Военные городки и пенсионеры в них

Данным документом изменяется порядок обеспечения жильем граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, в частности предусматривается, что они могут обеспечиваться также по их выбору жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, как в населенных пунктах, в которых находятся закрытые военные городки, так и в других населенных пунктах, расположенных на территории Российской Федерации. Также Указом определено, кто имеет право на отселение из закрытых военных городков.

Указ вступает в силу с 1 сентбяря 2019 года.

Указ Президента РФ от 23.05.2019 N 239 "Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков"

Документ вступает в силу с 01.09.2019 г.

Президента Российской Федерации

Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков


В целях обеспечения социальных гарантий гражданам Российской Федерации, подлежащим переселению из закрытых военных городков, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановляю:
1. Установить, что действие настоящего Указа распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки (далее - федеральные органы исполнительной власти), имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка (далее - граждане), а также на членов их семей.
2. Под членами семьи гражданина понимаются постоянно проживающие совместно с ним в жилом помещении на территории закрытого военного городка:
а) супруг (супруга), дети и родители гражданина;
б) другие родственники, а также нетрудоспособные иждивенцы;
в) в исключительных случаях иные лица, признанные членами семьи гражданина в судебном порядке.
3. В случае смерти (гибели) гражданина право на получение жилого помещения в порядке и на условиях, установленных настоящим Указом, сохраняется за членами его семьи, принятыми на учет в качестве подлежащих переселению из закрытых военных городков до дня смерти (гибели) гражданина.
4. Граждане имеют право в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, состоять на учете на получение социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения в связи с переселением из закрытых военных городков, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
5. Федеральные органы исполнительной власти вправе использовать для переселения граждан жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности и закрепленные на праве оперативного управления за этими федеральными органами исполнительной власти либо за подведомственными им учреждениями (организациями) или казенными предприятиями, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, расположенные в населенных пунктах, в которых находятся закрытые военные городки, либо в других населенных пунктах, расположенных на территории Российской Федерации. Указанные жилые помещения предоставляются при согласии граждан на переселение в эти жилые помещения.
6. Жилые помещения предоставляются гражданам по их выбору по договору социального найма или в собственность бесплатно в порядке очередности исходя из даты подачи ими заявления о принятии на учет в качестве подлежащих переселению из закрытых военных городков.
7. Граждане, которые состоят в федеральном органе исполнительной власти на учете на получение социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения в связи с переселением из закрытых военных городков, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, принимаются на учет в качестве подлежащих переселению из закрытых военных городков с даты их постановки на учет для получения указанной социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии).
8. За членами семьи умершего (погибшего) гражданина сохраняется очередность предоставления жилого помещения, установленная для умершего (погибшего) гражданина, который состоял на учете в качестве подлежащего переселению из закрытого военного городка.

9. Норма предоставления общей площади жилого помещения в соответствии с настоящим Указом устанавливается в следующем размере:
а) 33 квадратных метра - для одиноко проживающего гражданина;
б) 42 квадратных метра - на семью из двух человек;
в) 18 квадратных метров - на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более.


10. При определении размера предоставляемого жилого помещения учитывается право гражданина на дополнительную общую площадь жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При наличии у гражданина права на дополнительную общую площадь жилого помещения по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется, а увеличение размера общей площади жилого помещения производится по одному из них по выбору гражданина.
11. В случае невозможности предоставления гражданину жилого помещения по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным пунктом 9 настоящего Указа, федеральный орган исполнительной власти может предоставить этому гражданину при его согласии жилое помещение меньшей площади. Указанное жилое помещение предоставляется при условии, что гражданин не приобретет права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
12. С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного или жилого дома размер общей площади жилого помещения, предоставляемого гражданину по договору социального найма или в собственность бесплатно, может превышать размер общей площади жилого помещения, установленный пунктами 9 и 10 настоящего Указа, но не более чем на 9 квадратных метров общей площади жилого помещения.

13. Для получения жилого помещения гражданин представляет в федеральный орган исполнительной власти обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения или договора найма специализированного жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездной передаче находящегося в собственности жилого помещения в государственную собственность и его освобождении.
14. Обязательство, предусмотренное пунктом 13 настоящего Указа, должно быть подписано всеми совершеннолетними членами семьи гражданина собственноручно либо подтверждено письменным документом, удостоверенным в нотариальном или ином установленном законодательством Российской Федерации порядке.
15. Федеральный орган исполнительной власти после получения обязательства, предусмотренного пунктом 13 настоящего Указа, предоставляет гражданину жилое помещение по договору социального найма или в собственность бесплатно.
В целях контроля за выполнением указанного обязательства федеральный орган исполнительной власти проставляет на нем отметку о предоставлении гражданину соответствующего жилого помещения.
16. Обязательство, предусмотренное пунктом 13 настоящего Указа, должно быть выполнено гражданином и членами его семьи в 2-месячный срок после предоставления гражданину федеральным органом исполнительной власти жилого помещения по договору социального найма либо в собственность бесплатно.
17. Гражданам, получившим жилые помещения в соответствии с настоящим Указом, социальная выплата (жилищная субсидия, субсидия) для приобретения жилого помещения в связи с переселением из закрытых военных городков, удостоверяемая государственным жилищным сертификатом, не предоставляется.
Граждане, получившие социальную выплату (жилищную субсидию, субсидию) для приобретения жилого помещения в связи с переселением из закрытых военных городков, удостоверяемую государственным жилищным сертификатом, снимаются с учета граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков в соответствии с настоящим Указом.
18. Федеральные органы исполнительной власти определяют:
а) жилые помещения, которые могут быть использованы для переселения граждан из закрытых военных городков;
б) порядок учета граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно;
в) форму решения о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно и выписки из него, форму акта приема-передачи жилого помещения, а также требования к их заполнению;
г) форму обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездной передаче находящегося в собственности жилого помещения в государственную собственность и его освобождении, а также требования к ее заполнению.
19. Финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, осуществляется за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным органам исполнительной власти на выполнение функций в установленной сфере деятельности.
20. Настоящий Указ вступает в силу с 1 сентября 2019 г.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН
Москва, Кремль
23 мая 2019 года
N 239
_____________
Обзор данного документа:
Настоящим документом впервые четко определено, кто имеет право на отселение из закрытых военных городков (далее - граждане, подлежащие переселению): постоянно проживающие в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки (далее - федеральные органы исполнительной власти), имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка (далее - граждане), а также на членов их семей.

Определено, кто относится к членами семьи гражданина, подлежащего переселению.

Определено, что помимо социальной выплаты, удостоверяемой ГЖС, граждане, подлежащие переселению могут обеспечиваться по их выбору жилыми помещениями по договору социального найма или в собственность, как в населенных пунктах, в которых находятся закрытые военные городки, так и в других населенных пунктах, расположенных на территории Российской Федерации.

Гражданам предоставлена возможность сдать занимаемое жилое помещение (передать) федеральному органу после обеспечения жильем (предоставления социальной выплаты), в этом случае гражданином и членами его семьи дается обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения или договора найма специализированного жилого помещения и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездной передаче находящегося в собственности жилого помещения в государственную собственность и его освобождении.

Порядок учета граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно, определяют Федеральные органы исполнительной власти, в чьем ведении находятся закрытые военные городки.

Порядок учета граждан на получение социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения в связи с переселением из закрытых военных городков, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, определяется Правительством РФ.

Первый новостной портал о военных пенсионерах РОССИИ


  • 0
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5



Военные, проживающие на территории бывших военных городков, в настоящее время являются заложниками серьезных споров. Представители Министерства обороны Российской Федерации не считают серьезными конфликтные ситуации, которые постоянно возникают в ходе передачи недвижимости гражданским властям военными.

По словам Олеси Подгорной, которая в настоящее время занимает должность директора департамента имущественных отношений военного ведомства, городки, а также различные объекты социально-культурного назначения, которые в настоящее время снимаются с баланса Вооруженных сил Российской Федерации, должны будут в ближайшем будущем полностью перейти под контроль местных администраций.

Представители военного ведомства видят причины задержки данного процесса, прежде всего, в том, что предстоит проделать очень большой объем работы. Например, в ближайшем будущем в муниципальную собственность должны будут перейти около ста восьмидесяти тысяч военных квартир, двухсот одиннадцати Домов офицеров, а также четыреста двадцать шесть детских садов. Общая площадь передаваемых муниципальным властям участков составляет шестьдесят тысяч гектаров. Естественно, это огромная цифра, поэтому в короткие сроки переоформить все эти участки не получится, как бы ни старались ответственные сотрудники. Также следует отметить, что частью передаваемых объектов военное ведомство владеет лишь де-факто. Для того чтобы произвести передачу данных участков муниципальным администрациям, военные сначала должны будут в юридическом порядке закрепить свои права на все эти земельные участки, на это также потребуется довольного много времени.

Гражданские чиновники также особо не спешат с реализацией данной программы принятия имущества, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации. Естественно, армейское командование, как правило, начинает передавать городки, находящиеся в очень плохом состоянии и требующие ремонта. После того как военные части покидают гарнизоны, эти территории больше похожи на трущобы. Для того, чтобы привести их в удовлетворительный вид, нужно потратить десятки миллионов рублей, естественно, в муниципальных бюджетах таких огромных сумм просто нет.

Кроме того, данный процесс усугубляется юридической неразберихой. Например, согласно постановлению Президента Российской Федерации, муниципальные администрации должны принимать на баланс детские сады, которые ранее находились в собственности военного ведомства. Сначала казалось, что вопрос с передачей денежных средств для содержания детских садов решен. Но на самом деле ситуация больше похожа на произведение «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. Представители военного ведомства заявили, что сначала муниципальные власти должны принять на баланс детские сады и только потом получить денежные средства на их содержание. Муниципальные власти, в свою очередь, заявляют, что они сначала хотят получить денежные средства на содержание детских садов и только после этого они готовы принять их на свой баланс. В данной ситуации довольно сложно найти правых и виноватых, поэтому сложившуюся проблему решить довольно сложно.

Аналогичная ситуация складывается с жителями военных городков, откуда уехали военные. Например, офицеры и их семью уехали на другие места службы, а военные, находящиеся в отставке, продолжают жить в ветхих квартирах, ожидая того момента, когда государство предоставит им новое жилье. Отставники должны решать множество вопросов, связанных с их жильем: истопники не работают, котельные никто не ремонтировал, как пережить зимнее время года в ветхих квартирах? Следует отметить, что данные вопрос стоит не только для военных в отставке, проживающих в военных городках, то также и для местных чиновников, а также для губернатора Московской области Сергея Шойгу. На сегодняшний день муниципальным администрациям передано двадцать три военных городка, при этом в трети из них в настоящее время продолжают проживать люди. По сообщению Олеси Подгорной, к наступлению зимнего периода все эти объекты должны быть соответствующим образом подготовлены. Также она отметила, что претензии, которые предъявляют чиновники Подмосковья представителям Министерства обороны Российской Федерации, являются не обоснованными.

По словам Олеси Подгорной, в том случае если права собственности на данное имущество принадлежит муниципальным организациям, то именно они должны отвечать за его состояние в полном объеме. До момента передачи права собственности на недвижимость ответственность за данную недвижимость полностью лежит на сотрудниках Министерства обороны Российской Федерации.

В настоящее время военные чиновники и гражданские власти продолжают вести серьезные дискуссии, а в это время жители брошенных военных городков смотрят тревожно на свое будущее. У этих жителей нет никаких серьезных гарантий того, что весь зимний период им придется проводить в неотапливаемых квартирах. Поскольку данная ситуация неоднократно происходила в военных городках, пока они принадлежали военному ведомству.

Краткое содержание:


Военные пенсии и реформа ВС РФ 2021: последние новости

Массовое обсуждение новой реформы по сокращению вооруженных сил Российской Федерации на 10% (примерно 100 тысяч человек) и оптимизации расходов МВД России 2020-2021 привлекло внимание Президента РФ В.В. Путина. Никаких решений о сокращении финансирования министерства обороны и других силовых структур пока не принималось, заявил президент РФ Владимир Путин. О том, что сказал Президент РФ В.В.Путин касательно реформирования и оптимизации силовых ведомств Российской Федерации, зарплатах и поощрениях сотрудников органов правопорядка и безопасности в 2020-2021 году — читайте на портале «ДЕЖУРКА».

Напомним, что Минобороны России посчитало неприемлемым предложение Минфина России по сокращению численности Вооруженных сил страны. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на официальное заявление военного ведомства от 20 октября 2020 года. «В Минобороны России внимательно проанализировали содержание предложений, подготовленных Минфином России, по сокращению численности Вооруженных сил и изменению отдельных положений системы социальных гарантий военнослужащих. В Совет безопасности Российской Федерации направлена мотивированная позиция о неприемлемости данных предложений и отсутствии их поддержки со стороны руководства военного ведомства», — заявили «Известиям» в Минобороны.

Военные пенсии и реформа ВС РФ 2021: последние новости на декабрь 2020 года.

Отмечается, что на текущий момент численность и структура ВС страны установлены президентом и определены исходя из всего комплекса задач в области эффективного обеспечения безопасности государства. По мнению Минобороны, предложение Минфина России по сокращению должностей приведет к нулевому экономическому эффекту, так как средства на выплату денежного довольствия военнослужащим выделяются на реальную численность.

Напомним, что Минфин России в октябре 2020 года направил в Совет безопасности проект реформы по сокращению военнослужащих в 2021 году, основанный на оптимизации бюджета, сообщает газета «Известия» со ссылкой на копию документа. Как сообщили источники издания в Министерстве обороны, военное ведомство действительно получало предложения Минфина. В первую очередь, в нововведениях предлагается сократить штатную численность военнослужащих на 10 процентов. Как пишет «Лента. Ру», исходя из того, что в указе Президента РФ В.В.Путина от 2018 года численность войск установлена в размере чуть более 1 млн человек, Министерство финансов РФ подразумевает сокращение 100 тысяч должностей. О последних новостях реформы и кого коснется сокращение — читайте НИЖЕ.

Урезать штат Вооруженных сил, согласно планам Минфина, следует за счет свободных вакансий и перевода на гражданскую службу лиц, не связанных с выполнением боевых задач, то есть медиков, кадровиков, юристов, финансистов, преподавателей, служащих тыла.

Другой способ экономии, предложенный Минфином, — увеличение сроков использования вещевого имущества или его замена денежной компенсацией. Более того, как пишет издание, в случае досрочного расторжения контракта военнослужащему придется возместить стоимость военной формы «пропорционально сроку носки».

Реформирование может отразиться и на питании военнослужащих. Минфин предлагает обеспечивать им контрактников только в полевых выходах и на боевом дежурстве.

Еще один пункт реформирования — предложение исключить ежегодную индексацию военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции. Кроме того, предлагается увеличить срок выслуги, необходимой для ее получения, с 20 до 25 лет. Причем Минфин хочет убрать из этого срока учебу в военном вузе, которая сейчас входит в него. Ввиду таких изменений период, нужный офицерам для пенсии, может увеличиться в общей сложности на десять лет.

Как сказал в беседе с «Известиями» учредитель ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев, предложение не включать годы учебы в военном вузе в срок выслуги противоречит законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».

«Курсанты приступают к учебе после принятия присяги. Во время обучения их привлекают для решения задач военной службы, они заступают в караулы, патрули, охраняют гарнизонные гауптвахты. На них распространяются ограничения, как и на других военнослужащих. В отличие от студентов, у них всего один месяц отпуска летом», — обратил внимание эксперт.

Помимо этого, в Минфине России предложили увеличить срок службы, который нужен для получения военного ипотечного счета: ежемесячно на него перечисляются средства, которые служащий через несколько лет может использовать как первоначальный взнос по ипотеке.

Сейчас он открывается для офицеров сразу по окончании вуза, а для контрактников — через три года. Финансисты собираются увеличить эти сроки до пяти лет для офицеров после окончания вуза и до восьми лет для контрактников.

Накануне стало известно, что похожие предложения со стороны Минфина поступили и в Федеральную службу войск национальной гвардии. Копия документа также была в распоряжении «Известий». Эти предложения дословно повторяют текст, направленный в военное ведомство, но адресованный главе Росгвардии Виктору Золотову.

Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, Министерство финансов предложило оптимизировать расходы на правоохранительный блок. Впоследствии из Совета безопасности в несколько силовых ведомств направили запрос, в котором просили сформулировать свое видение по этому вопросу. О полученном запросе РБК сообщил источник в центральном аппарате МВД.

Отмечается, что министерство «фактически предлагает провести масштабную реформу силового блока». Оно предложило сократить на 10% и численность сотрудников органов внутренних дел. Минфин также отметил, что это должно произойти за счет перевода в разряд гражданских служащих сотрудников подразделений, которые не участвуют в правоохранительной деятельности. Кроме того, в ведомстве предложили передать часть функций полиции в Минтруд России и Минздрав России.

Речь идет о координации программы переселения россиян из-за рубежа, регулировании трудовой миграции, а также контрольно-разрешительном регулировании в области легального оборота наркотических средств.

Минфин также предложил рассмотреть возможность создания единого правоохранительного органа на основе МВД, которому могут передать функции Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), Государственной фельдъегерской службы (ГФС) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) при условии одновременного сокращения штатов. «При этом Министерство финансов считает необходимым рассмотреть возможность создания единой системы материально-технического (тылового) обеспечения силового блока», — указали в материале.

Что касается пенсионного обеспечения военнослужащих, то как сообщает «Российская газета» Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о повышениях пенсий по утере кормильца нетрудоспособным членам семей погибших военных. Согласно поправкам Правительства РФ, всем нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих будут сделаны прибавки к такой пенсии. Документ затрагивает также семьи погибших сотрудников силовых структур. Около 1,8 млрд рублей в год потребуется для реализации мер, прописанных в законопроекте о повышении пенсий, сообщила а пленарном заседании в Госдуме заместитель министра обороны РФ Татьяна Шевцова.

При отсутствии подобного закона семьи имеют право только на пенсии по потере кормильца и получают доплаты к пенсии только через суд. Документ предложено принять в целях снятия социальной напряженности среди членов семей погибших (умерших) военнослужащих исходя из судебной практики. Кроме того, Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит обеспечивать жильем нуждающихся членов семей погибших военнослужащих, не являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы. Авторами законопроекта выступили первый зампред комитета ГД по обороне Андрей Красов и зампред комитета Юрий Швыткин.

Бюджет Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 год учитывает повышение на уровень инфляции денежного довольствия военнослужащих и ряда других категорий. Это 3% с 1 октября 2020 года. Следствием будет рост пенсий военным пенсионерам на ту же величину. Данная индексация станет третьей за последние восемь лет для военных пенсионеров. А в ближайшие два года их пенсии будут индексироваться на четыре процента. В целом по плану до 2022 года военные пенсии увеличатся на 11 процентов.

Вплоть до 1 октября пенсии военным будут начисляться в прежнем объёме.

Глава комитета по обороне Владимир Шаманов выступил с предложением перенести срок индексации на более раннюю дату, чтобы инфляция не опережала рост выплат. Однако официально это предложение не было внесено в Госдуму. В 2021 году пенсии военных снова вырастут. На этот раз индексация составит 4%. Также в текущем году для них повысятся гражданские пенсии по старости. Для тех военных, которые достигли возраста завершения трудовой деятельности, страховая часть выплат вырастет на 6,6%, информирует портал live24.ru

Еще не так давно действовал закон о том, что военные пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников. Рост был запланировал в 2% — ежегодно, начиная с 1 января 2013 года. Однако в 2015 году действие этой нормы было приостановлено. Депутаты решили продлить «заморозку» до 1 января 2021 года. До этой даты сохраняется размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 73,68%.

Как работает система социальных гарантий в армии

Военнослужащие, как ещё говорят «армейские» – это категория особая, живущая по другим, нежели у других категорий граждан, правилам. Достаточно строгим и обязывающим при постоянной готовности к любым неожиданностям. В похожем режиме привыкли жить и семьи военнослужащих. Именно поэтому их социальное обеспечение, его уровень во многом определяет не только моральное и психологическое состояние каждого воина и члена его семьи, личного состава подразделений, но, в конечном итоге серьезно влияет на уровень обороноспособности страны.

Не случайно, особенно в последнее время, такое пристальное внимание государства к проблеме социальных гарантий военнослужащих. Национальные интересы заставляют постоянно совершенствовать всю систему обеспечения материальным довольствие и, конечно, жильем тех, кто стоит на страже Отечества, порой, рискуя своей жизнью и благополучием. Постоянной стала также оценка качества, эффективности принимаемых Законов и постановлений, решений и конкретных шагов, предпринимаемых по инициативе Президента России и Правительства.

Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает такие основные направления социальной защиты, как:

реализация в полной мере всех прав и существующих гарантий (в том числе и финансовых), а также компенсаций военнослужащим;

постоянное совершенствование специально созданных для этой цели государственных институтов и механизмов защиты;

охрану здоровья и самой жизни военнослужащих;

иные эффективные меры, которые учитывают специфику военной службы и конкретные ситуации во время прохождения службы.

Повышение зарплат и пенсий

Если говорить в целом, то на социальное обеспечение военнослужащих государство направит в течение 3 лет немалую сумму в размере 113 миллиардов рублей. При этом уже предусмотрена ежегодная индексация денежного довольствия, которая в текущем 2020-ом году (это произойдёт с 1 октября) будет равна трем процентам, а в последующие два года зарплаты вырастут дважды на 4%..

Благодаря этому заработная плата военных вырастет больше, чем на 10%. Вырастут и пенсии. Так с 1 октября текущего года средний размер военной пенсии увеличится и станет равен 26 968 рублям.

А что с призывниками? Их оклад повысят до 2 тысяч рублей в месяц (напомним, что они в принципе в это время находятся на полном армейском довольствии). И здесь есть свои нюансы. Если раньше оклад срочника полностью зависел от должности (к примеру, старшина батальона имел 1800 рублей, а пулемётчик чуть больше тысячи, то теперь установлен единый оклад для всех призывников вне зависимости от занимаемой должности. Такое решение стало итого семилетнего эксперимента Министерства обороны России.

Готовится и ещё одно решение, которое предусматривает определенные надбавки для военнослужащих по призыву. Так выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья (если речь идёт о мирном времени, к примеру, обезвреживание бомб, спасательные и водолазные работы), предусматривают надбавку в 50%.

Есть одно новшество и для контрактников рядового состава – им теперь будут платить «подъёмные» точно также, как офицерам и прапорщикам.

Медицинское обеспечение

С начала года Минобороны получило право самостоятельно регистрировать лекарства для Вооруженных сил России. Понятно, чем это продиктовано: военнослужащие, выполняющие определённые задания, подвергаются специфическому воздействию – на них оказывают влияние химические, радиационные, биологические и иные неблагоприятные факторы. И для лечения и профилактики здесь потребуются уже иные лекарства и средства.

Еще одна новость – Министерство обороны завершит создание до 2025 года целой системы военных госпиталей. Всего их будет 155. Это будут самые современные медицинские учреждения. Министр обороны С. Шойгу подчеркнул, что госпитали будут обслуживать кроме военнослужащих членов их семей и военных пенсионеров.

Жильё и ипотека

Сразу стоит отметить, что за последние восемь лет, в результате реализации целевых правительственных решений, создания специальной накопительно-ипотечной системы (НИС) и такой организации, как «Росвоенипотека» очередь на постоянное жилье среди военнослужащих сократилась более чем в два раза.

Новая редакция закона о военной ипотеке позволяет государству единым платежом и досрочно погасить ипотечный кредит военнослужащего, погибшего при исполнении служебного долга.

Появились и новые подходы в решении такой проблемы, как обеспечение своим жильем увольняющихся в запас, но остающихся жить в закрытых военных городках.


В 2011 году 130 военных городков в России перестали быть закрытыми. Это позволило тысячам людей, в них проживавшим, обрести, наконец, все конституционные права. А самое главное, это ускорило обеспечение постоянным жильем военнослужащих запаса и военных пенсионеров, ведь все это время они проживали в служебном жилье. Наметилась также передача многих военных городков в собственность муниципалитетов. Как отразились эти события на жизни военных пенсионеров и функционировании самих городков? У любой медали есть две стороны.

Взгляд из 2011 года

От ограничений, которые накладывает статус закрытого военного городка, больше всего страдают военные пенсионеры. Квартиры там нельзя приватизировать, продавать или обменять – они принадлежат Минобороны. По закону военные пенсионеры должны были быть отселены из закрытых военных городков по избранному месту жительства, где муниципальные власти должны предоставить им жилье. Но на практике такое редко случается, потому что у городской администрации, как правило, хватает своих очередников. Поэтому перевод военного городка в статус открытого – это хорошая новость для жителей военных городков Подмосковья и других регионов, расположенных ближе к центру. Но для военных пенсионеров из отдаленных гарнизонов Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока все обстояло несколько иначе.


Как военным пенсионерам живется в военных городках?

Там были военные городки, у которых в радиусе 500-1000 километров не было ни одного крупного населенного пункта. Это значит, во-первых, что доставка товаров, необходимых для жизнеобеспечения, туда крайне затруднена, а во-вторых, обеспечить местных жителей какой-то работой тоже практически невозможно. Такие населенные пункты заместитель начальника департамента имущественных отношений военного ведомства Борис Дучков назвал не иначе, как умирающими. «Остается вопрос, что с ними делать. Я так понимаю, что только списывать», передает его слова «Независимая Газета» . Большинство таких городков на тот момент были закрытыми. Дучков добавил, что как только они станут открытыми, вся их инфраструктура будет передана муниципалитетам.

При передаче военных городков муниципальным образованиям служебное жилье автоматически становится социальным. Таким образом военный пенсионер утрачивает статус нуждающегося в улучшении жилищных условий и теряет возможность быть отселенным из отдаленного военного гарнизона. То есть фактически продолжает жить в «умирающем» населенном пункте.

Ликвидация военного городка

Для военного городка Степь в Забайкалье исключение из списка закрытых городов значило полную ликвидацию. Тремя месяцами ранее там произошел пожар, в котельной рухнула стена, и в 50-градусный мороз 12 пятиэтажек и все соцобъекты остались без тепла. После исключения в 2010 году городка из списка закрытых там уже никто ни за что не отвечал, пишет «Российская Газета». Военнослужащих с семьями и отставных как-то хаотично переселяли, кто-то ещё оставался там и продолжал бороться за городок.

Перебираться в соседний поселок на станции Ясная люди не слишком хотели, потому что его тоже «кинули военные». В итоге жителей Степи все-таки расселили по близлежащим населенным пунктам.

В прокуратуре рассказали тогда, что проживание в гарнизоне Степь стало небезопасным: вывод воинских частей повлек за собой нарушение нормального жизнеобеспечения города – людей незаконно отключали от электричества, прерывались поставки топлива в котельные, участились случаи мародерства. Ситуация развивалась по сценарию 2001-2007 годов, рассказала «Российской Газете» начальник отдела прокуратуры Антонина Вецина.
Тогда после ухода военных из Мирной и Безречной в разбитых многоэтажках погибли семь человек. Не только взрослые, пытавшиеся разобрать брошенные объекты, но и игравшие среди развалин дети.


Сейчас аэродром Степь реконструируют, вместе с ним планируют восстановить и жилой городок.

Военные пенсионеры не смогли получить жилье

Приближенность военного городка к центру далеко не означает удачное разрешение квартирного вопроса. Очень некрасиво обошлись с военными пенсионерами из трех военных городков в Ломоносовском районе Ленинградской области. Дело было в 2012 году: сначала 50 военных в отставке незаконно вычеркнули из очереди на жилье.

Александр Фершалов, майор запаса, рассказал, что после смены паспорта в 45 лет обнаружил у себя в новом документе другую прописку, хотя фактически «сидел на той же самой табуретке», пояснил он телеканалу «НТВ» . По мнению майора, власти переводили военный городок в населенный пункт, и военные автоматически становились жителями деревни Гостилицы, а не военного городка, тем самым лишаясь статуса военных пенсионеров. Тогда областная прокуратура быстро разобралась, что это было сделано не на законных основаниях, и военных пенсионеров восстановили в правах.

Но ситуация не изменилась к лучшему. В «Российскую Газету» обратились Зоя и Виталий Гомосковы из военного городка 60311 в/ч 90450 "А", недалеко от деревни Гостилицы Ломоносовского района. От имени остальных семей городка они рассказали, что были уволены с военной службы ещё в 90-х годах и с того времени ждут жилья. «Мы живем впятером в квартире площадью 56 квадратных метров. На выселках, без внятной инфраструктуры, в старом доме, где нет и не будет горячей воды, а котельная то и дело ломается в морозы. Двадцать лет мы ждали, что нам все-таки дадут жилье. А теперь оказывается, что все так и должно быть - исходя из местных норм в 9 квадратов на человека, жильем мы очень даже обеспечены, - возмущается Зоя Гомоскова. - Кстати, в департаменте жилобеспечения отказывают в приватизации квартир, которые находятся в военном городке, и предлагают решать вопрос через суд. Но дело даже не в этом, мы продолжаем бороться за получение нового жилья - по справедливым, федеральным нормам».

С точки зрения чиновников, никакого нарушения с их стороны здесь нет. Об этом можно было бы говорить, если бы обеспеченность жилплощадью была согласно федеральным нормам – 18 квадратных метров. На местах эту норму определяют органы местного самоуправления, и в Гостилицком сельском поселении она составляет 9 квадратных метров. С этой точки зрения военные пенсионеры действительно обеспечены жильем.

Правозащитники только разводят руками: происходящее в Ломоносовском районе неправильно, но с юридической точки зрения нарушений нет.

Срыв отопительного сезона

Жители открытого военного городка Рощинский, что недалеко от Самары, сегодня озабочены другой проблемой – в поселке может не начаться вовремя отопительный сезон, так как в ремонте нуждаются трубопроводы горячего и холодного водоснабжения, крыши, воздуховоды и системы отопления ряда домов, а также водоочистные сооружения и три скважины. Кроме того, в городке нет организации, которая бы взяла на себя даже чистку дорог - нет штата дворников, зимой не вывозится снег.

И земли поселка, и его жилищный фонд находится в собственности Минобороны. По этой причине местные власти не могут разрешить эту ситуацию – потребовалось вмешательство высших чинов.

Большинство жителей Рощинского сегодня – это военнослужащие и военные пенсионеры. На территории городка дислоцируются три бригады. Многие воинские подразделения принимали участие в военных кампаниях последних лет – в Таджикистане, Чечне, Косово, Абхазии и Южной Осетии. В поселке гордятся Героями России, которые живут в Рощинском или жили раньше. И гордятся не зря. Потому что не местным властям удалось завлечь в городок командующего ВДВ РФ, а руководителю организации «Герои Отечества» Игорю Станкевичу, проживавшему когда-то в Рощинском. К нему и обратились за помощью инициативные жители поселка.


2 августа командующий ВДВ РФ генерал-полковник Владимир Шаманов прибыл в Самарскую область, где встретился с губернатором и активом поселка. Глава поселка Сергей Деникин рассказал, что котельные и коммуникации городка не будут готовы к октябрю, что может привести к срыву отопительного сезона, передает volga.news . Деникин добавил, что местные власти не могут тратить бюджетные средства на приведение в порядок имущества, принадлежащего Минобороны. Владимир Шаманов сообщил, что перед поездкой в Самару он встречался с первым заместителем министра обороны РФ Русланом Цаликовым. Было предложено направить в область комплексную комиссию Минобороны со специалистами в области ЖКХ в составе. Шаманов пообещал, что решения обязательно будут приняты.

Глава Волжского района Александр Баландин отметил, что муниципалитет давно готов взять на себя обслуживание поселка, но окончательно урегулировать имущественный вопрос с Минобороны до сих пор не удалось.

Как показывает практика, Министерство обороны – не слишком рачительный хозяин, когда дело касается военных городков. Многие населенные пункты приходят в упадок и уже ненужные отдаются региональным властям. Некоторые поселки расформировываются полностью, а теперь восстанавливаются снова – как Степь в Забайкалье. Если для одних перевод закрытого военного городка в статус открытого был чуть ли не подарком, то для других – практически бедой. А ведь там живут люди, которые значительную часть своей жизни отдали служению родине. Выходит так, что Минобороны и проблемы своих военных городков не спешит решать, и региональным властям их не передает, а люди гадают, будут ли у них батареи зимой горячими.

Но какая-то тенденция в этом все-таки наметилась: в Московской области расположено около 400 военных городков, и почти половина из них уже передана или передается в собственность области или муниципалитетов, пишет «Независимая Газета» . Власти Московской области наметили активную модернизацию военных городков как приоритетное направление. Заместитель председателя правительства Московской области Юрий Олейников отметил, что инфраструктура многих городков находится в аварийном или предаварийном состоянии. По словам Олейникова, сейчас проводится инвентаризация имущества военных городков, составляются трехлетние дорожные карты по их восстановлению. Часть городков останется в собственности Минобороны, но их социальные объекты планируют постепенно перевести в муниципальное и областное ведомство.

К счастью, не все военные городки в России имеют вид пустырей из панельных домов без окон, как будто с зияющими дырами. Тот же поселок Рощинский понемногу развивается: там построили новые кварталы, в городке есть футбольная и баскетбольная команды, танцевальный коллектив и даже рок-группа – значит, молодое поколение Рощинского живет активной жизнью. О городке хорошо рассказывают в интернете – поселок идет в ногу со временем. Осталось только к отопительному сезону успеть подготовиться.

Такие закрытые военные городки, как, например, Фокино, Знаменск, Мирный вполне нормально функционируют и не напоминают заброшенные города-призраки, хотя от фотографий и остается впечатление, будто города застыли в развитии на несколько десятков лет.

Другие публикации о военных пенсионерах читайте на нашем сайте.

Анастасия Мамонтова, "Мои года".



  • Расскажите об этом своим друзьям!

Читайте также: