Служебный контракт после выхода на пенсию

Бесплатная консультация юриста
Москва и МО : +7 499 938-93-12
СПб и область: +7 812 467-39-73
Фед. номер: 8 800 350-73-54

ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня - 21, за месяц - 687, за год - 11 345


Предоставление служебной жилплощади – одна из серьезных мер поддержки работников. Нередко для людей, которые устраиваются на службу, возможность получить комнату или квартиру является решающим фактором. Но у многих возникает вопрос: что будет, когда специалист достигнет пенсионного возраста. Российским законодательством установлен определенный порядок выселения пенсионеров из служебного жилья.

  1. Кому предоставляется служебная жилплощадь
  2. За что жильцов могут выселить
  3. Могут ли выселить пенсионеров
  4. Какие категории граждан выселять запрещено
  5. Судебная практика по таким делам

Кому предоставляется служебная жилплощадь

Служебными помещениями людей обеспечивают на период их работы. В качестве такой недвижимости может выступать как отдельное комфортабельное жилье (дом или квартира), так и комната в общежитии . Чаще всего специализированная жилплощадь предоставляется:

  • Военным-контрактникам, а также членам их семей.
  • Работникам силовых структур и ведомственных служб (к примеру, МВД).
  • Депутатам и другим чиновникам, работающим на государство или муниципальные органы.

Кроме того, жильем, относящимся к ведомственному фонду, могут обеспечиваться работники бюджетной сферы в рамках специальных государственных программ. Иногда такие привилегии получают и специалисты коммерческих компаний, в которых работодатель особенно заинтересован.

Приватизации ведомственные жилые помещения, как правило, не принадлежат. Это связано с тем, что они предоставляются во временное пользование по характеру деятельности работодателя и работника

За что жильцов могут выселить

Закон РФ предусматривает несколько оснований освобождения служебного жилья:

  1. Срок действия договора найма подошел к концу.
  2. Здание было признано аварийным или ветхим, и власти приняли решение его сносить.
  3. Квадратные метры используются не по назначению (например, квартиранты решили приспособить квартиру для ведения бизнеса).
  4. Жильцы систематически наносят ущерб квартире или дому, в которых проживают.
  5. За время проживания была накоплена немалая задолженность перед коммунальными службами . Минимальный срок задолженности обычно составляет полгода. Но если долги возникли по уважительным причинам, суд обязательно примет это во внимание.
  6. Квартиранты нарушают права и интересы людей, проживающих рядом.

Конечно, факт нарушения людьми правил проживания надо доказать. Например, если не соблюдаются права соседей, это может быть подтверждено справкой от участкового, копиями жалоб в различные инстанции.

То же самое касается и причинения ущерба жилплощади. К примеру, квартиранты произвели незаконную перепланировку, в результате которой были повреждены несущие конструкции. В качестве доказательства может использоваться заключение экспертной комиссии.


Могут ли выселить пенсионеров

В отношении людей, которые закончили работать и вышли на пенсию, вопрос решается следующим образом. В соответствии со ст.103 ЖК РФ работник может выселить их с занимаемой жилплощади только при условии, если взамен бывшим работникам будет предоставлено другое жилье. Аналогичный объект недвижимости должен находиться в пределах соответствующего населенного пункта и быть пригодным для проживания.

При этом пенсионеры должны состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ведь если человека лишат служебной квартиры, ему просто будет негде жить. Если же бывший работник располагает другой недвижимостью (например, она перешла ему по дарственной или завещанию), выселение вполне возможно

Когда речь идет о пенсионерах, имеется в виду не только достижение людьми определенного возраста. Выход на пенсию может производиться и на таких основаниях, как выслуга лет или выработка стажа.

Какие категории граждан выселять запрещено

В целях обеспечения интересов незащищенных категорий граждан законодательство установило круг лиц, которых нельзя выселить при любых обстоятельствах. К ним относятся:

  • Пенсионеры, которые получили свой статус в соответствии с возрастом.
  • Члены семьи нанимателя, который скончался.
  • Дети-сироты, не имеющие другого жилья.
  • Люди, получившие инвалидность первой или второй групп в связи с выполнением служебного долга.
  • Семьи погибших военных, пожарных и должностных лиц, которые лишились жизни на службе.

Кроме того, запрещается выдворять без наличия другого жилья ветеранов ВОВ, одиноких нанимателей, на попечении которых находятся несовершеннолетние дети, а также сотрудников, проработавших на службе десять и больше лет.

Судебная практика по таким делам

К сожалению, судебные споры в отношении служебных квадратных метров не являются редкостью. Истцами обычно выступают или собственник, или другие претенденты на квартиру. Ответчик может защищаться самостоятельно, но часто оказывается эффективнее нанять хорошего адвоката. Срок исковой давности по делам о выселении со служебного жилья составляет 3 года.

Кроме того, государство относит пенсионеров к социально незащищенным слоям населения. В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 14 от 02.07.2009 г. судьи всех инстанций должны в обязательном порядке учитывать интересы таких лиц в случае их участия в конфликте.

Этот документ был издан не случайно: история знает слишком много примеров, когда пенсионеры в результате действий мошенников оказывались без жилплощади. Также Верховный Суд указал на необходимость участия в таких процессах сотрудников прокуратуры и представителей органов опеки.


Таким образом, при выселении пенсионера с жилплощади служебного назначения должна соблюдаться установленная законом процедура. Конечно, специализированное жилье не является гарантией наличия постоянно крыши над головой. Но если человек отдал службе много лет и не успел обзавестись собственной квартирой, ни работодатель, ни суд не вправе выставить его на улицу.

Автор: Давыдова Е. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С гражданскими служащими, как и с обычными работниками, трудовые (служебные) отношения могут быть бессрочными или ограниченными определенным сроком. Законодатель не запрещает срок действия трудовых договоров продлевать – не установлен запрет и на продление служебных контрактов. Но порядок продления при этом отличается.

Когда заключается срочный служебный контракт?

Cогласно ст. 25 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок. При этом учитываются:

категория замещаемой должности гражданской службы;

условия прохождения службы, если иное не предусмотрено названным или другими федеральными законами.

Выделяются четыре категории должностей гражданской службы:

1. Руководители. К ним относятся должности руководителей и заместителей руководителей:

государственных органов и их структурных подразделений;

территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;

представительств государственных органов и их структурных подразделений.

2. Помощники (советники). Это должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности и должности руководителей.

3. Специалисты. К ним относятся должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций.

4. Обеспечивающие специалисты. Это должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов.

Из этого перечня срочный служебный контракт заключается по должностям из категорий «руководители» и «помощники (советники)». Кроме того, он заключается в случаях замещения должности гражданской службы:

на период отсутствия гражданского служащего, за которым сохраняется данная должность;

после окончания обучения гражданином, заключившим договор о целевом обучении в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования с обязательством последующего прохождения гражданской службы;

в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории РФ;

в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций;

гражданским служащим, достигшим предельного возраста;

на период временного отсутствия гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта;

по которой установлен особый порядок оплаты труда;

в порядке ротации; и др.

На какой срок заключается срочный служебный контракт?

Срочный служебный контракт заключается на срок от одного года до пяти лет (ч. 2 ст. 25 Закона № 79-ФЗ). Таким образом, установлены минимальный и максимальный сроки действия такого контракта для гражданских служащих.

Вместе с тем предусмотрены иные сроки контракта. Так, в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 35 Закона № 79-ФЗ срочный служебный контракт может быть заключен на время:

выполнения определенного задания;

замещения отсутствующего гражданского служащего, за которым сохраняется должность гражданской службы.

Обратите внимание: срок действия контракта по должности категории «помощники (советники)» ограничен сроком полномочий лица, замещающего государственную должность, или руководителя, для содействия которым должность помощника (советника) учреждена (ч. 2 ст. 9 Закона № 79-ФЗ).

Можно ли продлить срочный контракт со служащим?

Срок действия и основания для заключения срочного контракта являются обязательными условиями такого контракта – ч. 6 ст. 24 Закона № 79-ФЗ. А в соответствии с ч. 5 ст. 24 условия служебного контракта могут быть изменены по соглашению сторон и в письменной форме.

Таким образом, условие о сроке служебного контракта может быть изменено по соглашению со служащим. Считаем, что в данном случае нужно использовать подход, применяемый к продлению срочного трудового договора: продлить срок договора с помощью дополнительного соглашения можно, но при условии, что сохранится (не изменится) основание, по которому был заключен этот срочный договор, и что общий срок трудового договора в таком случае не превысит пять лет («Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за III квартал 2018 года. Перечень нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования. Руководство по соблюдению обязательных требований»). То есть если, например, с руководителем был заключен срочный служебный контракт на пять лет, в случае согласия сторон на продолжение службы в должности руководителя нужно заключить новый срочный контракт.

Однако достижение согласия между сторонами требуется не всегда.

Так, на гражданских служащих распространяются положения ч. 2 ст. 261 ТК РФ, согласно которой в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан при представлении женщиной соответствующего письменного заявления и медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия договора до окончания беременности независимо от причины ее окончания (самопроизвольный выкидыш, аборт по медицинским показаниям и др.), а в случае рождения ребенка – до дня окончания отпуска по беременности и родам.

В некоторых ситуациях возможно продление срочного служебного контракта и без согласия работника. Например, в силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2010 № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» в исключительных случаях по решению представителя нанимателя срок работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении МИД РФ может быть продлен без его согласия (при наличии условия об этом в служебном контракте) на период до шести месяцев сверх установленного служебным контрактом срока с внесением в него соответствующего изменения.

Как продлить срочный контракт со служащим предельного возраста?

Существуют некоторые особенности продления срочного контракта с работниками ряда категорий. Например, с лицами, достигшими предельного возраста пребывания на службе.

Напомним, что предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет в силу ч. 1 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ. По общему правилу при достижении этого возраста служебный контракт прекращает действовать, служащий освобождается от замещаемой должности и увольняется с гражданской службы. Однако для отдельных категорий служащих в соответствии с ч. 1 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ срок гражданской службы может продлеваться и после достижения этого возраста решением представителем нанимателя и с согласия самого служащего.


Кроме этого, по достижении служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы (ч. 2 ст. 25.1 Закона № 79-ФЗ).

К сведению: с 01.01.2017 срочные служебные контракты, заключенные на эту дату в соответствии с п. 6.1 ч. 4 ст. 25 Закона № 79-ФЗ с гражданскими служащими в возрасте до 65 лет, должны считаться заключенными на неопределенный срок (Письмо Минтруда РФ от 28.02.2017 № 18-4/В-98).

Как оформить продление срочного контракта?

Порядок продления срочного служебного контракта несколько отличается от порядка продления срока трудового договора. Так, если в соответствии с трудовым законодательством сначала оформляется письменное соглашение к трудовому договору, а на основании соглашения издается приказ, то на госслужбе сначала решение принимает представитель нанимателя и только потом заключается соглашение или новый срочный служебный контракт. При этом, если представитель нанимателя желает продлить контракт со служащим, нужно запросить согласие самого служащего – направить ему уведомление. (Отметим, что ч. 1 ст. 35 Закона № 79-ФЗ предусмотрена обязанность представителя нанимателя уведомить гражданского служащего об окончании срока действия служебного контракта не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее.)

В том же уведомлении можно предложить служащему продлить контракт на следующий срок. Приведем примерный образец.

Советнику отдела финансов
Управления кадастра объектов недвижимости
Сергееву Сергею Сергеевичу

Исх. № 27 от 12.06.2020

На основании ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» уведомляю, что срок действия заключенного с Вами срочного служебного контракта от 15.08.2017 № 15/08 заканчивается 20.06.2020.

В связи с продлением полномочий руководителя отдела финансов до 10.10.2022 предлагаем продлить срок действия служебного контракта с Вами от 15.08.2017 № 15/08 до 10.10.2022, заключив письменное соглашение.

О своем решении прошу сообщить письменно в отдел кадров до 20.06.2020.

С уведомлением ознакомлен.

В случаях, когда контракт был заключен на максимальный срок, пять лет, нужно предложить служащему заключить не соглашение, а новый срочный служебный контракт.

Если служащий откажется от продолжения службы, срочный контракт с ним прекращается в общем порядке, если согласен, то представитель нанимателя издает приказ (распоряжение) о продлении срока служебного контракта и заключении соглашения к контракту.

В приказе о продлении срока пребывания на гражданской службе указываются:

фамилия, имя, отчество гражданского служащего;

наименования замещаемой должности и структурного подразделения;

содержание распорядительного решения – продлить срок гражданской службы путем заключения соглашения или нового срочного контракта;

если требуется, ссылка на законодательный акт (норму закона), на основании которого (которой) принимается решение.

Служащего нужно ознакомить с приказом под подпись.

На основании приказа заключается дополнительное соглашение в письменном виде о продлении срочного служебного контракта. В нем нужно прописать основания, по которым контракт продлевается, и срок, на который он продлевается. При этом общий срок служебного контракта с учетом срока, указанного в дополнительном соглашении, не должен превышать пять лет.

Соглашение оформляется в двух экземплярах, один (с подписью служащего о том, что он получил свой экземпляр соглашения) остается у представителя нанимателя, другой передается служащему.

Продлевается ли служебный контракт автоматически?

Срочный служебный контракт, как и трудовой договор, прекращает действовать по истечении срока его действия. Об этом гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности и увольнения со службы (ч. 1 ст. 35 Закона № 79-ФЗ).

К сведению: о расторжении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения (ч. 1 ст. 79 ТК РФ).

Отметим: ч. 4 ст. 58 ТК РФ установлено, что в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере этого договора утрачивает силу и он считается заключенным на неопределенный срок.

Подобного положения в Законе № 79-ФЗ нет. При этом согласно ст. 73 Закона № 79-ФЗ нормы трудового права применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Но применяется ли норма ст. 58 ТК РФ к вопросу о признании срочного служебного контракта бессрочным – не совсем понятно. Судебная практика противоречива.

Одни суды считают, что правила ч. 4 ст. 58 ТК РФ применяются и к служебному контракту (см., например, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.04.2017 по делу № 33-5726/2017). Соответственно, если гражданский служащий не будет уведомлен о прекращении действия срочного служебного контракта, представитель нанимателя теряет возможность уволить служащего в связи с истечением срока действия контракта по п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 79-ФЗ.

Другие же считают, что, поскольку Закон № 79-ФЗ не содержит нормы, аналогичной ст. 58 ТК РФ, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного служебного контракта, он не может считаться продленным на неопределенный срок. Кроме этого, из содержания ст. 25, 25.1, п. 2 ч. 1 ст. 33, ст. 35 Закона № 79-ФЗ суды делают вывод, что гражданин, давая согласие на заключение служебного контракта на определенный срок в установленных законодательством случаях, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного временного периода и соглашается на прохождение государственной гражданской службы на определенных в контракте условиях (апелляционные определения Владимирского областного суда от 18.06.2013 по делу № 33-1944/2013, Алтайского краевого суда от 27.04.2016 по делу № 33-4743/2016).

Поскольку правила заключения и прекращения срочного служебного контракта установлены Законом № 79-ФЗ, и нормы, аналогичной ст. 58 ТК РФ, в нем нет, а трансформация срочного трудового договора в бессрочный предусмотрена в Трудовом кодексе как исключение из правил (п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ), мы придерживаемся мнения, что положения ст. 58 ТК РФ на служебные отношения не распространяются. И даже если служащего не уведомили о прекращении действия срочного контракта, уволить его можно в любое время в связи с истечением срока действия контракта, если для этого будут основания (например, достижение служащим предельного возраста).

Итак, действие срочного служебного контракта может быть продлено, но только с согласия служащего. При этом продление может осуществляться путем заключения дополнительного соглашения (при условии, что общий срок действия не превысит пять лет) либо путем заключения нового контракта.

Что касается трансформации срочного служебного контракта в контракт на неопределенный срок, учитывая неопределенность в этом вопросе, рекомендуем представителям нанимателя просто не допускать подобных ситуаций и не забывать направлять служащим, у которых заканчивается срок контракта, соответствующие уведомления.



Светлана! Согласно статье 25.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" есть ограничения по предельному возрасту пребывания на гражданской службе:

1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность государственным органом или соответствующим должностным лицом.

2. По достижении гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе по решению представителя нанимателя и с согласия гражданина он может продолжить работу в государственном органе на условиях срочного трудового договора на должности, не являющейся должностью гражданской службы.

В силу части 2 статьи 39 того же Федерального закона служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в связи с достижением гражданским служащим предельного возраста пребывания на гражданской службе, за исключением случаев, когда в соответствии с частью 1 статьи 25.1 данного Федерального закона срок гражданской службы гражданскому служащему продлен сверх установленного предельного возраста пребывания на гражданской службе.

Иными словами, сам факт выхода на пенсию (а у женщин она раньше достижения 65 лет) не означает, что Вы не сможете работать на государственной гражданской службе. А в ряде случаев срок может быть продлен и после 65 лет. Как-то так.


Можете остаться работать на службе в силу ст.16

Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" где указаны условия о не возможности

быть приняты на гражданскую службу, и не возможности нахождения на гражданской службе

В перечне запрета нахождения вас на службе после выхода на пенсию нет


После назначения госслужащему пенсии по старости он может продолжать замещать должность госслужбы. Однако в отличие от обычных работающих пенсионеров госслужащего уволят при наступлении предельного возраста.

Предельный возраст пребывания на гражданской службе — 65 лет.

Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим

О сохранении права на пенсию за выслугу лет за лицами, приобретшими его до 01.01.2017, см. ФЗ от 23.05.2016 N 143-ФЗ.

1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону, и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации") (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).


В соответствии со ст.25.1 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "О государственной гражданской службе Российской Федерации"

Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

(введена Федеральным законом от 29.11.2010 N 317-ФЗ)

1. Предельный возраст пребывания. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность государственным органом или соответствующим должностным лицом.

(в ред. Федеральных законов от 23.05.2016 N 143-ФЗ, от 01.07.2017 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В возрасте 55 лет Вы можете выйти на пенсию и остаться работать на гос. службе, т.к. вы не достигли предельного возраста пребывания на гражданской службе - 65 лет.


Светлана, конечно, можете остаться работать на госслужбе и после выхода на пенсию, законодательного ограничения к этому нет, главное, чтобы работодатель продлил контракт. Однако, существуют ограничения по возрасту для пребывания на госслужбе, на это указывает Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.06.2020) "О государственной гражданской службе Российской Федерации" Статья 25.1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе

1. Предельный возраст пребывания на гражданской службе - 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "помощники (советники)", учреждаемую для содействия лицу, замещающему государственную должность, срок гражданской службы с согласия данного гражданского служащего может быть продлен по решению представителя нанимателя до окончания срока полномочий указанного лица. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающему должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы, срок гражданской службы с его согласия может быть продлен (но не свыше чем до достижения им возраста 70 лет) назначившими его на должность государственным органом или соответствующим должностным лицом.


Я хочу в 55 с половиной уйти на пенсию по старости и остаться дальше работать на госслужбе. Возможно ли это?


Да, это возможно согласно требованиям ст.25.1 и 39 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Более подробный мой ответ см. выше.


Это возможно можете работать до 65 лет. Если контракт продлят, других причин для увольнения не имеется.


Конечно, такое возможно работать и получать пенсию вплоть до предельного возраста, установленного ст.25.1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ.


Маме дали инвалидность по зрению бессрочную. Получала она 6 лет пенсию по инвалидности. Сейчас ей 57 лет. Пенсионный фонд снимает инвалидность и делает пенсию по старости. Правильно ли они поступают? И не будет ли теперь пенсия меньше, чем была? Спасибо за ответ.


ПФ самостоятельно не мог уменьшить пенсию. О размере пенсии Вы сможете уточнить в ПФ направив туда соответствующий запрос.


Я получаю уже как 4 года пенсию по выслуге лет. продолжаю работать. Наступил возраст выхода на пенсию по старости. Должны ли мне пересчитать пенсию?

Вы имеете право подать заявление о перерасчете пенсии в свое отделение ПФР.


В 2006 году мне назначена льготная пенсия по старости а расчет пенсии произведен по 2001 году не нарушены ли мои права.


Сергей Ефимович, Вам по-видимому льготный стаж рассчитан в соответствии с постановлением Конституционного суда от 25.01.2004 г. №2-П, по ранее действующему закону, размер пенсии в этом случае также устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 20.11.1990 г. №340-1, этот вариант расчете стажа применяется в том случае, когда по действующему законодательству льготный стаж не дает права на досрочную пенсию.


Пенсия по старости.


Стаж (календарный, не полуторный) и заработок до 01.01.2002 года + сумма страховых взносов после 01.01.2002 года.

На основании этих данных рассчитывается размер пенсии. См. ответ на вопрос 1021871


Законно ли получать две пенсии одновременно в России и Украине, если имелась трудовая деятельность, формирующая стаж с времён СССР и последовательно в каждой из этих стран, зафиксированная в одной советской трудовой книжке, при наличии двойного гражданства, согласно имеющихся паспортов этих двух стран (России и Украины), если нет, то какой закон РФ запрещает это и какое наказание предусмотрено?


Определение Конституционного Суда РФ от 28.02.2019 N 359-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бакирова Сеида-Билла Эмирсалеевича на нарушение его конституционных прав статьями 1102 и 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации"

1. Гражданин С.-Б.Э. Бакиров оспаривает конституционность следующих примененных в деле с его участием положений Гражданского кодекса Российской Федерации:

статьи 1102, согласно которой лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного Кодекса; правила, предусмотренные главой 60 данного Кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли;

статьи 1109, в соответствии с которой не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 17, 18, 39, 44, 47 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку - вопреки выраженной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2018 года N 10-П правовой позиции о том, что положения пунктов 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статей 1102 и 1109 ГК Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу не могут служить основанием для взыскания с гражданина, признанного инвалидом, полученных им сумм пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, в случае если представленная им для получения названных выплат справка об установлении инвалидности, составленная по результатам медико-социальной экспертизы, признана недействительной вследствие наличия лишь формальных (процедурных) нарушений, допущенных при ее проведении, притом что такие нарушения не повлияли (не могли повлиять) на оценку ограничений жизнедеятельности свидетельствуемого гражданина и не обусловлены недобросовестностью (противоправностью) с его стороны, - допускают возможность взыскания с граждан сумм пенсии в порядке неосновательного обогащения.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Статьи 1102 и 1109 ГК Российской Федерации закрепляют гарантии защиты имущественных прав участников гражданского оборота, а также обеспечивают соблюдение справедливого баланса их прав и законных интересов и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, который, вопреки требованиям статьи 7 Соглашения от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан Государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", не уведомив территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, назначивший ему пенсию по старости в 2000 году, о переезде в 2007 году на постоянное место жительства в город Симферополь (Украина), где ему была назначена пенсия того же вида по законодательству Украины, в период до 2016 года одновременно получал две пенсии по старости, что было расценено судом общей юрисдикции как недобросовестность с его стороны.

Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, в частности связанных с оценкой действий заявителя, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Бакирова Сеида-Билла Эмирсалеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

В деятельности предприятий и организаций часто возникает необходимость, когда в связи с родом деятельности сотрудника или удаленностью постоянного его места жительства от места работы необходимо предоставить жилое помещение. В этом случае предоставляется служебное жилье.

Согласно ст. 92 ЖК РФ под служебным жильем понимаются помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления. В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебное жилье положено предоставлять только тем гражданам, которые находятся в трудовых отношениях: с органами государственной власти; органами местного самоуправления; государственными или муниципальными предприятиями. Также такое жилье положено лицам, назначенным на государственные должности РФ или субъекта РФ либо избранным на выборные должности.

Служебное жилье относится к категории специализированного жилищного фонда. К специализированному жилищному фонду относятся помещения, которые предоставляются из состава государственного или муниципального жилищного фондов по определенным правилам, предусмотренным Жилищным кодексом РФ. К жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах социального обслуживания граждан; жилые помещения для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения для временного поселения беженцев; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан; жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду только распоряжением либо федерального органа исполнительной власти (для государственного жилья), либо местного органа власти (для муниципального жилья). Но если жилые помещения закреплены за министерствами и ведомствами, то порядок включения таких помещений в специализированный жилищный фонд может также регламентироваться нормативными актами этих министерств и ведомств. Жилье, отнесенное к специализированному жилищному фонду, в том числе и служебное, может использоваться по назначению только после решения соответствующего органа. Такие жилые помещения должны быть пригодными для проживания граждан и быть благоустроенными.

При этом жилое помещение не может быть отнесено к специализированному жилищному фонду, если оно занято по договору социального найма, договору найма жилья, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, договора аренды, а также если оно имеет обременение прав. Сразу необходимо определить и развеять ошибочное представление о качественном составе служебного жилья. Служебное жилье - это только квартира. Не общежитие, не комната в коммуналке, а именно квартира. Все остальные (общежитие и т.п.) относятся к другой категории специализированного жилого фонда. Порядок отнесения жилого помещения к служебным жилым помещениям, а также типовой договор найма служебного жилого помещения приводятся в Постановлении Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".

Итак, основная особенность служебного жилья - это то, что оно предоставляется по определенным правилам лицам, которые находятся в трудовых отношениях с органами местного самоуправления, государственной власти, министерствами, ведомствами, подчиненными службами, государственными и муниципальными предприятиями. Проще говоря, всем тем работникам, которые трудятся на благо государства в государственных органах или на предприятиях. Исходя из ст. 100 ЖК РФ с лицом, получившим право на вселение в служебное жилье, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на выборной должности. Прекращение трудовых отношений или пребывания на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием для прекращения договора найма.

Не относится к категории служебных жилых помещений жилое помещение, которое предоставлено коммерческой организацией для временного размещения своих работников. То есть если ООО или ПАО нашло специалиста в другом регионе и он устроился на работу, ему предоставлено жилье от этой организации, то это не служебное жилье в чисто юридическом смысле понимания. Это коммерческий наем или аренда.

Разберемся поэтапно с порядком получения - вселения в служебное жилое помещение и порядком освобождения - выезда из служебного жилого помещения.

Итак, согласно действующему жилищному законодательству, служебное жилье выделяется по решению собственника помещения, а именно органами власти субъекта или муниципалитета. Решение принимается в форме приказа или постановления органа. После принятия решения между лицом, уполномоченным осуществлять такие действия, и гражданином, которому предоставляется в пользование жилплощадь, заключается договор найма служебного жилого помещения. Данный порядок регламентируется нормативными актами соответствующего органа власти.

Такое помещение подлежит передаче по акту приема-передачи и акту осмотра технического состояния. В этих документах прописываются все недостатки предоставленного жилья, поэтому следует внимательно отнестись к содержанию данных документов. Это связано еще и с тем, что обратный порядок передачи помещения такой же. Следовательно, если будут замечены неисправности, которые произошли по вине нанимателя, то нанимателю необходимо будет устранить их за свой счет.

Важная особенность, установленная в законе: ни родные, ни сам работник (наниматель), проживающие в такой квартире, не вправе сдавать ее в поднаем или как-то еще использовать не по назначению. В отличие от соглашения коммерческого найма жилплощади. При несоблюдении правил и условий договора от работника могут потребовать освободить помещение вместе с членами семьи в случаях нарушения общественного покоя проживающих рядом жильцов (шум, громкая музыка); задолженности по коммунальным услугам (более 6 месяцев); порчи помещения, предоставленного для проживания; увольнения работника, служащего в связи с несоблюдением условий трудового соглашения.

Казалось бы, все просто: расторгнул трудовой договор - покинь служебное жилье. На практике же все не так однозначно, и существует ряд проблем при выселении из служебного жилья.

Вот позиция Верховного Суда РФ, касающаяся применения 3-годичного срока исковой давности к отношениям по выселению из служебного жилого помещения. В п. 13 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017, в разделе "Разрешение споров, связанных с жилищными отношениями" описывается ситуация с пропуском срока. Теперь суды имеют все основания ссылаться на этот пункт Постановления Пленума ВС РФ в обоснование принятого решения. Не менее интересно Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 N 41-КГ15-32. В данном деле был подан встречный иск о признании права собственности на служебное жилое помещение в связи с утратой им статуса служебного. То есть лицо может оспорить статус самого служебного жилого помещения по мотивам правильности отнесения к специализированному (служебному) фонду.

Но все-таки львиную долю составляют иски и споры с членами семьи (бывшими членами), несовершеннолетними, пенсионерами. Рассмотрим подробнее.

1. Самая непростая тема - члены семьи нанимателя, несовершеннолетние и их выселение. Детей невозможно признать бывшими членами семьи нанимателя государственной жилой площади. Неважно, когда родился ребенок - до или после заключения соглашения о найме помещения, - он обязательно вписывается в соглашение о найме. В случае если родители несовершеннолетнего гражданина развелись, он может остаться с одним из родителей в предоставленных государством квадратных метрах на период срока работы или контракта родителя, что подтверждается судебной практикой.

Так, если истец развелся с женой, которая продолжала жить на предоставленной площади с их несовершеннолетним сыном, истец просил суд вынести решение о снятии ее с учета, поскольку его перевели служить в другую военную часть, но жилплощадь не дали, так как одна за ним уже числилась. Истец указал, что права его ребенка не нарушаются и он может проживать с каким-либо родителем по желанию. Требования истца были удовлетворены судебным решением (решение Торжокского городского суда от 12 сентября 2013 г. по делу N 2-662/2013 г.). Другой пример показывает, что выселить могут всех родных нанимателя (в том числе граждан, не достигших 18 лет). Здесь суд указал на то, что ответчика уволили со службы за несоблюдение условий контракта и совершение преступления (Апелляционное определение от 11 января 2017 г. по делу N 33/147-2017), поэтому все его семейство, проживающее на государственной жилплощади, должно было выселиться без предоставления какой-либо другой.

Анализируя судебную практику, приходим к выводу, что наличие несовершеннолетнего ребенка - это не гарантия остаться в квартире. Выселить не достигшего 18 лет гражданина из государственной квартиры не смогут в случае смерти его родителя/родителей при исполнении военных и других обязанностей. Однако с наступлением совершеннолетия наймодатель вправе потребовать освободить место проживания, выделенное государством (решение Канавинского районного суда г. Новгорода от 14 сентября 2017 г. по делу N 2-4023/2017).

2. Выселение военных пенсионеров.

Наймодатель не вправе организовать выселение из служебного жилья военного пенсионера (бывшего сотрудника МВД, МЧС и пр.) без предоставления жилплощади или выделения определенной суммы на приобретение таковой.

Пример из судебной практики. Администрация города подала иск к бывшему сотруднику с требованием съехать с данного жилого помещения, предоставленного ему на срок службы, в связи с выходом ответчика на пенсию по выслуге лет. Первая инстанция в иске отказала. Вторая инстанция указала на то, что согласно представленным документам ответчику была предоставлена денежная сумма для покупки жилья, поэтому государственная жилплощадь должна быть освобождена (Апелляционное определение суда Ханты-Мансийского автономного округа от 9 февраля 2017 г. по делу N 33-1202/2017). В другом деле суд установил, что ответчик (бывший военнослужащий и пенсионер) был уволен в запас по несоответствию требованиям военной службы, также его отнесли к категории малоимущих граждан. Ответчик имеет дачный участок, стоимость которого достаточна для приобретения жилплощади. Ответчик после выхода на пенсию не обращался с прошением о постановке на учет как неимущий и нуждающийся в жилплощади. Суд принял решение о выселении ответчика из государственной жилплощади без предоставления иной (Апелляционное определение Омского областного суда от 14 июня 2017 г. N 33-400/2017).

3. Выселение бывших супругов.

В случае расторжения брака право на проживание в нанятой квартире за бывшим супругом/супругой нанимателя не остается. В решении по делам судами подчеркивается, что собственник служебного помещения (казенное учреждение) не вправе предъявлять иск на выселение из служебного жилья бывшей супруге с несовершеннолетним ребенком, которые проживали с военнослужащим по контракту и значились как его семья. После развода супруга и дети служащего могли проживать в служебной квартире. Требование к выселению мог заявить лишь бывший супруг.

Пример из практики. Истец получил квартиру в служебное пользование на семью из трех человек. После развода истец выписался из служебного жилья и зарегистрировался по новому месту службы. Его бывшая жена оформила в собственность служебную квартиру, в которой раньше проживала с истцом. По этой причине истец не смог получить другое служебное жилье для своей второй семьи (супруги и ребенка). Наниматель нарушил закон, оформив в собственность бывшей жены истца служебную квартиру, поскольку бывшая супруга не относилась ни к одной из групп граждан, которых нельзя выселять из служебного жилья. В итоге суд признал право истца встать на учет для получения жилья для него и его второй супруги и ребенка.

4. Выселение в "никуда".

Как правило, выселение связано либо с окончанием срока службы нанимателя, либо с нарушением условий трудового договора или требований к военной службе. В этом случае обращение в апелляционную инстанцию ничего не меняет (Апелляционное определение от 12 октября 2017 г. по делу N 33-17536/207). В такой ситуации семье нанимателя необходимо вставать на учет как неимущим и нуждающимся в жилье. В противном случае суд может отказать в предоставлении уже занимаемой квартиры в дальнейшее пользование (Апелляционное определение Самарского областного суда от 10 октября 2017 г. по делу N 33-11970/2017, решение Советского районного суда г. Красноярска от 8 июля 2016 г. по делу N 2-2845/206). Если же наниматель квартиры умер, выселить членов его семьи не смогут (Апелляционное определение судебной коллегии Ханты-Мансийского автономного округа от 29 марта 2016 г. по делу 33-2034/2016). Инвалидность, полученная нанимателем во время несения службы, исполнения трудовых обязательств, препятствует выселению пострадавшего и членов его семьи.

Как итог. Служебное жилье - это конечно благо, но временное. Чтобы оно не стало для некоторых постоянным, нанимателю нужно четко соблюдать условия предоставления служебного жилья, правильно оформлять отношения найма.

Читайте также: