Соглашения по пенсионному обеспечения военнослужащих и их семей

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

Честь и достоинство

Соглашение — от 15 мая 1992 г.

Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств

СОГЛАШЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ *

* Вступило в силу 15 мая 1992 г.

Государства-участники настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем «государства-участники», основываясь на Соглашении между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года и на Соглашениях о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и их семей,

СОГЛАСИЛИСЬ О НИЖЕСЛЕДУЮЩЕМ:

Пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам — на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу. Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

Расходы по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей и обязательному государственному страхованию военнослужащих осуществляются государствами-участниками за счет их бюджета без взаимных расчетов между государствами.

Государства-участники берут на себя обязательство информировать друг друга о действующих в их государствах нормативных документах, принятых на основе взаимосогласованных законодательных актов о пенсионном обеспечении военнослужащих и их семей и обязательном государственном страховании военнослужащих, последующих их изменениях, а также осуществлять постоянное сотрудничество при выяснении обязательств, имеющих значение для своевременного и правильного решения вопросов пенсионного обеспечения и обязательного государственного страхования.

Вопросы, связанные с применением настоящего Соглашения, при необходимости будут рассматриваться Советом министров обороны государств-участников, а также министерствами обороны (комитетами по обороне) государств-участников Содружества на двусторонней и многосторонней основе.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания. Совершено в городе Ташкенте 15 мая 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

За Правительство Республики Армения _____________ подпись

За Правительство Республики Беларусь _____________ подпись

За Правительство Республики Казахстан _____________ подпись

За Правительство Республики Кыргызстан _____________ подпись

За Правительство Республики Молдова (с оговоркой *) _____________ подпись

За Правительство Российской Федерации _____________ подпись

За Правительство Республики Таджикистан _____________ подпись

За Правительство Республики Узбекистан _____________ подпись

За Правительство Украины _____________ подпись

* Оговорка Республики Молдова:

«Ст.3 изложить в другой редакции».

1. Туркменистан присоединился к Соглашению ……………. .

Уведомление о присоединении от 5 сентября 1994 г. передано на хранение депозитарию.

Образец заявления

________________ ________________ ________________

(санаторий, дом отдыха, база отдыха, ФГУ «Управление по активному отдыху»

Министерства обороны Российской Федерации)

от ________________ ________________ ______________,

(воинское звание, фамилия, имя, отчество)

проживающего по адресу:_________ ________________ _

________________ ________________ ________________ ,

контактный телефон:________ ________________ ______

Прошу Вас предоставить мне ________________ ________________ ________________ __

(воинское звание, фамилия, имя, отчество)

моей жене, сыну, дочери, в т.ч. лицу, находящемуся на иждивении военнослужащего (необходимое подчеркнуть) ________________ ____ (фамилия, имя, отчество члена семьи)

________________ ________________ ________________ ____________

(имя и год рождения ребенка) путевку в военный санаторий (дом отдыха) ________________ ______

(желаемый профиль санатория (курорта), сезон лечения или отдыха (зима, весна, лето, осень), срок путевки)

Я и заявленные члены моей семьи (в том числе лица, находящиеся на иждивении) в текущем году не пользовались санаторно-курорт ным лечением и оздоровительным отдыхом в санаториях, домах отдыха, центрах активного отдыха (туристических базах) Министерства обороны, в том числе не выезжали за границу на отдых и лечение по взаимному обмену и не совершали туристических поездок через туристическую компанию «ВСК-Тур», по льготной оплате стоимости.

________________ ________________ __________

(подпись заявителя, фамилия, имя, отчество)


Соглашения о военных пенсиях в рамках СНГ

Майор юстиции , начальник юридической группы направления правового обеспечения Штаба по координации военного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств

В рамках Содружества Независимых Государств на сегодняшний день по вопро­сам пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей приняты и действуют следующие международные договоры:

Соглашение между госу­дарствами-участниками Со­дружества Независимых Го­сударств "О социальных и правовых гарантиях военно­служащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей", подписанное главами государств-участников Со­дружества, от 01.01.01 года;

Соглашение "О гаран­тиях прав граждан госу­дарств-участников Содруже­ства Независимых Госу­дарств в области пенсионно­го обеспечения", подписан­ное главами правительств го­сударств-участников Содру­жества Независимых Госу­дарств, от 01.01.01 го­да;

Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения во­еннослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих госу­дарств-участников Содруже­ства Независимых Госу­дарств", подписанное глава­ми правительств государств-участников Содружества Не­зависимых Государств, от 01.01.01 года.

Комментируя названные соглашения, необходимо об­ратить внимание на следую­щее: в соответствии со стать­ей 2 Соглашения от 14 февра­ля 1992 года, военнослужа­щие и члены их семей имеют право оставаться на постоян­ное жительство на террито­рии государства, где военно­служащий проходил военную службу или избрать другое место жительства. Из этого следует, что пенсионное обес­печение военнослужащего и членов его семьи будет осуществляться в государстве из­бранного места жительства (в рамках Содружества). Порядок пенсионного обеспечения этих военнослужащих и чле­нов их семей определен в Со­глашениях от 01.01.01 года и от 01.01.01 года и, естественно, имеет опреде­ленные особенности.

В связи с этим, военнослу­жащий государства-участни­ка Содружества, пожелавший избрать иное государство для проживания после увольне­ния с военной службы, в ра­порте об увольнении указы­вает избранное место житель­ства и государство-участник Содружества для постоянно­го проживания после оконча­ния военной службы. После издания приказа об увольне­нии его личное дело оформ­ляется в установленном по­рядке и направляется в воен­комат по указанному военно­служащим месту жительства. Военнослужащий, прибыв после увольнения на избран­ное место жительства, обра­щается в военкомат для оформления получения пен­сии в установленном законодательством избранного го­сударства проживания по­рядке.

Граждане, уволенные с во­енной службы и получающие пенсию, при перемене места жительства в пределах госу­дарств-участников Содруже­ства, должны прибыть в во­енкомат по месту своего про­живания, сняться с учета и указать место и государство Содружества, куда они убы­вают для постоянного про­живания. Их снимают с воин­ского учета, а личное дело направляют в военкомат по указанному месту жительст­ва. Прибыв к избранному ме­сту жительства, они обраща­ются в военкомат для оформ­ления получения пенсии в ус­тановленном законода­тельством государства про­живания порядке.

В отношении членов семей военнослужащих сущест­вует следующая особенность: право на обращение за назна­чением пенсии указанные граждане приобретают лишь при условии регистрации (прописки) по месту житель­ства на территории государ­ства-участника Содружества, избранного места прожива­ния. Поэтому до обращения в органы, ведающие назначе­нием пенсий, гражданам в го­сударствах-участниках Со­дружества (для Российской Федерации это органы соцзащиты), указанные граждане должны зарегистрироваться (прописаться) по месту из­бранного жительства, пред­ставить соответствующее зая­вление, документы о стаже работы и заработке за перио­ды работы, отвечающие тре­бованиям законодательства избранного государства про­живания, а также справку о сроках прекращения выпла­ты пенсии по прежнему месту жительства (для граждан, ра­нее получавших пенсию). В отдельных случаях можно представить пенсионное де­ло. На основании этих доку­ментов и производится на­значение пенсии.

Продолжая комментарий соглашений, отметим, что статья 1 Соглашения от 01.01.01 года и статья 1 Соглашения от 01.01.01 года предусматривают, что пенсионное обеспечение во­еннослужащих и членов их семей осуществляется в соот­ветствии с законодательст­вом государств-участников перечисленных соглашений, на территории которых про­живают указанные лица. Ис­ходя из того, что под пенси­онным обеспечением понима­ется весь комплекс отноше­ний между государством и военнослужащим (членом его семьи), включая определение круга лиц, имеющих право на получение пенсии, исчисле­ние стажа, необходимого для назначения пенсии, назначе­ние, исчисление, выплату, пе­рерасчет пенсии. Государства-участники указанных со­глашений определили, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим за­считывается служба в воору­женных силах и других воин­ских формированиях в по­рядке, установленном зако­нодательством государства, на территории которого во­еннослужащие проходили службу. Следовательно, все остальные вопросы пенсион­ного обеспечения регулиру­ются законодательством го­сударства, в котором прожи­вает подлежащее пенсионно­му обеспечению лицо. Расхо­ды по выплате пенсий произ­водятся из бюджета того го­сударства, на территории ко­торого проживает пенсионер. Соглашение от 01.01.01 года и Соглашение от 01.01.01 года однозначно оп­ределяют, что объем прав и льгот военнослужащих и чле­нов их семей, в том числе права на пенсионное обеспе­чение, предоставляемые этим лицам государствами-участ­никами Содружества, не может быть ниже, нежели объем, установленный ранее для соответствующей катего­рии лиц законодательством Союза ССР. Поэтому госу­дарства-участники упомяну­тых соглашений не вправе устанавливать в своем зако­нодательстве правила, кото­рые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотрен­ным законодательными и иными актами бывшего СССР. Если в государстве, где проживает военнослу­жащий или члены его семьи, нормативный акт, регулиру­ющий пенсионное обеспече­ние этой категории лиц не принят, обеспечение этих лиц пенсиями осуществляется на условиях, по нормам и в по­рядке, действовавших в СССР. Это же правило при­меняется и в том случае, ког­да в государстве подобный акт существует, но в нем от­сутствует регламентация прав той или иной категории военнослужащих (членов их семей).

Общепризнанный прин­цип международного права, согласно которому участник договора не может ссылаться на положения своего внут­реннего права в качестве оп­равдания невыполнения обя­зательств по договору, при­менительно к вопросам пен­сионного обеспечения воен­нослужащих и членов их се­мей, получил закрепление и в Соглашении от 01.01.01 года. В нем предусмот­рено, что односторонние ог­раничения прав и льгот воен­нослужащих и членов их се­мей не допускаются, а госу­дарства-участники Содруже­ства обязаны взаимно согла­совывать принимаемые ими акты национального законо­дательства в этой области.

Обязательство соблюдать общепризнанные принципы международного права, а, следовательно, и обязатель­ства, принятые на себя на­званными соглашениями, за­креплено в конституциях го­сударств-участников Содру­жества Независимых Госу­дарств. Например, Конститу­цией Российской Федерации (статья 15) установлено: "Об­щепризнанные принципы и нормы международного пра­ва и международные догово­ры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации уста­новлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила между­народного договора."; Кон­ституцией Республики Казах­стан (статья 4) предусматри­вается, что международные договоры, заключенные Рес­публикой Казахстан, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредст­венно; Конституцией Респуб­лики Беларусь (статья 8) оп­ределено, что "Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства."; Кон­ституцией Республики Арме­ния (статья 6) установлено, что заключенные Республи­кой Армения международные договоры являются состав­ной частью правовой систе­мы Республики и если в них установлены иные нормы, чем предусмотренные в зако­нах, то применяются нормы международного договора; Конституцией Кыргызской Республики (статья 9) устано­влено, что Кыргызская Рес­публика соблюдает общепри­знанные принципы междуна­родного права, а заключен­ные Кыргызской Республи­кой международные догово­ры и иные нормы междуна­родного права являются со­ставной и непосредственно действующей частью внут­реннего законодательства (статья 12) и т. д.

Исходя из вышеизложен­ного, следует, что перечис­ленные соглашения по пенси­онному обеспечению подле­жат безусловному выполне­нию государствами-участни­ками даже в том случае, если в национальном законода­тельстве государства-участ­ника содержатся правила, противоречащие указанным соглашениям. Подтвержде­нием тому является толкова­ние названных выше согла­шений Экономическим Су­дом Содружества Независи­мых Государств в Решении от 4 сентября 1996 года, а также определение от 01.01.01 года.

В каждом государстве создана своя пенсионная система, которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности. В Российской Федерации принципы, по которым функционирует пенсионное обеспечение военнослужащих, имеет существенные отличия от общей. Выплата пенсий гражданам, которые относятся к данной категории, и членам их семей регулируется отдельным законодательным актом и выплачивается не через Пенсионный фонд, а через другие уполномоченные органы – силовые ведомства. В связи с этим данная тема требует отдельного рассмотрения.


Установленные законодательством правила, регламентирующие пенсионное обеспечение военнослужащих

Пенсионное обеспечение военных пенсионеров регламентируется рядом законов, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (последние изменения, внесенные в него, датируются 20 декабря 2017 г.).

Закон устанавливает перечень категорий граждан, которые могут претендовать на получение военной пенсии. В законе можно найти ответы на все интересующие вопросы, вплоть до алгоритма действий в том случае, если гражданин имеет право претендовать на различные пенсии. Им также регламентируется способ исчисления пенсий, а также порядок ее назначения и выплаты. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей предполагает выплату пенсии, размер которой зависит от ряда факторов. В их числе такие, как причина потери трудоспособности (это может быть как наличие достаточной выслуги лет, военной или смешанной, так и инвалидность, вызванная различными обстоятельствами). Пенсия по потере кормильца составляет 40% или 30% (если гибель не связана с участием в боевых действиях) от имеющегося заработка военнослужащего. В остальных случаях процент выше.


Пенсионная реформа, которая проводится в стране с 2014 года, их также затронула. Тем не менее, внесенные изменения можно оценить скорее как положительные. Среди них такие, как:

  • новая формула расчета, которая предполагает ввод стандартов двойной пенсии и исчисления стажа;
  • увеличение надбавок определенным категориям сотрудников, которые проявляли активность и инициативность в работе;
  • повышение потолка пенсионного возраста;
  • наличие права получать пенсию в повышенном размере при выходе на пенсию позже установленного срока.

При этом все льготы, которые полагаются военным пенсионерам, сохранены.


Особую актуальность имеет вопрос о проведении индексации военных пенсий. Принятая несколько лет назад правительством программа устанавливает, что пенсия должна пересчитываться ежегодно для перекрытия инфляционных процессов. Однако сложившаяся непростая экономическая ситуация в стране вызывает определенные трудности при реализации такой меры. Так, за 2018 год имело место повышение пенсии всего на 4%. При этом обещанная индексация, проведение которой планировалось в октябре, по факту затронула только узкое число пенсионеров.

Индексация военных пенсий: с 1 октября 2020 года пенсии военнослужащих будут увеличены на 3%.


Виды военных пенсий

Действующий в настоящее время закон о пенсионном обеспечении военнослужащих выделяет три вида пенсий, которые полагаются военнослужащим, вышедшим в отставку, или членам их семей.

  • Во-первых, пенсия выплачивается за выслугу лет. Она полагается тем гражданам, которые имеют определенный стаж работы на военной службе, в органах внутренних дел и ряде других. На сегодняшний день нижняя граница требуемого стажа составляет двадцать лет. В том случае, если гражданин пришел в военную структуру не сразу, а установленный возраст выхода на пенсию достигнут на службе, общий трудовой стаж должен составлять не менее двадцати пяти лет. Во включенную в пенсионное обеспечение военнослужащих выслугу лет включается не только время службы, но и определенные льготные периоды (в частности, служба в так называемых «горячих точках»). Следует отметить, что пенсионный возраст существенно различается в зависимости от того, какую должность занимает военнослужащий. Если для рядового состава он составляет 50 лет, то высший командный состав должен служить до 65 лет. Что касается женщин, то они выходят на пенсию не позже 45 лет.
  • Во-вторых, пенсия может быть по инвалидности в том случае, если вред здоровью был нанесен при несении службы при условиях, которые прописаны в соответствующем законодательном акте.
  • В-третьих, если военнослужащий погиб при определенных законом обстоятельствах, члены его семьи получают право на пенсию по потере кормильца.

Принцип назначения пенсий военнослужащим и их родственникам отличается от того, по которому начисляются выплаты обычным гражданам. Они управляются иными законодательными актами. Кроме того, военным предусмотрено содержание из госбюджета по выслуге лет и в связи с инвалидностью, полученной на службе.

Особенности назначения военных пенсий


Отставные офицеры и солдаты получают пособие, устанавливаемое иным законодательством. А именно:

  • назначение начислений регулируется законом № 4468-1, утвержденным 12 февраля 1993 года;
  • все выплаты производятся за счет федерального бюджета;
  • средства на госсодержание данной категории граждан перечисляются не через Пенсионный фонд России (ПФР), а через соответствующие министерства.
Важно: военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, которые стали инвалидами вследствие военной травмы или заболевания в период военной службы, установят выплату на основании закона № 166-ФЗ от 15.12.2001.

Члены семей военных также обеспечиваются государством в случае утраты кормильца по любой причине:

  • гибели во время выполнения долга;
  • смерти от старости или болезней.

Военные пенсии в 2018 году были проиндексированы, как и у всех остальных граждан. Ранее им, как и всем остальным, было выплачено по пять тысяч компенсационных.Рассчитывается материальное содержание отставников на основании денежного довольствия военнослужащего (ДДВ). В некоторых ситуациях размер довольствия увеличивается. В связи с тем, что военнослужащие рано уходят на отдых, им позволено продолжить трудовую деятельность на гражданке. За это бывшим военным может быть назначена вторая пенсия, без прекращения выплаты предыдущей (то есть станут получать сразу две).

Внимание! В 2012 г. в майских президентских указах было дано поручение чиновникам увеличивать каждый год военные пенсии на 2 процента сверх прогнозируемой инфляции. В частности, посредством увеличения показателя применяемого к военным пенсиям понижающего коэффициента. Однако выполнено это до сих пор не было. А в 2017 г. увеличение коэффициента вообще было приостановлено.

В итоге, начиная с 2013 г., военные и ведомственные пенсионеры не получают полагающейся им индексации. В 2019-2021 гг. обещанной повышенной индексации также не будет. Это уже отражено в федеральном бюджете на соответствующий период. Индексирование вместо причитающегося размера — 5,4 % будет на уровне 4,3%. При этом планируемая инфляция составит 3,4%. а понижающий коэффициент останется без изменений — 72,23%.

В следующие 2 года пенсионные выплаты проиндексируют в 2020 – на 3,8% и в 2021 – на 4%.

Виды госсодержания бывшим военнослужащим и их семьям


Отставникам и их родственникам назначается материальное обеспечение, зависящее от причины оставления службы. А именно:

  • по выслуге;
  • по причине инвалидности;
  • по утрате кормильца членам семей.

Каждый из приведенных видов выплат в адрес отставников и их родственников имеет свои нюансы. Методика работы по назначению матобеспечения содержится в законе № 4468-1. Однако есть общие тонкости, учитываемые в любом случае:

  1. Военнослужащий волен вернуться к службе, если здоровье позволяет. В такой ситуации пенсионное обеспечение останавливается. Возобновят его только после очередной отставки.
  2. Отставник, получающий матобеспечение из госбюджета, имеет право трудоустроиться:
    • по договору найма;
    • открыть свое дело.

Факт участия в трудовой деятельности не повлияет на начисления. Исключением являются надбавки, установленные для неработающих пенсионеров.

Пенсионные начисления по выслуге лет


Данный вид матобеспечения назначается защитникам Родины при соблюдении таких условий:

  • увольнения в запас;
  • наличия не менее 20 лет воинского стажа (он называется выслугой).
Внимание: если офицер вернулся на службу, то повторное назначение матобеспечения производится с учетом дополнительной выслуги.

В других ситуациях действуют иные критерии получения госсодержания. К таковым относится оставление службы:

  • в силу достижения предельного возраста;
  • по причине инвалидности;
  • в связи с сокращением.

Критериями назначения пенсии в вышеприведенных ситуациях являются:

  1. 45-летний возраст на момент увольнения;
  2. наличие общего стажа труда не менее 25 лет, из них:
    • 12 лет и 6 месяцев должно выпадать на воинскую службу (или приравненную).
Важно: к военнослужащим приравниваются работники полиции, прокуратуры, МЧС и иные, установленные соответствующими законодательными актами.

Когда назначается госсодержание по инвалидности


Защитникам Родины и правопорядка устанавливается материальное обеспечение из средств госбюджета в случае оформления инвалидности, препятствующей дальнейшей службе. Критерии получения этого вида дохода таковы:

  • наступить инвалидность должна во время прохождения службы или в течение 3 месяцев после оставления ее;
  • более позднее фиксирование нетрудоспособности связано с заболеванием, возникшим в период воинской работы.

Согласно действующему законодательству состояние инвалидности фиксируется органами медико-социальной экспертизы (МСЭ). В частности, специалисты выявляют причину подобного состояния пациента. А от нее зависит категория военного пенсионера. Они подразделяются на лиц, получивших инвалидность:

  • вследствие получения травмы;
  • из-за заболевания, возникшего на воинской службе.
Важно: материальное содержание данной категории граждан назначается на период установления инвалидности (до очередного переосвидетельствования).

Бессрочно пенсия выплачивается лицам, достигшим предельного возраста трудоустройства:

  • 60-летия женщинам;
  • 65-летия мужчинам.

Госсодержание членов семей военных


Родственникам солдат и офицеров, являющимся иждивенцами, также положено матобспечение из госбюджета. Оно устанавливается в таких ситуациях:

  1. смерти военнослужащего во время выполнения долга или в течение трёхмесячного периода после увольнения от травм и болезней, связанных со службой;
  2. гибели во время получения пенсии военного;
  3. ухода из жизни в период до пяти лет после остановки выплат содержания;
  4. гибели в плену (при отсутствии доказательств совершения преступного деяния против Родины);
  5. пропажи без вести.
Важно: матобеспечение предоставляется каждому нетрудоспособному иждивенцу защитника Отечества.

Претендовать на выплаты из федерального бюджета имеют право:

  1. Дети военных:
    • несовершеннолетние;
    • в возрасте с 18 до 23 лет при условии получения образования очно;
  2. Супруги или родители:
    • признанные нетрудоспособными по любым основаниям:
    • не имеющие иного дохода;
  3. Родственник, ухаживающий за малолетними детьми (до их 14-летия) усопшего кормильца;
  4. Бабушка и дедушка погибшего при отсутствии иного содержателя.
Внимание: льготный порядок предоставления пенсии по утрате кормильца установлен для супругов и родителей погибших защитников Отечества.

Методика исчисления пенсий военнослужащим и их родственникам


Содержание защитников Родины и их иждивенцев зависит от причин назначения, стажа и иных сопутствующих обстоятельств. К основным критериям принято относить следующее:

Зависимость содержания от денежного довольствия


Пенсионное обеспечение отставников строится на показателе ДДВ . Он фактически заменяет размер оклада при подсчете пенсии гражданских лиц. Правительством запланировано в течение определённого периода довести пенсии военных до 100% ДДВ .

  • окладов:
    • должностного;
    • за звание;
  • надбавки по выслуге;
  • индексации.
Внимание! Начиная с 1.10.2019 г. ДДВ равно 73,68%.

Размер матобеспечения отставных защитников Отечества


Конкретные суммы пенсионного дохода военнослужащих определяются соотношением факторов:

Дополнительно устанавливается увеличение размера госсодержания в некоторых ситуациях:

Военнослужащие, получившие инвалидность, также обеспечиваются матсодержанием, исчисляемым от ДДВ . Размер зависит от группы:

  • 1 и 2: 75 — 85%;
  • 3: 40 — 50%.

Минимальные ограничения такого перечисления ориентированы на показатель РВ . А именно:

  • если инвалидность произошла из-за травмы, то ограничение составляет от 175 до 300% РВ ;
  • если причиной стало заболевание, то от 150 до 250% РВ .

Размер выплат по утрате кормильца


Содержание родных погибшего также связано с причиной его ухода из жизни и имеет ограничения по размеру.

Категория погибшего Размер пенсионного содержания иждивенца (от ДДВ ) Минимальная выплата (от РВ )
Из-за военной травмы 50% 200%
Из-за заболевания 40% 150%
Важно: иждивенцам погибшего защитника Отечества назначается содержание при отсутствии иных видов пенсионных начислений.

Право на вторую пенсию


Бывшие военнослужащие могут повторно трудоустроиться по гражданской специальности. При этом перечисление работодателем взносов в ПФР дает право труженикам на получение пенсионного обеспечения при:

  1. Достижении предельного возраста обязательного трудоустройства:
    • 65-летия для мужчин;
    • 60-летия для женщин;
  2. Соблюдении таких условий в 2020 году:
  • наличии 11 лет страхового стажа (в 2019 году 10 лет);
  • начислении 18,6 пенсионных баллов (в 2019 году 16,2 балла).
Важно: требования повышаются с каждым годом, в соответствии с новым «гражданским» пенсионным законодательством. К 2024 году необходимо будет иметь 15 лет стажа и 30 баллов к 2025 г..

Назначение и выплата пенсий военным


Заявку на пенсионное содержание необходимо направлять в тот орган, где проходил службу защитник Родины и правопорядка. Срочникам материальное обеспечение назначает ПФР , так же как и гражданским лицам. Им следует обратиться в местное отделение.

Отставникам для получения содержания необходимо предоставить в соответствующее министерство или ведомство:

  • заявку;
  • документы, доказывающие право на выплаты из федерального бюджета (к примеру, справку МСЭ ).

Пакет документов можно предоставить:

  • лично или через представителя на прием у специалиста;
  • почтовым отправлением.

Обрабатывается заявка, как правило, в течение десяти рабочих дней. Этот период отсчитывается с момента:

  • подачи заявления;
  • предоставления последней недостающей бумаги.

В случае принятия положительного решения, перечисления начинаются с первого числа месяца наступления права на них. При этом получить госсодержание можно:

  • через отделение Почты России;
  • на банковскую карту (счет).
Важно: необходимо своевременно информировать госорган, осуществляющий перечисления, о смерти получателя. Переплаченные средства взыскиваются с мошенников в судебном порядке.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Читайте также: