Судебная практика по назначению второй досрочной пенсии военным

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Задать вопрос в онлайн чате, юрист перезвонит через 10 минут

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2017 года

Центральный районный суд . в составе:

председательствующего Овсянниковой М.Ю.

при секретаре Гулидовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в . края о признании решения незаконным, зачете периода военной службы в общий страховой стаж, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

Истец обратилась в суд с иском к ответчику, указав, что решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Барнауле Алтайского края (далее – УПФР) от ДД.ММ.ГГГГ №.12.3 ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». С решением Пенсионного фонда истец не согласился, просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ №.12.3 об отказе в установлении пенсии, возложить на ответчика обязанность зачесть в специальный трудовой стаж истца период военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения в ГПТУ № . (Казахская ССР) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в общий трудовой стаж истца период военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении – один день за два дня, назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края в части требований о зачете периодов учебы и военной службы в специальный стаж прекращено в связи с наличием вступившего в законную силу и принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения суда.

Истец и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в г. Барнауле Алтайского края ФИО2 исковые требования не признала по доводам письменного отзыва, полагала не подлежащим зачету в льготном исчислении в общий трудовой стаж истца периода военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на отсутствие правовых основания для такого зачета в связи с тем, что пенсия истцу еще не назначена.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. обратился в УПФР с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости на основании пп.2 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ.

Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ №.12.3 ему было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.

В специальный стаж ФИО1 для досрочного назначения страховой пенсии не были включены период военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период обучения в ГПТУ № . с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Каждому гарантируется социальное обеспечение (ст. 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пп.2 п. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В случае, если отработано в данных условиях не менее половины установленного срока и имеется требуемая продолжительность страхового стажа, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального Закона от 28,12.2013г. № 400-ФЗ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.

В соответствии с ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 1 января 2017 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 11,4.

В соответствии с подпунктом «б» п.1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665, при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с пп.2 п.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ применяются Списки № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, а также Списки № 2, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 за период работы до 01.01.1992.

В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 №516.

Согласно указанным выше Правилам (п. 4) исчисления периодов работы, при досрочном назначении по старости периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с п.3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», которое действовало при назначении пенсии в соответствии с Законом СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях», к работе по Списку № 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 приравнивается период прохождения службы, если ей предшествовала или за ней следовала работа по Списку, период обучения в училищах, если за ним следовала работа по Списку.

УПФР на основании решения Ленинского районного суда г. Барнаула от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж истца засчитаны периоды работы в в качестве каменщика-монтажника с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в Строительно-монтажном поезде № в качестве каменщика с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

Согласно решению УПФР от ДД.ММ.ГГГГ №.12.3 период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежат зачету в специальный стаж, так как отсутствует факт работы по Списку №, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.

Спорные периоды были предметом судебной проверки, постановлением президиума Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ в их зачете в специальный стаж отказано.

Как указано в оспариваемом решении Пенсионного фонда, по представленным документам страховой стаж ФИО1 составил 38 лет 9 дней, стаж по Списку № – 6 лет 5 месяцев 1 день, что дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости при достижении возраста 58 лет.

При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения УПФР от ДД.ММ.ГГГГ №.12.3 об отказе в установлении пенсии ФИО1 суд не находит.

С учетом того, что в настоящее время истец не имеет требуемого для досрочного назначения пенсии специального стажа и не достиг возраста 58 лет, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая требования ФИО1 о зачете в общий трудовой стаж истца период военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении – один день за два дня, суд приходит к следующему.

В письменном отзыве на исковое заявление ответчик указывает, что при рассмотрении заявления истца об установлении пенсии УПФР период прохождения военной службы по призыву включен в страховой стаж ФИО1

В соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении размера пенсии величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяются исходя из размера страховой части трудовой пенсий (без учета фиксированного базового размера), исчисленного по состоянию на 31.12.2014 по нормам ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 №173-Ф3.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" оценка пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется при установлении трудовой пенсии.

Согласно п. 2 ст. 30 вышеуказанного закона расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

По смыслу указанных правовых норм одновременно применять при расчете размера пенсии как пункт 3, так и пункт 4 статьи 30 Закона невозможно.

В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в том числе, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.

Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

К выплате определяется наиболее выгодный вариант расчета пенсии.

Из системного анализа приведенных выше норм Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что правовое значение для включения периода службы по призыву в общий стаж имеет только для исчисления размера пенсии истца, который определяется при ее назначении.

То есть при условии возникновения у ФИО1 права на пенсию и ее установлении будет произведена оценка его пенсионных прав, а размер пенсии определен по выбору истца.

Вместе с тем судом установлено, что в настоящее время истец права на досрочное назначение страховой пенсии по старости не имеет в связи с отсутствием у него требуемого специального стажа, в связи с чем оценка пенсионных прав истца и решение вопроса о порядке расчета размера пенсии являются преждевременными. С учетом того, что спорный период зачтен в страховой стаж ФИО1, оснований полагать, что имеет место нарушение прав истца, нет.

На основании изложенного исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по трудовым спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(регионы РФ)

Консультация по телефону
(Москва и область)

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия


Здравствуйте. Вы можете обратиться в суд и обжаловать отказ пфр, ст. 131-132 ГПК РФ.


Каков вопрос - такой и ответ. В суд готовы подавать? Ваш вопрос все равно не решить консультацией.


Если Вы хотите знать, то судебной практики по схожим вопросам - много.


Платную консультацию Вы можете и сегодня получить, обращайтесь в личные сообщения, задавайте мне приватный вопрос. Я ради консультации не провожу встречи.


Для значительной части бывших ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС наступает время выхода на пенсию.

— Участникам ликвидации, занятым на работах в пределах 10-километровой зоны в 1986 году или не менее 10 суток в 1987 году, предоставляется право на досрочную пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста на 10 лет при наличии стажа работы не менее 20 лет у женщин и не менее 25 лет у мужчин, при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 15 лет.

— Документами, подтверждающими право на пенсию по вышеназванному основанию, являются: удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, документы, подтверждающие факт (для 1986г.) или период (для 1987 г.) работы в пределах 10-километровой зоны. Нарушенные права всегда можно защитить в судебном порядке при юридически грамотном подходе.



По вашему вопросу большая положительная судебная практика


я сделаю вам подборку судебных решений и направлю в ваш адрес


законно или не законно Вам отказал ПФР сказать сложно. Но по тексту Ваших постов смеем предположить, что отказали Вам устно. то есть де факто обжаловать нечего. Они так часто поступают (Просто дурят голову людям).

1. Для начала изучить вот этом закон: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
. В нем подробно написано как нужно обращаться к властям.

2. Пишем "Заявление о предоставлении достоверной и полной информации . " по интересующему Вас вопросу.

3. Отправляем по почте заказным с уведомлением и описью вложения в ПФР.

5. Если не ответили то подаем в суд на основании статьи 218,126,220"Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ за отсутствие ответа.

Если ответ пришёл то анализируем его принимаем решение, что делать дальше.

А сразу подавать иск в суд? Нет смысла. Вам его просто вернут без рассмотрения по формальным причинам.

* Хотите знать больше? Обращайтесь в приватном порядке. Для этого нажмите ссылку ООО "ОРИОН" рядом с нашим аватаром. Появится форма для приватного вопроса.

С уважением коллектив ООО "ОРИОН".


Александр, сотрудники ПФ вам отказали руководствуясь следующей информацией (взята с сайта ПФ):

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и новая редакция Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, досрочная пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, не может быть назначена, т.к. указанная пенсия не является страховой пенсией.


Таким образом пенсии, предусмотренные Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 являются государственными.


Право на страховую пенсию военнослужащие приобретают по достижении общеустановленного пенсионного возраста выхода на пенсию (55 лет для женщин, 60 лет для мужчин), либо возраста дающего право на установление досрочной страховой пенсии по старости.

О праве на страховую пенсию по старости, военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и новая редакция Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем военным пенсионерам из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, досрочная пенсия по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, не может быть назначена, т.к. указанная пенсия не является страховой пенсией.

Гражданин Н., 17.01.1959 года рождения, обратился в территориальный орган ПФР за назначением страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста за проживание в зоне № 4 более 12 лет. Он является получателем пенсии за выслугу лет от силового ведомства.

Дело N33-20371

Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав А.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы истца в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ и ч. 6 ст. 330 ГПК РФ, вместе с тем, приходит к выводу о том, что решение суда надлежит изменить, изложив резолютивную часть в соответствии с просительной частью искового заявления, исходя из следующего:

А.А. обратился в суд с иском к ГУ — ГУ ПФР N 4 по г. Москве и Московской области, просил признать недействительным решение пенсионного органа об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 17.03.2020 г. N 1030, признать за ним право на назначение пенсии, взыскать с ответчика расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб., — в обоснование своих требований ссылаясь на то, что он является полковником запаса, получает пенсию по выслуге лет, в период с 16.08.1990 г. по 01.12.1997 г. проходил военную службу и проживал в ЗАТО г. Тула-50, находящегося на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а именно отнесенному к зоне проживания с правом на отселение исходя из близлежащего населенного пункта (д. Прилепы Стрикинского сельсовета Арсеньевского района Тульской области); 20.01.2020 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочно страховой пенсии по старости со снижением возраста, установленного ст . 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400- ФЗ «О страховых пенсиях» ( ст. 7 ранее действовавшего Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), в порядке, предусмотренном ст. 30 — 37 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а именно ст. 33 данного Закона РФ , однако, в назначении досрочно страховой пенсии по старости ему, по мнению истца, необоснованно было отказано.

Форум чернобыльцев

Удовлетворяя исковые требования истца о признании незаконным отказ ГУ — ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в назначении С. страховой части трудовой пенсии по старости, и обязании ГУ — ГУ ПФР N 2 по городу Москве и Московской области назначить С. выплату страховой части трудовой пенсии по старости с 27.08.2014 г. (то есть момента обращения за ее назначением в пенсионный орган), суд обоснованно указал на то, что истцу на момент ее назначение было 56 лет, а также имелся необходимый страховой стаж — 5 лет.

Реализуя предоставленное ему полномочие, законодатель урегулировал вопросы пенсионного обеспечения в ряде законодательных актов, в том числе определяющих особенности правового статуса отдельных категорий граждан. Так, пункт 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусматривает назначение пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, военнообязанным, призванным на специальные и поверочные сборы, направленным и командированным для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшим обязанности военной службы (служебные обязанности), ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы.

Назначение досрочной второй пенсии военнослужащему запаса, получающего военную пенсию

Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости — 10 лет). Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30 — 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения указанного возраста в соответствии с пунктами 1 — 10, 16 — 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 — 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.

Согласно закону СССР территория расположения части была отнесена к зоне с льготным социально-экономическим статусом, и имел право на снижение возраста , необходимого для назначения пенсии по старости на 2 года, т.е. на один год за пребывание в зоне и еще на 1 год за 4 года проживания.

Ступинский городской суд Решение Гражданское дело 2-1400

6. Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Решение суда о назначении пенсии № 02-3782

С ДД.ММ.ГГГГ истцу по достижению 50 лет было предоставлено право на получение ежемесячной пенсии по возрасту на основании ст. 30 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по возрасту, поскольку, по его мнению, имеет право на одновременное получение двух пенсий: по инвалидности и по старости, на равных основаниях с инвалидами вследствие военной травмы в соответствии с п.2 ст. 29 Федерального закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В ходе судебного разбирательства установлено, что истец Рулев С. Н. в качестве военнослужащего принимал участие в работах по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, о чем ему было выдано соответствующее удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истец указывает, что после ухудшения состояния здоровья и освидетельствования во ВТЭК с 2000 года ему установлена инвалидность с указанием того, что «заболевание получено при исполнении обязанностей военной службы, связано с катастрофой на ЧАЭС», при переосвидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ истцу подтверждена 2-я крупа инвалидности во вышеуказанному заболеванию бессрочно. В связи с изменением статуса истца ему было выдано соответствующее удостоверение как лицу, получившему лучевую болезнь, ставшему инвалидом; пенсионными органами истцу назначена и выплачивается пенсия по инвалидности.

В удовлетворении исковых требований о назначении второй пенсии (трудовой пенсии по старости) участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, выплате задолженности отказано правомерно, так как на момент обращения в орган Пенсионного фонда с заявлением о назначении второй пенсии и на момент рассмотрения иска истец не достиг возраста 55 лет

Ф. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г. Ульяновска (далее — УПФ РФ в Заволжском районе) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что в период прохождения военной службы — с 07.09.1986 по 20.11.1986 — принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах 30-километровой зоны отчуждения. В связи с полученным заболеванием с ***.02.1997 ему установлена инвалидность, он получает пенсию по инвалидности. В 2011 году по достижении возраста 50-ти лет обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, со снижением пенсионного возраста на 10 лет. Однако ему в этом было отказано. Полагал отказ незаконным, просил обязать ответчика назначить ему вторую пенсию — трудовую пенсию по старости как участнику ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС с момента обращения с соответствующим заявлением, то есть с ***.02.2011, выплатить задолженность за период с ***.02.2011 по день рассмотрения дела.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Пенсия пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф

Соколов Евгений Юрьевич в период с 1988 по 1989 годы принимал участие в ликвидации последствий взрыва на четвертом энергоблоке на атомной электростанции в Чернобыле. Вследствие этого стал инвалидом третьей группы. Общий трудовой стаж Евгения Юрьевича составляет 8 лет.

Лица, относящиеся к данной категории населения, имеют право на государственные выплаты по старости и по инвалидности. В случае смерти человека, пострадавшего от событий на Чернобыльской АЭС (ЧАЭС), члены его семьи имеют право на государственную пенсию по случаю потери кормильца.

Две пенсии пострадавшим на ЧАЭС

  • лица, которые проживают в зоне отчуждения, получат сокращение на три года;
  • лица, которые участвовали в ликвидации последствий, получили какую-либо болезнь или работали в аварийных зонах, получат сокращение на пять лет;
  • если гражданин стал инвалидом или входит в некоторые категории лиц, то срок наступления пенсионного возраста приблизится на десять лет.
  1. Для граждан, ставших инвалидами, пенсионный возраст наступает с 50 лет (мужчины) и 45 лет (женщины), которые имеют трудовой стаж более пяти лет.
  2. Если лицо было занято на ликвидации с 1986 по 1987 год, то пенсионный возраст начинается с 50 лет (мужчины) и 45 лет (женщины).
  3. Если лицо было занято на ликвидации с 1988 по 1990 год, то пенсия начисляется при наличии трудового стажа более пяти лет, с наступлением возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины).

Вторая пенсия военным пенсионерам

Право на страховую пенсию для военных пенсионеров наступает в том же порядке как и для всех пенсионеров (достижение возраста и наличие страхового стажа общего и в РКС). В страховой стаж период военной службы не засчитывается. Страховая пенсия военным назначается без фиксированной выплаты к страховой пенсии. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Статья 32. Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан 1. Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам: 6) мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера; С 01.01.2020 в следующей редакции: 6) мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера;

Здравствуйте! Ответ на Ваш вопрос положительный! Учеба в ПТУ, а также работа до службы в ВС СССР по закону «О страховых пенсиях» будет засчитана в страховой стаж для назначения части страховой пенсии! При этом на момент назначения указанной части страховой пенсии необходим возраст 60 лет, а также стаж указанной работы 9 лет в 2020 году, в каждом следующем году на 1 год больше, а в 2024 году — 15 лет! Если имеются указанные условия, обращайтесь в ПФ РФ, в Управление ПФ в районе Вашего проживания в городе Краснодаре! Спасибо за обращение на правовой сайт.

Вторая пенсия: кто имеет право на двойную пенсию (две пенсии одновременно)

Военные пенсионеры обеспечиваются пенсионными пособиями от того ведомства, где проходили военную службу согласно ФЗ №4468-1. Для пенсионеров МВД, ФСБ, Минобороны, управлений по контролю за оборотом наркотиков, противопожарной службы и ряда иных силовых структур возможно получение выплат:

Жены военнослужащих, переезжающие с ними по различным гарнизонам, часто не имеют возможности формировать собственные пенсионные накопления. При смерти супруг, как единственного кормильца, они могут оказаться в тяжелых жизненных условиях. Поэтому законодательство выделяет данную категорию граждан при возможности получения двух пенсионных выплат.

Об установлении страховой пенсии по старости военнослужащему — участнику ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС

Следует отметить, что согласно положениям абзаца пятого статьи 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (в редакции, действующей с 01.01.2015) по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с данным Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом такие граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены статьей 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»4 .

По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Н.Карпекина

    Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 г. № 1-П

    “По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова”

    Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2015г. № 2500-О-Р

    По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы

    Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2014 г. № 18-КГ13-146

    По иску С. к Военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии, взыскании неполученной суммы пенсии и компенсации морального вреда.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 6.11.2013 г. № 23-П

    По делу о проверке конституционности части первой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.А. Федина

    Постановление Конституционного Суда РФ от 2.06.2011 г. № 11-П

    По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой В.Т.Казанцева.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2009 г. № 18-П

    По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

    Определение Конституционного Суда РФ от 20.03.2008 г. № 199-О-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями пункта "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2007г. № 17ПВ07

    В порядке надзора на решение мирового судьи судебного участка N 27 Ярцевского района Смоленской области Макурова В.В. от 12 июля 2006 г. и апелляционное определение Ярцевского городского суда Смоленской области от 5 октября 2006 г. по делу по иску В. к военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученной пенсии.

    Определение Конституционного Суда РФ от 19.06.2007г. № 477-О-О

    "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан С. и Я. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 13 Приложения 3 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год", пункта 8 Приложения 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", пункта 5 Приложения 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", статьи 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и статьи 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год"

    Определение Верховного Суда РФ от 3.04.2007 г. N КАС07-94

    По кассационной жалобе гр. Л. о признании недействующим подпункта "б" пункта 9 Постановления Совета - Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в части исчисления пенсий исходя из оклада по последней штатной должности.

    Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. N 350-О

    "О жалобам граждан Д. и М. на нарушение их конституционных прав положениями статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

    Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006г. № 187-О

    По жалобе гражданина Н. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

    Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006г. N 132-О

    "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина В.Н. Егорова частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2006г.№ 11-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Духаева Чечи Юнусовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 17, 45 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 1.12.2005г. № 428-0

    По жалобе гражданина Ш. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005г. N 379-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2005г. № 184-0

    По жалобе гражданина Ефимова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004г. N 429-О

    Пр запросу Калининградской областной Думы и жалобам граждан Степанова Рудольфа Александровича и Тюльпина Валентина Евгеньевича на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 13 приложения 3 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год", пункта 8 приложения 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", пункта 5 приложения 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", статей 97 и 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к нему, статей 102 и 144 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к нему

    Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004г. № 6-П

    О проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы.

    Решение Экономического Суда СНГ от 24.06.2002г.N 01-1/1-02

    По запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании применения положений Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года.

    Решение Верховного Суда РФ от 4.07.2002г. № ВКПИ 02-59

    По жалобе гражданина Елисеева Сергея Геннадьевича о признании незаконным п.17 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года №80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации".

    Определение Верховного Суда РФ от 4.10.2001г. по делу № КАС01370

    О признании незаконными п. 8, подп. «б» п. 9, подл.«б» п. 14 постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. №941

    Решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 22.06.2001г.

    Работа на должности операционной сестры в отделении хирургического профиля стационара даёт право на льготное исчисление срока выслуги для назначения пенсии медицинским работникам в соответствии с Постановлением Совета Министров № 464 - 1991г.