Входит ли в пенсионный стаж военные сборы после обучения в институте

Понятие выслуги, т.е. стажа, применяется для расчета заработной платы. Для военнослужащих расчет включает в себя получение льгот в любом эквиваленте, право на получение жилья и последующее получение пенсионных выплат.

Какие военнослужащие могут получать пенсию по выслуге лет

Законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих включает в себя закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и устанавливает право военных пенсионеров на получение пенсии по истечении срока службы.

На пенсионное обеспечение могут рассчитывать офицеры, прапорщики, мичманы, рядовые-контрактники, проходившие службу в силовых органах РФ и бывшего Советского Союза и имеющих конкретный стаж не менее 20 лет на момент окончания срока службы .

Если же увольнение последовало при наступлении максимально возможного возраста пребывания на службе — 45 лет, при невозможности продолжать службу по причинам, связанным со здоровьем, или же при организационно-штатных мероприятиях, то военнослужащий также может рассчитывать на военную пенсию, но по смешанному стажу. Но стоит помнить, что это условие выполняется только при наличии военной выслуги не менее 12,5 лет, а трудовой стаж должен составлять 25 лет и более.

Право на получение пенсионных выплат распространяется не только на граждан РФ, но и на лиц, служивших на территории РФ, которые в данный момент являются иностранными гражданами, при условии, что государство, чьими подданными они являются, отказало им в выплате пенсионного пособия.

Исчисление выслуги лет военнослужащих

Вычисление военного стажа заключается в точном определении периодов нахождения на службе в ВС РФ в различных силовых структурах РФ, обучения в военном образовательном учреждении, а также льготный и дополнительных периодов, учитываемых установленным порядком расчета.

Обучение в военном образовательном учреждении засчитывается в общий военный стаж лишь при условии, что довольствие назначается по пункту «а» закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», т.е. право на выплаты по выслуге получат только те военнослужащие, имеющие при увольнении не менее 20 лет службы за спиной .

Лица, обучавшиеся в образовательных заведениях гражданской направленности, но с военной кафедрой, так же могут рассчитывать на зачисление периода учебы в военный стаж, но при условии, что во время призыва на срочную службу будет учтена профессия, полученная при зачисляемом в выслугу обучении. Стоит помнить, что при включении периода обучения в общую выслугу, 1 год зачисляемого срока учебы будет давать прибавку к стажу в размере 6 месяцев.

Служба в особых условиях

Важно, что Постановлением Правительства РФ ОТ 22.09.93 № 941 (ред. от 01.05.96) «О порядке исчисления выслуги лет…» предусмотрен расчет выслуги для получения денежного довольствия на льготных условиях.

При включении данных льгот в военный стаж исчисление будет произведено на условиях:

1. Один месяц военной службы за два месяца — военнослужащему при нахождении на воинских должностях летного состава, выполняющему полеты по планам боевой подготовки, а также участвующему в испытании парашютов с совершением прыжков при выполнении годовых норм прыжков, предусмотренных главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ. При нахождении военнослужащего на летной работе неполный календарный год выслуга на льготных условиях исчисляется пропорционально времени нахождения на летной работе.
2. Один месяц военной службы за полтора месяца при прохождении военной службы:

  • на воинских должностях, обязанности по которым включают в себя систематическое выполнение прыжков с парашютом при выполнении годовых норм прыжков не менее минимальных норм, установленных Минобороны России для исчисления выслуги на пенсию в льготном порядке в соответствующих войсках ВС РФ и других войсках федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
  • на воинских должностях, предусмотренных в управлении океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов, не размещенных на кораблях и судах, исчисление выслуги лет на льготных условиях производится при условии ежегодного, не менее 30 дней, плавания за пределами внешнего рейда на кораблях и судах, находящихся в строю, или не менее 30 дней проведения ходовых заводских или государственных испытаний строящихся и ремонтирующихся кораблей и судов, когда эти корабли и суда находились в плавании;
  • на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и другой военно-морской техники (п. п. 3, 4 Правил исчисления выслуги лет).

Пересчет выслуги лет при назначении военнослужащих до окончания года с должностей, по которым предусматривается льготное исчисление выслуги лет, на должности, по которым оно не предусмотрено, а также переводе военнослужащего в другой федеральный орган исполнительной власти, его увольнении производится перед таким назначением, переводом, увольнением (п. 7 Правил исчисления выслуги лет).

Стоит заметить, что согласно ст. 3 Указа Президента РФ № 1237 в срок службы не засчитываются следующие периоды:

  • пребывание военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
  • отбывание ареста;
  • самовольное оставление воинской части свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Перечень дополнительных периодов

Военнослужащим в выслугу лет так же засчитываются следующие периоды, установленные п. 2 Правил исчисления выслуги лет на службе:

  • в ВС РФ, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
  • в Вооруженных силах, войсках и органах КГБ СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента РФ, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки РФ, пограничных войсках, органах ФПС России, Государственной противопожарной службе МВД России, Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи при Президенте РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, Службе специальной связи и информации при ФСО России, Главном управлении охраны РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
  • граждан РФ до 1 января 1995 г. в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — бывших республик СССР, не входящих в СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
  • Содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и нахождение в ссылке — в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования;
  • Перерыв в службе в случае необоснованного увольнения и последующего восстановления на службе в установленном порядке;
  • работа в системе Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы МВД России и МЧС России;
  • в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и СССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;
  • в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • приостановление военной службы военнослужащих, избранных депутатами Госдумы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, главами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащих, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
  • нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах — до полного выяснения обстоятельств захвата в плен в качестве заложников, интернирования или освобождения;

  • безвестное отсутствие — до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Влияние выслуги на пенсионное обеспечение

Военный стаж имеет прямое отношение к последующему пенсионному обеспечению военнослужащего, т.к. это главный критерий, применяемый для вычисления пенсионной выплаты . Военнослужащий имеет право на получение данных выплат только при достаточном стаже.



На основании Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования (не проходившие военную службу) приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях. Следовательно, учеба в военном вузе входит в страховой стаж.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (с изменениями и дополнениями) Раздел I. Общие положения (ст. 1-12) Статья 1. Лица, на которых распространяется действие настоящего Закона

Статья 1. Лица, на которых распространяется действие настоящего Закона

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ.


В соответствии со ст. 12 ФЗ РФ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

Таким образом, период службы входит в страховой стаж, а период обучения нет.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 24.11.2014) «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.


Как прямо предусмотрено п. 2 ст. 35 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта имеют правовое положение военнослужащих по призыву.

Период обучения в военном училище будет включен в Ваш трудовой стаж для назначения Вам пенсии. Так в силу ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются: 1)период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

2. Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

Что касается приравнивается ли ваша учеба год за полтора, то при назначении пенсии за выслугу лет в соответствии с законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, засчитывается время учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2012 г. N ГКПИ12-1122 Об отказе в признании частично не действующим абзаца десятого пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Карулине И.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Студеникина В.П. о признании частично недействующим абзаца десятого пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», установил:

пунктом 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» (далее - Постановление) (в редакции от 25 августа 2012 г.) установлены периоды, засчитываемые в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. Постановление опубликовано в Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации 4 октября 1993 г., № 40.

Студеникин В.П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 1 Постановления недействующим в части, не предусматривающей включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы указанным в этом пункте лицам времени пребывания на военных сборах до 1 марта 1993 г.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что при увольнении на пенсию ему в выслугу лет не был включен период нахождения в 1978 году на военных сборах (60 дней), как не предусмотренный пунктом 1 Постановления. Считает, что данный пункт в оспариваемой части противоречит статье 63 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-1), в которой указывалось, что в общую продолжительность военной службы военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, органов внешней разведки и федеральных органов государственной безопасности включается продолжительность его действительной военной службы до введения в действие названного Закона, и статье 61 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Закон о воинской обязанности и военной службе), согласно которой продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 г. включается в общую продолжительность его военной службы, и нарушает его права на получение пенсии в полном объеме.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, уполномоченное поручением от 22 августа 2012 г. № ВС-П4-4935 представлять интересы Правительства Российской Федерации в Верховном Суде Российской Федерации, в письменных возражениях указало на то, что в силу статьи 61 Закона о воинской обязанности и военной службе продолжительность действительной военной службы военнослужащего до 1 марта 1993 г. включается в общую продолжительность его военной службы. Поскольку пребывание на военных сборах до 1 марта 1993 г. не было законодательством отнесено к действительной военной службе, зачет времени прохождения военных сборов в стаж действительной военной службы предусмотрен не был.

Студеникин В.П. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Обсудив доводы заявителя и возражения представителей заинтересованного лица Курсаева А.В., Тузлуковой Н.С., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской

Федерации Степановой Л.Е., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1) порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (часть третья статьи 18). Во исполнение этого предписания Правительством Российской Федерации 22 сентября 1993 г. принято оспариваемое Постановление.

Частью 1 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба.

Согласно пункту 5 статьи 37 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 г. № 4455-1 (введенного в действие с 1 марта 1993 г.) время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.

Действующим в настоящее время Законом о воинской обязанности и военной службе прохождение военных сборов отнесено к исполнению обязанностей военной службы (подпункт «к» пункта 1 статьи 37).

Пунктом 36 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. № 605 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 333), время прохождения военных сборов (со дня зачисления по день исключения из списка личного состава воинской части) засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.

Из приведенных нормативных положений следует, что с 1 марта 1993 г. время прохождения военных сборов засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы.

В силу статьи 61 Закона о воинской обязанности и военной службе в общую продолжительность военной службы военнослужащего включается продолжительность действительной военной службы до 1 марта 1993 г.

Понятие действительной военной службы Закон о воинской обязанности и военной службе не содержит.

Согласно Закону СССР от 12 октября 1967 г. № 1950-VII «О всеобщей воинской обязанности» (утратил силу на территории Российской Федерации с 1 марта 1993 г.) воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР; граждане, состоящие на действительной военной службе, именуются военнослужащими, а состоящие в запасе - военнообязанными; призываются на сборы военнообязанные, зачисленные в запас (статьи 5, 6, 49-51, 55).

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 15 декабря 1990 г. № 1290 «О выслуге лет для назначения пенсий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пособиях этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава и их семьям» в выслугу лет на пенсии, назначаемые в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих», засчитываются действительная военная служба в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, пограничных, внутренних, железнодорожных войсках и других воинских формированиях (пункт 1).

Таким образом, по действующему до 1 марта 1993 г. законодательству время прохождения военных сборов не было отнесено к действительной военной службе и в выслугу лет для назначения пенсии не засчитывалось.

В связи с изложенным невключение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы времени пребывания на военных сборах до 1 марта 1993 г. не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении заявления Студеникина В.П. о признании частично недействующим абзаца десятого пункта 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации В.А. Емышева

Обзор документа

Гражданин оспаривает отдельный пункт Постановления Правительства РФ о порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу.

Указанный пункт заявитель просит признать недействующим в части, не предусматривающей включение в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы времени пребывания на военных сборах до 1 марта 1993 г.

Свои требования заявитель мотивирует тем, что при увольнении на пенсию ему в выслугу лет не был включен период нахождения на военных сборах, так как он не предусмотрен оспариваемым пунктом.

ВС РФ не нашел оснований для удовлетворения требований, пояснив следующее.

В соответствии с пенсионным законодательством в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается военная служба.

Согласно Закону о воинской обязанности и военной службе время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина.

Таким образом, с 1 марта 1993 г. время прохождения военных сборов засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы.

В силу Закона о воинской обязанности и военной службе в общую продолжительность военной службы военнослужащего включается продолжительность действительной военной службы до 1 марта 1993 г.

Согласно Закону о всеобщей воинской обязанности (утратил силу с 1 марта 1993 г.) воинская служба состоит из действительной военной службы и службы в запасе Вооруженных Сил СССР. На сборы призываются военнообязанные, зачисленные в запас.

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР о выслуге лет для назначения пенсий военнослужащим в выслугу лет засчитывается только действительная военная служба.

Таким образом, по действовавшему до 1 марта 1993 г. законодательству время прохождения военных сборов не было отнесено к действительной военной службе и в выслугу лет для назначения пенсии не засчитывалось.

Военные сборы (служба по призыву) в стаж гоусдарственной пенсии службы?

Преподаватель НВП в стаж государственной пенсии

Военные сборы 3 месяца (курсы по подготовки офицеров запаса)

Преподаватель НВП 2 года

И мне не хватает 4 месяцев до дополнительной государственной пенсии

и как эти сроки добавить?

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военнообязанные, призванные на военные сборы, также относятся к военнослужащим

Но конкретного ничего найти немогу

Ответы юристов ( 6 )


Евгений Владимирович, здравствуйте!

В силу ст. 19 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.

9. Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Поскольку срочная включается в стаж военной службы, то и Вам должна включаться.

Что касается должности преподавателя НВП, то это педагогическая должность а не должность государственной службы.

Мне не хватает 4 месяцев до дополнительной Государственной пенсии.

Нужно смотреть Вашу трудовую чтобы все четко сказать, пока только один совет-дорабатывать.

а как насчет В силу Указа Президента РФ от 20 сентября 2010 г. N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих

20. Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

20. Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в
учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были
необходимы федеральным государственным гражданским служащим для
исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной
государственной гражданской службы, — в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных
должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Как выделенный момент относится к работе преподавателем НВП? Ответ никак, поэтому и не учитывается

Но на государственной службе я занимался до призывной молодежью

Евгений Владимирович, да, военные сборы так же относятся к военной службе, однако не в этом дело, а в том, что Ваши занятия допризывной молодежью формально с гос службой не связаны.

Так мне и никто и не ответил конкретно. № закона, статья.

Граждане призванные на Военные сборы (кто они) это дырка в законе. За исключение ст 2,5 КоАП в коментариях (В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнообязанные, призванные на военные сборы, также относятся к военнослужащим.) и как они считаются

по призыву или по контракту и засчитывается ли в стаж время проведённое на сборах (и как, в двойном или одинарном)

и НВП 80 годов когда мы проводили сборы с 11 классниками, ( на казарменном положении) сопровождали в областной призывной пункт призывников,

Евгений Владимирович, давайте по порядку:

1)Время службы по призыву, в су ст.10 ФЗ «О статусе военнослужащих»

3. Время
нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их
общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы
государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета
один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан
на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на
военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы

2)Время нахождения на военных сборах согласно пункта 29 Положения о проведении военных сборов, утвержденного
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 № 333 «О
военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской
обязанности»

время прохождения военных сборов засчитывается в общую
продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном
порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета

Следовательно на время сборов на Вас действует общее законодательство о службе по призыву и срок сборов входит в пенсионный стаж так же

3)Преподаватель НВП- Вы можете нам не верить или сами себя убеждать, но то, чем Вы занимались не является государственной службой, является преподавательской деятельности и никогда не включалось в стаж гос службы.


Преподаватель НВП в стаж государственной пенсии

Военные руководители, учителя (преподаватели) начальной военной подготовки засчитывается в педагогический стаж. (списк должностей и учреждений. утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 номер 781).


1. В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 10 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) — один день военной службы за два дня работы.В соответствии с текстом абзаца первого пункта 3 статьи 10 ФЗ «О статусе военнослужащих» время военной службы засчитывается в общий трудовой стаж и стаж работы по специальности.
2. В Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, указана должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки).Эта же должность указана и в Списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, действовавшем до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.В Списке профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государствен-ных пенсиях в РСФСР», предусмотрена должность -военный руководитель (руководитель допризывной подготовки молодежи). Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 03.10.2002 г. N 68 установлено тождество наименования должности «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» наименованию должности «военный руководитель». В связи с этим подлежит включению в педстаж.

ФЗ-76 статья 10 пункт 3, я знаю. Мне не хватает 4 месяцев до дополнительной Государственной пенсии. и согласно указу президента № 1141 о включении в стаж госслужбы пунк 9 а вот пункт20 стаж преподавателя НВП в стаж госслужбы? тк работал инспектором по воинскому учету!

Это - Ваше право! На то и форум.
Только в этом случае Вам придется не согласиться и с этим:

Решение Верховного Суда РФ от 4 мая 2001 г. N ВКПИ 01-25
(извлечение)

Вместе с тем, указывает Абрамов, в пункте втором постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 для военнослужащих время учебы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии только при условии, если офицер призван из запаса, а в учебном заведении имелись циклы или отделения военной подготовки.
Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, в соответствии частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную компетенцию Правительства РФ.

Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий явилось Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, а также Приложения к нему N 1 и N 2.

Как видно из части 1 пункта 2 указанного Постановления, в выслугу лет для назначения пенсии офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки , засчитывается в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Вопреки утверждению заявителя оспариваемая норма постановления Правительства Российской Федерации не противоречит Закону Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", так как определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях.
Нет у суда и оснований полагать, что оспариваемая норма ущемляет права военнослужащих, поскольку военная служба и служба в органах внутренних дел предполагает ряд специфических требований, которые находят свое отражение в законодательстве, в том числе и по вопросам пенсионного обеспечения. Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной комментируемым Законом. Не усматривает суд в связи с этим и каких-либо нарушений прав заявителя на исчисление выслуги лет для назначения пенсии.

Ну и c самим вышеуказанным постановлением 941 тоже можете не согласиться:

2. Засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий в соответствии с пунктом "а" статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее именуется - Закон) офицерам определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.
На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения.

Только вот сути постановления это - не изменит!

Читайте также: