Социальные учреждения по обслуживанию пенсионеров



Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Почему так важны социальные учреждения для пожилых и инвалидов
  • Какие есть социальные учреждения для пожилых и инвалидов
  • В чем особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов

В рамках социальной поддержки пожилых людей предусмотрен целый комплекс услуг, которые предоставляются в специализированных учреждениях или на дому. Это может быть помощь по хозяйству, реабилитационные мероприятия, психологические консультации. В статье мы расскажем про учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов и особенности их функционирования.

Причина спроса на социальные учреждения для пожилых и инвалидов



В современных развитых странах технологический прогресс и достижения медицины привели к тому, что доля пожилых людей в обществе увеличивается. Исследования показали, что в США численность населения старше 65 лет выросла вдвое с 1900 по 1980 годы и составила более 25 миллионов человек. Эксперты говорят о том, что уже к 2020 году количество престарелых американцев достигнет 50 миллионов или 17,3 % от всех граждан, проживающих не территории США.

В России наблюдается та же тенденция, поэтому вопросы и проблемы, связанные с престарелыми людьми, также очень актуальны в нашей стране. Все выше сдвигается граница среднего возраста. По сравнению с 2007 годом, когда доля пенсионеров была 33 %, в 2015 году она увеличилась до 41,2 %. Исследования показывают, что в течение следующего десятилетия сохранится устойчивый рост пожилого населения. Неудивительно, что все более острым становится вопрос предоставления социальной поддержки и помощи людям пенсионного возраста в нашей стране.

Увеличение доли пожилых граждан существенно увеличивает нагрузку на бюджет страны, требуется решать уже на государственном уровне целый ряд специфических проблем. Все большему числу пенсионеров необходимо предоставлять качественную медицинскую и социальную помощь.

Вопрос увеличения доли пожилого населения нашей страны был рассмотрен на уровне правительства. В итоге было выпущено распоряжение N 164-р «Об утверждении стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в РФ до 2025 года» от 5 февраля 2016 г. В нем говорится о предоставлении качественной социальной и медицинской помощи пенсионерам.

Рекомендуем

Виды социальных учреждений для пожилых и инвалидов

На основе ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст.) утверждена следующая классификация для предоставления помощи пожилым людям и инвалидам:

По форме собственности.

На рисунке ниже наглядно представлена классификация учреждений в соответствии с принятым ГОСТом.



Специализированные социальные учреждения для пожилых и инвалидов по форме собственности бывают государственными и негосударственными. Первые принадлежат субъектам РФ, поэтому находятся в их ведении. Второй тип учреждений формируется по инициативе частных лиц или иных негосударственных заведений.

На территории России насчитывается более полутора тысяч действующих домов престарелых, во Франции их более семи тысяч, а в США — свыше двадцати тысяч. Процент государственных домов престарелых в РФ составляет примерно 90 %.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

Особенности социального обслуживания пожилых и инвалидов

Старики в силу существующих проблем со здоровьем вынуждены обращаться к помощи других людей периодически или на постоянной основе. Часто это связано с тем, что пожилые испытывают сложности при ходьбе, им трудно самостоятельно себя обслуживать, а некоторые не могут даже изменить положение тела без посторонних.

Лучшие цены на услуги по уходу за пожилыми в Москве и области!


Дом престарелых в мкр Левобережный

Подробнее

Дом престарелых в квартале Терехово

Подробнее

Дом престарелых в Химках

Пенсионеры, у которых есть подобные проблемы со здоровьем, имеют право на предоставление социальной помощи со стороны государства. Решение о том, в какой форме будут оказаны такие услуги, принимают органы социальной защиты в подведомственных учреждениях. Также помощь может быть предоставлена вневедомственными заведениями на основе заключенного договора с соответствующими органами субъектов РФ.



Ниже мы перечислим права, которыми наделены пожилые люди, получающие социальную поддержку:

  • Внимательное и тактичное отношение социальных работников к старикам.
  • Самостоятельный выбор социального учреждение для пожилых и инвалидов и типа обслуживания. Данный порядок установлен на законодательном уровне и регулируется федеральными и местными органами социальной защиты.
  • Получение всей необходимой информации в полном объеме о собственных правах и условиях, на которых предоставляется социальная защита.
  • Отказаться от оказания услуг.
  • Неразглашение личной информации, которую социальный работник получил в ходе оказания помощи подопечному.
  • Полный доступ к информации о существующих типах и видах социальной поддержки.
  • Защиту своих прав, которые пенсионер можно отстаивать в судебном порядке.

Старики и инвалиды имеют право получать социальную помощь регулярно или периодически, все зависит от предпочтений самого человека.

Законодательством установлены следующие виды социальной помощи, которые предоставляются этим категориям граждан:

  • В домашних условиях.
  • В специализированных учреждениях при размещении в дневное или ночное отделение.
  • В стационарных заведениях, таких как: пансионаты, санатории, интернаты и т. д.
  • Кратковременная, разовая помощь.
  • В виде консультаций.

Первым типом социальной помощи является оказание различных услуг в домашних условиях. Основное преимущество этого способа поддержки в том, что человек, которому она предоставляется, находится в привычной для себя среде, не чувствует дискомфорт и сохраняет свой статус в социуме.

В перечень услуг, которые может получить пенсионер или инвалид, входит:

  • доставка необходимых продуктов питания и приготовление пищи;
  • поддержание чистоты и порядка дома в соответствии с санитарными нормами и стандартами;
  • закупка необходимых лекарственных препаратов и товаров для хозяйственных нужд;
  • организация посещения ЛПУ для получения любой медицинской помощи;
  • оказание юридических консультаций;
  • прочие услуги.

Также пожилым людям и инвалидам может быть организована доставка питьевой воды и топливных ресурсов в случаях, если они проживают в условиях, когда отсутствует централизованное водоснабжение и отопление.

Перечисленные категории граждан имеют право получить услуги сверх перечня, указанного выше, но уже за дополнительную плату.



Социальное обслуживание пожилых людей на дому предоставляется тем, кто находится в тяжелом состоянии по причине болезни (терминальная стадия), страдает психическими расстройствами (вне обострения) или туберкулезом (в неактивной форме). Условия обслуживания устанавливаются органами исполнительной власти на региональном уровне. На социальную помощь не могут рассчитывать лица с хроническим алкоголизмом и с инфекционными заболеваниями.

Полустационарный тип обслуживания предоставляется пожилым людям, которые способны самостоятельно изменять положение тела, передвигаться и осуществлять простейшие жизненные потребности. Такая помощь оказывается в медико-социальной, бытовой и культурной форме. Главная цель — обеспечить пожилых граждан и инвалидов питанием, организовать разнообразный отдых и досуг, а также привлечь к посильной работе.

Помощь данного типа оказывается в порядке и на условиях, которые устанавливаются на местном уровне региональной властью. Она может быть предоставлена пожилым людям и инвалидам на основе решения руководства соответствующего учреждения, которое выносится после рассмотрения заявления гражданина и справки о состоянии его здоровья.

Стационарный тип помощи предназначен для престарелых граждан, которые не могут самостоятельно себя обсуживать, и тех, кто по состоянию здоровья нуждается в ежедневном наблюдении.

Такая социальная помощь предполагает создание для стариков условий, соответствующих их возрасту и состоянию здоровья, предоставление медицинских услуг и специализированного ухода, проведение мер социальной реабилитации, организацию разнообразного отдыха, в том числе и в активной форме. Оказывается она в стационарных отделениях специализированных учреждений социального обслуживания пожилых и инвалидов.

Какими же правами обладают пребывающие в них люди:

  • Поддержание чистоты помещения, в котором они проживают, в соответствии с санитарными нормами.
  • Реабилитационные меры для адаптации в социуме.
  • Добровольное участие в посильной трудовой деятельности, с учетом интересов и пожеланий.
  • Получение на постоянной основе квалифицированной медицинской помощи, а также ежедневного ухода.
  • Контроль медицинских показателей для присвоения или изменения группы инвалидности.
  • Свободные посещения родственников и друзей.
  • Консультация юриста, нотариуса.
  • Предоставление помещения для организации и проведения религиозных обрядов. Главное, чтобы эти мероприятие не нарушали распорядок самого учреждения.
  • Обеспечение сохранности жилья, которое было арендовано для гражданина до поступления в социальное учреждение для пожилых и инвалидов на срок до шести месяцев, если он находился там единолично. В случае если вместе с ним проживали родственники, помещение остается в праве пользования на весь срок пребывания старика в пансионате.
  • Предоставление пожилому человеку жилья вне очереди в случае отказа с его стороны от услуг специального социального обслуживания, если он был лишен предыдущего помещения спустя полгода пребывания в пансионате.



Социальная защита пожилых людей и инвалидов в России предполагает также оказание разовой экстренной неотложной помощи, которая включает следующие виды услуг:

  • закупка и доставка продуктов питания;
  • подбор жилого помещения для временного пребывания;
  • предоставление предметов одежды и товаров хозяйственного назначения;
  • единовременная денежная выплата;
  • помощь в получении юридической консультации в целях защиты прав и интересов пожилых людей;
  • предоставление квалифицированной медицинской помощи, в том числе психологической;
  • поиск места для временного проживания.

Также предоставляется помощь в виде консультаций для того, чтобы пожилой человек мог адаптироваться в социальном плане, улучшить взаимоотношения с родственниками.

Рекомендуем

Государственный дом престарелых как социальное учреждение для пожилых и инвалидов

Государственный дом престарелых — это учреждение социального обслуживания пожилых и инвалидов, которые не способны удовлетворять свои ежедневные потребности без посторонней помощи. В России оформление старика в пансионат большей частью населения считается аморальным. На практике пожилой человек предпочитает самостоятельно бороться с проявлением деменции и другими проблемами со здоровьем. В действительности это вредит не только старику, но и неблагоприятно влияет на обстановку в семье и оказывает губительное воздействие на остальных родственников.



Хотя условия, которые предоставляют для проживания дома престарелых государственного типа, не слишком комфортные, данные заведения, как правило, переполнены. Для того чтобы оформить пожилого родственника в пансионат, вам придется приложить определенные усилия.

Государственный дом престарелых предоставляет уход за постояльцами круглосуточно, что благоприятно сказывается на состоянии их здоровья, а та же положительно влияет на атмосферу в семье.

Пребывание бабушки или дедушки в пансионате осуществляется на платной основе. Даже государственные дома престарелых берут плату за проживание.

Услуги пансионат могут быть оплачены двумя способами:

  • лично пенсионером, когда из его пенсии вычитают 75 %, а остальные 25 % выдают на руки;
  • за счет средств родственников проживающего пожилого человека.

Право выбора способа оплаты предоставляется на этапе оформления престарелого гражданина в дом-интернат.

Рекомендуем

Как оформить родственника в государственный дом престарелых

Процедуру оформления в пансионат можно инициировать лично либо через законного представителя. На содействие со стороны государства имеют право не все граждане.

Главная причина в том, что, не смотря на не слишком комфортные условия проживания, в государственных домах-интернатах свободные места, как правило, отсутствуют. В любом случае, нужно дождаться направления от органов социальной защиты, без него попасть в пансионат невозможно.

Для оформления путевки в государственный дом для инвалидов и пожилых людей необходимы следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • полис ОМС;
  • заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
  • справка о присвоенной группе инвалидности (при наличии);
  • СНИЛС;
  • пенсионное удостоверение.



Процесс оформления пожилого родственника в пансионат состоит из нескольких этапов. Ниже мы составили для вас алгоритм, с помощью которого вы сможете все правильно сделать и избежать проблем и проволочек.

Для того чтобы определить пожилого человека в дом престарелых, вам необходимо выполнить следующие действия:

Оформить заявку в отделении социальной защиты по месту жительства на проживание в пансионате.

Пройти медицинскую комиссию. Потребуется получить полный перечень имеющихся заболеваний и отклонений у пожлого человека.

Получить в БТИ справку, свидетельствующую о том, что у пенсионера есть жилье.

Предоставить весь пакет документов в органы социальной защиты.

Дождаться направления на проживание в пансионате. Это может занять некоторое время.

В случае необходимости переоформить пенсию. Создается ощущение, что процедура весьма понятна и проста. В действительности весь процесс занимает достаточно много времени и требует больших усилий. При оформлении в дом престарелых недееспособного человека вы можете столкнуться еще с рядом дополнительных трудностей, особенно при прохождении медицинской комиссии.

Дома для престарелых в Подмосковье

Сеть пансионатов для пожилых людей предлагает дома для престарелых, которые являются одними из лучших в плане комфорта, уюта и расположены в красивейших местах Московской области.

Мы готовы предложить:

  • Комфортабельные пансионаты по уходу за пожилыми людьми в Москве и МО. Предложим все возможные варианты для размещения близкого Вам человека.
  • Большую базу квалифицированного персонала по уходу за пожилыми людьми.
  • Круглосуточный уход за престарелыми людьми профессиональными сиделками (весь персонал граждане РФ).
  • Если Вы в поиске работы, мы предлагаем вакансии сиделок.
  • 1-2-3-местное размещение в пансионатах для пожилых людей (для лежачих специализированные удобные кровати).
  • 5-разовое полноценное и диетическое питание.
  • Ежедневный досуг: игры, книги, просмотр кинофильмов, прогулки на свежем воздухе.
  • Индивидуальную работу психологов: арт-терапия, музыкальные занятия, лепка.
  • Еженедельный осмотр профильных врачей.
  • Комфортные и безопасные условия: благоустроенные загородные дома, прекрасная природа, чистейший воздух.

В любое время дня и ночи пожилым людям всегда придут на помощь, какая бы проблема их не волновала. В этом доме все родные и близкие. Здесь царит атмосфера любви и дружбы.

Консультацию относительно приема в пансионат Вы можете получить по телефону:







В соответствии с Конституцией РФ гра­ждане России имеют право на социальное, в том числе и пенсион­ное, обеспечение в старости.

Пенсия − это денежное пособие, получаемое гражданами из общественных фондов потребления по старости, при потере тру­доспособности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца, что является основанием для начисления пенсии. Выплаты про­изводятся ежемесячно в связи с достижением пенсионного воз­раста.

В соответствии с законодательством пенсии подразделяются на государственные и негосударственные. Законом устанавли­ваются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью назначаются пен­сии: по старости (по возрасту), по инвалидности, по случаю по­тери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, устанавливается со­циальная пенсия.

Пенсия назначается пожизненно. Пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством осуществля­ется государственными органами социального обеспечения.

Право на пенсию по возрасту имеют мужчины по достиже­нии 60 лет со стажем работы не менее 25 лет, женщины - по дос­тижении 55 лет со стажем работы не менее 20 лет. Определен­ным категориям граждан пенсии назначаются на льготных ус­ловиях (т. е. при меньшем возрасте и стаже).

Пенсионное законодательство обеспечивает право граждан на выбор одного из видов государственной пенсии. Исключение устанавливается только для лиц, ставших инвалидами вслед­ствие военной травмы, которые могут получать одновременно два вида государственной пенсии: по старости (или за выслугу лет) и пенсию по инвалидности.

Большое значение в современных условиях приобретают ин­ституты социального обслуживания пенсионеров, межведомст­венная работа по организации социальной поддержки пожилых людей. Это связано с увеличением удельного веса пожилых лю­дей в составе населения, изменением социального статуса человека в старости, прекращением или ограничением трудовой дея­тельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого об­раза жизни и общения, а также возникновением различных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям. Все это диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и ме­тодов социальной работы с пенсионерами и пожилыми людьми. Социальное обслуживание людей пожилого возраста осуще­ствляется в соответствии с этическими принципами Междуна­родной организации труда:

достоинство личности − право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку;

свобода выбора − каждое лицо преклонного возраста имеет право выбора между содержанием на дому и проживанием в приюте, временным или окончательным;

координация помощи − помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, коор­динированный и последовательный характер;

индивидуализация помощи − помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину преклонного возраста, учитывая его окружение;

ликвидация разрыва между санитарным и социальным ухо­дом − при приоритетном характере критерия состояния здоро­вья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.

Нормативно-правовой базой для социальной работы с пожи­лыми людьми в Российской Федерации является Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» (от 10.12.1995 г.). В соответствии с этим законом в сферу соци­альных услуг, оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, со­циально-правовые услуги; материальная помощь и проведение со­циальной адаптации и реабилитации пожилых людей.

На начальных этапах развития системы социальной помо­щи пожилым людям решались такие неотложные проблемы, как организация питания, медицинских услуг, обеспечение жильем, материальное обеспечение с целью создания для них нормальных условий жизни.

На современном этапе организация помощи пожилым лю­дям, наряду с решением этих традиционных социальных про­блем, предполагает разработку социальных технологий, внедре­ние которых будет способствовать решению вопросов, связан­ных с психологическими трудностями, возникающими у престарелых людей в процессе общения или от одиночества. Необ­ходимо также учитывать, как пожилые люди будут восприни­мать другие возрастные группы, каковы социальные проблемы тех, кто доживает до старости, их взаимоотношения с окружаю­щими людьми, роль и статус пожилых в семье и обществе и др. Следует отметить, что существуют различные категории по­жилых людей. Среди них есть люди:

- не нуждающиеся в помощи;

- частично утратившие трудоспособность;

- нуждающиеся в обслуживании;

- требующие постоянного ухода и т. д.

Как правило, программы социальной помощи, реабилита­ции, коррекции разрабатываются в зависимости от принадлеж­ности к той или иной категории пожилых людей. С этим же свя­зано и использование различных принципов, методов, приемов работы с клиентом.

Содержание работы с пожилыми людьми включает в себя во­просы, связанные со сферой здоровья, психосоциального благо­получия и социальных услуг. С ростом численности пожилого на­селения в регионе необходимо анализировать основные тенден­ции в изменении форм социальной работы, характера техноло­гического процесса совершенствования помощи престарелым.

Основными принципами работы с пожилыми людьми явля­ются уважение и интерес к личности клиента, акцент на нуж­ности и полезности его опыта и знаний окружающим людям. Важно воспринимать пожилого человека не только в качестве объекта, но и субъекта социальной работы. Это должно помочь найти и развить их внутренние резервы, способствующие само­реализации, самоподдержке и самозащите. Большую роль иг­рает при этом профессиональная компетентность социального работника, включающая в себя знания геронтологических и психологических особенностей возраста, учет принадлежности клиента к той или иной социальной группе.

Помощь пожилым осуществляют органы социальной защи­ты населения через свои отделения, которые выявляют и ведут учет, осуществляют различные виды социальной поддержки, предлагают и обеспечивают платные услуги. Социальное обслу­живание осуществляется по решению органов социальной за-' щиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учре­ждением социального обслуживания иных форм собственности.

Функцию социальной защиты и помощи выполняют и сле­дующие учреждения:

ü отделения дневного и ночного пребывания;

ü специальные дома для одиноких престарелых;

ü больницы и отделения для хронических больных;

ü стационары различного типа;

ü территориальные центры социального обслуживания;

ü отделения социальной помощи на дому;

ü геронтологические центры и т.д.

В системе стационарных учреждений РФ относительно но­вым элементом являются специальные дома для постоянного проживания одиноких пожилых людей и супружеских пар, со­хранивших полную или частичную способность к самообслужи­ванию в быту и нуждающихся в соответствующих условиях для самореализации основных жизненных потребностей.

Примерное Положение о специальном доме для таких пен­сионеров (от 7 апреля 1994 г.) перечисляет его функции:

Ø обеспечение благоприятных условий для проживания и
самообслуживания;

Ø предоставление проживающим престарелым гражданам
постоянной социально-бытовой и медицинской помощи;

Ø создание условий для поддержания активного образа жиз­ни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Архитектурно-планировочные решения специального дома должны соответствовать возрастным особенностям проживающе­го контингента граждан. Такой дом состоит из одно-двухкомнат­ных квартир, включает в себя комплекс служб социально-быто­вого назначения: медицинский кабинет, библиотеку и помеще­ние для клубной работы, столовую (буфет), пункты заказов на про­довольственные товары, сдачи вещей в прачечную и химчистку, а также помещения для трудовой деятельности и др.

Специальный дом оснащается средствами малой механиза­ции, облегчающими самообслуживание проживающих в нем престарелых граждан. В нем должен круглосуточно действовать диспетчерский пункт, обеспеченный внутренней связью со все­ми жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

Медицинское обслуживание граждан осуществляется меди­цинским персоналом территориальных лечебно-профилак­тических учреждений.

На основе действующего законодательства гражданам, про­живающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном раз­мере. Они имеют право на первоочередное направление в ста­ционарные учреждения органов социальной защиты населения.

Организация специальных домов для одиноких престарелых и пожилых супружеских пар является одним из перспектив­ных путей решения целого комплекса социальных проблем пен­сионеров и пожилых граждан.

В настоящее время вопрос социального обслуживания на дому пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями регулируется не Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ (данный законодательный акт устарел), а Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Предлагаем разобраться, по каким правилам производится социальное обслуживание инвалидов и пожилых граждан в 2020 году, и какие изменения вступили в силу.

  1. Недостатки системы социального обслуживания, над которыми работает Правительство
  2. Принципы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России
  3. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: права получателей услуг
  4. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: обязанности получателей услуг
  5. Обязанности поставщиков социальных услуг в отношении потребителей услуг
  6. Про вправе претендовать на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому
  7. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: виды социальных услуг
  8. Стоимость социального обслуживания пожилых и инвалидов на дому
  9. Как оформляется социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому
  10. По каким причинам могут отказать в социальном обслуживании
  11. Распространенные ошибки по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”
  12. Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”

Недостатки системы социального обслуживания, над которыми работает Правительство

Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.

Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.

В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:

С целью решения перечисленных проблем в 2020 году в приоритет были поставлены следующие 4 направления изменений:

● поддержку семейного ухода (оказание финансовой помощи членам семьи, готовым отказаться от трудоустройства ради ухода за нуждающимся в присмотре родственником);

● оказание медпомощи на дому (в различных формах);

● с одной стороны – недостаток информации (людям сложно отыскать интересующие их сведения);

● с другой стороны – информации становится все больше, и ее необходимо структурировать с целью обеспечения быстрого поиска требуемых в данный момент данных.

● унифицировать и усовершенствовать систему информирования людей;

● ускорить и сделать проще процесс предоставления/получения услуг;

● расширить состав цифровых сервисов;

● максимально уменьшить список запрашиваемых для оформления услуг документов.

Предпринятые в данном направлении действия:

В связи с недостатком средств в бюджете существенных прибавок к зарплате соцработников не планируется, однако, будет проведена индексация выплат на фоне официального уровня инфляции (от 4 до 5,5%).

Запущена с целью прекращения использования ветхих зданий соцобслуживания, предоставления соцуслуг большему числу сельских жителей (39,8% → 45,41%).

● строительство новых зданий соцобслуживания, реконструкция ветхих построек;

● модернизация технологического оборудования;

● увеличение степени мобильности предоставления услуг;

Целью проведения всех программ является модернизация системы соцобслуживания. Требуется, в частности:

● формирование перечня единых требований по взаимодействию с гражданами при обращении ими в КЦСОН;

● развитие информационных сервисов/систем;

● оптимизация процедур предоставления соц. услуг;

“Мы планируем и дальше задействовать ресурс некоммерческих организаций – такой опыт работы оказался весьма успешным. Доля НКО на рынке услуг социального обслуживания составила 14%, и необходимо увеличить этот показатель до 23%. А чтобы деньги шли за конкретной услугой, регионам следует дифференцированно подойти к установлению тарифов на услуги”.

Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты России

Принципы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России

Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, социальное обслуживание производится сотрудниками социальных служб с соблюдением следующих принципов:

  1. Уважение прав гражданина, достоинства личности, недопущение унижений.
  2. Конфиденциальность.
  3. Добровольный характер.
  4. Сбережение привычной благоприятной среды проживания.
  5. Адресное предоставление помощи.
  6. Равный и свободный доступ лиц к социальному обслуживанию без принятия во внимание религиозных убеждений, пола, возраста, расы, языка, национальности и т.д.
  7. Достаточное количество социальных работников (находящихся в регионе проживания получателя услуг), информационных ресурсов, финансовых и материально-технических ресурсов.

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: права получателей услуг

Согласно ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, получатели услуг по социальному обслуживанию имеют право на:

  1. Выбор поставщика (-ов) социальных услуг без какого-либо принуждения.
  2. Бесплатные сведения, касающиеся видов доступных социальных услуг, условий их предоставления, прав и обязанностей при их получении, перечня поставщиков, тарифов (и возможности бесплатного пользования услугами).
  3. Принятие участия в составлении индивидуальной программы.
  4. Получение надлежащего ухода в социальных учреждениях, пребывание в приемлемых (соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям) условиях.
  5. Гуманное и уважительное отношение к себе со стороны социальных работников.
  6. Защиту прав и интересов.
  7. Приглашение посетителей в социальное учреждение в дневное/вечернее время (членов семьи, адвокатов, нотариусов, священников, представителей организаций).
  8. Отказ от предоставления социальных услуг в любое время.

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: обязанности получателей услуг

Помимо прав, получатели социальных услуг обязаны соблюдать ряд требований законодательства (которые представлены в статье 10 упомянутого выше закона):

  1. Не нарушать условия договора с поставщиком социальных услуг, вовремя производит оплату услуг (полную или частичную – в зависимости от условий соглашения).
  2. Своевременно сообщать поставщику услуг любую значимую информацию, касающуюся предоставления услуг.
  3. Предоставлять документы/сведения, необходимые для оказания социальных услуг.

Обязанности поставщиков социальных услуг в отношении потребителей услуг

В таблице ниже представлены обязанности поставщиков услуг, о которых им вправе напоминать получатели услуг, заключившие с ними официальные договора на обслуживание:

Про вправе претендовать на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

Важно! В зависимости от того, к какой категории льготников относятся потребители социальных услуг на дому, обслуживание может быть предоставлено на безвозмездной основе, платно или на условиях частичной оплаты.

Социальных работников ежегодно становится все меньше, причина тому – отсутствие престижа профессии и низкие зарплаты. А потому претендовать на социальное обслуживание на дому может ограниченный круг лиц:

№ п/п. Получатели услуг по социальному обслуживанию Подробные сведения
1 Временно нетрудоспособные лица При условии, если с человеком не проживает кто-либо, способный оказать поддержку
2 Пенсионеры В 2020 году – женщины и мужчины в возрасте 56 и 61 года соответственно, в 2020 году – 57 и 62 лет, …, в 2024 году – 60 и 65 лет.
3 Лица с ограниченными возможностями здоровья Инвалиды 1, 2, 3 группы
4 Люди, оказавшиеся в тяжелом положении Алкоголизм, наркомания (зависимость у члена семьи гражданина)
5 Другие граждане, относящиеся к льготным категориям лиц Например, сироты и дети без попечения родителей, оказавшиеся без жилья

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: виды социальных услуг

Лица, обладающие правами на получение социальных услуг на дому, могут рассчитывать на следующие разновидности помощи:

№ п/п. Общий перечень социальных услуг Дополнительные услуги лицам, не имеющим возможности обслуживать себя самостоятельно
1 Приготовление пищи, покупка продуктов по поручению пользователя услуг, уборка в квартире/доме, организация досуга. Помощь в проведении гигиенических процедур, медицинских манипуляций.
2 Доставка питьевой/технической воды, обеспечение дровами для растопки печи при наличии печного отопления. Сопровождение до лечебных учреждений, бюро медико-социальной экспертизы
3 Стирка белья, обустройство жилого помещения, организация быта. Психологическая поддержка, оказание помощи в заполнении документов, помощь в получении специализированной юридической помощи.
4 Помощь в расчете коммунальных платежей и в оплате ЖКУ Содействие в оформлении пребывания в стационаре, санатории
5 Сопровождение до больницы, органов социальной защиты населения, Пенсионного Фонда, магазина, места прогулки, санаторно-курортного учреждения и т.д. Содействие в получении среднего/высшего образования (инвалидам)

Стоимость социального обслуживания пожилых и инвалидов на дому

Социальное обслуживание на дому может быть предоставлено на условиях 100% оплаты, частичной оплаты или бесплатно:

● Герои социалистического труда;

● Герои Советского Союза и Российской Федерации;

● жители блокадного Ленинграда;

● бывшие узники концлагерей фашистов;

● инвалиды Великой Отечественной Войны;

Как оформляется социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

Ведомством, отвечающим за предоставление социальной помощи на дому, являются органы социальной защиты населения – обращаться нужно в региональные отделения по месту регистрации. Алгоритм действий будет следующим:

  1. Гражданин лично или через представителя (должен иметь при себе паспорт РФ и нотариально заверенную доверенность на представление интересов заинтересованного лица) обращается в органы социальной защиты населения.
  2. Специалисты СЗН осуществляют проверку документов на достоверность указанных в них сведения, делают запросы в другие органы власти по каналам межведомственного взаимодействия. Документы нужны будут следующие:
  • заявление;
  • паспорт РФ;
  • пенсионное удостоверение (при наличии);
  • заключение из бюро медико-социальной экспертизы + индивидуальная программа реабилитации (для инвалидов);
  • справка о составе семьи (во многих регионах сведения запрашиваются самостоятельно специалистами СЗН по каналам межведомственного взаимодействия);
  • справка об отсутствии заболеваний, которые могут стать препятствием к получению услуг по социальному обслуживанию;
  • справка о величине доходов.
  1. Проводится комплексная проверка на предмет наличия противопоказаний к получению социальной помощи:
  • наличие у заявителя тяжелых психических заболеваний и болезней, требующих особого специализированного лечения;
  • открытая форма туберкулеза;
  • наличие тяжелых инфекций, карантинных болезней;
  • прием заявителем психотропных препаратов;
  • наркотическая или алкогольная зависимость.
  1. Эксперты проверяют степень нуждаемости человека в получении оформляемых услуг (социальные работники будут назначены тем заявителям, кому помощь требуется более всего).
  2. Сотрудники СЗН приходят домой к заявителю с целью проверки условий проживания.

По каким причинам могут отказать в социальном обслуживании

Существует 5 причин, по которым в оказании социальных услуг на дому может быть отказано. К таковым относятся:

  • наличие заразных и психических заболеваний, зависимостей;
  • заявитель не имеет определенного места жительства;
  • отсутствие социальных работников на данный момент;
  • подача документов в СЗН в нетрезвом виде, в неадекватном состоянии;
  • недостоверные сведения в документах, подложные документы.

Распространенные ошибки по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”

Ошибка: Пенсионер, не относящийся к федеральным льготникам и получающий пенсию, размер которой превышает 1,5 размера прожиточных минимумов по региону, пытается оформить услугу социального обслуживания на дому на безвозмездной основе.

На бесплатное социальное обслуживание на дому могут рассчитывать исключительно федеральные льготники и пенсионеры, чей ежемесячный доход оказывается меньше 1,5 размеров прожиточного минимума в регионе.

Ошибка: Инвалид 3 группы, самостоятельно обслуживающий себя и не имеющий трудностей в быту, претендует на помощь социального работника на дому.

Специалисты органов социальной защиты населения тщательно изучают ситуацию с целью выяснения степени нуждаемости заявителей в помощи социальных работников. Если выясняется, что заявитель самостоятельно ухаживает за собой, выполняет работу по дому и не испытывает трудностей с посещением организаций, магазинов и поликлиник, ему будет отказано в социальной помощи на дому, т.к. социальных работников мало, а претендентов на соц. обслуживание – много.

Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”

Вопрос: Я являюсь инвалидом 1 группы и остро нуждаюсь в социальном обслуживании на дому. Мне отказывают на том основании, что в регионе недостаточно социальных работников. Является ли такой отказ обоснованным?

Ответ: Да. К сожалению, в настоящее время существует острая необходимость в социальных работниках, и их действительно не хватает. Социальное обслуживание на дому предоставляется только тем, кто особо нуждается в нем, но и при этом условии соцработников оказывается недостаточно.

Вопрос: Я инвалид 2 группы, мой доход меньше 1,5 размеров регионального прожиточного минимума. Я проживаю вдвоем с трудоспособной дочерью. Могут ли мне отказать в социальном обслуживании на дому?

Ответ: Скорее всего Вам откажут, поскольку за Вами может ухаживать дочь. В первую очередь социальная помощь на дому оказывается тем, кто проживает одиноко.

Читайте также: