Военная пенсия при смене гражданства

Вы военный пенсионер, и вам надоело нищенское прозябание: пенсия маленькая (ее, никто не собирается платить по справедливости), достойной работы не предлагают.

Рыба ищет где глубже, а человек – где рыба. Ну, если он сам не рыба. И вариант уехать на ВНЖ за границу вполне себе рабочий. Или нет?

Публикация «Пенсионер МВД: бросить все и уехать» (ссылка будет в конце) вызвала ажитацию. Отклики, в основном негативные, разделились на три группы. Первая: «Езжайте, предатели, без вас Родина чище станет, будете плакать, но назад не примем». Вторая: «Это все ложь, там нет блюдечка с голубой каемочкой» (выражения были крепче, но внятная аргументация отсутствовала). Третья: «Почему бы и нет, здесь ничего не светит».

Причем первая и вторая точки зрения довольно непоследовательно подкреплялись доводами о том, что там: ненавидят русских (нет), заставят работать за суп (нет); а здесь: могилы предков, дети, внуки и хозяйство (да); а также «все еще образуется и будет хорошо» (нет); и «надо бороться» (а это уже УК РФ, увы).

Подобную аргументацию нельзя назвать обоснованной, скорее, это эмоции. Если вы из тех, кто привык выполнять любые приказы и действовать «как все», то дальше не читайте, потому что Вы тот, кто никогда не упустит возможность упустить возможность. Ведь человек, не принявший решение уже его принял .

Если же вы разумный и мыслящий, то уже пришли к выводу, что никто никогда вашу пенсию не увеличит (косметические индексации не в счет). А ведь вам хочется после десятилетий службы, аскетизма и лишений пожить как человек?

Решение: уехать. Локация: любая из стран восточной Европы. Способ: ВНЖ.

Давайте рассмотрим этот сценарий на примере среднестатистического военного пенсионера (МО, МВД, ФСИН, МЧС и пр). Подполковник, возраст 45, выслуга 20-25 лет, пенсия 20 т.р. (вряд ли меньше, у кого-то и поболее). Гражданская специальность имеется (экономист, юрист, инженер). В наличии квартира, машина, дача, жена, дети, возможно, престарелые родители. И перспективы работы в ЧОПе линейным охранником за 15 т.р. Стрёмно, уныло. А жить полноценно еще хочется.

Поехали. ВНЖ (Чехия, Словакия, Словения, Польша и т.д.) можно получить разными способами, в том числе через покупку готовой фирмы (или открытия ИП). Фирмы продаются по цене от 3000 евро, это лачужка типа кафе или парикмахерской, но она дает статус ВНЖ учредителю. Если хотите «кормящий» бизнес, то ставьте планку от 20 т.евро – автомастерская (кстати, лицензии не надо, если не лезете в двигатель), хостел, ресторанчик, швейное производство, ферма и пр. Соучредителей может быть и несколько (да, намек в сторону жены и детей), и все они получают это ВНЖ. Для получения ВНЖ (это 3 года, которые продлеваются) потребуется подтвердить достаточность финансовых ресурсов для проживания и финансирования деловой активности. Делается справкой из банка - занять на 2 дня и вернуть. Существуют иные затраты на пути к ВНЖ, но они решаемые. Все они - в рамках стоимости однокомнатной квартиры в российском городе . Если у вас есть еще дача, машина, коттедж, то вы везунчик.

Боязно покупать фирму? Отлично, не покупайте. Просто езжайте и работайте, это вполне себе рабочее решение. Ваша минимальная зарплата будет 5 евро в час (в час!) при неквалифицированном труде. Где жить? Общежитие (кстати, комфортабельное) от 50 евро в месяц. Аренда апартаментов? 300 евро. Вашей пенсии хватит с лихвой. Может, вы хотите учиться? Высшее образование бесплатно. Успеваете на «хорошо» - вам положена стипендия порядка 800 евро в год. Негусто (всего 5 раз больше чем в РФ), но учебная виза позволяет работать - чем, кстати, не блюдечко с каемочкой?

Отфильтровав нагромождение условий, чисел, справок и прочего, можно смело сделать вывод: там рады любым людям, которые хотят работать. Рады их семьям и детям ( для них школы и университеты бесплатны) . В Европе существует дефицит простых и честных профессий: в очередь к парикмахеру записываются за 3 месяца, к сантехнику за 2, а уж если у вас подтвержденный диплом инженера (нострификация 200 евро), то вы можете рассчитывать на честные 3000 евро в месяц.

Вот вам совсем простой сценарий : выгуливайте собак одиноких людей, это очень востребованная и уважаемая профессия. Это даст вам от 50 евро в день, и стариков, и собак там полно.

Вы получите взамен своей хрущевки стабильность, комфорт, а также ощущение упорядоченного и нравственного мироустройства .

Остаются следующие проблемы: «могилы предков» и «как же дети?». Давайте про это коротко и честно разберемся.

Могилы предков. Приезжайте почаще, никто ж не препятствует. Но в реальной жизни, - признайтесь сами себе, - вы туда ездите еженедельно? Ежемесячно? Вы поняли мысль. Кстати, предкам все равно где вы живете или где вы намерены упокоиться. Когда начинают говорить про предков (и где они лежат), то я удивляюсь: что, вся жизнь человека нацелена на то, чтобы его закопали рядом с бабушкой? А зачем? Предки в нашей памяти, и больше нигде.

Дети. Да берите их с собой! Им ваши сказки про «профуканный социализм и справедливость в СССР» или о том, как вы «жили три месяца в палатке курсантом под Челябинском, топили буржуйку тремя портянками и было это счастье» - до лампады. У них своя жизнь, и не вздумайте им препятствовать! Они хотят знать три языка (это необходимость, реальность), иметь диплом университета, признаваемый во всем мире (а не только в РФ и отчасти в Казахстане) и получить широчайший спектр возможностей для самореализации . Они скажут вам спасибо за то, что вы не запихнули их в провинциальный псевдоуниверситет учиться какой-то никому не нужной чепухе.

Здравствуйте Уважаемые юристы.

Я гражданин России. Проживаю постоянно в Германии как иностранец по ВНЖ. Получаю 5 лет российскую страховую пенсию.

Если я откажусь от российского гражданства, то сохранится ли в дальнейшем за мной право на получение российской пенсии?

Прошу ответить с ссылкой на Закон и учесть Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 № 1386 . Спасибо.

Ответы юристов ( 3 )


Здравствуйте. Для выяснения однозначной позиции Пенсионого фонда РФ по этому вопросу рекомендую обратиться туда с официальным запросом.

Ранее действовало правило, что лица вышедшего из гражданство до достижения пенсионного возраста в РФ и назначения пенсии, утрачивалось право на ее назначение и получение. Например,

Определение Конституционного Суда РФ от 24.06.2008 N 429-О-О

Установление различных условий назначения трудовых пенсий для граждан Российской Федерации и иностранных граждан, а также лиц без гражданства не означает, что иностранные граждане и лица без гражданства лишаются права на пенсионное обеспечение по нормам российского законодательства. В частности, статьей 5 Федерального закона от 6 марта 2001 года N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное местожительство за пределы Российской Федерации» иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется сохранение права на получение государственных пенсий, назначенных в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью (службой) в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства.

Однако оно основывалось на ФЗ, который в настоящее время утратил силу.

В настоящее время согласно ч. 3 ст. 27Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ

(ред. от 28.12.2017) «О страховых пенсиях»

Порядок выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Право на трудовую пенсия в РФ имеют не только граждане, но и иностранные граждане. В вашем случае, пенсия уже установлена и выплачивается.Поэтому сам по себе факт смены гражданства не должен влечь за собой автоматического лишения на получения выплат установленных ранее.

П.1Положения о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, Постановление правительства от 17.12.2014 N 1386 с учетом последних изменений от 28.08.2017 N 1020 устанавливаетпорядок выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, которым указанная пенсия и фиксированная выплата к ней установлены в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» (далее соответственно — граждане, пенсия).

Таким образом, оснований для отказа в выплате пенсий не усматривается.


  • 2322 ответа
  • 651 отзыв

Статья 24. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации

КонсультантПлюс: примечание.
По вопросу, касающемуся выплаты пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории РФ, см. Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ.

1. Лицу, выезжающему на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, перед отъездом по его желанию выплачивается сумма назначенной ему в соответствии с настоящим Федеральным законом трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в рублях за шесть месяцев вперед.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. На основании заявления лица, выехавшего на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, поданного в письменной форме или в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, сумма назначенной ему трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) может выплачиваться на территории Российской Федерации в рублях по доверенности или путем зачисления на его счет в банке или иной кредитной организации либо может переводиться за границу в иностранной валюте по курсу рубля, установленному Центральным банком Российской Федерации на день совершения этой операции. При этом перевод производится начиная с месяца, следующего за месяцем отъезда этого лица за пределы территории Российской Федерации, но не ранее чем со дня, до которого выплачена пенсия в рублях.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Порядок выплаты трудовых пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. При возвращении лиц, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенной им трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), не полученные ими за время их проживания за пределами территории Российской Федерации, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за получением указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости).
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Согласно Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. N 1386

2. Лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, выплата пенсий, назначенных в соответствии с федеральными законами «О накопительной пенсии», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (за исключением социальных пенсий) и Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», осуществляется в порядке, установленном Положением

, утвержденным настоящим постановлением

Если проходили военную службу в Российской Федерации-. ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Статья 28. О распространении положений настоящего Федерального закона на иностранных граждан, проходивших военную службу в Российской Федерации, и членов их семей

(введена Федеральным законом от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

Положения настоящего Федерального закона, определяющие пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, распространяются также на иностранных граждан, проходивших военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, и членов их семей.

Аналитическая справка


В случае смены гражданства иного государства на гражданство РФ, у переселенца возникают такие же права в сфере пенсионного обеспечения, как и у остальных граждан РФ.

Пенсионным законодательством предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами РФ.

Оформление пенсии иностранным гражданам и ЛБГ, имеющим ВНЖ в РФ

И для данной категории пенсионеров трудовая пенсия (пенсия по старости) в РФ может состоять из двух частей: страховой и накопительной. Судя по определению, данному на сайте ПФР, под первой понимается обязательная часть государственного обеспечения, которая выплачивается даже тем, кто вообще никогда официально не работал. Вторая часть — накопительная — это те средства, которые человек добровольно отчислял в соответствующие фонды.

Размер страховой части определяется государством. В 2019 году минимальная пенсия в РФ установлена в размере 8 846 рублей. Размер накопительной — трудовым стажем, уровнем заработной платы, условиями труда и другими факторами.

Иностранцы, постоянно проживающие в РФ, могут рассчитывать на получение пенсии в той же мере что и россияне. Другой вопрос, что начисляться она будет только с момента достижения пенсионного возраста, закрепленного в РФ (на 2019 год — 60 мужчины и 55 женщины). Далее возраст будет повышен.

Следует выделить особенности пенсионного обеспечения граждан Украины в РФ

В настоящий момент претендовать на получение российской пенсии по старости могут следующие категории украинских граждан: украинцы, имеющие ВНЖ; украинцы, получившие статус беженца. Пенсия людям, получившим статус беженца, назначается на срок действия выданного удостоверения. Граждане Украины, оформившие временное убежище в РФ, не могут рассчитывать на пенсию.

Чтобы с помощью вида на жительство оформить пенсию украинскому гражданину, нужно предоставить следующий набор документов: ВНЖ со штампом о регистрации; заявление о назначении пенсии; пенсионное дело и информацию о том, что выплаты пенсии на Украине остановлены. Если подобных документов на руках нет, то придется составить отдельное заявление. В нем пенсионер сам указывает срок прекращения выплат и обязуется выплатить сумму, переплаченную при назначении российской пенсии, если обнаружатся сведения о том, что указанный срок был занижен (например, пенсионер указал сроком последней выплаты ноябрь 2019 года, а из украинских пенсионных органов пришли сведения о выплате ему пенсии в декабре 2019).

Для тех украинских граждан с ВНЖ, которые впервые обращаются за пенсионным обеспечением, понадобится также СНИЛС, справки о стаже и среднемесячном заработке за любые 5 лет подряд до 1 января 2002 года. Срок рассмотрения заявления — от 10 дней до 3 месяцев. По результатам проверки документов заявителю либо назначат пенсию, либо аргументируют отказ. Если пенсию назначат, то начислению будут производиться со дня принятия заявления.

Одним из важных документов при реализации пенсионных прав переселенцев является Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. Пенсионное обеспечение граждан из этих государств осуществляется в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

Согласно статье 7 этого документа, в момент переезда пенсионера из одной страны СНГ в другую начисление пенсии по прежнему месту жительства останавливается, если подобного вида пенсия существует в новом государстве. Размер пенсионных выплат пересматривается в соответствии с законами нового места жительства.

Соглашение между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС)

Российских граждан ждет изменение начисления трудового стажа для назначения страховой пенсии по старости. Об этом заявил Президент России Владимир Путин в ноябре 2019 г.

По словам главы государства, изменения внесет соглашение между странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Данный документ пропишет новые основания для зачисления трудового стажа для назначения пенсии.

Дело в том, что ранее россиянам не учитывали трудовой стаж, который они получали на территории других государств, входящих в данный союз. Однако теперь эта несправедливость будет устранена.

То есть стаж на территории данных стран (а в союз, помимо России, входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) теперь будет учитываться при начислении пенсии. Отныне работнику будет начисляться весь трудовой стаж, который он получил, работая в любой из стран, входящих в союз.

Особый интерес это соглашение вызывает у иностранных граждан, переезжающих на постоянное место жительства в РФ.

Основные нарушения прав переселенцев и проблемы, возникающие у них при начислении пенсионных выплат:

    Определяющим обстоятельством для установления права на пенсионное обеспечение по российскому законодательству является место жительства в России.
    Лица, не имеющие регистрации по месту жительства, получают отказы в приеме заявлений на назначение любых видов пенсий. Усугубилось это положение после ужесточения законодательства за фиктивную регистрацию. Граждане, не имеющие собственного жилья, как правило, не могут зарегистрироваться по месту жительства в арендуемом жилье.

  • Пенсионные органы зачастую не все периоды работы, внесенные в трудовую книжку, засчитывают в трудовой стаж. Причины при этом различные: ошибки в записях персональных данных, дат, номеров приказов, отсутствие расшифровки росписи сотрудника, произведшего запись в трудовой книжке, отсутствие печати на титульном листе трудовой книжки и т.д. В результате люди могут вообще не набрать баллов для страховой пенсии. Основная масса пенсионеров–переселенцев получает минимальную пенсию.
  • Не принимаются документы, подтверждающие трудовой стаж и размер заработной платы, предоставляемые самими переселенцами. Нормативными актами определено , что заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
  • К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся:

    • справки, оформленные компетентными учреждениями (органами);
    • справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность;
    • архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г.

    Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства – участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

    Вместе с тем, повсеместно производятся обязательные запросы в государства прежнего места жительства по проверке трудового стажа.

    Ответы на них ожидаются от 3-х до 6 месяцев. Зачастую ответы вообще не приходят. На основании этого заявителю могут отказать в начислении пенсии или начисляют минимальную пенсию, а то и социальную, если позволяет возраст.

    1. Проблематично оформить в РФ пенсии переселенцам, проработавшим в прежних государствах во вредных условиях и на тяжелой работе. Зачастую им приходится это делать только по суду.
    2. Не начисляются пенсии пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Это происходит в результате того, что удостоверения, выданные уполномоченными органами в Казахской ССР в России не признаются.
    3. Известны факты отказа в назначении пенсий по выслуге лет по педагогическому стажу. Пенсионный Фонд следует указанию Минтруда РФ об отказах, заявителям приходится обращаться в суд. Суды, как правило, поддерживают пенсионеров.
    4. Имеются проблемы при начислении пенсий бывшим военным, сотрудникам МВД, МЧС, органов госбезопасности. Так, например, военные пенсионеры имеют право получать и вторую (страховую) пенсию, но условия ее получения с 2015 года сильно ужесточились.
    5. При назначении пенсии гражданам России- переселенцам из-за рубежа не учитывается их стаж работы за пределами России после 1991г.
    6. Поступают жалобы, что часто в клиентских отделах Пенсионного фонда РФ не разъясняют порядок начисления пенсий.
    7. Многие потенциальные переселенцы пытаются получить консультацию в пенсионных отделах до переезда. Но им отказывают в проверке записей в трудовой книжке, что позволило бы исправить имеющиеся ошибки.
    8. Возникают проблемы у граждан РФ, постоянно проживающих определенные периоды за рубежом, получающих пенсии этих государств проживания и возвращающихся на ПМЖ в РФ. В случае задержки при подаче заявлений на назначение пенсий в РФ (например, из-за длительных сроков получения внутреннего паспорта РФ, регистрации по месту жительства, неточностей в документах и др.) им отказывают в начислении пенсии за период от последней выплаты пенсии за рубежом до момента обращения в РФ.
    9. Сотрудники пенсионного Фонда считают, что Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. необходимо пересматривать.

    Примеры:

    – Мать и дочь Г., участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников , проживающих за рубежом, переехавшие из г.Алматы в Воронежскую область в 2017 г. в течение 2-х лет не могут добиться получения пенсии( мать по возрасту , а дочь по инвалидности) т.к. имеют в Воронеже лишь регистрацию по месту пребывания.

    В Казахстане они выписаны на ПМЖ, о чем имеются подтверждающие документы. Регистрации в других регионах они не имеют. В РФ у них нет собственного жилья, никто их по месту жительства не хочет регистрировать. Первоначально в государственном учреждении – Управлении пенсионного фонда РФ в г. Воронеже у них приняли заявления, но потом вернули. Пенсионные дела, привезенные из Казахстана, находятся у гг.Г. на руках.

    – Муж и жена Р., переселенцы из Украины в Калужскую область- участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников , проживающих за рубежом, обратились 16.02.2016 г. государственном учреждении –Управлении пенсионного фонда РФ в г.Обнинск, Калужской области по вопросу назначения им пенсии по старости . Им было отказано в назначении пенсии по причине отсутствия у них регистрации по месту жительства в РФ и не предоставлении сведений о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

    – В. Е.И., переселенка в Калужскую область из Сумской области Украины, участник «Государственной программы содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Имеет две трудовые книжки.

    23 июля 2018г. обратилась в Управление ПФР в Малоярославецком р-не с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. В решении УПФР отказались учесть трудовой стаж – 25 лет, записанный в трудовой книжке колхозника только на том основании, что на титульном листе отсутствует дата заполнения трудовой книжки. В самой трудовой книжке указана дата приема на работу, это и есть дата заполнения трудовой книжки. В любом случае, указанный недостаток при заполнении трудовой книжки не означает ее недействительность. И не дает права при назначении пенсии не учитывать 25 лет трудового стажа работы в колхозе.

    – Н.Т.В. – переселенка из Казахстана, г.Москва. Отказано в приеме документов на назначение пенсии по старости из-за отсутствия регистрации по месту жительства.

    – Д.В.В. – переселенец из Казахстана в г. Воронеж. Отказано в досрочном назначении страховой пенсии по льготному стажу. (Выиграно в суде).

    – Новосибирский областной суд изготовил решение по иску бывшего гражданина Казахстана Кузьмина И.М. к пенсионному фонду. Было доказано его право на льготную пенсию и на зачёт в трудовой стаж периодов работы в Республике Казахстан после 2002 г.

    – Л. Е.В.переселенке из Казахстана было отказано в назначении досрочной страховой пенсии. Она обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Новосибирска (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, указав в обоснование своих требований, что решением № ответчика от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд решил: Исковые требования Легаевой Елены Владимировны удовлетворить.

    – Д. Г. А., 1959 г.р. проработала в Казахстане с 1974 г. по 2017 г. В 2018 г. переехала в г. Хабаровск, как член семьи участника Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Размер пенсионных выплат составляет 6 666 руб. На данный момент подали документы на рассмотрение увеличения выплат до размера прожиточного минимума. Стаж работы был учтен только за период работы в СССР. 26 лет работы в Казахстане не засчитали.

    Справка подготовлена на основании обращений в исполком МОД «Форум переселенческих организаций»,
    в Институт стран СНГ и к депутату Госдумы РФ К.Затулину,

    Галина Рагозина, эксперт проекта

    Ноябрь 2019

    • Справка подготовлена в рамках проекта, реализуемого на средства Фонда президентских грантов

    Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ


    Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ


    Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ


    Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ

    Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ

    Пенсии бывшим военнослужащим стран СНГ

    ПРИТОБОЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ

    Дело N 2а-426/2016

    РЕШЕНИЕ
    Именем Российской Федерации
    село Глядянское 08 сентября 2016 г.
    Притобольный районный суд Курганской области в составе
    председательствующего судьи Трифоновой М.Н.,
    при секретаре Ч.,
    рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К. к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской области об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления.

    К. обратился в Притобольный районный суд с административным иском к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской области (далее по тексту УФСБ РФ по Курганской области) об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления.
    Свои требования, мотивирует тем, что он находился на воинской службе с 1975 года, которую проходил в органах КГБ СССР, а после распада Советского Союза - в КНБ Республики Казахстан. В 1997 году вышел на пенсию по выслуге лет. С 2004 года постоянно проживает на территории по виду на жительство, а с 2008 года получил . Все эти годы, то есть с 2004 года, он получает пенсию по законодательству. Также до 2015 года включительно пользовался правом на обеспечение медицинской помощи и санаторно-курортным лечением через поликлинику УФСБ РФ по Курганской области, что подтверждается штампом в пенсионном удостоверении.
    В мае 2016 года в устной форме ему было отказано в медицинском обеспечении под предлогом выхода на пенсию не в России, что позднее подтвердили официальным ответом на его заявление.
    Из материалов дела следует, что К. является пенсионером, ему назначена пенсия по выслуге лет. Он и члены его семьи пользовались правом на обеспечение медицинской помощью и санаторно- курортном лечении через поликлиники санатории и дома отдыха с ДД.ММ.ГГГГ.
    В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлено, что за гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств -участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.
    Статья 1 Протокола к Соглашению между государствами-участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., подписанного в г. Москве 25 января 2000 г., предусматривает, что на граждан, проходивших военную службу в воинских частях Вооруженных Сил, других войсках, воинских формированиях и органах бывшего Союза ССР и перешедших (зачисленных) на военную службу в вооруженные силы, другие войска, иные воинские формирования и органы государств- участников Содружества, при их переезде на постоянное место жительства из одного государства Содружества в другое распространяются права и льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством и иными нормативными правовыми актами для военнослужащих государства Содружества, избранного для постоянного проживания.
    На основании ст. 1 Протокола, действовавшего на момент переезда К. в Российской Федерацию, на К. распространялись права и льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих Российской Федерации, установленные ч. 3 ст. 2 ФЗ " О статусе военнослужащих".
    Российская Федерация участником названного Протокола не стала, о чем в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 года N 490-рп МИД России направил депозитарию соответствующее уведомление (согласно Статусу Протокола уведомление депонировано 27 июля 2011 года).
    Согласно п "а" ст. 2 ФЗ от 15.07.1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах РФ", "Международный договор Российской Федерации" означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием правом заключать международные договоры в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документов, а также независимо от его конкретного наименования.
    Согласно ч. 2 ст. 1 ФЗ "О международных договорах РФ", указанный Федеральный закон применяется в отношении международных договоров РФ (межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера) независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, иные виды и наименования международных договоров).
    В соответствии с положениями ст. 38 ФЗ "О международных договорах РФ", прекращение международного договора, в котором участвует Российская Федерация, освобождает ее от всякого обязательства выполнять этот договор в дальнейшем. Прекращение международного договора не влияет ни на права, ни на обязательства, ни на юридическое положение Российской Федерации, которые возникли в результате выполнения договора до момента прекращения его действия. Международный договор РФ, прекративший свое действие, перестает быть частью правовой системы Российской Федерации, а его положения соответственно, не подлежат дальнейшему применению.
    Учитывая, что норма положения на основании которой К. пользовался правом на медицинское и санаторно - курортное обеспечение в поликлинике УФСБ России, прекратила свое действие, правовых оснований для медицинского и санаторно-курортного обеспечения в поликлинике УФСБ России по Курганской области у К. не имеется.
    С учетом вышеизложенного, суд считает необходимым отказать К. в удовлетворение заявленных требований.
    На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 218, 219, 226, 227 КАС РФ,

    К. в удовлетворении заявленных требований к Управлению Федеральной Службы Безопасности Российской Федерации по Курганской области об оспаривании решений, действий (бездействий) органов военного управления, отказать.
    В течение месяца со дня принятия решения оно может быть обжаловано в Курганский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Притобольный районный суд Курганской области.

    В ряде случаев военнослужащим назначается смешанная пенсия, военная и гражданская. На начисление таких выплат влияет ряд различных нюансов. Оформляют данную разновидность пенсии только в случае соответствия претендента определенным требованиям и наличия нескольких важных регламентируемых законодательством факторов.

    Что такое смешанная пенсия

    Граждане, служащие в военных и правоохранительных структурах, могут выйти на пенсию не по достижении общепринятого пенсионного возраста, а по выслуге, отслужив 20 и более лет в Вооруженных силах.

    Это происходит достаточно рано, когда возраст их только приближается к 45-50 годам, и они готовы продолжать трудиться, поэтому молодые пенсионеры устраиваются на работу в отраслях, не имеющих отношения к Министерству обороны.

    Раньше граждане, получающие военную пенсию и продолжающие работать, могли по достижении предельного возраста претендовать на 1 пенсионное довольствие по выбору — гражданское или военное. Но сейчас появилась возможность получать оба, поэтому бывшие военнослужащие, продолжающие трудиться в гражданских учреждениях, часто задают вопрос о том, что такое смешанная пенсия.

    Это двойные выплаты, положенные людям, служившим в рядах ВС и работавшим определенное утвержденное законодательством время по гражданским специальностям . Но дополнительная, страховая часть пенсионных выплат может быть назначена им только при соблюдении нескольких условий:

    • Наличие не учтенного в пенсионных начислениях за выслугу гражданского стажа.
    • Достижение возраста, с которого предусмотрено пенсионное обеспечение по старости.

    Военные, увольняющиеся со службы по выслуге, но до достижения возраста 45 лет по состоянию здоровья, тоже могут быть претендентами на двойное пенсионное довольствие, но для этого они должны представить подтверждающие документы.

    Для начисления военнослужащим пенсионного пособия применяют специальную методику. Все расчеты проводятся на основании статьи 13 закона РФ №4468-1. При оформлении такой пенсии учитываются некоторые обстоятельства, например засчитывается время учебы в высших учебных заведениях (обучение в военных училищах в выслугу лет не включается), или период декретного отпуска женщины, если он приходился на годы службы.

    Условия назначения

    Уход на пенсию по смешанному стажу возможен только при соблюдении условий о возрастном нормативе и суммарной продолжительности трудовой деятельности, т. е. гражданин должен соответствовать ряду параметров:

    • возраст не менее 45 лет;
    • общий стаж от 25 лет;
    • военный не менее 12,5 лет;
    • минимальный гражданский 6 лет.

    Обязательным условием является уход на пенсию по смешанному стажу военнослужащего только из рядов Вооруженных сил и структур, приравненных к ним . Возрастные нормативы, по которым назначается смешанная пенсия для военнослужащих, могут быть снижены, если человек покидает службу по следующим причинам:

    • Заболевание или ранение, приведшее к инвалидности.
    • Реорганизация отдела.
    • Сокращение штата.

    Эти категории граждан, несмотря на то что увольнение из рядов ВС произошло не по выслуге лет, могут получать одновременно гражданскую и военную пенсию . Страховая часть пенсионного содержания военнослужащих оформляется по достижении ими предельного возраста: мужчинам после 60, а женщинам 55 лет.

    У кого есть право

    По упомянутой выше статье 13 закона РФ о «Пенсионном обеспечении военнослужащих…» к гражданам, имеющим право на получение данной разновидности пенсии, могут быть причислены группы лиц, проходивших службу в следующих структурах:

    • В Вооруженных силах.
    • В органах внутренних дел.
    • В Министерстве обороны РФ.
    • В отделах по борьбе с наркотиками.
    • В уголовно-исполнительных учреждениях.
    • В органах противопожарной безопасности.

    Но для назначения военной пенсии по смешанному стажу им необходимо завершить свою трудовую деятельность в рядах ВС или приравненных к ним структурах.

    Порядок оформления

    Будущему пенсионеру, претендующему на одновременное получение гражданской и военной пенсии, следует знать 2 вещи: список необходимых документов и учреждение, в котором произведут начисление . Это поможет избежать проблем при ее оформлении.

    Куда обращаться

    Вопросами назначения двойной пенсии занимается отделение Пенсионного фонда, расположенное по месту прописки претендента. Туда необходимо обратиться со всеми документами сразу после появления права на вторую часть выплаты. Граждане, у которых по каким-либо причинам отсутствует постоянная прописка на территории РФ, но имеется право на получение такой пенсии, могут сделать следующее:

    • Гражданам, претендующим на военные и гражданские выплаты смешанного типа и не имеющим постоянной регистрации по месту жительства, за оформлением пенсии следует обратиться в территориальный орган ПФ, находящийся в регионе фактического проживания.
    • Бывшим военнослужащим, выехавшим за границу и не имеющим подтвержденного регистрацией места постоянного или временного проживания на территории РФ, начисление пенсии по смешанному стажу военнослужащих производится непосредственно в ПФР, по адресу Москва, ул. Шаболовка, 4.
    • Узнать нюансы оформления выплат можно на главном сайте организации: www.pfrf.ru.

    Время обращения за начислением второй части пенсии не оговорено законом. Но перед посещением Пенсионного фонда нужно собрать все необходимые бумаги, т. к. отсутствие даже 1 документа может послужить причиной для отказа.

    Пакет документов

    Основание для назначения смешанной пенсии — написанное собственноручно заявление установленного образца с приложенными к нему документами, подтверждающими личность и каждый этап работы по гражданским специальностям.

    Обязательно нужно свидетельство пенсионного страхования (СНИЛС) . У военнослужащих оно отсутствует, поэтому его необходимо получить. Сделать это можно, обратившись в территориальный отдел ПФ по месту жительства или прохождения службы.

    Претендентам на смешанную, состоящую из военной и гражданской части, пенсию необходимо представить в Пенсионном фонде следующие документы:

    • Удостоверение личности (паспорт).
    • Трудовая книжка, копии договоров и контрактов с работодателем.
    • Справка о среднем заработке, получаемом до 2002 г. (для справки о среднем заработке берутся любые 60 месяцев, поэтому выбирать следует самые большие суммы).
    • Справка о прохождении службы (выдается военным ведомством, где служил претендент на смешанные пенсионные выплаты).

    Могут потребоваться и дополнительные сведения:

    • справка из органов ЗАГС о смене фамилии (для вышедших замуж женщин);
    • подтверждение некоторых, небрежно заполненных, записей в трудовой книжке;
    • бумаги о получении во время профильного обучения воинского звания;
    • документы, подтверждающие группу инвалидности, связанную с заболеванием или ранением, полученными во время выполнения должностных обязанностей.

    После того как пакет необходимых документов передан в ПФ, они проходят стандартную проверку, занимающую 10 дней. Результатом может быть назначение пенсии или отказ в ее оформлении. Если каких-то бумаг недостает, претенденту на смешанное пенсионное довольствие дают 3 месяца на их сбор. Выплаты начинают производить с начала следующего месяца.

    Минимальный размер пенсии

    Величина пенсионных начислений зависит от звания, срока службы и должности претендента. Это основные параметры при вычислении минимальной суммы пенсии. Процесс расчета пенсионных выплат при стаже смешанного типа выглядит следующим образом:

    • выявляется право на получение военной части пенсии (высчитывается выслуга);
    • рассчитывается смешанный стаж (время работы в организациях, не связанных с Министерством обороны, суммируется с периодом службы в ВС);
    • определяется минимальный размер денежного довольствия, 50% которого и будут служить базовой частью военной пенсии.

    Определение выслуги лет

    Выслуга учитывает все периоды службы в ВС или правоохранительных органах. Год выслуги приравнен к году службы. Но для защитников Родины предусмотрен особый порядок исчисления:

    • время участия в боевых действиях утраивается;
    • 3 года, проведенные в особых условиях, к которым относятся служба на подводных лодках, полеты по планам специальной (боевой) подготовки и т. д., приравниваются к 4 годам.

    Женщинам-военнослужащим установлен предельный возраст для выхода на пенсию. Они заканчивают службу в 45 лет , несмотря на недостаточность выслуги.

    Определение смешанного стажа

    При расчете полагающихся заявителю пенсионных начислений этот критерий имеет особую значимость, т. к. неточности в вычислении длительности периодов различных этапов трудовой деятельности могут привести к уменьшению суммы ежемесячных выплат. В смешанный стаж пенсии военнослужащих при увольнении включают следующие виды деятельности:

    • служба в ВС и приравненных к ним структурах;
    • очное обучение в высших учебных заведениях до 2002 г.;
    • работа в государственных учреждениях и у индивидуальных предпринимателей.

    Как производят выплаты

    Выплачивать такую пенсию могут по месту постоянной прописки пенсионера или по адресу его временного пребывания. Осуществление выплат базируется на нескольких принципах:

    • начало периода пенсионных выплат — 3 число месяца;
    • дата получения смешанной пенсии утверждается графиком;
    • если доставка денег приходится на выходной или праздничный день, ее производят досрочно.

    Расчет пенсионного содержания по смешанной методике

    Для того чтобы правильно рассчитать пенсию смешанного типа, применяется специальная методика. Она основана на стаже и выслуге.

    Данный способ начисления пенсионного довольствия предусмотрен действующим законодательством. В воинской части порядок расчета пенсионного обеспечения будет следующим:

    • Определяется выслуга (в общей сложности должно получиться не менее 12,5 лет в одной или нескольких военизированных структурах).
    • Проводится подсчет положенного заявителю пособия (при длительности военной службы от 25 лет и более берется половина суммы выплат за каждый год и к ней прибавляется по 1%).

    Рассчитать смешанную пенсию в гражданской части тоже несложно. Все исчисления проводятся по общепринятой формуле, в которой учитываются базовая ставка, накопленные пенсионные баллы, а также действуют повышающие коэффициенты. Величина страховой пенсии будет зависеть от нескольких факторов: размера заработной платы, количества лет, отработанных в организациях, не связанных с силовыми структурами, и возраста человека .

    Способы получения выплат

    У бывших военнослужащих есть возможность получения пенсионного довольствия несколькими способами:

    • На указанную в заявлении при обращении за смешанным пенсионным обеспечением банковскую карту. Этот способ является самым удобным и распространенным, т. к. при поступлении денег на счет пенсионеру приходит СМС-сообщение.
    • Через почтовое отделение. Человек, получающий пенсионное довольствие, может сам приходить за деньгами в отделение связи или ждать, пока их доставят на дом. Но пенсионер, во избежание недоразумений, должен знать о том, что дата начисления пенсии отличается от даты ее доставки на несколько дней.
    • Через курьерскую компанию, с которой заключен договор о доставке пенсионного обеспечения на дом.
    • Третьим лицом при наличии нотариально заверенной доверенности на совершение этого действия.

    Кому не полагается выплата по смешанному стажу

    Точные требования к гражданину, претендующему на получение двойного пенсионного содержания, рассматриваются в законодательстве РФ. Если подтвердить их исполнение по какой-либо причине не представляется возможным, данный вид пенсии не назначается. Отказ в оформлении двойных выплат ожидает следующие категории граждан:

    • Военнослужащих, уволившихся со службы из рядов ВС или приравненных к ним структур до выслуги и уходящих на пенсию из гражданских учреждений.
    • Граждан, работавших в структурных подразделениях Вооруженных сил на гражданских должностях в связи с отсутствием воинского звания.
    • Военных, у которых нет утвержденного законодательством для получения двойной пенсии гражданского стажа.

    Изменения в 2018 году

    Обещанного ранее увеличения пенсионных выплат в 2018 г. военным пенсионерам ждать не стоит. Планируется только незначительное, составляющее 4-5%, повышение индексации . Пенсионная реформа этого года коснется смешанных пенсионных довольствий следующим образом:

    • Время службы (выслуга) работников силовых структур будет увеличено до 25 лет.
    • Время работы в организациях, не связанных с Министерством обороны, должно быть не менее 6 лет.

    Получение пенсии военнослужащего его родственниками

    После смерти или гибели человека, проходившего службу в ВС, правоохранительных органах и приравненных к ним структурах, право на страховую часть пенсионных выплат переходит к родственникам , документально подтвердившим кровную связь с пенсионером, получавшим смешанное пенсионное довольствие. К ним относятся:

    • Супруга или супруг умершего, не вступившие повторно в официальный брак.
    • Несовершеннолетние дети и совершеннолетние инвалиды, не способные обеспечивать себя самостоятельно.
    • Лица, осуществляющие опеку за не достигшими совершеннолетия родными и усыновленными детьми погибшего военного пенсионера.
    • Нетрудоспособные родители, бабушки, дедушки и внуки военнослужащего при отсутствии других членов семьи, обязанных их содержать.

    Страховая часть пенсии умершего назначается всем иждивенцам на период их нетрудоспособности. В некоторых случаях этот вид содержания оформляется бессрочно. Начисление пенсионных средств родственникам и иждивенцам погибшего военнослужащего (пенсия по потере кормильца) начисляется по той же схеме, что и самому пенсионеру.

    Если количества пенсионных баллов, накопленных военнослужащим к моменту гибели или смерти, недостаточно даже для минимальной пенсии, лицам, которым полагается пособие по потере кормильца, назначат социальные выплаты. Их размер равен прожиточному минимуму. В некоторых регионах вдовам военнослужащих установлены определенные льготы.

    Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

    Читайте также: