Военная служба по призыву в страховом пенсионном страховании

Большое значение для формирования пенсии в современной России имеет стаж работы. Чем он больше, тем, соответственно, обеспеченней будет старость гражданина в будущем.

Актуальным остается вопрос о вхождении в этот период армейской службы. Срок военной службы входит в него, однако с некоторыми особенностями, которые будут рассмотрены в статье.

Бесплатно по России

Что такое стаж

Понятие « трудовой стаж» ранее применялось исключительно в контексте количества лет работы гражданина. Сюда же входили и некоторые иные периоды (например, отпуска по уходу за ребенком).

Также в России существует страховой стаж – срок, за который за работника уплачивались страховые взносы (работодателем или им самим, в случае осуществления предпринимательской деятельности).

Отдельно следует выделить льготный спецстаж, под которым следует понимать работу в тяжелых, вредных и особых условиях, за что предусмотрено право на досрочный выход на пенсию.


В каких случаях служба в армии входит в общий трудовой стаж

До 2002 года основным критерием, определяющим размер пенсии, было общее количество отработанных лет. Сейчас он не имеет такого практического значения как раньше, однако все еще используется для расчета отдельных социальных выплат. Так идет ли период нахождения в армии в общий время осуществления трудовой деятельности?

В Российской Федерации предусмотрено две формы комплектования Вооруженных сил:

  • обязательный призыв военнообязанных граждан;
  • заключение контракта.

Военнослужащим по призыву время нахождения в войсках засчитывается полностью.

К военнослужащим по контракту следует отнести офицеров, а также рядовой и сержантский состав из лиц, подписавших соответствующий документ. При определенной выслуге лет они вправе рассчитывать на особую, военную пенсию, в связи с чем общий трудовой срок работы для них не имеет принципиального значения. Однако в случае недостаточности выслуги они вправе рассчитывать либо на страховую пенсию по старости, для начисления которой необходимо иметь минимальный рабочий период, составляющий 10 лет в 2019 году.

Существует также ряд структур, прохождение службы в которых приравнивается к армейской:

  • Войска Росгвардии;
  • ФСИН;
  • МВД;
  • ФСБ;
  • МЧС.


Принцип расчета стажа служивших в армии

По общему правилу, служба в Вооруженных силах и приравненных к ним структурах засчитывается из расчета, что 1 день нахождения там приравнен к 1 дню работы. Иными словами, она учитывается в зависимости от ее продолжительности в календарных днях. Однако существуют исключения. Так, военнослужащим по призыву 1 день нахождения в армии или флоте приравнивается к 2 дням.

Пример 1

Военнослужащий по контракту отслужил менее 3 лет, после чего уволился из армии, впоследствии работая на гражданских должностях. Права на военную пенсию, таким образом, он не заработал, а весь срок его нахождения в войсках приравнивается к обычной трудовой деятельности. Соответственно, за период нахождения в войсках он накопил 3 года трудового стажа.

Пример 2

Военнослужащий по призыву отслужил положенный законом период в 1 год и после демобилизации работал на «гражданке». Учитывая повышающий коэффициент, период трудового стажа, накопленного за время службы, составляет 2 года.

При обращении за назначением пенсии, специалисты ПФР могут запросить документы, подтверждающие нахождение гражданина в армии. К ним относятся:

  • военный билет;
  • трудовая книжка с записью о нахождении ее владельца в войсках;
  • справка из военного комиссариата;
  • справки из воинских частей, иных мест прохождения службы.

Страховая часть: особенности расчета

Страховой стаж имеет более важное значение, определяя как само право выйти на пенсию, так и ее размер.

Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу (или занимался предпринимательской деятельностью) и за него отчислялись взносы в ПФР.

При выполнении этого условия, за каждый год, который гражданин служит в войсках, ему начисляется 1,8 пенсионных балла.

Для контрактников (в том числе офицеров), которые не могут претендовать на пенсию по выслуге, прохождение военной службы входит в страховой период.

Что касается военных пенсионеров, которые собираются оформлять вторую «гражданскую» пенсию, то время нахождения в армии, учтенное при подсчете выслуги, не может входить в страховой срок.

Льготный стаж: нюансы

Как правило, льготный стаж предполагает досрочный выход на пенсию в связи с тяжелыми и вредными условиями труда. Пребывание в армии может входить в этот период при условии, что гражданин работал на вредном производстве до нахождения в войсках или сразу после увольнения и возвращения на гражданку. Однако это касается тех работников, которые осуществляли трудовую деятельность в особых условиях труда до 1 января 1992 года.

Что касается спецстажа работников здравоохранения и образования, то в него засчитывается только срочная служба в армии до 1 октября 1993 года.


Иная ситуация периодом контрактной службы. Она может быть засчитанной в спецстаж при условии, что 1/3 его гражданин находился в армии, а 2/3 работал на соответствующих должностях в учреждениях здравоохранения и образования.

Служба в армии в большинстве случаев все же имеет серьезное значение для формирования различного вида стажа и, как следствие, влияет на размер будущего пенсионного обеспечения, что, несомненно, является одним из стимулов для ее прохождения.

Полезное видео

Служба в армии и декрет больше не будут входить в стаж? Ответ на вопрос смотрите в видео:


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Вопросы, связанные с включением в общий стаж работы периода службы граждан в армии по призыву стали часто задаваться после опубликования нового закона о страховых пенсиях №400-ФЗ, введенного в действие с начала 2015 года. А все дело в том, что в тексте этого закона информация об этом стаже несколько завуалирована. Давайте разберемся, как военная служба по призыву будет включаться в стаж работы после 2015 года.

Нужно напомнить, что у тех граждан, которые служили до 1.01.2002 — срок военной службы включается в общий стаж работы в двойном размере. Это закреплено в пункте 4 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ, в котором записано:
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

Аналогичная норма установлена и в пункте 3 статьи 10 закона «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ: «время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж как один день военной службы за два дня работы».
Так что граждане, отслужившие действительную службу до начала 2002 года, гарантировано имеют право на включение в общий стаж работы времени проведенного ими на военной службе по призыву с коэффициентом — 2. А у тех граждан, которые проходили военную службу в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане , в соответствии постановления Совмина СССР от 17.01.83 №59-27 такой период будет учитываться в их стаже как 1 месяц службы за 3 месяца трудового стажа .

Начиная с 1 января 2015 года, завершил свое действие Федеральный закон «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ вместо него теперь будет действовать Федеральный закон «О страховых пенсиях» №400-ФЗ. Теперь граждане нашей страны будут накапливать свои пенсионные права на основании этого закона, в том числе и граждане, призванные на срочную военную службу. Давайте разберемся, как же военная служба по призыву будет включаться в стаж работы для тех призывников, которых призвали служить Родине после 2015 года.

Открываем Федеральный закон №400-ФЗ, и находим в пункте 1 части 1 статьи 12 этого закона довольно лаконичную запись о стаже военнослужащих: «Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж — период прохождения военной службы». Однако в законе не уточняется характер военной службы, засчитываемой в страховой период, а ведь служба может быть и срочной по призыву и службой по контракту.

В новом пенсионном законе всё-таки имеется небольшое уточнение проливающее свет на то, включает ли законодатель в «период прохождения военной службы» военную службу по призыву. В пункте 12 статьи 15 имеется единственное маленькое уточнение: «Коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода, предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву) составляет 1,8 ». Это означает, что военная служба по призыву входит в указанный в пункте 1 части 1 статьи 12 «период прохождения военной службы» и она будет включаться в страховой стаж гражданина, а за каждый год такой службы на его лицевом счету будет учитываться по 1,8 пенсионных баллов.

Какие права имеет военнослужащий срочной службы после демобилизации

Военнослужащий срочной службы по призыву после демобилизации имеет право на трудоустройство и социальное обеспечение установленное законом «О статусе военнослужащих» №76-ФЗ. Эти права установлены в пункте 5 статьи 23 этого закона.
В частности там закреплено, что гражданам, уволенным с военной службы, а также членам их семей, устанавливаются следующие дополнительные права:
♦ предоставление органами занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом имеющейся специальности;
♦ сохранение в течение 3-х месяцев после увольнения с военной службы за бывшим военнослужащим, работавшим до своего призыва в госорганизациях, права на поступление на работу в ту же организацию и на должность не ниже занимаемой до призыва в армию;
♦ зачет службы в армии в непрерывный стаж работы, если перерыв между днем демобилизации и днем поступления на работу (учебу) не превысил 1 год;
♦ получение преимущества на оставление на работе при сокращении штатов работников;
♦ одиноким матерям, чьи сыновья проходят службу по призыву, предоставляется преимущество на оставление на работе при сокращении штатов работников;
♦ демобилизованным гражданам, после принятия их на прежнее место работы, предоставляется материальная помощь на обзаведение хозяйством;
♦ предоставление в месячный срок со дня обращения для их детей мест в дошкольных учреждениях, не зависимо от их формы собственности;
♦ для тех бывших военнослужащих, которые проходили военную службу в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним, и поступивших после своего увольнения на работу в этих же районах , срок военной службы в календарном исчислении будет засчитываться в стаж работы для получения процентных надбавок к зарплате.

"читать часть № 1"

В продолжение предыдущей статьи (часть 1) о статусе военнослужащих необходимо "разобрать по косточкам" еще пару документов. И хотя в этих правовых актах прямо не утверждается что армия по призыву должна быть в двойном размере. Но проанализировав содержания данных документов с точки зрения логики напрашивается однозначный вывод .

Данные Постановления являются внутренними правовыми актами Пенсионного Фонда РФ но в соответствии с их уставной деятельностью они обязательны к исполнению для всех региональных ПФ.

1) Постановление Правления ПФ РФ от 27.09.2019г. № 485п
"Об утверждении форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и Порядка заполнения форм указанных сведений"

В данном постановлении приведен список всех форм справок которые должны использовать ПФ в целях ведения индивидуального (персонифицированного) учета (стр. 2).

Нас в данном случае интересует как оформляется и заполняется справка формы СЗВ-К . На страницах 10-11 представлен внешний вид данной справки. И уже из внешнего вида данной справки видно что в ней должны присутствовать сведения в виде КОДОВ :

  • Территориальные условия (код)
  • Особые условия труда (код)
  • Исчисляемый трудовой стаж/ основание (код)

ДАЛЬШЕ НАХОДИМ на стр. 62-63

  • Приложение 1: к Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования
  • КЛАССИФИКАТОР ПАРАМЕТРОВ,
  • раздел-таблица : Виды трудовой или иной общественно полезной деятельности (для форм СЗВ-К)

В инструкции и классификаторе прописаны БУКВЕННЫЕ коды на каждый вид трудовой или иной деятельности которые работники ПФ обязаны использовать при ведении и заполнении Индивидуальных (персонифицированных) лицевых счетов.

В данной таблице на стр. 62-63 указаны:

  • 1 столбец: Буквенные КОДЫ .
  • 2 столбец: Расшифровка кодов .
  • 3 столбец: Законодательные акты на основании которых оцениваются пенсионные права данных периодов .
  • 4 столбец: Периоды применения нормативного акта используемого при расчете размера страхового стажа.

Так вот в данном классификаторе обычная военная служба обозначается буквенным кодом "СЛУЖБА" .

Под данный код попадает: "Военная служба и другая, приравненная к ней служба" (подробности смотреть в скриншоте).

В тоже время служба по призыву обозначается буквенным кодом "СЛПРИЗ" . И данный вид деятельности подлежит регулированию Законодательным актом на основании которого рассчитывается страховой стаж.

  • В периоды до 31.12.2001г. применяется в целях проведения конвертации пенсионных прав :

" Абзац 8 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

  • В период с 01.01.2002г. до 31.12.2014г. рассчитывается страховой стаж в целях проведения конвертации пенсионных прав по Правовым актам:

" Подпункт 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

а также: "Подпункт 1 п. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.03.2005 N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан".

  • В периоды с 01.01.2015г. соответственно пенсионный страховой стаж рассчитывается в целях проведения конвертации пенсионных прав на основании правовой нормы:

" Пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Из данных правил видно что для исчисления периода Службы по Призыву до 2002г ., применяется, ТОЛЬКО , Абзац 8 статьи 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 , который гласит что период службы в СА по призыву засчитывается в стаж в двойном размере.

2) Постановление Правления ПФ РФ от 11.01.2017 № 2п (ред. от 13.06.2019) "Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и Инструкции по их заполнению" Оно действовало до сентября 2019г .

Но по своей нормативов правовой сути оба эти Постановления идентичны однако в №2п от 11.01.2017 содержится больший объем данных чем в № 485п от 27.09.2019г. .

В ПП ПФ РФ от 11.01.2017 № 2п кроме таблицы с БУКВЕННЫМИ КОДАМИ так же приведен пример "Подсчет продолжительности общего трудового стажа" стр. 57-58

" 1. Продолжительности общего трудового стажа осуществляется путем суммирования отдельно дат конца и дат начала указанных периодов. Разница этих сумм составляет продолжительность общего трудового стажа."

" 2. Продолжительности стажа , дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан, осуществляется путем суммирования периодов работы в равноценных условиях , дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан."

Происходит простое суммирование продолжительностей периодов как простых трудовых так и с особыми условиями подсчета.

Из данных вычислений ясно видно, что на начальном этапе в процессе определения продолжительности периодов , входящих в трудовой - страховой стаж в целях проведения конвертации пенсионных прав, на основании правовых норм, не идет речи ни о каком "календарном порядке" для исчисления трудового - страхового стажа.

Добрый день. Будет ли входить служба в армии в страховой стаж в расчете 42 года?

07.02.1960 - Дата рождения.
01.09.1975 - 18.07.1978 - Учеба в ЖД училище
19.07.1978 - Работа дежурным по ЖД станции.
13.04.1979 - Уволен в связи с уходом в ряды СА.
24.04.1979 - 05.05.1981 - Армия. Владивосток, радио-технические войска
01.07.1981 - Помощник составителя 3 разряда

Отец работает по сегодняшний день, в местном отделении пфр утверждаю что армия не входит в стаж.

Есть копия трудовой книжки по 2007. ам где не разобрал - отметил **.
13.06.1982 - Переведен составителем поездов 4 разряда
01.12.1986 - Переведен дежурным станционного поста централизации
13.08.1987 - Переведен дежурным по станции
05.12.1996 - Переведен исполняющим обязанности заместителя начальника станции по трудовой и коммерческой работе
01.03.1997 - Переведен заместителем начальника станции
01.01.2001 - Все функции по работе с кадрами переданы отделению дорогой
13.07.2001 - Переведен дежурным по станции установив ему 7 разряд оплаты труда по ** младшего состава профслужбы на федеральном железно-дорожном транспорте
18.11.2002 - Установлен 8 разряд дежурного по станции оплаты труда по **
09.03.2004 - Переведен ** оператора при дежурном по станции
07.04.2004 - Переведен оператором при дежурном по станции по станции 4 разряда
01.07.2005 - Переведен исполняющим обязанности заместителя начальника станции 9 разряда
01.08.2005 - Переведен заместителем начальника станции с оплатой труда по 9 разряду по **
01.04.2007 - Переведен заместителем начальника железнодорожной станции 3 класса
20.09.2007 - Переведен исполняющим обязанности начальника станции
07.12.2007 - Переведен начальником станции 3 класса.

Добрый день. Действительно по ранее действовавшему закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ периоды службы по призыву включались в трудовой стаж в двойном размере, после внесения в него изменений эта норма была исключена.

С 2015 года этот закон не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в части, не противоречащей указанному Федеральному закону. Новый Федеральный закон, регулирующий порядок начисления пенсии N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержит следующую формулировку касающуюся времени военной службы в ст. 12 :

1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

Однако во втором пункте этой статьи есть оговорка, что периоды военной службы должны примыкать к периодам работы, ведения иной деятельности при условии что в эти временные промежутки уплачивались страховые взносы. То есть до призыва или сразу после призыва нужно обязательно работать или хотя бы просто платит страховые взносы. В любом случае на текущий момент служба по призыву рассчитывается в общем порядке, то есть один календарный год службы идет за год страхового стажа. Тем не менее, хочу заметить, что для периодов срочной службы, возникших до 01.01.2002 может применяться старый вариант подсчета общего стажа. Так ст. 30 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а точнее ее пункты 3 и 6 предполагают пенсионеру на выбор 2 варианта расчета размера трудовой пенсии.

Так согласно п.3 может применяться следующая формула:

РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП,

где РП - расчетный размер трудовой пенсии;

СК - стажевый коэффициент (не более 0,75)

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;

ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;

СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек). Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.

В этой формуле для подсчета стажевого коэффициента служба по призыву учитывается в одинарном размере.

Согласно п.4 применяется другая формула:

РП = ЗР x СК, где:

РП - расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;

СК - стажевый коэффициент.

Для этой формулы при расчете стажевого коэффициента служба по призыву учитывается год за два.

Не всегда на практике выгодно применять именно вторую формулу и зачастую, кстати говоря в интересах пенсионера применяется первая. Но по закону пенсионер должен сам выбирать какую из них использовать. Помимо этого Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П дает основания предполагать, что если человеку не хватает стажа для приобретения права на пенсию, то служба в армии за период до 01.01.2002 должна быть засчитана в страховой стаж в двойном размере.

А я вот слышал, что службу в армии в Советское время пенсионеру могут учесть в соотношении год службы за 2 года стажа. Правда ли это и как это вообще на пенсию влияет и еще раз объясните, не могу понять.

Снова рассмотрим основы начисления пенсии для тех, то работал до 2002 года. Так как подобные вопросы поступают в основном от них.
Пенсия по стрости определяется с учетом так называемого индивидуального пенсионного коэффциента. При этом за период до введения в действие последнего закона о пенсиях № 400-ФЗ, то есть до 01.01.2015 он исчисляется достаточно сложно.
То есть индивидуальный пенсионный коэффициент за период до 01.01.2015 считается по формуле:

• П - трудовая пенсия на 31 декабря 2014 г., исчисленная по нормам Закона N 173-ФЗ (без учета накопительной части и фиксированного базового размера трудовой пенсии);
• СПКк - стоимость пенсионного коэффициента на 1 января 2015 года;
• сумма коэффициентов за "нестраховые" периоды;
• К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам;
• КН - количество нетрудоспособных членов семьи.
То есть ИПКс исчисляется путем деления размера установленной по состоянию на 31.12.2014 г. страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера и накопительной части трудовой пенсии) (П) на стоимость одного пенсионного коэффициента (СПКк) по состоянию на 1 января 2015 года (64 рубля 10 копеек).
А вот дальше, разбираемся с определением суммы трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 (П).
П = ПК / (Т x К) / КН, где

П - размер страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 года;
ПК - расчетный пенсионный капитал по состоянию на 31 декабря 2014 года;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (19 лет или 228 месяцев, потом наверно нужно ползти к кладбищу сразу).;
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам (не применяется при установлении пенсии по старости);
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца (не применяется при установлении пенсии по старости и инвалидности И НАМ ЭТО НЕ НУЖНО).
Коэффициент К нас тоже не интересует, так как актуален для инвалидов.
Расчетный пенсионный капитал согласно ст. 2 Закона № 173-ФЗ - это учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в ПФ РФ за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу Закона N 173-ФЗ (1 января 2002 г.), которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Таким образом, величина расчетного пенсионного капитала может формироваться из следующих составляющих:
• страховые взносы в ПФ РФ в период с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г. включительно и отраженные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
• пенсионные права граждан, приобретенные ими за период до 01.01.2002 преобразованные в начальный расчетный пенсионный капитал согласно специальному механизму.
Там есть еще валоризация, но в контексте рассматриваемого вопроса она для нас тоже не так важна.
А вот возмещение средств из федерального бюджета в связи с учетом при установлении пенсии и зачетом в страховой стаж отдельных "нестраховых" периодов на основании Федеральных законов от 21.03. 2005 г. N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и от 04.06. 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" нам очень даже интересно.
Дело в том, что при определении расчетного пенсионного капитала стоимость нестраховых периодов входящих в трудовой стаж до 2014 года определяется по формуле:
Длительность нестрахового периода х стоимость страхового года на момент наступления пенсии.
В случае выбора застрахованным лицом при установлении ему страховой пенсии после 1 января 2015 г. варианта исчисления размера пенсии с учетом сумм возмещения средств федерального бюджета, расчет этих сумм за соответствующие "нестраховые" периоды осуществляется исходя из стоимости страхового года на 2014 год. В 2014 г. стоимость страхового года составляла 17328 рублей 48 копеек (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 г. N 57).
Вот тут и начинается самое интересное, то, что связано с преобразованием в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 года. До этого момента страховые взносы в ПФ РФ никто не платил. Базой для оценки пенсионных прав фактически являются нормы действовавшего до 1 января 2002 г. пенсионного законодательства. Порядок и механизм оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал закреплен в ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
По состоянию на 01.01.2002 использовалась формула:
ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством РФ на 01.01.2002 года;
Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии.
Если гражданин не выработал положенный стаж для применения максимальной суммы расчетной пенсии, то она определяется через коэффициент:
Фактически отработанные месяцы/ количество месяцев полного стажа, который нужно отработать.

Величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица по состоянию на 1 января 2002 г., исчисленного в соответствии со ст.30 Закона N 173-ФЗ, подлежит валоризации (повышению). Сумма валоризации составляет 10 % величины расчетного пенсионного капитала и, сверх того, 1 % величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991 года.
После этого следует обратить внимание на положения, которые вызывают больше всего споров и вопросов, в том числе и на форуме. Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав может определяться по выбору застрахованного лица в порядке, установленном пунктом 3 или 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ, так как до 1 января 2002 г. существовало 2 варианта исчисления размера пенсии:
1. Расчет пенсии производился по нормам ст. 16 - 18 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и применялся как по отношению к работающим, так и неработающим пенсионерам. При выборе указанного варианта гражданин в зависимости от количества лет своего трудового стажа мог рассчитывать на пенсию в размере от 55 до 75 % среднего заработка, который определялся или за последние 2 года перед выходом на пенсию, или за любые 5 лет подряд из всей трудовой деятельности. Размер пенсии, исчисленный по данным нормам, подлежал ограничению тремя минимальными размерами пенсии, каждый из которых по состоянию на 31.12. 2001 г. составлял всего лишь 185,32 руб.
Применение индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) только в отношении неработающих пенсионеров (ст.7 Закона от 20.11. 1990 г. N 340-1) Согласно данному варианту размер пенсии также определялся исходя из продолжительности трудового стажа (при этом никакие льготы по его исчислению не применялись) в размере от 55 до 75 % заработка. При этом в качестве ограничителя суммы пенсии выступал размер средней заработной платы в стране, установленный Правительством РФ в целях пенсионного обеспечения, и его отношение к зарплате пенсионера. Для этого использовалась формула
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета либо за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. на основании соответствующих документов;
ЗП - среднемесячная заработная плата в стране за тот же период, за который берется заработок;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 720 указанная заработная плата составляет 1671 руб.;
СК - стажевый коэффициент, который по общему правилу для всех застрахованных лиц составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа, но не более чем на 0,20. Таким образом, максимальный СК может составить 0,75 (0,55 + 0,20) при общем трудовом стаже, имеющемся по состоянию на 1 января 2002 г. у мужчин - 45 лет и более, у женщин - 40 лет и более.
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате (ЗР/ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2
Например: Гражданин выбрал для расчета размера пенсии период с 1986 по 1990 года, когда его средний заработок составлял 160 руб. в месяц. А по стране средняя зарплата была предположим: (172 + 173 +180 + 192 + 193) / 5 лет = 182 руб. Тогда коэффициент ЗР/ЗП (индивидуальный пенсионный коэффициент) будет равен 160 / 182 = 0,879
Его расчетная пенсия на 01.01.2002 составит: 0,75 х 0,879 х 1671 = 1101,61 руб. либо если пенсионер работает, то сумма будет не более 185,32 х 3 = 555,96
Тогда его пенсионный капитал до 01.01.2002 года составит: (1101,61 – 450) Х 228 =148567, 08 руб.
В п.3 ст. 30 указаны периоды, которые при этом учитываются для определения стажа для расчета пенсии:
• Непосредственно периоды работы;
• Периоды творческой деятельности;
• Периоды службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях;
Как видите здесь нет периодов обучения, а армия учитывается в соотношении 1 к 1. Этот вариант все же выгоден тем, у кого был высокий официальный заработок в периоде до 2002 года.
2. При оценке пенсионных прав с учетом пункта 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ применяется формула, аналогичная формуле исчисления пенсии до 2002 г. без применения ИКП:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица.
При данном варианте конвертации исчисление трудового стажа осуществляется в более льготном порядке, вместе с тем расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с п. 4 ст.30 Закона № 173-ФЗ, не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 копейкам, а для лиц, имеющих льготный страховой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1, 11 и 13 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ 648 рублей 62 копейки.
Также в п.4 ст. 30 указаны периоды, которые при этом учитываются для определения стажа и соответственно стажевого коэффициента:
• Непосредственно периоды работы;
• Периоды творческой деятельности;
• Периоды службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях;
• Периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Кроме того, согласно указанному пункту отдельные периоды учитываются в стаже в особом порядке:
• периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
• периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;

• периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;
• периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
Этот вариант выгоден тем, у кого был не очень высокий средний заработок до 2002 года.
Это только то, что касается вопросов: как учитывается стаж в армии и учеба при расчете пенсии.

Читайте также: