Соглашение содружества независимых государств о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих от 15 мая 1992

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:

председательствующего - Председателя Экономического Суда Каженова А.Б.,
судей Экономического Суда: Апостола Д., Вылкова И., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Симоняна Г.В.,

при секретаре судебного заседания Медведевой Т.Е.,

с участием: представителя Исполнительного комитета СНГ - начальника экспертно-юридического отдела Правового департамента Тышкевича М.М., начальника группы Главного финансово - экономического управления Министерства обороны Российской Федерации Савельева С.П., заместителя начальника отдела кадров Российского авиационно-космического агентства Топильского В.В., Генерального советника Экономического Суда Серебренникова В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании применения положений Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года,

По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации Исполнительный комитет СНГ обратился в Экономический Суд с запросом о толковании применения положений Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, согласно которому пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные лица, и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года, в соответствии с которым пенсионное обеспечение жителей г. Байконур производится по нормам законодательства Российской Федерации.

Исполнительный комитет СНГ просит разъяснить, исключают ли нормы Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года применение положений Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года в части порядка выплаты пенсий бывшим военнослужащим и членам их семей - гражданам Российской Федерации, проживающим в г. Байконур Республики Казахстан.

Поводом для обращения в Экономический Суд послужило то, что Республика Казахстан прекратила с 1 января 2001 года выплату пенсий военнослужащим - гражданам Российской Федерации, и членам их семей, проживающим в г. Байконур. В качестве основания прекращения выплаты пенсий Республика Казахстан в ноте Министерства иностранных дел от 27 декабря 2001 года N 15-01/927 указала на достигнутые договоренности в ходе заседания Подкомиссии по комплексу "Байконур" 27 июня 2001 года.

Заслушав судей - докладчиков Керимбаеву А.Ш. и Апостола Д., представителей: Исполнительного комитета СНГ - Тышкевича М.М., Министерства обороны Российской Федерации - Савельева С.П. и Российского авиационно-космического агентства - Топильского В.В., оценив заключение Генерального советника Экономического Суда Серебренникова В.П., исследовав имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.

Запрос Исполнительного комитета СНГ диктует необходимость анализа не только соотношения многостороннего Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года и двустороннего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года, но и ряда других многосторонних и двусторонних соглашений по вопросам пенсионного обеспечения, учета национального пенсионного законодательства, а также законодательства о международных договорах соответствующих государств, норм международного права и, в частности, положений Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года.

Соглашение между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года урегулировало вопросы социальных и правовых гарантий военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей; многостороннее Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, определив предмет регулирования уже в самом названии, установило при этом, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением. В связи с этим, по мнению Экономического Суда, под используемым в данном Соглашении термином "граждане" следует понимать только гражданских лиц. Об этом свидетельствует как содержание всего текста Соглашения, так и его статья 2.

Специальное многостороннее Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств было подписано государствами - участниками Содружества Независимых Государств 15 мая 1992 года.

Для всех трех названных соглашений была избрана ускоренная процедура их принятия и вступления в силу: согласие на обязательность договора, выраженное их подписанием. Такая процедура соответствует статье 12 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и означает, что все три подписанных соглашения стали обязательными для государств - участников. Это правило соответствует внутреннему законодательству Республики Казахстан. Согласно пункту 3 статьи 2 Указа Президента Республики Казахстан (имеющему силу закона) "О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров" от 12 декабря 1995 года N 2679 "подписание" - способ выражения согласия Республики Казахстан на обязательность для нее международного договора, если в дальнейшем он не подлежит ратификации или утверждению". Таким образом, поскольку, согласно многостороннему Соглашению от 15 мая 1992 года, оно не подлежало после его подписания ратификации или утверждению, Соглашение, в силу Указа Президента Республики Казахстан от 12 декабря 1995 года, остается обязательным для Республики Казахстан.

За 10 лет действия трех соглашений Исполнительный комитет СНГ, являющийся их депозитарием, не получил ни одного уведомления об их денонсации. Желание денонсировать эти соглашения не выразила и Республика Казахстан.

В момент подписания трех соглашений стороны могли сделать оговорки. Лишь Республика Молдова воспользовалась этим правом при подписании всех трех соглашений. Другие подписавшие соглашения государства, включая Республику Казахстан, не сделали оговорок ни к одному из этих соглашений.

Подписанный 25 января 2000 года Протокол к Соглашению от 14 февраля 1992 года не касался вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, но устанавливал ряд новых обязательств по вопросам обеспечения социальной и правовой защищенности военнослужащих. В силу этого неподписание Протокола Республикой Казахстан не означает освобождение от исполнения обязательств по Соглашению от 14 февраля 1992 года. Не подписав Протокол, Республика Казахстан выразила несогласие взять на себя новые обязательства, зафиксированные в Протоколе, но отсутствовавшие в Соглашении от 14 февраля 1992 года.

В течение 1992 - 1998 годов между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан было заключено шесть соглашений и договоров, "устанавливающих порядок и основные принципы использования космодрома "Байконур", условия его аренды, определяющих социальные гарантии граждан Российской Федерации и Республики Казахстан, проживающих и / или работающих на комплексе "Байконур". Что касается Соглашения от 27 апреля 1996 года, оно устанавливает гарантии пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан.

Сопоставление названных многосторонних и двусторонних соглашений позволяет констатировать схожесть объектов и целей указанных групп соглашений. Между тем, проведенный Экономическим Судом анализ позволяет сделать вывод о том, что, если многосторонние соглашения охватывают широкий спектр участников социальных отношений (гражданских лиц, военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей), то двусторонние соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан касаются лишь гражданских лиц, поскольку, как указано выше, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих и предоставления им социальных и правовых гарантий регулируются ранее принятыми специальными многосторонними соглашениями - от 14 февраля 1992 года и 15 мая 1992 года. К тому же первая группа соглашений рассчитана на применение на всей территории государств - участников многосторонних соглашений, тогда как вторая ограничена территорией комплекса "Байконур".

Экономический Суд считает, что поскольку двусторонние Соглашения - от 27 апреля 1996 года и 12 октября 1998 года - были заключены и ратифицированы позднее многосторонних Соглашений от 14 февраля, 13 марта и 15 мая 1992 года, речь должна идти, согласно статье 103 Устава ООН и пункта 3 статьи 30 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, о применении последовательно заключенных договоров, относящихся к одному и тому же вопросу. Это касается прежде всего Соглашения от 13 марта 1992 года и Соглашения от 27 апреля 1996 года, так как оба акта посвящены пенсионному обеспечению гражданских лиц. То обстоятельство, что в двустороннем Соглашении от 27 апреля 1996 года речь идет о гражданских лицах, подтверждается содержащейся в преамбуле этого Соглашения ссылкой на "важность соблюдения Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года". Соглашение от 27 апреля 1996 года использует понятие "жители города Байконур", содержание которого раскрыто в пункте "б" статьи 1 этого Соглашения: термин "жители города Байконур" означает граждан Российской Федерации, граждан Республики Казахстан, граждан третьих государств и лиц без гражданства, постоянно проживающих в г. Байконур. Однако, Экономический Суд констатирует, что ни в статье 1, ни в других статьях Соглашения от 27 апреля 1996 года пенсионеры - военнослужащие не упоминаются. Следовательно, как и многостороннее Соглашение от 13 марта 1992 года, двустороннее Соглашение от 27 апреля 1996 года под "гражданами" и "жителями города Байконур" имеет в виду гражданских лиц.

В соответствии со статьей 5 Соглашения от 15 мая 1992 года Совет министров обороны государств - участников СНГ (и только он) является органом, уполномоченным разрешать споры, возникающие в процессе применения Соглашения от 15 мая 1992 года. Между тем, в нарушение принятой процедуры, вопрос о выполнении обязательств по Соглашению от 15 мая 1992 года решался 26 - 27 июня 2001 года на внеочередном заседании Подкомиссии по комплексу "Байконур" Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, некомпетентной принимать решения по указанному вопросу.

Анализ Положения о Подкомиссии по комплексу "Байконур" от 15 февраля 2000 года позволяет сделать вывод о том, что сформулированные в нем задачи Подкомиссии (пункт 2.1 Положения) нацелены на решение чисто административных и технических проблем: управления научно-техническим и производственным потенциалом комплекса "Байконур", организации взаимодействия министерств и ведомств сторон, оперативного принятия решений по обеспечению функционирования комплекса "Байконур" и др. В соответствии с пунктом 2.2 Положения на Подкомиссию возложен контроль за деятельностью администрации г. Байконур по обеспечению социальных прав и гарантий жителей комплекса "Байконур". Приняв решение о проработке вопроса об изменении порядка пенсионного обеспечения российских военнослужащих, проживающих на комплексе "Байконур", Подкомиссия по существу превысила свои полномочия.

В Ноте Министерства иностранных дел Республики Казахстан от 27 декабря 2001 года N 15-01/927 нет ссылки на какое-либо международное соглашение, служащее основанием для прекращения выплаты пенсий военнослужащим гражданам Российской Федерации, проживающим на комплексе "Байконур". Нота ограничивается упоминанием о "достигнутых договоренностях" на заседании Подкомиссии по комплексу "Байконур" от 27 июня 2001 года. Таким образом, в качестве правового основания прекращения выплаты пенсий российским военнослужащим, проживающим на территории комплекса "Байконур". Республика Казахстан ссылается на юридически несостоятельный документ - Протокол внеочередного заседания Подкомиссии по комплексу "Байконур" Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 27 июня 2001 года.

В обоснование прекращения выплат пенсий военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проживающим на территории комплекса "Байконур", Республика Казахстан, кроме того, ссылается также и на свое внутреннее законодательство. Экономический Суд установил, что Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 года принят с учетом международных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению военнослужащих, тогда как в Республике Казахстан единый для гражданских лиц и военнослужащих Закон "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" от 20 июня 1997 года не учитывает обязательств, взятых Республикой Казахстан по международным соглашениям. Довод Республики Казахстан, ссылающейся на свое национальное законодательство, является несостоятельным, поскольку, согласно статье 27 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, "участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора".

На протяжении 10 лет Республика Казахстан осуществляла выплаты пенсий военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проживающим на территории комплекса "Байконур", что соответствовало ее международным обязательствам по многостороннему специальному Соглашению о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

На основании изложенного и руководствуясь пунктами 5 и 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 143 и 148 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд

Дать по запросу Исполнительного комитета СНГ следующее толкование применения Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а также Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года:

1. Нормы Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года не исключают применения положений Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

Пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных с военной службы, и членов их семей, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на комплексе "Байконур", должно осуществляться в соответствии с положениями Соглашения от 15 мая 1992 года.

Изменение порядка пенсионного обеспечения указанной категории лиц возможно в случае денонсации Соглашения от 15 мая 1992 года или заключения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан отдельного двустороннего соглашения о пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей.

2. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит.

3. Копию решения направить Исполнительному комитету Содружества Независимых Государств, правительствам государств - участников Содружества Независимых Государств, Совету министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств, министерствам иностранных дел Российской Федерации и Республики Казахстан, министерствам обороны Российской Федерации и Республики Казахстан, администрации г. Байконур.

4. Решение опубликовать в изданиях Содружества Независимых Государств и средствах массовой информации государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

Руководитель аппарата
Экономического Суда СНГ
В.Г.ЗОРИН

Решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 28 февраля 1996 года № 13/95/С-1/6-96

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - Председателя Экономического Суда Дашука Л.А.,
судей Экономического Суда: Абдрахманова С.С., Бегалиева М.А., Бекенова Р.А., Вылкова И.К., Керимбаевой А.Ш., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Симоняна Г.В., Толибова X.,
при секретаре Мадудиной Т.И.,
с участием Генерального советника Экономического Суда Зацепиной Т.Н., представителя Исполнительного Секретариата Кораблева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств о толковании,

УСТАНОВИЛ :

Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств в своем запросе просит Экономический Суд дать толкование о сфере применения Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года: распространяется ли оно на выплату пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров. В обоснование запроса приводится ряд документов, свидетельствующих о неоднозначном понимании субъектами исполнения положений указанного Соглашения.

Заслушав судью-докладчика Вылкова И.К., представителя Исполнительного Секретариата Содружества Кораблева В.А., проанализировав заключение Генерального советника Экономического Суда Зацепиной Т.Н., изучив имеющиеся в деле документы, Экономический Суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 года договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора; при этом для целей толкования договора контекст охватывает любое соглашение, относящееся к договору, которое было достигнуто между всеми участниками в связи с заключением договора (статья 31).

В преамбуле Соглашения от 15 мая 1992 года указывается, что оно основывается на Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года и Соглашении о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. В развитие указанных соглашений в преамбуле Соглашения от 15 мая 1992 года подтверждено намерение государств-участников Содружества сотрудничать в области социального обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей в широком смысле (в обеспечении пенсиями, пособиями, предоставлении льгот, преимуществ и т.п.).

Учитывая, что Соглашение от 13 марта 1992 года предусматривало регулирование пенсионного обеспечения военнослужащих до заключения специального соглашения по данному вопросу (статья 2), применительно к предмету толкования основополагающими следует признать Соглашение от 14 февраля 1992 года и Соглашение от 15 мая 1992 года.

Согласно статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Таким образом, основными объектами регулирования Соглашения от 15 мая 1992 года, непосредственно в нем названными, являются пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей и обязательное государственное страхование военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств.

Положения статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, будучи реализованными в соответствующих законодательных и нормативных актах государств-участников Соглашения, как правило, не вызывают коллизий в процессе их применения. В частности, на территории Российской Федерации данные вопросы регулируются: в области обеспечения пенсиями - Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", в области обеспечения пособиями по обязательному государственному страхованию - Инструкцией об организации обязательного государственного страхования и о порядке выплаты единовременных пособий военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей (утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1993 года N 285); на территории Республики Беларусь, соответственно, - Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 года "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел" и Законом Республики Беларусь от 13 ноября 1992 года "О статусе военнослужащих".

Вместе с тем Суд отмечает, что приведенные положения Соглашения от 15 мая 1992 года имеют существенное значение и при определении сферы применения этого Соглашения в части распространения его действия на выплату пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров.

Базисным в этом смысле является принцип сохранения прежнего уровня прав и льгот за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы, а также членами их семей, проживающими на территории государств-участников Содружества. Упомянутый в статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 года применительно к пенсиям он имеет более широкое значение, судя по содержанию статей 1 и 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года, определяющих данный принцип.

В соответствии с частью первой статьи 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территорий государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Данная норма применима ко всему комплексу установленных ранее прав и льгот для военнослужащих и членов их семей в области социальной защиты и, в частности, относится к обеспечению пенсиями и пособиями, которые ранее были определены соответствующими нормативными актами. Этот вывод подтверждается частью второй статьи 1 Соглашения от 14 февраля 1992 года, где говорится о недопустимости одностороннего ограничения указанных прав и льгот военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Исполнение этого обязательства предполагает установление на территориях государств-участников Содружества тех социальных выплат для военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, которые имели место в период существования СССР.

Согласно статье 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей, в том числе следующие права: получать пенсию; пользоваться медицинским и другими видами социального обеспечения.

Выражение "и другими видами социального обеспечения" означает, по мнению Суда, что объектом регулирования указанного Соглашения являются также пособия, предусмотренные законодательством государств-участников Содружества как вид социального обеспечения.

Таким образом, руководствуясь статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, исходя из текста преамбулы и статьи 1 Соглашения от 15 мая 1992 года, содержания статей 1 и 2 Соглашения от 14 февраля 1992 года, а также контекста выражения "и другие виды социального обеспечения", Суд пришел к выводу о прямой связи толкуемого Соглашения с Соглашением от 14 февраля 1992 года, что, в свою очередь, предопределяет положительный ответ на вопрос о том, распространяется ли Соглашение от 15 мая 1992 года на выплату пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров.

При определении сферы применения Соглашения от 15 мая 1992 года в данной области необходимо учитывать также общие принципы назначения и выплаты пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров, существовавшие в законодательстве Союза ССР и воспринятые национальным законодательством государств-участников Содружества.

Анализ нормативных актов бывшего Союза ССР, а также государств-участников Содружества в рассматриваемой сфере отношений свидетельствует, что размер пособий членам семей умерших военных пенсионеров (единовременного пособия по случаю смерти кормильца, пособия на погребение) зависит от размера пенсии лица, уволенного с военной службы.

Так, например, выполняя обязательства, принятые ими по Соглашению от 14 февраля 1992 года, правительства Российской Федерации и Республики Беларусь специальными постановлениями сохранили на территории своих государств единовременное пособие семьям умерших военных пенсионеров, а также пособие на погребение умерших пенсионеров из числа военнослужащих, ранее предусматривавшиеся постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 года N 1290 "О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пособиях этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и их семьям" (пункты 9, 10 и 12).

В Российской Федерации названные виды пособий предусмотрены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" (пункты 21 - 23). В Республике Беларусь аналогичный вид пособия установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 июля 1993 года N 432 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим, проходящим службу по контракту, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям" (пункты 14 - 16). При этом и в Российской Федерации, и в Республике Беларусь пособие по случаю смерти кормильца установлено, как и в бывшем Союзе ССР, в размере трехмесячной и месячной (для жен) и месячной (для нетрудоспособных членов семьи) пенсии кормильца (военного пенсионера); пособие на погребение - в размере месячной (в Республике Беларусь) и двухмесячной (в Российской Федерации) пенсии умершего пенсионера из числа военнослужащих.

Следовательно, названные пособия производны от пенсии лица, уволенного с военной службы, и не могут существовать отдельно, независимо от нее. Государства-участники Соглашения от 15 мая 1992 года, договариваясь о пенсионном обеспечении военнослужащих, не могли не осознавать этой взаимосвязи, поэтому правомерно предположить, что у них не было намерения отказаться от единовременного пособия членам семей умерших военных пенсионеров или установить ограничения в этой части.

Вышеизложенное дает основание полагать оправданным распространение действия Соглашения от 15 мая 1992 года на пособия, размеры которых устанавливаются исходя из размера пенсии лица, уволенного с военной службы: на единовременное пособие членам семей умерших военных пенсионеров, пособие на погребение умерших пенсионеров из числа военнослужащих.

Принимая во внимание приведенные выводы и исходя из того, что выплата пособий семьям умерших пенсионеров из числа военнослужащих подпадает под действие Соглашения от 15 мая 1992 года, Суд считает необходимым констатировать, что данные пособия назначаются, будучи производными от пенсии лица, уволенного с военной службы, на условиях, по нормам и в порядке, установленном законодательством государства-участника, в соответствии с которым выплачивалась пенсия указанному лицу ко дню его смерти (в соответствии со статьей 1 Соглашения).

На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5, 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств и пунктами 13.4, 13.5, 13.7, а также пунктом 8.55 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств, Экономический Суд

РЕШИЛ :

По запросу Исполнительного Секретариата Содружества Независимых Государств дать следующее толкование.

Сфера применения Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года охватывает непосредственно обеспечение военнослужащих государств-участников Содружества и членов их семей пенсиями, а также пособиями по обязательному государственному страхованию.

Названное Соглашение , принятое в развитие Соглашения между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, распространяется также на выплату пособий членам семей умерших пенсионеров из числа военнослужащих (в частности, единовременного пособия по случаю смерти кормильца, пособия на погребение), размеры которых зависят от размера пенсии лица, уволенного с военной службы. Указанные пособия назначаются на условиях, по нормам и в порядке, предусмотренном законодательством государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года, в соответствии с которым выплачивалась пенсия лицу, уволенному с военной службы, ко дню его смерти.

Копию решения направить в Исполнительный Секретариат Содружества Независимых Государств и государствам-участникам Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а также для сведения в Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза и государствам-участникам Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года.

Решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня получения его копии в Пленум Экономического Суда Содружества Независимых Государств.

Решение подлежит обязательному опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств-участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств.


Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия



СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 15.05.92 "О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"

Государства - участники настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем "государства - участники",

основываясь на Соглашении между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных в военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года и на Соглашениях о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и их семей, согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службы.

Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

Расходы по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей и обязательному государственному страхованию военнослужащих осуществляются государствами - участниками за счет их бюджетов без взаимных расчетов между государствами.

Государства - участники берут на себя обязательство информировать друг друга о действующих в их государствах нормативных документах, принятых на основе взаимосогласованных законодательных актов о пенсионном обеспечении военнослужащих и их семей и обязательном государственном страховании военнослужащих, последующих их изменениях, а также осуществлять постоянное сотрудничество при выяснении обстоятельств, имеющих значение для своевременного и правильного решения вопросов пенсионного обеспечения и обязательного государственного страхования.

Вопросы, связанные с применением настоящего Соглашения, при необходимости будут рассматриваться Советом министров обороны государств - участников, а также министерствами обороны (комитетами по обороне) государств - участников Содружества на двусторонней и многосторонней основе.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

Совершено в городе Ташкенте 15 мая 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Настоящим уведомляется, что Туркменистан присоединяется к Соглашению о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанному на заседании Совета глав правительств государств-участников Содружества Независимых Государств в г. Ташкенте 15 мая 1992 года.

Совершено в г. Ашгабате 5 сентября 1994 года.

Президент Туркменистана
С.А.НИЯЗОВ

На сайте «Zakonbase» представлен СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 15.05.92 "О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 15.05.92 "О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 15.05.92 "О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.


Соглашения о военных пенсиях в рамках СНГ

Майор юстиции , начальник юридической группы направления правового обеспечения Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств

В рамках Содружества Независимых Государств на сегодняшний день по вопро­сам пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей приняты и действуют следующие международные договоры:

Соглашение между госу­дарствами-участниками Со­дружества Независимых Го­сударств "О социальных и правовых гарантиях военно­служащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей", подписанное главами государств-участников Со­дружества, от 01.01.01 года;

Соглашение "О гаран­тиях прав граждан госу­дарств-участников Содруже­ства Независимых Госу­дарств в области пенсионно­го обеспечения", подписан­ное главами правительств го­сударств-участников Содру­жества Независимых Госу­дарств, от 01.01.01 го­да;

Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения во­еннослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих госу­дарств-участников Содруже­ства Независимых Госу­дарств", подписанное глава­ми правительств государств-участников Содружества Не­зависимых Государств, от 01.01.01 года.

Комментируя названные соглашения, необходимо об­ратить внимание на следую­щее: в соответствии со стать­ей 2 Соглашения от 14 февра­ля 1992 года, военнослужа­щие и члены их семей имеют право оставаться на постоян­ное жительство на террито­рии государства, где военно­служащий проходил военную службу или избрать другое место жительства. Из этого следует, что пенсионное обес­печение военнослужащего и членов его семьи будет осуществляться в государстве из­бранного места жительства (в рамках Содружества). Порядок пенсионного обеспечения этих военнослужащих и чле­нов их семей определен в Со­глашениях от 01.01.01 года и от 01.01.01 года и, естественно, имеет опреде­ленные особенности.

В связи с этим, военнослу­жащий государства-участни­ка Содружества, пожелавший избрать иное государство для проживания после увольне­ния с военной службы, в ра­порте об увольнении указы­вает избранное место житель­ства и государство-участник Содружества для постоянно­го проживания после оконча­ния военной службы. После издания приказа об увольне­нии его личное дело оформ­ляется в установленном по­рядке и направляется в воен­комат по указанному военно­служащим месту жительства. Военнослужащий, прибыв после увольнения на избран­ное место жительства, обра­щается в военкомат для оформления получения пен­сии в установленном законодательством избранного го­сударства проживания по­рядке.

Граждане, уволенные с во­енной службы и получающие пенсию, при перемене места жительства в пределах госу­дарств-участников Содруже­ства, должны прибыть в во­енкомат по месту своего про­живания, сняться с учета и указать место и государство Содружества, куда они убы­вают для постоянного про­живания. Их снимают с воин­ского учета, а личное дело направляют в военкомат по указанному месту жительст­ва. Прибыв к избранному ме­сту жительства, они обраща­ются в военкомат для оформ­ления получения пенсии в ус­тановленном законода­тельством государства про­живания порядке.

В отношении членов семей военнослужащих сущест­вует следующая особенность: право на обращение за назна­чением пенсии указанные граждане приобретают лишь при условии регистрации (прописки) по месту житель­ства на территории государ­ства-участника Содружества, избранного места прожива­ния. Поэтому до обращения в органы, ведающие назначе­нием пенсий, гражданам в го­сударствах-участниках Со­дружества (для Российской Федерации это органы соцзащиты), указанные граждане должны зарегистрироваться (прописаться) по месту из­бранного жительства, пред­ставить соответствующее зая­вление, документы о стаже работы и заработке за перио­ды работы, отвечающие тре­бованиям законодательства избранного государства про­живания, а также справку о сроках прекращения выпла­ты пенсии по прежнему месту жительства (для граждан, ра­нее получавших пенсию). В отдельных случаях можно представить пенсионное де­ло. На основании этих доку­ментов и производится на­значение пенсии.

Продолжая комментарий соглашений, отметим, что статья 1 Соглашения от 01.01.01 года и статья 1 Соглашения от 01.01.01 года предусматривают, что пенсионное обеспечение во­еннослужащих и членов их семей осуществляется в соот­ветствии с законодательст­вом государств-участников перечисленных соглашений, на территории которых про­живают указанные лица. Ис­ходя из того, что под пенси­онным обеспечением понима­ется весь комплекс отноше­ний между государством и военнослужащим (членом его семьи), включая определение круга лиц, имеющих право на получение пенсии, исчисле­ние стажа, необходимого для назначения пенсии, назначе­ние, исчисление, выплату, пе­рерасчет пенсии. Государства-участники указанных со­глашений определили, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим за­считывается служба в воору­женных силах и других воин­ских формированиях в по­рядке, установленном зако­нодательством государства, на территории которого во­еннослужащие проходили службу. Следовательно, все остальные вопросы пенсион­ного обеспечения регулиру­ются законодательством го­сударства, в котором прожи­вает подлежащее пенсионно­му обеспечению лицо. Расхо­ды по выплате пенсий произ­водятся из бюджета того го­сударства, на территории ко­торого проживает пенсионер. Соглашение от 01.01.01 года и Соглашение от 01.01.01 года однозначно оп­ределяют, что объем прав и льгот военнослужащих и чле­нов их семей, в том числе права на пенсионное обеспе­чение, предоставляемые этим лицам государствами-участ­никами Содружества, не может быть ниже, нежели объем, установленный ранее для соответствующей катего­рии лиц законодательством Союза ССР. Поэтому госу­дарства-участники упомяну­тых соглашений не вправе устанавливать в своем зако­нодательстве правила, кото­рые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотрен­ным законодательными и иными актами бывшего СССР. Если в государстве, где проживает военнослу­жащий или члены его семьи, нормативный акт, регулиру­ющий пенсионное обеспече­ние этой категории лиц не принят, обеспечение этих лиц пенсиями осуществляется на условиях, по нормам и в по­рядке, действовавших в СССР. Это же правило при­меняется и в том случае, ког­да в государстве подобный акт существует, но в нем от­сутствует регламентация прав той или иной категории военнослужащих (членов их семей).

Общепризнанный прин­цип международного права, согласно которому участник договора не может ссылаться на положения своего внут­реннего права в качестве оп­равдания невыполнения обя­зательств по договору, при­менительно к вопросам пен­сионного обеспечения воен­нослужащих и членов их се­мей, получил закрепление и в Соглашении от 01.01.01 года. В нем предусмот­рено, что односторонние ог­раничения прав и льгот воен­нослужащих и членов их се­мей не допускаются, а госу­дарства-участники Содруже­ства обязаны взаимно согла­совывать принимаемые ими акты национального законо­дательства в этой области.

Обязательство соблюдать общепризнанные принципы международного права, а, следовательно, и обязатель­ства, принятые на себя на­званными соглашениями, за­креплено в конституциях го­сударств-участников Содру­жества Независимых Госу­дарств. Например, Конститу­цией Российской Федерации (статья 15) установлено: "Об­щепризнанные принципы и нормы международного пра­ва и международные догово­ры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации уста­новлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила между­народного договора."; Кон­ституцией Республики Казах­стан (статья 4) предусматри­вается, что международные договоры, заключенные Рес­публикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредст­венно; Конституцией Респуб­лики Беларусь (статья 8) оп­ределено, что "Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства."; Кон­ституцией Республики Арме­ния (статья 6) установлено, что заключенные Республи­кой Армения международные договоры являются состав­ной частью правовой систе­мы Республики и если в них установлены иные нормы, чем предусмотренные в зако­нах, то применяются нормы международного договора; Конституцией Кыргызской Республики (статья 9) устано­влено, что Кыргызская Рес­публика соблюдает общепри­знанные принципы междуна­родного права, а заключен­ные Кыргызской Республи­кой международные догово­ры и иные нормы междуна­родного права являются со­ставной и непосредственно действующей частью внут­реннего законодательства (статья 12) и т. д.

Исходя из вышеизложен­ного, следует, что перечис­ленные соглашения по пенси­онному обеспечению подле­жат безусловному выполне­нию государствами-участни­ками даже в том случае, если в национальном законода­тельстве государства-участ­ника содержатся правила, противоречащие указанным соглашениям. Подтвержде­нием тому является толкова­ние названных выше согла­шений Экономическим Су­дом Содружества Независи­мых Государств в Решении от 4 сентября 1996 года, а также определение от 01.01.01 года.

Читайте также: