Военные пенсионеры в открытых военных городках

Напомним, что повышение военных пенсий военным пенсионерам и приравненным к ним лицам может состояться уже с 1 января 2021 года на 2%.

Это примерно 250 — 600 рублей, если брать в расчет среднее значение военной пенсии.

К примеру, для военной пенсии размером 13 000 рублей повышение на 2% с 1 января 2021 года даст увеличение размера военной пенсии на 260 рублей.

Копейки, конечно, но за счет этого, все — таки, повышается общая база, да и 260 рублей всегда пригодятся.

Ведь не жируют сейчас военные пенсионеры, да и не жировали никогда, ну разве что во времена СССР!

Напомним, что речь идет о законопроекте № 1027752-7

О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…»


В результате принятия закона о заморозке понижающего коэффициента для исчисления военных пенсий военные пенсионеры не получат двухпроцентную индексацию военных пенсий в 2021 году!

Но для военных пенсионеров еще существует возможность отстоять повышение военных пенсий у же с 1 января 2021 года!

Как это сделать?
Госдума и Совет Федерации уже одобрили этот законопроект!

Если мы по максимуму не отправим наших вопросов по военным пенсиям, то надеяться больше будет не на кого!


Обратиться с вопросами к президенту России Владимиру Путину с 6 по 17 декабря можно будет через мобильное приложение «Москва — Путину», которое появиться для скачивания с 6 декабря 2020 года. Вопросы, оставленные россиянами, будут озвучены 17 декабря, на большой пресс-конференции президента.

У военных и приравненных к ним пенсионеров остался один шанс для повышения военных пенсий с 1 января 2021 года
И не надо рассказывать и говорить о том, что «Вот, нас в очередной раз не услышали!»

Говорить так мы будем иметь право, когда все, без исключения, направим наши обращения — вопросы!

И только потом, если все это пройдет бесполезно, сможем сказать, что «Нас в очередной раз не услышали!»

Если мы будем продолжать бездействовать, то наши военные пенсии окончательной превратятся в копейки, на которые — то и прожить невозможно, не говоря о том, чтобы помочь детям и внукам!

А что говорят и думают сами военные пенсионеры?
-С пенсией нас надувают два раза: 1-й раз когда не учитывают всё денежное довольствие( надбавки и премия в расчёт не входят) как у гражданских и 2-й раз с понижающим коэф-м 73.68(хотя он и так есть 50-85 % в зависимости от выслуги.Практически понижают от 36.84 до 62.63% от и так уже обрезанного расчёта(ДО+ОВЗ+ВЛ до 40%).А если учесть падение рубля в 2.5 раза и соответственно подорожание товаров,то это вообще грабёж!

-Скоро выборы в ГД, надо всем ветеранам придти и проголосовать единогласно с учётом этого решения ЕД. России. Да и семьи свои подключить, друзей.

-Уважаемые господа, ДЕПУТАТЫ! Избирателей пенсионеров МО и приравненных к ним 2,5 миллиона и действующих военных и иже с ними 1, да членов семей с правом голоса не менее 4, итого 7500000 голосов вы точно не получите на очередных выборах. А это прощай ЕР, а может и поделом…

-Ну, что опять в сентябре строем и на выборы голосовать за тех, кто так «заботится» о военных пенсионерах? Думайте…

-Продолжаем дальше слезно изливать свои комментарии, которые, как «мертвому припарки». В целом, от» антинародной» единороссовской госдумы, другого ждать не следовало. Адекватный ответ должен исходить от военных пенсионеров на избирательных площадках.

-В голове абсурд не укладывается, сами принимают законы, затем их отменяют. Сами не меняются десятки лет в Думе и Совфеде. Их работа видна всей стране. За это надо им большую зарплату платить. Принцип «яму выкопай, затем закопай».

Меньше разбазаривать надо финансов. Не буду писать где, народ все видит. Довели страну до ручки. Ни промышленности, ни сельского хозяйства, одни торгаши, да спекулянты, ни рабочих мест, низкие зарплаты, цены растут как на дрожжах, хамство работодателей, суды, чиновники, коррупция… Десятки лет топчутся на месте. Это всех достало.. Нет справедливости. Меньшинство в масле большинство в ж…

-Неужели из военных пенсионеров еще кто-то надеется на Госдуму или Совет Федерации.

Там же подавляющее большинство — «Единая Россия». А эта партия давно не с народом страны! Что ей СВЕРХУ укажут, то она и одобряет не задумываясь.

-Это будет продолжаться до тех пор пока действующая власть будет находиться у власти. Выход у нас только один — это начать процесс постепенного удаления чиновников от власти, начиная с выборов депутатов Государственной Думы в 2021 году и выборов на региональном уровне, а затем и на местном уровне власти. А завершить этот процесс на выборах президента, возможно и раньше 2024 года. Только тогда у России появится шанс жить достойно всем работающим людям и всем без исключения пенсионерам. И чем раньше люди поймут это, тем будет лучше. И все это возможно сделать мирным путем на выборах. Только нужно заранее подготовиться к ним.

-Все уже давно развалено! Соглашаться с этим неправильно! Мы терпим Это издевательство 8 лет. Мы позволили им глумиться над нами столько лет! Тут только два варианта: принять и молчать в тряпочку или начать активно действовать.

-Если государство не «кормит» свою армию, то вскоре будет кормить армию врага. Депутатов, СФ, правительство и прочих толстосумов это не волнует, они давно уже подготовили себе теплые местечки и запасные аэродромы на западе и в других теплых странах. Как всегда основное бремя падет на многострадальный народ, а с наших «эффективных» менеджеров как с гуся вода.

-Да, в связи с пенсиями для военных, ни кто нас понять не может и не сочувствует. Мы обязаны стойко переносить все тяготы и лишения! Путин — молчит, а придёт время и Бог всех этим «защитникам народа» ПОКАЖЕТ! Аукнется им на выборах. Кто же станет в последствии защищать страну, если к военным так относятся в купе с пенсионерами. Какое будет их ждать будущее на пенсии? Олигархату, засевшему и окопавшемуся в органах власти, забота только о себе и до нужд Народа и Армии нет дела. Военных считают высокооплачиваемыми и с них можно и отщипнуть себе. Ещё раз прошу всех подумать прежде чем голосовать за кого на выборах.

-Пиши, не пиши. Жалуйся, не жалуйся. Положено, не положено. Власти и их прихвостням глубоко наплевать на военпенсов. Сколько уже лет эта байда идет, а воз и поныне там. Мы каждый год надеемся, а толку-то что? Каждый год одно и тоже-заморозка. И выборы ничего не решат. Выбирай не выбирай, а во власти будут одни и те же (задолизы). Выход один-это должен поставить вопрос Шойгу перед Путиным ребром по совести и Закону. Но этого не будет. А жаль.


Порядок обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей регулируется ФЗ № 76. Однако на сегодня сложилась ситуация, когда многие офицеры, уходя в запас, не имеют собственной или ведомственной квартиры. Следует помнить, что право на получения жилья сохраняется и после увольнения военнослужащего в запас. Последние поправки в «Закон о статусе военнослужащего» были внесены 01. 07 2017. Исходя из дополнений к закону, военный пенсионер имеет право не только на получение в собственность или внаем жилплощади. В качестве компенсации ему могут быть предоставлены денежные средства на приобретение недвижимости (военная ипотека или единовременная жилищная субсидия). Право выбора формата решения жилищного вопроса остается за военнослужащим. Эти меры призваны полностью обеспечить жильем всех нуждающихся военных пенсионеров до 2023 года.

Обеспечение военных пенсионеров квартирами

В ст. 15 п. 2.1 ФЗ № 76 дается разъяснение, какие категории военнослужащих, ушедших в запас, сохраняют право на получение жилья. К ним относятся:

  • Бывшие военнослужащие, уволенные по состоянию здоровья или в связи с организационно-штабными мероприятиями и имеющие воинский стаж не менее 10 лет.
  • Бывшие военнослужащие, ушедшие в запас и имеющие обязательный стаж службы, который на сегодня составляет 20 лет.

Отдельные требования для предоставления денежных средств на покупку квартир будут разъяснены ниже.

Военная ипотека – наиболее перспективный способ быстрого получения жилья

Для приобретения жилья по военной ипотеке военнослужащий, кроме общих требований, должен выполнить дополнительные условия, а именно: являться членом накопительно-ипотечной системы не менее 3-х лет. Сумма накопительных взносов за последние 3 года составляет:

  • 2015 и 2016 г.г. – 245 880 руб.;
  • 2017 г. – 260 141 руб.

После увольнения в запас по выслуге лет, ОШМ или состоянию здоровья, участник НИС может востребовать всю сумму, накопившуюся на его счете, но использовать ее только для приобретения жилья или улучшения жилищных условий.

Преимущества решения жилищного вопроса через военную ипотеку:

  • Накопления выдаются военнослужащим вне зависимости от наличия у него жилой площади.
  • Военный пенсионер может самостоятельно выбрать регион для определения места постоянного проживания и, соответственно, приобретения недвижимости.
  • К сумме ипотечных накоплений уволенный военнослужащий может добавить собственные денежные средства, что позволит приобрести недвижимость большей, чем положено по закону, площади и/или более высокого класса (Бизнес, Премиум).
  • Ипотечные средства пенсионер может использовать также для строительства частного дома или для покупки готового частного домовладения.
  • Квартира может быть приобретена в любом городе и возможно получать с неё прибыль, вот тут описано как.

Единовременные денежные выплаты и жилищные субсидии для военных пенсионеров

С 01. 01 2017 вступила в силу новая поправка к закону, регулирующая порядок выдачи ЖС и ЕДВ перечисленным выше категориям военных пенсионеров. Денежные средства рассчитываются согласно действующим нормативам, учитывая всех членов семьи:

  • Одинокий пенсионер – 33 м 2 ;
  • Семья из 2-х человек – 42 м 2 ;
  • Семья из 3-х и более человек – 18 м 2 на каждого члена.

Кроме того, законом предусмотрено увеличение гарантированного минимума жилой площади на 15 м 2 следующему контингенту:

  • преподавательскому составу военных вузов;
  • командующему составу (от ранга полковника);
  • имеющим научную степень или звания.

Сумма ЕДВ рассчитывается из общей выслуги лет. К продолжительности срока военной службы применяется коэффициент:

  • 10-16 лет -1,85;
  • 16-20 лет – 2,25;
  • 20-21 год – 2,375;
  • от 21 года – 2,45.

За каждый дополнительный год до увольнения в запас офицерам насчитывается дополнительно коэффициент 0,075. Максимальный коэффициент, на который может рассчитывать военный пенсионер, - 2,75.

Преимущества ЕДВ и субсидий

  • ЕДВ и жилищные субсидии могут получить пенсионеры, которые в годы прохождения службы пользовались служебными квартирами и не входили в НИС.
  • В отличие от военной ипотеки, при которой покупатель становится полноправным хозяином только после полного погашения банком кредита, квартира (дом) переходит в собственность покупателя сразу же после заключения договора. Собственник имеет право ее обменять, продать, подарить, заложить или выполнить другие операции, не противоречащие закону.

Жилье по договору соцнайма

Все военнослужащие, заключившие контракт до 01. 01 1998 г и уволенные в запас, имеют право на получение жилой площади на основе договора социального найма. Регион постоянного проживания (выделения квартиры) выбирается военным пенсионером. Уволенным в запас после 01. 01 1998 г. жилье выдается в тех регионах, где оно имеется в наличии.

Квадратура жилой площади исчисляется из расчета 18 м 2 на каждого члена семьи. Одиноким могут (но не обязаны) быть предоставлены льготные 10 м 2 . На дополнительные 15 м 2 могут претендовать также офицеры, которые ушли на пенсию по достижению предельного срока службы.

Квартиры, полученные по договору соцнайма, в дальнейшем могут быть приватизированы и перейти в частную собственность.

Важно! Военнослужащего, имеющего не менее 20 лет стажа (10 лет для лиц, прекративших службу по состоянию здоровья или ОШМ), не могут быть уволены без предоставления жилья или денежных средств на его приобретение. Для того чтобы воспользоваться гарантированным государством правом, необходимо иметь статус нуждающегося в жилой площади, иными словами, стоять на квартирном учете.

Важно! В закон постоянно вносятся изменения и дополноения, для того что бы мы вовремя Вас информировали- подпишитесь на наши новости ниже и добавьте эту страничку в социальную сеть как показанно на картинке ниже. Помогите сделать статью лучше и понятнее в форме комментариев задавайте вопросы и вносите свои поправки - мы обязательно их опубликуем. Или пишите нам info@mil-ru.ru


Краткое содержание:


Повышение военных пенсий в 2021 году (последние новости)

В 2021 году военных пенсионеров и бывших работников МВД, Росгвардии, ФСИН, МЧС и прочих «силовых» ведомств ждет увеличение пенсий. Требуемые для поднятия военных пенсий деньги заложены в проект федерального бюджета, разработанный и внесенный на рассмотрение в Государственную Думу 30 сентября 2020 г. В соответствии с текстом проекта закона, прибавление пенсионеры получат после индексации с 1 октября 2021 г. суммы денежного довольствия военнослужащих.

Кроме того, в январе 2021 г. запланирована индексация второй пенсии для военных пенсионеров (страховой по старости) и увеличение социальных доплат с 1 апреля.

Причем в федеральный бюджет не закладываются деньги, требуемые для дополнительного увеличения военных пенсий на 2%, как это определено Указом Президента № 604 от 7 мая 2012 г. Еще не станут пересматривать размер понижающего коэффициента. Он все еще равняется 0,7368, а в данном значении он был определен с 1 октября 2019.

Индексация пенсий военным пенсионерам с 1 октября 2021 года

В 2021 году планируется увеличение пенсий для военнослужащих и пенсионеров, служивших в Росгвардии, МВД, ФСИН и прочих «силовых» ведомствах. Из текста проекта закона о федеральном бюджете (№ 1027743-7) следует, что увеличение выплат проведут посредством индексации денежного довольствия военнослужащих, учитывая которое и рассчитывают военную пенсию.

Довольствие будет увеличено на прогнозируемый показатель инфляции, который по расчетам Правительства будет равняться 3,7% в 2021 году. На поднятие размеров пенсионного обеспечения в федеральный бюджет закладывается дополнительно 9,3 млрд рублей.

Причем по существующему законодательству каждый год должны производиться также следующие виды увеличения:

посредством дополнительной индексации на 2% сверх уровня роста цен;

и после корректировки размера понижающего коэффициента, используемого при начислении пенсии, не менее чем на 2%.

Но ни одна из данных прибавок на 2021 год не запланирована, и деньги на данные цели в федеральный бюджет не заложены.

Следует заметить, что проект закона о федеральном бюджете пока что не одобрен. Очень может быть, что его содержание будет изменено в процессе рассмотрения в Государственной Думе.

Индексация на 2% сверх уровня инфляции

Указ Президента РФ № 604 от 7 мая 2012 года установил, что пенсии граждан, уволенных с военной службы, должны каждый год индексироваться на 2% сверх уровня инфляции. Но данная норма отнюдь не всегда исполняется.

К примеру, в 2021 году увеличение военных пенсий проведут исключительно по инфляции — на 3,7% с 1 октября. Причем дополнительного поднятия на 2% не планируется.

Точно такая же ситуация имела место и в 2020 году, когда пенсионное обеспечение было поднято лишь в соответствии с уровнем инфляции — на 3%, а индексация на 2% произведена не была.

Увеличение военных пенсий на 2% сверх инфляции было сделано в 2019 году. Однако тогда подобная прибавка была обеспечена посредством корректировки размера понижающего коэффициента — с 0.7223 до 0.7368, хотя оба данных увеличения должны происходить вне зависимости друг от друга. Так или иначе, даже в данном виде дополнительное увеличение выплат в 2021 году производить не планируется. В проекте федерального бюджета предусмотрены деньги только для одного вида увеличения — посредством увеличения окладов по военным должностям и званиям.

Понижающий коэффициент военным пенсионерам в 2021 году

По нормам существующего законодательства военным пенсионерам платится не полная пенсия, а лишь ее часть. Это случается по причине использования при начислении выплат понижающего коэффициента к размеру денежного довольствия. В первый раз он был введен в 2012 году и составлял 0.54 с условием обязательного ежегодного роста не менее чем на 2%. Но в последний раз его размер пересматривался 1 октября 2019 г. — с 0.7223 до 0.7368.

Далее законом № 381-ФЗ от 02.12.2019 г. использование понижающего коэффициента 0.7368 было распространено на весь 2020 год.

А сейчас планируется использовать его при расчете военной пенсии и в 2021 году. Законопроект о понижающем коэффициенте в 2021 году уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу и планируется одобрить его во время осенней сессии.

Для военных пенсионеров это значит, что прибавки посредством изменения размера понижающего коэффициента на 2% в 2021 году не случится. Им все так же продолжат выплачивать лишь 73,68% от полного размера военной пенсии.

Следующее изменение коэффициента случится не раньше 1 января 2022 г., если вновь не будет введен мораторий на его корректировку.

Надбавки к военной пенсии

Военным пенсионерам назначаются всевозможные социальные надбавки к пенсии — за назначенную группу инвалидности, участие в боевых действиях, наличие иждивенцев и прочее. Их величина назначается в процентах от расчетного размера пенсии (РРП). По законодательству, РРП — это сумма социальной пенсии по старости, величина которой определяется Правительством. А из-за пересмотра данной суммы пересчитываются также надбавки военным. Это случается каждый год 1 апреля.

К примеру, с 1 апреля 2021 года величина социальной пенсии по старости должна увеличиться на 2,6% — с 5606,17 до 5751,93 руб. Таким образом, доплаты для военных тоже будут рассчитываться с учетом размера РРП — 5751,93 руб.

За нетрудоспособного члена семьи военному пенсионеру доплачивается 32% РРП. То есть с 1 апреля 2021 г. данная доплата составит 1840,62 руб.

При достижении возраста 80 лет доплата должна составлять 100% РРП. Значит, с 1 апреля 2021 г. прибавка должна составлять 5751,93 руб.

Пересмотр величин доплат происходит автоматически. Обращаться лично за перерасчетом нет необходимости.

Вторая пенсия для военных пенсионеров в 2021 году

Граждане, уволенные с военной либо приравненной к ней службы, вправе получать выплаты второй пенсии, оформленной по линии Пенсионного фонда России. Это страховая пенсия по старости, назначаемая гражданам, имеющим стаж работы по гражданской профессии и достигшим «обычного» пенсионного возраста.

В соответствии с таблицей пенсионного возраста, в 2021 году начать получать вторую выплату смогут женщины, рожденные в первом полугодии 1965 года, и мужчины, рожденные в первом полугодии 1960 года Для чего им понадобится иметь не менее 12 лет трудового стажа «на гражданке».

Величину второй пенсии для военного пенсионера рассчитывают, исходя из числа пенсионных баллов, сформированных на его лицевом счете в Пенсионном фонде. А формируются они посредством уплаты работодателем страховых взносов за своего сотрудника.

Таким образом, чем больше перечислено страховых взносов в Пенсионный фонд, тем большее накоплено количество пенсионных баллов и больше страховая пенсия по старости.

Причем величина страхового пенсионного обеспечения каждый год индексируется. Например, с 1 января 2021 года данные выплаты должны подняться на 6,3%, однако исключительно для неработающих пенсионеров. Если гражданин трудоустроен, его вторая пенсия в январе 2021 года поднята не будет.

Мой отец - военный пенсионер с продолжительностью военной службы 25 лет. Мой отец и я (его дочь) прописаны в однокомнатной неприватизированной квартире. Городок открыли в 2016 году. Имеем ли мы право на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной программы "Жилище" или на отселение от Минобороны РФ?


Согласно абз. 4 п. 1 ст. 23 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим – гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего – гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством РФ.

Такой порядок определен в Правилах выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (внимание! Прежнее название – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015–2020 годы).

Далее обеспечение военнослужащих жильем называется «основное мероприятие», а сами военнослужащие – «участники основного мероприятия».

Согласно п. 2 Правил государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее – социальная выплата).

Согласно абз. 1, 2 пп. «а» п. 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках основного мероприятия имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица: военнослужащие, имеющие право на получение сертификатов в соответствии с абз. 1 п. 14 ст. 15 и абз. 4 п. 1 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Согласно п. 11 Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, предоставляется только один раз.

Согласно п. 13 Правил социальная выплата (за исключением граждан, указанных в пп. «к» п. 5 Правил) предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения, определяемом исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности и определяемого в соответствии с п. 16–16(2) Правил, и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого один раз в полугодие уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 7(1) Правил к действиям, повлекшим намеренное ухудшение своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством РФ перечня закрытых военных городков, поселка) гражданами, указанными в пп. «б» п. 5 Правил, в целях Правил относятся следующие действия и гражданско-правовые сделки, совершенные указанными гражданами и (или) членами их семей:

а) обмен жилыми помещениями на жилое помещение меньшей общей площади;

б) невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;

в) вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги) гражданина – участника основного мероприятия, несовершеннолетних детей и временных жильцов);

г) отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.

Таким образом, военный пенсионер и члены его семьи имеют право приобрести жилье с помощью социальной выплаты. Для этого необходимо состоять на учете по улучшению жилищных условий. В любом случае необходимо обратиться в жилищный отдел Министерства обороны РФ с письменным заявлением и выяснить все возможные варианты улучшения жилищных условий военного пенсионера.


В 2011 году 130 военных городков в России перестали быть закрытыми. Это позволило тысячам людей, в них проживавшим, обрести, наконец, все конституционные права. А самое главное, это ускорило обеспечение постоянным жильем военнослужащих запаса и военных пенсионеров, ведь все это время они проживали в служебном жилье. Наметилась также передача многих военных городков в собственность муниципалитетов. Как отразились эти события на жизни военных пенсионеров и функционировании самих городков? У любой медали есть две стороны.

Взгляд из 2011 года

От ограничений, которые накладывает статус закрытого военного городка, больше всего страдают военные пенсионеры. Квартиры там нельзя приватизировать, продавать или обменять – они принадлежат Минобороны. По закону военные пенсионеры должны были быть отселены из закрытых военных городков по избранному месту жительства, где муниципальные власти должны предоставить им жилье. Но на практике такое редко случается, потому что у городской администрации, как правило, хватает своих очередников. Поэтому перевод военного городка в статус открытого – это хорошая новость для жителей военных городков Подмосковья и других регионов, расположенных ближе к центру. Но для военных пенсионеров из отдаленных гарнизонов Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока все обстояло несколько иначе.


Как военным пенсионерам живется в военных городках?

Там были военные городки, у которых в радиусе 500-1000 километров не было ни одного крупного населенного пункта. Это значит, во-первых, что доставка товаров, необходимых для жизнеобеспечения, туда крайне затруднена, а во-вторых, обеспечить местных жителей какой-то работой тоже практически невозможно. Такие населенные пункты заместитель начальника департамента имущественных отношений военного ведомства Борис Дучков назвал не иначе, как умирающими. «Остается вопрос, что с ними делать. Я так понимаю, что только списывать», передает его слова «Независимая Газета» . Большинство таких городков на тот момент были закрытыми. Дучков добавил, что как только они станут открытыми, вся их инфраструктура будет передана муниципалитетам.

При передаче военных городков муниципальным образованиям служебное жилье автоматически становится социальным. Таким образом военный пенсионер утрачивает статус нуждающегося в улучшении жилищных условий и теряет возможность быть отселенным из отдаленного военного гарнизона. То есть фактически продолжает жить в «умирающем» населенном пункте.

Ликвидация военного городка

Для военного городка Степь в Забайкалье исключение из списка закрытых городов значило полную ликвидацию. Тремя месяцами ранее там произошел пожар, в котельной рухнула стена, и в 50-градусный мороз 12 пятиэтажек и все соцобъекты остались без тепла. После исключения в 2010 году городка из списка закрытых там уже никто ни за что не отвечал, пишет «Российская Газета». Военнослужащих с семьями и отставных как-то хаотично переселяли, кто-то ещё оставался там и продолжал бороться за городок.

Перебираться в соседний поселок на станции Ясная люди не слишком хотели, потому что его тоже «кинули военные». В итоге жителей Степи все-таки расселили по близлежащим населенным пунктам.

В прокуратуре рассказали тогда, что проживание в гарнизоне Степь стало небезопасным: вывод воинских частей повлек за собой нарушение нормального жизнеобеспечения города – людей незаконно отключали от электричества, прерывались поставки топлива в котельные, участились случаи мародерства. Ситуация развивалась по сценарию 2001-2007 годов, рассказала «Российской Газете» начальник отдела прокуратуры Антонина Вецина.
Тогда после ухода военных из Мирной и Безречной в разбитых многоэтажках погибли семь человек. Не только взрослые, пытавшиеся разобрать брошенные объекты, но и игравшие среди развалин дети.


Сейчас аэродром Степь реконструируют, вместе с ним планируют восстановить и жилой городок.

Военные пенсионеры не смогли получить жилье

Приближенность военного городка к центру далеко не означает удачное разрешение квартирного вопроса. Очень некрасиво обошлись с военными пенсионерами из трех военных городков в Ломоносовском районе Ленинградской области. Дело было в 2012 году: сначала 50 военных в отставке незаконно вычеркнули из очереди на жилье.

Александр Фершалов, майор запаса, рассказал, что после смены паспорта в 45 лет обнаружил у себя в новом документе другую прописку, хотя фактически «сидел на той же самой табуретке», пояснил он телеканалу «НТВ» . По мнению майора, власти переводили военный городок в населенный пункт, и военные автоматически становились жителями деревни Гостилицы, а не военного городка, тем самым лишаясь статуса военных пенсионеров. Тогда областная прокуратура быстро разобралась, что это было сделано не на законных основаниях, и военных пенсионеров восстановили в правах.

Но ситуация не изменилась к лучшему. В «Российскую Газету» обратились Зоя и Виталий Гомосковы из военного городка 60311 в/ч 90450 "А", недалеко от деревни Гостилицы Ломоносовского района. От имени остальных семей городка они рассказали, что были уволены с военной службы ещё в 90-х годах и с того времени ждут жилья. «Мы живем впятером в квартире площадью 56 квадратных метров. На выселках, без внятной инфраструктуры, в старом доме, где нет и не будет горячей воды, а котельная то и дело ломается в морозы. Двадцать лет мы ждали, что нам все-таки дадут жилье. А теперь оказывается, что все так и должно быть - исходя из местных норм в 9 квадратов на человека, жильем мы очень даже обеспечены, - возмущается Зоя Гомоскова. - Кстати, в департаменте жилобеспечения отказывают в приватизации квартир, которые находятся в военном городке, и предлагают решать вопрос через суд. Но дело даже не в этом, мы продолжаем бороться за получение нового жилья - по справедливым, федеральным нормам».

С точки зрения чиновников, никакого нарушения с их стороны здесь нет. Об этом можно было бы говорить, если бы обеспеченность жилплощадью была согласно федеральным нормам – 18 квадратных метров. На местах эту норму определяют органы местного самоуправления, и в Гостилицком сельском поселении она составляет 9 квадратных метров. С этой точки зрения военные пенсионеры действительно обеспечены жильем.

Правозащитники только разводят руками: происходящее в Ломоносовском районе неправильно, но с юридической точки зрения нарушений нет.

Срыв отопительного сезона

Жители открытого военного городка Рощинский, что недалеко от Самары, сегодня озабочены другой проблемой – в поселке может не начаться вовремя отопительный сезон, так как в ремонте нуждаются трубопроводы горячего и холодного водоснабжения, крыши, воздуховоды и системы отопления ряда домов, а также водоочистные сооружения и три скважины. Кроме того, в городке нет организации, которая бы взяла на себя даже чистку дорог - нет штата дворников, зимой не вывозится снег.

И земли поселка, и его жилищный фонд находится в собственности Минобороны. По этой причине местные власти не могут разрешить эту ситуацию – потребовалось вмешательство высших чинов.

Большинство жителей Рощинского сегодня – это военнослужащие и военные пенсионеры. На территории городка дислоцируются три бригады. Многие воинские подразделения принимали участие в военных кампаниях последних лет – в Таджикистане, Чечне, Косово, Абхазии и Южной Осетии. В поселке гордятся Героями России, которые живут в Рощинском или жили раньше. И гордятся не зря. Потому что не местным властям удалось завлечь в городок командующего ВДВ РФ, а руководителю организации «Герои Отечества» Игорю Станкевичу, проживавшему когда-то в Рощинском. К нему и обратились за помощью инициативные жители поселка.


2 августа командующий ВДВ РФ генерал-полковник Владимир Шаманов прибыл в Самарскую область, где встретился с губернатором и активом поселка. Глава поселка Сергей Деникин рассказал, что котельные и коммуникации городка не будут готовы к октябрю, что может привести к срыву отопительного сезона, передает volga.news . Деникин добавил, что местные власти не могут тратить бюджетные средства на приведение в порядок имущества, принадлежащего Минобороны. Владимир Шаманов сообщил, что перед поездкой в Самару он встречался с первым заместителем министра обороны РФ Русланом Цаликовым. Было предложено направить в область комплексную комиссию Минобороны со специалистами в области ЖКХ в составе. Шаманов пообещал, что решения обязательно будут приняты.

Глава Волжского района Александр Баландин отметил, что муниципалитет давно готов взять на себя обслуживание поселка, но окончательно урегулировать имущественный вопрос с Минобороны до сих пор не удалось.

Как показывает практика, Министерство обороны – не слишком рачительный хозяин, когда дело касается военных городков. Многие населенные пункты приходят в упадок и уже ненужные отдаются региональным властям. Некоторые поселки расформировываются полностью, а теперь восстанавливаются снова – как Степь в Забайкалье. Если для одних перевод закрытого военного городка в статус открытого был чуть ли не подарком, то для других – практически бедой. А ведь там живут люди, которые значительную часть своей жизни отдали служению родине. Выходит так, что Минобороны и проблемы своих военных городков не спешит решать, и региональным властям их не передает, а люди гадают, будут ли у них батареи зимой горячими.

Но какая-то тенденция в этом все-таки наметилась: в Московской области расположено около 400 военных городков, и почти половина из них уже передана или передается в собственность области или муниципалитетов, пишет «Независимая Газета» . Власти Московской области наметили активную модернизацию военных городков как приоритетное направление. Заместитель председателя правительства Московской области Юрий Олейников отметил, что инфраструктура многих городков находится в аварийном или предаварийном состоянии. По словам Олейникова, сейчас проводится инвентаризация имущества военных городков, составляются трехлетние дорожные карты по их восстановлению. Часть городков останется в собственности Минобороны, но их социальные объекты планируют постепенно перевести в муниципальное и областное ведомство.

К счастью, не все военные городки в России имеют вид пустырей из панельных домов без окон, как будто с зияющими дырами. Тот же поселок Рощинский понемногу развивается: там построили новые кварталы, в городке есть футбольная и баскетбольная команды, танцевальный коллектив и даже рок-группа – значит, молодое поколение Рощинского живет активной жизнью. О городке хорошо рассказывают в интернете – поселок идет в ногу со временем. Осталось только к отопительному сезону успеть подготовиться.

Такие закрытые военные городки, как, например, Фокино, Знаменск, Мирный вполне нормально функционируют и не напоминают заброшенные города-призраки, хотя от фотографий и остается впечатление, будто города застыли в развитии на несколько десятков лет.

Другие публикации о военных пенсионерах читайте на нашем сайте.

Анастасия Мамонтова, "Мои года".



  • Расскажите об этом своим друзьям!

Военное ведомство начинает сомнительную программу по отселению из военных городков гражданского населения

Об авторе: Юрий Алексеевич Тарлавин – координатор Приморской краевой ассоциации общественных объединений военнослужащих, ветеранов Вооруженных сил РФ и правоохранительных органов.


Акция нуждающихся в жилье военных ветеранов. Фото Александра Шарковского

Проживает в поселке Черниговка Приморского края вдова кадрового военнослужащего Галина Александровна Степина. Ее покойный муж старший прапорщик Николай Георгиевич Степин 34 календарных года (льготная выслуга 53 года) прослужил борттехником в дислоцированном в поселке, когда‑то знаменитом 319‑м вертолетном полку им. В.И. Ленина.

В 1989 году Степин по состоянию здоровья был уволен с действительной военной службы со всеми полагающимися почестями. В соответствии с действующим на то время законодательством встал в жилищную очередь в Черниговском райисполкоме. После известных событий 1991 года местные органы власти предоставлять положенное жилье оказались не в состоянии.

С началом действия президентской программы «Жилищные сертификаты» военный пенсионер Степин написал рапорт по линии КЭУ. В 2004 году тогдашний командующий 11‑й отдельной армией ВВС и ПВО Дальневосточного военного округа генерал‑лейтенант И. Садофьев известил ветерана, что его включили в число кандидатов на получение ГЖС и данные направлены в Москву.

В соответствии с тем, что распоряжением правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 года № 1330‑р военный городок № 41 (с. Черниговка Приморского края) был исключен из перечня закрытых военных городков, граждане, проживающие в военном городке и зафиксированные в качестве кандидатов ГЖС, в том числе и Н.Г. Степин, получили извещение из ФГУ «Востокрегионжилье» о том, что более прав на получение ГЖС у них не имеется.

Если городок открыли, посчитали наивные граждане, то у них появилось право на приватизацию своих квартир в установленном ст. 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541‑1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» порядке. К тому же о такой возможности говорилось в извещениях ФГУ «Востокрегионжилье».

На первый взгляд все ясно: городок открыли, квартиру можешь приватизировать, продать и купить себе жилье в избранном месте жительства.

А вот и нет! Открыть‑то городок открыли, а вот жилищный фонд местным органам власти не передали. И все запреты продолжали действовать!

Возмущенные жители стали писать жалобы во все органы власти. Из нескольких высоких инстанций поступили идентичные ответы: «Согласно Плану‑графику передачи объектов недвижимого имущества, подлежащих передаче в собственность муниципальных образований Приморского края, представленному Министерством обороны РФ, жилые дома, расположенные в с. Черниговка, подлежат передаче в собственность Черниговского сельского поселения Приморского края в 2012 году». Вот тогда и приватизируете!

А пока высокопоставленные лица, подписавшие ответы, рекомендовали обратиться в ФГУ «Востокрегионжилье» для заключения договоров социального найма. А «Востокрегионжилье» извещает заявителей, что передачи нет и не будет, они, оказывается, проживают в служебных жилых помещениях. Когда и на каком основании квартиры получили статус служебных, не указывается. И никаких приватизаций, договоров социального найма не предвидится!

По прошествии еще пяти лет вышеуказанные граждане стали получать письма счастья: «К вооруженным силам отношения не имеете, квартиры освободите, переезжайте куда хотите».

Старший прапорщик Степин скончался несколько лет назад, его вдова по возрасту и состоянию здоровья уже не в состоянии лично принимать участие в борьбе за получение нормальной, как у всех российских граждан, квартиры, которой она смогла бы распоряжаться по своему усмотрению. Обслуживающие ее родственники даже не говорят ей, что она подлежит выселению из квартиры, в которой прожила 60 лет с Николаем Георгиевичем, как «потерявшая связь с вооруженными силами».

И таких, как Степина, только в Черниговке около полутора сотен семей. По имеющимся у нас сведениям, «осчастливлены» также бывшие военнослужащие, проживающие и военных городках, расположенных в Уссурийске, а также в поселках Реттиховка и Поспелово на острове Русский и многих других военных городках Приморского края.

Интернет пестрит информацией о выселении военных ветеранов в Новосибирске, Рязанской области, Мурманской области и других регионах.

В советское время понятие «служебное жилье» практически отсутствовало. Уволенные в запас кадровые военные при наличии оговоренных законодательством необходимых минимальных сроков военной службы и соответствующих оснований для увольнения в запас или отставку должны были обеспечиваться в трехмесячный срок жильем по избранному месту жительства уже местными органами власти.

Но если уволенный с военной службы не желал куда‑то уезжать или ему уже и ехать было некуда, никто его с занимаемой квартиры не гнал. Очень многие оставались на постоянное проживание в квартирах, полученных по последнему месту военной службы, особенно если их жилье располагалось в военных городках, дислоцированных в черте (или вблизи) больших городов, в удобных для проживания природно‑климатических зонах.

Потеряв в начале 1990‑х годов несколько сотен тысяч квартир (приватизированных и впоследствии проданных уволенными с военной службы кадровыми военнослужащими, в первую очередь желающими переехать на ПМЖ на родину в бывшие союзные республики), Минобороны спохватилось и, срочно установив статус закрытых военных городков, запретило продажу, обмен и другие возможные сделки с жильем. Но статус самих жильцов не менялся. Они по‑прежнему проживали в ведомственных (но не служебных! ) квартирах на основании выданных ордеров.

В подобных городках действительно должны проживать граждане, непосредственно имеющие отношение или к самой военной службе, или к обеспечению жизнедеятельности воинских частей и учреждений, дислоцированных в данном ЗВГ.

Именно поэтому после распада СССР и фактической отмены всех предусмотренных советским законодательством жилищных обязательств государства правительство РФ в своем постановлении от 20 января 1999 года № 71, утвердившем федеральную целевую программу «Государственное жилищные сертификаты», подчеркнуло, что право на получение ГЖС по линии Минобороны в том числе имеют граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков. Данное положение было конкретизировано в постановлении правительства РФ от 21 марта 1998 года № 320.

12 ноября 1999 года министр обороны РФ издал приказ № 534, определивший меры по обеспечению реализации в войсках президентской программы «Государственные жилищные сертификаты». Данный приказ определил три категории граждан – кандидатов на получение ГЖС:

1) военнослужащие, нуждающиеся в жилой площади;

2) военнослужащие, проживающие в закрытых военных городках;

3) граждане, проживающие в ЗВГ и подлежащие отселению. (Обратите внимание, именно отселению, а не выселению.)

Однако буквально следом за изданием приказа № 534 была издана директива начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии А.В. Квашнина, в которой нижестоящим органам военного управления было четко предписано – выдавать сертификаты представителям второй и третьей групп, указанных в приказе № 534, только когда будут обеспечены сертификатами кандидаты, указанные в первой группе, то есть военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы и которых нельзя было уволить без квартиры.

В условиях, когда сертификатов катастрофически не хватало, рассчитывать на их получение гражданам, подлежащим отселению из ЗВГ, уже не приходилось.

Худо‑бедно ГЖС получали по линии администраций краев (областей), но только бывшие военнослужащие, вставшие своевременно на очередь в местных органах власти, а право на это имели далеко не все запасники, проживающие в ведомственном жилье.

В результате Минобороны поставленную правительством РФ задачу обеспечить отселение проживающих в военном жилом фонде граждан, потерявших связь с вооруженными силами, не выполнило!

Более того, к концу нулевых годов военное ведомство приняло кардинальное решение: все имеющееся у него ведомственное жилье «заслужебить». Несмотря на то, что во многих ведомственных квартирах проживали военные пенсионеры и другие граждане, уже потерявшие связь с вооруженными силами!

Повсеместно у граждан, проживающих в ведомственном жилом фонде, стали изымать жилищные ордера и фактически насильно обязывать заключать договоры служебного найма жилья! И в этом первопричина сегодняшнего конфликта – ведомственные квартиры стали в одночасье служебными для граждан, юридически не имеющих право в них проживать!

То, что «отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма», а проживание на основании жилищных ордеров фактически и являлось социальным наймом, что оговорено постановлением правительства РФ от 26 января 2006 года № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения и специализированному жилищному фонду… », Минобороны, по всей видимости, не посчитало обязательным для исполнения.

И вот по прошествии еще 10 лет на основании созданной ранее «правовой» базы чиновники Минобороны повсеместно инициировали массовую кампанию по выселению бывших сослуживцев, членов их семей из так называемого служебного жилого фонда как потерявших связь с вооруженными силами! Некоторые из них по 20‑30 лет прожили в своих квартирах. В Черниговке пытаются выселить военного ветерана, дважды (! ) исполнявшего интернациональный долг в Афганистане!

23 мая президент Российской Федерации подписал указ № 239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан РФ, подлежащих переселению из закрытых военных городков». Суть указа – граждане, подлежащие переселению, могут обеспечиваться не только жилищными сертификатами, но и реальными квартирами, возможно и получение целевой жилищной субсидии для их покупки.

1 сентября указ вступил в силу. Кстати, об издании соответствующего ведомственного нормативного акта ничего не известно. А свободных квартир нет, денег на субсидии, по всей видимости, тоже. А выполнять указ президента надо! Вот, видимо, и решили жилищные чиновники решать проблему с другой стороны – уменьшать количество граждан, подпадающих под указ.

Судебные органы по‑разному принимают решения по искам органов жилищного обеспечения Минобороны на выселение. Где отказывают, где поддерживают. Но разве такое выселение справедливо? Куда эти тысячи бывших кадровых военных пойдут жить, где найдут свой уголок после десятилетий военной службы?

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Читайте также: