Судебная практика верховного суда по военным пенсиям

По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Н.Карпекина

    Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 г. № 1-П

    “По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова”

    Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2015г. № 2500-О-Р

    По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы

    Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2014 г. № 18-КГ13-146

    По иску С. к Военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии, взыскании неполученной суммы пенсии и компенсации морального вреда.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 6.11.2013 г. № 23-П

    По делу о проверке конституционности части первой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.А. Федина

    Постановление Конституционного Суда РФ от 2.06.2011 г. № 11-П

    По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой В.Т.Казанцева.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2009 г. № 18-П

    По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

    Определение Конституционного Суда РФ от 20.03.2008 г. № 199-О-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями пункта "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2007г. № 17ПВ07

    В порядке надзора на решение мирового судьи судебного участка N 27 Ярцевского района Смоленской области Макурова В.В. от 12 июля 2006 г. и апелляционное определение Ярцевского городского суда Смоленской области от 5 октября 2006 г. по делу по иску В. к военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученной пенсии.

    Определение Конституционного Суда РФ от 19.06.2007г. № 477-О-О

    "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан С. и Я. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 13 Приложения 3 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год", пункта 8 Приложения 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", пункта 5 Приложения 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", статьи 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и статьи 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год"

    Определение Верховного Суда РФ от 3.04.2007 г. N КАС07-94

    По кассационной жалобе гр. Л. о признании недействующим подпункта "б" пункта 9 Постановления Совета - Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в части исчисления пенсий исходя из оклада по последней штатной должности.

    Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. N 350-О

    "О жалобам граждан Д. и М. на нарушение их конституционных прав положениями статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

    Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006г. № 187-О

    По жалобе гражданина Н. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

    Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006г. N 132-О

    "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина В.Н. Егорова частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2006г.№ 11-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Духаева Чечи Юнусовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 17, 45 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 1.12.2005г. № 428-0

    По жалобе гражданина Ш. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005г. N 379-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2005г. № 184-0

    По жалобе гражданина Ефимова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004г. N 429-О

    Пр запросу Калининградской областной Думы и жалобам граждан Степанова Рудольфа Александровича и Тюльпина Валентина Евгеньевича на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 13 приложения 3 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год", пункта 8 приложения 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", пункта 5 приложения 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", статей 97 и 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к нему, статей 102 и 144 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к нему

    Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004г. № 6-П

    О проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы.

    Решение Экономического Суда СНГ от 24.06.2002г.N 01-1/1-02

    По запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании применения положений Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года.

    Решение Верховного Суда РФ от 4.07.2002г. № ВКПИ 02-59

    По жалобе гражданина Елисеева Сергея Геннадьевича о признании незаконным п.17 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года №80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации".

    Определение Верховного Суда РФ от 4.10.2001г. по делу № КАС01370

    О признании незаконными п. 8, подп. «б» п. 9, подл.«б» п. 14 постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. №941

    Решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 22.06.2001г.

    Работа на должности операционной сестры в отделении хирургического профиля стационара даёт право на льготное исчисление срока выслуги для назначения пенсии медицинским работникам в соответствии с Постановлением Совета Министров № 464 - 1991г.

    Определение Конституционного Суда РФ от 1.03.2001г. N 46-О

    Решением Верховного Суда Росийской Федерации по делу № ВКАПИ18-8 от 21 марта 2018 г. подп. "а" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или лучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утв. постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054) признан не противоречащим абз. 3 п. 1 ст. 15 и абз. 1 п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона, поскольку указанный "пункт Правил не содержит запретов и ограничений по сдаче ранее полученного жилого помещения, в том числе и того, которое было предоставлено им в собственность в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 15 для целей последующего обеспечения их жилыми помещениями в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 названного Федерального закона".

    Районный коэффициент при исчислении пенсии за выслугу лет при перемене места жительства применяется только в случае наличия у военного пенсионера необходимой выслуги лет именно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (15 и 20 лет соответственно), а не в иных районах, где установлены коэффициенты

    Жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания. То есть такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему с семьей жилого помещения в избранном постоянном месте жительства (жилищной субсидии)

    Проживание членов семьи административного истца в принадлежащей на праве собственности квартире его супруги указывает на необходимость учета доли занимаемого ими жилого помещения при определении нуждаемости административного истца и его супруги в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

    При поступлении на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий за выслугу лет на время службы приостанавливается

    В случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.

    Uраждане, которым в соответствии с частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I выплата пенсии, назначенной в связи с прохождением одного из видов службы, дающих право на пенсионное обеспечение по данному Закону, была приостановлена в связи с их поступлением вновь на службу, в частности, службу другого вида, вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант пенсионного обеспечения; при последующем увольнении со службы такие лица вправе либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им по последнему месту службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет

    Согласшения, заключаемые между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, на которых распространяется действие названного Закона о пенисонном обеспечении лиц, проходивших военную службу. и Сбербанком России которыми определяется порядок их взаимодействия по обеспечению выплаты назначенных указанным лицам пенсий, не могут содержать положений, ограничивающих право данной категории пенсионеров распоряжаться причитающимися им денежными средствами путем их размещения во вклады в иных, помимо Сбербанка России, банках на территории Российской Федерации, а равно устанавливать условия реализации этого права, при которых волеизъявление гражданина - получателя пенсии на перевод соответствующих сумм в избранный им банк было бы для него сопряжено с дополнительными финансовыми обременениями.

    Факт участия в боевых действиях может быть подтвержден свидетельскими показаниями

    Определение Конституционного Суда РФ от24 марта 2015 года № 592-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общественной организации «Союз пенсионеров города Юбилейного» на нарушение конституционных прав и свобод положениями части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

    • « первая
    • ‹ предыдущая
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • следующая ›
    • последняя »

    Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

    *Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

    +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва) (режим работы 9:00-19:00, кроме праздничных дней и выходных) ВНИМАНИЕ! КОНСУЛЬТАЦИИ ПЛАТНЫЕ, ВРЕМЯ МОСКОВСКОЕ!

    Задать вопрос военному юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru

    Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерена военной службы, боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре

    Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам. Спасибо!

    Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место» . Такую награду получают организации, если пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

    Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

    © 2016 Юридическая компания "СТРАТЕГИЯ" Все права защищены.

    Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?) Мы участвуем!

    Дата опубликования: 7 июня 2011 г.

    Ростовский областной суд

    Судья К. Дело № 33-7800

    06 июня 2011 г. г.Ростов-на-Дону

    Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

    председательствующего судьи: Нестеровой Е.А.

    судей: Жиляевой О.И., Баташевой М.В.

    при секретаре В.

    заслушав в судебном заседании по докладу судьи Баташевой М.В. гражданское дело по иску Н. к Военному комиссариату Ростовской области об установлении законного размера пенсии и взыскании задолженности,

    по кассационной жалобе Н. в лице представителя по доверенности Г. на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 08 февраля 2011г.,

    У С Т А Н О В И Л А:

    Н.обратился в суд с иском к Военному комиссариату Ростовской области об установлении законного размера пенсии и взыскании задолженности, ссылаясь на то, что он является пенсионером МО РФ и получает пенсию с 28.12.1988г., которую выплачивает ему Военный комиссариат РО. В соответствии с п.9 постановления Правительства РФ и Совета Министров от 22.09.1993г. № 941 пенсия истцу назначена из оклада по последней штатной должности, указанной в расчетной книжке. На день увольнения 27.12.1988г. должностной оклад истца составлял 200 руб., что на момент введения тарифной сетки по офицерским должностям на 01.02.1993г. соответствовало максимальному 15 тарифному разряду.

    Далее, в соответствии с приказом МО РФ от 28.06.2002г. № 245, изданным на основании постановления Правительства РФ от 26.06.2002г. № 462, истцу установлен тарифный разряд согласно Приложению № 1 к вышеназванному приказу МО РФ, в связи с чем, с 01.07.2002г. пенсия истцу исчисляется по 22 тарифному разряду.

    Ссылаясь на указанные обстоятельства, а равно на нарушение своих прав на пенсионное обеспечение в полном объеме, истец просил суд обязать Военный комиссариат РО назначить ему с 01.01.2011г. пенсию за выслугу лет из должностного оклада 4998руб., что соответствует 26 тарифному разряду, и взыскать в его пользу задолженность по пенсии за период с 01.07.2002г. по 31.12.2010г. в размере 59 871,96руб. единовременно.

    Правовым обоснованием заявленных требований, по утверждению истца, являются положения Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, Закона РФ от 27.05.1998г. № 76 и Постановление Правительства РФ от 22.09.1993г. № 941.

    Кроме того, истец просил суд взыскать в его пользу расходы на представителя в размере 5425 руб., представив соответствующий договор, акт выполненных работ и квитанцию об оплате.

    Решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 08 февраля 2011г. исковые требования Н.. оставлены без удовлетворения.

    В кассационной жалобе Н. просит об отмене решения по мотивам его незаконности и необоснованности, постановленным с нарушением норм материального права.

    Кассатор считает, что судом неправильно применены положения ФЗ от 07 мая 2002 № 49-ФЗ (ред. от 11.06.2008) "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления им отдельных льгот", согласно которому размеры окладов по типовым воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются не ниже размеров должностных окладов и надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд соответствующих категорий государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Соответствие основных типовых воинских должностей и воинских званий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, государственным должностям федеральной государственной службы и квалификационным разрядам государственных служащих федеральных органов исполнительной власти, а также соотношение окладов по другим типовым воинским должностям для установления окладов денежного содержания военнослужащих утверждаются Президентом Российской Федерации.

    Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.

    Судом необоснованно не принята во внимание имеющаяся в материалах гражданского дела справка от 16 декабря 2003 года № 64, согласно которой указывается, именно по должности с которой уволен Н. согласно штату № с 1 июля 2002 года установлен 26 тарифный разряд.

    С момента назначения пенсии (с 28 декабря 1988 года) и до введения новых условий установления должностного оклада (с 1 июля 2002 года) военный комиссариат Ростовской области применял для исчисления пенсии должностной оклад, установленный применительно к 26 т.р., и выплачивал пенсию из этого оклада в течение 12 лет, а с 1 июля 2002 года установил 22 тарифный разряд. Таким образом, необоснованно снизил тарифный разряд, должностной оклад и пенсию.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя Военного комиссариата Ростовской области Б., действующего на основании доверенности, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

    Постанавливая решение, суд первой инстанции исходил из того, что виды, назначение, выплата пенсий и пособий, исчисление выслуги лет, а также перерасчет пенсий лицам, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, установлены Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон РФ от 12.02.1993г. №4468-1).

    В соответствии со ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

    Порядок исчисления пенсий установлен Правительств РФ в постановлении от 22.09.1993г. № 941, согласно п.9 которого в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, уволенным с военной службы военнослужащим включается оклад по последней штатной должности.

    Ст.49 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 установлен перечень оснований, при наступлении которых подлежат пересмотру пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий.

    Судом установлено, что истец является пенсионером МО РФ и получает пенсию, которую выплачивает ему Военный комиссариат РО с 13.01.1987г.

    Из материалов дела следует, что пенсия по выслуге лет истцу назначалась исходя из фактического денежного содержания, существовавшего на дату его увольнения.

    В соответствии с п.2 ст. 12 Закона РФ от 27.05.1998г. № 76 «О статусе военнослужащих» размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям определяется Правительством РФ.

    Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27.01.1993г. № 65с 01.01.1993г. установлена тарифная сетка, в соответствии с которой были определены «вилочные» размеры должностных окладов военнослужащих по каждому тарифному разряду в пределах от минимума до максимума.

    Истец был уволен с должности начальника группы 5361 военного представительства, оклад по которой, согласно данным его пенсионного дела, с 01.01.1993г. соответствовал 15 тарифному разряду, в соответствии с которым ему и была исчислена и выплачивалась пенсия Военным комиссариатом РО, размер которой в дальнейшем индексировался, поскольку установленный по вышеуказанной должности оклад в период с 01.01.1993г. не изменялся.

    С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о правильном установлении размера и выплате пенсии истцу в соответствии с законодательством, регулирующем спорные правоотношения.

    При этом суд первой инстанции не принял доводы истца в той части, что его тарифный разряд соответствует 26, а потому должен быть произведен перерасчет пенсии, поскольку перерасчет пенсии осуществлялся одновременно с установлением тарифных разрядов по должностям военнослужащих, уволенных с военной службы до введения тарифных разрядов. При этом, по причине отсутствия у военных комиссариатов сведений о размерах окладов по должностям, которые по состоянию на день перерасчета типовыми не являлись либо были упразднены, для обеспечения работы по перерасчету пенсии применялись специально разработанные таблицы, в которых учитывался уровень увеличения денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, имеющих одинаковые должностные оклады при прочих равных условиях.

    Проанализировав обстоятельства дела, действующее законодательство, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для удовлетворения иска о перерасчете пенсии за спорный период из более высокого оклада по воинской должности, занимаемой им ко дню увольнения и взыскания задолженности, оснований не имеется. При этом, в связи с изложенным, установил, что отсутствует факт недоплаты пенсии военным пенсионерам за указанный период, в течение которого неоднократно одновременно с увеличением денежного довольствия военнослужащих пересматривались военные пенсии, исходя из вновь установленных окладов (по должности и по воинскому званию) в соответствии с решениями Правительства РФ.

    В соответствии с приказом МО РФ от 28.06.2002г. № 245, изданным на основании постановления Правительства РФ от 26.06.2002г. № 462, истцу установлен тарифный разряд согласно Приложению № 1 к вышеназванному приказу МО РФ, в связи с чем, с 01.07.2002г. пенсия истцу правильно исчисляется по 22 тарифному разряду, оснований для перерасчета пенсии по указанному разряду и взыскании задолженности суд не усмотрел.

    Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении и толковании действующего законодательства в сфере регулирования спорных правоотношений, судом установлены значимые для дела обстоятельства, дана оценка доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ, в том числе и представленной справке военного представительства 5361 от 16.12.2003г. №64, в результате оценки которой суд пришел к обоснованному выводу о том, что значимым обстоятельством для разрешения спора является размер фактического денежного содержания, существовавшего на дату увольнения истца (оклад по последней штатной должности), который в данном случае составлял 200руб., что на 01.02.1993г. соответствовало максимальному 15 тарифному разряду.

    Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, основаны на неправильном толковании закона, регулирующего пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, не могут быть приняты во внимание, оснований, установленных ст.362 ГПК РФ, для отмены судебного постановления не имеется.

    Руководствуясь изложенным и ст.ст. 361-366 ГПК РФ судебная коллегия

    Решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 08.02.2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Н. – без удовлетворения.

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 27 июля 2016 г. по делу N 205-КГ16-51

    Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе

    председательствующего Воронова А.В.,

    судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.

    при секретаре Рябцевой А.И. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" (далее - Управление) - Помоза В.Н. на решение Майкопского гарнизонного военного суда от 27 августа 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 18 ноября 2015 г. по делу об оспаривании подполковником Колесниковым Д.В. действий должностных лиц Управления, связанных с порядком подсчета выслуги лет для назначения пенсии.

    Заслушав доклад судьи Воронова А.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, выступление представителя Управления - Полозкова С.А. по доводам кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

    указанным решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, удовлетворены требования Колесникова о возложении на Управление обязанности по зачету в его выслугу лет для назначения пенсии периода военной службы с 28 августа 2008 г. по 30 ноября 2010 г. в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за полтора месяца.

    Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 3 февраля 2016 г. в передаче кассационной жалобы представителя Управления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.

    В кассационной жалобе в Верховный Суд Российской Федерации представитель Управления выражает несогласие с названными судебными постановлениями и просит их отменить.

    В обоснование указывается, что судами не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что Колесников находился на территории Республики Абхазия в служебной командировке, в связи с чем положения Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1, примененного судами по делу, на него не распространяются. Право на соответствующее льготное исчисление выслуги лет имеют только те военнослужащие, которые были направлены на территорию государств Закавказья для прохождения военной службы, зачислены в установленном порядке в списки личного состава воинской части и назначены на штатные должности, либо прибыли на указанные территории в составе воинской части. Исходя из места дислокации войсковой части , в которой Колесников проходил военную службу, основания для зачета в выслугу лет для назначения пенсии указанного выше периода в льготном исчислении отсутствуют.

    Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 4 июля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

    Колесников, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания суда кассационной инстанции, просил провести судебное заседание без его участия.

    Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы, приведенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

    Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

    По делу установлено, что Колесников в период с 28 августа 2008 г. по 30 ноября 2010 г. проходил военную службу по контракту на должности начальника бронетанковой службы технической части войсковой части , дислоцированной на территории Республики Абхазии, и поставил вопрос о зачете данного периода военной службы в выслугу лет для назначении пенсии в льготном исчислении.

    Удовлетворяя требования Колесникова, суды исходили из того, что на основании абзаца 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон от 21 января 1993 г. N 4328-1) прохождение Колесниковым военной службы на территории Республики Абхазия, относящейся в силу своего территориального положения к государствам Закавказья, свидетельствует о наличии оснований для зачета соответствующего периода в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.

    Данный вывод судов не основан на нормах материального права.

    Согласно абзацу 1 статьи 2 Закона от 21 января 1993 г. N 4328-1 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.

    Закон от 21 января 1993 г. N 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих при этом не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах, в том числе, как это следует из содержания абзаца 1 статьи 2 данного Закона, - в нормах законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих.

    В силу абзаца 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, к которым, как следует из материалов дела, относится Колесников, определяется Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление от 22 сентября 1993 г. N 941), изданного во исполнение требований Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается, в частности, военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

    Подпунктом "г" пункта 3 постановления 22 сентября 1993 г. N 941 предусмотрены случаи зачета на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца в выслугу лет для назначения пенсии.

    При этом в нем не содержится указания, которое бы позволяло зачесть на таких условиях в выслугу лет для назначения пенсии (один месяц службы за полтора месяца) период прохождения Колесниковым военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории Республики Абхазия. Следовательно, права на зачет в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении периода с 28 августа 2008 г. по 30 ноября 2010 г. Колесников не имел.

    Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениям норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов.

    Эти обстоятельства являются основанием для отмены в кассационном порядке состоявшихся по делу судебных постановлений и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Колесниковым требований.

    Руководствуясь статьями 327, 328, пунктом 5 части 1 статьи 329 и статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации

    решение Майкопского гарнизонного военного суда от 27 августа 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 18 ноября 2015 г. по делу об оспаривании Колесниковым Д.В. действий должностных лиц федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области", связанных с порядком подсчета выслуги лет для назначения пенсии, отменить.

    Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

    Судебная практика и законодательство

    Определением Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 27 июля 2016 года решения, вынесенные судами по делу Д.В. Колесникова, были отменены и принято новое решение об отказе в удовлетворении требований заявителя о зачете в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении периода с 28 августа 2008 года по 30 ноября 2010 года. Принимая решение, суд указал на расхождение положений, содержащихся в Законе Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" и в пенсионном законодательстве, в частности в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", которое не предусматривает зачета в выслугу лет на льготных условиях периода прохождения военной службы на территории Республики Абхазия.

    Читайте также: