г. Соответствующим федеральным органам исполнительной власти необходимо производить повышения пенсий по случаю потери кормильца членам семей лиц, перечисленных в ст. 45 закона, руководствуясь как ст. 45, так и ч. 5 ст. 46 Закона РФ от 12 февраля 1993 г.
- Корякин В. М. Государственное пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и их семей // Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». М., 2015.
- Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с изм. от 20.12.2016 г.)// Собрание законодательства РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.
- Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей” от 12.02.1993 N 4468–1 (ред. от 01.05.2019 г.)// «Российская газета” от 26 февраля 1993 г.
Чем военная инвалидность отличается от гражданской?
Не все офицеры и рядовые контрактной службы становятся пенсионерами по возрасту или выслуге лет. Служба в армии опасна, поэтому многие военные получают на службе травмы, ранения или хронические заболевания. В этом случае военнослужащий вынужден увольняться со службы по состоянию здоровья и оформлять инвалидность. Выслуги лет для назначения пенсии в этом случае ему может не хватить.
Но государство предусмотрело такие ситуации, поэтому существует специальная военная (государственная) пенсия по инвалидности.
Право на военную пенсию по инвалидности
Военные пенсии по инвалидности в зависимости от причины инвалидности делятся на две большие категории:
- в связи с вредом здоровью из-за военной травмы;
- из-за заболевания, полученного в период военной службы.
Получателями пенсии могут стать военнослужащие как по контракту, так и по призыву, если они стали инвалидами в период прохождения военной службы или не позднее 3 месяцев после увольнения с военной службы.
Военная пенсия по инвалидности может быть назначена лицам, которые стали инвалидами после увольнения из армии и позже 3 месяцев, при условии, что инвалидность оказалась следствием их ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. При этом, если военнослужащий получил ранение или увечье из-за совершенного преступления, он утраивает право на военную пенсию по инвалидности.
Условия назначения военной пенсии по инвалидности
Порядок назначений пенсии по инвалидности отличается для военнослужащих срочников и контрактников. Пенсия по инвалидности военнослужащим срочной службы назначается в порядке, установленном статьей 8 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001. Порядок назначения военной пенсии по инвалидности гражданам, заключившим контракт с Министерством обороны РФ и служащими МВД, ФСБ, УФСИН, МЧС и других силовых ведомств регулирует Закон РФ № 4468-1 от 12.02.1993.
Дополнительные меры социальной поддержки военных пенсионеров-инвалидов могут утверждать местные власти в нормативных актах областного уровня. Это могут быть региональные надбавки и доплаты к федеральному денежному пособию.
Выплату пенсии по инвалидности бывшим военнослужащим и другим силовикам осуществляют пенсионные отделы соответствующих государственных структур, туда и необходимо обращаться за назначением выплаты.
Оформление инвалидности военнослужащему
Инвалидность военным и силовикам устанавливается по результатам заключения, которое выдается комиссией МСЭ (медико-социальной экспертизы) или окружной ВВК (военно-врачебной комиссией) того военного округа, на территории которого они проходили службу. Инвалидность может быть установлена как бессрочно, так и на определенный срок. Во втором случае придется делать переосвидетельствования в установленном порядке.
Для уточнения группы инвалидности по личному заявлению военнослужащего, а также по направлению лечебно-профилактического учреждения в связи с изменением состояния здоровья также может быть назначено переосвидетельствование. Его не проводят в случае достижения военным инвалидом общеустановленного пенсионного возраста.
Если инвалид пропустит срок переосвидетельствования без уважительной причины, ему прекратят выплачивать пенсию с момента окончания периода, на который была установлена инвалидность. Возобновление выплаты пенсии происходит с момента восстановления статуса инвалида. Поэтому собирать документы и подавать их в МСЭ необходимо не менее чем за 30 дней до окончания действия инвалидности.
По требованиям приказа Министерства труда и соцзащиты РФ от 29.01.2014 № 59н, утверждающего административный регламент предоставления госуслуги по порядку проведения МСЭ, предельный срок ее проведения не может превышать 30 суток со дня представления полного пакета документов.
Группы инвалидности для военнослужащих предусмотрены такие же, как для гражданских лиц: 1-я, 2-я и самая легкая 3-я. Военных инвалидов с детства не бывает.
Размер военной пенсии по инвалидности
Пенсия по инвалидности военнослужащим назначается в зависимости от группы, а также от категории получателя и причин инвалидности. В частности, для военнослужащих срочников она исчисляется в процентном отношении к социальной пенсии. Также ее размер зависит от причины инвалидности. В 2019 году пенсия по инвалидности военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, назначается при наступлении инвалидности вследствие военной травмы в следующем размере:
- инвалидам I группы — 300% размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ, в денежном выражении это (5 034 рубля 25 копеек х 3) 15 102, 75 рублей;
- инвалидам II группы — 250% размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 указанного Федерального закона, в денежном выражении 12 585, 63 рублей;
- инвалидам III группы — 175% размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 указанного Федерального закона, в денежном выражении 8 809,94 рублей.
Тем срочникам, которые получили инвалидность вследствие заболевания, положена пенсия в размере:
- инвалидам I группы — 250% размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 ФЗ № 166-ФЗ;
- инвалидам II группы — 200% размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 ФЗ № 166-ФЗ;
- инвалидам III группы — 150% размера социальной пенсии, указанного в подпункте 1 пункта 1 статьи 18 ФЗ № 166-ФЗ.
В 2020 году пенсии по инвалидности военнослужащих будут проиндексированы вместе с гражданскими социальными пенсиями 1 апреля. Прибавка составит 3%, но может быть ее еще пересмотрят.
Для военнослужащих контрактной службы, а также офицерского состава, прапорщиков и мичманов, а также для других силовиков военная пенсия по инвалидности рассчитывается в процентном отношении к сумме денежного довольствия военнослужащего. Выплаты также дифференцируются по причинам инвалидности. Если она наступила из-за военной травмы, инвалид будет получать:
- 1 группа — 85 % денежного довольствия;
- 2 группа — 85 %;
- 3 группа — 50 %.
Инвалидам вследствие заболевания, приобретенного во время прохождения службы положена пенсия в размере:
- 1 и 2 группа — 75 %;
- 3 группа — 40 %.
При исчислении пенсии по инвалидности также применяется понижающий коэффициент. Это значит, что первоначально денежное довольствие умножается на понижающий коэффициент (в 2020 году — 73,68%) , а уже потом на проценты по группе инвалидности. Надбавки при этом не учитываются. Этот вид пенсии в 2020 году увеличится на те же 3%, но с 1 октября, одновременно с индексаций выплат действующим военнослужащим.
Для некоторых категорий военнослужащих предусмотрена повышенная пенсия по инвалидности. Например, Герои СССР и Российской Федерации, а также кавалеры ордена Славы получают дополнительно 100 % пенсии. Участники боевых действий имеют право на доплату в размере 32 %.
Вы можете задать свой вопрос на любую правовую тему (работа, льготы, пенсии, ЖКХ, недвижимость, налоги, ДТП, уголовное право и другие темы).
- ДЕТИ, СЕМЬЯ
- алименты
- военная служба по призыву
- детские пособия, уход до 3 лет
- детский сад
- материнский капитал
- многодетная семья
- ювенальщина
- ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
- жильё. капремонт МКД
- жильё. приватизация
- жильё. расселение
- жильё. управление МКД
- оплата коммунальных услуг
- субсидии на коммунал. услуги
- ЗДОРОВЬЕ
- гос. здравоохранение
- здоровье. диеты, фитнес
- здоровье. опасные симптомы
- здоровье. самолечение
- ИНВЕСТИРОВАНИЕ
- КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
- ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
- НАЛОГИ
- налог на имущество
- налоговые вычеты
- транспортный налог
- НАСЛЕДСТВО
- НЕДВИЖИМОСТЬ
- заработать на недвижимости
- земельные участки
- нотариус
- покупка недвижимости
- продажа недвижимости
- ремонт, перепланировка
- сдача, аренда недвижимости
- строительство долевое
- ОБРАЗОВАНИЕ
- ОБЩЕСТВО
- ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
- ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
- ПЕНСИЯ
- баллы, фиксированная выплата
- доплаты к пенсиям
- жизненные ситуации пенсионера
- новое в пенсионных законах
- предпенсионеры
- пенсия безработным
- пенсия военнослужащим
- пенсия врачу, учителю, артисту
- пенсия для ИП и самозанятых
- пенсия досрочно
- пенсия досрочно северянам
- пенсия досрочно, списки 1 и 2
- пенсия иностранцам
- пенсия матерям
- пенсия накопительная, НПФ
- пенсия осужденным
- пенсия при потере кормильца
- пенсия социальная, инвалидам
- работающие пенсионеры
- страховой стаж, суммирование
- ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
- пособие по уходу за больным
- пособия безработным
- пособия ветеранам
- пособия инвалидам
- пособия пенсионерам
- пособия по беременности
- пособия семьям
- субсидии
- РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
- безработица
- временная нетрудоспособность
- зарплата, рабочее время
- индивид. предприниматели
- самозанятые
- новое в труд. законодательстве
- отпуск трудовой, учебный
- труд во "вредных" условиях
- трудовой стаж
- трудовые споры
- трудоустройство
- увольнение
- СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
- соцзащита безработных
- соцзащита детей-сирот
- соцзащита инвалидов
- соцзащита семьи
- ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
- ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
- покупка имущества
- права пассажиров
- раздел имущества
- Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
- Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
- Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
- Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
- Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
- Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
- Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом
Инвалиды, у которых инвалидность наступила в период несения военной службы или в период до трех месяцев после увольнения с военной службы, а также, если инвалидность наступила позднее 3-х месяцев после увольнения, от перенесенного ранения, увечья, контузии или заболевания, полученного в период нахождения на военной службе, имеют право на получение государственной пенсии по инвалидности.
При этом такой инвалид может совмещать получение государственной пенсии с оплачиваемой трудовой деятельностью.
В зависимости от причины повлекшей наступление инвалидности, пенсии по инвалидности для военнослужащих (как контрактников, так и призывников) делятся на две категории:
1. вследствие военной травмы;
2. вследствие заболевания, приобретенного в период военной службы.
К числу граждан, имеющих право на государственную пенсию по инвалидности вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, относятся следующие категории лиц и их семьи:
♦ военнослужащие ВС России, ОВССНГ, ФПС, ВВМВД, ЖВРФ, войсках ГО;
♦ проходившие службу в ФАПСИ, органах ФСБ, федеральных органах государственной охраны, внешней разведки РФ, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством РФ;
♦ проходившие службу в органах МВД;
♦ работники учреждений Генеральной прокуратуры РФ, имеющие классные чины;
♦ сотрудники таможенных органов, налоговой полиции;
♦ сотрудники Госпож. службы, ФСКН, работники учреждений ФСИН;
♦ проходившие службу в воинских формированиях бывшего СССР, в том числе и граждане, проживающие в других государствах — бывших республик СССР, при условии существования соответствующих межгосударственных соглашений.
Все выше перечисленные лица имеют право на получение пенсии за выслугу лет или, а в случае приобретения инвалидности — пенсии по инвалидности.
Если произойдет гибель или смерть этих лиц, их семьи получат право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от длительности службы умершего. Пенсию по случаю потери кормильца семья получит, даже если умерший уже был пенсионером.
Важно. Для назначения пенсии по инвалидности вследствие военной травмы или заболевания продолжительность службы, а также наличие (отсутствие) трудового стажа, никакого значения не имеют. Размер пенсии инвалида будет установлен в зависимости от группы инвалидности и её причины.
При увольнении военнослужащего (контрактника или призывника), вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие. А в случае установление такому военнослужащему инвалидности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация. Однако единовременное пособие и ежемесячная компенсация производятся тем лицам, которые еще не получили такие компенсации по тем же основаниям на основании других федеральных законов (пункты 12-15 статьи 3 №306-ФЗ)
В случае смерти инвалида вследствие военной травмы каждому члену его семьи, к которым относятся: супруг(а), родители, несовершеннолетние дети, выплачивается ежемесячная денежная компенсация (пункты 10-11 статьи 3 №306-ФЗ).
1.05.2016 года подписан Федеральный закон № 125-ФЗ , который обеспечивает инвалидами вследствие военной травмы получать компенсации в зависимости от степени утраты трудоспособности, а не от вида получаемой пенсии.
Законом установлено, что при установлении инвалидности вследствие военной травмы, исключившей возможность гражданину дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация, с последующим взысканием суммы компенсации с виновных лиц.
Размер такой компенсации рассчитывается исходя их размера месячного оклада (содержания) и размера ежемесячной надбавки за стаж, с применением следующих коэффициентов:
• для инвалидов 1 группы — 1;
• для инвалидов 2 группы — 0,5;
• для инвалидов 3 группы — 0,3.
Граждане, приобретшие инвалидность вследствие военной травмы имеют право на одновременное получение как Государственной пенсии по инвалидности, так и Страховой пенсии по старости, или любой другой пенсии, установленной в соответствии российского законодательства.
Кроме того, такое же право имеют родители и вдовы(не вступившие в новый брак) погибшего(умершего) военнослужащего по призыву в период его службы или умершего после увольнения с военной службы, вследствие военной травмы (п.3 ст.3 №166-ФЗ и ст.7 №4468-1).
Установление права на одновременное получение двух пенсий производится на основании заявления поданного в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ.
Всем инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, проживающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, размер пенсии увеличивается на соответствующий районный коэффициент, на весь период проживания в таких районах (п.5 ст.15 №166-ФЗ).
Пенсионерам-инвалидам вследствие военной травмы по достижении 60/55 лет (муж./жен.) к назначенной пенсии по инвалидности начисляется прибавка равная 100% минимального размера социальной пенсии (ст.24 №4468-1).
Размер пенсии инвалидам вследствие военной травмы производится в порядке установленным Законом о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. №4468-1 от 12.02.1993 года.
Пенсия по инвалидности в связи с военной травмой для инвалидов 1 и 2 групп устанавливается в размере 85%, для 3-группы 50% от соответствующих сумм их бывшего денежного довольствия.
Военным пенсионерам, инвалидам вследствие заболевания 1-2 групп, пенсия по инвалидности назначается в размере 75%, а инвалидам 3 группы — 40% от сумм их бывшего денежного довольствия (ст.22 №4468-1).Пенсии по инвалидности вследствие военной травмы для военнослужащих (в том числе и по призыву), в зависимости от группы инвалидности, не может назначаться менее следующих размеров (ст.23 №4468-1 и ст.15 №166-ФЗ): ♦ для инвалидов 1 группы — 300% от размера установленного законом социальной пенсии;
♦ для инвалидов 2 группы — 250% от размера установленного законом социальной пенсии;
♦ для инвалидов 3 группы — 175% от размера установленного законом социальной пенсии.
Пенсии по инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы для военнослужащих (в том числе и по призыву), в зависимости от группы инвалидности, не может назначаться менее следующих размеров:
♦ для инвалидов 1 группы — 250% от размера установленного законом социальной пенсии;
♦ для инвалидов 2 группы — 200% от размера установленного законом социальной пенсии;
♦ для инвалидов 3 группы — 150% от размера установленного законом социальной пенсии.
Инвалидам вследствие военной травмы и вследствие заболевания, имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, государственная пенсия устанавливается с увеличением её размера на определенную законом сумму на каждого иждивенца, но числом не более трех (п.3 ст.15 №166-ФЗ).
Указом Президента РФ от 01.08.2005 № 887 инвалидам вследствие военной травмы дано право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 руб.
Кроме того все инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).
Дополнительную информацию можно получить в отделение Пенсионного фонда по месту проживания.
Члены семьи пенсионера считаются его иждивенцами, если он их полностью содержал или они получали от него средства, которые были их основным источником к существованию. Некоторым таким иждивенцам, в случае смерти пенсионера может назначаться пенсия по случаю потери кормильца.
В случае смерти военнослужащего, вследствие военной травмы, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины или при исполнении иных обязанностей, связанных с военной службой, каждому нетрудоспособному члену его семьи устанавливается пенсия по потери кормильца в размере 50% суммы его бывшего денежного довольствия.
В таком же размере устанавливается и пенсия по потери кормильца для семей умершего военного пенсионера, получавшего пенсию по инвалидности вследствие военной травмы, не зависимо от причины его смерти.
Для семей военных пенсионеров-инвалидов по заболеванию, размер пенсии по случаю потери кормильца составит 40% от суммы бывшего денежного довольствия умершего (ст.36 №4468-1).
В случае смерти пенсионера, получающего пенсию по инвалидности вследствие военной травмы, полученной при прохождении военной службы по призыву, его нетрудоспособные иждивенцы получат пенсию по случаю потери кормильца в размере 200% от размера социальной пенсии (п.4 ст.15 №166-ФЗ).
А в случае смерти пенсионера получающего пенсию по инвалидности в связи с заболеванием, полученного при прохождении военной службы по призыву, его нетрудоспособные иждивенцы получат пенсию по случаю потери кормильца в размере 150% от размера социальной пенсии (п.4 ст.15 №166-ФЗ).
В статью 108 Федерального закона об образовании внесена поправка, в соответствии которой участникам боевых действий предоставлено право на прием на обучение по программам бакалавриата и программ специалитета за счет бюджетных ассигнований в пределах установленной квоты. Для инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы это право закреплено в статье 71 этого закона.
- Содержание
- Литература
- О работе
Введение . 3
1. Правовые основы государственного социального обсечения военнослужащих и иных, приравненных к ним лиц . 6
§1. Статус военнослужащих и иных, приравненных к ним лиц . 6
§2. Правовые гарантии реализации пенсионных прав военнослужащих и иных, приравненных к ним лиц . 16
2. Порядок и условия назначения пенсии по инвалидности, устанавливаемой военнослужащим и иным, приравненным к ним лиц . 25
§1. Виды и размеры пенсий, устанавливаемых военнослужащим и иным, приравненным к ним лиц . 25
§2. Условия назначения и порядок выплаты пенсии по инвалидности, устанавливаемой военнослужащим и иным, приравненным к ним лиц . 32
§3. Основные проблемы пенсионного обеспечения военнослужащих в России и пути их решения . 37
Заключение . 48
Список использованной литературы . 51
Приложение . 57
Актуальность темы. Под социальной защитой инвалидов в России понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества . Инвалиды боевых действий, наряду с другими гражданами, являются объектом социальной защиты, и они также нуждаются в социальном обеспечении.
Ведущими субъектами социальной защиты инвалидов боевых действий на современном этапе выступают российское государство и общественные организации, что, в основном, соответствует чертам системы досоветского периода, т.е. государство создает нормативно-правовые акты, формирует учреждения социальной защиты, осуществляет выплату пособий, компенсаций, предоставляет льготы, но адресную, более своевременную и значимую социальную и психологическую поддержку оказывают общественные организации, через создание которых инвалиды боевых действий стараются решать свои проблемы, не надеясь на всеобъемлющую помощь государства.
В соответствии с законодательством о социальной защите инвалидов войн до 2005 года им предоставлялось значительное количество прав, льгот и компенсаций. Все они подразделялись на группы в зависимости от формы, периодичности и категории предоставления льгот. Однако с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ некоторые пункты утратили силу и инвалидам войн с января 2005 года стало недоступно. Между официально провозглашаемой политикой в области социальной защиты инвалидов боевых действий и ее реализацией нет согласованности. Социальная защита ветеранов подразумевает их полное государственное обеспечение, но на самом деле доля государственного участия в защите инвалидов боевых действий сводится к формализованной системе мер.
Проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее актуальных задач политики социального государства, которым является Российская Федерация. Это связано как с характером социального государства, так и с тем, что в настоящее время наблюдается рост численности инвалидов боевых действий. Эти обстоятельства во многом определяют ситуацию, когда все больше актуализируется вопрос качественного решения социальных проблем инвалидов боевых действий.
Как показывает практика, качество жизни инвалидов боевых действий как комплексная характеристика их социально-экономического и правового положения, не соответствует обязательствам государства, как с точки зрения морально-этических норм, так и с точки зрения реализации правовых норм, призванных обеспечить им достойную жизнь.
I. Нормативные правовые акты:
1. Конституция РФ: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.: офиц. текст (с учетом поправок, внесенных законом Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О ветеранах: федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (с изм. от 24 апреля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 168.
3. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (с изм. от 24 апреля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563.
4. О службе в таможенных органах Российской Федерации: федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
5. О пожарной безопасности: федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 35. - Ст. 3649.
6. О распространении действия Закона РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике: федеральный закон от 16 мая 1995 г. № 75-ФЗ (с изм. от 2 июля 2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1923.
7. О воинской обязанности и военной службе: федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (с изм. от 01 апреля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 13. - Ст. 1475.
8. О статусе военнослужащих: федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (с изм. от 01 апреля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 22. - Ст. 2331.
9. О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (с изм. от 23 мая 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003 г. - № 22. - Ст. 2063.
10. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (с изм. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.
11. О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях: федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 284-ФЗ (с изм. от 4 июня 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 1 (ч. I). - Ст. 47.
12. О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат: федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ (с изм. от 01 марта 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 45. - Ст. 6336.
13. О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах: закон РФ от 21 января 1993 г. № 4328-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1993. - № 6. - Ст. 181.
14. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 ноября 2007 г. № 1495 (с изм. от 21 февраля 2019 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 47. - Ст. 5749.
15. О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям: постановление Правительства РФ от 20.02.1995 № 155 (ред. от 24.12.2014) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 9. - Ст. 752.
16. Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России: постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2009 г. № 973 [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru.
17. О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»: постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 142 (с изм. от 10 февраля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 10. - Ст. 1230.
18. Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе: постановление Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 (с изм. от 21.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 28. - Ст. 3831.
19. Об утверждении Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами: приказ Министра обороны РФ от 16 января 2001 г. № 30 (с изм. 20 октября 2016 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2001. - № 10.
20. Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. № 59н // Российская газета. - 2014. - № 151.
II. Научная литература:
1. Аракчеев В.С. Пенсионное право России / В.С. Аракчеев. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2015. - 384 с.
2. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: учебник / Н. Ю. Борисенко. - М.: Дашков и К, 2018. - 331 с.
3. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности / Н.В. Витрук. - М.: Контракт, 2011. - 320 с.
4. Военное право: учебник для военно-учебных заведений Вооруженных Сил РФ / под ред. Н.И. Кузнецова. - М.: Изд-во «Военный университет МО РФ», 2015. - 289 с.
5. Военный энциклопедический словарь. - М., 2001. - 731 с.
6. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Пенсионное обеспечение военнослужащих: проблемы и возможные решения / Д.Н. Ермаков и др. // Пробелы в российском законодательстве. - 2019. - №4. - С.51-55.
7. Иванова Р. И. Правоотношения по социальному обеспечению в РФ. - М.: Юрлитинформ, 2017. - 272 с.
8. Комментарий к Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе» / Под ред. В. Г. Стрекозова. - М.: Проспект, 2016. - 263 с.
9. Корякин В.М., Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Военно-административное право (военная администрация): учеб. / В.М. Корякин и др. - М.: Проспект, 2014. - 317 с.
10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М., 2008. - 1215 с.
11. Титкова Я.Ю. Пенсия: сущность и виды / Я.Ю. Титкова // Трудовое право. - 2017. - №6. - С.38-42.
12. Тютюнов Н.В. Основные направления совершенствования пенсионного обеспечения военнослужащих / Н.В. Тютюнов // Социально-политические науки. - 2020. - №5. - С.44-48.
13. Тютюнов Н.В. Сущность и специфика пенсионного обеспечения российских военнослужащих / Н.В. Тютюнов // Проблемы экономики и юридической практики. - 2019. - №7. - С.53-57.
14. Федотов А.И. Пенсионное обеспечение военнослужащих Российской Федерации в период проведения пенсионной реформы / А.И. Федотов // Молодой ученый. - 2017. - №2. - С.38-42.
15. Царьков В.Н. Права военнослужащих как предмет защиты в гражданском судопроизводстве // Арбитражный и гражданский процесс. - 2018. - № 5. - С.28-33.
16. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения Российской Федерации: учебное пособие / В.Ш. Шайхатдинов. - Екатеринбург: УрАГС, 2015. - 379 с.
17. Шестаков В.П. Научное обоснование системы оценки и контроля качества медико-социальной реабилитации инвалидов: Дисс. … д.м.н. / В.П. Шестаков. - М., 2008. - 338 с.
Читайте также: