Территориальные центры обслуживания пенсионеров и одиноких граждан

Дом-интернат системы социальной защиты - стационарное социально-медицинское учреждение для постоянного проживания граждан пожилого возраста, ветеранов войны и труда, инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе, бытовом и медицинском обслуживании.

Задачами дома-интерната являются: материально-бытовое обеспечение граждан пожилого возраста и инвалидов, создание для них благоприятных условий жизни, приближенных к домашним, организация ухода, оказания им медицинской помощи, осуществление мероприятий, направленных на социально-трудовую реабилитацию, организация рационального и диетического питания с учетом их возраста и состояния здоровья, обеспечения инвалидов и стариков, которые в этом нуждаются, протезированием и тележки средствами передвижения, проведения культурно-массовой работы.

В дома-интернаты принимают на полное государственное обеспечение граждан пожилого возраста (женщин с 55 лет, мужчин с 60 лет) и инвалидов I и II групп старше 18 лет.

Пенсионеров в домах-интернатах обеспечивают одеждой, обувью, мягким инвентарем, четырехкратным питанием. Во всех домах-интернатах есть медпункты, изоляторы, карантинные комнаты, оборудованные необходимой медицинской аппаратурой и инструментарием. Медицинскую помощь лицам пожилого возраста и инвалидам оказывают 350 врачей и 2150 медсестер.

С целью социальной адаптации и трудовой реабилитации людей пожилого возраста при стационарных учреждениях создано 252 лечебно-производственные мастерские. Для организации трудовой реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов и для улучшения питания пожилых при домах-интернатах функционирует 233 подсобные сельские хозяйства, которые за счет собственного производства обеспечивают от 60 до 100% потребности интернатных учреждений в основных продуктах питания - мясе, молоке, овощах, картофеле.

Практически в каждом городе и районе функционируют территориальные центры социального обслуживания, которые занимаются нетрудоспособными гражданами (по сравнению с 1997 г.. Их количество в 2002 г.. Увеличилась с 530 до 753). Они обслуживают более 402 тыс. Человек, в том числе 36 тыс. Инвалидов войны. Органы труда и социальной защиты населения обслуживают около 260 тыс. Одиноких инвалидов, из них почти 137 тыс. Получают услуги в территориальных центрах.

Территориальный центр социального обслуживания является специальной организацией, которая предоставляет услуги гражданам пожилого возраста и одиноким нетрудоспособным гражданам, направленные на поддержание их жизнедеятельности и социальной активности.

Территориальные центры имеют в своей структуре: отделение социальной помощи на дому, отделение социально-бытовой реабилитации; отделения гуманитарной и благотворительной помощи; отделение организации питания; отделение дневного пребывания; лечебно-оздоровительный комплекс; отделение медико-социальной реабилитации; стационарное отделение для постоянного или временного проживания; специальные жилые дома для одиноких нетрудоспособных граждан; лечебно-производственные мастерские, специальные цехи, участки, подсобные сельские хозяйства, в том числе на хозрасчетной основе; диетические столовые.

Территориальный центр удерживают за счет средств, выделенных из местного бюджета на социальную защиту населения, других поступлений, в том числе в виде прибыли от деятельности подсобных сельских хозяйств, специальных цехов и участков центра, а также средств благотворительных фондов, пожертвований и тому подобное.

Направления работы территориального центра: качественное предоставление различных видов (до 40) бытовых, медико-социальных услуг гражданам пожилого возраста в соответствии с выводами врачей о степени утраты способности к самообслуживанию; приобретение и доставка товаров из магазина или рынка за счет обслуживаемых граждан, приготовление пищи, доставка горячих обедов, кормление, в том числе в пунктах питания, столовых и тому подобное; вызов врача, приобретение и доставка медикаментов, посещение больных в учреждениях здравоохранения, осуществление лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий и социально-психологической реабилитации, госпитализация, консультирование у врачей и других специалистов; создание условий для посильной работы, в том числе обучение и трудовой переквалификации граждан пожилого возраста; предоставление платных услуг через пункты быта (химчистка, стирка белья, ремонт одежды, обуви и бытовой техники, парикмахерские услуги и т.д.); оплата платежей; чтение вслух прессы; обработка приусадебных участков; оформление документов на санаторно-курортное лечение, устройство в дом-интернат, дома для ветеранов и тому подобное; организация предоставления различных видов протезно-ортопедической помощи; оформление заказов и организация контроля за своевременным и качественным обслуживанием предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, службами жилищно-коммунального хозяйства, учреждениями культуры, колхозами и тому подобное; установление и поддержание связей с предприятиями, учреждениями и организациями, где когда-то работали подопечные, для оказания им помощи.

Социальная работа с пожилыми людьми в Украине приравнивается к социальной работы на уровне помощника социального работника в социальных службах развитых стран мира. По своему характеру она является малопрестижной и низкооплачиваемой. Работа с людьми позднего возраста взрослости всегда считалась и считается, по мнению специалистов социальной сферы и ученых, одной из самых тяжелых как в физическом, так и в психологическом плане. В настоящее время большинство сотрудников социальной сферы (врачи, медицинские сестры, администрация, руководящий и обслуживающий персонал) вынуждены работать со старыми людьми через определенные жизненные обстоятельства, а не в результате настоящего профессионального призвания. В то время, когда за рубежом создаются высшие учебные заведения для пожилых людей, является разветвленная система рекреационных и реабилитационных учреждений для этой категории населения, в нашей стране основное внимание уделяется поддержанию нормального жизненного уровня граждан пожилого возраста на уровне выживания.

Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павел нок. - Второй изд., Испр. и доп. - М .: ИНФРА-М, 2002. - (Высшее образование). - С. 214-227.

Социальная работа в Украине / Под общ. ред, И.Д. Зверев, М. Лактионовой. - К .: Наук, мир, 2003. - С. 121-157.

Социальная работа: технологический аспект: Учеб. пособие. / Под ред. проф. А.И. Капской. - М .: Центр учеб. Лит., 2004. - С 316- 327.

Технология социальной работы .: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М .: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 2000. - С. 145-158.

Тюптя Л.Т., Иванова С. Социальная работа (теория и практика): Учеб. пособие. - М .: ВМУРОЛ "Украина", 2004. - С. 327- 337.

Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер, 2000. - (Мастера психологии). - С. 826-897.

Яцемирская Р.С Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие. - М .: Гуманит. изд. центр "ВЛАДОС", 1999. - С 202-218.

Темы для дискуссии

1. Старость сквозь призму стереотипов. Сущность заботы о престарелых; цели деятельности, которая должна изменить к лучшему характер заботы о престарелых; сущность социальной адаптации к старости. Стратегии международного сотрудничества по социальной защите пожилых людей.

2. Основные направления социального обеспечения пожилых людей.

3. Направления социальной помощи пожилым людям; виды социальных пособий.

4. Задачи и функции организаций и учреждений Министерства труда и социальной политики по социальной работе с пенсионерами: управление социальной защиты, стационарные учреждения, территориальные центры обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан, отделения социальной помощи на дому.

Краткое содержание:

  • Что входит в социальную помощь
  • Какие услуги полагаются пенсионерам
  • Кто заботится о пенсионерах
  • Порядок предоставления
  • Кому услуги предоставляются
  • Кому откажут
  • Особые случаи
  • Правила оформления социального контракта
  • Условия
  • Нужно ли платить за услуги
  • Перечень документов
  • Обсуждение


Одна из важнейших функций государственной системы — это поддержка людей, не способных решить свои проблемы самостоятельно. Такая нужна одиноким престарелым гражданам, малоимущим семействам, сиротам и другим. В законе № 178-ФЗ от 17.07.1999 закреплено право любого человека обратиться в госорганы соцзащиты за помощью.

В зависимости от ситуации и доходов, она будет оказана на платной или безвозмездной основе. Так, социальная помощь на дому пожилым людям в большинстве случаев оказывается без взимания денег.

Чтобы стать получателем социальных услуг, гражданин обязан самостоятельно обратиться в госорган и предоставить документы, подтверждающие статус.

Что входит в социальную помощь

Лицам пожилого возраста оказывается поддержка через специализированные учреждения — территориальные центры. Размер и вид услуг зависит от нуждаемости заявителя. В частности, малоимущие люди могут рассчитывать на такие безмездные услуги:

-стационарное обслуживание в пансионатах, домах-интернатах и других специализированных учреждениях;

-срочные меры поддержки разового характера;

Новые методы государственной соцполитики построены на принципе комплексного обслуживания. На практике это означает, что клиент соццентра должен получить все возможные виды поддержки от специалиста:

-бытовые (при необходимости);

-по взаимодействию с госорганами;

-по медицинскому обслуживанию;

-по решению проблем психологического характера.

Причем взаимодействовать обслуживаемый на первом этапе должен только с соцработником. Последний становится для пожилого гражданина личным помощником в решении различных проблем. Для организации такой большой работы необходимо:

-создать мощные центры поддержки (проблемы у обслуживаемых лиц бывают самыми разнообразными);

-наладить взаимодействие соцработников с иными госслужбами и учреждениями.

На местном уровне территориальные центры плотно взаимодействуют с местной администрацией и органами самоуправления.

Какие услуги полагаются пенсионерам

Объем помощи нуждающемуся человеку определяется, исходя из потребностей. Например, если одинокий человек сильно болеет, то ему нужно продукты принести, уборку сделать, сопроводить в клинику и другое.

Получатель может рассчитывать на такой максимальный объем помощи:

-поддержка в бытовых вопросах:

-закупка продуктов и товаров первой необходимости (лекарств в том числе);

-уборка жилого помещения;

-проведение косметического ремонта;

-топка печи (если нет центрального отопления);

-подвоз питьевой воды при отсутствии водопровода;

-оплата коммунальных услуг и иных счетов;

-сопровождение к местам отдыха;

Важно: соцработник делает закупки и оплачивает счета за счет обслуживаемого лица.
Инвалидам уделяется особое внимание. Ведь эти люди зачастую не в состоянии самостоятельно провести гигиенические процедуры. Их поддерживает соцработник.

В его обязанности входит следующее:

-сопровождение подопечного в медучреждение;

-проведение гигиенических и иных процедур;

-поддержка при прохождении медико-социальной экспертизы, в том числе, по сбору и подаче необходимых документов;

Кто заботится о пенсионерах

В муниципальные образованиях работают центры социального обслуживания. Их может быть несколько, в том числе:

Согласно новым правилам, функция по заботе о престарелых людях может быть передана специализированному предприятию или индивидуальному предпринимателю. Таковые структуры финансируются из бюджета. Поэтому их деятельность должна быть лицензирована. Как правило, перечень структур, оказывающих поддержку нуждающимся, размещается на официальном портале муниципального образования.

Законодательством обязанность по организации поддержки нуждающихся лиц передана региональным властям. Следовательно, каждый субъект федерации по-своему решает организационные вопросы.

Для сведения: получить необходимую информацию нуждающийся гражданин может в:
- соцзащите;
- многофункциональном центре.

Порядок предоставления

Порядок оформления сотрудничества с целью предоставления/получения соцпомощи описан в статье 8.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. Между сторонами заключается контракт. В документе описываются такие важные моменты:

-время действия (от трех месяцев до года);

-перечень услуг и их объем;

-права и обязанности сторон;

-основания прекращения действия.

Инициатива по оформлению договоренности принадлежит гражданину. Претендент на соцпомощь должен самостоятельно заявить об этом в письменной форме. Госоргану дано десять дней на принятие решения. В случае если необходимо дополнительное обследование условий проживания претендента, ответ предоставляется через месяц.

Ответ на заявку придет:

-в общем случае через 10 дней;

-в некоторых ситуациях — через месяц.

Кому услуги предоставляются

Предприятию, оказывающее соцуслуги, законом дано право выбирать претендентов. Так, в обязательно порядке обслуживанию подлежат люди пенсионного возраста:

-женщины, отметившие 55-летний юбилей;

-мужчины после 60-летия;

-инвалиды любого возраста.

Для сведения: претендовать на соцсопровождение могут также сироты, малоимущие семейства, оказавшиеся в сложной ситуации, опекаемые и опекуны, иные категории граждан.

Кому откажут

Законом разрешено не предоставлять соцсопровождение потенциально опасным для здоровья окружающих лицам. К таковым в общем случае относятся:

-психические больные, склонные к агрессивному поведению;

-люди, страдающие: заразными заболеваниями, в том числе венерическими; туберкулезом открытой формы; имеющие зависимость: алкогольную и наркотическую.

В случае отсутствия свободных сотрудников предприятие также может отказать претенденту в соцсопровождении.

Особые случаи

В законе № 122 приведена норма, позволяющая поместить пожилого человека в стационарное учреждения. Процедура принятия такового решения следующая:

-если человек одинок, то требуется:

-его письменное согласие;

-либо решение суда;

-если имеет родственников, то с последних берется согласие.

В стационар помещают лиц, не способных самостоятельно передвигаться и ухаживать за собой.

Правила оформления социального контракта

В законе предусмотрено составление договора между соцслужбой и получателем услуг.

Алгоритм выработки условий документа таков:

1. Человек пишет заявку и предоставляет документы, подтверждающие необходимость сторонней заботы.

2. Пакет передается в соответствующее учреждение (зависит от региональных правил):

-территориальный или районный комплексный центр.

3. Документы рассматриваются комиссией. Орган вправе:

-затребовать дополнительную информацию у гражданина;

-провести обследование условий проживания;

-принять решение о заключении контракта или отказе.

4. Комиссия обязана:

-разработать программу решения заявленной проблемы;

-определить объем необходимой помощи;

-подготовить проект договора.

Условия

Контракт составляется между двумя сторонами:

-предприятием, предоставляющим подобные услуги;

-получателем: непосредственно пожилым человеком или его близкими лицами.

По законным нормам, договор действует до конца года. Потом следует принимать новое решение. Однако в случае с пенсионерами действие документа продлевается автоматически. Ведь проблемы получателя соцпомощи не исчезнут в течение одного периода.

Решение о продлении действия социального контракта принимает комиссия. Пенсионеру не нужно писать новое заявление и собирать справки.

Нужно ли платить за услуги

В законе определено, что получателями безвозмездной соцпомощи могут стать лица, имеющие маленький ежемесячный доход. Поступления семейства или одинокого пенсионера сравнивают с показателем прожиточного минимума, установленного для региона проживания. Если пенсия меньше, то денег с пожилого человека не возьмут.

Справка: пенсионное пособие большинства получателей доведено до показателя прожиточного минимума в регионе. Таковым лицам полагается соцсопровождение без взимания платы.

Кроме того, соцслужба не имеет права брать денег с других льготников. Полный перечень определяется региональными властями.

Как правило, в него включают:

-участников Великой Отечественной войны;

-лиц, перешагнувших 80-летний порог.

Остальные получатели соцпомощи обязаны платить за нее. При этом величина оплаты прописывается в контракте. Как правило, сумма не превышает 250,0 рублей в месяц.

Перечень документов

Претендент на соцпомощь должен подать заявление (составляется на бланке с помощью соцработника) и такие документы:

-паспорт и его копию;

-справку из Федеральной миграционной службы о месте прописки (или документ о собственности на жилье);

-справку о доходах (кроме пенсии);

-документ, подтверждающий льготы:

-удостоверение участника или инвалида ВОВ;

-справку об инвалидности;

-сведения из больницы о необходимости реабилитации (для инвалидов).

Представитель пенсионера обязан предоставить первый экземпляр доверенности. Кроме того, необходим документ, подтверждающий родственные связи. К примеру, ребенок пенсионера предоставляет свое свидетельство о рождении.

Подсказка: пенсионеры подают документ о дополнительных доходах. Информацию о размере пенсии госорган возьмет самостоятельно. К иным видам поступления могут относиться:

-доход от аренды собственности;

-авторские гонорары и другое.


К сожалению, не так уж редки случаи, когда человек, проработавший всю жизнь, достигнув пенсионного возраста, уходит на заслуженный отдых, и остается один на один со всеми своими проблемами.

Дети и другие родственники живут в другом городе или в другой стране, а жить нужно, платить за квартиру и коммуналку нужно, кушать нужно, покупать лекарства нужно, а денег на все не хватает. Для таких случаев законодательно закреплены льготы одиноко проживающим пенсионерам в 2020 году.

Одинокие пенсионеры в Российской Федерации

Человек достиг возраста, когда он может уйти на заслуженный отдых, и решил выйти на пенсию. Это серьезный шаг в жизни, потому что в корне меняется многое.

Совершенно меняется образ жизни – не нужно ходить на работу, появляется много свободного времени, которое трудно заполнить.

А самое главное — меняется материальное обеспечение: пенсия обычно меньше привычной зарплаты, которая регулярно увеличивалась различными премиальными выплатами.

Хорошо, если у человека есть дети, другие родственники, которые могут помочь ему материально в трудную минуту.

А трудных минут случается много – плата за квартиру, за коммунальные услуги, здоровье уже не то – нужно покупать лекарства.


Подсчет льгот одиноким пенсионером

И на все это нужны деньги. А если у человека нет ни детей, ни родственников, как ему быть в этом случае? В этом случае на помощь приходит российское законодательство, которое определяет, кто такие одинокие пенсионеры, и какая им полагается помощь.

Российское законодательство строго определяет, кто может относиться к категории одиноко проживающих пенсионеров.

В федеральном законе №178-Ф3 говорится, что это человек, возраст которого соответствует пенсионному, не имеет детей и других родственников, имеющих возможность оказывать ему помощь – материальную и физическую.

Эти граждане могут получать преференции, даже, если у них есть родственники, но они живут в другом городе или в другой стране.

Льготы для пенсионеров, проживающих одиноко

Поскольку такой статус для пенсионера, который проживает один в силу различных обстоятельств, подразумевает предоставление человеку некоторых преференций, то этот статус требуется официально узаконить в органах социальной защиты.

Одним из важнейших условий получения такого статуса является отсутствие зарегистрированного брака.

Социальные органы нередко сталкиваются с такой ситуацией, когда люди давно разъехались, не проживают вместе, но брак по какой-то причине не расторгнут.

И, хотя ни один из субъектов не получает никакой помощи от другого, каждый ведет свое хозяйство самостоятельно, получение статуса одинокого пенсионера не представляется возможным.

В том случае, если никаких препятствий нет, и указанный статус был установлен, то, в соответствии с законодательством, человек получит все полагающиеся льготы одиноко проживающим пенсионерам в 2020 году.

Вот какие льготы имеет одиноко проживающий пенсионер:

  1. материальная поддержка, выражаемая в форме дополнительных денежных выплат;
  2. бесплатный или льготный проезд в транспорте, за исключением такси;
  3. бесплатное курортно-санаторное лечение;
  4. скидки (в некоторых случаях освобождение) на оплату коммуналки;
  5. поддержка служб социальной защиты.

Поскольку все субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать виды и размер преференций, то эти преференции в различных регионах могут быть различными.

Если у гражданина имеются правительственные награды, он был удостоен почетных званий, и это подтверждено соответствующими документами, то это дает ему право получать привилегии на постоянной основе.

Чтобы точно знать, какие льготы положены одиноко проживающему пенсионеру, следует обратиться в службу соцзащиты по месту жительства.

Социальные привилегии

В преклонном возрасте, когда здоровье и физические возможности человека уже далеки от тех, которые были много лет назад, у человека возникает множество проблем.

Ему все труднее обслуживать себя самостоятельно – убирать квартиру, ходить в магазин за покупками, готовить пищу.

Поэтому одинокий человек, проработавший всю жизнь и вышедший на заслуженный отдых, вправе рассчитывать на физическую помощь от государства.


Льготы на проезд одиноким пенсионерам

Чтобы такую помощь получить, он должен обратиться в органы социального обеспечения по месту жительства.

Эти органы обязаны обеспечивать тех людей, которые в этом нуждаются, всем необходимым для нормальной жизнедеятельности.

В 2020 году социальные льготы одиноко проживающим пенсионерам включают в себя достаточно объемный пакет услуг:

  • уход за нуждающимся человеком на дому в случае, если он не может обслужить себя сам;
  • покупка необходимых продуктов питания и их доставка, покупка одежды, необходимой бытовой техники;
  • уборка квартиры, дома;
  • приготовление пищи, мытье посуды;
  • при необходимости – сопровождение на прием к врачу, в госучреждения.

Все эти услуги выполняет специальный соцработник, посещающий пенсионера несколько раз в неделю, а при необходимости, и ежедневно.

Как оформить льготы, и что для этого нужно

Прежде чем начинать ходатайствовать о предоставлении каких-либо преференций, гражданину следует обратиться в службу социального обеспечения по месту жительства, многофункциональный центр, чтобы выяснить, какие льготы одиноко проживающим пенсионерам полагаются в данном регионе.


Льготные выплаты одиноким пенсионерам

Поскольку гражданин может нуждаться в предоставлении не всех привилегий, а только некоторых, необходимо уточнить, какие именно документы необходимо предоставить в собес для их получения.

Необходимый пакет документов

В общем случае предоставляется такой пакет документов:

  1. паспорт или другой документ, подтверждающий личность;
  2. свидетельство (форма №8) о регистрации по месту жительства;
  3. пенсионное удостоверение;
  4. при необходимости – справка об инвалидности;
  5. справка о совокупном доходе (по требованию сотрудника органа соцзащиты).

В зависимости от того, на что именно претендует гражданин, пакет документов может быть изменен по рекомендации работников службы социального обеспечения.

Какие инстанции оформляют предоставление преференций

Кроме органов социального обеспечения, гражданин может обратиться в МФЦ по месту жительства или напрямую в органы самоуправления.

Если он претендует на предоставление налоговых преференций, то ему следует обратиться в местную налоговую инспекцию, причем, для этого никаких документов, кроме пенсионного удостоверения не требуется.

Оформлением всех остальных привилегий занимается служба социальной защиты. Предоставление ряда льгот медицинскими учреждениями осуществляется без обращения в органы социального обеспечения.

Заключение

Предоставляя преференции социально незащищенным людям, государство старается сделать так, чтобы помочь этим людям не оставаться наедине со своими проблемами.

К сожалению, дефицит социальных работников не позволяет в должной мере охватить всех нуждающихся.

Региональные органы самоуправления по мере возможностей стараются эту трудность преодолеть.

Видео: 5 малоизвестных льгот для одиноких пенсионеров


Источник: РИАМО , Александр Манзюк

Малоимущие жители Подмосковья могут заключить социальный контракт, который позволяет получить адресную помощь властей региона. Условие предоставления материальной поддержки – семья или человек, ее получающий, должны сами прилагать усилия, чтобы преодолеть бедность. Как получить государственную социальную помощь на эти цели, читайте на портале mosreg.ru.

Кто может заключить социальный контракт


Источник: Министерство инвестиций, промышленности и науки Московской области

Заключить социальный контракт с органом соцзащиты могут малоимущие семьи и одинокие граждане, у которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума по независящим от них причинам. На поддержку имеют право граждане, зарегистрированные по месту жительства или месту пребывания в Московской области.

Программа социальной адаптации


Источник: Фотобанк Московской области

Социальный контракт – соглашение между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства. В соответствии с ним орган социальной защиты населения выделяет гражданину средства, а получатель поддержки должен потратить их на цель, определенную в договоре в рамках программы социальной адаптации. Ее разрабатывают индивидуально для каждого обращающегося за помощью.

Программа социальной адаптации может включать:

– прохождение профессионального обучения или получение дополнительного образования;

– открытие или расширение своего дела;

– ведение личного подсобного хозяйства, приобретение домашнего скота;

– другие мероприятия, направленные на преодоление трудной жизненной ситуации.

В настоящее время Мособлдума рассматривает расширение возможных целей социального контракта. Если закон примут, средства смогут выделить на:

– получение дошкольного образования и дополнительного образования детей;

– уход за инвалидами и пожилыми людьми в организациях соцобслуживания;

– добровольное лечение от алкогольной или наркотической зависимости в медучреждениях.

Условия социального контракта


Источник: Фотобанк Московской области

Срок действия социального контракта может варьироваться от трех месяцев до одного года – это зависит от конкретной программы социальной адаптации. Максимальный размер помощи сейчас – 60 тысяч рублей. Социальный контракт можно заключить не чаще одного раза в пять лет.

В Мособлдуме собираются повысить предельную сумму помощи до 100 тысяч рублей и сократить срок, через который можно обращаться повторно, до трех лет.

Как заключить социальный контракт


Источник: Комитет лесного хозяйства Московской области

Заявление на заключение социального контракта можно подать лично в местное управление соцзащиты, через МФЦ или региональный портал госуслуг.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

– справку о доходах заявителя и членов его семьи за три месяца, предшествующих дате подаче заявления;

– копию сберкнижки или выписку о банковских реквизитах.

По желанию можно представить:

– справку о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи недвижимости (выдает Росреестр);

– справку о наличии или отсутствии в собственности заявителя и членов его семьи транспортных средств (выдает ГИБДД или Гостехнадзор);

– справку об оказании за три последних года социальной поддержки в сфере занятости населения заявителю и членам его семьи (выдает центр занятости);

– выписку из домовой книги или иной документ, подтверждающий количество лиц, зарегистрированных по месту жительства или пребывания заявителя.

Решение о заключении социального контракта принимают в течение 22 рабочих дней.


25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред.] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (п. 2 ст. 3 старого закона), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (п. 3 ст. 3 нового закона). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан (ст. 15 нового закона).

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг (ст. 26 нового закона).

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. (ст. 3 старого закона).


Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание (п. 4 ст. 3 нового закона). Ранее такого понятия не было, хотя фактически социальное обслуживание осуществлялось региональными государственными предприятиями и учреждениями социального обслуживания, а также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и индивидуальными предпринимателями (ч. 1, ч. 3 ст. 4 старого закона).

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги (ст. 8-14 старого закона).

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги (ст. 20 нового закона).

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (ст. 21 нового закона). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее (ст. 8 старого закона).

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату (ч. 2 ст. 17 нового закона).

С 1 января 2015 года на предоставление бесплатных социальных услуг могут рассчитывать:

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно (ст. 31 нового закона).

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума (ст. 16 старого закона).

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Московской области за III квартал 2014 года"). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ "О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг (ст. 32 нового закона).

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами (ст. 15 старого закона).

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (ч. 2 ст. 7 старого закона). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (ст. 14 нового закона). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

БЛАНКИ

Заявление о предоставлении социальных услуг

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (ст. 16 нового закона). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (ч. 2 ст. 21 нового закона). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (ч. 1 ст. 17 нового закона). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.


Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот (ч. 2 ст. 12 нового закона).

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (ст. 23 старого закона). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (ст. 30 нового закона). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг (ст. 25 старого закона).

Читайте также: