Снял военкомат районный коэффициент с военной пенсии

С 2013 г переехали из Кемеровской обл. асти в Ставропольский край, выписались сразу и прописались у родственников в Ставропольском крае. В 2016 г приобрели свое жилье и решили перевести пенсию (из кемеровской обл. в ставропольский край). Позвонили из военкомата и сказали, что удержат районный коэффициент за эти 3 года. Подскажите, законно ли это и какой размер районного коэффициента, чтобы посчитать, какая сумма будет удержана.



Да, законно. На размер районного коэффициента по новому месту жительства. Гражданам, проработавшим (отслужившим) не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к ним, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере независимо от места жительства. При этом из них лишь тем гражданам, которые проживают в районах Крайнего Севера или в местностях, приравненных к ним, предоставляется право выбора: увеличение фиксированной выплаты с применением соответствующего районного коэффициента либо установление повышенной фиксированной выплаты страховой пенсии.

Если пенсионер переезжает из района Крайнего Севера в другой северный регион, где к заработной плате установлен больший либо меньший районный коэффициент, фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца подлежит изменению либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения в зависимости от района нового места проживания.


Это законно. См. ст. 48, Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

Об изменении районных коэффициентах к заработной плате см. справку

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.


Пенсия военнослужащего при смене региона проживания продолжает начисляться по правилам закона 4468-1. Нормативный акт устанавливает специальные коэффициенты и надбавки. Их применение связано с исполнением обязанностей на территориях с особыми природными условиями. Если гражданин служил на Крайнем Севере или Дальнем Востоке, причитающиеся ему выплаты увеличивают. Мы изучили, как механизм реализуется на практике.

Общие правила

Закон № 4468-1 предусматривает несколько типов выплат. Порядку начисления каждого пособия посвящена отдельная глава регламента. Базовая схема в 2020 году выглядит следующим образом:

Условия

За выслугу лет

По инвалидности

При потере кормильца

Срок военной службы должен достичь 20/15 лет. Снижение планки допускается для лиц, уволенных по сокращению штата или по состоянию здоровья. Им достаточно 12 лет.

Стойкая утрата трудоспособности в период военной службы либо в течение 3 месяцев после увольнения.

Пенсия назначается нетрудоспособным членам семьи в случае смерти военнослужащего при исполнении обязанностей либо в 3-месячный период после увольнения

5 034 рублей 25 копеек

При получении военной травмы (в рублях):

1 группа – 15 102, 75;

2 группа – 12 585,63;

3 группа – 8 809,94.

При наличии заболевания (в рублях):

1 группа – 12 585,63;

2 группа – 10068,50;

3 группа – 7551,38.

Если смерть наступила вследствие увечья на службе, пенсия назначается в размере 50% денежного довольствия. В остальных случаях сумма не превышает 40%.

Минимум составляет10068,50 и 7551,38 рублей соответственно.

Повышенные выплаты за заслуги и вредность

От 32 % до 100 % для военнослужащих, поименованных в ст. 45 закона 4468-1.

Увеличение пенсии инвалидам

От 100 % до 300 % в зависимости от типа травмы и тяжести последствий (ст. 16 закона 4468-1).

Доплаты предусмотрены для военных инвалидов 1 группы – 100 %. Получить надбавку такие лица могут после 80 лет. Неработающие пенсионеры, имеющие нетрудоспособных иждивенцев вправе рассчитывать на бонус от 32 % до 100 %. К льготникам также отнесены участники ВОВ.

Надбавки начисляются по аналогии с пенсией за выслугу лет. Дополнительно выплата положена гражданам по достижении 60 и 55 лет. Ее размер составляет 100% от минимума в 5034,25 рублей.

Инвалидам 1 группы после 80 лет пенсия увеличивается по общим правилам. При потере обоих кормильцев надбавка составляет 32 %. Для отдельных категорий предусматривается выплата в 200 %.

Расчеты производятся военкоматами за счет средств Минобороны или МВД РФ (ч. 39 ст. п. 17 раздела 3 Указа Президента РФ № 1609). Поскольку пенсия не может превышать денежного довольствия, итоговые суммы корректируются понижающим индексом. В 2020 году он равен 0,7368.

Дополнительно такие граждане имеют право на пенсию по старости. Ее назначают по правилам закона 167-ФЗ. Начислениями здесь занимаются территориальные отделы ПФР, а условием становится наличие страхового стажа. Выплаты рассчитывают с учетом районных коэффициентов, в том числе «северных».

Почему порядок начисления меняется при переезде

На территории всех субъектов РФ применяется единая система расчета военных пенсий. Различия в суммах обусловлены применением региональных коэффициентов и процентных надбавок (ст. 48 закона 4468-1). Условием повышения выплат является отработка:

  • Крайний Север – 15 лет;
  • приравненный к ним территории – 20 лет.

Перечень зон с особым статусом установлен правительственным постановлением № 941 от 22.09.1993 года. Военная пенсия будет увеличена при прохождении службы, например, в Мурманской области. Здесь 1 месяц фактического исполнения обязанностей приравнивается к 1,5. В 2 раза увеличивается период, проведенный на Курильских островах или Камчатке. Сами коэффициенты установлены постановлением № 1237. В 2020 году значения варьируют от 1,15 до 2.

Назначенная гражданину военная пенсия при переезде не меняется. Условием становится выход на заслуженный отдых в том регионе, в котором применяется коэффициент.

Страховая пенсия тоже может измениться за счет корректировки районного коэффициента. Надбавка выплачивается за проживание в суровых природных условиях. Если гражданин уезжает в регион с мягким климатом, компенсации он лишается.

Когда уменьшается размер выплат

Если военнослужащий меняет регион до назначения пенсии, расчет производится по особым правилам. При начислениях используется коэффициент последнего места службы, умноженный на 1,5. Стаж должен достигать минимальных значений в 15 и 20 лет. Соответствующее правило закреплено ч. 3 ст. 48 закона 4468-1. В 2017 году нормы пытались обжаловать в Конституционном суде РФ. Определением № 2092-О высшая инстанция признала различия в гарантиях законными и обоснованными.

Повлиять на размер пенсии может также корректировка прожиточного минимума. В субъектах РФ эта сумма неодинакова. Если начисления не соответствуют утвержденному показателю, разницу восполняют. При переезде в регион с меньшим минимумом снизится и размер пенсии.

И, наконец, снижение может быть обусловлено выявлением ошибки. В любое время сотрудники фонда (военкомата) вправе проверять правильность установления надбавок и льгот. При смене места проживания нередко проводится контроль. Если в итоге выявляется недочет, сумма пересматривается.

Что делать пенсионеру при переезде

Порядок выплат при смене места жительства регламентируется ст. 56 закона 4468-1. Гражданину необходимо уведомить о своем решении территориальный военкомат. Заявление подается заблаговременно во избежание приостановки процесса перечислений. Если дополнительно россиянин получает страховую пенсию, известить придется и ПФР.

По прибытию нужно обратиться в местные отделения. Сотрудники затребуют документы и сведения, а затем возобновят выплаты. Межведомственное взаимодействие строится в электронном формате. Обработка запросов осуществляется в течение 1 рабочего дня. На принятие решений отводится 10 суток.

Отсутствие прописки не препятствует получению пенсии. Гражданину достаточно сообщить о новом адресе.

Если средства перечисляются на банковскую карту, военкомат может не сразу узнать о смене прописки. Однако попытки скрыть обстоятельства, влияющие на размер пенсии, грозят гражданам взысканиями. Об ответственности заявил ВС РФ в обзоре практики от 25.12.2019 года.

Консультация юриста

Вопрос

Ответ

Изменится ли военная пенсия при переезде из Сибири в Краснодарский край?

Корректировку проведут с учетом районного коэффициента. О «северной» надбавке, выплачиваемой за проживание в суровых природных условиях, придется забыть. При этом базис военной пенсии останется неизменным. Возрастные льготы, процентные бонусы – все это сохранится.

Какой перечень документов нужно подать в военкомат для перевода пенсии?

При переезде гражданину достаточно подать письменное заявление. А вот для назначения выплаты потребуется полный пакет документов. В список войдут удостоверение личности, военный билет, СНИЛС, личное дело, вещный/денежный аттестат, справка из ПФР, предписание воинской части, трудовая книжка, фотография, сведения об особых условиях службы.

С какой даты пересчитают пенсию при смене места жительства?

Порядок начисления пересмотрят со дня снятия с регистрационного учета.

Чем грозит сокрытие факт переезда от военкомата?

Если в результате нарушения гражданину была выплачена завышенная пенсия, излишек взыщут в принудительном порядке.

Можно ли отправить документы почтой?

Да, такое возможно. Подпись на заявлении придется заверить у нотариуса. Прямого предписания об этом в законе нет. Однако сотрудники военкомата могут поставить под сомнение подлинность документов.

Свои вопросы юристу вы можете задать через форму ниже.

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 мая 2017 года Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Алферьевской С.А.,

при секретаре Легусовой К.Н.,

с участием представителя истца Сачека О.В. – Василенко И. В., действующего на основании доверенности,

представителя ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат » - Шавровой М. В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1499/2017 по иску Сачека О. В. к военному комиссару , Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат » о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в ,

Сачек О.В. обратился в суд с иском к военному комиссару , требуя признать решение Военного комиссара выплачивать ему военную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ без районного коэффициента, незаконным и обязать его устранить допущенное нарушение прав в полном объеме. В обоснование требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является военным пенсионером и ежемесячно получает пенсию за выслугу лет. До ДД.ММ.ГГГГ размер получаемой пенсии составлял 22 107 рублей 19 копеек. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, стал получать пенсию в размере 18 422 рубля 66 копеек, то есть без районного коэффициента 1,2. При обращении к ответчику пояснили, что выплата пенсии с районным коэффициентом прекращена в связи с тем, что по месту своего жительства он не проживает, а пенсия с районным коэффициентом начисляется в зависимости от местности, где он фактически проживает. Решение ответчика о выплате пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без учета районного коэффициента полагает незаконным. Ему установлена пенсия в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии, и их семей». Согласно ст. 48 указанного закона пенсионерам и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. В г. Иркутске такой коэффициент установлен с 01 октября 1968 года в размере 1,2 на основании Постановления Совмина СССР от 15 октября 1969 года № 823 «О введении районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен» Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21 октября 1969 года № 421/26 «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент в настоящее время не установлен, и о порядке его применения». Согласно ст. 56 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 выплата пенсий производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации. При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания. Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона. Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Жилое помещение, расположенное по адресу: , микрорайон , является его единственным местом жительства. Свое место жительства не изменял, никаких заявлений по изменению регистрационного учету и по выплате пенсии по иному месту жительства не подавал. У него нет нигде возможности регистрироваться по месту пребывания или по месту жительства, в связи с чем у него отсутствует возможность получать пенсию в ином месте, кроме как по месту своего жительства в городе Иркутске. В связи с тем, что по месту жительства в он исполняет обязанности перед государством: платит установленные действующим налоговым законодательством налоги, несет бремя содержания жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, полагает, что имеет право получать по этому месту и денежные средства, необходимые для выполнения этих обязанностей в том размере, который установлен для данной местности, вне зависимости от того, сколько дней в году фактически проживает в квартире. Полагает, что Военный комиссар не является тем органом, которому предоставлено право устанавливать факты, имеющие юридическое значение, а именно факт не проживания в или факт проживания в ином месте, а также не имеет полномочий самостоятельно изменять размер установленной ему в соответствии с действующим законодательством пенсии.

Определением суда о подготовке гражданского дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве ответчика привлечено Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат ».

В ходе судебного разбирательства истец Сачек О.В. исковые требования уточнил, просил признать решение военного комиссара выплачивать ему военную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ без районного коэффициента незаконным; обязать ФКУ «Военный комиссариат » доплатить ему в период с ДД.ММ.ГГГГ до момента вступления решения суда в законную силу ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента 1,2; обязать ФКУ «Военный комиссариат » с момента вступления решения суда в законную силу выплачивать ему пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в , до момента подачи им заявления о прекращении выплаты пенсии в связи со сменой места жительства.

Истец Сачек О.В., извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Василенко И.В. заявленные Сачеком О.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в основном и уточненном исковых заявлениях, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат » Шаврова М.В. требования Сачека О.В. не признала, в удовлетворении иска просила отказать по доводам, указанным в письменных возражениях на исковое заявление.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пенсионное обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей регулируется Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии с п. «а» ст. 14 названного Закона пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах: лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм.

В силу ст. 15 Закона пенсия за выслугу лет, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, не может быть ниже 100 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.

Статьей 46 Закона регламентировано, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

В соответствии со ст. 48 Закона пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В силу п. «а» ст. 55 Закона перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения.

В соответствии со ст. 50 Закона работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Следственным комитетом Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сачек О.В. обратился к Октябрьскому и ному военному комиссару с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в связи с увольнением с действительной военной службы ДД.ММ.ГГГГ. В заявлении о назначении пенсии за выслугу лет указал адрес места проживания: , .

На основании поданного заявления Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат » Сачеку О.В. назначена пенсия за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время истец является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, получает пенсию за выслугу лет.

Как следует из расчета пенсии и не оспорено сторонами, пенсия за выслугу лет назначена и выплачивалась Сачеку О.В. с учетом районного коэффициента 1.2, установленного на территории , начиная с ДД.ММ.ГГГГ, размер пенсии составил 22107-19 руб.

С ДД.ММ.ГГГГ размер выплачиваемой Сачеку О.В. пенсии Федеральным казенным учреждением «Военный комиссариат » пересчитан без учета районного коэффициента и составил 18422-66 руб.

ДД.ММ.ГГГГ Сачек О.В. обратился к начальнику центра социального обеспечения ФКУ «Военный комиссариат » с заявлением о выдаче справки о выплате пенсии с указанием причин снятия 4000 руб.

По результатам рассмотрения заявления Сачеку О.В. дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что вопрос о возобновлении выплаты районного коэффициента может быть рассмотрен только при его личной явке (обращении) в военный комиссариат (Октябрьского и Правобережного административных округов ) и постоянном фактическом проживании на территории .

Оценивая данное решение Федерального казенного учреждением «Военный комиссариат » о выплате Сачеку О.В. пенсии без районного коэффициента, суд находит его обоснованным, соответствующим нормам действующего законодательства, выплата истцу пенсии с ДД.ММ.ГГГГ без учета районного коэффициента ответчиком производится правомерно.

Исходя из ст. 48 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", ст. 2 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", основанием для начисления и выплаты районного коэффициента к пенсии является проживание пенсионера в местностях, определенных Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела по Октябрьскому и Правобережному административным округам ФКУ «Военный комиссариат » обратился к военному комиссару докладной запиской, в которой указал, что не представляется возможным установить место жительства пенсионера Сачека О.В. Квартира по адресу регистрации: , , со слов соседа из ФИО6, давно сдается. Пенсионеру оставлено письмо о необходимости прибытия в отделением социального и пенсионного обеспечения для сверки учетных данных, но до настоящего времени пенсионер так и не прибыл и на связь не вышел. Со слов соседей, пенсионер с семьей давно уехал из . Последний раз сверка с Сачеком О.В. проводилась ДД.ММ.ГГГГ. Пенсионер написал заявление на возобновление выплаты пенсии с районным коэффициентом. По данным отдела адресно-справочной работы УФМС России по Сачек О.В. зарегистрирован по адресу: , м . Сотрудник пенсионного отделения ДД.ММ.ГГГГ дозвонилась до пенсионера, он находится в , когда приедет в , он не знает.

На докладной записке имеется резолюция военного комиссара о снятии районного коэффициента до выяснения места пребывания пенсионера.

В судебном заседании представитель истца Василенко И.В. признал, что по месту регистрации Сачек О.В. не проживает, адрес его фактического места жительства назвать затруднился, при этом объяснил суду, что на территории Сачек О.В. в настоящее время не находится.

Факт наличия у Сачека О.В. регистрации по месту жительства на территории сам по себе не является доказательством проживания истца на территории , поскольку регистрация по месту жительства носит заявительный характер и в силу ст. 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», не может служить основанием или условием реализации прав граждан, в том числе на получение пенсии с учетом районного коэффициента.

Так как ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Военный комиссариат » установлено отсутствие Сачека О.В. по месту регистрации в и его нахождение за переделами , то есть обстоятельство, влекущее за собой перерасчет размера пенсии в сторону уменьшения, без учета районного коэффициента, учреждением правомерно, в соответствии с п. «а» ст. 55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № произведен перерасчет размера пенсии Сачеку О.В. с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку материалами дела не подтвержден факт постоянного проживания Сачека О.В. на территории , где установлен районный коэффициент в размере 1.2, доказательств данному обстоятельству стороной истца суду не представлено, требования Сачека О.В. к военному комиссару , Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат » о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в , удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Сачека О. В. к военному комиссару , Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат » о признании решения выплачивать пенсию без районного коэффициента незаконным, обязании доплатить ежемесячную надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, обязании выплачивать пенсию, установленную действующим законодательством для пенсионеров, проживающих в , оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

РЕШЕНИЯ СУДОВ К ОРГАНАМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ:

Боровикова Е.А. обратилась в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат », временно исполняющему обязанности военного комиссара ФИО8, требуя признать бездействие федерального казенного учреждения “Военный комиссариат "’ и.

Вторых Н.Ю. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по , ГУ МЧС России по , требуя обязать ГУ МВД России по , ГУ МЧС России по произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения по дд.мм.гггг с учетом зачета в выслугу лет периода с дд.мм.гггг п.

Именем Российской Федерации

« 26 » апреля 2012 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,

при секретаре Жилиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 941/12 по иску ФИО5 к Военному комиссариату Тамбовской области о взыскании удержанной суммы пенсии,

Чеканов В.И. является пенсионером Министерства обороны РФ с 20.08.2004г., с указанной даты по 30.11.2011г. выплата пенсии осуществлялась Военным комиссариатом Мурманской области, с 01.12.2011г. получает пенсию в Военном комиссариате Тамбовской области.

Согласно расчету ВКТО от 25.01.2012г. сумма районного коэффициента за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г. составила 14545 руб. 16 коп.; данный расчет направлен ВКТО в ОАО «Сбербанк России» 26.01.2012г. для удержания переполученной пенсии по 20 % от пенсии до полного погашения.

06.03.2012г. Чеканов В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о выплате незаконно удержанной из пенсии суммы в размере *** коп., указав в обоснование своих требований, что является получателем пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1. Он проживал в г.Мурманске, а в связи с переменой места жительства 14.11.2011г. обратился в отдел ВКТО по г.Тамбову для постановки на воинский учет и получения пенсии. 27.12.2011г. он подал заявление о выплате пенсии в связи с переменой места жительства. Из поступившего в его адрес уведомления от 26.01.2012г. следовало, что образовалась переплата пенсии в размере ***. в связи с тем, что он, по мнению ВКТО, несвоевременно сообщил о перемене места жительства, и будет производиться ее удержание. Решение ВКТО нарушает его права по пенсионному обеспечению. По новому месту жительства в г.Тамбове он зарегистрировался 09.11.2011г. и с этой даты возникли обстоятельства, влекущие уменьшение размера пенсии; 14.11.2011г. он прибыл в отдел ВКТО по г.Тамбову для постановки на воинский учет, об изменении места жительства сообщил в военный комиссариат Мурманской области 07.11.2011г., отправив по факсу соответствующее заявление. Злоупотреблений, которые повлекли излишние выплаты суммы пенсии, с его стороны не было; пенсия с применением районного коэффициента на законных основаниях выплачена ему по 30.11.2011г., поскольку в случае перерасчета размера пенсии из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили эти обстоятельства.

В судебном заседании истец Чеканов В.И. исковые требования поддержал по тем же основаниям, дополнив, что является пенсионером Минобороны РФ с августа 2004г.; пенсия назначалась в военном комиссариате Мурманской области, при этом размер пенсии определялся с учетом районного коэффициента в соответствии со ст.48 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1. С декабря 2011г. его пенсионное обеспечение осуществляет ответчик, так как он поменял место жительства, о чем 07.11.2011г. уведомил военкомат Мурманской области, и 09.11.2011г. зарегистрировался по адресу г.Тамбов, ,к. XXX, встал на воинский учет, а 14.11.2011г. он обратился в военкомат Тамбовской области с заявлением о запросе личного дела из военкомата Мурманской области. 27.12.2011г. он написал заявление на возобновление выплаты пенсии. В начале февраля 2012г. он получил уведомление центра соцобеспечения о том, что незаконно получал пенсию с районным коэффициентом 1,4 в октябре - ноябре 2011г. и из пенсии будут производиться удержания переполученной суммы пенсии в размере *** коп. по 20 % ежемесячно. В настоящее время сумма пенсии в размере *** коп. полностью удержана. Действия военкомата Тамбовской области незаконны, так как по новому месту жительства он зарегистрировался 09.11.2011г. и только с 01.12.XXXX г.районный коэффициент при исчислении размера пенсии не должен учитываться. Уточняя исковые требования, истец Чеканов В.И. просил взыскать с Военного комиссариата Тамбовской области удержанную сумму пенсии (районный коэффициент) за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г. в размере ***.

Представитель ответчика, по доверенности Дашичев С.С., исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск, дополнив, что в документах, представленных истцом для оформления продления выплаты пенсии, имеется копия железнодорожного билета на имя Чеканова В.И. от г.Мурманска до г.Тамбова на 04.09.2011г., подтверждающего дату выезда из местности, где к денежному довольствию военнослужащих установлен районный коэффициент. Таким образом, в связи с тем, что из Мурманской области истец выехал 04.09.2011г., выплата пенсии с применением районного коэффициента в соответствии со статьей 48 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 должна была быть произведена по 30.09.2011г. Так как истец своевременно не сообщил в военный комиссариат Мурманской области о перемене места жительства и пенсия с применением районного коэффициента была выплачена по 30.11.2011г., образовалась переплата районного коэффициента за период с 1 октября по 30 ноября 2011 года. Порядок удержания суммы пенсии, излишне выплаченной пенсионеру, регламентируется статьей 62 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. ». Руководствуясь данной статьей, военкомат Тамбовской области направил в сбербанк уведомление об удержании суммы излишне выплаченного истцу районного коэффициента, *** коп., по 20 процентов от пенсии до полного ее погашения. В настоящее время излишне выплаченная пенсия (районный коэффициент) полностью удержана.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и личное дело истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

По смыслу ст.17, ст.18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, с 20.08.2004г. истец является пенсионером Министерства обороны РФ; при этом с указанной даты по 30.11.2011г. выплата пенсии, размер которой определялся с учетом районного коэффициента в соответствии со ст.48 Закона РФ от 12.02.93 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», осуществлялась Военным комиссариатом Мурманской области, с 01.12.2011г. Чеканов В.И. получает пенсию, размер которой определен без учета районного коэффициента, в военном комиссариате Тамбовской области.

Согласно расчету военкомата Тамбовской области от 25.01.2012г. сумма районного коэффициента за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г. составила *** коп.; 26.01.2012г. ВКТО направил в ОАО «Сбербанк России» уведомление об удержании переполученной пенсии в размере *** коп. по 20 % от пенсии до полного погашения по разрешению на выплату пенсии *** *** пенсионера МО РФ Чеканова В.И., ***.

На момент рассмотрения спора в суде, 26.04.2012г., сумма пенсии (районный коэффициент) за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г. в размере *** коп. из пенсии истца удержана полностью.

Данные обстоятельства также подтверждаются личным делом Чеканова В.И., которое обозревалось в судебном заседании.

Удовлетворяя исковые требования Чеканова В.И., суд исходит из следующего.

Согласно ст.ст.50, 51, 52 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение указанных категорий граждан осуществляется пенсионными органами соответствующих ведомств, в том числе Министерства обороны РФ, применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

В соответствии с п.47 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"(с изменениями от 12 марта 2010 г.), утвержденного постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19па и применяемого при разрешении данного спора в соответствии со ст.50 вышеуказанного Закона от 12.02.1993г., выезд лиц из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, подтверждается документом о регистрации по новому месту жительства и распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по прежнему месту жительства о снятии пенсионного дела с учета в установленном порядке на основании заявления пенсионера.

Согласно ст.56 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Как следует из материалов дела, пенсионного дела истца и установлено в судебном заседании, Чеканов В.И. с 11.03.1994г. до 09.11.2011г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу ***, ***А, ***, в связи с чем, пенсионное обеспечение истца осуществлял военкомат Мурманской области, а размер пенсии был определен с учетом районного коэффициента в соответствии со ст.48 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1.

07.11.2011г. Чеканов В.И. обратился к начальнику центра соцобеспечения военного комиссариата Мурманской области с заявлением (отправлено по факсу), в котором просил выслать его личное дело в военкомат Тамбовской области в связи с переменой места жительства.

09.11.2011г. Чеканов В.И. был зарегистрирован Отделом УФМС России по Тамбовской области в Советском районе г.Тамбова по месту жительства по адресу ***.

25.11.2011г. военный комиссариат Мурманской области, в связи с переездом Чеканова В.И. на постоянное место жительства в Тамбовскую область, направил военному комиссару ВКТО личное дело истца, указав, что выплата пенсии произведена по 30.11.2011г.

27.12.2011г. Чеканов В.И. подал в ВКТО заявление о возобновлении пенсии, указав в нем, что прибыл к избранному месту жительства 03.11.2011г.

19.01.2012г. ВКТО направил в ОАО «Сбербанк России» разрешение на выплату пенсии Чеканову В.И с 01.12.2011г. в связи с переменой места жительства, а 26.01.2012г. - уведомление об удержании переполученной пенсии в размере *** коп. по 20 % от пенсии до полного погашения по разрешению на выплату пенсии *** *** пенсионера МО РФ Чеканова В.И., ***

Принимая во внимание, что истец 07.11.2011г. уведомил военный комиссариат Мурманской области о перемене места жительства, зарегистрировался по новому месту жительства 09.11.2011г., снят с учета в военкомате Мурманской области в установленном порядке на основании заявления пенсионера 25.11.2011г., что бесспорно установлено в судебном заседании, а также учитывая изложенные выше правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что оснований для удержания из пенсии истца суммы пенсии (районного коэффициента) за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г. в размере *** коп. не имеется, а, поскольку данная сумма удержана из пенсии на момент рассмотрения дела, с ответчика с пользу истца подлежит взысканию ***

Доводы представителя ответчика о том, что истец несвоевременно сообщил в военкомат Мурманской области о перемене места жительства, поскольку согласно железнодорожному билету выехал из местности, в которой законодательством РФ установлен районный коэффициент, в сентябре 2011г., в связи с чем, образовалась переплата пенсии (районного коэффициента) за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г., Суд считает несостоятельными по изложенным выше основаниям; по мнению суда, железнодорожный билет о выезде истца из г.Мурманска в г.Тамбов 04.09.2011г., а также квитанции, подтверждающие отправку багажа, сами по себе не свидетельствуют о перемене места жительства Чеканова В.И. в сентябре 2011г., более того, действующим законодательством предусмотрено, что при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания доставка пенсии осуществляется на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Кроме того, Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцу, работавшему с 20.08.2004г. по 03.12.2011г. в *** с 03.09.2011г. по 14.10.2011г., с 15.10.2011г. по 03.12.2011г. были предоставлены ежегодные дополнительные отпуска. В связи с чем, заслуживают внимания доводы истца, которые не опровергнуты ответчиком, о том, что 04.09.2011г. он выехал из г.Мурманска в отпуск, а не на новое место жительства и только в ноябре 2011г. он, приняв решение о перемене места жительства, уведомил военкомат Мурманской области о перемене места жительства и зарегистрировался по месту проживания в г.Тамбове.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования ФИО6 удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Тамбовской области в пользу ФИО7 удержанную сумму пенсии (районный коэффициент) за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г. в размере *** коп.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.05.2012 года.

Читайте также: