Взыскание незаконно полученной военной пенсии


СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА

от 10 января 2013 года Дело N 33-55/2013

Рег. №: 33-55/2013 Судья: Пазюченко И.Ж.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

Пучинина Д.А., Вологдиной Т.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 января 2013 года апелляционную жалобу Скляра О. В. на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2012 года по гражданскому делу № 2-234/2012 по иску Скляра О. В. к Военному комиссариату г. Санкт-Петербурга о взыскании незаконно удержанной пенсии.

Заслушав доклад судьи Мирошниковой Е.Н., объяснения представителя Скляра О.В. - Феонову А.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Военного комиссариата Санкт-Петербурга - Волкову В.В., возражавшую против жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

26 октября 2011 года истец обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ответчику о взыскании незаконно удержанной пенсии. В обоснование заявленных требований указал, что при получении пенсии на территории Санкт-Петербурга после его переезда из Республики Карелия ему стало известно, что с его пенсии производится удержание переплаты районного коэффициента за период с 1997 по 2008 года. Указывает, что в указанный период времени он был постоянно зарегистрирован и проживал в Республике Карелия и, полагает данные удержания незаконными поскольку период удержания превышает срок исковой давности 3 года, а само удержание может производиться в судебном порядке, а такого решения судом не выносилось. Считает, что удержанные денежные средства подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения. Учитывая изложенное и, уточнив размер исковых требований, истец просил признать удержание ответчиком денежных средств из его пенсии незаконным, взыскать ранее удержанные денежные средства из его пенсии в размере рублей и государственную пошлину в сумме рублей копеек (т. 1 л.д. 205)

Решением от 16 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.

С вынесенным решением истец не согласился, подал апелляционную жалобу, в которой указывает, что вынесенное решение подлежит отмене, поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Просит данное решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Судебная коллегия, учитывая мнение участников судебного заседания. Рассматривает дело в отсутствие представителя третьего лица - Военного комиссариата Республики Карелия, извещенного о судебном заседании.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу в период с 15 октября 1997 года по 30 сентября 2010 года была назначена и выплачивалась пенсия военным комиссариатом Республики Карелия, выплата которой прекращена 1 октября 2010 года в связи с направлением пенсионного дела в военный комиссариат г. Санкт-Петербурга, к новому месту жительства истца: . .

Основанием для назначения истцу пенсии за выслугу лет послужило его заявление военному комиссару Лахденпохского района Республики Карелия от 12 января 1998 года. (т. 2 л.д. 19-20), с указанием адреса проживания: . ., в котором истцом дано обязательство о сообщении пенсионному органу в трехдневный срок о выезде из Республики Карелия.

Согласно ч. 1 ст. 56 Закона РФ № 4468-1 выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

Пунктом 40 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.09.2007 г. № 1132, на военные комиссариаты возложена организация и проведение работ по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.

В силу ст. 48 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в статье 1 указанного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статье 16 настоящего Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего коэффициента в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 Закона о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, прослуживших в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии.

При назначении Скляру О. В. пенсии за выслугу лет действующее законодательство в части пенсионного обеспечения военнослужащих было соблюдено и, на период проживания в указанной местности пенсия истцу была назначена и исчислялась с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей-1, 15 с момента назначения.

Военный комиссариат Республики Карелия, выявив в 2008 году то обстоятельство, что истец, получающий надбавку к пенсии с учетом районного коэффициента, будучи зарегистрированным в Республике Карелия, постоянно с 1997 года проживает в г.Санкт-Петербурге, в известность об этом военный комиссариат не поставил и, поскольку данные обстоятельства в силу закона влекут за собой изменение размера выплачиваемой пенсии, 14.11.2008 года вынес решение об удержании незаконно полученной с 01.11.1997 года по сентябрь 2008 года пенсии в размере рублей копеек в связи с непроживанием на территории Республики Карелия (т.2 л.д.8). При этом военным комиссариатом было учтено, что служба истца в районах Крайнего Севера составляет менее 15 календарных лет и, он не приобрел право на сохранение выплаты пенсии с районным коэффициентом в связи с непроживанием на территории Республики Карелия.

Указанное решение от 14.11.2008 года военным комиссариатом Республики Карелия было принято в соответствии со ст. 56, 62 Закона № 4468-1 и ст. 93.4 Бюджетного Кодекса РФ.

В дальнейшем, вплоть до октября 2010 года (направления пенсионного дела истца в военный комиссариат Санкт-Петербурга), пенсия Скляру О.В. рассчитывалась и выплачивалась без учета районного коэффициента и, с удержанием ранее выплаченного районного коэффициента согласно принятого 14.11.2008 года военным комиссариатом Республики Карелия решения. Расчет удержаний излишне выплаченной суммы (районного коэффициента) представлен в суд (т.2 л.д.32), размер удержание при этом истцом не оспаривается.

Решение об удержании незаконно полученной пенсии в части районного коэффициента военным комиссариатом принималось с учетом представленной в материалы пенсионного дела копией трудовой книжки, из которой следует, что истец с 20.10.1997 года постоянно работал в г.Санкт-Петербурге в в должности юрисконсульта. 28.07.2000 года был уволен по собственному желанию и, с 29.07.2000 года принят на должность юрисконсульта в , где работал до 27.07.2001 года, а с 27.07.2001 года назначен генеральным директором , является также учредителем данного общества.

Указанные обстоятельства истцом не оспаривались при рассмотрении дела.

Также, в поступивших в адрес военного комиссариата Республики Карелия в 2008 году из прокуратуры Лахденпохского района письмах следует, что в ходе прокурорской проверки установлено место жительства Скляра О.В. в городе Санкт-Петербурге - . , где он проживает и имеет постоянное место работы в Санкт-Петербурге.

Из материалов пенсионного дела, обозреваемом в судебном заседании следует, что военным комиссариатом Республики Карелия для принятия решения об определении прав на выплату районного коэффициента, было предложено Скляру О.В. представить подтверждение его фактического проживания по месту регистрации. Согласно письменных объяснений истца от 26.09.2008 года он постоянно зарегистрирован в . , что подтверждает копией паспорта. Одновременно в данных им объяснениях указывает, что по роду деятельности работает вахтовым методом в Санкт-Петербурге, а также часто бывает в командировках (т.2 л.д. 24, 25).

Об удержании из пенсии районного коэффициента в связи с проживанием в г.Санкт-Петербурге в адрес истца в ноябре 2008 года было направлено уведомление (т.2 л.д.36).

Об указанном решении об удержании истец узнал 19.11.2008 года, что следует из его жалобы, направленной в военный комиссариат Республики Карелия 18.02.2009 года с требованием об отмене незаконного решения (т.2 л.д.39).

На данную жалобу 30.03.2009 года был дан ответ, в котором истцу также предлагалось представить документы, подтверждающие фактическое проживание по месту регистрации за период с октября 1997 года по настоящее время. В ответ истец представил ксерокопию страницы паспорта с отметкой о регистрации в .

Установленные военным комиссариатов Республики Карелия обстоятельства также подтверждаются выписками из ЕГРЮЛ, содержащими сведения о юридических лицах, в которых в спорные периоды работал истец и их месте нахождения в гор. Санкт-Петербурге (т. 1 л.д. 53-75, 77-100), а также справками по форме 2 НДФЛ о доходах истца в спорный период (т. 1 л.д.107-112).

Также, судом первой инстанции установлено, что на праве собственности истцу принадлежит . , в которой истец был зарегистрирован постоянно с 12.03.1999 года и снят с регистрационного учета с 01.06.2006 году, что подтверждается представленной суду архивной справкой о регистрации (Ф-9), (т. 1 л.д. 223)

Представленными УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области по запросу суда сведениями в отношении истца установлено, что Скляр В.О. с 06.06.2006 г. по 23.04.2010 г. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: Санкт-Петербург, . . (т. 1 л.д. 226 оборот).

Таким образом, обстоятельства, на основании которых Военный комиссариат Республики Карелия вынес 14.11.2008 года решение об удержании районного коэффициента за период с 1997 по 2008 год, были также подтверждены при рассмотрении настоящего дела, о чем суд первой инстанции указал в своем решении. Представленные в суд документы также бесспорно подтверждают, что постоянным местом проживания истца является . , а не . Республики Карелия.

В соответствии со ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1 удержания из пенсии, выплачиваемой в соответствии с настоящим Законом, производятся на основании судебных решений, определений, постановлений и приговоров (в части имущественных взысканий), исполнительных надписей нотариальных контор и других решений и постановлений, исполнение которых в соответствии с законодательством производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Сумма пенсии или пособия, излишне выплаченная пенсионеру вследствие злоупотребления с его стороны, может удерживаться из пенсии на основании решения соответствующего пенсионного органа ежемесячно в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся к выплате пенсии, сверх удержаний по другим основаниям. Во всех случаях обращения взыскания на пенсию за пенсионером сохраняется не менее 50 процентов причитающейся ему пенсии.

Также, при принятии Военным комиссариатом решения об удержании было учтено, что действующее законодательство связывает выплату пенсии не с регистрацией пенсионера, а с его фактическим местом проживания (пребывания), о чем также указано в решении суда.

В соответствии со ст. 50 Закона № 4468-1, работа по пенсионному обеспечению осуществляется Министерством обороны РФ применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательством и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Согласно ст. 23 Федерального закона от 17.123.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством Российской Федерации, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Поскольку истец не сообщил в Военный комиссариат Республики Карелия об изменении своего места жительства, то последний, учитывая наличие злоупотребления со стороны истца, имел все законные основания для принятия в соответствии с положениями ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1 решения об удержании незаконно полученной пенсии в виде районного коэффициента.

Об указанном решении от 14.11.2008 года истец знал еще 19.11.2008 года, что подтверждается материалам дела. В установленном законом порядке данное решение не обжаловал.

Как следует из представленного в материалах дела письма управления сопровождения операций физических лиц (т. 2 л.д. 13) - указанные денежные средства удержаны и по состоянию на 01.01.2012 год задолженность полностью погашена.

Заявляя по настоящему делу исковые требования о признании незаконным произведенных удержаний, истец обосновывал их тем, что удержание может и должно производиться при наличии законных оснований в судебном порядке и, что именно из-за отсутствия законных оснований удержание производится без приказов и распоряжений должностных лиц. А также, данное удержание противоречит требованию п.9 ст. 1109 ГК РФ и подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения.

Таким образом, заявляя исковые требования и указывая изложенные обстоятельства как их основания, истец заявляет об отсутствии каких-либо оснований для произведения удержаний в связи с отсутствием приказов и распоряжений должностных лиц, либо соответствующего решения суда, что не соответствует действительности, поскольку имеется вышеуказанное решение Военного комиссариата Республики Карелия от 14.11.2008 года, постановленное в соответствии с требованиями ст. 62 Закона РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих № 4468-1, о котором истцу было своевременно известно и, следовательно, удержание производилось на законных основаниях.

Доводы истца об отсутствии в его действиях недобросовестности и необходимости применения положений п. 3 ч. 1 ст. 1109 ГК РФ, устанавливающей, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения пенсии при отсутствии недобросовестности с его стороны, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с вышеуказанными нормами права и общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом Скляр О.В. обязан был сообщить в пенсионную службу, выплачивающую ему пенсию, обо всех изменениях, в частности о выезде за пределы Республики Карелия, влияющих на его право на дальнейшее получение пенсии с учетом районного коэффициента, однако обязательство при наступлении таких обстоятельств не выполнил. О своей обязанности сообщить обо всех изменениях, влияющих на его право на получение пенсии им также было написано соответствующее заявление при подаче заявления о назначении пенсии (т.2 л.д.20).

Учитывая вышеизложенные нормы права, а также тот факт, что истец при перемене места жительства не сообщил об этом в Военный комиссариат Республики Карелия, судебная коллегия полагает, что вывод суда первой инстанции о наличии законных оснований для удержания из пенсии истца незаконно полученной надбавки основан на законе, является верным.

При этом довод истца о том, что период удержания данной надбавки составляет 11 лет, что превышает срок исковой давности в три года, подлежит отклонению, поскольку, как указывалось выше, удержания излишне выплаченной пенсии, при злоупотреблении со стороны пенсионера производится на основании решения соответствующего пенсионного органа от 14.11.2008 года. При наличии данных обстоятельств, положения о сроке исковой давности не может быть применено при рассмотрении данного иска по заявленным основаниям, поскольку в силу закона о пенсионном обеспечении ограничение периода, за пределами которого не может быть взыскана незаконно полученная пенсия, не содержится.

Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, Скляр О.В. знал о решении Военного комиссариата Республики Карелия от 14.11.2008 года об удержании излишне выплаченной пенсии, однако данное решение не обжаловал.

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований к отмене решения районного суда, сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств и не содержат подтверждений, которые могли бы послужить основаниями для иной оценки доказательств, имеющихся в деле, принятия судом иного решения, а потому не могут служить основанием для отмены решения суда.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решения является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 16 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

г.Москва 2 февраля 2015 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской

Федерации в составе

председательствующего Пчелинцевой Л.М.,

судей Фролкиной СВ. и Кириллова ВС.

рассмотрела в открытом судебном заседании 2 февраля 2015 г. дело по

иску военного комиссариата Московской области к Феценко Д

В о взыскании незаконно полученных сумм пенсии

по кассационной жалобе Феценко Д В на решение

Наро-Фоминского городского суда Московской области от 15 октября 2013 г. в

редакции определения этого же суда от 8 ноября 2013 г. об исправлении описки

и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам

Московского областного суда от 16 апреля 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации

Пчелинцевой Л.М., объяснения Феценко Д.В., поддержавшего доводы

кассационной жалобы, объяснения представителя военного комиссариата

Московской области Матирного А.Н., возражавшего против удовлетворения

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской

военный комиссариат Московской области обратился в суд с иском к

Феценко Д.В. о возмещении ущерба, причиненного государству в виде

незаконно полученных сумм пенсии в размере рублей копеек.

В обоснование заявленных требований военный комиссариат Московской области ссылался на то, что с 20 июля 2010 г. Феценко Д.В. назначена пенсия за выслугу лет по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ органах уголовно-исполнительной системы и их семей» (далее - Закон Российской Федерации № 4468-1). Начисление пенсии за выслугу лет осуществлялось военным комиссариатом Московской области, а перечисление на вклад Феценко Д.В. производилось через Управление сопровождения операций физических лиц ГЩП Центра сопровождения клиентских операций ОАО «Сбербанк России» г. Тулы и Наро-Фоминское отделение ОАО «Сбербанк России» г. Наро-Фоминска. В 2011 году Феценко Д.В поступил на службу в Центральную акцизную таможню Федеральной таможенной службы Российской Федерации, однако военный комиссариат узнал о данном обстоятельстве только в июне 2013 года, в связи с чем с 1 июля 2013 г. приостановил ему выплату пенсии. В результате непредставления сведений в военный комиссариат Московской области о поступлении на службу в таможенные органы Феценко Д.В. незаконно получил пенсию за выслугу лет в период с 1 сентября 2011 г. по 30 июня 2013 г. в размере рублей копеек.

Решением Наро-Фоминского городского суда Московской области от 15 октября 2013 г. в редакции определения этого же суда от 8 ноября 2013 г. об исправлении описки иск удовлетворен. С Феценко Д.В. в пользу военного комиссариата Московской области взыскано неосновательное обогащение в сумме рублей копеек и госпошлина в размере рублей копеек.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 апреля 2014 г. указанное решение оставлено без изменения.

Феценко Д.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы 5 ноября 2014 г судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 26 декабря 2014 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы Феценко Д.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и апелляционной инстанций, которые выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, майор Феценко Д.В. -

войсковой части приказом командующего космическими войсками от 5 июля 2010 г. № 067 уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с 15 июля 2010 г. С 19 июля 2010 г исключен из списков личного состава войсковой части и направлен на учет отдела военного комиссариата Московской области по г. Наро-Фоминску и Наро-Фоминскому району.

22 ноября 2010 г. Феценко Д.В. обратился с заявлением к военному комиссару Наро-Фоминского района о назначении пенсии с письменным обязательством немедленно сообщать в банк и в пенсионный отдел военного комиссариата обо всех изменениях, влияющих на размер выплачиваемой ему пенсии либо лишающих права на дальнейшее ее получение.

С 20 июля 2010 г. Феценко Д.В. - майору запаса назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1.

С 10 августа 2011 г. Феценко Д.В. поступил на службу в таможенные органы Российской Федерации, был назначен на должность отделения

акцизной таможни. Приказом начальника таможни от 2 сентября 2011 г. № 104-А Феценко Д.В. присвоено специальное звание - старший лейтенант таможенной службы.

24 августа 2011 г. начальником таможни в адрес начальника отдела военного комиссариата Московской области по г. Наро-Фоминску и Наро-Фоминскому району направлено сообщение о том, что гражданин Феценко Д.В., подлежащий воинскому учету, принят на службу в Центральную акцизную таможню.

Из искового заявления следует, что сведения о том, что Феценко Д.В является сотрудником таможни, стали известны военному комиссариату г. Наро-Фоминска и Наро-Фоминского района в июне 2013 года, в связи с чем с

1 июля 2013 г. выплата пенсии Феценко Д.В. была приостановлена.

Согласно справке-расчету военного комиссариата Московской области от

5 сентября 2013 г. № 1299 Феценко Д.В., пенсионеру Министерства обороны

Российской Федерации, была начислена пенсия за выслугу лет после его трудоустройства на службу в таможенные органы (в связи с отсутствием указанных данных в военном комиссариате Московской области) в сумме

рублей копеек за период с 1 сентября 2011 г. по 30 июня 2013 г Указанные средства, как следует из выписки, поступили на лицевой счет по вкладу Феценко Д.В. в ОАО «Сбербанк России».

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные военным комиссариатом Московской области требования о взыскании с Феценко Д.В. как незаконно полученных им в период службы в таможенных органах сумм пенсии по выслуге лет по линии Министерства обороны Российской Федерации, суд со ссылкой на ст. 1102 ГК РФ, на положения ст. 6 и 13 Закона Российской Федерации № 4468-1 и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 18 марта 2004 г. № 6-П, пришел к выводу о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Феценко Д.В. отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, однако этого сделано не было по причине ненадлежащего выполнения Феценко Д.В. обязанности по уведомлению пенсионного органа о поступлении на службу в таможенные органы.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Согласно п. 1 и 3 ст. 2 и ст. 3 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в инженерно технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях федеральной

противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 и 2 Федерального закона от 21 июня 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.

Частями 1 и 2 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» установлено, что лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы; пенсионерам из числа лиц указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации,

изложенной в постановлении от 18 марта 2004 г. № 6-П в связи с вопросом о

проверке конституционности ч. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации № 4468-1,

в отличие от права на получение трудовой пенсии по старости, реализацию

которого законодатель не связывает с тем, продолжает гражданин свою

трудовую деятельность или нет (эта пенсия назначается и выплачивается в

полном размере, в том числе в период работы), право на получение пенсии за

выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и

(или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими

соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия. Предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.

В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации № 4468-1 засчитывается: военная служба служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; служба в советских партизанских отрядах и соединениях; время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы (ст. 18 Закона Российской Федерации № 4468-1).

Из содержания приведенных норм следует, что служба в таможенных органах относится к другому виду государственной службы, отличному от военной службы. Служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет, необходимой для выплаты пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации № 4468-1.

Выплата назначенных пенсий производится лицам в установленном данным законом порядке только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия, и приостанавливается при их возвращении на военную или правоохранительную службу.

Судебная коллегия находит обоснованным довод кассационной жалобы Феценко Д.В. о том, что выплата ему пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации № 4468-1 могла быть приостановлена лишь в случае его возвращения на военную службу и приобретения вновь статуса военнослужащего, однако при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему военной пенсии по выслуге лет приостановлению не подлежала.

Таким образом, вывод суда о том, что право на получение пенсии за выслугу лет в период службы в таможенных органах у Феценко Д.В отсутствовало, так как при его поступлении на службу в таможенные органы выплата назначенной ему по линии Министерства обороны Российской Федерации пенсии за выслугу лет должна была быть приостановлена на период прохождения им службы в таможенных органах, Судебная коллегия признает основанным на неправильном толковании и применении норм материального права и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации выраженной в постановлении от 18 марта 2004 г. № 6-П.

Исходя из изложенного вынесенные по данному делу судебные постановления судов первой и апелляционной инстанций Судебная коллегия признает незаконными. Они вынесены с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Феценко Д.В., что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для их отмены.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным отменяя судебные постановления, не передавая дело для нового рассмотрения принять новое решение и отказать в удовлетворении иска военного комиссариата Московской области к Феценко Д В о взыскании незаконно полученных сумм пенсии, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской

решение Наро-Фоминского городского суда Московской области от 15 октября 2013 г. в редакции определения этого же суда от 8 ноября 2013 г. об исправлении описки и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского областного суда от 16 апреля 2014 г отменить.

Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении иска военного комиссариата Московской области к Феценко Д В о взыскании незаконно полученных сумм пенсии.

Именем Российской Федерации

« 26 » апреля 2012 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

Председательствующего судьи Сорокиной С.Л.,

при секретаре Жилиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 - 941/12 по иску ФИО5 к Военному комиссариату Тамбовской области о взыскании удержанной суммы пенсии,

Чеканов В.И. является пенсионером Министерства обороны РФ с 20.08.2004г., с указанной даты по 30.11.2011г. выплата пенсии осуществлялась Военным комиссариатом Мурманской области, с 01.12.2011г. получает пенсию в Военном комиссариате Тамбовской области.

Согласно расчету ВКТО от 25.01.2012г. сумма районного коэффициента за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г. составила 14545 руб. 16 коп.; данный расчет направлен ВКТО в ОАО «Сбербанк России» 26.01.2012г. для удержания переполученной пенсии по 20 % от пенсии до полного погашения.

06.03.2012г. Чеканов В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Тамбовской области о выплате незаконно удержанной из пенсии суммы в размере *** коп., указав в обоснование своих требований, что является получателем пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № 4468-1. Он проживал в г.Мурманске, а в связи с переменой места жительства 14.11.2011г. обратился в отдел ВКТО по г.Тамбову для постановки на воинский учет и получения пенсии. 27.12.2011г. он подал заявление о выплате пенсии в связи с переменой места жительства. Из поступившего в его адрес уведомления от 26.01.2012г. следовало, что образовалась переплата пенсии в размере ***. в связи с тем, что он, по мнению ВКТО, несвоевременно сообщил о перемене места жительства, и будет производиться ее удержание. Решение ВКТО нарушает его права по пенсионному обеспечению. По новому месту жительства в г.Тамбове он зарегистрировался 09.11.2011г. и с этой даты возникли обстоятельства, влекущие уменьшение размера пенсии; 14.11.2011г. он прибыл в отдел ВКТО по г.Тамбову для постановки на воинский учет, об изменении места жительства сообщил в военный комиссариат Мурманской области 07.11.2011г., отправив по факсу соответствующее заявление. Злоупотреблений, которые повлекли излишние выплаты суммы пенсии, с его стороны не было; пенсия с применением районного коэффициента на законных основаниях выплачена ему по 30.11.2011г., поскольку в случае перерасчета размера пенсии из-за возникновения обстоятельств, влекущих уменьшение размера пенсии, пенсия в новом размере выплачивается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили эти обстоятельства.

В судебном заседании истец Чеканов В.И. исковые требования поддержал по тем же основаниям, дополнив, что является пенсионером Минобороны РФ с августа 2004г.; пенсия назначалась в военном комиссариате Мурманской области, при этом размер пенсии определялся с учетом районного коэффициента в соответствии со ст.48 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1. С декабря 2011г. его пенсионное обеспечение осуществляет ответчик, так как он поменял место жительства, о чем 07.11.2011г. уведомил военкомат Мурманской области, и 09.11.2011г. зарегистрировался по адресу г.Тамбов, ,к. XXX, встал на воинский учет, а 14.11.2011г. он обратился в военкомат Тамбовской области с заявлением о запросе личного дела из военкомата Мурманской области. 27.12.2011г. он написал заявление на возобновление выплаты пенсии. В начале февраля 2012г. он получил уведомление центра соцобеспечения о том, что незаконно получал пенсию с районным коэффициентом 1,4 в октябре - ноябре 2011г. и из пенсии будут производиться удержания переполученной суммы пенсии в размере *** коп. по 20 % ежемесячно. В настоящее время сумма пенсии в размере *** коп. полностью удержана. Действия военкомата Тамбовской области незаконны, так как по новому месту жительства он зарегистрировался 09.11.2011г. и только с 01.12.XXXX г.районный коэффициент при исчислении размера пенсии не должен учитываться. Уточняя исковые требования, истец Чеканов В.И. просил взыскать с Военного комиссариата Тамбовской области удержанную сумму пенсии (районный коэффициент) за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г. в размере ***.

Представитель ответчика, по доверенности Дашичев С.С., исковые требования не признал по основаниям, изложенным в возражениях на иск, дополнив, что в документах, представленных истцом для оформления продления выплаты пенсии, имеется копия железнодорожного билета на имя Чеканова В.И. от г.Мурманска до г.Тамбова на 04.09.2011г., подтверждающего дату выезда из местности, где к денежному довольствию военнослужащих установлен районный коэффициент. Таким образом, в связи с тем, что из Мурманской области истец выехал 04.09.2011г., выплата пенсии с применением районного коэффициента в соответствии со статьей 48 Закона РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 должна была быть произведена по 30.09.2011г. Так как истец своевременно не сообщил в военный комиссариат Мурманской области о перемене места жительства и пенсия с применением районного коэффициента была выплачена по 30.11.2011г., образовалась переплата районного коэффициента за период с 1 октября по 30 ноября 2011 года. Порядок удержания суммы пенсии, излишне выплаченной пенсионеру, регламентируется статьей 62 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. ». Руководствуясь данной статьей, военкомат Тамбовской области направил в сбербанк уведомление об удержании суммы излишне выплаченного истцу районного коэффициента, *** коп., по 20 процентов от пенсии до полного ее погашения. В настоящее время излишне выплаченная пенсия (районный коэффициент) полностью удержана.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела и личное дело истца, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

По смыслу ст.17, ст.18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Государство в силу ст.2 и ст.7 Конституции РФ обязано обеспечить права граждан. Согласно ст.15 Конституции РФ, она имеет высшую юридическую силу, Законы и иные правовые акты, применяемые на территории РФ, Конституции противоречить не должны.

В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, с 20.08.2004г. истец является пенсионером Министерства обороны РФ; при этом с указанной даты по 30.11.2011г. выплата пенсии, размер которой определялся с учетом районного коэффициента в соответствии со ст.48 Закона РФ от 12.02.93 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», осуществлялась Военным комиссариатом Мурманской области, с 01.12.2011г. Чеканов В.И. получает пенсию, размер которой определен без учета районного коэффициента, в военном комиссариате Тамбовской области.

Согласно расчету военкомата Тамбовской области от 25.01.2012г. сумма районного коэффициента за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г. составила *** коп.; 26.01.2012г. ВКТО направил в ОАО «Сбербанк России» уведомление об удержании переполученной пенсии в размере *** коп. по 20 % от пенсии до полного погашения по разрешению на выплату пенсии *** *** пенсионера МО РФ Чеканова В.И., ***.

На момент рассмотрения спора в суде, 26.04.2012г., сумма пенсии (районный коэффициент) за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г. в размере *** коп. из пенсии истца удержана полностью.

Данные обстоятельства также подтверждаются личным делом Чеканова В.И., которое обозревалось в судебном заседании.

Удовлетворяя исковые требования Чеканова В.И., суд исходит из следующего.

Согласно ст.ст.50, 51, 52 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение указанных категорий граждан осуществляется пенсионными органами соответствующих ведомств, в том числе Министерства обороны РФ, применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

В соответствии с п.47 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"(с изменениями от 12 марта 2010 г.), утвержденного постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. N 16/19па и применяемого при разрешении данного спора в соответствии со ст.50 вышеуказанного Закона от 12.02.1993г., выезд лиц из районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, подтверждается документом о регистрации по новому месту жительства и распоряжением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по прежнему месту жительства о снятии пенсионного дела с учета в установленном порядке на основании заявления пенсионера.

Согласно ст.56 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье11 настоящего Закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи.

При переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Как следует из материалов дела, пенсионного дела истца и установлено в судебном заседании, Чеканов В.И. с 11.03.1994г. до 09.11.2011г. был зарегистрирован по месту жительства по адресу ***, ***А, ***, в связи с чем, пенсионное обеспечение истца осуществлял военкомат Мурманской области, а размер пенсии был определен с учетом районного коэффициента в соответствии со ст.48 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1.

07.11.2011г. Чеканов В.И. обратился к начальнику центра соцобеспечения военного комиссариата Мурманской области с заявлением (отправлено по факсу), в котором просил выслать его личное дело в военкомат Тамбовской области в связи с переменой места жительства.

09.11.2011г. Чеканов В.И. был зарегистрирован Отделом УФМС России по Тамбовской области в Советском районе г.Тамбова по месту жительства по адресу ***.

25.11.2011г. военный комиссариат Мурманской области, в связи с переездом Чеканова В.И. на постоянное место жительства в Тамбовскую область, направил военному комиссару ВКТО личное дело истца, указав, что выплата пенсии произведена по 30.11.2011г.

27.12.2011г. Чеканов В.И. подал в ВКТО заявление о возобновлении пенсии, указав в нем, что прибыл к избранному месту жительства 03.11.2011г.

19.01.2012г. ВКТО направил в ОАО «Сбербанк России» разрешение на выплату пенсии Чеканову В.И с 01.12.2011г. в связи с переменой места жительства, а 26.01.2012г. - уведомление об удержании переполученной пенсии в размере *** коп. по 20 % от пенсии до полного погашения по разрешению на выплату пенсии *** *** пенсионера МО РФ Чеканова В.И., ***

Принимая во внимание, что истец 07.11.2011г. уведомил военный комиссариат Мурманской области о перемене места жительства, зарегистрировался по новому месту жительства 09.11.2011г., снят с учета в военкомате Мурманской области в установленном порядке на основании заявления пенсионера 25.11.2011г., что бесспорно установлено в судебном заседании, а также учитывая изложенные выше правовые нормы, суд приходит к выводу о том, что оснований для удержания из пенсии истца суммы пенсии (районного коэффициента) за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г. в размере *** коп. не имеется, а, поскольку данная сумма удержана из пенсии на момент рассмотрения дела, с ответчика с пользу истца подлежит взысканию ***

Доводы представителя ответчика о том, что истец несвоевременно сообщил в военкомат Мурманской области о перемене места жительства, поскольку согласно железнодорожному билету выехал из местности, в которой законодательством РФ установлен районный коэффициент, в сентябре 2011г., в связи с чем, образовалась переплата пенсии (районного коэффициента) за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г., Суд считает несостоятельными по изложенным выше основаниям; по мнению суда, железнодорожный билет о выезде истца из г.Мурманска в г.Тамбов 04.09.2011г., а также квитанции, подтверждающие отправку багажа, сами по себе не свидетельствуют о перемене места жительства Чеканова В.И. в сентябре 2011г., более того, действующим законодательством предусмотрено, что при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания доставка пенсии осуществляется на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Кроме того, Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истцу, работавшему с 20.08.2004г. по 03.12.2011г. в *** с 03.09.2011г. по 14.10.2011г., с 15.10.2011г. по 03.12.2011г. были предоставлены ежегодные дополнительные отпуска. В связи с чем, заслуживают внимания доводы истца, которые не опровергнуты ответчиком, о том, что 04.09.2011г. он выехал из г.Мурманска в отпуск, а не на новое место жительства и только в ноябре 2011г. он, приняв решение о перемене места жительства, уведомил военкомат Мурманской области о перемене места жительства и зарегистрировался по месту проживания в г.Тамбове.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Исковые требования ФИО6 удовлетворить.

Взыскать с Военного комиссариата Тамбовской области в пользу ФИО7 удержанную сумму пенсии (районный коэффициент) за период с 01.10.2011г. по 30.11.2011г. в размере *** коп.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 01.05.2012 года.

Читайте также: