Военным он срезал пенсии а также слишком часто проводил сокращения армии

И во время освобождения Хрущева, и после давалось немало заверений в необходимости улучшения руководства делами страны, восстановления коллегиальности. Эти заверения были восприняты с надеждой. Однако становилось все яснее, насколько расходятся слова и дела. По сути, взяли реванш те силы, которые хотели спокойствия, благополучия, "надежного" вождя - защитника интересов бюрократической группы лиц, все больше удалявшейся от народа. Смещение Хрущева с высоких партийных и государственных постов хоть и было для многих громом среди ясного неба, однако большого сожаления не вызвало. Это событие нашло необычайно бурный отклик за границей. В стране почти во всех социальных группах общества обозначились те или иные претензии к Хрущеву. Военным он срезал пенсии, а также слишком часто проводил сокращения армии. Держатели займов ставили ему в вину прекращение тиражей, забыв о том, что и подписка на займы с 1957 года не проводилась. Вспомнили денежную реформу , вернее, изменение курса рубля, кукурузу, разъединение обкомов партии, ликвидацию министерств, совнархозы. О недовольстве части творческой интеллигенции я уже говорил. Хотя и признавалась всеми заслуга в освобождении миллионов невинных от гнета, репрессий, клеветы, от страха. Для политического деятеля одного этого достаточно, чтобы оставить по себе добрую память. Однако она может быть устойчивой и глубокой только при объективной оценке роли и места личности в историческом процессе. Прошло почти четверть века, а меня все занимает даже не сам факт происшедших тогда перемен, а до удивления простая "технология" их претворения в жизнь. Фактически ни партия, ни страна не услышали никаких аргументов, никаких серьезных обоснований - ни "про", ни "контра". Никаких дискуссий, горячих речей, никакой информации: в апреле кричали "ура", в октябре "долой". Мы так и не узнали, что хотел сказать Никита Сергеевич в час, когда решалась не только его личная судьба. Как же все-таки случилось, что люди, поддержавшие Хрущева в 1957-м, организовавшись вновь в 1964 году, свергли его? Поначалу в Хрущеве видели "своего": партийного работника, прошедшего все ступени партийной лестницы, человека, избавлявшего от страха перед волнами сталинских репрессий, косивших аппарат с непредсказуемой жестокостью.

Находила поддержку открытость Хрущева, резкая критика им недостатков, стремление опереться на новые силы. Однако новаторский стиль принимался и понимался лишь до той поры, пока он шел пусть в обновленных, но сложившихся стереотипах. Чем сложнее становились задачи, чаще срывы, тяжелее ноша, тем активнее в душе бывших приверженцев Никиты Сергеевича накапливалось раздражение. Иным, не таким, как в начале 50-х, становился и сам Хрущев, и его окружение. С годами верхний аппарат партийного управления разбился на группы и группки. Амбиции и психологическая несовместимость рождали неприязнь друг к другу. Выйти на открытый спор с Хрущевым, провести демократичный Пленум ЦК, высказать критические замечания, потребовать смещения "Первого" перед лицом партии и народа заварившие кашу не посмели, испугались. И тогда самым надежным вариантом оказался тот знакомый уже сценарий, по которому действовали в 1957 году. С той разницей, что тогда в партии хорошо знали, как и что происходило наверху, за что идет сражение. Пленум, освобождавший Хрущева , обошелся без единого выступающего. Подал реплику член ЦК Лесечко, в чем-то обвинял Хрущева. Его, по сути, не слушали. Все решилось за день до Пленума. А Пленум молча выслушал короткое выступление Суслова , отметившего, что в последние годы с Хрущевым стало трудно работать, что "культ Хрущева" мешает коллегиальному руководству, и, не вдаваясь в подробности, лишил Хрущева всех его постов. В ту пору мне часто говорили, что о готовившемся смещении Хрущева было известно "всей Москве" летом, и странно, что я не слышал об этом. Наверное, все-таки не знали и не слышали многие.

Хрущев верил в незыблемость своего авторитета, а скорее всего, в неспособность тех, кто был возле него, "поднять руку" на первую персону в партии. Расчет Игнатова получить за "услугу" повышение и вновь войти в верхнее руководящее ядро оказался неверным. На Пленуме ЦК его положение не изменилось к лучшему - он оставался на посту Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР. Спустя некоторое время Игнатов возглавил делегацию депутатов Верховного Совета в Бразилию. Там он тяжко заболел. Говорили, что в его организм попал какой-то странный микроб или вирус; спасти Игнатова не удалось. Я уже писал о том, что на Пленуме Суслов бросил в мой адрес несколько уничижительных реплик, в том числе и о том, что я чуть ли не исполнял при Хрущеве обязанности министра иностранных дел на общественных началах. Когда сегодня мне приходится отвечать на этот вопрос, я не оправдываюсь, не произношу заклинаний: "Что вы, что вы, это неправда". Отвечаю так: всякий журналист, встречающийся с видными зарубежными политическими и государственными деятелями, задающий им вопросы, невольно становится и дипломатом тоже. Президент Кеннеди, когда я брал у него интервью, сказал, что наша встреча носит скорее политический характер и не совсем отвечает традиционным представлениям о подобных беседах. Это не смущало президента, да и меня тоже. Я не видел и не вижу тут ничего дурного, тем более что не собирался прощаться со своей профессией журналиста. Во всяком случае, в то время она была куда интересней нашей малоподвижной, угрюмой дипломатии. Что касается запущенной в оборот версии, то нетрудно было догадаться о ее происхождении. У меня на этот счет есть совершенно точное свидетельство, и, пожалуй, наступило время рассказать о том, как такие небылицы рождаются. Летом 1964 года небольшая делегация известинцев - международные обозреватели газеты В. Леднев , Н. Полянов , Е. Пральников и я с женой отправились в ФРГ по приглашению трех западногерманских газет, близких к правящей коалиции ХДС/ХСС. Ехать очень не хотелось. Страшная жара стояла в то лето в Европе. Горели леса и поля, можно было предположить, что "время отпусков" лишит нас возможности провести интересные встречи. Правда, хозяева газет "Рурнахрихтер", "Райнише пост", "Мюнхен меркур" обещали насыщенную программу. Мы отправились. Уж очень настойчиво советовали в Москве совершить эту важную поездку, намекая при этом, что мы разведываем пути для более важных визитов. В июле мы вернулись домой, успели выпустить небольшую книгу "Мы видели Западную Германию" , получили немало писем из ФРГ, которые свидетельствовали о желании западных немцев развивать с нашей страной дружеские связи. Мы беседовали в ФРГ с канцлером Эрхардом , Вилли Брандтом , крупными промышленниками, рабочими-шахтерами в Руре, спускались с ними в подземные выработки, посещали сталелитейные заводы и фирмы. Генеральный директор фирмы Круппа господин Байте , один из самых важных менеджеров западногерманской промышленности, прервал отпуск, чтобы принять советских журналистов. Состоялось множество дискуссий, интервью брали мы и брали у нас - все как обычно. В наших газетах мы "крестили" премьера Баварии господина Штрауса самыми грубыми словами, отыскивали в его биографии и речах все негативное, черное.

У Штрауса, видно, возникло желание проверить советских журналистов на храбрость: не откажутся ли они от встречи? Он пригласил нас на обед, выставил ряд ледяных бутылочек с разными сортами пива. Я не очень люблю этот напиток и, сославшись на то, что от пива прибывает вес, не стремился соревноваться с хозяином. Штраус посоветовал бросать в пивной стакан дольку лимона - тогда, дескать, пиво так не полнит. Когда я смотрел его интервью по телевидению в Москве в 1988 году, я понял, что Штраус явно продолжал пользоваться "лимонным" рецептом. Он прилетел к нам за штурвалом собственного самолета, такой же плотный, энергичный, резкий и точный в суждениях. Его визит в Москву свидетельствовал о понимании им реальностей нового политического мышления и как бы оправдывал нашу давнюю встречу.


Известно, что реформирование одного из главных институтов российского государства, его Вооруженных сил, как правило, происходило либо после понесенных поражений в войнах, либо после очередной смены государственного строя или власти в стране. Так, из истории России нам известны как минимум пять наиболее масштабных реформ военной машины государства. Все они были проведены в период с 1550 по 1960гг - это при Иване IY (Грозном), Петре Великом, Александре II и уже в СССР, реформы, проведенные Михаилом Фрунзе и Никитой Хрущевым. Из всех этих реформ продолжает вызывать интерес и некоторые споры военная реформа Никиты Хрущева, проведенная им в 50-х - начале 60-х годов.

Эта реформа многим запомнилась, прежде всего, масштабными сокращениями личного состава в армии и на флоте, как вспоминают многочисленные очевидцы того времени «резали как по живому». Так, в 1955-1958 годах, еще при министре обороны Жукове, Хрущев инициировал первое сокращение Советских Вооруженных сил на треть, а это почти на 2 млн. 140 тысяч (по другим данным на 2млн. 100 тыс.) солдат и офицеров. Далее в январе 1960 года Верховный Совет СССР без обсуждения утвердил Закон "О новом значительном сокращении Вооруженных сил СССР". Из армии и флота были уволены до 1 миллиона 300 тысяч (по другим данным на 1млн.200тыс.) солдат и офицеров это почти треть от общей численности всех военнослужащих в СССР к тому времени.

До сих пор не понятно, почему потребовалось проводить столь масштабные мероприятия без всяких расчетов и подготовки, причем в столь короткие сроки? Да, давно уже было ясно, что содержать армию фактически по штатам военного времени СССР дальше больше не мог (на 1 марта 1953г. ВС СССР всего насчитывали 5. 396. 038 чел. (свыше пяти миллионов человек). Да, было понятно и то, что необходима срочная модернизация всей военной машины государства, однако о служивых людях, которых тогда увольняли или, проще говоря, выбрасывали на улицу без пенсий, жилья и работы не особо оказывается, подумали.

Наиболее болезненно проходил самый первый этап сокращений, это когда меньше чем за три года из армии и флота было уволено свыше 2-х млн. человек, огромная цифра, вместе с семьями эти сокращения затронули судьбы миллионов советских людей. Сокращались не только военно-учебные заведения, различные ремонтные, промышленные предприятия, но и самые настоящие развернутые боевые части, и боевые корабли. Вал сплошной демобилизации породил недовольство среди самой преданной и сознательной категории советских граждан, в самом офицерском корпусе. Зачастую многих офицеров увольняли даже без пенсий, были и те, кто с пенсиями, прошли всю войну, однако трудоустроиться самостоятельно они так и не смогли.

В ЦК потоком шли сообщения о всей серьезности ситуации с демобилизованными офицерами. Так, например, в июне 1956 г. ЦК КПСС информировал маршал И. Конев, "в Одесской области. . . до сих пор не трудоустроено 329 офицеров, уволенных из армии в прошлом году, из них 120 человек не имеют права на пенсию" Положение не улучшилось и спустя два года.

КГБ сообщал в "инстанцию", что при перлюстрации писем военнослужащих Забайкальского военного округа только за одну неделю - с 10 по 17 февраля 1958 г. - было выявлено более ста писем офицеров, в которых содержалось осуждение и самого сокращения вооруженных сил, и того, как оно происходило. Вот одно из самых типичных писем: "Уже который раз мы находимся под страхом этих мероприятий, но теперь не миновала нас и эта кампания. Наша дивизия расформируется. Из нашего полка (пока по слухам) останется всего 5 человек, то есть почти все будут уволены в запас. Мы, надо сказать, одеты и обуты, но ты бы посмотрела, как у нас демобилизуются офицеры, у которых по 2-3 детей, ни одежды, ни денег, ничего нет, и увольняют без пенсии, не хватает 1,5-2 лет. Настроение у всех ужасное. Сейчас просто повальная демобилизация. К чему бы это?» (http://www.kprf.org/showthread.php?t=7023).

С другой стороны руководству страны было понятно, что воевать в современных условиях миллионными армиями и громадинами линкорами время уже прошло, во всем мире полным ходом шла очередная техническая революция. В обиход прочно входил любимый Хрущевым термин - ракетно-ядерный щит. Первыми под пресс реформ Никита Сергеевич запустил ВМФ, где приоритет в развитии Военно-морского флота был отдан ракетоносным подводным лодкам. В итоге многие крейсеры и линкоры, даже только что построенные или еще строившиеся, пришлось утилизировать. По постановлению Совета министров СССР от 25 марта 1958 года данную участь разделили 240 кораблей и судов, в том числе 6 эсминцев, 12 подводных лодок, 7 десантных кораблей, 30 тральщиков, 89 торпедных катеров, линкоры проекта 24, тяжелые крейсера проекта 82, команды всех этих боевых кораблей, естественно, были демобилизованы и отправлены работать в народное хозяйство. Однако при этом стоит отметить один, но очень важный момент, да рушили старое, однако ускоренными темпами одновременно создавали новейшие системы вооружений, так только за период с 1956 по 1960 год отечественный Военно-морской флот пополнили 1863 новых корабля.

Уже к 1961 году в ВМФ насчитывалось девять атомных подводных лодок. Были приняты и во всю исполнялись пятилетняя программа «О создании кораблей с новыми видами оружия и энергетических установок на 1956–1962 годы» и «Программа строительства кораблей ВМФ на 1959–1965 годы» Во всю развивалось и внедрялось на кораблях ракетное вооружение, морская авиация также вся перевооружалась, переходила на ракетные системы, Никита Сергеевич, словно чувствуя свою скорую отставку, торопил конструкторов с внедрением все новых и новых вооружений. Таким образом, к концу 1964 года отечественный флот уже располагал 46 атомными подводными лодками (в том числе 8 – с баллистическими ракетами, 19 – с противокорабельными ракетами) и 325 дизельными ПЛ, а также 150 ракетными катерами.

Интересно и то, что Хрущев, будучи человеком далеким от науки, всяческих новаций и тд, тем не менее, своим природным чутьем сумел правильно определить главные направления в оборонительной стратегии страны. Возможно, и то, что Хрущеву просто повезло с окружением, занимавшимся в те времена вопросами военно-технической политики. В фаворе у Никиты Сергеевича помимо ядерных подводных сил были и сухопутные ракетчики, именно при нем были созданы различные ракетные комплексы наземного базирования тактические, оперативно-тактические, средней дальности и наконец стратегические (межконтинентальные). Два последних типа позже вошли в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН), созданных по решению Совета министров СССР в декабре 1959 года на базе ракетных частей и соединений Сухопутных войск и Военно-воздушных сил. РВСН стали видом Вооруженных сил постоянной готовности, оснащенным современными системами боевого управления. Имея в руках такие ракетно-ядерные козыри, Хрущев стал разговаривать с американцами на равных, а после кубинского кризиса весь мир понял, что их судьбы решают теперь только две страны СССР и США.

Активно реформировались и Сухопутные войска, в них существенно уменьшилось количество буксируемой ствольной артиллерии, тысячи орудий оправлялись на базы хранения, происходило перевооружение, насыщение соединений и частей ракетной техникой и самоходной артиллерией. В составе СВ был создан новый род войск – ракетные войска и артиллерия. Усилилась моторизация СВ, стрелковые части и соединения ушли в историю, были созданы новые мотострелковые с большим количеством танков и бронетранспортеров (БТР), пехотинец теперь стал мотострелком. При Хрущеве принимаются на вооружение танки нового поколения Т-55 и Т-62 со стабилизаторами оружия, приборами ночного видения, автоматическими системами противоатомной и противопожарной защиты и т.д. Боевая подготовка также претерпела существенные изменения, войска теперь обучались действовать в условиях применения оружия массового поражения. Везде вводились различные новшества, на смену пехотинцу с винтовкой пришел солдат в ОЗК, а на смену авиатору в кожаном шлеме – летчик в снаряжении почти как у космонавта.

В 1958 году было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров о начале работ по созданию системы противоракетной обороны Москвы А-35 (построена и испытана в 1977 году, в 1978 году принята на вооружение модернизированная система А-35М). Во второй половине 1950-х годов началась разработка первой станции системы предупреждения о ракетном нападении, а в ноябре 1962 года было дано задание создать 10 таких станций. Первый комплекс СПРН поставили на боевое дежурство в 1971 году. В это же время отечественная оборонка приступила к разработке космической системы обнаружения стартов баллистических ракет с ракетных баз США. Проводимые преобразования привели к широкому внедрению в войска ЭВМ, автоматизированных систем управления, радиотехнической аппаратуры, новых средств разведки, связи других высокотехнологичных образцов ВВТ.

В правление Хрущева запад, наконец-то прекратил полеты своих разведывательных самолетов над территорией СССР, так как новая советская ПВО показала свою эффективность на практике. Для создания и развертывания перечисленных выше сложных систем были фактически с нуля созданы важнейшие отрасли оборонной промышленности, радиоэлектроники, ракетной техники, автоматизированные системы управления, связи и передачи данных, сформированы сотни лабораторий и конструкторских бюро, таким образом, на все это страной были потрачены миллиарды народных денег. Может быть, все это тогда делали зря, а все средства было необходимо просто направить на развитие легкой или пищевой промышленности, чтобы простому народу можно было не стоять в очередях за продуктами питания и другими элементарными атрибутами буржуазного быта? И вообще, можно ли назвать военную реформу Никиты Хрущева одной из самых успешных за всю историю российского государства.

Краткое содержание:


Военные пенсии и реформа ВС РФ 2021: последние новости

Массовое обсуждение новой реформы по сокращению вооруженных сил Российской Федерации на 10% (примерно 100 тысяч человек) и оптимизации расходов МВД России 2020-2021 привлекло внимание Президента РФ В.В. Путина. Никаких решений о сокращении финансирования министерства обороны и других силовых структур пока не принималось, заявил президент РФ Владимир Путин. О том, что сказал Президент РФ В.В.Путин касательно реформирования и оптимизации силовых ведомств Российской Федерации, зарплатах и поощрениях сотрудников органов правопорядка и безопасности в 2020-2021 году — читайте на портале «ДЕЖУРКА».

Напомним, что Минобороны России посчитало неприемлемым предложение Минфина России по сокращению численности Вооруженных сил страны. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на официальное заявление военного ведомства от 20 октября 2020 года. «В Минобороны России внимательно проанализировали содержание предложений, подготовленных Минфином России, по сокращению численности Вооруженных сил и изменению отдельных положений системы социальных гарантий военнослужащих. В Совет безопасности Российской Федерации направлена мотивированная позиция о неприемлемости данных предложений и отсутствии их поддержки со стороны руководства военного ведомства», — заявили «Известиям» в Минобороны.

Военные пенсии и реформа ВС РФ 2021: последние новости на декабрь 2020 года.

Отмечается, что на текущий момент численность и структура ВС страны установлены президентом и определены исходя из всего комплекса задач в области эффективного обеспечения безопасности государства. По мнению Минобороны, предложение Минфина России по сокращению должностей приведет к нулевому экономическому эффекту, так как средства на выплату денежного довольствия военнослужащим выделяются на реальную численность.

Напомним, что Минфин России в октябре 2020 года направил в Совет безопасности проект реформы по сокращению военнослужащих в 2021 году, основанный на оптимизации бюджета, сообщает газета «Известия» со ссылкой на копию документа. Как сообщили источники издания в Министерстве обороны, военное ведомство действительно получало предложения Минфина. В первую очередь, в нововведениях предлагается сократить штатную численность военнослужащих на 10 процентов. Как пишет «Лента. Ру», исходя из того, что в указе Президента РФ В.В.Путина от 2018 года численность войск установлена в размере чуть более 1 млн человек, Министерство финансов РФ подразумевает сокращение 100 тысяч должностей. О последних новостях реформы и кого коснется сокращение — читайте НИЖЕ.

Урезать штат Вооруженных сил, согласно планам Минфина, следует за счет свободных вакансий и перевода на гражданскую службу лиц, не связанных с выполнением боевых задач, то есть медиков, кадровиков, юристов, финансистов, преподавателей, служащих тыла.

Другой способ экономии, предложенный Минфином, — увеличение сроков использования вещевого имущества или его замена денежной компенсацией. Более того, как пишет издание, в случае досрочного расторжения контракта военнослужащему придется возместить стоимость военной формы «пропорционально сроку носки».

Реформирование может отразиться и на питании военнослужащих. Минфин предлагает обеспечивать им контрактников только в полевых выходах и на боевом дежурстве.

Еще один пункт реформирования — предложение исключить ежегодную индексацию военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции. Кроме того, предлагается увеличить срок выслуги, необходимой для ее получения, с 20 до 25 лет. Причем Минфин хочет убрать из этого срока учебу в военном вузе, которая сейчас входит в него. Ввиду таких изменений период, нужный офицерам для пенсии, может увеличиться в общей сложности на десять лет.

Как сказал в беседе с «Известиями» учредитель ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев, предложение не включать годы учебы в военном вузе в срок выслуги противоречит законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».

«Курсанты приступают к учебе после принятия присяги. Во время обучения их привлекают для решения задач военной службы, они заступают в караулы, патрули, охраняют гарнизонные гауптвахты. На них распространяются ограничения, как и на других военнослужащих. В отличие от студентов, у них всего один месяц отпуска летом», — обратил внимание эксперт.

Помимо этого, в Минфине России предложили увеличить срок службы, который нужен для получения военного ипотечного счета: ежемесячно на него перечисляются средства, которые служащий через несколько лет может использовать как первоначальный взнос по ипотеке.

Сейчас он открывается для офицеров сразу по окончании вуза, а для контрактников — через три года. Финансисты собираются увеличить эти сроки до пяти лет для офицеров после окончания вуза и до восьми лет для контрактников.

Накануне стало известно, что похожие предложения со стороны Минфина поступили и в Федеральную службу войск национальной гвардии. Копия документа также была в распоряжении «Известий». Эти предложения дословно повторяют текст, направленный в военное ведомство, но адресованный главе Росгвардии Виктору Золотову.

Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, Министерство финансов предложило оптимизировать расходы на правоохранительный блок. Впоследствии из Совета безопасности в несколько силовых ведомств направили запрос, в котором просили сформулировать свое видение по этому вопросу. О полученном запросе РБК сообщил источник в центральном аппарате МВД.

Отмечается, что министерство «фактически предлагает провести масштабную реформу силового блока». Оно предложило сократить на 10% и численность сотрудников органов внутренних дел. Минфин также отметил, что это должно произойти за счет перевода в разряд гражданских служащих сотрудников подразделений, которые не участвуют в правоохранительной деятельности. Кроме того, в ведомстве предложили передать часть функций полиции в Минтруд России и Минздрав России.

Речь идет о координации программы переселения россиян из-за рубежа, регулировании трудовой миграции, а также контрольно-разрешительном регулировании в области легального оборота наркотических средств.

Минфин также предложил рассмотреть возможность создания единого правоохранительного органа на основе МВД, которому могут передать функции Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), Государственной фельдъегерской службы (ГФС) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) при условии одновременного сокращения штатов. «При этом Министерство финансов считает необходимым рассмотреть возможность создания единой системы материально-технического (тылового) обеспечения силового блока», — указали в материале.

Что касается пенсионного обеспечения военнослужащих, то как сообщает «Российская газета» Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о повышениях пенсий по утере кормильца нетрудоспособным членам семей погибших военных. Согласно поправкам Правительства РФ, всем нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих будут сделаны прибавки к такой пенсии. Документ затрагивает также семьи погибших сотрудников силовых структур. Около 1,8 млрд рублей в год потребуется для реализации мер, прописанных в законопроекте о повышении пенсий, сообщила а пленарном заседании в Госдуме заместитель министра обороны РФ Татьяна Шевцова.

При отсутствии подобного закона семьи имеют право только на пенсии по потере кормильца и получают доплаты к пенсии только через суд. Документ предложено принять в целях снятия социальной напряженности среди членов семей погибших (умерших) военнослужащих исходя из судебной практики. Кроме того, Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит обеспечивать жильем нуждающихся членов семей погибших военнослужащих, не являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы. Авторами законопроекта выступили первый зампред комитета ГД по обороне Андрей Красов и зампред комитета Юрий Швыткин.

Бюджет Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 год учитывает повышение на уровень инфляции денежного довольствия военнослужащих и ряда других категорий. Это 3% с 1 октября 2020 года. Следствием будет рост пенсий военным пенсионерам на ту же величину. Данная индексация станет третьей за последние восемь лет для военных пенсионеров. А в ближайшие два года их пенсии будут индексироваться на четыре процента. В целом по плану до 2022 года военные пенсии увеличатся на 11 процентов.

Вплоть до 1 октября пенсии военным будут начисляться в прежнем объёме.

Глава комитета по обороне Владимир Шаманов выступил с предложением перенести срок индексации на более раннюю дату, чтобы инфляция не опережала рост выплат. Однако официально это предложение не было внесено в Госдуму. В 2021 году пенсии военных снова вырастут. На этот раз индексация составит 4%. Также в текущем году для них повысятся гражданские пенсии по старости. Для тех военных, которые достигли возраста завершения трудовой деятельности, страховая часть выплат вырастет на 6,6%, информирует портал live24.ru

Еще не так давно действовал закон о том, что военные пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников. Рост был запланировал в 2% — ежегодно, начиная с 1 января 2013 года. Однако в 2015 году действие этой нормы было приостановлено. Депутаты решили продлить «заморозку» до 1 января 2021 года. До этой даты сохраняется размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 73,68%.

Как работает система социальных гарантий в армии

Военнослужащие, как ещё говорят «армейские» – это категория особая, живущая по другим, нежели у других категорий граждан, правилам. Достаточно строгим и обязывающим при постоянной готовности к любым неожиданностям. В похожем режиме привыкли жить и семьи военнослужащих. Именно поэтому их социальное обеспечение, его уровень во многом определяет не только моральное и психологическое состояние каждого воина и члена его семьи, личного состава подразделений, но, в конечном итоге серьезно влияет на уровень обороноспособности страны.

Не случайно, особенно в последнее время, такое пристальное внимание государства к проблеме социальных гарантий военнослужащих. Национальные интересы заставляют постоянно совершенствовать всю систему обеспечения материальным довольствие и, конечно, жильем тех, кто стоит на страже Отечества, порой, рискуя своей жизнью и благополучием. Постоянной стала также оценка качества, эффективности принимаемых Законов и постановлений, решений и конкретных шагов, предпринимаемых по инициативе Президента России и Правительства.

Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает такие основные направления социальной защиты, как:

реализация в полной мере всех прав и существующих гарантий (в том числе и финансовых), а также компенсаций военнослужащим;

постоянное совершенствование специально созданных для этой цели государственных институтов и механизмов защиты;

охрану здоровья и самой жизни военнослужащих;

иные эффективные меры, которые учитывают специфику военной службы и конкретные ситуации во время прохождения службы.

Повышение зарплат и пенсий

Если говорить в целом, то на социальное обеспечение военнослужащих государство направит в течение 3 лет немалую сумму в размере 113 миллиардов рублей. При этом уже предусмотрена ежегодная индексация денежного довольствия, которая в текущем 2020-ом году (это произойдёт с 1 октября) будет равна трем процентам, а в последующие два года зарплаты вырастут дважды на 4%..

Благодаря этому заработная плата военных вырастет больше, чем на 10%. Вырастут и пенсии. Так с 1 октября текущего года средний размер военной пенсии увеличится и станет равен 26 968 рублям.

А что с призывниками? Их оклад повысят до 2 тысяч рублей в месяц (напомним, что они в принципе в это время находятся на полном армейском довольствии). И здесь есть свои нюансы. Если раньше оклад срочника полностью зависел от должности (к примеру, старшина батальона имел 1800 рублей, а пулемётчик чуть больше тысячи, то теперь установлен единый оклад для всех призывников вне зависимости от занимаемой должности. Такое решение стало итого семилетнего эксперимента Министерства обороны России.

Готовится и ещё одно решение, которое предусматривает определенные надбавки для военнослужащих по призыву. Так выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья (если речь идёт о мирном времени, к примеру, обезвреживание бомб, спасательные и водолазные работы), предусматривают надбавку в 50%.

Есть одно новшество и для контрактников рядового состава – им теперь будут платить «подъёмные» точно также, как офицерам и прапорщикам.

Медицинское обеспечение

С начала года Минобороны получило право самостоятельно регистрировать лекарства для Вооруженных сил России. Понятно, чем это продиктовано: военнослужащие, выполняющие определённые задания, подвергаются специфическому воздействию – на них оказывают влияние химические, радиационные, биологические и иные неблагоприятные факторы. И для лечения и профилактики здесь потребуются уже иные лекарства и средства.

Еще одна новость – Министерство обороны завершит создание до 2025 года целой системы военных госпиталей. Всего их будет 155. Это будут самые современные медицинские учреждения. Министр обороны С. Шойгу подчеркнул, что госпитали будут обслуживать кроме военнослужащих членов их семей и военных пенсионеров.

Жильё и ипотека

Сразу стоит отметить, что за последние восемь лет, в результате реализации целевых правительственных решений, создания специальной накопительно-ипотечной системы (НИС) и такой организации, как «Росвоенипотека» очередь на постоянное жилье среди военнослужащих сократилась более чем в два раза.

Новая редакция закона о военной ипотеке позволяет государству единым платежом и досрочно погасить ипотечный кредит военнослужащего, погибшего при исполнении служебного долга.

Появились и новые подходы в решении такой проблемы, как обеспечение своим жильем увольняющихся в запас, но остающихся жить в закрытых военных городках.


Министерство финансов в середине октября направило в Совет безопасности проект реформы вооруженных сил, основанный на оптимизации бюджета. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на копию документа. Источники издания в Минобороны подтвердили получение предложений Минфина.

Первым пунктом предлагаемых изменений значится сокращение штатной численности военнослужащих на 10%. Учитывая указ президента от 2018 года, в котором численность войск установлена в размере чуть более 1 млн человек, речь идет о сокращении 100 тыс. должностей.

Уменьшение штата вооруженных сил должно произойти за счет свободных вакансий и перевода на гражданскую службу тех, кто не связан с выполнением боевых задач, — медиков, кадровиков, юристов, финансистов, преподавателей, служащих тыла.

Еще одним способом экономии Минфин называет увеличение сроков использования вещевого имущества или замену его денежной компенсацией. Ведомство также предлагает обеспечивать питанием контрактников только в полевых выходах и на боевом дежурстве.


Оптимизация расходов на армию включает предложение убрать ежегодную индексацию военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции, а также увеличить до 25 лет срок выслуги, необходимой для ее получения. Из этого срока Минфин хочет убрать учебу в военном вузе. Сейчас она входит в срок выслуги, который составляет 20 лет. Таким образом, период, нужный офицерам для пенсии, увеличивается в общей сложности на десять лет.

Финансисты также предлагают увеличить срок службы, необходимый для получения военного ипотечного счета (на него ежемесячно перечисляются средства, которые служащий через несколько лет может использовать для первоначального взноса по ипотеке). Сейчас для офицеров он открывается сразу после окончания вуза, а для контрактников — через три года. Минфин хочет увеличить эти сроки до пяти лет для офицеров (после окончания вуза) и до восьми лет для контрактников.

РБК направил запрос в пресс-службу Минфина.

По мнению директора Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игоря Николаева, сокращение штата на 10% будет практически незаметно, поскольку многие руководители держат примерно такое количество вакантных мест на случай кризиса. Военный эксперт Владислав Шурыгин считает иначе: по его словам, денежное довольствие служащих является не самой большой статьей расходов.

«Средняя зарплата в армии — 40–50 тыс. руб. Если умножить на 100 тыс. человек, получится не более 5 млрд экономии в год. А вот на боеготовности армии это сокращение может отразиться негативно», — пояснил Шурыгин.


Учредитель ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев заявил, что исключение учебы из срока выслуги противоречит законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе». А общее увеличение этого периода может привести к снижению числа желающих учиться в военных вузах и оттоку контрактников.

На прошлой неделе Минфин предложил еще одну реформу для оптимизации расходов — объединение МВД со ФСИН, судебными приставами и фельдъегерской службой. Часть пунктов реформы совпадает с предложениями по вооруженным силам. Например, предлагается сократить расходы на сотрудников внутренних дел за счет десятипроцентного сокращения штатной численности, увеличить срок минимальной выслуги лет, отменить двухпроцентную надбавку к индексации пенсий.

Источники «Коммерсанта» сообщали, что в МВД ознакомились с предложениями Минфина и сейчас готовят на них отрицательный ответ. Руководство правоохранительных органов и независимые эксперты посчитали, что изменения приведут к росту коррупции, массовому оттоку кадров и общему снижению качества работы силового блока.


ВОЕННОЕ ПРАВО

Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.


АРМИЯ РОССИИ

СМИ "Обозник". История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих

Какой же я министр обороны?


После чеченского позора стало ясно, что с армией надо что-то делать и что бодрые доклады Павла Грачева об успешном завершении первого этапа реформы и благополучном начале второго – не более чем фикция. А пришедший на смену Грачеву Родионов стал вести себя странно. Если Николай Рыжков вошел в историю как «плачущий премьер», то Игорь Родионов имеет все шансы остаться в памяти потомков рыдающим министром обороны. «Как министр обороны я становлюсь сторонним наблюдателем разрушительных процессов в армии.

Ничего не могу с этим поделать», – жаловался он руководителям средств массовой информации. «Какой же я министр обороны? – сокрушался на встрече с отставными военачальниками. – Я – министр разваливающейся армии и умирающего флота». Между тем при назначении на должность Игорь Родионов отнюдь не был столь пессимистичен: «Если бы я не видел… света в конце тоннеля, – заявил он тогда в интервью в “Красной звезде”, – то не согласился бы возложить на себя обязанности руководителя военного ведомства». И даже более того: «У меня, слава богу, есть здоровье, энергия, а главное, вера в то, что, объединив лучшие силы в стране и армии, можно создать Вооруженные силы, достойные России». При этом по поводу состояния Вооруженных сил и необходимости военной реформы он высказывал если не революционные, то хотя бы вполне здравые мысли.

На вопрос, способна ли страна содержать полуторамиллионную армию, Родионов отвечал: нет, не способна. И подчеркивал, что Совет обороны для того и создан, чтобы найти оптимальную численность Вооруженных сил, наметить пути реформирования. Однако через полгода он завел совершенно иные речи. Вместо того чтобы исполнять ельцинский указ и заниматься разработкой плана реформирования армии, Родионов стал апеллировать к общественности и жаловаться на экономические трудности. Что до взглядов на то, как именно следует строить оборону, то здесь Родионов высказывал все более и более экзотические идеи. В частности, он подверг косвенной критике Верховного главнокомандующего, заявив (забыл, очевидно, о президентском указе), что профессиональная армия – это, мол, выдумка «новых русских», которые хотели бы «летать на Канары, пока кто-то будет вместо них проливать кровь за Родину». Встречаясь с журналистами 23 февраля 1997 года, он развил эти взгляды.

По Родионову, ни ядерное оружие, ни хорошо подготовленные профессиональные Вооруженные силы не могут сдержать потенциального агрессора. Вообще, армия мирного времени в случае войны будет уничтожена в считаные недели. Ее задача – сдержать первый удар, позволить стране перейти с мирных рельсов на военные. Поэтому главное – военная организация общества, наличие мощных подготовленных резервов. Страх перед неизбежными потерями в затяжной войне с вооруженным народом – вот что, по мнению Родионова, должно остановить любого агрессора. «Да мы любого врага палками перебьем», – заявил тогда Родионов. Одним словом, не пушки и танки и даже не военные профессионалы, а высокое оборонное сознание общества – залог безопасности страны. Такое сознание тогда в России отсутствовало, полагал министр. И Родионов вполне ясно намекал, что вину за это несет руководство страны.

Если же суммировать все, что наговорил Игорь Родионов за 10 месяцев, пока он был министром обороны, то следовало не реформировать советскую армию, а сохранить ее в максимальной неприкосновенности. Посему Родионов настаивал на том, что военная реформа должна заключаться не в реформе армии, а в неких обязательных изменениях во всей военной организации общества. В интерпретации Родионова это означало передачу в ведение Министерства обороны войск других ведомств. Он также требовал провести конверсию ВПК, привести в порядок военное законодательство, принять военную доктрину – и только тогда переходить к реформированию армии. На самом деле, он прекрасно понимал, что решение любой из этих задач потребует нескольких лет. В то же время военное ведомство доказывало, что реформу можно начинать только при выделении огромных дополнительных средств. Министерство обороны требовало, чтобы государство расходовало на Вооруженные силы не менее 15 % валового внутреннего продукта России.

По сути дела, это означало, что страна должна направить все ресурсы не на экономическое выживание, а на поддержание Вооруженных сил (не будем забывать, что дело происходило в первой половине 1997 года, когда наиболее прозорливые экономисты уже предсказывали возможность жестокого экономического кризиса). Более того, руководство военного ведомства считало преждевременным сокращение армии и флота, из неотвратимости которого исходил президентский указ. Было очевидно, что требования Родионова представляли собой не программу реформ, а не слишком внятное обоснование, почему эти реформы невозможны. Все разговоры о необходимости кардинальных изменений в военной организации общества и непомерные финансовые претензии имели лишь одну очевидную цель – отложить любые перемены на максимально отдаленное будущее. Те полтысячи генералов, которые должны были быть уволены при сокращении армии, оказались более чем влиятельны. А Родионов, который по воле президента, уволившего его с действительной военной службы, стал вторым в истории современной России гражданским министром обороны, был прежде всего озабочен тем, чтобы демонстрировать свою лояльность военному истеблишменту. Он не мог не быть против сокращения армии, потому что не мог смириться с тем, что армию будут вынуждены покинуть десятки тех, кого он воспитывал в Академии Генштаба. И тут Батурин, в общем-то кабинетный ученый, которого, как всякого семидесятника, мучил гамлетовский комплекс неспособности к действию, решил, что наступил его звездный час.

Аппарат Совета обороны распространил альтернативный проект реформ. Честно говоря, есть немалые сомнения, что документ этот был разработан в Совете обороны под руководством Батурина. Автору известны по меньшей мере три крупных военных аналитика, претендовавших на авторство этого документа. Проекты реформирования российской армии, вполне реальные и, главное, экономически обоснованные, появились отнюдь не в 1997 году. В частности, годом раньше, сразу после увольнения Грачева, на встрече с журналистами, среди которых был и автор, Андрей Кокошин сообщил, что группой экспертов Минобороны и Генштаба подготовлен доклад «Строительство и реформирование Вооруженных сил РФ и других войск».

Отличался этот документ от других появлявшихся в то время как грибы после дождя проектов реформ разительно. В нем впервые было сказано, что и сколько должно стоить: во что обойдется содержание дивизии, флотилии, эскадрильи. И на основании не только военно-политического, но и военно-экономического анализа предлагалась оптимизированная структура Вооруженных сил. Поначалу Игорь Родионов разделял позиции разработчиков. Но, столкнувшись с твердокаменной позицией нового начальника Генерального штаба Виктора Самсонова, провозгласившего: «Никаких изменений», отступил. Документ, который «приватно» распространяли сотрудники Совета обороны, по своей идеологии и подходам удивительным образом напоминал тот, о котором рассказывал Кокошин.

То ли речь шла о вещах совершенно очевидных, которые, что называется, носились в воздухе, то ли заместитель министра обороны предпочел не конфликтовать с прямым начальством (о той противоречивой роли, какую Андрей Кокошин сыграл в попытках реформирования Вооруженных сил, расскажем позже) и передал заключительную часть разработанного документа Батурину, который просто рвался в бой. Для вполне советского по своим взглядам генералитета предложения Совета обороны выглядели действительно революционными и прежде всего в отношении задач Вооруженных сил. Они, по существу, предлагали исключить возможность «крупномасштабного» конфликта (так на жаргоне Генштаба именовалась мировая война) из системы военного планирования. Армия, утверждал документ Совета обороны, должна готовиться к локальным конфликтам, «нейтрализовывать которые должны силы одного военного округа, а также к региональным конфликтам, которые должны быть нейтрализованы силами двух-трех военных округов».

Это означало, что российская армия отказывается от главной задачи Вооруженных сил СССР – подготовки к ведению глобальной войны на всех направлениях одновременно. Из чего в документе впервые был сделан вполне логичный, хотя и шокировавший многих вывод: если грядущая война выйдет за рамки регионального конфликта, Россия может и должна использовать ядерное оружие первой для нанесения обезоруживающего удара. «Нанесение ограниченного ядерного удара стратегическими ядерными силами, – подчеркивали авторы, – осуществляется для деэскалации вооруженного конфликта и предотвращения его перерастания в широкомасштабную войну против России и ее союзников»19. Ставка на ядерное оружие открывала двери для кардинальных структурных изменений. На первом этапе реформы, который должен был занять ближайшие пять лет, предполагалось сократить армию и флот до 1,2 миллиона человек (только в течение 1997 года Вооруженные силы, имевшие по штату 1700 тысяч человек, предлагалось уменьшить на 200 тысяч). Число генеральских должностей с 1928 должно было снизиться примерно до 1700, а военные формирования других ведомств предлагалось уменьшить на треть.

Должно было сократиться число видов Вооруженных сил и родов войск. Так, в результате слияния ракетных войск стратегического назначения, военно-космических сил и войск ракетно-космической обороны должны были быть образованы ракетно-космические войска. ПВО и ВВС, объединившись, должны были образовать войска воздушной обороны. Предлагалось серьезно расширить функции Генерального штаба. Ему должны быть подчинены территориальные объединения, которые должны были включить военные округа, а также округа внутренних и пограничных войск. Главкомат сухопутных войск упразднялся вовсе. Настаивая на серьезном сокращении численности Вооруженных сил, авторы проекта предлагали свое решение проблемы, которую Родионов представлял как совершенно неразрешимую. Речь шла об отсутствии средств, чтобы профинансировать увольнение значительного числа офицеров и прапорщиков. Ведь на каждого, утверждали военные финансисты, надо было истратить 150 миллионов рублей (по тогдашнему курсу рубля это 25–30 тысяч долларов). Чтобы запустить реформу, по мнению авторов документа, требовалось 10 триллионов рублей. Шесть с половиной уже были записаны отдельной строкой в бюджете 1997 года.

Остальные должна была дать рационализация расходов силовых ведомств. Секретарь Совета обороны предлагал, в частности, отказаться от убыточных армейских сельхозпредприятий, неэффективной системы военной торговли, дублирования в системе военного и гражданского образования. Кроме того, предлагалось, в частности, приватизировать немалую часть собственности Министерства обороны. В список были включены и промышленные предприятия, и земельные участки (только в Московской области военному ведомству принадлежало 150 тысяч гектаров). На втором этапе реформы (2001–2005 годы) Вооруженные силы должны были быть полностью укомплектованы контрактниками. Одновременно предстояло создать систему подготовки резервистов. Их ежегодно должны были бы призывать на военные сборы на 45 суток. Для тех же, кто не пожелает быть резервистом, должна была сохраниться альтернативная гражданская служба. С самого начала было очевидно: подобный проект – прямой вызов руководству Министерства обороны.

Создавалось впечатление, что его авторы прямо ставили себе цель довести высший генералитет до белого каления, вызвать военачальников на прямой конфликт. Проект требовал уже на первом этапе реформы ликвидировать 300– 500 генеральских должностей. Речь шла о среднем руководящем составе армии и флота. То есть как раз о тех, кто способен утопить в бюрократической рутине любые самые благие планы в том случае, если они угрожают их благополучию. Кроме того, неизбежны были бюрократические войны на выживание при слиянии видов и родов Вооруженных сил, при упразднении главкоматов. Наконец, оперативное подчинение Генштабу пограничных и внутренних войск неизбежно должно было вызвать резкий протест соответствующих ведомств. Обосновывая свои предложения, Юрий Батурин не уставал повторять, что Россия не в состоянии содержать существовавшую тогда армию, хотя бы потому, что она унаследовала 85 % Вооруженных сил СССР и только около 60 % советского экономического потенциала. Проблемы с финансированием, настаивал секретарь Совета обороны, являются отражением несоответствия военной организации и экономической базы. После того как батуринский план стал достоянием гласности, разразился грандиозный скандал. Родионов обвинял секретаря Совета обороны в узурпации власти и дезинформировании президента.

Не удавалось сохранять даже видимость приличий. В частности, совместная пресс-конференция министра обороны и секретаря Совета обороны (устроенная по приказу Кремля, она должна была продемонстрировать, что никакого конфликта не существует) была выдержана в драматургии «Вишневого сада». Оба участника вроде бы вели диалог, но и Батурин, и Родионов говорили каждый о своем, делая вид, что не замечают, как прямо противоречат друг другу. Эта «холодная война» продолжалась всю первую половину 1997 года. И если батуринский план был известен и широко обсуждался в печати, то Родионов упорно отказывался оглашать минобороновские предложения, заявляя, что сначала он доложит о них Верховному главнокомандующему в ходе заседания Совета обороны. Это заседание несколько раз переносилось и наконец было назначено на 17 мая 1997 года. Все ожидали жесткой дискуссии, но того, что произошло в этот день в здании Генштаба, не прогнозировал никто. Президент буквально разгромил высшее военное руководство страны. «Я не просто не удовлетворен, я возмущен тем, как осуществляется реформа армии, и состоянием Вооруженных сил в целом»20, – заявил Борис Ельцин, открывая заседание Совета обороны.

И всю ответственность за то, что происходило в армии, по его мнению, нес лично Игорь Родионов, после назначения которого на пост министра обороны «ничего не было сделано в плане военной реформы». Глава государства обвинил военное руководство в том, что оно «не хочет сокращать численность армии, число генералов». Можно только догадываться, что спровоцировало президента на столь гневную речь. Секретарь Совета обороны Юрий Батурин, не скрывая удовлетворения, говорил журналистам, что все дело в исключительно полной информированности президента о состоянии Вооруженных сил. Доклады, с которыми намеревались выступить Родионов и Самсонов, были направлены Ельцину еще в апреле. И президент имел возможность сопоставить оценки военных руководителей страны с реальным положением дел, о котором он мог судить по текущим документам, поступающим из армии. Так, оба доклада констатировали полное истощение армейских запасов, а, например, из рапорта командования оперативной группы в Приднестровье (Батурин летал туда в феврале 1997 года) следовало, что склады там просто переполнены. Последней каплей стал ответ военного ведомства на президентский запрос о реорганизации воздушно-десантных войск. Министерство сообщало, что план реорганизации содержится в ранее направленном Ельцину докладе о концепции военного строительства. На самом деле в документе этого плана не было.

И за сутки до Совета обороны Ельцин приостановил реорганизацию. Кроме очевидных управленческих ляпов, было и то, что можно трактовать как прямой саботаж. Министерство обороны и Генеральный штаб представили президенту проект, согласно которому Вооруженные силы к 2001 году должны быть сокращены на 200 тысяч должностей. Между тем существовал подписанный в самом начале 1997 года и никем не отмененный приказ Ельцина, предписывающий ровно такое сокращение провести до конца того же года. По Ельцину, вину за происходящее несли не только Родионов и Самсонов, но и весь российский генералитет: «Генералы – на сегодня главный тормоз армейских реформ». Тон президента не оставил никаких сомнений: он имеет в виду не конкретные личности, а всю касту высших военных. Генералы, по мнению Бориса Ельцина, не заинтересованы в реформировании армии, так как боятся потерять свои привилегии: «Солдат худеет, а генерал жиреет… Настроили себе дач по всей России!»

После такой выволочки в присутствии подчиненных и прессы Игорь Родионов заявил, что не может ограничить свое выступление пятнадцатью минутами, отведенными ему президентом, добавив в сердцах, что если так начинать Совет обороны, то ничем хорошим он кончиться не может. И как в воду глядел. Реакция на этот демарш последовала незамедлительно: Верховный главнокомандующий прямо на заседании отстранил от должностей и его, и Виктора Самсонова, который тоже отказался выступать. Надо сказать, что тогда казалось, что Борис Ельцин просто дает выход накопившемуся раздражению. Последующие годы весьма ясно доказали: первый президент России благодаря своей интуиции если и не понял, то почувствовал, в чем состоит главный нерв военной реформы. Но Ельцин не ограничился одними репрессиями в отношении тех, кто саботировал военную модернизацию. На том же заседании Совета обороны было принято решение подготовить окончательный вариант концепции реформы к 25 июня 1997 года. Комиссию по доработке документа возглавил премьер Виктор Черномырдин.

Кроме того, тут же была создана и другая комиссия, которая должна была заниматься вопросами финансирования Министерства обороны и прочих силовых структур. Ельцин объявил, что постоянно будет держать в поле зрения ход военной реформы. Казалось, реформаторы одержали полную победу. Однако для Юрия Батурина она стала пирровой. Высший чиновничий класс России отторг человека, который не побоялся вынести дискуссию о святая святых российской государственности – об армии – на всеобщее обсуждение. Через несколько месяцев Совет обороны был упразднен, а сам Батурин отправился покорять не властные, а космические вершины.

Александр Гольц. Военная реформа и российский милитаризм. – СПб.: Норма, 2019. – 360 с.

Другие новости и статьи

Читайте также: