Входит ли военная кафедра в пенсионный стаж

Включение периодов обучения в стаж (выслугу) для назначения военной пенсии


Правила включения периодов обучения в высших и средних специальных учреждениях в выслугу лет и в трудовой стаж для назначения военной пенсии различаются в зависимости от того, по какому пункту («а» или «б») статьи 13 назначается пенсия. По пункту «а» статьи 13 закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»
Право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941

«Засчитывать в выслугу лет для назначения пенсий… офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев . На таких же условиях включается в выслугу лет время обучения в гражданских высших образовательных учреждениях офицерам, которые, будучи студентами, непосредственно из указанных образовательных учреждений до их окончания зачислены для продолжения учебы в высшие военно-образовательные учреждения.

При назначении пенсии по так называемому «смешанному» стажу применяется пункт:

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом «б» части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В свою очередь, в трудовой стаж до дня вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включались периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (ст. 91 закона О государственных пенсиях в Российской Федерации»)

Кроме того, в стаж включались иные периоды :

а) временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

б) уход за инвалидом I группы, ребенком — инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;

в) уход неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности;

г) проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;

д) проживание за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;

е) пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

ж) выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

1. При назначении «обычной» пенсии за выслугу (20 лет) включаются периоды обучения в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев .

2. При назначении пенсии о «смешанному» стажу (25 лет) включаются периоды подготовки к профессиональной деятельности — обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре (в календарном исчислении)/

При этом необходимо понимать, что периоды обучения в учебных заведениях включаются именно в трудовой стаж, а не в военный, то есть требование 12, 5 лет военной службы является обязательным.

Сергей Паншев,
адвокат.
Эта статья является авторской.
Использование на других сайтах допускается
с обязательной активной ссылкой на «Военный адвокат».

Понятие выслуги, т.е. стажа, применяется для расчета заработной платы. Для военнослужащих расчет включает в себя получение льгот в любом эквиваленте, право на получение жилья и последующее получение пенсионных выплат.

Какие военнослужащие могут получать пенсию по выслуге лет

Законодательство о пенсионном обеспечении военнослужащих включает в себя закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» и устанавливает право военных пенсионеров на получение пенсии по истечении срока службы.

На пенсионное обеспечение могут рассчитывать офицеры, прапорщики, мичманы, рядовые-контрактники, проходившие службу в силовых органах РФ и бывшего Советского Союза и имеющих конкретный стаж не менее 20 лет на момент окончания срока службы .

Если же увольнение последовало при наступлении максимально возможного возраста пребывания на службе — 45 лет, при невозможности продолжать службу по причинам, связанным со здоровьем, или же при организационно-штатных мероприятиях, то военнослужащий также может рассчитывать на военную пенсию, но по смешанному стажу. Но стоит помнить, что это условие выполняется только при наличии военной выслуги не менее 12,5 лет, а трудовой стаж должен составлять 25 лет и более.

Право на получение пенсионных выплат распространяется не только на граждан РФ, но и на лиц, служивших на территории РФ, которые в данный момент являются иностранными гражданами, при условии, что государство, чьими подданными они являются, отказало им в выплате пенсионного пособия.

Исчисление выслуги лет военнослужащих

Вычисление военного стажа заключается в точном определении периодов нахождения на службе в ВС РФ в различных силовых структурах РФ, обучения в военном образовательном учреждении, а также льготный и дополнительных периодов, учитываемых установленным порядком расчета.

Обучение в военном образовательном учреждении засчитывается в общий военный стаж лишь при условии, что довольствие назначается по пункту «а» закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», т.е. право на выплаты по выслуге получат только те военнослужащие, имеющие при увольнении не менее 20 лет службы за спиной .

Лица, обучавшиеся в образовательных заведениях гражданской направленности, но с военной кафедрой, так же могут рассчитывать на зачисление периода учебы в военный стаж, но при условии, что во время призыва на срочную службу будет учтена профессия, полученная при зачисляемом в выслугу обучении. Стоит помнить, что при включении периода обучения в общую выслугу, 1 год зачисляемого срока учебы будет давать прибавку к стажу в размере 6 месяцев.

Служба в особых условиях

Важно, что Постановлением Правительства РФ ОТ 22.09.93 № 941 (ред. от 01.05.96) «О порядке исчисления выслуги лет…» предусмотрен расчет выслуги для получения денежного довольствия на льготных условиях.

При включении данных льгот в военный стаж исчисление будет произведено на условиях:

1. Один месяц военной службы за два месяца — военнослужащему при нахождении на воинских должностях летного состава, выполняющему полеты по планам боевой подготовки, а также участвующему в испытании парашютов с совершением прыжков при выполнении годовых норм прыжков, предусмотренных главнокомандующим Военно-воздушными силами РФ. При нахождении военнослужащего на летной работе неполный календарный год выслуга на льготных условиях исчисляется пропорционально времени нахождения на летной работе.
2. Один месяц военной службы за полтора месяца при прохождении военной службы:

  • на воинских должностях, обязанности по которым включают в себя систематическое выполнение прыжков с парашютом при выполнении годовых норм прыжков не менее минимальных норм, установленных Минобороны России для исчисления выслуги на пенсию в льготном порядке в соответствующих войсках ВС РФ и других войсках федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба;
  • на воинских должностях, предусмотренных в управлении океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов, не размещенных на кораблях и судах, исчисление выслуги лет на льготных условиях производится при условии ежегодного, не менее 30 дней, плавания за пределами внешнего рейда на кораблях и судах, находящихся в строю, или не менее 30 дней проведения ходовых заводских или государственных испытаний строящихся и ремонтирующихся кораблей и судов, когда эти корабли и суда находились в плавании;
  • на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и другой военно-морской техники (п. п. 3, 4 Правил исчисления выслуги лет).

Пересчет выслуги лет при назначении военнослужащих до окончания года с должностей, по которым предусматривается льготное исчисление выслуги лет, на должности, по которым оно не предусмотрено, а также переводе военнослужащего в другой федеральный орган исполнительной власти, его увольнении производится перед таким назначением, переводом, увольнением (п. 7 Правил исчисления выслуги лет).

Стоит заметить, что согласно ст. 3 Указа Президента РФ № 1237 в срок службы не засчитываются следующие периоды:

  • пребывание военнослужащего в дисциплинарной воинской части;
  • отбывание ареста;
  • самовольное оставление воинской части свыше 10 суток независимо от причин оставления.

Перечень дополнительных периодов

Военнослужащим в выслугу лет так же засчитываются следующие периоды, установленные п. 2 Правил исчисления выслуги лет на службе:

  • в ВС РФ, внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ России, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ;
  • в Вооруженных силах, войсках и органах КГБ СССР, Центральной службе разведки СССР, Управлении охраны при Аппарате Президента СССР, Комитете по охране государственной границы СССР, органах федеральной безопасности РСФСР, Службе внешней разведки РСФСР, Межреспубликанской службе безопасности, Службе безопасности Президента РФ, федеральных органах государственной безопасности, органах контрразведки РФ, пограничных войсках, органах ФПС России, Государственной противопожарной службе МВД России, Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи при Президенте РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, Службе специальной связи и информации при ФСО России, Главном управлении охраны РФ, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях СССР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников СНГ (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы);
  • граждан РФ до 1 января 1995 г. в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — бывших республик СССР, не входящих в СНГ;
  • граждан РФ в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве;
  • Содержание под стражей, отбывание наказания в местах лишения свободы и нахождение в ссылке — в случае вынесения оправдательного приговора либо прекращения уголовного дела, необоснованного привлечения к уголовной ответственности и репрессирования;
  • Перерыв в службе в случае необоснованного увольнения и последующего восстановления на службе в установленном порядке;
  • работа в системе Государственной противопожарной службы МВД России, Государственной противопожарной службы МЧС России, непосредственно предшествующая назначению на должности, замещаемые лицами рядового или начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы МВД России и МЧС России;
  • в органах внутренних дел, милиции, исправительно-трудовых учреждениях, военизированной пожарной охране, других учреждениях и формированиях органов внутренних дел (охраны общественного порядка) РФ и СССР в качестве лиц рядового и начальствующего состава;
  • в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • приостановление военной службы военнослужащих, избранных депутатами Госдумы Федерального Собрания РФ, депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, главами исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, депутатами представительных органов местного самоуправления и главами муниципальных образований и осуществляющих указанные полномочия на постоянной основе, а также военнослужащих, осуществляющих полномочия членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ;
  • нахождение в плену или в качестве заложников, а также интернирование в нейтральных странах — до полного выяснения обстоятельств захвата в плен в качестве заложников, интернирования или освобождения;

  • безвестное отсутствие — до признания в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим.

Влияние выслуги на пенсионное обеспечение

Военный стаж имеет прямое отношение к последующему пенсионному обеспечению военнослужащего, т.к. это главный критерий, применяемый для вычисления пенсионной выплаты . Военнослужащий имеет право на получение данных выплат только при достаточном стаже.

К нестраховым периодам относятся:

  • прохождение военной службы;
  • время, когда человек находился на больничном и получал пособие по обязательному социальному страхованию;
  • отпуск по уходу за каждым ребенком до достижения им возраста 1,5 года, но не более 6 лет в общей сложности;
  • Этот порядок действует с января, а до этого учитывалось время ухода за 3 детьми - не более 4,5 года в общей сложности.
  • время ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым гражданином от 80 лет и старше;
  • периоды, когда гражданин, будучи безработным, был на учете в службе занятости, получал пособие по безработице, участвовал в общественных работах, или время переезда для трудоустройства в другую местность по направлению службы занятости;
  • время нахождения под стражей, если выяснилось, что привлечение к уголовной ответственности было необоснованным; то же самое относится и к периодам отбывания наказания в тюрьме или ссылке;
  • время нахождения жен военнослужащих-контрактников вместе с мужьями по месту службы, где не было возможности трудоустроиться. Максимальный период - 5 лет в общей сложности;
  • аналогично с женами военных 5 лет разрешено включать в страховой стаж и женам дипломатов и сотрудников консульств, торговых представительств за рубежом, если они не имели возможности работать, находясь вместе с мужьями.

Нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж только если до момента их наступления (или сразу после окончания) человек работал, и за него платились страховые взносы в ПФР. Причем продолжительность этой работы может быть любой.

До 2002 года, в соответствии с ранее действовавшим пенсионным законодательством, при назначении пенсии учитывался общий трудовой стаж. Потому пенсионные права, сформировавшиеся до 2002 года, учитываются с учетом общего трудового стажа. В основном общий трудовой стаж формируется так же, как и страховой: в расчет принимаются все периоды официальной работы, служба в армии, периоды временной нетрудоспособности (во время работы), периоды, когда гражданин был зарегистрирован в качестве безработного и получал пособие по безработице и т.д. В общий трудовой стаж (до 2002 года) также включаются:



  • время обучения в училищах, на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации, вузах, техникумах, аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
  • время ухода матери за ребенком до 3 лет, плюс 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности;
  • в "зачет" женам военных и дипломатов до 2002 года шли 10 лет пребывания вместе с мужем по месту его службы при невозможности найти работу.

В "РГ" от 01.04.2015 г. рассказано о получении второй пенсии военным пенсионером, но не раскрыт тот момент, что с этого года трудовой стаж ежегодно будет повышаться на один год в течение последующих 10 лет. Я военный пенсионер и мне 59 лет. После моего увольнения со службы имею трудовой стаж "на гражданке" 4 года. По старому пенсионному законодательству в 60 лет я набирал 5 лет трудового стажа и получил бы небольшой прибавок в виде второй пенсии. Сейчас по новому закону право на прибавку у меня наступит, когда мне будет 71 год? Прошу вас более подробно раскрыть эту ситуацию, которая интересует, уверен, не меня одного.

У меня 42 года выслуги, из них 36 календарных. Для назначения максимальной военной пенсии надо 32 года. Могу ли я "лишние" годы службы, которые не учтены при начислении пенсии в силовом ведомстве, использовать в моем варианте для получения трудовой?

Действительно, требования к минимальному стажу для назначения страховой пенсии по новому законодательству, вступившему в силу с 1 января, постепенно увеличиваются - в 2015 году это 6 лет, в 2016-м - 7 и так далее до 15 лет в 2024 году. Таким образом, для выхода на страховую пенсию в 2015 году достаточно иметь 6 лет стажа. Если вы решите оформить пенсию в 2016 году, это можно будет сделать, если ваш стаж на тот момент будет не менее 7 лет, и так далее.



Однако важно отметить, что требуемый страховой стаж определяется на дату достижения общеустановленного пенсионного возраста. То есть если, к примеру, мужчине в 2015 году исполняется 60, для него требуемый стаж "фиксируется" на уровне, установленном для 2015 года, - то есть 6 лет. При оформлении пенсии этим гражданином в следующем, 2016 году, необходимый минимальный стаж для него составит не 7, а те же 6 лет, и в дальнейшем увеличиваться не будет.

В итоге бесконечно "догонять" возможность получения страховой пенсии, как считает Евгений, ему не потребуется. Если общеустановленного возраста выхода на пенсию - 60 лет для мужчин - он достигнет в 2016 году, необходимый стаж для получения пенсии у него составит 7 лет. Если, как он пишет, сейчас его стаж равен 4 годам и он продолжит работать, необходимые 7 лет он выработает в 2018 году.

Но вполне вероятно, что страховую пенсию он сможет оформить и раньше. Законодательство предусматривает, что периоды, не учтенные при назначении пенсии по линии "силового" ведомства, могут быть учтены при назначении пенсии по линии Пенсионного фонда. Обращаясь за оформлением пенсии в ПФР, Евгению нужно будет представить справку из минобороны (или другого силового ведомства, по чьей линии он получает пенсию) с указанием периодов, исходя из которых назначалась его военная пенсия. Другие периоды его службы ПФР учтет при назначении второй, "гражданской" пенсии.

В некоторых случаях "нерабочие" периоды, включаемые в общий трудовой стаж (до 2002 года), рассчитываются с повышающим коэффициентом.

  • в полуторном размере:

- время работы в зоне отчуждения после аварии на Чернобыльской АЭС;

- время работы на Крайнем Севере и приравненных территориях;

  • в двойном размере:

- время военной службы по призыву;

- периоды работы во время Великой Отечественной войны (за исключением времени работы на оккупированных территориях);

- периоды проживания в блокадном Ленинграде и нахождения в концлагерях;

- периоды работы в лепрозориях и противочумных учреждениях;

  • в тройном размере:

- время службы в действующей армии, в партизанских отрядах во время боевых действий, а также время излечения после получения военной травмы; периоды военной службы в зоне отчуждения после аварии на Чернобыльской АЭС;

- периоды работы в блокадном Ленинграде;

- периоды содержания под стражей, в тюрьме, в ссылке граждан, которых привлекли к уголовной ответственности необоснованно и впоследствии реабилитировали.



уважаемый Виталий! Давайте по порядку. Согласно ст.11-14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не входит, тем более в гражданский стаж. Это раньше входил, когда учебе предшествовал период работы. Сейчас такого нет. Удачи Вам в разрешении Вашего вопроса!



обучение на военной кафедре ВУЗа, как и в целом время обучения в ВУЗе в настоящее время не входит в страховой стаж для получения пенсии, согласно положениям Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) "О страховых пенсиях"

Статья 11. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Статья 12. Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей";

2) период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности;

4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

8) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;

9) период, засчитываемый в страховой стаж в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности";

10) период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

11) период осуществления судьей полномочий в соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации".

На «горячую» линию ГУ ПФР № 5 (8-495-987-09-19), обслуживающего граждан САО г. Москвы и подмосковных городов Химки, Лобня и Долгопрудный, обратился рабочий производственного предприятия Игорь Рязанцев:

- Этой весной буду призван в армию. Учитывается ли служба в армии при формировании пенсионного стажа ? Ходят слухи, что с 2019 года служба в армии исключается из стажа по новому закону? Отразится ли это на размере страховой пенсии по новым правилам? Я прочитал новый пенсионный закон и не разобрался.

Консультирует начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.

- Служба в армии входит в трудовой стаж каждого человека, служившего в ней по призыву или контракту. Однако в различных видах стажа она учитывается со своими особенностями в зависимости от ряда обстоятельств, - сообщил А. Акименко.

По его словам, согласно действующему законодательству, в современной пенсионной системе Российской Федерации пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах (пенсионных баллах). Они суммируются за каждый год трудовой деятельности гражданина при условии начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

– Также пенсионные баллы начисляются и за нестраховые периоды, то есть когда гражданин не работал, но осуществлял социально значимую деятельность, – поясняет Александр Акименко. – К таким социально значимым периодам в жизни человека причисляется и служба в рядах Российской армии по призыву. Согласно федеральному закону «О страховых пенсиях», один год военной службы по призыву оценивается в 1,8 пенсионных балла.

А.Акименко отметил, что помимо срочной службы, в пенсионный стаж засчитываются и периоды военной службы солдат контрактников. На пенсию могут рассчитывать и жены военнослужащих, которые проживают с мужьями в отдаленных гарнизонах, где нет возможности устроиться на работу.

Он подчеркнул, что в 2019 году в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации . Но только при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР. Новый закон предусматривает, что в страховой стаж также может включаться период прохождения военной службы.

Однако армия не будет включена в страховой стаж, если до этого периода, либо сразу после него гражданин не осуществлял трудовую или иную деятельность, за которую работодатель перечислял взносы в ПФР. Это ограничение предусмотрено в ч. 2. ст. 12 закона № 400-ФЗ.

Срок служения Родине будет учтён и в том случае, если в трудовой книжке нет о нём отметки. Достаточно предъявить военный билет. Если военный билет утрачен, подойдёт архивная выписка или справка из воинской части.

Как сообщил А.Акименко, с 2019 года начала действовать новая льгота, согласно которой граждане, имеющие продолжительный стаж работы (42 года у мужчин и 37 лет у женщин), могут выйти на пенсию на 2 года раньше. Этот стаж для досрочной пенсии рассчитывают по особой схеме — включают только периоды работы и больничные. Соответственно, служба в армии не входит в стаж для досрочной пенсии по стажу.

Также с 1 января 2019 года некоторым гражданам полагается увеличенная индексация пенсии на 25 процентов. Речь идет о сельских жителях. Для получения такой индексации сельчанам требуется не менее 30 лет стажа. Многим стажа не хватает. И они стали выяснять, можно ли зачесть службу в армии в стаж. Но как гласит новый норматив, работа требуемой продолжительности должна осуществляться непосредственно в сельском хозяйстве и при этом юридически значимым является термин «проработавшим». Период службы в армии в «сельский» стаж зачету не подлежит.

Таким образом, служба в армии по новому пенсионному законодательству включается в страховой стаж и влияет на размер пенсии. Для подтверждения периода службы понадобится военный билет. Но служба в армии исключается из “сельского” стажа, дающего право на повышенную индексацию с 1 января 2019 года, также служба в армии не идет в зачет при определении права на досрочный выход на пенсию.

А.Акименко сообщил, что узнать о своих заработанных пенсионных правах, о будущем праве на страховую пенсию по старости, можно в Личном кабинете на сайте Пенсионного фонда.

Наша справка:

Если в 2018 году для получения права на страховую пенсию необходимо было иметь не менее 9 лет стажа и 13,8 пенсионных балла, то в 2019 году - не менее 10 лет стажа и 16,2 пенсионных балла.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Как включить обучение в ВУЗе в пенсионный стаж.

Сразу скажу, что НИК-КАК??
НЕ совсем никак,вроде как учителя и медики, проработавшие по специальности лет по 25 это могут отстоять, а все остальные, которые не работали по специльности путинским антинародным и антиконституционным законом ФЗ_173 лишается пенсионного стажа при обучении в ВУЗ е на 100 % \Пенсионеры, помните , это именно путин лишил вас пенисионной добавки за обучение в ВУЗе примерно на 2- 5 тысяч в месяц..
Голосуйте за него и вы гарантировано останетесь вообще без пенсии..

Законы по пенсионному обеспечению граждан РФ, являясь фактически антиконституционными законами, всячески ущемляют права граждан России. (См. статью, например, «Срочно заберите деньги из ПенсФонда!»). Так в последние годы не стали зачитывать в пенсионной стаж время обучения в ВУЗЕ.
Я потратил на разбирательство этого вопроса свои предпенсионные полгода..но нашёл в законах, что очное обучение в ВУЗе должно быть засчитано, поскольку в СССР обучение в ВУЗе засчитывалось в пенсионный стаж, и поэтому сотрудники пенсионного фонда ОБЯЗАНы засчитать и сегодня это в стаж, потому как обязаны применять правила учёта пенсионного стажа, существовавшего на момент обучения в ВУЗе…Тем более это обязаны сделать, если у гражданина есть хотя бы несколько дней официального трудового стажа до момента поступления (зачисления) в ВУЗ..
Все интересующиеся могут посмотреть мою аргументацию в ниже приложенной ЖАЛОБЕ на нерадивых сотрудников Пенсионного Фонда..

(ВНИМАНИЕ!! 20 января 2020 года опубликована 2 часть этой статьи . )
( http://proza.ru/2020/03/01/1329 - С.И. Ставцева: … «граждан РФ лишил 5 лет ВУЗовского пенсстажа Путин..»?? )


В статье рассмотрим на основании Конституции РФ 1993 года , как граждан РФ антиконституционно лишили 5 лет страхового пенсионного ВУЗовского стажа. Статья направлена на восстановление моих конституционных прав и прав тех граждан РФ , которых лишили 5 лет ВУЗОВского стажа с 2002 года по сей день…(01.03.2020)

Мне тоже отказали в учёте моего времени обучения в ВУЗе, когда я обратился в Пенсионный Фонд за 3 месяца до назначения пенсии за предварительным расчётом моей пенсии.. Хотя мне удалось истребовать из ВУЗа Справки о том, что я во время обучения на очном отделении ещё несколько месяцев подрабатывал лаборантом на кафедре по специализации.. Этом небольшой стаж пенсфонд засчитал в пенсстаж ..
Но кроме этого я указал периоды работы во время обучения, которые официально оплачивались: это работы на сельхозпредприятиях, когда нас отправляли в советское время на уборку картофеля (2 раза в сумме около 3 месяцев); стройотряды (2 раза , в сумме около 4 месяцев); педагогическая практика – работа вожатым – 1 месяц…
Оказывается, ВУЗ открещивается от того, что нас практически насильно отправляли на сельхоз работы, документов об этом у них нет. Открещивается от стройотрядов и даже от обязательной пионерской практики… Не было, якобы, такого…хотя было..было под предлогом исключения из ВУЗа.. но как подтвердить этот стаж теперь, когда многих предприятий нет и в помине??
Нас, физиков, даже после защиты диплома, оправляли на сенозаготовки в начале июля, хотя выпуск нам оформили 30 июня. Я правда отказался ехать.. Парторг физфака пригрозил мне , что меня за этот отказ лишат Диплома… На что я ему ответил, что Диплом мне должны дать не за заготовку сена, а за обучение в ВУЗе.. и он сразу отстал.. без последствий.. А теперь оказывается, что ВУЗ не имеет никаких документов об этих принудительных работах советских граждан. или сегодняшняя госвласть всячески старается уменьшить пенсии гражданам РФ…
Что ещё пожелать будущим пенсионерам…
Не стесняйтесь идти за полгода до назначения пенсии в Пенсионный Фонд и потребуйте Выписку из Лицевого счёта (или это сделайте это через интернет в своём пенсионном кабинете)..Проверьте все ли периоды вашей работы записаны в этом Лицевом счёте.. У меня оказались не вписанными первые 8 (ВОСЕМЬ) лет стажа Индивидуального предпринимателя.. Восстанавливать их пришлось с помощью обращения в Областную налоговую инспекцию. А эти года оказались самыми высокодоходными в стаже до 2002 года и я их выбрал для расчёта пенсии..
Также через налоговую инспекцию вы можете восстановить те стажи работы, которые у вас не записаны в Трудовые книжки.
Ищите и доставайте документы о своём стаже в архивах САМИ, потому как сотрудники Пенсионных Фондов делают это отвратительно и судя по моему опыту саботируют , хотя это их обязанность и им за это платят зарплаты. Поэтому мне, например, после того как я не дождался от сотрудников ПФР пришлось поехать в Иваново, (за 750 километров) и самому бегать по архивам города и районных центров и писать заявки в архиве о наличии документов, подтверждающих , что я работал до ВУЗа.
К счастью удалось найти нужную мне информацию..Я её предоставил в Пенсионный Фонд и вот вместе с ниже приведённой жалобой, передал в Пенсионный Фонд с требованием включить в стаж время обучения в ВУЗе.
Но включат или нет время моего обучения в ВУЗЕ в стаж и как это скажется на моей пенсии я смогу узнать в течение месяца… таковы бюрократические процедуры государства российского…


Начальнику Управления Пенсионного Фонда РФ в
г. Орле и Орловском районе Орловской обл.
Е.В. Абрамовой;
От ФИО
проживающего по адресу: г. Орёл, Московское шоссе,
дом. ИНН – 5751000
Пенс. Страх. Свидетельство №020-598 Тел.: 8-910

Жалоба
на некачественный ответ и некачественную работу сотрудников Пенсионного Фонда г. Орла.

Ввиду того, что дата моего назначения пенсионного наступает 27 октября 2018 года, а сегодня уже 25 октября 2018 года, ПРОШУ срочно предоставить мне варианты расчётов моей пенсии с учётом Справок и аргументов, предоставленных в настоящем письме.
31 Июля 2018 года я обратился в Пенсионный Фонд г. Орла с просьбой предоставить мне предварительный расчёт пенсии в вариантах законов 173ФЗ и 400 ФЗ с учётом обучения 4 года и 10 месяцев в Ивановском Государственном Университете (ИвГУ), на основании моего предыдущего обращения от 22 июня 2018 года , в котором я указал, что имею небольшой стаж работы до поступления в Вуз на государственных предприятиях СССР, которые не зафиксированы в моей трудовой книжке, по причине отсутствия у меня в детстве Трудовой Книжки.
Разные варианты расчёта пенсии мне необходимы и мне обязаны предоставить сотрудники Пенсионного Фонда чтобы я , как дееспособный гражданин мог сделать самостоятельный выбор какой способ расчёта пенсии меня более устраивает.
Мне же предоставили всего ОДИН расчёт (подробный . но местами непонятный) в котором насчитали пенсию БЕЗ УЧЁТА работы в 1975 году и 1976 года и ВРЕМЕНИ (страхового стажа) во время ОЧНОГО обучения в ИвГУ с 01.09.1976 по 30.06.1981 г.
Насчитали мне страховой стаж (без учёта времени обучения в ВУЗе ) около 33 г и 6 мес. . И пенсия оказалась равной 10 469 рублей.
У меня есть копия письма (-расчёт пенсии) моего товарища, у которого стаж ЧУТЬ МЕНЬШЕ -33 г. и 2 месяца, но пенсия ему уже начислена в июне 2018 года в сумме 12 340 рублей…По тому же , якобы, закону 400ФЗ, и произведён тем же сотрудником Ветровым.. с уверениями, что ему рассчитана максимальная пенсия (опять же без учёта времени обучения в его ВУЗе г. Тула).

Такой разброс в подсчёте пенсий мне непонятен и не удовлетворяет меня, как не удовлетворяет НЕКАЧЕСТВЕННАЯ РАБОТА сотрудников пенсионного Фонда, которые не могут собрать архивные данные, указанные гражданами РФ (или не хотят, или намеренно скрывают. )
Поэтому , получив ( 3 сентября 2018 г.) НЕКАЧЕСТВЕННЫЙ И НЕПОЛНЫЙ ответ за вашей подписью от 28.08.2018 г. №Е(?)А-02-П269/3 , (исполнитель - Ветровв Е.Н). мне пришлось самому ехать в г. Иваново и в архив Пос. Лежнево (райцентр Ивановской области) для того, чтобы самому разыскать и заказать справки о трудовой и учебной деятельности. Мне пришлось потрать деньги и время на то, чтобы выполнить обязанности сотрудников руководимого Вами Управления ПФ РФ в г. Орле. (фотокопию билетов прилагаю Приложение А).
В результате моей поездки мне присланы справки из Администрации Лежневского муниципального района Ивановской области о моей трудовой деятельности:
1. Цех №3 Лежневской прядильно-ткацкой фабрики – июнь и июль 1976 года
2. Ивановской государственной птицефабрики – август 1976 года.
(Приложение №1 (копии справки на 4 листах)
3. Ивановский Государственный Университет с 01.09.1976 г. по 30.06.1981 г.
(Приложение №2. Копия справки на 1 листе).

На основе полученных мной справок и предоставленных их копий прошу сделать мне варианты расчёта моей пенсии в вариантах законов ФЗ 173 и 400.

Я Считаю, по правилам действующего Законодательства , что включение времени моего очного обучения в ИвГУ ЗАКОННЫМ, так как обучение в ИвГУ является по ФАКТУ профессиональной подготовкой к моей дальнейшей трудовой деятельности. Более того, включение обучение в ВУЗе в страховой трудовой стаж предусмотрено государственным Законами и Постановлениями:

Статья 13 . Закон 400-ФЗ о Страховых Пенсиях 2018
В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г. О


8. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

Но по Постановлению Минтруда №70 от 17.10.2003 года п.1

1. При исчислении продолжительности страхового стажа (абзац 3 статьи 2 Закона от 17 декабря 2001 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (статьи 27, 28 Закона от 17 декабря 2001 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались, соответственно, в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 1972 г. N 590
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИЙ
1. (в ред. Постановлений Совмина СССР от 13.04.73 N 252, от 21.11.73 N 852, от 07.03.75 N 191, от 18.04.75 N 304, от 23.04.75 N 312, от 13.06.77 N 516, от 30.06.78 N 548, от 11.09.79 N 862, от 07.01.80 N 17, Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 21.02.80 N 175, Постановлений Совмина СССР от 26.02.80 N 180, от 30.05.80 N 424, от 02.09.81 N 866, от 30.06.83 N 584, от 25.05.84 N 494, от 13.08.84 N 867, от 12.03.85 N 220, от 20.06.85 N 568, от 24.05.86 N 598, от 03.04.87 N 402, от 30.01.88 N 137)
2. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
3. 1. В соответствии с Законом о государственных пенсиях пенсии по настоящему Положению назначаются и выплачиваются:
4. а) рабочим, служащим и другим гражданам, на которых распространяется государственное социальное страхование;
5. б) военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы;
6. в) учащимся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров, аспирантам и клиническим ординаторам;
Раздел VII. - Утратил силу. (в ред. Постановления Совмина СССР от 24.05.86 N 598)

VIII. ИСЧИСЛЕНИЕ СТАЖА
108. В общий стаж работы, дающий право на пенсию, засчитывается всякая работа в качестве рабочего или служащего, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов.

109.Кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
и) обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рабфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре;
При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".

В Приложении к Моему диплому Серия ЖВ № 898671 (Копию Приложения прилагаю в Приложении №3) , удостоверяющему мои профессиональные специальности: Физик. Преподаватель имеются сведения об изучаемых дисциплинах: педагогика, методика преподавания, вычислительные машины и программирование, Основы радиоэлектроники, основы оптической спектроскопии, молекулярная спектроскопия, спектроскопия, основы кристаллообразования и Дипломная работа по спектроскопическим исследованиям алмазообразующих растворов, которые потом использовались непосредственно в моей трудовой деятельности:
1. ИХНР АН СССР - молекулярная физика, молекулярная спектроскопия, вычислительная техника и программирование, радиоэлектроника.. лазерная оптическая спектроскопия.
2. Ивановский ПЭУТС – радиоэлектроника, педагогика, программирование
3. КВЦ Ивановоавтотранс – математика, радиоэлектроника, педагогика.
4. Орловский учебно-вычислительный центр ПО «Орловский завод УВМ им К.Н. Руднева - электроника, программирование . педагогика. Математика
5. Орловское НПО «Автограф» - электроника, программирование, математика, педагогика..
6. Орловская Областная Больница (Зам начальника отдела АСУ) – программирование, педагогика, математика, радиоэлектроника..
7.
И так далее, что доказывает, что моё обучение в ИвГУ было ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБУЧЕНИЕМ и , следовательно является неотъемлемой частью моего трудового стажа. Поэтому все 4 года и 10 месяцев моего обучения СЛЕДУЕТ включить в мой трудовой стаж и расчёт моей пенсии следует сделать с учётом всего времени обучения в ИвГУ.

Кстати, недостатком математического образования, на мой взгляд, страдают Ваши сотрудники пенсионного Фонда, которые делают расчёты пенсии. Так например, в Вашем последнем ответе от 28 августа 2018 года. Г-н Ветровв Е.Н. при расчёте моей пенсии на основе данных Налоговой Инспекции от 14.05.2018 №14 – 09/15093 рассчитал коэффициент отношения моей зарплаты к средней по РФ (1994 -1998 года) , как равный 1.925 , а по правилам действующего Законодательства – этот коэффициент равен 2.34537.. деноминация в России произошла с уменьшением на 1000 (на 3 порядка) в расчётах Ветровв Е.Н как-то непонятно произвёл деноминацию…. Поэтому вместо ФАКТИЧЕСКИХ , основанных на данных Налоговых органов , моя среднемесячная зарплата равна по расчётам Ветровв равна 1214, 26 руб. (видимо исходя из ошибочного коэффициента 1, 925) Но если бы он рассчитывал на основе ПРАВИЛЬНОГО коэффициента, то моя среднемесячная зарплата была бы 630.79 руб. х 2.34537 = 1479 рублей… а следовательно и пенсия несколько БОЛЬШЕ.

Непонятно, почему в приведённом расчёте Ветров применил вес балла 2015 года, а не 2018 года. Что уменьшило мою пенсию более чем на 1000 рублей…

Непонятно, чем является ответ и расчёт от 20.08.2018 - примером некомпетентности или попыткой введения в заблуждение..или конституционным преступлением сотрудников ПФ РФ по г .Орлу.
Потому как, согласно п.2 24 Статьи Конституции РФ граждане РФ имеют конституционное право ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, а Органы госвласти и должностные лица Обязаны обеспечить гражданам РФ их конституционное право…НО не написано в конституции, что должностные лица «обязаны вводить граждан в заблуждения неполными и некомпетентными данными», правильно?

Поэтому, ввиду того, что дата моего назначения пенсионного наступает 27 октября 2018 года, а сегодня уже 25 октября 2018 года, ПРОШУ срочно предоставить мне варианты расчётов моей пенсии с учётом Справок и аргументов, предоставленных в настоящем письме.

Я могу только выразить свои соболезнования Вам, Елена Владимировна, что Ваши сотрудники, к которым я обратился ранее чем за полгода до назначения мне пенсии, так и не удосужились исполнить свои должностные обязанности и не смогли проделать работу по восстановлению истории моего страхового стажа, я не получил от них никакого адекватного информационного обеспечения. Поэтому пришлось воспользоваться информацией из интернета и советами людей, прошедшими такой же нелёгкий путь к пониманию расчёта своей пенсии, А также мне пришлось затратить своё личное время и деньги на выполнение обязанностей сотрудников ПФ РФ по г. Орлу.. Может мне компенсировать эти затраты за счёт зарплаты сотрудников ПФ.

Для получения ответа на мою Жалобу я явлюсь в УПр. Пенсионного Фонда г. Орла лично в назначенное или согласованное время, по предварительному сообщению по тел. 8-910-.

ФИО (подпись) ___________________ 25 октября 2018 года.
Г. Орёл

Читайте также: