Путин увеличит пенсионный возраст госслужащих


Президент России Владимир Путин внес в Государственную думу свои поправки к законопроекту о модернизации пенсионной системы, предусматривающей в том числе поэтапное повышение возраста выхода на пенсию. Президентские поправки будут учтены во время второго чтения законопроекта, которое состоится в Госдуме в конце сентября.

О том, что президентские поправки официально поступили в Госдуму, сообщил секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.

«Мы благодарны президенту за поддержку инициатив наших избирателей и со своей стороны также вносим поправки, подготовленные «Единой Россией», — заявил Турчак.

Представителем президента в Госдуме при рассмотрении пенсионного закона во втором чтении назначена вице-премьер по социальным вопросам Татьяна Голикова.

Как Путин смягчил пенсионную реформу

29 августа Владимир Путин в ходе телеобращения к россиянам озвучил предложения по серьезному смягчению законопроекта о пенсионной реформе.

Например, возраст выхода на пенсию для женщин уменьшается до 60 лет вместо 63, то есть поэтапно увеличивается на пять лет, как и для мужчин. Таким образом, для женщин пенсионный возраст повышается с 55 до 60 лет, для мужчин — с 60 до 65 лет.

Вводятся пенсионные льготы для многодетных матерей — женщины, родившие трех детей, смогут выйти на пенсию на три года раньше; те, у кого четыре ребенка — на четыре года раньше. Для матерей, у которых пять и более детей, пенсионный возраст останется, как и сейчас, — с 50 лет.

Те, кто по старому закону должен был выйти на пенсию в 2019-2020 годах, смогут сделать это на полгода раньше, чем им положено по новому пенсионному законодательству.

Также президент предложил снизить на три года трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию: теперь это 37 лет для женщин и 42 года для мужчин.

С нынешнего пенсионного возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин — будут по-прежнему предоставляться все федеральные и большинство региональных пенсионных льгот (по ЖКХ, общественному и пригородному транспорту, налогообложению и т. д.)

До пяти лет расширено понятие предпенсионного возраста, а за нарушение трудовых прав граждан этого возраста вводится административная или уголовная ответственность. Также для лиц предпенсионного возраста более чем вдвое увеличивается пособие по безработице.


Кроме того, предусмотрен еще целый ряд пенсионных льгот, которые коснутся различных категорий граждан.

Как отметил в комментарии Федеральному агентству новостей политолог Сергей Введенский, новая версия законопроекта, разработанная с учетом поправок президента, значительно смягчает реформу, которая, как ни крути, является неизбежной.

«Демографическая ситуация в России такова, что, если ничего не менять, то у нас скоро на одного пенсионера останется по одному работающему. А это невозможно ни для экономики, ни для общества, особенно если учесть амбициозные планы масштабной модернизации страны», — отметил эксперт.

По словам Введенского, сложившаяся демографическая ситуация — это не только отдаленные отголоски Великой Отечественной войны, в которой Советский Союз по последним уточненным данным потерял более 40 миллионов человек, но и последствия кризиса 1990-х годов.

«Знаете, я не сторонник поливать грязью девяностые, но хорошо помню, что рождаемость тогда действительно снизилась, и весьма значительно. Многие просто боялись рожать из-за общей нестабильности и боязни, что не удастся прокормить даже одного ребенка. Да, потом ситуация улучшилась, но демографическая — если не яма, то, во всяком случае, лакуна — с того времени осталась», — подчеркнул эксперт.

График изменения пенсионного возраста по годам с учетом поправок президента

Пенсионный возраст в России с 2019 года для мужчин/женщин

Увеличение относительно старого закона

Возраст выхода на пенсию

16 июня 2018 года Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об изменениях в пенсионной системе. 19 июля он был принят парламентом страны в первом чтении. Его главная, основная задача - обеспечить устойчивость и финансовую стабильность пенсионной системы на долгие годы вперед. А значит не только сохранение, но и рост доходов, пенсий нынешних и будущих пенсионеров.

Именно для достижения этих целей законопроектом, наряду с другими мерами, предусматривается постепенное повышение пенсионного возраста. Понимаю, насколько важны, значимы эти вопросы для миллионов людей, для каждого человека. Поэтому обращаюсь к вам напрямую, чтобы подробно рассказать обо всех аспектах изменений, предлагаемых Правительством, обозначить свою позицию и поделиться с вами своими предложениями, которые считаю принципиальными.

Прежде всего напомню, что дискуссия о необходимости повышения пенсионного возраста началась не вдруг, не сегодня. Об этом говорили и в советский период, и в 90-е годы. Но решения не принимались, по тем или иным причинам откладывались.

В начале двухтысячных годов и члены Правительства России, и многие представители экспертного сообщества вновь настойчиво стали ставить вопрос о пенсионной реформе и повышении пенсионного возраста.

Объективные предпосылки для этого существовали. Было очевидно, что на рубеже 2020-х годов мы неизбежно столкнемся с серьезными демографическими проблемами. Чем они вызваны?

Каждые 25-27 лет во взрослую жизнь, когда можно создавать семьи, заводить и растить детей, у нас вступает гораздо меньшее число граждан, чем могло и должно было бы. Так происходит в результате тяжелейших демографических потерь во время Великой Отечественной войны. А это не только прямые потери, но и миллионы не родившихся в военные годы.

Период, когда во взрослую жизнь входило очередное малочисленное поколение, пришелся и на середину 90-х годов прошлого века. Но именно в это время страна столкнулась еще и с тяжелейшим экономическим, социальным кризисом, с его катастрофическими последствиями. Это привело ко второму мощному демографическому удару. Родилось еще меньше детей, чем ожидали. Демографический провал конца 90-х оказался сопоставим с 1943-м и 1944-м военными годами.

И сейчас именно это, крайне малочисленное поколение родившихся в 90-е, входит в трудоспособный возраст. В связи с этим еще больше возрастает нагрузка и на пенсионную систему, ведь она у нас построена в основном на солидарном принципе. То есть пенсионные взносы людей, работающих сегодня, идут на выплаты нынешним пенсионерам, поколению наших родителей. А они, в свою очередь, пока работали, направляли взносы, чтобы выплачивать пенсии поколению наших дедов.

Вывод понятен, сокращается трудоспособное население - автоматически снижаются возможности для выплаты и индексации пенсий. А значит, необходимы изменения.

Но тогда, в 2000-х, я был против них. Говорил об этом и на закрытых совещаниях, и публично. Например, в 2005 году на одной из "Прямых линий" прямо сказал, что до окончания срока моих президентских полномочий подобных изменений не будет.

В 2008 году, когда я оставил пост Президента России, базовые положения пенсионной системы полностью сохранялись. И сейчас считаю, что на тот момент времени такая позиция с экономической точки зрения была обоснованной, а с социальной - абсолютно оправданной и справедливой. Убежден, повышать пенсионный возраст в начале и середине 2000-х было категорически нельзя.

Напомню, как в тот период жила страна. Это еще не окрепшая экономика, с весьма скромными показателями валового внутреннего продукта и крайне низкими заработными платами. Это высокий уровень безработицы и инфляции. За чертой бедности находилась практически четверть граждан страны. Продолжительность жизни едва превышала 65 лет.


Если бы в тех социально-экономических условиях мы начали повышать пенсионный возраст, и за этот счет, как планируем сейчас, увеличивать пенсии, то к чему бы это тогда привело? Многие семьи, особенно в малых городах и сельской местности, лишились бы основного, а иногда и единственного источника дохода. При высоком уровне безработицы и работы бы не было, и на пенсию нельзя было бы выйти. А всю возможную прибавку к пенсии просто "съела" бы высокая инфляция, и в итоге число бедных стало бы еще больше.

Надо было сначала преодолеть последствия шоков 90-х, обеспечить экономический рост и решать острейшие социальные проблемы.

Что же изменилось за прошедшие годы? Мы не тратили времени зря. Мы - мы все, граждане, власть, страна - работали.

Как только нам удалось сформировать необходимые финансовые ресурсы, мы направили их на социальное развитие, на сбережение нашего народа. Начали реализацию долгосрочных демографических мер, включая программу материнского капитала. И это дало хорошие результаты, частично компенсировав демографические провалы прошлых десятилетий. Мы преодолели серьезные трудности в экономике и с 2016 года вновь вышли на стабильный экономический рост. Сейчас уровень безработицы в России самый низкий начиная с 1991 года.

Конечно, нам еще очень многое нужно сделать. В том числе в сфере здравоохранения, в других областях, которые определяют качество и продолжительность жизни человека. Но неоспоримым фактом является то, что благодаря комплексу принятых государством мер и, что очень важно, более ответственному отношению людей к своему здоровью, сегодня темпы роста продолжительности жизни в России - одни из самых высоких в мире. За последние 15 лет продолжительность жизни выросла почти на 8 лет (7,8 года).

Знаю, что все мы не очень-то привыкли доверять статистике. Мы делаем выводы, как правило, из того, что сами видим в реальной жизни, вокруг себя. Кто-то действительно проживает долгую жизнь, а кто-то из наших близких, знакомых, к несчастью, уходит совсем рано. Но здесь речь идет именно об объективной оценке темпов роста продолжительности жизни в России, подтвержденной экспертами Организации Объединенных Наций.

Мы поставили перед собой цель выйти к концу следующего десятилетия на продолжительность жизни более 80 лет. И будем делать все, чтобы люди в нашей стране жили долго, были здоровыми.

Все, о чем я только что сказал, - объективный, но все же достаточно сухой анализ ситуации. Что, безусловно, важно. Но не менее важно чувствовать и учитывать, что за предлагаемыми изменениями стоят жизненные интересы, планы сотен тысяч, миллионов людей. Кто-то уже думает уйти на заслуженный отдых, посвятить больше времени семье, детям, внукам. Кто-то планирует продолжать трудиться и рассчитывает на пенсию как на дополнительное подспорье. И имеет на это право, конечно. И вдруг такие перспективы отдаляются.

Естественно, все это воспринимается многими людьми болезненно. Я хорошо это понимаю и разделяю эту озабоченность. Но давайте посмотрим, какие у нас есть варианты.

Смириться с низкими доходами пенсионеров и ждать, когда пенсионная система "затрещит" и окончательно развалится? Переложить непопулярные, но необходимые решения на плечи следующего поколения или, понимая, что ждет страну через 15-20 лет, учитывая реальную ситуацию, действовать?

Повторю, изменения в пенсионной системе, тем более связанные с повышением возраста выхода на пенсию, волнуют, тревожат людей. И естественно, что все политические силы, прежде всего, конечно, оппозиционные, будут использовать эту ситуацию для саморекламы и укрепления своих позиций. Это неизбежные издержки политического процесса в любом демократическом обществе. Тем не менее, я просил Правительство самым серьезным образом изучить и использовать все прозвучавшие конструктивные предложения, в том числе и от оппозиции.

Что касается нынешней, действующей власти, самое легкое, самое простое для нее сегодня - вообще ничего не менять. Сейчас, несмотря на известные сложности, российская экономика чувствует себя уверенно. В бюджете есть ресурсы для пополнения Пенсионного фонда. Мы, как минимум, ближайшие 7-10 лет сможем продолжать индексировать пенсии в установленные сроки.

Но ведь мы знаем, что постепенно наступит время, когда для индексации пенсий у государства не будет хватать средств. А затем и сама регулярная выплата пенсий может стать проблемой, как это уже и было в 90-е.

Смотрите, еще в 2005 году соотношение работающих граждан, за которых регулярно выплачиваются взносы в Пенсионный фонд, и граждан, получающих страховую пенсию по старости, у нас составляло почти 1,7 к одному. А в 2019 оно составит уже 1,2 к одному. То есть практически один к одному. И если не предпринимать никаких мер, то мы не сможем сохранить доходы пенсионной системы. А значит, и доходы сегодняшних и будущих пенсионеров. Напротив, они будут неизбежно обесцениваться, снижаться относительно уровня зарплат.

А куда их снижать-то? Пенсии и так сегодня довольно скромные, несоизмеримые тому вкладу, который внесли старшие поколения в развитие страны. Мы перед ними в огромном долгу.

Предложенные изменения в пенсионной системе позволят не просто сохранить уровень доходов пенсионеров, но главное - обеспечить их устойчивый, опережающий рост.

Уже в 2019 году индексация пенсий по старости составит порядка 7%, что в два раза выше прогнозируемой инфляции на конец 2018 года. В целом, в предстоящие шесть лет мы сможем ежегодно увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей. В результате это даст возможность в 2024 году выйти на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тысяч рублей в месяц. (Сейчас, напомню, это 14 тысяч 144 рубля). В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции.

Обращаю внимание, механизм ежегодного увеличения пенсий должен быть заложен в законопроект по изменениям пенсионной системы. Это нужно сделать уже к его второму чтению в Государственной Думе.

Естественно, возникает вопрос, рассматривало ли Правительство какие-то другие варианты, другие резервы для обеспечения устойчивости пенсионной системы без повышения пенсионного возраста. Конечно, да. Конечно, рассматривало.

По моему поручению Правительство вплоть до последнего времени проводило эту работу. Все возможные альтернативные сценарии были тщательно изучены и просчитаны. Оказалось, что, по сути, ничего кардинально они не решают. В лучшем случае просто латают дыры. Или того хуже, несут разрушительные последствия для экономики страны в целом.

Ну, посмотрите, вроде бы эффективная, кажущаяся справедливой мера - введение прогрессивной шкалы подоходного налога. По оценкам Минфина применение повышенной ставки налога, к примеру, в 20 процентов к высоким доходам, может дать, и то не наверняка, порядка 75-120 миллиардов рублей в год. Этих средств, в лучшем случае, хватит на шесть дней. Потому что ежедневная, я хочу это подчеркнуть, ежедневная потребность на выплату пенсий в России составляет 20 миллиардов рублей.

Другой вариант - продать часть госсобствености, например, как некоторые предлагают, все здания Пенсионного фонда, включая его региональные отделения. Конечно, согласен, они слишком размахнулись со своими апартаментами. Людей это раздражает. И я это также поддерживаю. По оценкам, общая стоимость этих объектов - 120 миллиардов рублей. Но даже если мы все их продадим, а деньги направим на пенсии, сможем выплачивать их также порядка шести дней. Это тоже не выход.

Или, предлагается обложить дополнительными налогами нефтегазовые компании, топливно-энергетический комплекс. Могу вам сказать, всего того, что мы таким образом сможем собрать, хватит, чтобы выплачивать пенсии максимум пару месяцев. Более того, так мы поставим выплату пенсий, всю пенсионную систему страны в крайне уязвимое положение, в зависимость от перепада цен на мировых рынках углеводородов.

Может быть, активнее использовать средства резервных фондов, которые пополняются за счет доходов от нефти и газа? Да, можно какое-то время и это. А если завтра, как я уже сказал, цены на эти товары упадут, что вполне возможно и уже не раз было, что тогда? Резервы будут исчерпаны мгновенно, в течение нескольких месяцев. Жизнь людей, их пенсии, доходы на годы вперед не могут и не должны зависеть от цены на нефть, которая меняется каждый день.

Может быть, следует продолжить наращивать финансирование Пенсионного фонда? За счет федерального бюджета покрывать его дефицит? Уже говорил, что для этого пока есть ресурсы. Они действительно есть. Но посмотрите, какая здесь складывается картина в целом.

В текущем году на эти цели мы выделяем из бюджета 3,3 триллиона рублей, из них 1,8 триллиона рублей непосредственно на обеспечение выплаты страховых пенсий. Если предположить, что мы хотим достичь поставленной цели, выйти на среднюю пенсию в 20 тысяч рублей, ничего при этом не меняя, то дефицит Пенсионного фонда увеличился бы в полтора раза, до 5 триллионов рублей. Для сравнения, это больше, чем все расходы на национальную оборону и безопасность страны.

Выбрав такое решение, мы рано или поздно разрушим наши финансы, будем вынуждены залезать в долги или печатать ничем не обеспеченные деньги, со всеми вытекающими последствиями: гиперинфляцией и ростом бедности. Не имея ресурсов, не сможем обеспечить надежную безопасность страны. Не сможем решать самые насущные задачи: развивать образование и здравоохранение, поддерживать семьи с детьми, строить дороги и инфраструктуру, повышать качество жизни людей. Будем обречены на экономическое, технологическое отставание от других государств.

Поэтому наше бездействие сейчас или принятие временных "косметических" мер было бы безответственно и нечестно по отношению и к стране, и к нашим детям.

Повторю, на протяжении многих лет я очень осторожно, а подчас даже с недоверием относился к любым предложениям по изменению пенсионной системы. Порой весьма резко реагировал на эти идеи. Однако тенденции, сложившиеся сейчас в сфере демографического развития и на рынке труда, объективный анализ ситуации показывают, что тянуть дальше нельзя. Но наши решения должны быть справедливыми, взвешенными, обязательно учитывающими интересы людей.

В этой связи предлагаю ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 февраля 2017 12:06


Президент России Владимир Путин подписал закон, по которому вносится ряд изменений в действующее законодательство, предусматривающие повышение пенсионного возраста для госслужащих, увеличение требуемого стажа для назначения пенсии за выслугу лет указанной категории граждан. Одновременно внесены изменения в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которыми предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе увеличивается с 60 до 65 лет.

Как происходит увеличение пенсионного возраста госслужащих для назначения страховой пенсии по старости

В настоящее время общеустановленный возраст для выхода на страховую пенсию по старости составляет для мужчин 60 лет, женщин — 55 лет. Для государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности и муниципальные должности, Закон предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста для назначения страховой пенсии по старости (на 6 месяцев каждый год). Так, в 2017 году этот возраст составит 55 лет и 6 месяцев для женщин, 60 лет и 6 месяцев для мужчин, а с 2032 года — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин, соответственно.

Категории граждан, которым увеличивается пенсионный возраст

  • государственные гражданские и муниципальные служащие;
  • лица, которые замещают государственные должности РФ и субъектов РФ на постоянной основе;
  • лица, замещающие муниципальные должности на постоянной основе.

Право государственных гражданских служащих на пенсию за выслугу лет

Федеральным государственным гражданским служащим, являющимся получателями страховой пенсии по старости или инвалидности, при наличии соответствующих условий, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», к указанной пенсии может быть установлена пенсия за выслугу лет.

Как реализовать госслужащему право на назначение пенсии за выслугу лет

Если гражданин, замещавший должность федеральной государственной гражданской службы не менее 12 месяцев, был уволен с госслужбы по определенным основаниям, при этом выработал необходимый для назначения пенсии за выслугу лет стаж на государственной службе и ему назначена страховая пенсия по старости (инвалидности), то заявление и все необходимые для установления пенсии за выслугу лет документы он представляет в кадровую службу федерального органа по последнему месту государственной службы. Указанная кадровая служба оформляет на него представление к назначению пенсии за выслугу лет и направляет его со всеми документами в ПФР, который при наличии права на эту пенсию осуществляет ее назначение и выплату.

Стаж для назначения государственной пенсии за выслугу лет

С 1 января 2017 г. минимальная продолжительность стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет будет поэтапно увеличиваться (ежегодно на 6 месяцев): в 2017 году она составляет 15 лет 6 месяцев, а в 2026 - 20 лет.

На кого не распространяются увеличение требуемой продолжительности стажа

  • на федеральных государственных гражданских служащих, приобретших право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктами 1 и 1.1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ и уволенных (освобожденных от замещаемой должности) с федеральной государственной гражданской службы до 1 января 2017 года;
  • на лиц, замещающих на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы и имеющих на этот день стаж федеральной государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет не менее 20 лет;
  • на лиц, замещающих на 1 января 2017 года должности федеральной государственной гражданской службы, имеющих на этот день не менее 15 лет указанного стажа и приобретших до 1 января 2017 года право на страховую пенсию по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Президент России Владимир Путин подписал закон о повышении пенсионного возраста для чиновников. Закон опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Он вводится в действие с 1 января 2017 г.

Документ предусматривает постепенное, ежегодно по полгода, увеличение пенсионного возраста, дающего право на назначение и выплату страховой пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим, а также лицам, которые занимают государственные должности России, государственные должности в регионах, а также муниципальные должности.

При первом чтении законопроекта, которое прошло в декабре прошлого года, был обозначен единый для чиновников - мужчин и женщин - пенсионный возраст, с которого им предполагается выплачивать страховую пенсию, - 65 лет.

Ко второму чтению профильный комитет - по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления - поддержал поправку, которой для женщин этот возраст сокращается до 63 лет.

Также предусматривается постепенное увеличение минимального стажа государственной гражданской службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет и определение её размера, с 15 до 20 лет. При этом предусматривается плавный переход ежегодно по полгода до 20 лет.

Кроме того, увеличивается минимальная продолжительность исполнения полномочий депутата Госдумы и члена Совета Федерации для получения права на доплату к страховой пенсии по старости в размере 55% с одного года до пяти лет, а также увеличение срока исполнения полномочий, необходимого для получения выплаты в повышенном размере - 75%, - с «более трёх лет» до 10 лет и более.

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Отвлекает реклама? Подпишитесь, чтобы скрыть её

Наши проекты

  • Спорт
  • HBR Россия
  • Как потратить
  • Ведомости&
  • Карьера
  • Конференции
  • Практика

Контакты

Рассылки «Ведомостей» — получайте главные деловые новости на почту

Ведомости в Facebook

Ведомости в Twitter

Ведомости в Telegram

Ведомости в Instagram

Ведомости в Flipboard

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Любое использование материалов допускается только при соблюдении правил перепечатки и при наличии гиперссылки на vedomosti.ru

Все права защищены © АО Бизнес Ньюс Медиа, 1999—2020

Сетевое издание «Ведомости» (Vedomosti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27 ноября 2020 г. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-79546.

Учредитель: АО «Бизнес Ньюс Медиа»

Главный редактор: Шмаров Андрей Игоревич

Рекламно-информационное приложение к газете «Ведомости». Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) за номером ПИ № ФС 77 – 77720 от 17 января 2020 г.

Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации Пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных

Минтруд по апрельскому поручению премьер-министра Дмитрия Медведева подготовил проект закона о повышении пенсионного возраста для гос.служащих — с 60 до 65 лет.

Законопроект, «начинающий с себя» повышение в России пенсионного возраста, получился даже более жестким, чем ожидалось.

Он не предусматривает переходного периода, не делает различий для мужчин и женщин и на пять лет отодвигает получение чиновниками не только пенсий за выслугу лет и положенных им доплат, но и самой страховой пенсии тем, кто желает продолжать служить родине за канцелярским столом после 60 лет.

По оценкам Минтруда, в 2016 году закон непосредственно затронет 5,5 тыс. человек, предполагаемый объем экономии составит всего 90 млн руб. — ожидаемый политический эффект от акции несравнимо выше бюджетного.

Проект Минтруда — первая попытка законодательного оформления повышения пенсионного возраста для отдельной группы населения.

Напомним, в начале этого года тема повышения пенсионного возраста была легализована публичными высказываниями руководства страны, вопрос о перспективах такого повышения был задан Владимиру Путину в ходе его прямой линии, и президент допустил такую возможность в будущем.


Подготовка же законопроекта Минтруда началась после того, как премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая в апреле в Госдуме, предложил чиновникам «начать с себя» обсуждение возможности повышения возраста выхода на пенсию.

В итоге для значительной части чиновников законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» отодвигает срок получения двух составляющих выплат.

Пенсия за выслугу лет (ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости) будет назначаться всем категориям государственной гражданской службы не с 60, а с 65 лет.

Одновременно с этим страховая пенсия по старости муниципальным и федеральным гражданским чиновникам (включая министров, депутатов и сенаторов) будет также назначаться в 65, а не в 60 лет — при условии, что они занимали должности, «по которым установлен высокий или средний уровень денежного содержания».

Как пояснили в ведомстве, в последнем случае речь идет о государственных должностях и должностях субъектов, муниципальных должностях, а также о должностях государственной гражданской службы высшей группы должностей.

Судя по тексту документа, покинуть госслужбу в 60 лет и получать лишь стандартную страховую пенсию по старости госслужащий сможет, но продолжать получать ее, оставаясь на госслужбе, — нет.

«Сегодня пенсия за выслугу лет госслужащему устанавливается в любое время после назначения страховой пенсии по старости или инвалидности, — пояснил глава Минтруда Максим Топилин. — Теперь же мы прописываем, что возраст, при достижении которого госслужащие смогут обратиться за назначением пенсии за выслугу лет, будет увеличен до 65 лет».

Наконец, в законопроект включены увязанные с повышением пенсионного возраста предложения — минимальный стаж госслужбы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, предлагается поднять с 15 до 20 лет. Сенаторы и депутаты смогут получать право на доплату по прошествии лишь трех лет работы, а не одного, как сейчас. Предельный возраст пребывания на государственной службе предложено увеличить — с 60 до 65 лет.

"Пенсия по своей правовой природе — это компенсация утраченного заработка, и ее выплата должна быть связана с его получением. Если заработок не утрачен, осуществление выплаты страховых пенсий формально утрачивает свое прямое назначение, так как замещать в этом случае нечего", — раскрыл вчера идеологию изменений Максим Топилин.

Отметим, политически это крайне необычное заявление: де-факто оно может служить обоснованием для любой схемы невыплаты пенсий и иных пособий работающим пенсионерам, притом что ранее Минтруд сомневался в обоснованности таких мер, обычно предлагаемых не соцблоком Белого дома, а Минфином.

В целом же документ не столько предусматривает увеличение пенсионного возраста для узкого сегмента рынка труда (что вполне можно расценивать как дискриминацию по профессиональному признаку), сколько стимулирует госслужащих к отказу от выхода на пенсию в 60 лет — размеры доплат за выслугу обычно значительнее самой пенсии.

Законопроект должен вступить в силу с 2016 года.

Как пояснили «Ъ» в Минтруде, по предварительным оценкам, в следующем году изменения непосредственно коснутся 5,5 тыс. госслужащих и 55 сенаторов: после повышения срока выхода на пенсии получать выплаты по новым правилам из них смогут только 13 сенаторов и около 500 чиновников — по существу, это ничтожная для рынка труда мера.

У экспертов есть замечания и к технике реформы, и к ее идеологии. Замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрий Горлин отмечает: «Если рассматривать инициативу Минтруда как пробную модель, то возникает вопрос: зачем повышать пенсионный возраст одномоментно?» Он напоминает, что даже наиболее резкие предложения Минфина предполагали переходный период повышения — полгода за год.

"Создание для чиновников отдельных правил продолжает тенденцию к дифференциации пенсионной системы, когда для разных групп населения создаются различные условия страхования, — в свою очередь, говорит Оксана Синявская из Центра анализа доходов и уровня жизни ВШЭ. — С этим сейчас сталкиваются многие страны: в большей степени в Латинской Америке, в меньшей — в Восточной Европе. Везде это создает схожие проблемы: пенсионная система становится непрозрачной как для контролирующего расходы на разные группы государства, так и для понимания самими гражданам своих пенсионных перспектив".

Она, впрочем, отмечает, что, предложив увеличить пенсионный возраст для чиновников, правительство пошло на правильный шаг.

«Однако для пенсионной системы в целом это мало что даст — из всех категорий работающих, пенсионный возраст которых нужно было бы реформировать, по численности чиновники являются самой маленькой группой», — отмечает эксперт. Напомним, правом на ранний выход на пенсию также обладают учителя, врачи, силовики, а также граждане, работающие в районах Крайнего Севера, ряд других категорий.


Инициатор повышения Алексей Кудрин вслед за этим надеется повысить пенсионный возраст для всего населения страны в ускоренном порядке

С точки зрения экономии бюджетных средств принятие законопроекта Минтруда несущественно. Из расчетов ведомства следует, что федеральный бюджет на выплате пенсий за выслугу лет и доплате к страховой пенсии чиновникам в 2016 году может сэкономить 91,3 млн руб.

При этом необходимо также учитывать и расходы по другой статье — на оплату труда тех, кто вместо пенсии все же продолжит работать.

«У нас нет конкретной информации по этой группе граждан, однако около половины россиян в целом сейчас склонны продолжать трудовую деятельность после наступления пенсионного возраста. В случае с чиновниками, для которых из-за значительного пенсионного обеспечения выработка стажа важна, эта доля, скорее всего, будет даже больше», — заключает Оксана Синявская.

Лента новостей

  • 20:08 Губернатор заявил, что Петербург на пороге полного локдауна
  • 19:34 Всемирный экономический форум в 2021 году перенесен из Швейцарии в Сингапур
  • 19:00 Роспотребнадзор утвердил правила перевозки и хранения вакцины «Спутник V»
  • 18:27 У львов в зоопарке Барселоны обнаружен коронавирус
  • 17:57 Новый глава «Роснано» пообещал реструктуризацию долга
  • 17:27 Депутат пожаловался на мошенническую рекламу в Google
  • 16:57 Боб Дилан продал права на свои песни Universal Music
  • 16:27 Несколько регионов России сделали 31 декабря выходным
  • 16:02 Суд Франции приговорил россиянина Винника к 5 годам тюрьмы
  • 15:40 Суд в Стамбуле освободил журналистов НТВ
  • 15:25 Мурашко заявил, что не предлагал ограничить передвижение россиян
  • 14:55 Международный авиасалон в Ле-Бурже отменен из-за COVID-19
  • 14:25 Путин призвал не допустить превращения детских школ искусств в кружки
  • 13:54 Задержанных в Турции журналистов НТВ обвинили в шпионаже
  • 13:47 В Кремле не знают о похоронах с почестями убийцы учителя в Чечне
  • 13:22 Актриса Лариса Голубкина попала в больницу
  • 12:52 Защита экс-футболиста Василенко сочла его приговор чрезмерно суровым
  • 12:44 Число пострадавших в бассейне в Астрахани выросло до 30
  • 12:15 Привлеченные «Норникелем» эксперты оценили ущерб от аварии на ТЭЦ в Норильске в 18 млрд рублей
  • 11:46 Мосгорсуд приговорил экс-футболиста Василенко к 12 годам колонии за шпионаж
  • 11:42 В Минздраве пояснили слова Мурашко об ограничении на передвижение россиян по стране
  • 11:27 Онищенко призвал отказаться от новогодних каникул
  • 11:08 МВД намерено ужесточить контроль за техсостоянием автомобилей
  • 10:56 В России выявлено 28 142 новых случая COVID-19
  • 10:19 Мурашко предложил ограничить передвижения россиян по стране
  • 09:35 Массовое отравление хлором произошло в бассейне в Астрахани
  • 09:07 Красноярских школьников вернут на очное обучение
  • 08:22 Губернатор Приамурья заболел COVID-19
  • 07:52 Рейс «Аэрофлота» из Нью-Йорка в Москву задержан из-за сообщения о минировании
  • 07:16 Врач назвал самое частое последствие COVID-19
  • 03:13 Вакцины вызывают недоверие во Франции, Италии, Германии, США и Китае
  • 02:39 Медицинский чиновник из США назвал пандемию и вакцины «заговором России и Китая»
  • 01:58 Исследование: избегайте разговоров во время еды в ресторанах
  • 01:27 У личного адвоката Трампа оказалася положительный результат теста на коронавирус
  • 00:58 Индонезия получила первую партию вакцины от китайской компании Sinovac
  • 00:30 Встревоженные американские эксперты напоминают о важности ношения масок
  • 00:05 Еще 76 человек с COVID-19 скончались за сутки в Москве
  • вчера, 23:55 Иран готовится увеличить экспорт нефти в случае ослабления санкций
  • вчера, 22:38 Apple обещает бесплатно отремонтировать iPhone 11 при проблемах с экраном
  • вчера, 21:37 Организаторов концертов в Петербурге обязали сообщать число и возраст зрителей
  • вчера, 20:49 Корабль Dragon стартовал к МКС
  • вчера, 20:37 Власти Ирана подтвердили убийство ученого-физика с помощью спутника
  • вчера, 20:07 Экс-советник главы Росрыболовства экстрадирован с Кипра в РФ
  • вчера, 19:37 Политолог Соловей останется в СИЗО до понедельника
  • вчера, 19:08 В «Бутырке» умер фигурант дела о взятке чиновнику Минпромторга
  • вчера, 18:38 ГУВД сообщило о более 300 задержанных на акции в Минске
  • вчера, 18:10 Участники акции протеста в Кишиневе приняли резолюцию
  • вчера, 17:48 Сын Шумахера стал чемпионом «Формулы-2»
  • вчера, 17:18 На рынке в Ростове-на-Дону ликвидировано открытое горение
  • вчера, 16:48 Строительный кран упал с моста в Волгу в Самарской области

Все новости »

Минтруд предложил поэтапно повышать пенсионный возраст для госслужащих уже с января 2016 года. До сих пор ведомство отрицало возможность таких действий в следующем году. Инициаторами выступали Минфин и Минэкономразвития


Фото: Александр Рюмин/ТАСС -->

Пенсионный возраст государственным и муниципальным служащим предлагается увеличить сначала на полгода. Министр труда и социальной защиты Максим Топилин назвал это более мягким вариантом, чем изначальное предложение повысить пенсионный возраст сразу на 5 лет для мужчин и на 10 для женщин. Этот шаг он называл слишком жестким.

На самом деле тут власть лукавит. Эта мера, скорее, подарок чиновникам, считает директор Института макроэкономических исследований Центра стратегических разработок, ведущий научный сотрудник РАНХиГС Татьяна Омельчук.

Татьяна Омельчук директор Института макроэкономических исследований Центра стратегических разработок, ведущий научный сотрудник РАНХиГС «Не понимаю суть этой меры. Ну, повысят пенсию для госслужащих, вот им хорошо госслужащим, их на пенсию собирать не будут и все. Это в плюс госслужащим. Все госслужащие продолжают работать, на пенсию никто не уходит в 55 лет. Они каждый год подписывают договор и все. Только теперь они пенсию получать не будут. Но это не такая большая экономия для системы. Касается это не такого большого количества людей, по сути. Сейчас можно уволить любого госслужащего, женщина достигает 55 лет, с ней могут продлить договор, а могут не продлить договор. Если она очень нужна, с ней продлевают договор, если она не нужна, ее на пенсию собирают. А теперь ее на пенсию никто не будет собирать. Зарплаты госслужащих несоизмеримы с обычной трудовой пенсией. А пенсии по госслужбе они все равно назначают только, когда выйдут с этой госслужбы. Только у них вот этой маленькой пенсии не будет, это не шаг никакой, это просто дар госслужащим».

По словам Татьяны Омельчук такой реверанс в сторону госслужащих не может быть рассмотрен как шаг к тому, чтобы повысить пенсионный возраст всем социальным группам. Учитывая грядущие выборы, такая непопулярная мера сейчас и в ближайшие два года обсуждаться не может.

С ней не согласился независимый эксперт, бывший замминистра труда и занятости населения РФ Павел Кудюкин. Он уверен — власть так готовит россиян к тому, что пенсионный возраст повысят всем, и это неизбежно.

Павел Кудюкин независимый эксперт, бывший замминистра труда и занятости населения РФ «Некоторая психологическая подготовка общества к тому, будут говорить, вот видите, мы же, прежде всего своим повысили, а теперь давайте, все подтягивайтесь. Действительно, Минфин, возможно, рассматривает, очень даже вероятно, такое повышение как первый шаг к общему повышению пенсионного возраста. Это сильно замедлит возможности должностного продвижения на госслужбе. То есть, госслужащие старших возрастов начнут гораздо медленнее выбывать, освобождая рабочие места, и молодые госслужащие гораздо дольше будут застревать на не очень высоких должностях. Это существенно снизит популярность госслужбы для молодежи, хотя, конечно, это может и не перебить тех преимуществ, по которым люди вообще туда стремятся».

Минфин также ищет способы, как сократить бюджетные расходы на пенсионные выплаты. По закону пенсии необходимо индексировать на уровень инфляции.

С 1 февраля следующего года их надо увеличить не менее чем на 12% (именно такой будет инфляция по итогам года, полагают чиновники.

По оценке экс-министра финансов Алексея Кудрина, на такую индексацию потребуется 650 млрд рублей. Минфин считает, что бюджет этих расходов не потянет, и предлагает проиндексировать пенсии всего на 4%.

Читайте также: