Военно промышленный курьер о военных пенсиях

Проект федерального бюджета Российской Федерации на 2021 год и плановые 2022 — 2023 годы принят Государственной Думой во втором чтении.

Второе — это основное чтение. То есть на этом чтении рассматривается принципиальная составляющая принимаемого законопроекта, принимаются или отклоняются поправки к рассматриваемому законопроекту.

«Законопроект принят Государственной Думой во втором чтении» — значит, что все принципиальные вопросы решены и одобрены Госдумой.

Третье чтение — чисто техническое.

К чему мы об этом говорим сейчас?

К тому, что для военных пенсионеров и приравненных к ним лицам принято увеличение военных пенсий с 1 октября 2021 года на 3,7%.

Вернее, про военных пенсионеров в новом бюджете — ничего. Потому что им ничего не повышают!

Военная пенсия увеличится чисто автоматически за счет увеличения на 3,7% окладов по занимаемым воинским должностям и по присвоенным воинским званиям действующих военнослужащих.

Это не повышение военной пенсии.

Помните, как Комитет по обороне опубликовал свое Заключение Комитета ГД по обороне на проект бюджета 2021 в отношении индексации военных пенсий.

Вот, что было написано в пункте №7 этого ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Мы все прекрасно помним это заключение! Очень много надежд возлагалось военными пенсионерами и лицами к ним приравненными на это заключение.

Оно было решительным и справедливым. Достойное было ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Комитет по обороне не согласен с этим мнением, поскольку даже более высокий темп роста в период с 2014 по 2016 годы «понижающего коэффициента» не покрывал даже уровень инфляции.

Вместе с этим следует учитывать, что при введении части второй статьи 43 Закона № 4468-1 Правительство Российской Федерации обязывалось обеспечить превышение «военных» пенсий по сравнению с «гражданскими» пенсиями не менее чем в 1,7 раза.

Таким образом, вследствие бюджетного законотворчества «недоиндексация» «военных пенсий» на текущее время составила более 25% (т.е. четвертую часть от суммы «военной пенсии»). Это привело к тому, что размер «военных пенсий» рядового и сержантского состава военнослужащих практически сравнялся с размером страховых (трудовых) пенсий, а порой и меньше (по состоянию на май 2020 года размер «военной пенсии» по категориям: рядового – 8 312,14 рублей, старшины – 14 576,37 рублей, прапорщика – 15 585,25 рублей, при этом МРОТ в 2020 году составляет 12 130 рублей).

И что в итоге?

О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…»

Напомним, что в результате принятия закона о заморозке понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий военные пенсионеры не получат двухпроцентную индексацию военных пенсий в 2021 году!

Но, все — таки, есть категория лиц (это положение содержится в поправках к законопроекту о Федеральном бюджете Российской Федерации на 2021 год и плановые 2022 — 2023 годы) которым поднимут оклады на 5,7%.

Сотрудникам прокуратуры и Следственного комитета в России в 2021 году поднимут зарплаты на 5,7%, что в полтора раза выше официального уровня инфляции в стране.

Такое предложение ярко контрастирует с ранее высказанным предложением Минфина об отмене индексации военных пенсий на 2% сверх инфляции.

Так что, кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево…

С 1 октября 2021 года на 3,7% на размер инфляции… А не далее как сегодня, выступая в ГД, госпожа Набиуллина объявила, что по состоянию на октябрь инфляция уже 3,85%, и я думаю в связи с пандемией за два оставшихся месяца она не уменьшится… И почему с 1 октября если «Повышение цен на услуги ЖКХ в 2021 году снова ожидает россиян. При этом значения в квитанциях абонентов изменятся от 3 до 6,5% в зависимости от потребляемого ресурса».(из выступлений в ГД). И это почему-то с 1 января…

Я где — то прочитала,что каждому военпенсу будут к Новому Году вместо 2% , выдавать по большому Чупа-Чупсу в яркой обертке и 0,5 «огненной воды’, а еще новый ,удлиненный Доширак . Он медленнее чем предыдущей съезжает с ушей и дольше на них задерживается…А для того, кто с 2012 года верит, вообще не стряхивается ….

Букв в статье слишком много и идиотских терминов типа «недоиндексация».

В 2012 году платили 54% от полной и положенной пенсии. В 2020 году 73, 68%. И в дальнейшем никто не собирается доводить пенсию до полных 100%.

А вот почему так происходит, можете прочесть в еженедельнике Военно-промышленный курьер №44 и дальнейших номерах.

Краткое содержание:


индексация военных пенсий в 2021 году самые свежие новости. Решение Совета Федерации.

Сегодня последние новости сообщают, что в 2021 году военные пенсии будут повышены двумя путями: за счет индексации денежного довольствия в подразделениях (служившие по контракту в армии 20 и более лет получают право на 50 % суммы, соответствующей должности и званию) и прибавкой 1 % за смешанный стаж (выслуга – 12,5 лет и общий, в сумме – не менее 25 лет).

В 2020 году премьер-министру страны было направлено письмо от директора Агентства стратегических инициатив С. Чупшевой, в котором были высказаны рекомендации по увеличению пенсий. Речь шла о мере, которая улучшит положение госслужащих, оптимизирует рынок оптовой, розничной торговли и оказания услуг населению.

Изначально планировалось увеличение пенсий военнослужащим от 3,8 до 4,3%.

Однако затем запланированные показатели индексации были снижены до 3 % под предлогом, что уровень инфляции составил более низкие показатели, чем это ожидалось (согласно данным, приведенным Росстатом).

Финансовые аналитики отметили, что такое решение противоречит требованиям законодательства об индексации, превышающей уровень официальной инфляции минимум на 2 %. Ожидавшаяся отмена понижающего коэффициента обернулась в 2020-м заморозкой на уже установленном уровне.

Прогнозы относительно повышения

Последние новости из Госдумы о величине военных пенсий в 2021 году на сегодня противоречивы и заставляют предполагать два вероятных сценария:

их оставят на запланированном уровне;

На заметку! Будет ли дефолт в России в 2021 году

Правда, шансов на второй вариант развития событий немного. Причин несколько:

Из-за пандемии коронавируса и вынужденного карантина произошло недополучение Пенсионным фондом значительной суммы.

Вполне вероятно, что потребуются дополнительные транши из федерального бюджета или Резервного фонда.

Даже при планировании бюджета в благополучном 2019-м, срок индексации был отодвинут на начало IV квартала, и заморожена инициатива думского Комитета по обороне о частичной отмене понижающего коэффициента.

Большая часть депутатов при голосовании проигнорировала доводы о том, что проведение индексации в конце 2020 года будет съедено возросшим за 9 месяцев уровнем инфляции.

Поскольку выплата индексации пенсий военным пенсионерам в 2021 году снова запланирована на IV квартал, а не на начало года, последние новости на сегодня не исключают возможного пересмотра заложенных показателей, и не в сторону увеличения.

Достаточно просто пролонгировать постановление о заморозке понижающего коэффициента, действие которого предусмотрено до января 2021 года. Так что эксперты не ожидают никаких дополнительных мер по росту пенсий отставным военным, кроме анонсированных в 3-летнем плане экономического развития.

Что ожидается в ближайшее время

Последние новости из Думы сообщают, что отодвинутое и небольшое (4 %) повышение военных пенсий в 2021 году будет компенсироваться социальными льготами и ростом гражданских пенсий. Трудоспособные люди, ушедшие в отставку по возрасту, смогут получать прибавку ко второй пенсии на законных основаниях.

Увеличение благосостояния военных на пенсии пойдет по нескольким направлениям:

Путем дальнейшего предоставления льгот – транспортных, налоговых и социальных. К ним относят скидки на услуги ЖКХ, бесплатный проезд в транспорте, бесплатные путевки в санатории ведомства и даже помощь при переезде на новое место жительства. Однако такие прерогативы и бонусы зависят не только от индивидуальных показателей (должности, выслуги лет и места прохождения службы), но и от региона проживания, трудоспособности и некоторых других обстоятельств.

Индексация в 2021 году составит 4 %, и вместе с показателем на 2020 год в целом будет равна 11 %. Однако финансовые эксперты акцентируют внимание на том, что из средств военных пенсионеров выпало несколько этапов, пока индексация составной части пенсионных выплат была заморожена у госслужащих.

Возможно уменьшение понижающего коэффициента на 2 %, тогда военные в отставке получат повышение сразу на 6%. Но особенно рассчитывать на это не стоит — из-за сложностей с бюджетом, возникших вследствие недополучения страховых взносов, вызванных пандемией коронавируса.

Последние новости сегодня о военных пенсиях в 2021 году позволяют логично предположить увеличение общего дохода благодаря уже закрепленной законодательно инициативе Президента В. Путина – о возможности зарабатывать вторую, гражданскую пенсию. Она будет ежегодно увеличиваться не только на количество процентов, определенных для страховых пенсий, но и на стоимость заработанных индивидуальных баллов.

На что могут рассчитывать военные пенсионеры

С 1 января в 2021 году планируется увеличение военных пенсий, некоторые из них касаются и ветеранов боевых действий:

увеличение базовой суммы (стартовой цифры для расчета пенсии), то есть, денежного довольствия по званию и должности (точнее, 50 % от нее, которые положены при выслуге в 20 лет), ежегодно на 3 %;

рост на 1 %, если армейская выслуга составляет 12,5 лет;

запланированная индексация и перенесение срока увеличенных благодаря этому выплат;

отмена понижающего коэффициента;

расширение программы предоставляемых льгот (за инвалидность и потерю кормильца)

Бывшим военным и семьям погибших могут полагаться надбавки, предусмотренные новыми законами, недавно принятыми Госдумой. Например, в первом чтении прошел законопроект о повышениях пенсий по утрате кормильца, возможно перенесение срока индексации с октября 2021 года на более раннее время.

Совет! Нужно внимательно следить за предоставляемыми льготами – некоторые из них доступны только после подачи заявления.

Пенсия ветеранов боевых действий формируется на основании типа пенсионного статуса, инвалидности, трудового стажа, звания, величины произведенных страховых выплат и дополнительных льгот. Все льготы полагаются только на основании оформленного удостоверения, которое является официальным документом, подтверждающим статус.

Федеральные законы предполагают рост пенсий ветеранов боевых действий при изменении показателей, определяющих состав и размер назначенной пенсии. Кроме бесплатного жилья, скидки на услуги ЖКХ, налоговых вычетов и предоставления надбавок и компенсаций, предусмотренных федеральными законами, могут быть и дополнительные льготы, предоставляемые региональными властями.

Итоги

Из-за тяжелого финансового положения, сложившегося в стране в последние годы, был уменьшен размер пенсий, выплачиваемых военным и сотрудникам силовых структур. В 2021 году планируется провести индексацию денежного довольствия действующим военным и пенсионерам на 4%. Возможно изменение понижающего коэффициента на 2 %. Будут расширены льготы на федеральном и региональном уровне. Для расчета полагающейся пенсии необходим учет индивидуальных показателей.


Госдума заморозила двухпроцентную индексацию пенсий военным пенсионерам, положенную им в соответствии с «майскими указами» президента РФ. Закон об этом был принят голосами правящей партии «Единая Россия», остальные – КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия» проголосовали против, передает корреспондент «ПолитНавигатора».

Член «Единой России», бывший космонавт Роман Романенко сообщил, что пенсия военным будет проиндексирована в октябре следующего года на 3,7% в соответствии с уровнем инфляции, но «президентские» 2% будут заморожены.

«Проектом федерального закона о федеральном бюджете на 21-й год и на плановые 22-23 годы предусмотрено повышение денежного довольствия военнослужащих на прогнозный уровень инфляции 3,7% с 1-го октября 2021-го года. Ну и на 4% в 2022-23 годах. Таким образом, увеличение военных пенсий законодательно будет произведено в соответствии с базовым законом, а именно в 21-м году с 1-го октября на 3,7%, а в 22-м и 23-м годах на 4%», – заявил Романенко.

В ЛДПР раскритиковали законопроект власти. Депутат Александр Шерин назвал его обманом избирателей, подчеркнув, что уже с 1-го января следующего года стоимость «коммуналки» вырастет на 8% и не будет покрываться ростом размера пенсии:

«Нынешний созыв Государственной Думы ознаменовал себя тем, что ежегодно перед принятием бюджета мы, к сожалению, сталкиваемся с тем, что правительство Российской Федерации вносит законодательную инициативу, а фракция парламентского большинства ее поддерживает, о замораживании индексации пенсий военных пенсионеров на 2% сверх уровня инфляции.

Уровень инфляции правительством Российской Федерации прогнозируется как 3,7%. Именно на эту сумму планируют индексировать пенсии военных пенсионеров. Но не с 1-го января 2021-го года, а только с 1-го октября.

Соответственно, тарифы на услуги ЖКХ растут у нас на 8% с 1-го января, а индексация пенсий военных пенсионеров – только на 3,8% и то, с 1-го октября.

А те 2%, которые обещали добавлять сверх уровня инфляции, их ежегодно не добавляют, потому что Государственная Дума, используя парламентское большинство, голосует за замораживание данной нормы федерального закона. Я считаю, что это обман наших избирателей».

Против выступил и член «Справедливой России» Валерий Гартунг:

«В 11-м году было принято решение о повышении пенсии военных пенсионеров ускоренными темпами, превышающими инфляцию на 2% каждый год до доведения этой пенсии до 100% денежного довольствия. Вот это суть 43-й статьи, о которой идет речь, действие которой приостанавливается.

Это было обещано президентом, это было принято Государственной Думой. И оно не просто так было принято, потому что пенсии военных пенсионеров и семей – речь идет и о семьях погибших военнослужащих, они не соответствовали тому уровню инфляции, который существовал все эти годы, и фактически рост этих пенсий не покрывал потерю покупательской способности пенсионного обеспечения. Именно поэтому было принято это решение.

Потом, по предложению правительства, на основании того, что якобы у правительства нет денег, решили приостановить эту норму. Но, коллеги, я не могу понять – в прошлом месяце правительство Российской Федерации пришло сюда, в этот зал и предложило на сотни миллиардов рублей дать льготы сырьевым компаниям, госкомпаниям, всевозможные вычеты, возвраты якобы на инвестиции, которые пойдут на увеличение глубины переработки сырья.

И при этом, порядка десяти миллиардов рублей мы не можем найти на то, чтобы выполнить обязательства перед семьями военнослужащих. Мы Конституцию укрепляем, а людей, которые будут стоять на страже этой Конституции, и на страже нашей территориальной целостности, мы оставляем за бортом. Кто будет защищать нашу страну?» – возмутился Гартунг.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Рассуждая о проблеме пенсий военнослужащих, сразу поставим вопрос конкретно: почему не работает Указ президента № 604 пункт «Г», где говорится о ежегодной компенсации пенсий гражданам, уволенным с военной службы, не менее чем на два процента сверх уровня инфляции? Казалось бы, все просто: есть указ, подписанный главой государства, который надо выполнять. Но на практике все гораздо сложнее. Не говоря уже о нестыковках и закавыках в различных юридических документах, которые противоречат друг другу. Попробуем разобраться.

Но сначала маленький ликбез. Есть два вида нормативных правовых документов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные и федеральные. Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств. Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:

  • Конституция РФ;
  • законы;
  • федеральные конституционные законы (ФКЗ);
  • федеральные законы (ФЗ);
  • подзаконные акты: указы президента РФ, постановления правительства РФ, приказы министерств и ведомств.

Чем ниже, тем соответственно меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те, что находятся в этом списке внизу, не должны противоречить стоящим выше. Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты – законам. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.

В случае с военными пенсиями возникло противоречие между федеральными законами и указом президента, который является подзаконным актом. Ни в одном из них не идет речь ни об увеличении, ни об индексации именно военных пенсий на процент инфляции и тем более сверх уровня инфляции. А значит, указ составлен с грубейшими нарушениями юридически-технических норм и правил.

“ В случае с военными пенсиями возникло противоречие между федеральными законами и указом президента, который является подзаконным актом ”

Он должен был конкретизировать и установить новую норму в часть 2 статьи 43 ФЗ 4468-1. Ее следует изложить так: «Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на два процента до достижения ста процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем два процента».

Здесь опять придется заняться математикой. В соответствии со статьей закона (ст. 43 ФЗ 4468-1) с 1 января каждого года должны были увеличивать коэффициент на два процента и сверх того добавлять размер инфляции. К примеру, в 2013 году два процента увеличение коэффициента и плюс инфляция. 54% +2% +6,45% = 62,45%. Вот такой коэффициент был бы на 2013 год. В 2014 году 62,45% + 2%+ 11,36% = 75,81% и т. д.

Но этого не случилось. Какой-то юрист, который составлял указ, вместо «денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии», воткнул термин «пенсии». Мало того, в указе не установлен ни срок действия, ни что самое главное – предельный размер пенсии. А после приостановлении в 2015 году части 2 статьи 43 этот указ вообще теряет всякий смысл, потому что ни по какому закону ни проиндексировать, ни повысить военные пенсии невозможно.

Я коллегам говорил еще в 2012 году, что с нашими пенсиями будет полная неразбериха и бардак, который может дойти до маразма. Так и вышло. Причем начало ему положило правительство, выдавая изменение коэффициента с 2013 по 2018 год (54% – 73,68%) за повышение военных пенсий. А с 2018 года начало приплетать сюда еще и индексацию денежного довольствия военнослужащих, тоже выдавая ее за повышение военных пенсий. Как видите, указ здесь не работал – конечно, если не считать за работу изменение коэффициента на 19,68 процентного пункта.

Но основной маразм начался в прошлом году, когда 9 октября вышел документ, утвержденный решением Комитета по обороне ГД № 131/1 по проекту федерального закона № 802503-7 на 2020 год. В нем есть таблица. Вчитайтесь в нее.

С первым и вторым столбцом все нормально. Коэффициент начинается от 54 процентов и должен достигнуть 100 процентов, а вместе с ним и 100 процентов основной части пенсии. В первом она достигнет 100 процентов в 2035 году, во втором, может быть, достигнет раньше. К пятому столбцу тоже претензий нет, там показан размер инфляции.


Маразм начинается с третьего столбца. Для чего нужен столбец «Повышение денежного довольствия военнослужащих», если на доведение коэффициента до 100 процентов и соответственно размера пенсии он никак не влияет? Убедитесь сами. В 2018 году денежное довольствие военнослужащих увеличили на четыре процента, а коэффициент и соответственно размер пенсии остался на прежнем уровне – 72,23 процента. Конечно, в рублях пенсия увеличилась (она была автоматически пересмотрена, согласно статье 49 ФЗ 4468-1), но все равно осталась на прежнем уровне от полной – 72,23 процента. То же самое произошло в 2020-м и запланировано до 2022 года.

Смотрим четвертый столбец, где маразм крепчает. Все годы четвертый столбец показывает повышение военных пенсий, а на самом деле это просто доведение коэффициента и соответственно пенсий до 100 процентов.

В 2019 году денежное довольствие военнослужащих увеличивают на 4,3 процента. Во всех СМИ и сетях сообщают, что военные оклады повысят на 4,3 процента. Военпенсы возмущены. Как так, а где обещанные еще два процента по указу? В четвертом столбце появляется повышение военной пенсии на 6,3 процента. Это надо же такое придумать. Сложить повышение денежного довольствия военнослужащих с повышением военной пенсии. Ну нельзя складывать проценты от разных величин! Это все равно, что сложить проценты от валенок с процентами от сапог. Да и эти два процента никакое не повышение, а всего лишь увеличение коэффициента на 1,45 процентного пункта.

Окончательно маразм окреп в шестом столбце «Повышение, которое должно быть в соответствии с указом президента». Первые два столбца предполагают доведение денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии и соответственно саму основную часть пенсии, до 100 процентов. Простым математическим действием определим, какие изменения произойдут в этих столбцах. Надо просто представить проценты в натуральных числах, а проще заменить проценты на рубли. К примеру, 54 процента – это 54 рубля от полной 100-рублевой пенсии.

А теперь по порядку к этому числу будем прибавлять проценты повышения из шестого столбца. И о чудо! В 2020 году денежное довольствие должно составить 101,38 процента, к 2022-му – 113,91 процента. Пенсии соответственно тоже? Но этого не может быть, поскольку денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсии, не может быть больше 100 процентов. Таким образом, указ вступил в противоречие с федеральным законом и никакой суд не будет принимать его во внимание.

Вот такие математики сидят у нас в администрации президента, Комитете ГД по обороне и юристы, составляющие указы.

Я не раз писал о несовершенстве законодательства. И если бы в указе так безграмотно не поменяли терминологию, то и события развивались по-другому. Действие части 2 статьи 43 никто бы приостановить не смог, потому что к ней был бы указ президента, который конкретизировал норму этой части. Для этого надо было всего лишь написать не про увеличение пенсии, а про увеличение денежного довольствия: «Денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий, ежегодно увеличивать на два процента сверх уровня инфляции до достижения 100 процентов».

Увы, мы живем во времена «эффективных менеджеров» и не менее эффективных юристов, которые могут оказаться на самом верху властной вертикали. Хуже, если подобные ошибки совершаются умышленно. Тогда иначе, чем пенсионной диверсией, подобное не назовешь.

От редакции

Как стало известно «ВПК», в Государственной думе готовится новый законопроект (поправки), который может ограничить размер пенсии для военнослужащих 80 процентами от установленных. Такая поправка якобы прошла уже в первом чтении. Вместе с ней в законе могут появиться и другие малоприятные «сюрпризы».

Это наглядный пример того, как наши народные избранники могут переобуться на ходу и повернуть закон в любую сторону, придать ему обратную силу. Поэтому служивые должны крепко подумать, за какую партию голосовать на следующих выборах в ГД, за каких кандидатов.

Но по большому счету Конституция была нарушена уже при вводе так называемого понижающего коэффициента в 2012 году, который разделил всех служивых на две социальные группы: «привилегированных» и «простых». Причем по их социальной принадлежности, а не по правовому статусу. Одна группа (военные судьи, прокуроры, следователи), другая – все остальные. «Привилегированные» получают пенсию с 1 января 2012 года без дискриминационного коэффициента. И вносимые сегодня поправки ее вновь обойдут стороной.

Чтобы устранить нарушения конституционных прав военнослужащих и их семей, уравнять в правах, необходимо отменить понижающий коэффициент к денежному довольствию для исчисления пенсии.





Сразу после принятия Государственной думой РФ законов о денежном довольствии и пенсиях военнослужащих в редакцию посыпались вопросы от офицеров запаса и в отставке. Как будет проводиться перерасчет? Изменятся ли тарифные разряды? Что произойдет с нетиповыми должностями?

Конкретная информация пока, к сожалению, крайне скудна, и военные пенсионеры ждут 1 января 2012 года не только с надеждой, но и с волнением. Как известно, принять хороший закон мало, надо, чтобы он еще и работал. Касается это и закона о пенсионном обеспечении военнослужащих, покинувших ряды Вооруженных Сил. Сейчас его исполнение всецело зависит от чиновников на местах.

Непрямого действия

Быть может, самая важная проблема соблюдения нового закона о военных пенсиях заключается в точности цифр. Формула перерасчета выплачиваемых ветеранам армии и флота сумм достаточно сложная. При неформальном подходе необходимо учитывать множество нюансов в прохождении службы.

Чтобы закон помог устранить те проблемы, ради решения которых над ним трудились, нужно подготовить большое количество подзаконных актов, внутриведомственных документов. Они-то и сформируют нормативно-правовую базу. Однако сбой возможен на каждом этапе.

Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих непрямого действия. В нем достаточно норм, утверждение которых является прерогативой правительства. Например, не были прописаны законодательно тарифы по должностям и воинским званиям. С учетом новой штатно-должностной структуры Вооруженных Сил их пришлось уточнять и дорабатывать. Насколько, в частности, новые тарифные разряды будут соответствовать старым и где гарантия, что их стоимостное наполнение не уменьшится? Не произойдет ли сокращение количества разрядов до минимума, когда в один новый придется «впихивать» два-три старых, причем с ущербом для последних? Именно в таких случаях и становится возможным ущемление прав ветеранов. Так что пока можно только предполагать, какими военные пенсии станут в действительности.

«Закон говорит о повышении пенсий в 1,5–1,7 раза. Как это будет выглядеть в суммарном выражении, сейчас сказать никто не может,– комментирует Виктор Глушенков, член Совета ветеранов Войск ПВО. – Лишь постановление правительства определит оклады по воинским званиям и должностям».

Пенсии надлежит индексировать дважды в год с поправкой на инфляцию. А с 1 января 2013-го начнется их ежегодное увеличение по коэффициенту на два процента. Вроде бы неплохо. Но на деле такое решение законодателей выльется в дискриминацию тех, кто перешагнул 60- и 70-летний рубеж. В соответствии с новым законом эта несправедливость будет ликвидирована в течение 23 лет. При ежегодной индексации на два процента пенсия и вправду постепенно достигнет соответствующего размера. Увы, этого счастливого времени дождется далеко не каждый ветеран. Да и что произойдет со страной до 2036 года? Кто ответит за данные почти четверть века назад обещания? Законодатели, установив довольно спорные правила назначения пенсий, попытались сэкономить на бывших военных. И им это удалось.

Впервые в истории России введен понижающий коэффициент – 0,54, который будет устанавливаться от суммы оклада по воинскому званию, должности и выслуги лет. Кстати, он не станет определять размеры пенсий сотрудников прокуратуры и Следственного комитета Российской Федерации. Все обращения ветеранов к руководству страны по этому поводу успехом не увенчались. Но как сейчас выясняется, первый вариант закона вообще предусматривал коэффициент 0,30. Так что принятый не самый худший.

Контроль на местах

Пенсии должны быть пересчитаны по новым должностным окладам, которые утверждает правительство. Еще в ноябре заместитель начальника управления Департамента социального обеспечения Минобороны РФ Михаил Коновалов сказал, что уже подготовлены и новые тарифные разряды, и все документы, которые сопровождают военно-пенсионный закон (около 30 подзаконных актов: приказы министра обороны, инструкции военкоматам и т. д.). Какими будут эти тарифные разряды? В 2002 году, например, при пересчете пенсий по новым окладам некоторым ветеранам их попросту занизили. Вместо прибавки они не получили даже то, что имели ранее. Поэтому от военкоматов потребуется тщательная индивидуальная работа с личными делами отставников, а в некоторых случаях и с ними самими. Придется терпеливо разъяснять основные пункты новых законоположений и практику их применения. Нелишним окажется и общественный контроль со стороны ветеранских организаций. Сейчас им необходимо установить тесную связь с отделами социального обеспечения комиссариатов.

Многие прежние армейские должности уже попали в категорию, что называется, нетиповых. Как быть, например, со старшими групп оперативных дежурных военных округов? Или с начальниками групп оперативных отделов (24-й тарифный разряд)? В законе сказано, что размеры окладов по таким должностям устанавливаются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям. Понятно, что слово «применительно» можно трактовать по-разному…

Сегодня в военкоматах полным ходом идет перерасчет пенсий. К 1 декабря 2011 года обновленная информация по ним должна была поступить в отделения Сберегательного банка по месту жительства ветеранов. Как выяснил «ВПК», по состоянию на 12 декабря обновленной базы не имели даже районные военкоматы Москвы. При этом за данными в Московский городской военкомат сотрудники районных отделений должны будут выезжать (по команде), вооружившись… флэшками, поскольку не имеют выхода в Интернет. Понятно: не в последнюю очередь такой порядок обусловлен тем, что многие РВК даже в столице укомплектованы устаревшей оргтехникой и имеют более чем низкий уровень компьютерного обеспечения.

Личный фактор

На Финансово-экономический департамент МО РФ и военкоматы легла немалая нагрузка по перерасчету пенсий. Однако после реформы в них практически не осталось офицеров. Далеко не все гражданские служащие, особенно молодежь, имеют соответствующую квалификацию, а главное – сознают крайнюю щепетильность вопроса. В одном из военкоматов на севере Москвы, например, откровенно признались, что с содроганием ожидают 2012 года, когда их захлестнет вал обиженных и недовольных ветеранов. Тех, кто по тем или иным причинам может оказаться обсчитанным.

В то же время сотрудники военкомата заверяют: если при перерасчете пенсии возникнет ошибка, пенсионеру надо аргументированно изложить свои доводы, свидетельствующие о том, что результат неверный. В 2002 году по каждому такому случаю проводилось разбирательство. Закравшуюся неточность можно поправить в течение полугода. Потом срок предъявления претензии истечет.

На ряд вопросов, связанных с перерасчетом пенсий, причем уже после принятия закона, вынуждены были отвечать сами законодатели (на сайте Государственной думы). Почему, в частности, уменьшился максимальный размер исчисляемой для пенсии процентной надбавки за выслугу лет с 70 до 40 процентов? Авторы закона посчитали, что в новой структуре денежного довольствия его существенный рост – более чем в 2,5 раза – обеспечен за счет значительного увеличения окладов денежного содержания, а не дополнительных выплат, как было ранее.

Например. Размер процентной надбавки за выслугу лет командира полка, полковника с выслугой 25 лет в 2011 году составляет около 5756 рублей. С 1 января 2012-го размер ежемесячной надбавки за выслугу лет у него достигнет 15 800 рублей (должностной оклад 26 500 рублей + оклад по воинскому званию 13 000 рублей) х 40%. Рост в 2,7 раза. То есть сама база для начисления пенсии будет больше.

Много разговоров было о том, что новый закон противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку отрывает повышение пенсий от ранее действовавшего пропорционального увеличения денежного довольствия. Понятно, что рост размера военных пенсий с 1 января 2012 года в 1,5–1,7 раза исходит из экономических возможностей государства. Но на практике для десятков тысяч ветеранов это означает одно: умереть, так и не дождавшись положенной полной пенсии. По терминологии соцработников, «возраст доживания» наших стариков, увы, не тот, что на Западе.

Слухи и факты

После публикации законов о денежном довольствии в Интернете появились многочисленные расчеты величины будущих военных пенсий. Согласно этой «радужной калькуляции» они возрастают вдвое и даже больше. Тогда как президент и председатель правительства говорят о повышении в среднем лишь на 50–70 процентов. В чем ошибка?

Как ранее объяснял на одном из сайтов адвокат Сергей Паншев, размеры пенсий лиц, уволенных до 2012 года, в 2012-м и начиная с 2013-го будут различаться. И только тем, кому предстоит увольняться начиная с 2013 года, можно надеяться: размеры должностных окладов и окладов по воинскому званию при расчете пенсии совпадут с теми, что получают действующие военнослужащие. Как все произойдет на самом деле, покажет время.

Приведем таблицу и типовой порядок расчета размеров пенсий с 1 января 2012 года, рекомендуемых Госдумой. Вот как определят сумму, назначаемую увольняемому в запас подполковнику – командиру батальона с выслугой 33 года. Оклад по воинской должности 24 000 + оклад по воинскому званию 12 000 = 36 000 + (надбавка за выслугу лет 40%) 14 400 = база для исчисления пенсии 50 400, далее 50 400 x 0,54 (понижающий коэффициент 2012 года) = 27 216, далее 27 216 x 85% (размер при максимальной выслуге) = 23 134.

Типовые воинские должностиОклад по должностиОклад по званиюРазмер пенсий
Выслуга 20 летВыслуга 25 летВыслуга 33 года
Командующий армией, генерал-лейтенант37 00022 000-28 99337 913
Командир дивизии, генерал-майор30 50020 00017 72624 81632 451
Командир бригады, полковник29 00013 00014 74220 63926 989
Командир батальона, подполковник24 00012 00012 63617 69023 134
Заместитель командира батальона, майор23 00011 50012 11016 95322 170
Командир роты, капитан22 00011 00011 58316 21621 206
Командир взвода, лейтенант20 00010 00010 53014 74219 278
Командир отделения, сержант15 0006500754710 56513 816
Средний размер трудовой пенсии в 2012 году (руб.)9294

После вступления в силу постановлений правительства РФ по установлению окладов денежного содержания военнослужащих указанные в таблице данные могут быть незначительно скорректированы.

Может, перейти на гражданскую?

Недавно правительство приняло пакет документов, которые определяют новые размеры окладов денежного содержания военнослужащих Минобороны и сотрудников МВД, а также пенсии отставников. В частности, 5 декабря 2011 года вышло постановление «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту». В нем приведены суммы окладов по типовым воинским должностям в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, подлежащим замещению военнослужащими, проходящими службу по контракту.

Не забыты в постановлении и нетиповые должности. Так, в пункте 2 сказано: «Руководителям федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, установить до 1 января 2012 года размеры окладов по нетиповым воинским должностям соответствующих категорий военнослужащих применительно к размерам окладов по типовым воинским должностям военнослужащих».

Из этого следует, что они до сих пор не установлены. Вдобавок в документе нет тарифных разрядов (тарифной сетки). Значит, не исключено, что сотрудница в военкомате (Департаменте МО РФ) спокойно может приравнять серьезную должность заслуженного офицера к другой, менее оплачиваемой. Не зря в пункте 4 постановления есть оговорка: «В случае если размер пенсии, исчисленный с применением окладов, установленных настоящим постановлением, не достиг уровня пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2012 года, указанный уровень пенсионного обеспечения сохраняется до приобретения права на пенсию в большем размере». То есть некоторым военным пенсионерам наверняка придется отстаивать свои права.

Постановление от 5 декабря 2011 года ставит крест на слухах о том, что пенсии офицеров, ушедших в запас после 2012 года, будут выше. В пункте 3 сказано недвусмысленно: при пересмотре размеров пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 года в соответствии с законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», применять оклады по воинским должностям и оклады по воинским званиям, установленным в соответствии с настоящим постановлением.

Сегодня в стране около 1,2 миллиона пенсионеров Минобороны, сотни тысяч – других силовых структур. Сейчас их пенсии находятся примерно на уровне 10 000 рублей, в то время как минимальная пенсия по старости в Москве в 2011 году равнялась 11 000 рублей, а в 2012-м составит 12 тысяч. Если 10–12 лет назад военные пенсии превышали гражданские в три раза, то сейчас они отстают в динамике роста.

Относительно недавно на гражданские пенсии в России перешли более 200 тысяч офицеров запаса. Не продолжится ли это и в дальнейшем? Вопрос не к военным пенсионерам, а к государству.

Читайте также: