Сокращение страховой части пенсии военным пенсионерам

Краткое содержание:

Последние новости из Госдумы снова подняли тему об увеличении военных пенсий с 1 января 2021 года. По данным Пенсионного Фонда РФ, прибавка запланирована для нескольких категорий бывших госслужащих. В 2020 году Агентство стратегических инициатив подготовило для рассмотрения Госдумой законопроект о повышении пенсий на 5-10%. Давайте более подробно разберёмся в этом вопросе: кому положена индексация и на сколько повысят выплаты.

Будет ли увеличена военная пенсия с 1 января 2021 года

В 2020 году премьер-министр России М. В. Мишустин получил письмо от главы АСИ Чупшевой с предложением поднять военную пенсию. Информационное агенство ТАСС обнародовало содержание документа:

«Чтобы поднять пенсии и зарплаты госслужащим до указанного уровня, а также категориям граждан, попадающим под указы главы государства, потребуется 0,5 млрд. Рублей. Эти меры позволят улучшить оптовую и розничную торговлю».

Инициативу поддержал только 1 член профильного комитета Совета Федерации. Поэтому пока рано говорить каким категориям предусмотрены выплаты.

Какая ожидается пенсия военнослужащих в России в 2021 году

В 20 году планировалось поднять военные пенсии на 3,8 — 4,3%. Но индексацию снизили до 3%, объяснив, что уровень инфляции был ниже, чем ожидалось. Также была нарушена законодательная норма, предусматривающая ежегодную индексацию пенсий на 2% от текущего уровня инфляции. Обещанная отмена понижающего коэффициента на 2% была приостановлена, а выплаты заморожены минимум до конца 2021 года.

Если рекомендация главы АСИ не будет утверждена постановлением Правительства РФ, то в 2021 году военный пенсионер может надеяться лишь на индексацию в 4 квартале.

Какая надбавка положена работающим военным пенсионерам в Москве и других регионах России

В российской Конституции закреплён закон об обязательной индексации пенсий. Во время работы над поправками, глава рабочей группы рассказала о планах ввести прибавку работающим пенсионерам. Ещё в 2019 году Владимир Путин назвал это наиболее приоритетным направлением.

Сейчас идёт юридический спор по поводу индексации. Соответствующую статью в Конституции могут скорректировать. Пока нет информации, индексация пенсии будет производиться для всех пенсионеров или отдельных категорий.


Какая ситуация сейчас. Последние новости

В связи с эпидемиологической обстановкой в России, некоторые планы, связанные с пенсионными выплатами, пришлось отложить. Ещё во 2 квартале 2020 года специалисты сообщили о недополучении в ПФР 1,6 млрд. Рублей. После продления карантина, эта цифра увеличилась в несколько раз. Продукты и товары первой необходимости подорожали, поэтому реальный показатель инфляции не может приравниваться к запланированному. Предполагается, что на пенсионные выплаты будет выделено 40% доходов федерального бюджета.

Глава ПФР Антон Дроздов заявил, что если случится рост инфляции, то власти предпримут меры по увеличению размера индексации.

Подведём итог

Пенсионерам стоит ожидать стандартную прибавку в октябре 2021 года. Она составит примерно 3 процента. Но понижающий коэффициент увеличится до 76,66 процентов.

Изменения могут произойти в случае:

  • Постановления правительства РФ перенести срок индексации на другое время.
  • Увеличения ставки индексации, если статистика Росстата покажет выше уровень инфляции, чем запланированный в бюджете.
  • Принятия законопроекта от Агентства стратегических инициатив.
  • Решения отменить ограничение индексации для работающих военных пенсионеров.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!


Военнослужащий, который уходит на заслуженный отдых, имеет право на различные пособия, надбавки и выплаты. Даже если он ранее переквалифицировался в предприниматели или ушел работать на гражданку – льготы сохраняются.

Что представляет собой страховая пенсия и кому из бывших военнослужащих она начисляется по старости? Стандарты перерасчета, список документов и возможность сокращения – актуальные факты и полезная информация.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно !

Что это такое?

Выплаты начисляются на основе реального стажа и объема страховки, которая ежемесячно отчислялась в Пенсионный Фонд. Главное условие – учет взносов за время официального трудоустройства. На итоговую сумму имеет влияние заработная плата.

После наступления страхового случая (мужчина перешагнул возрастную отметку в 60 лет, а женщина – в 55) гражданин может рассчитывать на государственные выплаты каждый месяц.

До 60 лет у бывшего военного есть возможность заработать минимальный стаж для получения второй пенсии. Но за небольшой срок получить установленный государством минимум трудно из-за низких зарплат, а рассчитывать на большой заработок гражданину без профильного опыта проблематично.

Особенности второго пособия

В ст.5 закона N4468-1 прописано, что лица, имеющие стаж работы в военных ведомствах, претендуют на получение пособий по выслуге лет от Министерства обороны. Выплата включает ежемесячные начисления бывшим военным, которые продолжают работу после ухода в отставку.

Частные предприниматели, работники компаний и ведомственных структур получают гражданские пенсии только при соответствии ряду требований:

  • подходящий возраст;
  • стаж;
  • сумма личных баллов;
  • размер получаемых выплат.
к оглавлению ↑

Кому она положена?

Выплата подлежит начислению, если гражданин работает официально на любом государственном предприятии от 5 лет. Получить ее можно после наступления 60 лет.

Кто получает?

Любой бывший военный имеет право на денежное пособие при наличии беспрерывного стажа от 5 лет. Для начисления этих денег работодатель должен регулярно отчислять взносы по страховке (ст.3 Федерального закона «О трудовых пенсиях»).

После 60 лет

Согласно действующему положению «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» военные, ушедшие на отдых, частично получают трудовую пенсию. Необходимый возраст для начала начислений – 60 лет.

Какие условия начисления?

С текущего сумма высчитывается по обновленным схемам. Чтобы претендовать на такую выплату нужно соответствовать ряду условий (статьи 12—13 ФЗ N173).

  1. Возраст. Претендовать на выплаты до 60 лет смогут работники Севера либо предприятий, где условия труда представляют опасность для жизни.
  2. Наработка минимального стажа (для текущего года – это 6 лет труда на гражданке). Срок работы в военных ведомствах при этом не учитывается.
  3. Минимальные личные баллы. С предыдущего года необходимая сумма постепенно растет. Для 2016 коэффициент был 6,6, а к 2026 он вырастет 30.
  4. Получаемая пенсия по выслуге (или наличие помощи по инвалидности). Ее размер зависит от бывшей должности, сроков службы, звания. Среднее значение пенсий за 2016 год составляет до 20 тыс. рублей. Сумма помощи по инвалидности зависит от группы (от 5 до 20 тыс. рублей).

Как оформить?

Этот тип выплат имеет заявительный характер начисления (нет заявления – нет выплат). Подать этот документ с требованием начисления выплат нужно не раньше, чем через 30 дней до момента наступления права.

Написать заявление в Пенсионный Фонд (ПФ) можно при помощи нескольких вариантов:

  • личное обращение;
  • подача заявления через онлайн-кабинет (при помощи Интернета);
  • передача через работодателя;
  • отправка заявления по почте;
  • написание заявления в МФЦ (многофункциональный центр).

Что брать из документов? В списке в обязательном порядке бумага, подтверждающая личность (паспорт или альтернатива), справка из военного ведомства о назначении выплат. Также нужно предоставить трудовую книгу или нотариально заверенные копии от прямого работодателя (это подтверждения реального стажа, полученного на гражданке).

Другой аспект для начисления гражданской пенсии – наличие личного кабинета и открытого счета в системе страхования пенсионеров (СНИЛС). Здесь содержится актуальная информация про полученный стаж, размеры страховки, общий период срок работы вне силовых структур.

Как открыть счет? Нужно обратиться в Пенсионный Фонд. Там придется внести актуальные данные о себе в анкету заявителя и показать паспорт.

Выплаты

У бывшего военного такая пенсия насчитывает личные отчисления за срок работы вне армии. Для примера – у обычного гражданина сумма выплаты включает гарантированный платеж (4800 рублей) и накопления из ежемесячных взносов.

Гражданская пенсия подлежит ежегодной индексации. Если гражданин продолжает трудиться после наступления 60 лет – с 1 августа получаемая сумма подлежит перерасчету на основе страховых отчислений и уровня личного бала за минувший год.

Если у бывшего военного есть накопительные личные баллы, и он идет открывать свой первый счет в ПФ – открыта возможность выбрать различные начисления (единовременные, регулярные).

Как рассчитывается?

Действующий с 2008 года ФЗ №156 «О внесении изменений в отдельные части законодательства по вопросам пенсионного обеспечения» ликвидирует ограничение гарантий тех, кто после получения ежемесячных платежей продолжает трудиться. Ранее категория бывших военных не могла рассчитывать на гражданские платежи.

При смешанном стаже расчет второй пенсии производится по формуле:

  • В – сумма ежемесячных выплат;
  • Д – прожиточный минимум региона;
  • Т – стаж;
  • П – коэффициент понижения (для 2017 года 72,23%).

Возможность уменьшения начислений

С 2017 планируется начало сокращения гражданских выплат для бывших военных и других пенсионеров. Это связано с механизмом плановой приостановки индексации. Так, перерасчет для работающих граждан будет временно заморожен, а для неработающих – составит всего 4% в год.

Когда отменят?

Подобные идеи выносились на правительственное обсуждение еще в 2015. Цель – экономия финансов из местных бюджетов.

Для запуска механизма предлагалась отмена пенсий гражданам, доход которых свыше 1 млн в год, замораживание выплат работающим пенсионерам, ликвидация фиксированных выплат.

Но в итоге отмена вторых пенсий для военных пенсионеров официально не принята. Точного срока замораживания выплат для этой категории населения нет.

Полезное видео

О второй пенсии для военных смотрите в видео ниже:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:

Заключение Комитета ГД по обороне на проект бюджета 2021 в отношении индексации военных пенсий.

Законопроектом предусмотрено уточнение бюджетных ассигнований на пенсионное обеспечение граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службы , в том числе:

увеличение ассигнований (в связи с увеличением численности получателей) в 2021 году на 9 322,8 млн. рублей и в 2022 году на 9 695,7 млн. рублей;

уменьшение ассигнований (в связи с отнесением расходов к условно утвержденным расходам) в 2022 году на 418 246,4 млн. рублей и в 2023 году на 464 559,9 млн. рублей.

Комитет по обороне отмечает, что в соответствии с Приложением № 2 к Перечню публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов Закона № 380-ФЗ объем бюджетных ассигнований в 2021 году на выплату пенсий военнослужащим и приравненных к ним лиц был заложен из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 738 тысяч человек. Законопроектом предусматриваются бюджетные ассигнования в 2021 году в размере 797,52 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 694 тысяч человек. Вопреки мнению авторов Законопроекта фактически наблюдается уменьшение численности "военных пенсионеров" на 44 тысяч человек.

Законопроектом в части пенсионного обеспечения военнослужащих, членов их семей и лиц, приравненных к ним по пенсионному обеспечению, а также пособий и иные выплат в рамках пенсионного обеспечения, предусматриваются бюджетные ассигнования в 2021 году в размере 797,52 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 694 тысяч человек, в 2022 году в размере 414,75 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 771 тысяч человек, в 2023 году в размере 402,07 млрд. рублей из оценки численности "военных пенсионеров" – 2 894 тысяч человек.

При этом в пояснительной записке к законопроекту отмечено, что бюджетные ассигнования на 2021 – 2023 годы уточнены с учетом индексации в 2021 году на 3,7%, в 2022 году на 4,0% и в 2023 году на 4% пенсии военнослужащим и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению с 1 февраля , что не соответствует действительности. Кроме того Комитет Государственной Думы по обороне считает, что это введение в заблуждение депутатов Государственной Думы.

Пенсии лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон № 4468-I).

В соответствии со статьей 49 Закона № 4468-1, "военные пенсии" подлежат пересмотру:

а) одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий ( размер денежного довольствия военнослужащих должен увеличиваться (или индексироваться) с учетом уровня инфляции (п. 9 ст. 2 № 306-ФЗ) ;

б) с 1 января каждого года с учетом увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии ( т.е. изменения «понижающего коэффициента» ), установленного частью второй статьи 43 Закона (с 1 января 2012 года установлен в размере 54% и начиная с 1 января 2013 года ежегодно должен увеличиваться на 2% до достижения 100% его размера).

При этом в соответствии с частью третьей статьи 49 Закона № 4468-1 пенсии, минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий подлежат пересмотру при возникновении любого из оснований, указанных в настоящей статье, в том числе возникших одновременно .

Не смотря на это, Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу законопроект № 1027752-7 "О приостановлении действия части 2 статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Законопроект № 1027752-7), которым замораживается до 1 января 2022 года изменение "понижающего коэффициента" (с 1 октября 2019 года составляет 73,68 %), при этом индексация денежного довольствия военнослужащих согласно законопроекта на прогнозный уровень инфляции запланирована в 2021 году с 1 октября на 3,7%, в 2022 году с 1 октября на 4,0% и в 2023 году с 1 октября на 4,0%.

Таким образом, увеличение "военных пенсий" законодательно возможно лишь в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 49 Закона № 4468-1, а именно в 2021 году с 1 октября на 3,7%, в 2022 году с 1 октября на 4,0% и в 2023 году с 1 октября на 4,0%.

При этом обращаем внимание, что индексация страховой пенсии для граждан будет произведена с 1 января 2021 года на 6,3% (с 1 января 2020 года на 6,6%, в 2019 году с 1 января на 7,05%, а "военной пенсии" с 1 октября 2020 года на 3% и на 6,3% с 1 октября 2019 года).

В соответствии с абзацем вторым статьи 16Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (далее – Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ) Правительство Российской Федерации должно обеспечивать проведение единой государственной социальной политики и реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения.

Анализ роста пенсий в Российской Федерации показывает, что уже который год наблюдается более низкий уровень индексации "военных пенсий", чем страховых пенсий для граждан, что, как представляется, является дискриминационным.

При этом повышение "военных пенсий" с 1 октября вместо 1 января не компенсирует даже уровень расчетной инфляции. Указанные факторы снижают роль и значение военной службы, как ратного труда сопряженного с риском для жизни, который несопоставим с гражданским трудом.

Тем самым, по мнению Комитета по обороне, требования Федерального конституционного закона № 2-ФКЗ в части единой государственной социальной политики Правительством Российской Федерации систематически не выполняются.

Данная ситуация усугубляется еще и тем, что Правительство Российской Федерации на практике уже седьмой год уклоняется от выполнения законодательно закрепленных пенсионных гарантий граждан, уволенных с военной и приравненной к ней службе, и Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации" (далее – Указ № 604), путем внесения в Государственную Думу законов о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием очередного федерального бюджета (в частности части 2 статьи 43 Закона № 4468-I) и игнорирования требований подпункта "г" пункта 1 Указа № 604, которым Правительству Российской Федерации поручено обеспечить ежегодное увеличение пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем Послании от 15 января 2020 года отмечал, что все параметры, заданные в "майских" указах 2012 года, должны строго соблюдаться.

Требования подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 Правительством Российской Федерации в 2020 году были проигнорированы.

Аналогичная ситуации согласно Законопроекта и в 2021 году, требования подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 также не учтены. Законопроектом уровень инфляции в 2021 году предусмотрен в размере 3,7%. Следовательно, для выполнения требований подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 с учетом уровня инфляции в размере 3,7 % необходимо доведение индексации "военной пенсии" до 5,7%.

Комитет по обороне отмечает, что систематическое невыполнение требований Указа № 604 Правительством Российской Федерации является нарушением пункта 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, согласно которого указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, и абзаца пятого статьи 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", согласно которого Правительство Российской Федерации обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.

Наряду с этим, Правительством Российской Федерации постоянно игнорируются требования постановлений Государственной Думы.

Так, было проигнорировано требование Постановления Государственной Думы от 24 ноября 2017 года № 2835-7 ГД, в соответствии с которым Правительству Российской Федерации предлагалось в течение 2018 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 Указа № 604.

Постановлением Государственной Думы от 19 ноября 2019 года № 7110-7 ГД Правительству Российской Федерации также предлагалось в течение 2020 года обеспечить выполнение в полном объеме требований подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции.

Указанное требование Государственной Думы Правительством Российской Федерации было проигнорировано по умолчанию.

Такое отношение Правительства Российской Федерации к "военным пенсионерам" фактически дискредитирует законодательно закрепленный механизм пенсионного обеспечения военнослужащих.

Так, в части увеличения "военных пенсий" в соответствии с пунктом "а" части 1 статьи 49 Закона № 4468-1 (одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих), Комитет по обороне отмечает, что начиная с 2012 года по 2017 год включительно было приостановлено действие части 9 статьи 2 № 306-ФЗ, согласно которой размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям должны ежегодно увеличиваться (индексироваться) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Таким образом, даже при условии реализации запланированной на 2020 и 2021 годы индексации денежного довольствия военнослужащих те его размеры, которые могли бы быть достигнуты в 2018 году при безусловном исполнении Правительством Российской Федерации указанной нормы об индексации, не будут достигнуты даже в 2021 году.

При этом вследствие приостановления в 2012 – 2017 годах вышеуказанной нормы для повышения "военных пенсий" в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 49 Закона № 4468-1, в период с 2014 года по 2016 год был задан более высокий темп роста "понижающего коэффициента", который по мнению Минфина России, должен был к 1 января 2021 года составить 72% при безусловном исполнении Закона № 4468-1, а вследствие принятых мер составляет 73,68%.

Комитет по обороне не согласен с этим мнением, поскольку даже более высокий темп роста в период с 2014 по 2016 годы "понижающего коэффициента" не покрывал даже уровень инфляции.

Вместе с этим следует учитывать, что при введении части второй статьи 43 Закона № 4468-1 Правительство Российской Федерации обязывалось обеспечить превышение "военных" пенсий по сравнению с "гражданскими" пенсиями не менее чем в 1,7 раза.

Согласно законопроекта (приложение № 1 к Перечню публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов) среднегодовой размер выплаты на одного получателя "военной" пенсии в 2021 году составит 296,0 тыс.рублей, следовательно среднемесячный размер выплаты на одного получателя "военной" пенсии в 2021 году составит 24 667 рублей. При выступлении 22 октября 2019 года на пленарном заседании Государственной Думы первый заместитель Министра финансов Российской Федерации Л.В.Горнин отмечал, что "средняя "военная" пенсия (с учетом индексации в 3% с 1 октября 2020 года) составит 26 968 рублей по состоянию на 1 октября 2020 года. По заявлению Минтруда России средняя страховая пенсия с 1 января 2021 года (с учетом индексации в 6,3% с 1 января 2021 года) составит 17 443 рублей, по данным Пенсионного фонда России в настоящее время средний размер страховой пенсии составляет 16 500 рублей. По состоянию на 1 октября 2020 года с учетом увеличения с 1 октября 2020 года на 3% "военных" пенсий соотношение "военных" пенсий с "гражданскими" пенсиями составило 1,63:1. На 1 января 2021 года соотношение "военных" пенсий с "гражданскими" пенсиями составит только 1,5:1 (26968/17443=1,5; 24667/17443=1,4). Даже после запланированного законопроектом повышения с 1 октября 2021 года "военной" пенсии на 3,7% соотношение 1,7:1 достигнуто не будет (26968*1,037/17443=1,6; 24667*1,037/17443=1,46).

Таким образом, вследствие бюджетного законотворчества "недоиндексация" "военных пенсий" на текущее время составила более 25% (т.е. четвертую часть от суммы "военной пенсии"). Это привело к тому, что размер "военных пенсий" рядового и сержантского состава военнослужащих практически сравнялся с размером страховых (трудовых) пенсий, а порой и меньше (по состоянию на май 2020 года размер "военной пенсии" по категориям: рядового – 8 312,14 рублей, старшины – 14 576,37 рублей, прапорщика – 15 585,25 рублей, при этом МРОТ в 2020 году составляет 12 130 рублей).

Наряду с этим, за счет законодательно закреплённого учета неполного размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении "военной пенсии" (понижающего коэффициента), "экономия" бюджета с 2012 года по 2019 год составила порядка 2,8 трлн.рублей.

В июле 2020 года Комитетом по обороне были направлены обращения Председателю Правительства Российской Федерации и в федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц, с просьбой недопущения приостановки действия положений Закона № 4468-I и неукоснительного выполнения его требований, а также требований Указа № 604 (в части ежегодного увеличения пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента сверх уровня инфляции) при формировании бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годы.

Предложения Комитета по обороне в представленном законопроекте были проигнорированы.

Комитет по обороне с сожалением констатирует, что:

за 9 лет существования части 2 статьи 43 Закона № 4468-I (с 1 января 2012 года) ее действие приостанавливалось 6 раз и будет приостановлено и в седьмой раз;

за 9 лет существования подпункта "г" пункта 1 Указа № 604 (с 7 мая 2012 года) он был выполнен только один раз (в 2019 году) и в 2021 году его выполнение не планируется.

Указанные действия федерального законодателя не способствуют формированию у граждан доверия к действиям государства, подрывают престиж военной службы и ведут к нарастанию социальной напряженности среди получателей "военных пенсий".

В целях исключения нарушения пункта 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, прекращения дискриминации "военных пенсионеров" по отношению к другим пенсионерам, а также исполнения Закона № 4468-I и Указа № 604 Комитет по обороне настаивает на доведении индексации "военной пенсии" с 3,7% до 5,7% (с 1 октября 2021 года на 3,7% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих (на размер инфляции) как и заложено в Законопроекте и на 2% с 1 января 2021 года (на основании пункта "б" части 1 статьи 49 Закона № 4468-I) за счет доведения "понижающего коэффициента" до 75,16 %). В связи с изложенным потребуются дополнительные бюджетные ассигнования: в 2021 году – 16,27 млрд.рублей, в 2022 году – 17,33 млрд.рублей, в 2023 году – 18,03 млрд.рублей (всего на 2021-2023 годы – 51,63 млрд.рублей).

1. Проект федерального закона № 1027743-7 "О федеральном бюджете 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" по разделу 02 "Национальная оборона" и Государственной программы Российской Федерации "Обеспечение обороноспособности страны" в целом подготовлен в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации.

2. Бюджетные ассигнования по разделу " Национальная оборона "
в 2021 году составят 3 113 247,5 млн. рублей, в 2021 году – 3 231 721,8 млн. рублей и в 2022 году – 3 257 484,0 млн. рублей.

"Открытой частью" проекта федерального бюджета по разделу 02 "Национальная оборона" предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 081 830,58 млн. рублей на 2021 год, 1 107 249,28 млн. рублей на 2022 год и 1 134 215,39 млн. рублей на 2023 год.

3. Доля планируемых расходов на национальную оборону по отношению к ВВП составит в 2021 году - 2,7%, в 2022 году - 2,6%, в 2023 году - 2,5%.

Доля в общем объеме расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2021 и 2023 годах по сравнению с 2020 годом (13,9%) увеличится и составит 14,5%, в 2022 году увеличится и составит 15,1%.

4. Выделяемые объемы бюджетных ассигнований в целом позволяют обеспечить реализацию основных стратегических целей в развитии Вооруженных Сил Российской Федерации.

5. Комитет по обороне настаивает на том, что Правительству Российской Федерации в кратчайшие сроки необходимо проработать меры по повышению уровня оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций федеральных органов исполнительной власти.

6. В целях недопущения роста очереди на жилье, а так же сокращения срока ожидания реализации военнослужащими своих жилищных прав до 2-х лет, Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить финансирование соответствующих статей расходов на требуемом уровне.

7. В целях исключения дискриминации "военных пенсионеров" по отношению к другим пенсионерам, а так же исполнения Закона № 4468-I и Указа № 604 Комитет по обороне настаивает на доведении индексации "военных пенсий" с 3,7% до 5,7% (с 1 октября 2021 года на 3,7% за счет увеличения денежного довольствия военнослужащих (на размер инфляции) как и заложено в Законопроекте и на 2% с 1 января 2021 года (на основании пункта "б" части 1 статьи 49 Закона № 4468-I) за счет доведения "понижающего коэффициента" до 75,16 %). В связи с изложенным потребуются дополнительные бюджетные ассигнования: в 2021 году – 16,27 млрд.рублей, в 2022 году – 17,33 млрд.рублей, в 2023 году – 18,03 млрд.рублей (всего на 2021-2023 годы – 51,63 млрд.рублей).

8. Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона № 1027743-7 "О федеральном бюджете 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" в первом чтении с учетом его доработки ко второму чтению.

Мне через месяц исполняется 60 лет, получаю смешанную пенсию по линии Минобороны России за выслугу лет и за инвалидность по военной травме. После выхода на военную пенсию выработал стаж 15 лет, накопил 36 баллов. В каком возрасте и в какие сроки Пенсионный фонд России должен назначить мне страховую пенсию за гражданский стаж?


Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Военные пенсионеры получают пенсию за выслугу лет или по инвалидности по линии Минобороны, МВД, ФСБ РФ и ряда других силовых ведомств.

Если после службы военные пенсионеры продолжают работать в гражданских организациях, то при соблюдении определенных условий у них возникает право на получение страховой пенсии, назначаемой Пенсионным фондом РФ.

Военный пенсионер должен быть зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования. Тогда страховые взносы работодателя во время работы в гражданских учреждениях учитываются при назначении второй пенсии.

Сведения о гражданском стаже, начисленных и уплаченных страховых взносах, размере заработной платы, а также периодах работы в гражданских организациях отражаются на индивидуальном лицевом счете в Пенсионном фонде РФ. Номер этого счета указан на страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования – СНИЛС.

Вопросы назначения Пенсионным фондом РФ страховой пенсии по старости регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закон о страховых пенсиях).

Военным пенсионерам может быть назначена пенсия по линии Пенсионного фонда РФ – страховая пенсия по старости – при одновременном соблюдении ряда условий:

1. Достижение общеустановленного возраста выхода на пенсию.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона страховых пенсиях с 1 января 2019 г. при определении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, учитываются переходные положения приложения 6 к Закону страховых пенсиях, в соответствии с которыми предусмотрено поэтапное повышение возраста (ежегодно на 12 месяцев) по 2023 год до достижения максимального значения - 65 и 60 лет (соответственно для мужчин и женщин).

При этом следует иметь в виду, что гражданам, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложением 6 Закона страховых пенсиях, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").

Отдельным категориям военных пенсионеров страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий для досрочного назначения. Например, в случае работы на Севере, труда в тяжелых условиях и т. д. (ст. 30-33 Закона страховых пенсиях).

2. Наличие требуемого страхового стажа, не учтенного при назначении пенсии по линии силового ведомства (иными словами, «гражданского» стажа).

В 2019 году он составляет 10 лет и будет ежегодно увеличиваться на 1 год до 15 лет в 2024 году (приложение 3 к Закону страховых пенсиях).

3. Наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов

На 2019 год она установлена в размере 16,2 и будет ежегодно повышаться до 30 в 2025 году (ч. 3 ст. 35 Закона страховых пенсиях).

4. Наличие установленной пенсии за выслугу лет или по инвалидности по линии силового ведомства

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом (ч. 4 ст. 13 Закона страховых пенсиях).

Для назначения страховой пенсии по старости военному пенсионеру необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда РФ либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства (МФЦ), в случае, если между территориальным органом Пенсионного фонда РФ и МФЦ заключено соглашение о взаимодействии и подача указанного заявления предусмотрена перечнем государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре, установленным соглашением, либо по почте.

Также гражданин может направить заявление в форме электронного документа через "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или через «Личный кабинет гражданина» на официальном сайте Пенсионного фонда РФ.

В целях назначения пенсии необходимо оформить заявление и представить следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность;

- справка из органа, который осуществляет пенсионное обеспечение по линии силового ведомства (содержит данные о том, с какой даты гражданин получает пенсию, о периодах службы, предшествовавших назначению пенсии по инвалидности, либо периодах службы, работы и иной деятельности, учтенных при определении размера пенсии за выслугу лет);

- документы, подтверждающие «гражданский» стаж (трудовую книжку, трудовой договор и т. д.) и другие документы в соответствии с приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".

За разъяснениями с учетом анализа конкретной ситуации следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда РФ.

Достаточно много военных пенсионеров продолжают трудовую деятельность, но уже после выхода на пенсию и на гражданских профессиях. При определенных условиях эти граждане смогут оформить вторую пенсию — страховую по старости. Получить такие выплаты можно при выполнении условий по возрасту, стажу, сумме пенсионных баллов. Эти нормативы ежегодно увеличиваются, поэтому с каждым годом получить выплаты второй пенсии сложнее.

Размер второй пенсии для военных пенсионеров отличается от суммы, которая назначается обычным «гражданским» пенсионерам. В сумму их обеспечения не включается фиксированная часть пенсии. Она состоит только из страховой части, формируемой за счет взносов в ПФР в течение трудовой деятельности.

  • За назначением страховой пенсии гражданину необходимо обратиться в ПФР и предоставить необходимые документы и заявление о назначении.
  • При положительном решении военнослужащему необходимо будет выбрать способ доставки пенсии.

Пенсионное обеспечение военнослужащих в России

Военнослужащие и приравненные к ним лица получают пенсионное обеспечение по линии Министерства обороны, МВД, ФСИН и других силовых ведомств РФ. Пенсии за выслугу лет и по инвалидности назначается военным согласно условиям, предусмотренным в законе РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Так как увольнение с военной службы происходит довольно рано, военный пенсионер нередко трудоустраивается по гражданской профессии. На выплаты военной пенсии это никак не влияет, так как трудоустройство на пенсии не противоречит законодательству. Согласно ст. 57 закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, независимо от наличия какого-либо заработка или любого вида дохода (например, от предпринимательства и т.д.), военная пенсия, назначенная в соответствии с вышеуказанным законом, будет ему выплачиваться в полной мере (кроме надбавок для неработающих пенсионеров).

Государственная пенсия военным пенсионерам

Военнослужащим и сотрудникам силовых ведомств (МВД, ФСИН, Росгвардия, МЧС и т.д.) при определенных обстоятельствах назначается государственная пенсия по выслуге лет или по инвалидности.

Военная пенсия за выслугу лет назначается по одному из предусмотренных оснований (ст. 13 закона № 4468-1):

  • Если гражданин на день увольнения с военной или иной приравненной службы имеет не менее 20 лет выслуги;
  • Если гражданин увольняется из-за ухудшения здоровья, связанного напрямую со службой, либо был сокращен в связи с организационно-штатными мероприятиями. В этом случае установлены следующие условия:
    • наличие общего трудового стажа 25 лет, из которых 12,5 лет — военная служба;
    • возраст военнослужащего ≥ 45 лет.

Военнослужащим и силовикам, которые получили инвалидность во время прохождения службы либо в течение 3 месяцев после увольнения со службы, устанавливается военная пенсия по инвалидности. Такой вид обеспечения может быть назначен и в том случае, если инвалидность наступила позже чем через 3 месяца, но если причиной этого было ранение, травма или контузия, полученная непосредственно на самой службе.

Право на получение второй пенсии для военнослужащих

Военнослужащие после ухода с военной или приравненной к ней службы зачастую продолжают работать на «гражданских» должностях. Работодатели обязаны отчислять за таких работников страховые взносы в ПФР. Соответственно, при соблюдении определенных условий у военных и силовиков возникает право на получение пенсионного обеспечения по линии Пенсионного фонда.

Чтобы взносы за время работы военнослужащего в гражданских учреждениях учитывались при формировании второй (страховой) пенсии, пенсионеру надо быть зарегистрированным в системе ОПС.

  • Сведения о стаже, величине зарплаты, страховых взносах и периодах труда в гражданских учреждениях отображаются на индивидуальном лицевом счете лица в ПФР и определяют право на страховую пенсию.
  • Номер данного лицевого счета указывается на страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования — СНИЛС.

Условия получения второй гражданской пенсии для военных пенсионеров

Вторая гражданская пенсия, которую может получить военный пенсионер, называется страховая по старости. Условия получения этих выплат для военнослужащих такие же, как для гражданских пенсионеров.

Минимальные требования, необходимые для назначения страховой пенсии по старости каждый год корректируются. Например, для получения второй пенсии военным в 2021 году необходимо:

  • Наработать 12 лет страхового стажа, неучтенного при назначении военной пенсии;
  • Иметь 21 пенсионный балл, сформированные из пенсионных взносов, отчисляемых в ПФР;
  • Достичь пенсионного возраста — 61,5 лет у мужчин и 56,5 у женщин. Если пенсионер имеет право на досрочное оформление, то достичь возраста, установленного для конкретного вида льготной пенсии.

Перечисленные нормативы неокончательные — они ежегодно изменяются в течение установленного переходного периода. Согласно ст. 8 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г., ежегодные корректировки завершатся, когда будут установлены следующие нормативы:

  • пенсионный возраст — 60 лет у женщин и 65 лет у мужчин (с 2023 г.);
  • ИПК — 30 коэффициентов (с 2025 г.);
  • страховой стаж — 15 лет (с 2024 г.).

Размер второй пенсии военным пенсионерам в 2021 году

Расчет суммы гражданской пенсии для военнослужащих немного отличается от порядка расчета выплат для обычных пенсионеров. Частью 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ установлено, что в размер страховой пенсии для военных пенсионеров не включается фиксированная выплата — ее сумма в 2021 г. составляет 6044,48 руб.

Размер полагающейся военному пенсионеру выплаты зависит только от накопленных пенсионных коэффициентов (ИПК) и рассчитывается по формуле:

где СИПК — стоимость одного такого коэффициента (в 2021 году он равен 98,86 руб.).


Ежегодная индексация размера выплат

Размер страховой пенсии по старости ежегодно индексируется в соответствии с частью 10 ст. 18 закона № 400-ФЗ.

  • Традиционно размеры этих выплат индексировались с 1 февраля на величину прошлогодней инфляции.
  • Но на период с 2019 по 2024 год включительно было решено осуществлять индексации с 1 января, а процент, на который будут увеличены пенсии, строго зафиксирован в законе (в соответствии с частью 6 и 7 закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 г.).

Повышение размера пенсии осуществляется за счет индексации основных величин, из которых рассчитывается сама сумма пенсии — фиксированной выплаты и одного пенсионного коэффициента. Так как фиксированная выплата не назначается военным пенсионерам, прибавку они будут получать только в результате индексации стоимости одного ИПК.

Когда обращаться за назначением?

Обратиться за назначением выплат страховой пенсии военнослужащий может в любое время после приобретения права на такой вид обеспечения (при наличии стажа, баллов и достижении установленного возраста). Заявление о назначении пенсии вместе с необходимой документацией нужно направить в ПФР по месту жительства или фактического проживания. Это можно сделать несколькими способами:

  • При личном обращении или же через представителя (при этом на него необходимо оформить соответствующую доверенность).
  • По почте (днем подачи заявки считается день, который указан на штемпеле).
  • Через многофункциональные центры (МФЦ).

Необходимые документы для оформления

Для назначения страховой пенсии военный пенсионер должен предоставить вместе с заявлением следующий перечень документов:

  1. Паспорт гражданина РФ.
  2. Справку от органа, выплачивающего пенсию по линии силового ведомства. В данной справке должна быть информация:
    • о дате назначения военной пенсии;
    • периодах службы, предшествующих назначению выплат, если назначена пенсия по инвалидности, или периодах, учтенных при назначении выплат за выслугу лет;
  3. Документы, которые подтверждают «гражданский» стаж (трудовая книжка, трудовой договор, все справки, выданные госорганами или работодателем).
  4. Имеющим периоды работы в гражданских организациях до 2002 года рекомендуется предоставить документы, подтверждающие заработок за любые подряд 60 месяцев работы.

Порядок выплаты

Пенсия по старости, в том числе назначенная военнослужащим, выплачивается ежемесячно. Пенсионер имеет право выбрать организацию, которая будет осуществлять доставку пенсионного обеспечения. По личному усмотрению он определяет способ получения данных выплат:

    Почтой России. С помощью услуг этой организации пенсионер может получать пенсию на дому или же забирать деньги лично в почтовом отделении (в соответствии с устанавленной датой получения пенсии по графику доставки).

Читайте также: