Судебные дела по государственному пенсионному обеспечению военнослужащих

По делу о проверке конституционности частей первой и третьей статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" в связи с жалобой гражданина В.Н.Карпекина

    Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2016 г. № 1-П

    “По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей”в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова”

    Определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2015г. № 2500-О-Р

    По ходатайству Министерства обороны Российской Федерации об официальном разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года № 6-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы

    Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2014 г. № 18-КГ13-146

    По иску С. к Военному комиссариату Краснодарского края о перерасчете пенсии, взыскании неполученной суммы пенсии и компенсации морального вреда.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 6.11.2013 г. № 23-П

    По делу о проверке конституционности части первой статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.А. Федина

    Постановление Конституционного Суда РФ от 2.06.2011 г. № 11-П

    По делу о проверке конституционности статьи 56 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой В.Т.Казанцева.

    Постановление Конституционного Суда РФ от 27.11.2009 г. № 18-П

    По делу о проверке конституционности пункта "а" части третьей статьи 29 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пункта 3 статьи 57 Закона Российской Федерации "Об образовании" и подпункта 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

    Определение Конституционного Суда РФ от 20.03.2008 г. № 199-О-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями пункта "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 19.12.2007г. № 17ПВ07

    В порядке надзора на решение мирового судьи судебного участка N 27 Ярцевского района Смоленской области Макурова В.В. от 12 июля 2006 г. и апелляционное определение Ярцевского городского суда Смоленской области от 5 октября 2006 г. по делу по иску В. к военному комиссариату Смоленской области о взыскании недополученной пенсии.

    Определение Конституционного Суда РФ от 19.06.2007г. № 477-О-О

    "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан С. и Я. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 13 Приложения 3 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год", пункта 8 Приложения 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", пункта 5 Приложения 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", статьи 97 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и статьи 102 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год"

    Определение Верховного Суда РФ от 3.04.2007 г. N КАС07-94

    По кассационной жалобе гр. Л. о признании недействующим подпункта "б" пункта 9 Постановления Совета - Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в части исчисления пенсий исходя из оклада по последней штатной должности.

    Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. N 350-О

    "О жалобам граждан Д. и М. на нарушение их конституционных прав положениями статьи 30 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"

    Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006г. № 187-О

    По жалобе гражданина Н. на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

    Определение Конституционного Суда РФ от 11.05.2006г. N 132-О

    "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение конституционных прав гражданина В.Н. Егорова частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 16.02.2006г.№ 11-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Духаева Чечи Юнусовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 17, 45 и 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 1.12.2005г. № 428-0

    По жалобе гражданина Ш. на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 20.10.2005г. N 379-О

    Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав положениями Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2005г. № 184-0

    По жалобе гражданина Ефимова Владимира Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей"

    Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004г. N 429-О

    Пр запросу Калининградской областной Думы и жалобам граждан Степанова Рудольфа Александровича и Тюльпина Валентина Евгеньевича на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 13 приложения 3 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год", пункта 8 приложения 4 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год", пункта 5 приложения 9 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год", статей 97 и 128 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и подпункта 34 пункта 1 приложения 20 к нему, статей 102 и 144 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" и подпункта 37 пункта 1 приложения 20 к нему

    Постановление Конституционного Суда РФ от 18.03.2004г. № 6-П

    О проверке конституционности части второй статьи 6 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Мещанского районного суда города Москвы.

    Решение Экономического Суда СНГ от 24.06.2002г.N 01-1/1-02

    По запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств о толковании применения положений Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ от 15 мая 1992 года и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей г. Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 года.

    Решение Верховного Суда РФ от 4.07.2002г. № ВКПИ 02-59

    По жалобе гражданина Елисеева Сергея Геннадьевича о признании незаконным п.17 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом МО РФ от 15 февраля 2000 года №80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации".

    Определение Верховного Суда РФ от 4.10.2001г. по делу № КАС01370

    О признании незаконными п. 8, подп. «б» п. 9, подл.«б» п. 14 постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» от 22 сентября 1993 г. №941

    Решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 22.06.2001г.

    Работа на должности операционной сестры в отделении хирургического профиля стационара даёт право на льготное исчисление срока выслуги для назначения пенсии медицинским работникам в соответствии с Постановлением Совета Министров № 464 - 1991г.

    Определение Конституционного Суда РФ от 1.03.2001г. N 46-О

    Решением Верховного Суда Росийской Федерации по делу № ВКАПИ18-8 от 21 марта 2018 г. подп. "а" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или лучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (утв. постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 г. N 1054) признан не противоречащим абз. 3 п. 1 ст. 15 и абз. 1 п. 14 ст. 15 настоящего Федерального закона, поскольку указанный "пункт Правил не содержит запретов и ограничений по сдаче ранее полученного жилого помещения, в том числе и того, которое было предоставлено им в собственность в соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 15 для целей последующего обеспечения их жилыми помещениями в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 названного Федерального закона".

    Районный коэффициент при исчислении пенсии за выслугу лет при перемене места жительства применяется только в случае наличия у военного пенсионера необходимой выслуги лет именно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (15 и 20 лет соответственно), а не в иных районах, где установлены коэффициенты

    Жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего и совместно проживающих с ним членов его семьи жилым помещением для постоянного проживания. То есть такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему с семьей жилого помещения в избранном постоянном месте жительства (жилищной субсидии)

    Проживание членов семьи административного истца в принадлежащей на праве собственности квартире его супруги указывает на необходимость учета доли занимаемого ими жилого помещения при определении нуждаемости административного истца и его супруги в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

    При поступлении на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий за выслугу лет на время службы приостанавливается

    В случае поступления на службу в таможенные органы (равно как и на иную правоохранительную службу, прохождение которой в течение установленного законом срока дает право на пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I) пенсионеров из числа военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных органов выплата им пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с указанным Законом, - по смыслу законоположений, регулирующих пенсионное обеспечение этих категорий лиц, - приостанавливается.

    Uраждане, которым в соответствии с частью второй статьи 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I выплата пенсии, назначенной в связи с прохождением одного из видов службы, дающих право на пенсионное обеспечение по данному Закону, была приостановлена в связи с их поступлением вновь на службу, в частности, службу другого вида, вправе выбирать наиболее предпочтительный для них вариант пенсионного обеспечения; при последующем увольнении со службы такие лица вправе либо оформить пенсию за выслугу лет, полагающуюся им по последнему месту службы, либо получать ранее назначенную им пенсию за выслугу лет

    Согласшения, заключаемые между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, на которых распространяется действие названного Закона о пенисонном обеспечении лиц, проходивших военную службу. и Сбербанком России которыми определяется порядок их взаимодействия по обеспечению выплаты назначенных указанным лицам пенсий, не могут содержать положений, ограничивающих право данной категории пенсионеров распоряжаться причитающимися им денежными средствами путем их размещения во вклады в иных, помимо Сбербанка России, банках на территории Российской Федерации, а равно устанавливать условия реализации этого права, при которых волеизъявление гражданина - получателя пенсии на перевод соответствующих сумм в избранный им банк было бы для него сопряжено с дополнительными финансовыми обременениями.

    Факт участия в боевых действиях может быть подтвержден свидетельскими показаниями

    Определение Конституционного Суда РФ от24 марта 2015 года № 592-О Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общественной организации «Союз пенсионеров города Юбилейного» на нарушение конституционных прав и свобод положениями части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

    • « первая
    • ‹ предыдущая
    • 1
    • 2
    • 3
    • 4
    • 5
    • 6
    • 7
    • 8
    • следующая ›
    • последняя »

    Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

    *Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

    +7-925-055-82-55 (Мегафон Москва), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва) (режим работы 9:00-19:00, кроме праздничных дней и выходных) ВНИМАНИЕ! КОНСУЛЬТАЦИИ ПЛАТНЫЕ, ВРЕМЯ МОСКОВСКОЕ!

    Задать вопрос военному юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru

    Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерена военной службы, боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре

    Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам. Спасибо!

    Наша организация ЮК «Стратегия» награждена Яндексом «Хорошее место» . Такую награду получают организации, если пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы — в их числе!

    Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

    © 2016 Юридическая компания "СТРАТЕГИЯ" Все права защищены.

    Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?) Мы участвуем!

    Роясь в принятых документах Конституционного суда наткнулся на Определение Конституционного суда, которое смешало все определения и подготовило почву для отказа нашим искам по понижающему коэффициенту. Полностью нарушив и извратив обе статьи , как 43 часть 2 , так и 49 пунк Б. ФЗ 4486-1.

    Сколько ухищрений и обходов они понапридумывали. Противоречий с ранее изданными Определениями.

    У них теперь ответ один: военная пенсия нам предоставляется государством на его усмотрение, это типа его право - хочет увеличивает, хочет снижает, хочет обрезает, а может вообще лишить, сказав, что нам ранее наперед оплатили ОПЕРЕЖАЮЩИМИ ТЕМПАМИ. Это теперь прерогатива Государства, а Конституционный суд теперь умывает руки.

    Выкладываю это определение https://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-08122015-n-2739-o-po/#100019:

    КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 8 декабря 2015 г. N 2739-О

    ПО ЗАПРОСУ ЛЕНИНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЙСТВИЯ ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 43 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, И ИХ СЕМЕЙ" В СВЯЗИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ" И ЧАСТИ 9 СТАТЬИ 8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ"

    Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

    заслушав заключение судьи Л.М. Жарковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга,

    1. В Конституционный Суд Российской Федерации 19 октября 2015 года поступил запрос Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга о проверке конституционности положений:

    Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 29 июня 2015 года N 173-ФЗ), в соответствии с которым с 1 января 2015 года приостанавливается до 1 января 2016 года действие части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (статья 1) ;

    части 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ), согласно которой размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, с 1 января 2015 года составляет 62,12 процента от размера указанного денежного довольствия.

    Как следует из представленных Конституционному Суду Российской Федерации материалов, в производстве Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга находится гражданское дело по иску гражданина Н.В. Караблинова (пенсионера Министерства обороны Российской Федерации) к Военному комиссариату Ленинградской области о перерасчете размера получаемой им пенсии за выслугу лет исходя из увеличенного на 2 процента размера денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, с 1 января 2015 года.

    В связи с удовлетворением заявленного в судебном заседании представителем истца ходатайства о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации для проверки конституционности подлежащих применению законоположений судья Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга Е.Б. Самсонова приостановила производство по делу определением от 14 апреля 2015 года, в котором предметом проверки (уточненным в запросе) была ошибочно указана часть вторая статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1.

    В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации заявитель, полагая, что предусмотренные оспариваемыми нормами Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ и Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ изменения пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу (приостановление действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 с 1 января 2015 года), свидетельствуют об одностороннем отказе государства от своих публично-правовых обязательств без какого-либо компенсационного механизма, просит проверить их на соответствие статьям 1 , 2 , 6 (часть 6), 7 , 15 (часть 1) , 17 (часть 1) , 18 , 19 , 39 ( части 1 и 2 ) и 55 Конституции Российской Федерации.

    Кроме того, заявитель усматривает противоречие оспариваемых законоположений Соглашению о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (статья 1), в связи с чем их применение при разрешении данного спора считает не соответствующим статье 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

    2. Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1) , относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2) .

    Федеральный законодатель обладает достаточно широкой компетенцией в указанной сфере и вправе закрепить в законе правовые основания начисления пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, а также, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

    2.1. Учитывая особую значимость военной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасностью государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, федеральный законодатель в Законе Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 предусмотрел для военнослужащих дополнительные гарантии и льготы по пенсионному обеспечению, в частности право на получение пенсии за выслугу лет, а именно: определил состав денежного довольствия, из которого исчисляются пенсии, назначаемые лицам, подпадающим под действие данного Закона (часть первая статьи 43) , и основания перерасчета размера пенсий, в том числе обусловленные увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий (пункт "а" части первой статьи 49) .

    Таким образом, пенсионное законодательство предусматривает механизм, гарантирующий пенсионерам из числа лиц, проходивших военную службу, повышение уровня их пенсионного обеспечения при увеличении денежного довольствия военнослужащих (оклада по должности, воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет).

    2.2. В связи с реформированием в 2011 году системы денежного довольствия военнослужащих, в результате которого с 1 января 2012 года значительно увеличились оклады их денежного содержания, в законодательство о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, был внесен ряд изменений, касающихся правил учета денежного довольствия для исчисления пенсий, а также их перерасчета.

    Так, с 1 января 2012 года было предусмотрено исчисление размера пенсий исходя из нового - более высокого - денежного довольствия военнослужащих, но со снижением величины денежного довольствия, учитываемого при определении размера пенсий лицам, проходившим военную службу, со 100 процентов до 54 процентов. Одновременно было установлено правило о ежегодном увеличении с 1 января 2013 года указанного денежного довольствия на 2 процента либо в большем объеме (в зависимости от уровня инфляции) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в целях достижения 100 процентов его размера, а также закреплено основание пересмотра размера пенсий с учетом указанного увеличения денежного довольствия ( часть вторая статьи 43 и пункт "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ). Дополнительное ежегодное увеличение пенсии гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на 2 процента было закреплено и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 604 "О дальнейшем совершенствовании военной службы в Российской Федерации".

    В целях реализации данных предписаний Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" было предусмотрено установление денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, с 1 января 2013 года в объеме 56,0 процента, а с 1 октября 2013 года - 58,05 процента от размера указанного денежного довольствия (часть 9 статьи 10).

    Аналогичное регулирование было установлено Федеральным законом от 2 декабря 2013 года N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", согласно части 9 статьи 9 которого указанное денежное довольствие, подлежащее учету при исчислении пенсии, с 1 января 2014 года составляло 60,05 процента, с 1 октября 2014 года - 62,12 процента. Тем самым в 2013 и 2014 годах были заданы опережающие темпы доведения величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий военным пенсионерам, до ее максимального уровня.

    Учитывая данное обстоятельство и исходя из имеющегося на эти цели объема финансовых средств, законодатель принял облеченное в форму специального федерального закона решение о приостановлении до 1 января 2016 года действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 ( статья 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ).

    Одновременно с этим законодатель, принимая во внимание осуществление в период 2013 - 2014 годов правового регулирования по установлению величины денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий, и стремясь обеспечить его преемственность в условиях приостановления действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, воспроизвел в части 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ) значение величины такого денежного довольствия, достигнутое в порядке ее опережающего доведения до максимального уровня, и в последующем предусмотрел, что размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии в соответствии со статьей 43 названного Закона Российской Федерации, с 1 января 2015 года составляет 62,12 процента, с 1 октября 2015 года - 66,78 процента от размера указанного денежного довольствия (Федеральный закон от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 173-ФЗ и Федеральный закон от 20 апреля 2015 года N 93-ФЗ в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 28 ноября 2015 года N 329-ФЗ).

    Тем самым законодатель, по существу, заявил о своем намерении в целях компенсации возможных негативных последствий решения о приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 обеспечить в течение 2015 года дополнительное увеличение денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий. Следовательно, оспариваемое правовое регулирование в системе действующего законодательства установлено законодателем в пределах дискреционных полномочий, прямо предусмотренных пунктом 6 статьи 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направлено на обеспечение баланса частных и публичных интересов, в том числе за счет последовательного увеличения размера денежного довольствия, подлежащего учету при исчислении пенсий.

    3. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П и в определениях от 5 июля 2005 года N 246-О и от 21 февраля 2008 года N 106-О-О выразил правовую позицию, согласно которой федеральный закон о федеральном бюджете создает надлежащие финансовые условия для реализации норм, закрепленных в иных федеральных законах, изданных до его принятия и предусматривающих финансовые обязательства государства, т.е. предполагающих предоставление каких-либо средств и материальных гарантий и необходимость соответствующих расходов; поскольку федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, федеральный законодатель вправе приостанавливать действие финансово емких норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, только если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться.

    Оспариваемые законоположения, не исключающие обязательств по сохранению и повышению размера пенсий военнослужащим за выслугу лет, в силу приведенной правовой позиции не могут расцениваться как допускающие отказ государства от установленного порядка пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и нарушающие конституционный принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.

    При приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 федеральным законодателем была обеспечена не только разумная стабильность правового регулирования, не допускающая снижение с 1 января 2015 года достигнутой ранее величины денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии, но и закреплен надлежащий механизм, обеспечивающий реализацию пенсионных прав лиц, проходивших военную службу, в объеме не ниже ранее принятых публично-правовых обязательств ( часть 2 статьи 1 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ), что свидетельствует об отсутствии неопределенности в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 397-ФЗ и части 9 статьи 8 Федерального закона от 1 декабря 2014 года N 384-ФЗ в указанном заявителем аспекте.

    Кроме того, оспариваемые законоположения в системе действующего правового регулирования направлены на увеличение в 2015 году абсолютного размера указанных пенсий в денежном выражении, что согласуется с предусмотренным статьей 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года правилом о том, что уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

    Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

    1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Ленинского районного суда города Санкт-Петербурга, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.

    2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

    Председатель Конституционного Суда Российской Федерации

    Как видите, судья, которая подала этот запрос в КС РФ, видимо хотела встать на нашу сторону, но Зорькин её осадил. Я не удивлюсь, что её уже уволили.


    СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

    от 10 января 2013 года Дело N 33-55/2013

    Рег. №: 33-55/2013 Судья: Пазюченко И.Ж.

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

    Пучинина Д.А., Вологдиной Т.И.

    рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2013 года апелляционную жалобу Скляра О. В. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2012 года по гражданскому делу № 2-234/2012 по иску Скляра О. В. к Военному комиссариату г. Санкт-Петербурга о взыскании незаконно удержанной пенсии.

    Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., объяснения представителя Скляра О.В. - Феонову А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга - Волкову В.В., возражавшую против жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

    26 октября 2011 года истец обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о взыскании незаконно удержанной пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что при получении пенсии на территории Санкт-Петербурга после его переезда из Республики Карелия ему стало известно, что с его пенсии производится удержание переплаты районного коэффициента за период с 1997 по 2008 года. Указывает, что в указанный период времени он был постоянно зарегистрирован и проживал в Республике Карелия и, полагает данные удержания незаконными поскольку период удержания превышает срок исковой давности 3 года, а само удержание может производиться в судебном порядке, а такого решения судом не выносилось. Считает, что удержанные денежные средства подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения. Учитывая изложенное и, уточнив размер исковых требований, истец просил признать удержание ответчиком денежных средств из его пенсии незаконным, взыскать ранее удержанные денежные средства из его пенсии в размере рублей и государственную пошлину в сумме рублей копеек (т. 1 л.д. 205)

    Решением от 16 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.

    С вынесенным решением истец не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой указывает, что вынесенное решение подлежит отмене, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Просит данное решение суда отменить и принять по делу новое решение.

    Судебная коллегия, учитывая мнение участников судебного заседания. Рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица - Военного комиссариата Республики Карелия, извещенного о судебном заседании.

    Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

    Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу в период с 15 октября 1997 года по 30 сентября 2010 года была назначена и выплачивалась пенсия военным комиссариатом Республики Карелия, выплата которой прекращена 1 октября 2010 года в связи с направлением пенсионного дела в военный комиссариат г. Санкт-Петербурга, к новому месту жительства истца: . .

    Основанием для назначения истцу пенсии за выслугу лет послужило его заявление военному комиссару Лахденпохского района Республики Карелия от 12 января 1998 года. (т. 2 л.д. 19-20), с указанием адреса проживания: . ., в котором истцом дано обязательство о сообщении пенсионному органу в трехдневный срок о выезде из Республики Карелия.

    Согласно ч. 1 ст. 56 Закона РФ № 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

    Пунктом 40 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 г. № 1132, на военные комиссариаты возложена организация и проведение работ по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.

    В силу ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

    За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 указанного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статье 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, прослуживших в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии.

    При назначении Скляру О. В. пенсии за выслугу лет действующее законодательство в части пенсионного обеспечения военнослужащих было соблюдено и, на период проживания в указанной местности пенсия истцу была назначена и исчислялась с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей-1, 15 с момента назначения.

    Военный комиссариат Республики Карелия, выявив в 2008 году то обстоятельство, что истец, получающий надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, будучи зарегистрированным в Республике Карелия, постоянно с 1997 года проживает в г.Санкт-Петербурге, в известность об этом военный комиссариат не поставил и, поскольку данные обстоятельства в силу закона влекут за собой изменение размера выплачиваемой пенсии, 14.11.2008 года вынес решение об удержании незаконно полученной с 01.11.1997 года по сентябрь 2008 года пенсии в размере рублей копеек в связи с непроживанием на территории Республики Карелия (т.2 л.д.8). При этом военным комиссариатом было учтено, что служба истца в районах Крайнего Севера составляет менее 15 календарных лет и, он не приобрел право на сохранение выплаты пенсии с районным коэффициентом в связи с непроживанием на территории Республики Карелия.

    Указанное решение от 14.11.2008 года военным комиссариатом Республики Карелия было принято в соответствии со ст. 56, 62 Закона № 4468-1 и ст. 93.4 Бюджетного Кодекса РФ.

    В дальнейшем, вплоть до октября 2010 года (направления пенсионного дела истца в военный комиссариат Санкт-Петербурга), пенсия Скляру О.В. рассчитывалась и выплачивалась без учета районного коэффициента и, с удержанием ранее выплаченного районного коэффициента согласно принятого 14.11.2008 года военным комиссариатом Республики Карелия решения. Расчет удержаний излишне выплаченной суммы (районного коэффициента) представлен в суд (т.2 л.д.32), размер удержание при этом истцом не оспаривается.

    Решение об удержании незаконно полученной пенсии в части районного коэффициента военным комиссариатом принималось с учетом представленной в материалы пенсионного дела копией трудовой книжки, из которой следует, что истец с 20.10.1997 года постоянно работал в г.Санкт-Петербурге в в должности юрисконсульта. 28.07.2000 года был уволен по собственному желанию и, с 29.07.2000 года принят на должность юрисконсульта в , где работал до 27.07.2001 года, а с 27.07.2001 года назначен генеральным директором , является также учредителем данного общества.

    Указанные обстоятельства истцом не оспаривались при рассмотрении дела.

    Также, в поступивших в адрес военного комиссариата Республики Карелия в 2008 году из прокуратуры Лахденпохского района письмах следует, что в ходе прокурорской проверки установлено место жительства Скляра О.В. в городе Санкт-Петербурге - . , где он проживает и имеет постоянное место работы в Санкт-Петербурге.

    Из материалов пенсионного дела, обозреваемом в судебном заседании следует, что военным комиссариатом Республики Карелия для принятия решения об определении прав на выплату районного коэффициента, было предложено Скляру О.В. представить подтверждение его фактического проживания по месту регистрации. Согласно письменных объяснений истца от 26.09.2008 года он постоянно зарегистрирован в . , что подтверждает копией паспорта. Одновременно в данных им объяснениях указывает, что по роду деятельности работает вахтовым методом в Санкт-Петербурге, а также часто бывает в командировках (т.2 л.д. 24, 25).

    Об удержании из пенсии районного коэффициента в связи с проживанием в г.Санкт-Петербурге в адрес истца в ноябре 2008 года было направлено уведомление (т.2 л.д.36).

    Об указанном решении об удержании истец узнал 19.11.2008 года, что следует из его жалобы, направленной в военный комиссариат Республики Карелия 18.02.2009 года с требованием об отмене незаконного решения (т.2 л.д.39).

    На данную жалобу 30.03.2009 года был дан ответ, в котором истцу также предлагалось представить документы, подтверждающие фактическое проживание по месту регистрации за период с октября 1997 года по настоящее время. В ответ истец представил ксерокопию страницы паспорта с отметкой о регистрации в .

    Установленные военным комиссариатов Республики Карелия обстоятельства также подтверждаются выписками из ЕГРЮЛ, содержащими сведения о юридических лицах, в которых в спорные периоды работал истец и их месте нахождения в гор. Санкт-Петербурге (т. 1 л.д. 53-75, 77-100), а также справками по форме 2 НДФЛ о доходах истца в спорный период (т. 1 л.д.107-112).

    Также, судом первой инстанции установлено, что на праве собственности истцу принадлежит . , в которой истец был зарегистрирован постоянно с 12.03.1999 года и снят с регистрационного учета с 01.06.2006 году, что подтверждается представленной суду архивной справкой о регистрации (Ф-9), (т. 1 л.д. 223)

    Представленными УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по запросу суда сведениями в отношении истца установлено, что Скляр В.О. с 06.06.2006 г. по 23.04.2010 г. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, . . (т. 1 л.д. 226 оборот).

    Таким образом, обстоятельства, на основании которых Военный комиссариат Республики Карелия вынес 14.11.2008 года решение об удержании районного коэффициента за период с 1997 по 2008 год, были также подтверждены при рассмотрении настоящего дела, о чем суд первой инстанции указал в своем решении. Представленные в суд документы также бесспорно подтверждают, что постоянным местом проживания истца является . , а не . Республики Карелия.

    В соответствии со ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

    Также, при принятии Военным комиссариатом решения об удержании было учтено, что действующее законодательство связывает выплату пенсии не с регистрацией пенсионера, а с его фактическим местом проживания (пребывания), о чем также указано в решении суда.

    В соответствии со ст. 50 Закона № 4468-1, работа по пенсионному обеспечению осуществляется Министерством обороны РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательством и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

    Согласно ст. 23 Федерального закона от 17.123.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

    В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

    Поскольку истец не сообщил в Военный комиссариат Республики Карелия об изменении своего места жительства, то последний, учитывая наличие злоупотребления со стороны истца, имел все законные основания для принятия в соответствии с положениями ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1 решения об удержании незаконно полученной пенсии в виде районного коэффициента.

    Об указанном решении от 14.11.2008 года истец знал еще 19.11.2008 года, что подтверждается материалам дела. В установленном законом порядке данное решение не обжаловал.

    Как следует из представленного в материалах дела письма управления сопровождения операций физических лиц (т. 2 л.д. 13) - указанные денежные средства удержаны и по состоянию на 01.01.2012 год задолженность полностью погашена.

    Заявляя по настоящему делу исковые требования о признании незаконным произведенных удержаний, истец обосновывал их тем, что удержание может и должно производиться при наличии законных оснований в судебном порядке и, что именно из-за отсутствия законных оснований удержание производится без приказов и распоряжений должностных лиц. А также, данное удержание противоречит требованию п.9 ст. 1109 ГК РФ и подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения.

    Таким образом, заявляя исковые требования и указывая изложенные обстоятельства как их основания, истец заявляет об отсутствии каких-либо оснований для произведения удержаний в связи с отсутствием приказов и распоряжений должностных лиц, либо соответствующего решения суда, что не соответствует действительности, поскольку имеется вышеуказанное решение Военного комиссариата Республики Карелия от 14.11.2008 года, постановленное в соответствии с требованиями ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, о котором истцу было своевременно известно и, следовательно, удержание производилось на законных основаниях.

    Доводы истца об отсутствии в его действиях недобросовестности и необходимости применения положений п. 3 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ, устанавливающей, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии при отсутствии недобросовестности с его стороны, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами права и общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом Скляр О.В. обязан был сообщить в пенсионную службу, выплачивающую ему пенсию, обо всех изменениях, в частности о выезде за пределы Республики Карелия, влияющих на его право на дальнейшее получение пенсии с учетом районного коэффициента, однако обязательство при наступлении таких обстоятельств не выполнил. О своей обязанности сообщить обо всех изменениях, влияющих на его право на получение пенсии им также было написано соответствующее заявление при подаче заявления о назначении пенсии (т.2 л.д.20).

    Учитывая вышеизложенные нормы права, а также тот факт, что истец при перемене места жительства не сообщил об этом в Военный комиссариат Республики Карелия, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о наличии законных оснований для удержания из пенсии истца незаконно полученной надбавки основан на законе, является верным.

    При этом довод истца о том, что период удержания данной надбавки составляет 11 лет, что превышает срок исковой давности в три года, подлежит отклонению, поскольку, как указывалось выше, удержания излишне выплаченной пенсии, при злоупотреблении со стороны пенсионера производится на основании решения соответствующего пенсионного органа от 14.11.2008 года. При наличии данных обстоятельств, положения о сроке исковой давности не может быть применено при рассмотрении данного иска по заявленным основаниям, поскольку в силу закона о пенсионном обеспечении ограничение периода, за пределами которого не может быть взыскана незаконно полученная пенсия, не содержится.

    Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, Скляр О.В. знал о решении Военного комиссариата Республики Карелия от 14.11.2008 года об удержании излишне выплаченной пенсии, однако данное решение не обжаловал.

    Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения районного суда, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств и не содержат подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для иной оценки доказательств, имеющихся в деле, принятия судом иного решения, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.

    Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решения является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

    Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.


    Электронный текст документа
    подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
    файл-рассылка

    Читайте также: