За что могут лишить пенсии военнослужащего по контракту

Верховный суд России защитил право военных честно служить отечеству до самой пенсии.

Решение высшей инстанции можно назвать неожиданным и сенсационным: командование обязано автоматически продлевать контракт со служивым, если не случилось чего-то экстраординарного. Хочет человек быть в строю - пусть будет.

Возможно, для правоведов это не новость. Однако немало воинских начальников до сих пор и не подозревало, что не им решать, кого оставлять без пенсии. Отсюда масса маленьких трагедий, когда человек лишался погон буквально за пару шагов до пенсии. Одно из таких дел послужило поводом для разъяснений Верховного суда страны.

Пример коллегам подал военный связист Б., служивший на Северном флоте. Офицер набрал около 17 лет выслуги, когда подошел к концу срок очередного контракта. Каких-то видимых причин, чтобы увольняться, у 30-летнего офицера не было. В феврале прошлого года он подал по команде рапорт о переводе в другую часть на должность зам начальника узла связи, после чего прошел аттестационную комиссию. Она дала "добро". В марте соответствующее представление было направлено начальнику морской авиации Северного флота. А в апреле заявитель попросил продлить с ним контракт, который истекал вот-вот. Казалось бы, это чистая формальность. Тем более что уже, как говорится, закрутился перевод на новую должность. Однако командование неожиданно взбрыкнуло, иначе не скажешь. Оно не продлило контракт. Мол, ваше время вышло, товарищ командир. Военный связист был отправлен в отставку без права на военную пенсию.

Цинизм ситуации в том, что отставленный военный фактически начинает жизнь с нуля: его пенсионная выслуга сгорает. Ведь пока он служил, никто не отчислял в Пенсионный фонд ни копейки: деньги военным пенсионерам идут через военное ведомство. А на "гражданке" система другая: с каждой зарплаты человека определенный процент уходит в Пенсионный фонд, где деньги, так сказать, складываются и хранятся до старости.

Военному связисту было 30 лет, большую часть жизни он отдал службе. Но получилось так, что никто ему ничего не должен. Военное ведомство избавилось от него, а в гражданском собесе для него ничего не прибавилось.

Любому отставнику необходимо время, чтобы вписаться в гражданскую жизнь: найти хорошую работу, обрасти связями, пустить штатские корни. Многие служивые предпочитают все-таки дотянуть до военной пенсии, чтобы она грела на первых порах гражданской жизни. Как теперь выясняется, желание выслужить пенсион не мечта, а святое право каждого человека в погонах. Верховный суд пояснил, что военнослужащие, проходящие службу по контракту, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

К слову, такие основания могут быть плохими, нормальными или хорошими. Плохие, если, скажем, человека осудили за преступление. Нормальные, с правой точки зрения, если, допустим, служить человеку мешают какие-то семейные обстоятельства или здоровье его уже подводит. Здесь ни к нему нет претензий, и он, как правило, не в претензии: житейская ситуация. Хорошие, когда военного, например, избрали депутатом Госдумы. Еще бывают так называемые оргштатные мероприятия: реорганизации или сокращения. Это отдельная история.

В случае с Б. военные чиновники придрались, что он подал рапорт о продлении контракта менее, чем за 3 месяца до истечения его срока. Строго говоря, была немного нарушена установленная процедура. Однако Верховный суд пояснил, что нарушение процедуры не дает право нарушать закон.

А определение № 210-В11-9 включено в обзор судебной практики, в качестве назидания судьям и военным начальникам.

Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным федеральным законом.

Решением Североморского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2010 г. удовлетворено заявление Б., в котором он просил признать незаконными приказ командующего Северным флотом об увольнении его с военной службы в запас по истечении срока контракта и приказ командира воинской части об исключении его из списков личного состава воинской части, а также обязать командира части заключить с ним новый контракт о прохождении военной службы.

Кассационным определением Северного флотского военного суда от 21 октября 2010 г. решение суда отменено и принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

В надзорной жалобе Б., утверждая, что действующим законодательством предусмотрено право проходить военную службу до достижения предельного возраста пребывания на ней, просил кассационное определение отменить, оставив в силе решение гарнизонного военного суда.

Рассмотрев материалы гражданского дела и доводы надзорной жалобы, Военная коллегия нашла жалобу подлежащей удовлетворению.

Из материалов дела следует, что заявитель, 1980 года рождения, общая продолжительность военной службы которого в льготном исчислении составляет менее 17 лет, после получения согласия 15 февраля 2010 г. обратился по команде с рапортом о переводе в другую воинскую часть на должность заместителя начальника узла связи, после чего в отношении его состоялось заседание аттестационной комиссии о целесообразности перевода и было подготовлено соответствующее представление, которое вместе с другими документами 3 марта 2010 г. было направлено начальнику морской авиации Северного флота для принятия решения.

27 апреля 2010 г., до истечения срока действующего контракта, заявитель изъявил желание заключить новый контракт.

Следовательно, Б., не достигший предельного возраста пребывания на военной службе и не имеющий права на пенсию, надлежащим образом выразил свое желание проходить военную службу по контракту после истечения срока действующего контракта.

Согласно п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и не достигшие предельного возраста пребывания на военной службе, не могут быть уволены с военной службы без их согласия до приобретения ими права на пенсию за выслугу лет, за исключением случаев досрочного увольнения по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".

В соответствии с п. 10 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащему, не достигшему предельного возраста пребывания на военной службе, не может быть отказано в заключении нового контракта, за исключением случаев, когда он подлежит досрочному увольнению с военной службы по основаниям, установленным Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", а также при наличии оснований, указанных в п. 3 ст. 4 Положения о порядке прохождения военной службы.

Командованием не представлено в судебном заседании данных о наличии оснований, установленных в Федеральном законе и Положении о порядке прохождения военной службы, для досрочного увольнения заявителя с военной службы.

При таких данных законные основания для увольнения Б. с военной службы по истечении срока контракта и отказа в заключении нового контракта отсутствовали.

Обращение Б. с рапортом о заключении нового контракта менее чем за три месяца до истечения срока действующего контракта в силу п. 11 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы не препятствовало заключению с ним такого контракта. При этом содержащееся в п. 8 ст. 9 Положения требование о сроке принятия командованием решения относительно заключения с военнослужащим контракта определяет порядок действий командования, то есть процедурный вопрос, и не ограничивает период, в течение которого военнослужащий вправе изъявить желание заключить новый контракт.

Таким образом, увольнение Б. в запас по истечении срока контракта и отказ в заключении нового контракта являются незаконными, а вывод суда кассационной инстанции об обратном свидетельствует о неправильном толковании им закона.

Поскольку допущенные судом кассационной инстанции нарушения норм материального права повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав заявителя, Военная коллегия Верховного Суда РФ отменила кассационное определение Северного флотского военного суда от 21 октября 2010 г. и оставила в силе решение Североморского гарнизонного военного суда от 3 сентября 2010 г.


Сегодня мы хотим затронуть тему выплаты военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Достаточно часто нам задают вопрос, правомерно ли лишение премии на усмотрение командира? И можно ли это оспорить? А главное, на какой срок военный может быть лишен этой премии, могут ли вообще не представлять к премированию?

Давайте начнем с основ.
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" установлено, что премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей входит в состав денежного довольствия. И согласно Приказу Министра обороны РФ от 6 декабря 2019 г. № 727 "Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат" Выплата премии военнослужащим по контракту производится ежемесячно в текущем месяце за истекший и в декабре - за декабрь .
Премия выплачивается на основании ежемесячно издаваемого приказа соответствующего командира в размере до 25% от оклада денежного содержания.

Конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии, с учетом результатов по профессионально-должностной, физической подготовке, имеющихся дисциплинарных взысканий за совершенные дисциплинарные проступки, а также нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооруженных Сил и отраженных в актах ревизий финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

Как вы видите оценка результатов деятельности и установление размера премии отдана полностью в руки командирам части как говорится «со всеми вытекающими»

А теперь давайте разберем, что же говорят суды и какие позиции занимают по проблемам премиальных выплат.

Смотрим первую выдержку из решения суда: В судебном заседании было установлено, что из войсковой части непосредственное командование никаких ходатайств командиру с предложением об установлении в не максимальном размере премии или сведений о наличии у него дисциплинарных взысканий, неудовлетворительных результатов по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке, нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности не направляло. Претензий у командования по службе к истцу в не было. В связи с чем суд считает, что ответчиком без законных на то оснований оспариваемым приказом был установлен размер премии в не максимальном размере, а потому находит права истца нарушенными. Здесь суд оценивает доказательства по совокупности — не только мнение командования, но и требования законодательства.

И еще одна показательная позиция суда: Вместе с тем, несмотря на неоднократные предложения суда, командир войсковой части не указал, в чем выразилось неэффективное исполнение служебных обязанностей и не представил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. При таких данных суд приходит к выводу, что у ответчика отсутствовали основания для установления размера Премии истцу в меньшем размере, т.к. из изложенного следует, что произвольно это делать командир воинской части не может. При таких данных суд признает незаконными действия командира войсковой части и обязывает ответчика изменить ее размер на 25 %, как это предусмотрено для военнослужащих, не имеющих упущений по службе.

И третья цитата с судебным мнением: Таким образом, командованием должна учитываться совокупность факторов, характеризующих качество и эффективность служебной деятельности военнослужащего в соответствующем месяце, и при отсутствии оснований для лишения премии, приниматься решение о конкретном размере премии в пределах до 25%.

Т.е. из всего вышесказанного вы видите, что командир имеет право (но не обязан) лишить премии при наличии дисциплинарных взысканий, упущений по профессионально-должностной подготовке, при наличии неудовлетворительных оценок по физической подготовке.

Что же касается оценки качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей, то она вообще носит субъективный характер. И очень уж напоминает подход к выплате премии 1010. Но из цитат и примеров очевидно, что некоторые суды высказывают суждения, что произвольно лишать премии командир не может и обязательно оценивают требования закона, которые мы перечислили выше, а также требуют доказать в чем именно выразилась неэффективность.

Теперь перейдем к наверно наиболее важному вопросу, а на сколько процентов могут лишить премии?

По крайней мере его военнослужащие нам задают достаточно часто.
И ответь тут можно двояко.

Например такой выдержкой из решения суда: Какие-либо ограничения относительно минимального размера этих выплат, которые полномочное должностное лицо может устанавливать военнослужащим, в силу вышеперечисленных нормативно-правовых актов отсутствуют.

Либо встать на другую сторону и процитировать иное мнение: основанием для выплаты указанной премии является нахождение военнослужащего на должности, при отсутствии обстоятельств для ее лишения.

А что же нам говорят нормативные акты, согласно Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2011 г. N 993 "О выплате военнослужащим премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей и ежегодной материальной помощи" Премия не выплачивается военнослужащим:
- направленным за пределы территории Российской Федерации для оказания технического содействия и исполнения иных обязанностей;
- в период нахождения в распоряжении командиров (начальников), за исключением периодов временного исполнения ими обязанностей по вакантным воинским должностям;
- увольняемым с военной службы по основаниям, указанным в пунктах 1 - 5, 7 - 11 части 4 статьи 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", то есть по негативным статьям.

Поэтому наша позиция такова — пусть даже с учетом низкой эффективности исполнения должностных обязанностей, военнослужащему хоть 1 процент премиальных да должен быть установлен.

Подробнее смотрите в 57-м выпуске военно-правого видео блога по проблемам выплаты премиальных военнослужащим:

Ну и последний, но не менее важный на сегодня вопрос: Как долго может быть военный лишен этой премии ?

Исходя из вышеназванных судебных позиций следует, что это также оценочное и субъективное суждение командира, поскольку например дисциплинарное взыскание может не сниматься долгое время и командиры часто это обстоятельство используют против военнослужащих.

Вот наглядный пример из суда: При этом фактический размер премии определяется с учётом совокупности факторов, характеризующих качество и эффективность служебной деятельности военнослужащего в соответствующем месяце в пределах. А формулировка закона говорит об учете имеющихся дисциплинарных взысканиях, то есть говорит фактически о неснятых взысканиях.

Отметим что здесь можно тоже поспорить, каким образом наличие неснятого дисциплинарного взыскания влияет на качество и эффективность исполнения военнослужащими должностных обязанностей.

Поэтому мы и делаем вывод что оспаривание снижения надбавки в плане защиты своих прав в суде достаточно сложная задача. Ситуация позволяет трактовать нормы достаточно пространно и субъективно как командованию, так и суду. Исходя из этого в данном случае готовить защиту своих прав необходимо по максимуму и со специалистами.


«Бюджетный кризис толкает чиновников к отмене так называемых военных пенсий, которые получают служащие Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ и других силовых структур. Вслед за реформой гражданских пенсий логика кризиса ведет экономический блок правительства к сокращению пенсий силовиков. Нынешние военные пенсионеры могут спать спокойно: их пенсии отменять не планируют. Но действующие силовики могут в будущем вместо пожизненной пенсии получить лишь однократное выходное пособие – для адаптации к работе на гражданке. Такое решение уже обсуждается в структурах Минфина».
Почитать

Мнение военного адвоката.

Военная служба отличается особой сложностью и напряжённостью, по сути – это круглосуточная работа, особенно для тех, кто служит в строевых частях, ежедневно участвует в обучении стрельбе и вождению, днем и ночью, на отдалённых полигонах.

Поэтому для привлечения молодых людей к службе в армию по контракту одной только романтикой и слегка повышенным денежным довольствием не обойтись. Нужны более весомые социальные гарантии, рассчитанные на длительное время.

Таких гарантий всегда было две: гарантированное жилищное обеспечение после окончания службы и возможность выхода на пенсию задолго до достижения общего пенсионного возраста.

С 1993 года, с момента издания первого закона «О статусе военнослужащих» военному гарантировалось получение жилого помещения. При определённой выслуге лет и определённых основаниях увольнения, он даже не мог быть уволен с военной службы без предоставления жилья. Если жильё не предоставлялось в связи с невозможностью, военнослужащего переводили в распоряжение начальников (за штат) до обеспечения жильём.

Однако, начиная с 2013 года, на эту основную социальную гарантию началось широкомасштабное, по всем фронтам, по всем правилам военной науки наступление: теперь почти все увольняются без обеспечения жильём или жилищной субсидией, и дожидаются их уже «на гражданке». А «там» ждать можно бесконечно долго. Первая – жилищная – гарантия для тех, кто в силу закона не имел возможности стать участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (НИС), испарилась.

Примерно в это же время началось и наступление на вторую социальную гарантию – пенсионную. В соответствии с поправками в законодательство увеличился предельный возраста пребывания на военной службе. Формально, с точки зрения права на пенсию ничего не изменилось: выслуга лет для получения права на пенсию так и осталась 20 лет. Однако, посвящённые знают, что выйти на пенсию при выслуге 20 лет и не дослужиться до предельного возраста означает лишиться всех льгот, в первую очередь – на жилищное обеспечение при увольнении (а не после него).

Лишение силовиков пенсии, или её замена на некое единовременное пособие мгновенно разрушит остатки привлекательности военной службы.


Можно даже смоделировать ситуацию. Офицер, в 21 год заканчивает военное училище, через три года становится участником НИС, покупает жильё, а ещё через несколько лет получает право на полное погашение ипотеки (путём получение дополнительных денежных средств) – в случае увольнения по так называемым льготным основаниям – организационно-штатным мероприятиям, или состоянию здоровья.

А теперь вопрос: что будет держать в армии молодого, цветущего, тридцатилетнего мужика, даже не достигшего расцвета сил и возможностей?

В результате армия стремительно одряхлеет, мы можем оказаться в ситуации, когда самое главное звено взвод – рота – батальон останется без офицеров, или эти должности займут дослуживающие, «лежащие» на должностях неудачники.

Вряд ли эту ситуацию допустят силовики, которые в сегодняшней России занимают ведущие позиции. Поэтому все эти попытки больше похожи на информационный вброс, на прощупывание общественного мнения.

Как не остаться без пенсии

  • Перейти на страницу:


Как не остаться без пенсии

Как не остаться без пенсии


Quote (pelican2)
Поэтому чего делать не знаю -заключать контракт или нет.

Этот вопрос каждый для себя сам решает. Если есть куда уйти, то почему бы это не сделать? Я, например, так и поступил, не став дожидаться ни пенсии, ни права на жилье. Благо профессия позволяет - юрист. Что я бы имел в армии? Мизерное денежное довольствие, однотипность дел (ден.довольствие, жилье и админ.расследования) и никакого профессионального развития. Поэтому и ушел. Сейчас нисколько не жалею. Хотя армию люблю и очень переживаю за нее.


Quote (Redarm)
Этот вопрос каждый для себя сам решает.

Согласен полностью.
Кто считает каждые 3%, на которые ежегодно повышается размер будущей пенсии, может служить и сверх предельного (хоть 10 лет), пока не наберет максимальный размер пенсии - 85% от суммы, с которой она расчитывается.
А кто решил с армией распрощаться, тот уходит сразу, как получает право на пенсию или жилье. А некоторые, даже этого не ждут, если есть куда идти.
Quote (Serg)
Кто считает каждые 3%, на которые ежегодно повышается размер будущей пенсии, может служить и сверх предельного (хоть 10 лет), пока не наберет максимальный размер пенсии - 85% от суммы, с которой она расчитывается

ЕСЛИ ДОЖИВЁТ -ТО СКОЛЬКО ПОТОМ ОСТАНЕТСЯ.

Добавлено (2007-04-10, 9:59 Pm)
---------------------------------------------

Quote (Serg)
Кто считает каждые 3%, на которые ежегодно повышается размер будущей пенсии, может служить и сверх предельного (хоть 10 лет), пока не наберет максимальный размер пенсии - 85% от суммы, с которой она расчитывается

ЕСЛИ ДОЖИВЁТ -ТО СКОЛЬКО ПОТОМ ОСТАНЕТСЯ.


Quote (pelican2)
ЕСЛИ ДОЖИВЁТ -ТО СКОЛЬКО ПОТОМ ОСТАНЕТСЯ.

А что, у нас одному офицеру в этом году 52 стукнет, а он все продляется (уже семь лет). Ему нравится: особенно никто ничем не перегружает. После 50 лет дали послабление: перестали ставить в наряд дежурным по части.


Quote (pelican2)
короче молодежи дорогу!!
А она выбирает БАБЛО РУБИТЬ -а потом американские негры будут
ими управлять и т.д. короче сырьевой придаток в итоге.

Я, так понимаю, это камень и в мой огород.
Жизнь нынче такая, как это не печально. Потребности с обзаведением семьи растут, а армия их удовлетворить уже не в силах. А семья не должна переносить все тяготы и лишения военной службы.


.
15. Дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского
или почетного звания, классного чина и государственных наград может быть
назначено при осуждении только за совершение тяжкого или особо тяжкого
преступления.
Суд вправе принять мотивированное решение о применении как одного,
так и нескольких указанных в статье 48 УК РФ правоограничений (например,
при наличии у осужденного воинского звания и государственных наград).
При изменении судом кассационной инстанции квалификации содеянного
лицом с тяжкого или особо тяжкого преступления на преступление средней
или небольшой тяжести назначенное на основании статьи 48 УК РФ
дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или
почетного звания, классного чина и государственных наград не назначается.

Re: Лишенные воинского звания лишаются и военной пенсии

Ну Вас послушать - главное пересидеть три года, а потом можно стучать себя в грудь - я офицер.
По заданному вопросу - прокуратура внесла протесты МО и Ком.ВО на изданные им приказы.
На счет трех лет - в данном случае это длящееся правонарушение, денюжки то он незаконно получал до самого увольнения,а после увольнения, так же незаконно получал (пока еще получает) пенсию.

Re: Лишенные воинского звания лишаются и военной пенсии


Re: Лишенные воинского звания лишаются и военной пенсии

Re: Лишенные воинского звания лишаются и военной пенсии

Да не выгодно это кое кому. Если начать раскручивать потянется очень длинная цепочка. Самое обидное то, что в новый облик вольется не один десяток таких "офицеров", ибо именно они лижут ж..пы, и именно они получают премии.

В описанном мною случае, этого, как бы помягче назвать урода, кинулись защищать и в суде и ВП и СКП . А протесты на присвоение званий были внесены только после моего обращения по 125 УПК на бездействия Фридинского.


Re: Сокращение и огражданивание

В каком случае военнослужащий, имеющий по выслуге право на пенсию по увольнению, может быть уволен без права на пенсию?

Сообщения #12-15 перенесены из иной ветки.


Re: Сокращение и огражданивание

В связи с лишением их воинского звания
У бывших военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с лишением их воинского звания и имеющих на день увольнения со службы выслугу на военной службе 20 лет и более, не возникает право на назначение пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Однако невозникновение или утрата бывшим военнослужащим права на пенсию за выслугу лет на военной службе не означает, что он лишается гарантированного ст. 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку согласно ч. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лицам, лишенным в установленном законодательством порядке воинских званий, и их семьям назначаются пенсии на основаниях, установленных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Законом
Для реализации своего права вышеуказанные лица и члены их семей с заявлениями о назначении пенсий в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" должны обращаться в территориальные отделы (управления) социальной защиты населения по месту их жительства (ст. 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).

Еще Определние КС РФ на этот счет:


Re: Сокращение и огражданивание

Re: Сокращение и огражданивание

Ой что то с Вами я не очень согласен насчет незаконности:
Статья 78. УК РФ Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности
1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

а если "пассажир " лично не участвовал в изготовлении поддельного документа, то
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 51
"О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О МОШЕННИЧЕСТВЕ, ПРИСВОЕНИИ И РАСТРАТЕ"
7. Хищение лицом чужого имущества или приобретение права на него путем обмана или злоупотребления доверием, совершенные с использованием изготовленного другим лицом поддельного официального документа, полностью охватывается составом мошенничества и не требует дополнительной квалификации по статье 327 УК РФ.

Тут надо полностью информацией по уголовному делу владеть.
Оставим в покое уголовника: предположим когда то в 198. году, Некая тётя Маша вместо ЗМО "подмахнула" приказ о присвоении первичных званий лейтенантам Н-ского училища. В 2010 году эта незаконность выяснилась и доказана.. Прокуратура (б. на всю голову) вынесла акт прокурорского реагирования в отношении (интересно кого? - в смысле иных уж нет..) и приказы нынешний МО отменил (в смысле оный акт исполнил). Какие правовые последствия по Вашему? Ваш "негодяй" обязанности военной службы исполнял, за что получал ДД и премии всех видов.
Гражданских гос и муни служащих в таких случаях тупо увольняют и см выше( 78 УК), а "Ваш" и так пенс. хотя без звания не будет военной пенсии- только общий трудовой стаж.

Может юмор клуб откроем.

чудило, Я офицеров с липовыми дипломами знаю десятка полтора. И мне в принципе, все равно, какое у них образование, если они добросовестно служат. Но му..ак, про которого идет речь, как лизал одно место, у командования до присвоения первичного, так и продолжал лизать все годы после присвоения. Как офицер он был полным нулем, но зато у него появилась звездная болезнь. Надо было видеть как он перед контрактниками (а наша часть с 1998 года полностью укомплектована контрактниками) изголялся покрывая их матом и бил себя в грудь - я офицер. Надо было видеть как его "занесло" и он разносил кадровых офицеров. Но зато он на ципочках ходил перед командованием, и исполнял все прихоти и пожелания, в ларек сбегать - пожалуйста, подписать незаконную бумагу - пожалуйста, пойти в суд лжесвидетелем - пожалуйста. Надо заметить, что и к нему прямые начальники относились как к тряпке, которую удобно держать под рукой, но об которую в любой момент можно вытереть ноги. И если бы он не пошел лжесвидетельствовать у меня на суде, и в решении суда не было бы написано "суд в основу решения суда положил показания такого то", то он в 2006 году уже был бы НШ части.

Главным вопросом, касающимся военнослужащих, является потеря ими права на военную пенсию.

Прежде всего надо разобраться в вопросе, определить разновидности предназначенных для получения военными пенсий. Только после этого можно понять, за что могут лишить военной пенсии лицо, исполняющее воинские обязанности. Такая потеря весьма ощутима, поэтому этот вопрос надо рассмотреть более подробно.


Разновидности начислений за хорошую службу военным гражданам на территории РФ

Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» от 12.02.1993 №4468-1 (далее – Закон) военнослужащие удостоены получать следующие разновидности пенсионных выплат:

  • начисление за выслугу определенного законом срока;
  • начисление лицу, признанному инвалидом, о чем есть медицинское заключение специалиста о том, что им была получена серьезная травма, которая стала причиной инвалидности, или выявлена болезнь, препятствующая исполнению воинских обязательств перед государством и обществом;
  • пенсия по достижении возраста выплачивается, если по завершении служебных полномочий уже выработан минимальный стаж, при этом лицо продолжает трудиться на благо Родины.

Лишение прав на получение военной пенсии представляется возможным только при наличии судебного решения.


Практика показывает, что органы, ответственные осуществлять выплату таких начислений, часто задаются вопросом, как лишить пенсии военного. Они ориентируются на то, что суд примет решение об увольнении лица со службы с применением к нему наказания – освобождения от воинского звания, тогда ему автоматически будет отказано в начислении выплат за выслугу лет.

Основания для отказа в выплате

Лишение воинского звания происходит на основании установленного факта совершения противоправного действия, что подкрепляется решением органа судебной инстанции.

Военные органы на основании Определения КС РФ №184 от 12.04.2005 в отношении лиц, лишенных звания, придерживаются определенных правил при принятии решения отказать в выплате воинской пенсии или позволить служащему получать заслуженное обеспечение.


Если преступление произошло позднее, чем увольнение из армии, законная пенсия гражданину продолжает выплачиваться и лишение звания не влияет на ее размер. Однако в случае совершения правонарушения гражданином в период службы, при котором было вынесено решение об освобождении его военного звания, если оно связанно именно с этим событием, выплата сразу заканчивается.

Тенденция отказов судами в удовлетворении жалоб и требований военных, оставшихся без права на получение пенсии по причине преступного деяния в период работы в военных организациях, происходит на всей территории России. Такая масштабность вынудила Конституционный Суд к подкреплению этих действий соответствующими нормативными документами.

Служба предполагает безоговорочное выполнение обязательств, данных государству во время принятия присяги, к которым отнесены защита безопасности граждан и государственного аппарата, поэтому любое преступление, совершенное в армии, считается противоречащим и нарушающим утвержденный порядок и влечет потерю права на военную пенсию.

Освобождение от звания согласно принятому судебному решению выступает средством отказа выплаты пенсии по выслуге лет.


  1. Лица, которым отказали в получении военной пенсии, в законном порядке имеют право на безоговорочное пенсионное обеспечение от государственного фонда в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в РФ».
  2. Законодателем предусмотрено восстановление права за гражданином, служившим в Вооруженных Силах и лишенным своего звания, возврата этого звания без изменения чина, присвоенного до совершения преступления, при условии полного погашения или досрочного снятия судимости. Процесс возврата утраченного звания осуществляется согласно указу президента РФ от 16.09.1999 №1237. Указ закрепил за гражданином, восстановившим утраченное звание, возможность возобновления всех утраченных социальных гарантий, включая право на получение пенсии по выслуге лет.

Согласно пояснению Конституционного Суда, в отношении восстановления права на пенсию этим законом могут воспользоваться только те военнослужащие, которые совершили преступление после фактического увольнения их с воинской службы или были привлечены к уголовной ответственности после увольнения. Закон говорит о том, что правом вернуть пенсионное обеспечение обладают лица, получавшие такие выплаты до наступления уголовной или иной ответственности по решению суда. Это означает, что ранее им уже была назначена пенсия, а лица, чье исполнение решения суда о назначении наказания в связи с совершением незаконного действия началось до начисления пенсии за выслугу лет, лишаются права на ее получение безоговорочно.

Правовой нормой и основой принятия подобных решений считается ст. 43 Закона, в которой говорится, что для расчета размера пенсии важна сумма окладной части заработной платы, напрямую зависящая от заслуженного воинского звания. В связи с тем, что по решению суда ранее служившее лицо в большинстве случаев лишается воинского звания, это автоматически влечет за собой прекращение начисления оклада, который является неустранимой частью при расчете размера пенсии.

Восстановление воинского звания и права на получение воинской пенсии

В России к настоящему моменту сложились нормы и закономерности решения вопросов, касающихся прерогатив пенсионного обеспечения лиц, чье звание было аннулировано по решению суда.

Если преступное деяние совершено лицом при осуществлении служебных полномочий и решением суда было постановлено снять звание с должностного лица, то безвозвратно теряется право на возобновление получения пенсии, а если пенсия ранее уже была назначена и перечислялась хотя бы раз, то она прекращает выплачиваться сразу после вступления приговора в законную силу. Если решение о применении уголовной ответственности с последующим снятием военного звания назначалось за совершение противоправных действий, осуществленных, когда гражданин уже был уволен со службы по иным обстоятельствам, не связанным с совершенным преступным деянием, при полном погашении судимости Конституционным Судом гарантируется возобновление начисления военной пенсии.

Ситуация решения пенсионных вопросов для военных достаточно спорная и нуждается в доработке со стороны законодательных органов, а также необходимо устранить все несогласованности в действиях государственных органов исполнительной власти в сфере выплат военнослужащим. Лишение пенсии военнослужащего возможно только на основании Закона. На данный момент наблюдается, что некоторые пункты противоречат друг другу, поэтому нельзя говорить о том, что практика принятия судом верных решений в отношении выплат пенсий военнослужащим исполняется только на основании и согласно действующим законам или иным нормативно-правовым актам.

Позвоните по номеру:

  • 8 (495) 137-50-02 — Москва
  • 8 (812) 424-18-02 — Санкт-Петербург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб.968) — общий

И наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина А.И. Климовича, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.И. Климович оспаривает конституционность части третьей статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которой пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Как следует из представленных материалов, заявитель в период с 1993 года по май 1995 года проходил военную службу в должности начальника финансовой службы войсковой части 40011 - командира войсковой части 60235. Приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота Российской Федерации от 27 мая 1995 года он был уволен с военной службы по состоянию здоровья. На день увольнения А.И. Климович имел воинское звание «подполковник». С 28 июня 1995 года ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». В связи с тем, что приговором Советско-Гаванского гарнизонного военного суда от 26 апреля 2000 года А.И. Климович был осужден за преступление, совершенное в период военной службы с использованием служебного положения, и приговорен к лишению свободы сроком на шесть лет без конфискации имущества с лишением воинского звания «подполковник», выплата назначенной заявителю пенсии была прекращена с 1 марта 2001 года.

Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 23 марта 2009 года А.И. Климовичу отказано в иске к Военному комиссариату Хабаровского края о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возобновлении ее выплаты с 1 января 2009 года и взыскании недоплаты сумм пенсии за период с 1 марта 2001 года по 31 декабря 2008 года.

По мнению заявителя, оспариваемое им законоположение, позволяющее органам, осуществляющим пенсионное обеспечение военнослужащих, и судам общей юрисдикции истолковывать его как предусматривающее прекращение выплаты гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления, совершенные в период военной службы, противоречит статьям 19 (часть 1), 39 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

2. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Закон Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как особого вида трудовой деятельности. Названный Закон предусматривает для них право на пенсию при увольнении со службы ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но лишь при определенных условиях, в частности при соответствующей выслуге лет, а при увольнении по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями - выслуге и общем трудовом стаже в установленных данным Законом размерах. Кроме того, к условиям приобретения права на такого рода пенсию относится и наличие у лица воинского или специального звания как неотъемлемого элемента статуса военнослужащего или лица, служащего в правоохранительных органах (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2005 года № 184-О, от 20 октября 2005 года № 379-О и от 11 мая 2006 года № 132-О).

2.1. В связи с тем, что права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности, пенсии за выслугу лет, назначаемые в связи с прохождением военной службы, осуществлением иной деятельности, дающей право на государственное пенсионное обеспечение, заработаны службой в Вооруженных Силах Российской Федерации и выполнением значимых для общества обязанностей. Это предполагает необходимость при определении права на пенсию учитывать как характер профессиональной деятельности гражданина, ее продолжительность, условия осуществления, так и соблюдение им особых требований, установленных законодателем в отношении отдельных видов государственной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года № 11-П и от 15 июня 1998 года № 18-П).

Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус (постановления от 26 декабря 2002 года № 17-П, от 17 мая 2011 года № 8-П и др.).

Военнослужащие в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обязаны быть верными Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать Российскую Федерацию, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров, дорожить воинской честью, боевой славой, войсковым товариществом и др.

Принося Военную присягу, лицо, поступающее на военную службу, клянется свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, достойно исполнять воинских долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество (пункт 2 статьи 40 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

Тем самым военнослужащий добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать в том числе тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в тексте Военной присяги.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им Военной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

Таким образом, военнослужащий, совершивший преступление в период военной службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права на получение пенсии за выслугу лет. Однако при этом он не лишается полностью предусмотренного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу оспариваемого заявителем законоположения его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Кроме того, действующее законодательство предусматривает возможность восстановления гражданина, лишенного воинского звания, после снятия или погашения судимости в прежнем воинском звании (пункт 2 статьи 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Порядок восстановления в воинском звании определен в статье 25 Положения о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237). Согласно пункту 3 данной статьи гражданин, которому восстановлено воинское звание, пользуется правами и льготами, установленными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в соответствии с восстановленным воинским званием, к числу которых относится и право на пенсию за выслугу лет по Закону Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

2.2. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 апреля 2005 года № 184-О указал, что часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

Однако данная правовая позиция не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения военной службы, в том числе когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения с военной службы.

В сфере пенсионного обеспечения лица, уволенные с военной службы до возбуждения в отношении них уголовного дела по факту совершения преступления в период ее прохождения и реализовавшие свое право на пенсию за выслугу лет при наличии необходимых для этого условий, в том числе воинского звания, в случае лишения их впоследствии указанного звания в соответствии с приговором суда не могут быть поставлены в иное правовое положение по сравнению с теми, кто уволен с военной службы после вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего лишение воинского звания и, как следствие, не приобрел право на пенсию за выслугу лет. Иное означало бы установление необоснованных различий в условиях пенсионного обеспечения лиц, фактически относящихся к одной и той же категории - уволенных с военной службы и лишенных воинского звания за совершение преступления в период ее прохождения, и нарушало бы конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации).

2.3. По мнению заявителя, утрата гражданином права на пенсию за выслугу лет в связи с обвинительным приговором суда является дополнительным наказанием, не предусмотренным Уголовным кодексом Российской Федерации. Между тем наличие воинского звания является необходимым элементом статуса военнослужащего, соответственно, лишение воинского звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в том числе как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

С учетом изложенного, утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 132-О).

Таким образом, оспариваемое А.И. Климовичем законоположение не может рассматриваться как нарушающее его конституционные права, а его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Определение Конституционного Суда РФ от 5 июля 2011 г. № 863-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Климовича Александра Ивановича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 2 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»

Текст Определения размещен на сайте Конституционного Суда РФ в Internet (http://www.ksrf.ru)

Обзор документа

Оспаривались нормы, касающиеся пенсий за выслугу лет, назначаемым военнослужащим (и приравненным к ним лицам).

По мнению заявителя, эти положения неконституционны. Они позволяют прекращать выплату гражданам, уволенным с военной службы по состоянию здоровья, ранее назначенной им пенсии за выслугу лет из-за того, что они лишены судом воинского звания за преступления (совершенные в период этой службы). Это по сути - дополнительное наказание, не предусмотренное УК РФ.

КС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.

Права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности. Соответственно, названные пенсии за выслугу лет заработаны службой в Вооруженных Силах РФ и выполнением обязанностей, значимых для общества.

Это предполагает необходимость при определении права на такую пенсию учитывать как характер профдеятельности гражданина, так и соблюдение им особых требований.

Принося Военную присягу, лицо добровольно возлагает на себя обязанность соответствовать и тем нравственным требованиям, которые нашли отражение в ее тексте.

Совершение лицом преступления в период прохождения службы, повлекшее лишение воинского звания по приговору суда, свидетельствует не только о нарушении им названной присяги, но и об отсутствии права на пенсию за выслугу лет, которое должно быть заслужено безукоризненным выполнением конституционно значимых обязанностей.

С учетом этого военнослужащий, совершивший преступление в период службы и лишенный по приговору суда воинского звания, не имеет права получать пенсию за выслугу лет.

Наличие воинского звания - необходимый элемент статуса военнослужащего.

Соответственно, лишение такого звания по приговору суда означает изменение правового статуса гражданина, в т. ч. как субъекта отношений по пенсионному обеспечению.

Поэтому утрата права на пенсию за выслугу лет не может рассматриваться как дополнительное наказание, а является следствием изменения правового статуса гражданина.

Читайте также: