Справка о членах семьи для военных пенсионеров

Здравствуйте! Я жена полковника в запасе, мне 61 год. Хронические заболевания. На данном этапе НЯК, диагноз поставлен в 2017 г. Теперь мне один раз в году необходимо специфическое обследование. Я обратилась в госпиталь г. Севастополя, где уже получала лечение в прошлом году. Но от меня требуют направление из нашей гражданской поликлиники ф.057. Вопрос: почему впервые вдруг это понадобилось, если у меня есть ОМС, по которой мне можно обращаться в любое медучреждение, и военное тоже? И второе: я супруга офицера, и поэтому согласно федерального закона имею право на бесплатное лечение именно в военном госпитале без направления из гражданской поликлиники. Или я не правильно думаю?

Здравствуйте! Весь ваш ответ я уже читала в ФЗ. У нас, в Крыму, в госпиталь попасть сложно, несмотря на то, что я супруга офицера в запасе. Меня интересует то, что почему я должна брать направление ф.057 в гражданской поликлинике? Разве это обязательно? Для чего? Чтобы провести лечение по ОМС? Но я ведь член семьи военнослужащего! Правы ли в госпитале?

Ответы юристов ( 1 )


Просим извинения, но у Вас вопрос не полный, поэтому приводим выдержки из ФЗ № 76-ФЗ:

1.В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» право на бесплатную медицинскую помощь в ВМУ имеют следующие категории граждан:
— военнослужащие по призыву;
— граждане, призванные на военные сборы;
— офицеры;
— прапорщики (мичманы);
— военнослужащие по контракту (остальные категории);
— члены семей офицеров (супруг, несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);
— лица, находящиеся на иждивении кадровых офицеров и проживающие совместно с ними по перечню, определенному приказом Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 085, приказом Министра обороны Российской Федерации 2005 г. № 1074дсп. Согласно требованиям приказа к иждивенцам относятся лица, которые находятся на полном содержании, или получают помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— офицеры, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения и члены их семей;
— прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
— члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, родители, достигшие пенсионного возраста, и родители-инвалиды старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

1.В соответствии с пунктом 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 16 января 2006 г. № 20 «Об организации оказания медицинской помощи в военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации» на обследование и лечение в военно-медицинские подразделения, части и учреждения Министерства обороны без ущерба для выше указанных категорий граждан принимаются
Граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил:
— вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
— члены семей иных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах;
— граждане, уволенные с военной службы из Вооруженных Сил вследствие отдельных заболеваний, полученных в период прохождения военной службы.

13. Медицинское обеспечение контингентов Минобороны России на территории Российской Федерации осуществляется по территориальному принципу. Территориальный принцип медицинского обеспечения устанавливается с целью равномерного закрепления контингентов Минобороны России за ВМУ, создания оптимальной нагрузки на лечебное учреждение, позволяющей максимально эффективно обслуживать прикрепленный контингент.

22. Прикрепление к амбулаторно-поликлиническим филиалам и структурным подразделениям ВМУ остальных категорий граждан осуществляется на основании заявления (рапорта) и документов (с их копиями), прилагаемых к нему:
Для членов семей офицеров:
— справки, выданной кадровыми органами воинских частей, организаций и учреждений Минобороны России о составе семьи офицера (форма 11 к Правилам оформления и выдачи удостоверений, справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала и членам их семей (приложение к Временной инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации от 19 августа 2009 г. № 205/2/588) (далее — Правила);
1.паспорта с отметкой о постоянной регистрации по месту жительства;
— полиса обязательного медицинского страхования (при наличии).
Для членов семей офицеров запаса (в отставке):
— справки, выданной кадровыми органами воинских частей о составе
семьи офицера (форма № 11 к Правилам) или военным комиссариатом по
месту получения пенсии о праве на бесплатную медицинскую помощь в ВМУ
формы № 3, № 4 к Правилам);
— паспорта с отметкой о постоянной регистрации по месту жительства;
— полиса обязательного медицинского страхования (при наличии).

Для вдов (вдовцов) военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы по контракту или после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более:
1.справки, выданной военным комиссариатом по месту получения пенсии, о праве на бесплатную медицинскую помощь в ВМУ (формы № 3, № 4 к Правилам) сроком на 1 год (в связи с законодательной нормой, согласно которой право на медицинскую помощь для указанной категории граждан сохраняется до повторного вступления в брак);
2.паспорта с отметкой о постоянной регистрации по месту жительства;
3.открепительного талона (приложение № 4) (для состоявших на медицинском обеспечении в другом ВМУ);

Как жена полковника запаса вы имеете право обслуживаться и лечить в военном госпитале, в каком порядке оформиться посмотрите нашу выписку.

Кто относится к членам семьи военнослужащего или гражданина уволенного с военной службы (военного пенсионера), имеющим право на обеспечение жильем (получение квартиры, ГЖС или жилищной субсидии) в составе его семьи

Вопрос о том, кто имеет право на получения жилья в составе семьи военнослужащего, военного пенсионера или гражданина, уволенного с военной службы без права на пенсию, но с оставлением в очереди на получение жилья, или исключенного из списков личного состава в связи со смертью (гибелью) (далее для краткости будем всех указанных лиц называть военнослужащими) остается все-еще актуальным как для простых граждан, так и для правоприменитлей, несмотря на то, что на эту тему есть масса исследований и публикаций. В разное время подход к решению этого вопроса был разным. Жилищные органы воинских частей и военных организаций, квартирные органы Министерства обороны РФ (сначала КЭЧ районов, КЭУ, ГЛАВ КЭУ, КЭО, МИС, и другие) и иных военных ведомств, да и суды разных уровней, пытались к данным правоотношениям применять нормы Федерального закона РФ 1998 г. «О статусе военнослужащих» (а еще ранее – Закона РФ 1993 г. «О статусе военнослужащих»), где круг членов семьи военнослужащего определен п. 5 ст. 2 указанного Закона. В связи с этим Верховный Суд РФ посчитал своим долгом дать соответствующие разъяснения (спустя 7 лет после принятия первого Закона «О статусе военнослужащих») и принял Постановление Пленума ВС РФ № 9 от 14.02.2000 г., в котором указал, что «При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.». Практически аналогичное разъяснение вошло в принятое в последующем Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих". Казалось бы, все спредельно ясно разъяснено. Тем удивительнее, что в до последнего времени и суды и военные жилищные органы в отдельных случаях при определении членов семьи, имеющих право на получение жилья вместе с военнослужащим, пытались применять п. 5 ст. 2 указанного Федерального закона (Вы легко можете в этом убедиться сами обратившись к практике, например, Московского окружного военного суда). А кто же на самом деле имеет право на получение жилья или жилищной субсидии вместе с самим военнослужащим, кто считается членом его семьи, являются ли таковыми его дети в возрасте более 23 лет или дети супруги (супруга) от предыдущего или предыдущих браков?

Обратимся, наконец, к Жилищному кодексу РФ (далее - ЖК РФ), к которому нас отсылает указанное выше Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 . В нем две статьи посвящены членам семьи. В зависимости от того, в какой квартире (жилом помещении) с семьей живет военнослужащий, нужно применять ту или иную статью. Если квартира (дом, комната) принадлежит гражданину на праве собственности, применяется ст. 31 ЖК РФ, если находится в государственной или муниципальной собственности, или иной собственности (не физического лица), квартира предоставлена по ордеру или договору социального найма, следует применять 69 ЖК РФ. Вроде бы все ясно, но … В статье 31 ЖК РФ сказано, цитата: «К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.». Таким образом, из толкования содержащейся в приведенной статье нормы права можно сделать вывод о том, что если собственник жилого помещения проживает отдельно, то во всяком случае тех, кто проживает в принадлежащем ему жилом помещении, нельзя признать членами его семьи. Такой вывод совпадает с позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации". Однако в настоящее время ссылки на указанный документ, содержащиеся в апелляционных и кассационных жалобах судами отвергаются под тем предлогом, что «Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.» (смотрите, например, Определение СК по ГД Верховного Суда РФ от 15 июня 2015 г. № 9-КГ15-7 или Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 5 октября 2015 г. № 32-КГ15-11). Интересно, те судьи Верховного Суда РФ, что выносят такие определения, каким образом узнали о том, что Пленум Верховного Суда РФ давая такое разъяснение, исходил из того, что у собственника имелось только одно жилое помещение? В самом указанном Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 ничего об этом не сказано и ничего подобного из него не следует. Можно ли подстраховаться, от того, чтобы Вас вдруг не сняли с очереди (исключили из единого реестра военнослужащих, нуждающихся в обеспечении жильем) и не отказали в получении жилья, если Вы проживаете у знакомых или родственников? Вот несколько рекомендаций. Во-первых, Вам необходимо заключить с собственником жилого помещения соглашение о временном проживании не в качестве членов семьи (примерный образец соглашения о временном проживании не как член семьи можно посмотреть и скачать здесь). Во-вторых, до получения жилья от Министерства обороны РФ необходимо зарегистрироваться по адресу воинской части. Это тоже очень важно, поскольку до сих пор (!) многие суды, неговоря уже о ДЖО МО РФ и структурных подразделениях, а также жилищные комиссии других федеральных органов, где законом предусмотрена военная служба (ФСБ, ФСО, ВВ МВД и др.), вывод о том, что то или иное лицо приобрело право пользования жилым помещением в качестве члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, делают из самого факта регистрации по месту жительства (постоянной прописки)! При этом, на сей счет все в том же Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 2 июля 2009 г. № 14 дано разъяснение, согласно которому регистрация гражданина по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами (п.11). Данный вывод подтверждается также правовой позицией, изложенной Верховным Судом Российской Федерации в своем Определении от 27 июля 2006 года № 6н-193/05 (кстати, из указанного определения, кроме того, следует, что Соглашение о временном проживании может быть устным, это во-первых, а во-вторых, проживание в квартире родственников не лишает права на получение жилья («один лишь факт регистрации военнослужащего в квартире, принадлежащей на праве собственности его родственникам, без учета иных обстоятельств, имеющих существенное значение, не может являться основанием для отказа в постановке его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.») Таким образом, тот факт, что военнослужащий с членами семьи длительный срок зарегистрирован в квартире родственника, даже ближайшего, знакомого или вовсе незнакомого лица сам по себе не означает, что он приобрел на эту квартиру какое-либо самостоятельное право и является нанимателем, собственником или членом семьи нанимателя, собственника указанного жилого помещения. Вообще, как говорится, для разбирающихся в предмете юристов это уже давно не вопрос, а вот для судов почему-то – нет.

А что, если военослужащий проживает со своей семьей в квартире, которая относится к государственному или муниципальному жилищному фонду и ему предоставлена ему по договору поднайма или по без заключения такового, по договору о безвозмездном пользовании, например, или вовсе по устной договоренности, не собственником, а нанимателем жилого помещения?

Как указано в упомянутом выше Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 2 июля 2009 г. № 14 (п. 25) "Разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен частью 1 статьи 69 ЖК РФ. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство; в) в исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.".

Согласно ст. 70 ЖК РФ наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.

Таким образом, для вселения в качестве членов семьи нанимателя, по общему правилу, требуется оформление письменного согласия всех членов семьи.

Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской от 2 июля 2009 г. № 14 к другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии. Таким образом, поскольку ребенок супруги является ее родственником, согласно указанному разъяснению Пленума Верховного Суда РФ он считается членом семьи нанимателя жилого помещения (в нашем случае в роли нанимателя выступает военнослужащий) и в составе его семьи имеет право на жилищное обеспечение. Признавать детей супруги от предыдущего брака или иных родственников, как следует из указанного разъяснения, находящимися на иждивении, для включения в личное дело военнослужащего с целью получения на них жилья, нет необходимости. Однако нужно помнить, что обязательным условием признания членом семьи военнослужащего для целей жилищного обеспечения является факт совместного с ним проживания. В соответствии с частью 1 статьи 69 ЖК РФ членами семьи нанимателя, кроме перечисленных выше категорий граждан, могут быть признаны и иные лица, но лишь в исключительных случаях и только в судебном порядке. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя (например, лица, проживающего совместно с нанимателем без регистрации брака), суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.

Если Вам нужна помощь в призанании в судебном или досудебном (административном) порядке Ваших родственников и супругов Ваших детей, иных лиц в качестве членов Вашей семьи, как для целей жилищного обеспечения, так и для получения ими иных социальных гарантий, которые установленых Федеральным законом РФ "О статусе военнослужащих" (медицинская помощь в военных лечебных учреждениях, преимущественное право приема в дошкольные образовательные учреждения (детские сады), право на бесплатный проезд, в тех случаях, когда это предусмотрено законом, право на санаторно-курортное лечение и др.) Вы можете обратиться к нашим военным юристам за консультацией, оформлением необходимых документов для органов военного управления, жилищных органов или суда и представления Ваших интересов по указанному вопросу в суде.

Следует отдельно отметить, что члены семьи военнослужащего, который погиб (умер) в период прохождения военной службы, имеют право на внеочередное обеспечение жильем, при этом при расчете полагающейся общей площади жилого помещения учитывается сам погибший (умерший) военнослужащий и наличие у него права на дополнительную жилую площадь, также указанные члены семьи имеют право выбора места жительства. Важно при этом отметить, что члены семьи военнослужащего, который погиб (умер) в период прохождения военной службы, имеют право на обеспечение жильем, если даже военнослужащий до своей смерти не стоял в очереди на получение жилья (не был признан нуждающимся в жилищной обеспечении), но при этом имел право стоять в такой очереди (смотрите, например, Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 13.07.2015 г. № 5-КГ15-67), при этом, как отмечено в Определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15.02.2016 г. № 56-КГ15-27, выслуга лет (продолжительность военной службы) правового значения для пр изнания указанных лиц нуждающимися в обеспечении жильем не имеет.

В случае, если Вам отказывают в постановке в очередь на получение жилья (включении в Единый реестр военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений) по причине того, что Вас супруг-военнослужащий на момент смерти (гибели) не был признан нуждающимся в получении жилья (не стоял в очереди (Едином реестре) на жилое помещение, Вы можете при подготовке заявления в суд воспользоваться исковым заявлением и в случае необходимости - кассационной жалобой, которые нами были использованы в деле Мартияновой Е.Г. Верховный Суд РФ удовлетворил ее кассационную жалобу и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, где ее требования к жилищной комиссии и командиру войсковой части были удовлетворены в полном объеме.

На вопрос о том, какое заявление: исковое заявление или административное исковое заявление (административный иск) нужно в настоящее время подавать в суд, когда квартирные органы (ДЖО МО РФ, жилищные комиссии) отказывают в постановке в очередь на получение жилья членам семьи, погибшего (умершего) военнослужащего, однозначного ответа нет. Письмо Верховного Суда РФ от 5 ноября 2015 г. № 7-ВС-7105/15 «О направлении информация по категориям гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в исковом порядке» внесло в этот вопрос неразбериху. В указанном Письме разъяснено, что такая категория дел (о признании недействительным (незаконным) решения органа местного самоуправления о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (либо об отказе в постановке на учет), об обязании восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилого помещения; о признании незаконными действий об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий) должна рассматриваться в исковом порядке, а, следовательно, в таких случаях нужно обращаться с исковым заявлением. В тоже время, в Бюллетене Верховного Суда РФ № 12 от 2005 года на вопрос под № 13: «В каком порядке могут быть оспорены решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях?». Дается ответ: «На стадии постановки граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли. Данные отношения носят публичный характер, так как гражданин оспаривает действия органа местного самоуправления. Исходя из изложенного решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, определенном главой 25 ГПК РФ» (в настоящее время действует Кодекс административного судопроизводства РФ)». С учетом изложенного, представляется, что все же правильнее (в смысле достижения нужного результата), подавать в гражданские суды исковые заявления о признании недействительным (незаконным) решения Департамента жилищного обеспечения (ДЖО МО РФ), его региональных управлений (ЗРУЖО, ЮРУЖО, ВОРУЖО) или жилищной комиссии о признании незаконными действий (решения) об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Также зачастую возникает также вопрос о том, в какой суд военный или гражданский нужно подавать иск членам семьи бывшего военнослужащего, который погиб (умер)? Здесь можно дать однозначный ответ, что члены семьи погибшего (умершего) военнослужащего должны обращаться с исками к квартирным органам Министерства обороны РФ (ДЖО МО РФ) или жилищным комиссиям воинских частей ВВ МВД, ФСО РФ, ФСБ РФ в гражданские суды по месту нахождения этих органов, не по месту жительства таких членов семьи (истцов). Следует также помнить, что военнослужащие, уволенные с военной службы и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями через органы власти местного самоуправления по месту жительства за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Постановлением Правительства от 6 сентября 1998 г. № 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих..». Зачастую им приходится сталкиваться с тем, что местные администрации или власти субъекта Российской Федерации отказывают во включении их в список или сводный список граждан, изъявивших желание об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в том числе, когда бывший военнослужащий и члены его семьи или кто-то один из членов семьи не хотят или отказываются сдавать занимаемое жилое помещение. Если Вы столкнулись с подобным случаем, Вы можете ознакомиться и скачать образец искового заявления об обязании Министерства строительного комплекса Московской области включить бывшего военнослужащего с членами его семьи, состоящих на жилищном учете в администрации одного из районов Московской области, в Сводный список граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц, изъявивших желание об обеспечении их жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». Указанное заявление было рассмотрено Красногорским городским судом Московской области и удовлетворено полностью.

Нужна помощь военного юриста (консультация, составление административных исковых заявлений, жалоб (апелляционных, кассационных) в Верховный Суд РФ, Конституционный Суд РФ, Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ), по жилищным вопросам (по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семьи: постановки в очередь на жилое помещение в Единый реестр, получения жилищной субсидии, получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, представление интересов в суде?

Нужна профессиональная юридическая консультация военного юриста по жилищным вопросам на понятном для обычного человека языке?

Нужен образец заявления, иска, жалобы в суд?

Звоните: +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва)

Мы будем признательны, если Вы окажете помощь в развитии нашего сайта:

- разместив ссылки на наш сайт http://www.voensud-mo.ru/ в Интернете.

- оставив отзыв о нашей работе, например, на Яндексе.

Быть женой военного, значит вместе с мужем посвятить свою жизнь служению Родине. Такая деятельность всегда связана со многими неудобствами, однако государство старается максимально позаботиться о таких категориях граждан. Выход супруги военного на пенсию осуществляется на особых условиях. Помимо обычной пенсии, женщина может рассчитывать на дополнительные льготы.

Пенсия женам военнослужащих

Военный с семьей, по долгу службы, вынужден часто менять место жительства. В связи с этим, у его супруги могут возникнуть трудности с поиском работы и быстрым трудоустройством.

Специальность женщины может быть редкой и не будет востребована, или же военный городок настолько мал, что работы нет вовсе. Бывает и так, что работа есть, а садика или яселек нет, ребенок находится под постоянным присмотром матери.

При достижении пенсионного возраста жена военнослужащего может не наработать необходимы стаж.

Государство учло этот фактор, а также психологические и социальные нагрузки жен военнослужащих. Для поддержки этой категории граждан принят ряд законодательных актов:

  • Федеральный закон «О статусе военнослужащего».
  • Редакции от 17.12.2001 закона «О трудовых пенсиях».
  • Свежий Федеральный закон 2013 года «О страховых пенсиях».
  • Некоторые положения «Закона о занятости населения».

Условия назначения

Согласно действующему пенсионному законодательству России, выплата пенсии по старости положена:

  • при достижение женщиной возраста 55 лет;
  • при наличии минимального трудового стажа в сумме 15 лет;
  • перечисление взносов в Пенсионный Фонд за все время работы;
  • ИПК не менее 30 пунктов.

Как оформить и получить

Для получения пенсии по достижению возраста, женщине необходимо собрать и предоставить полный пакет документов в соответствующий орган . Возможно потребуется сделать запросы в военные части по месту службы супруга, а так же в отделы кадров по месту работы. Специалисты Пенсионного Фонда изучат предоставленный пакет на достоверность и примут решение о назначении пенсии.

Предварительно, за три месяца до 55-летия, женщине необходимо обратиться в Пенсионный Фонд по месту жительства. Там нужно получить предварительные консультации по необходимым документам, а так же выяснить условия назначения будущей пенсии.

Согласно части 6 статьи 21 ФЗ №400, после 55 дня рождения, для назначения пенсии необходимо предоставить следующие документы:

  • документ удостоверяющий личность, как правило, это паспорт;
  • свидетельство о заключении брака;
  • трудовую книжку, а так же сохранившиеся трудовые договоры;
  • свидетельства о рождении всех детей;
  • документ из военкомата, подтверждающий срок и место службы супруга;
  • справки с центра занятости;
  • справки о доходах с мест работы;
  • документы, подтверждающий отсутствие других вид выплат. Например, пенсии по инвалидности.

Перечисленный выше пакет документов необходимо дополнить заявлением. Его бланк выдадут в день обращения в Пенсионном Фонде.

После рассмотрения и подтверждения подлинности трудового стажа, женщине будет назначена бессрочная пенсия по старости. В последствии, по своему желанию, она сможет перейти на получение пенсии умершего супруга-военного.

Начисление

Пенсия жены военнослужащего состоит из двух частей: выплаты по достижению пенсионного возраста и страховая часть. Согласно ФЗ №400, размер страховой пенсии зависит от следующих факторов:

  • размер заработной платы за указанный период. Чем выше эта сумма, тем больше будет пенсия. Стоит учитывать, что в расчет попадает лишь официальная зарплата. Все суммы выданные на руки, с которых неуплачен подоходный налог 13%, в формировании страховой пенсии не участвуют;
  • общая длительность трудового стажа. По новому законодательству, за каждый год работы начисляется определенный коэффициент, который впоследствии и влияет на размер пенсионных выплат;

  • возраст обращения за пенсией. Чем дольше будущий получатель будет откладывать обращение в Пенсионный Фонд, тем больше будет прибавка пенсии. Общий промежуток отсрочки не может быть более 10 лет.

Размер фиксированной пенсии по возрасту в 2018 году составляет 4982 рубля 90 копеек. Ежегодно это сумма индексируется и немного увеличивается.

Трудовой стаж жены военного

При расчете стажа жены военнослужащего применяются общие для всех категорий населения правила. Согласно статьи 13 ФЗ 400:

  • расчет стажа определяется в календарном порядке. При расчет 1 год равен 12 месяцам, а один месяц равен 30 дням;
  • в стаж не может быть включен срок, засчитанный другим государством, как период для начисления пенсии;
  • женщина имеет право выбора периода, который будет учитываться при назначении пенсии;
  • окончательно пенсия может быть назначена после учета всего трудового стажа.

В общий трудовой стаж жены военного входят все годы службы супруга до 1992 года. После этого срока, в стаж будут включены года, во время которых женщина не могла трудоустроиться официально . Для подтверждения данного факта необходима выписка из службы занятости.

В страховую часть пенсии включается время по уходу за ребенком по состоянию его здоровья. При условии что такое ухудшение здоровья возникло в связи с проживанием по месту службы супруга. Необходимо предоставить соответствующие выписки и заключения медицинской организации.

К страховому стажу так же причисляется время по уходу за ребенком до 1,5 дет. Если детей несколько или требуется длительный уход, то общий страховой стаж не может превышать шести лет.

Пенсионные льготы супругам военных

Кроме общей и страховой части выплат, женщина может рассчитывать на ряд льгот и доплат.
По ФЗ «О страховых пенсиях» доплаты положены труженицам Крайнего Севера (необходимо отработать определенное количество лет), а так же надбавка по достижению возраста 80 лет.
И конечно, жены военных имеют такие же права на региональные выплаты, наравне с другими пенсионерами.

Помимо денежных пособий, женщинам-пенсионерам доступны и другие виды льгот:

  • по ФЗ «О статусе военнослужащих» всем членам их семьи положено бесплатное медицинское обслуживание в военных госпиталях, обеспечение необходимыми медицинскими процедурами и препаратами на безвозмездной основе;
  • жена военного пенсионера имеет право один раз в год бесплатно съездить на лечение или к месту отдыха. Билеты и транспортные расходы оплачивает государство.

Назначение пенсии на основании потери кормильца

При достижении женщиной 55 лет, в случае смерти супруга, она имеет право на назначение досрочной пенсии. Размер этой пенсии зависит от многих факторов:

  • заслуг военного;
  • среднего заработка;
  • звания и стажа;
  • обстоятельств гибели военного.

В любом случае, семья погибшего получит три миллиона рублей моральной компенсации.

В случае если оба супруга являются пенсионерами, после смерти военного,его жена имеет право выбрать чью пенсию она будет получать в дальнейшем. Данной льготой женщина может пользоваться до повторного вступления в брак.

Согласно 8 статье федерального закона №166, пенсионные пособия по потере кормильца могут выплачиваться не только супруге, но и другим членам семьи. По тому же закону условиями для начисления пенсии вдове военного являются:

  • нетрудоспособность по возрасту или состоянию здоровья;
  • уход за детьми до 1,5 лет;
  • потеря источника дохода.

В случаях, предусмотренных законодательством, супруга и родственники погибшего имеют право на получение двух пенсионных выплат одновременно . Необходимо подтвердить документально факторы, влияющие на то или иное пособие.

Кроме того, супруга погибшего имеет право на единовременную выплату в случае смерти — помощь на погребение. Семье усопшего начисляется трехмесячный оклад. Регулирует данную льготу постановление правительства №941.

Таким образом, собрав все необходимые документы, подтверждающие статус жены военного, женщина может получить достойную жизнь в преклонном возрасте. Не стоит забывать и отказываться от всех положенных по закону льгот и пособий. Все эти поощрения были получены заслуженно, посвятив свою жизнь Родине.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут


Быть женой военнослужащего даже в мирное время – дело непростое. Эти женщины понимают, что работа их супруга – «Родину защищать», и потому связана с трудностями и риском для жизни, а кроме того, зачастую и с бытовой неустроенностью всей семьи, жизнью в гарнизонах.

Офицерская служба предполагает переводы из одной военной части в другую, часто это могут быть совершенно противоположные концы страны. Жены военнослужащих повсюду следуют за ними. Служба их супруга может проходить далеко от крупных городов, в маленьких, иногда закрытых режимных городках и поселках, где возникают большие проблемы с трудоустройством, особенно по специальности. Женщинам часто приходится отказываться от возможности работать и иметь личный доход. Они посвящают все свое время семье, воспитанию детей и заботе о супруге.

Законодательное регулирование вопроса

Не имея возможности трудиться в течение некоторого времени, многие из женщин, чья судьба связана с военнослужащими, не успевают обеспечить себе такой трудовой стаж, который позволит в будущем получать пенсию.

Именно поэтому, учитывая социальные и психологические нагрузки, которые испытывают супруги военных, государство приняло несколько законодательных актов, которые обеспечивают их некоторыми льготами и гарантируют в будущем достойное пенсионное обеспечение.

Регулируется это такими федеральными законами:

  • закон «О статусе военнослужащего»;
  • два пенсионных закона:
    • «О трудовых пенсиях» в редакции от 17.12.2001;
    • «О страховых пенсиях», который был принят на смену прошлому в 2013 году.

При расчете пенсии и оформлении льгот для жен военнослужащих учитываются положения «Закона о занятости населения», некоторые Постановления правительства и другие документы.

Виды государственной поддержки


Чтобы социально защитить семьи военных и поддержать их, государством предусмотрены некоторые льготы: например, внеочередное предоставление служебного жилья прибывшим на место службы, бесплатный проезд супруги от места жительства к месту службы мужа, предоставление медицинского обслуживания для всех членов семей военнообязанных, возможность для работающих женщин брать отпуск одновременно с мужем, а не в соответствии с графиком отпусков. Особые льготы предусматривают устройство детей военнослужащих в детские сады, предоставление им путевок в летние лагеря, выплаты дополнительных пособий, если в семье есть ребенок младше трех лет.

Помимо этого, чтобы обеспечить женщин, чьи мужья являются военными, в будущем пенсией и возможностью заработать необходимый трудовой стаж, в сфере трудоустройства тоже существуют положения, обеспечивающие им возможность приоритетного устройства на работу по месту службы супруга. Если не находится работы по специальности, женщины могут за счет средств работодателя пройти обучающие курсы, позволяющие получить им новую профессию.

Если же при переезде на новое место, работы для женщины не находится, она имеет право получать соответствующее пособие, а этот период тоже будет учитываться в качестве трудового стажа при расчете пенсии. Для этого нужно встать на учет в центре занятости и получить там справку. На основании этого документа женщина сможет получать социальную пенсию.

Получать пенсионное обеспечение жены военнослужащих могут на общих основаниях только после достижения пенсионного возраста. Льготное получение в более раннем возрасте возможно только, если ее супруг погиб во время службы или умер от полученных ран. Величина пособия будет зависеть от звания супруга, его стажа и заслуг.

Порядок расчета стажа


По закону «О статусе военнослужащих» в общий трудовой стаж жен военнослужащих включается весь советский период жизни с мужем, независимо от того, где проходила служба, то есть до 1992 года. После 1992 года в стаж включают то время, когда семья проживала по месту службы мужа, в котором не было возможности для женщины устроиться на работу. Это должно быть подтверждено документом из службы занятости.

В страховую часть включают то время, когда супруга военного не могла работать из-за здоровья ребенка, если это связано с особыми условиями проживания по месту прохождения службы мужем. Для этого нужна будет справка из медицинского учреждения, которая подтверждает, что в этот период ребенку требуется уход, который осуществляет мать.

Закон «О страховой пенсии» гарантирует женам военных включение в страховой стаж 5 лет из того периода, когда они проживали в таком месте, где невозможно было найти место работы. Даже если это занимало больший период времени – 15 или даже 20 лет, стаж ограничен пятью годами.

К страховому стажу можно приплюсовать и время ухода за ребенком до полутора лет. Если детей несколько, то общий период нетрудоспособности в связи с уходом за ребенком, включаемый в страховую часть, не может быть большое шести лет.

Правила и пример вычисления размера пособия

После достижения пенсионного возраста женщина может обратиться в местное отделение Пенсионного Фонда с заявлением и приложением всех документов. Рассчитать приблизительно будущее пенсионное пособие можно заранее.

Любая пенсия состоит из двух частей – стандартной фиксированной суммы, которая в этом году равна 5334 рубля 19 копеек и индивидуального пенсионного коэффициента. Он высчитывается по специальной формуле, правила его исчисления закреплены в законе «О страховых пенсиях».

Кроме того, возможно увеличение фиксированной суммы, если служба супруга, период которой включен в стаж, или трудовая деятельность женщины проходила на Крайнем Севере или других регионах со сложными климатическими условиями. Специальные надбавки положены и тем, кто достиг 80-летнего возраста.

Региональные законодательства тоже могут осуществлять определенные выплаты к пенсиям своим жителям, в том числе и женам военнослужащих.

Пример


Попробуем рассчитать примерный размер будущих выплат при следующих условиях:

  • Один балл пенсионного коэффициента в 2019 году равен 87,24 рублям.
  • Фиксированная выплата – 5334 рубля 19 копеек.
  • С учетом всех положенных женщине законом льгот сумма ее балов будет равна 30 (сюда же включаются и время ухода за двумя детьми).
  • Соответственно, мы может высчитать размер страховой части:
    87,24 * 30 = 2617,2 рублей.
  • Теперь можно узнать общий размер пенсии:
    2617,2 + 5334,19 = 7951,39 рубля.

Увеличена пенсия может быть за счет региональных выплат или при действии специальных коэффициентов.

Иногда производится перерасчет пенсионного обеспечения из-за увеличения трудового стажа, если после получения пенсии, женщина продолжает работать; в случае смерти мужа, если женщина выбирает его пенсионное обеспечение как основное; при инвалидности или после 80 лет.

Документы для начисления

Чтобы оформить пенсию, женщина должна за три месяца до достижения пенсионного возраста явиться в отделении Пенсионного Фонда, выяснить все нюансы и подготовить документы:


  • паспорт или любой другой документ, удостоверяющий личность;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельства о рождении детей;
  • трудовая книжка;
  • справка о месте и времени службы супруга (получить ее можно в военкомате);
  • на последнем месте работы нужно взять справку о зарплате;
  • из Центра занятости нужна справка о постановке на учет, в тот период, когда женщина не была трудоустроена;
  • справка из органов соцзащиты о том, что женщине не начисляется пенсионные пособия по инвалидности или потере кормильца.

После сбора документов нужно приложить их к заявлению и передать в Пенсионный Фонд. Когда они будут проверены и по достижении пенсионного возраста, супруге военнослужащего будет начислены выплаты.

В случае смерти мужа

Женщины имеют право на льготную пенсию до достижения пенсионного возраста, если их супруг-военнослужащий погиб во время прохождения службы или умер от полученных ранений.

В этом случае его семья может получать пенсию, размер которой зависит от заслуг военного, его заработка, звания и стажа. Кроме того семья получает единовременное пособие в размере трех миллионов рублей.

Если оба супруга уже достигли пенсионного возраста, после смерти военного пенсионера, его жена имеет право выбрать, какую пенсию получать дальше: собственную или умершего супруга, то есть ту, размер которой больше. Получать пособие мужа можно только при условии, что в дальнейшем женщина не выходит замуж повторно.

Некоторые рекомендации по оформлению пенсионного обеспечения изложены в следующем видеосюжете:

Читайте также: